Известно, что промышленное развитие служит базой для укрепления экономики каждой страны, основой ее благополучия. За счет стремительного экономического развития Израиль вошел в список лидеров – государств, которые предлагают гражданам рабочие места на заводах, выплачивая стабильную заработную плату.
Заводы в Израиле немногочисленны, но отличаются производственными мощностями, грамотной кадровой и экономической политикой. Промышленные израильские комплексы обеспечивают потребности страны в товарах, а также с успехом экспортируют свою продукцию.
Перечень и особенности предприятий
Граждане Израиля и иностранцы могут претендовать на вакансии следующих предприятий:
Многие предприятия работают по лицензии известных фирм, отправляя продукцию безупречного качества партнерам, а с небольшими недоделками реализуя на собственных рынках по невысоким ценам.
Правила работы на промышленных предприятиях
Работа в промышленном секторе Израиля считается престижной из-за ее стабильности и возможности достойно зарабатывать, закончив всего лишь кратковременные курсы подготовки.
В основном рабочим платят сдельно, по часам, поэтому перекуры и отдых на рабочем месте невыгодны. Часто бывает много сверхурочных работ, когда поступает крупный заказ, они оплачиваются отдельно. После выполнения заказа владельцы предприятий могут отпустить сотрудников в неоплачиваемый отпуск.
Для рабочих существует персональный социальный пакет, который чаще всего предусматривает обеды по символическим ценам или бесплатно, подарки к главным еврейским праздникам и корпоративный отдых.
К работе на заводах Израиля принято относиться серьезно: во время рабочей смены не отдыхают.
Если задание выполнено, необходимо помогать товарищам или переходить к следующему, за опоздания или прогул следуют наказания вплоть до увольнения.
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе. Вы тоже можете дополнить ее.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений.
Содержание
Общие положения
На протяжении более 40 лет местный спрос способствовал расширению промышленности Израиля, поскольку население страны быстро росло, и уровень жизни повышался. В последнее время мировой спрос на израильские передовые технологии, программное обеспечение, электронику и другое сложное оборудование стимулировал промышленный рост.
Высокий статус Израиля в новых технологиях является результатом его акцента на высшее образование, исследования и разработки. Правительство также способствует промышленному росту, предоставляя кредиты по низким ставкам из своего бюджета развития. Основными ограничениями, с которыми сталкивается промышленность, является нехватка отечественного сырья и источников энергии и ограниченный размер местного рынка. Некоторые компании вливаются в мировые холдинги.
Основные факты о промышленности Израиля
В структуре промышленного производства Израиля преобладает высокотехнологичная продукция, а также товары из бумаги и древесины, поташ и фосфаты, лёгкая промышленность, напитки, табак, едкий натр, цемент, строительство, товары из металлов, химикаты, пластик, обработка алмазов, текстиль, обувь. Бриллианты, высокотехнологичное оборудование и фармацевтические препараты входят в число ведущих экспортных поставок. [1] Рост промышленного производства в 2007 году составил 4.1%. [1]
Около 85% из 22,000 зарегистрированных израильских фабрик считаются традиционными, то есть трудоемкими производственными мощностями, на которых производятся такие продукты, как продукты питания, целлюлоза, бумага и текстиль. Экономическая и производственная база Израиля слишком мала, чтобы конкурировать с такими странами, как Китай и Индия в массовом производстве. Тем не менее, в последние годы Израиль стал двигателем глобального роста передовых производств, чему способствовало превосходство в области высоких технологий и НИОКР. Страна продвинулась в высокотехнологичных секторах, включая
Использование передовых технологий, инструментов и практик для создания высокотехнологичных и даже низкотехнологичных продуктов делает компании более эффективными и повышает производительность. Израиль стал пионером в интеграции сложных решений для производства в отраслях с низким уровнем технологий, в том числе в рамках программы Управления по инновациям Израиля, которая субсидирует предприятия с высокими технологиями, от керамики до текстиля и пластмасс, внедряя инновационные процессы.
В целях стимулирования инноваций и создания стартапов по всей стране министерство экономики и промышленности в начале 2010-х годов объявило об инициативе, предусматривающей предоставление финансируемых государством грантов в размере от 20 до 30% и налоговых льгот в размере 7.5% как для новых, так и для существующих компаний, создавших передовые производственные мощности в таких областях, как возобновляемые источники энергии, нанотехнологии, биотехнологии и обработка данных. Программа стимулирования нацелена на развитие в географической и экономической периферии Израиля.
Всемирно известный опыт Израиля в области НИОКР тесно связан с его успехом в передовых секторах производства. От мощной оборонной промышленности до научно-исследовательских центров, созданных такими компаниями, как HP, Applied Materials, Intel и Teva Pharmaceutical (NYSE: TEVA), динамичная израильская исследовательская и инновационная среда привела к развитию передового производства в области высоких технологий.
Многие израильские компании, расширяясь, вкладывают капиталы за границей, чтобы использовать близость к потребителям продукции и дешевизну местной рабочей силы.
Отрасли промышленности
Тяжёлая промышленность
Из-за ограниченного внутреннего рынка и отсутствия собственной металлургии тяжёлая промышленность в Израиле невелика. Одной из её разновидностей является судостроение. После падения спроса на корабли судостроители занялись всеми проектами, где применяется освоенная ими технология.
Например, существующая более 60 лет компания «Israel Shipyards» («מספנות ישראל») использует для повышения эффективности и экономичности промышленного строительства расположение на берегу моря и другие преимущества: большие крытые производственные площади, производственные мощности, приспособленные для работы с тяжёлыми металлоконструкциями, тяжелые подъемные краны, опытная рабочая сила, сертифицированные стандарты качества. Она производит баки высокого давления, контейнерные краны и другое оборудование для портов, установки для термического опреснения воды, мостовые конструкции. [7]
Дорогие работники и работодатели. Хочу вам рассказать немного о том, какая есть в Израиле работа, какие заводы, и что Израиль производит.
В Израиле нет государственных предприятий! Почти все заводы в Израиле частные. В исключение входит единственный военный завод в Израиле «Рафаэль», на который устроиться работать практически невозможно самостоятельно, только по связям.
В Израиле многие стремятся попасть работать на завод, так как это стабильно. Человеку достаточно закончить какие-либо курсы, чтобы начать получать зарплату выше минимума. Простой пример, тот кто закончил курсы для работы на автоматизированном станке CNC получает больше денег в час, чем не закончивший курс, хотя они могут выполнять одинаковую работу.
Трудоустройство по специальности разнорабочий можете найти почти на любом заводе, а работу по конкретной специальности найти сложно.
Сама работа почти на каждом предприятии кроме основной смены предусматривает сверхурочные работы. Если нужно выполнить крупный заказ, то работать могут неделю по 12 часов в день, потом неделю по 12 часов в ночь.
После 8-и часов работы платят за каждый час сверхурочные. Хозяину выгодно держать людей по столько часов, чтобы выполняли план как можно быстрее, а когда происходит спад работы, то могут людей отправить в вынужденный отпуск на несколько дней.
Оплата рабочих почасовая, за каждый час работы человек получает минимум 25 шекелей. То есть для рабочего не выгодно сидеть дома, так как его зарплата зависит от его рабочих часов.
Заводы Израиля два раза в год (на еврейскую пасху и еврейский новый год) для всего рабочего персонала дарят подарки от имени хозяина предприятия. Кстати, подарки дарят неплохие: кастрюли, духи, столовый набор, соковыжималку и т.д.
Если какой-либо завод извлекает хорошую прибыль и заботится о своих работниках, раз в году вывозит весь рабочий персонал на отдых в другую страну. Если же предприятие среднего уровня, то рабочий персонал вывозят на двух-трех дневную поездку по стране, например: Эйлат, горнолыжную база на горе Хермон или на Мертвое море.
Примерно с 2003 года ввели запрет на курение в общественных местах в Израиле и тогда все предприниматели и работодатели стали тщательно следить за тем, чтобы не курили на рабочих местах и во время работы. Для курения отвели специальные места.
Любой, кто захочет выйти покурить, должен отбить карточку на выход и может наслаждаться сигаретами, но тогда ему не оплачивают то время, которое он прокурил, это не выгодно для работодателя. В Израиле на заводах для рабочих обычно почасовая оплата.
Каждый работник получает магнитную карточку. Он ее проводит при входе и выходе, время пребывания на рабочем месте автоматически фиксируется.
Почти при каждом заводе имеется своя столовая с поварами, которые на обед кормят весь рабочий персонал, уровень еды соответствует материальному уровню предприятия. Плата за еду символическая по отношению к зарплате.
В Израиле широко известны такие заводы, как:
1) Заводы по изготовлению молочных продуктов – «Штраус» и «Тнува».
2) Военные заводы «Рафаэль» и “Эльбит”.
3) Швейные заводы по изготовлению нижнего белья – «Дельта» и «Тефрон».
4) Завод по изготовлению пластиковых изделий”Кетер”, где производят столы, стулья, качели.
Кстати, завод Кетер находится в Кармиэле. Кетер переводится с иврита как корона. В Израиле есть сыр с названием «Кетер». У русскоговорящих жителей Кармиэля слово Кетер больше ассоциируется не с сыром и не с короной, а с пластиковым заводом.
5) Металлургические заводы
6) Заводы по изготовлению «Кока-колы»
Многие заводы в Израиле сотрудничают с американскими фирмами. Например, текстильная фабрика «Тефрон» шьет нижнее белье по патенту «Виктории Сикретс» не для продажи в Израиле, а напрямую для поставки американским фирмам. Единственное, если имеется брак, то могут продать в собственном магазине по низкой цене для жителей Израиля.
Заводы в Израиле отличаются очень тяжелой работой в моральном плане, а от этого становится тяжело и физически. Во время работы человек должен трудиться непрерывно, даже если план выполнен и все ждут, пока дадут новое задание или привезут новые детали.
Нельзя стоять, сложа руки, или сидеть, должны либо помогать сотоварищу, либо брать метлу в руки и наводить порядок. Не должны видеть, что ничего не делаешь, а иначе в следующий раз дадут выполнять план вдвое больше.
Строго наказывается опоздание, могут не заплатить за час работы. И заканчивается день строго минуту в минуту по часам, если отбить карточку раньше, создадут проблемы или не засчитают последний час.
Если кто-то думает, что работа в Израиле полная лафа, и заработать можно много денег, то он круто ошибается. Заработать много денег, работая неквалифицированно можно, если работать на износ, но тогда жизнь будет кромешным адом!
А те деньги, что заработаете, не будет сил и смысла тратить! Ведь человек все время на работе! Подумайте о своем здоровье, прежде чем идти на завод!
С годами промышленность Израиля все возрастает и возрастает. Всего за несколько последних каких-то десятков лет промышленность Израиля продвинулась до мирового уровня в разных сферах. Это агротехника, медицинская электроника, телекоммуникации, промышленная химия ну и обработка алмазов.
Как только Израиль стал независимой, самостоятельной странной, в первые десятилетия, главной задачей было развитие промышленности Израиля. Все силы государства Израиль были направлены на формирование сельского хозяйства Израиля, на формирование энергетической, транспортной, ну и, конечно же, водной инфраструктуры. Так как страна имеет огромный потенциал высококвалифицированных специалистов, им не страшна процедура добычи собственных основных видов сырья, научных разработок и т.д. Нужно отметить, что промышленность Израиля сориентирована на изготовление научных товаров, которые разработаны на основе собственных технических и научных новинок.
Хотелось бы напомнить то, что за предыдущие десятки лет промышленность Израиля возросла не только благодаря агротехнике, медицинской электротехнике, телекоммуникациям, промышленной химии, а и благодаря обработке алмазов. В 1990 году израильская промышленность бриллиантов экспортировала товара на три миллиарда долларов. Практически 80% маленьких, сверкающих, отполированных камней на мировые рынки поставляет Израиль. Большую часть этих красивых, кристально чистых бриллиантов используют для изготовления прекрасных украшений.
Промышленность Израиля в этой области является самым крупным, большим производственным и торговым центром. Потому, что именно здесь, в Израиле, шлифуется 40% всех бриллиантов мира.
Известно, что там, где высокие, новейшие технологии, в тех областях промышленности и замечается наибольший рост. Не обойтись, конечно, без применения самой лучшей техники, без привлечения инвестиций в расследование, и в развитие.
Самыми популярными отраслями израильской промышленности есть традиционные отросли. Сюда входит: переработка пищевых продуктов, производят высококачественную технику, одежду, мебель, изготовляют разные удобрения, химикаты, изделия из пластмассы, из резины и из металла. Так же внутри страны производят продовольственные товары, такие как: напитки, изделия из табака, из ткани и из кожи, одежду. Особенное внимание уделяется электротехническому и электронному оборудованию, которое предназначено для военных целей, для необходимости сфер связи и конечно медицины. В Израиле так же развивается металлургия и машиностроение, авиастроение и судостроение, не только гражданское, а и военное.
В перерабатывающей промышленности Израиля формируется 20% национальной прибыли и сосредоточено 20% всех занятых. В Тель-Авиве (ближайший город, в котором находятся практически 4 тысячи больших и маленьких предприятий) доводиться больше половины рабочих мест, которые имеет промышленность Израиля.
Поговорим о химической промышленности Израиля. Здесь производят многочисленные медицинские и ветеринарные препараты, лекарства, антикоррозийные материалы, фосфаты, хлор, азот, гидроокись натрия, регуляторы роста, ароматические добавки, ну и средства для защиты сельскохозяйственных продуктов от различных вредителей.
В основном источником энергии в Израиле – это в основном импортная нефть, благодаря которой удовлетворяются практически 80% все энергетические потребности государства, а прочая численность за счет приобретений за границей. Промышленность Израиля использует все возможности, которые предоставляет природа. Израильтяне применяют солнечную энергию и энергию ветра. Израиль – это страна, которая занимает во всем мире первое место по эксплуатации солнечных бойлеров в своих домах.
Обсудим горнодобывающую промышленность Израиля. Здесь в городе Негеве расположен самый крупный источник фосфоритов. От сюда, из города Негеве, продукцию доставляют по железной дороге в город Хайфа. Соль калия, брома и магния, которые широко используются не только в сельском хозяйстве, а также и в фармацевтической промышленности, и для фотографий, добывают из богатой на минеральные вещества воды Мертвого моря.
В городе Михрот-Тимне в 1955 году, на месте, где находились легендарные копья царя Соломона, были открыты медные рудники, для эксплуатации. Но уже в 1976 году рудники были закрыты, в связи с тем, что в мире резко упали цены на медь.
Глину, для того что бы можно было изготовлять кирпич и черепицу, а вместе с ними и кварцевый песок для стеклянной промышленности, здесь приходится добывать в городе Негеве. На полную мощь ведется разработка материалов для производства бетона и цемента, а делается это все во многих карьерах. Так как законодательство Израиля требует того, чтобы материалы для облицовки зданий были исключительно из натуральных камней. Здесь также идет заготовка мрамора и строительного камня для Иерусалима. Можно добавить, что в промышленности Израиля существуют небольшие запасы нефти и природного газа, которых в год добывают примерно 9-16.5 миллионов тонн.
Стоит сказать о том, сто в промышленности Израиля существует еще и аэрокосмическая промышленность, которая тоже не стоит на месте, а идет вперед и стремительно развивается. Тут воплощают в жизнь производство авионики, авиатехники, изготовляют приборы и оборудования для космических спутников, еще и приборы для связи и разведки.
Самой влиятельной компанией в Израиле является Israel Aerospace Industries – это израильский концерн, его основной офис можно найти в израильском международном аэропорту «Бен Гурион». Это известная фирма израильского ВПК.
Компания эта была основана в 1953 году. Компания является одним из ведущих и влиятельных в мире разработчиков и производителей БПЛА, в мировой практике авиастроения, в некоторых из указанных областей ей нет вообще равных. Специалисты компании умело и активно модернизируют авиатехнику по всему миру. Выпускали такие самолеты как: самолет-истребитель «Орел»; тактический разведывательный БПЛА; всепогодный многоцелевой самолет-истребитель; тяжелый разведывательный и ударный БПЛА.
Цель этого обзора – дать сжатый портрет ведущих израильских оборонных компаний и их продукции. Этот обзор не стоит рассматривать в качестве официального реестра оборонной промышленности Израиля (для этих целей существуют организации подобные SIPRI), скорее это общая оценка влияния Израиля на мировую оборонную промышленность.
Авиация, модернизации, авиационное вооружение
В своем варианте Block 60 колумбийский истребитель Kfir считался достаточно технически прдвинутым, чтобы быть приглашенным на учения Red Flag 2012, во время которых он выиграл несколько учебных боев у более новых самолетов. Колумбийские ВВС получили последнюю из 24 машин в 2011 году, но в настоящее время хотят приобрести еще несколько из наличия израильских ВВС
Самые первые израильские «набеги» в сферу военной авиации датируются концом 50-х годов, когда компания Bedek начала производство самолета Tzukit (на базе французского двухместного учебно-боевого самолета Fouga Magister). Впрочем, первый самолет, полностью спроектированный и изготовленный местной промышленностью, появился в середине 60-х годов в виде транспортного самолета Arava с коротким взлетом и посадкой.
В то время его изготавливала компания Israel Aircraft Industries, чье имя позднее было изменено на Israel Aerospace Industries, что отражает активность компании в космической сфере с 1988 года, когда был выведен на орбиту израильский спутник.
Сегодня фирма занимает большой комплекс в тель-авивском международном аэропорту Бен-Гурион. Она специализируется на модернизациях и капитальном ремонте гражданских и военных самолетов. С этой целью она переделала несколько гражданских авиалайнеров в транспортные самолеты и военные специализированные самолеты, например разведывательные платформы, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и заправщики. Наряду с работами по переделке самолетов подразделение компании Israel Aerospace Industries фирма Bedek проводит обслуживание, текущие и капитальные ремонты и корпусов и двигателей самолетов.
Единственным чисто военным самолетом полностью израильского происхождения был истребитель Lavi. Проект разрабатывался Израилем в 80-х годах, но был остановлен под давлением США, поскольку они, хотя и участвовали в его финансировании, но в то же время разрабатывали истребитель F-16 и поэтому усмотрели в нем конкурента на экспортном рынке. Два из трех прототипов сохранились и выставлены в военных музеях. Lavi, кстати, означает «Лев», тогда как имя его предшественника-истребителя Kfir означает «Львенок».
Говорят, что в своей последней модификации Mach 2+ Kfir на треть дешевле при покупке и в эксплуатации по сравнению с американским истребителем F-16 и, к тому же, имеет меньшую эффективную площадь отражения. Среди других преимуществ – широкополосный канал связи и система предупреждения опасного сближения
KFIR – LAHAV
Истребитель Kfir, созданный Lahav (подразделение компании IAI), по сути, является глубоко переработанным французским Mirage 5, который изначально предназначался для продажи в Израиль, но пал жертвой эмбарго на поставку вооружений. Сократим длинную историю становления Kfir, скажем лишь, что на нем был установлен более мощный двигатель J79 от General Electric, также устанавливаемый на F-4 Phantom. Истребители Kfir состояли на вооружении ВВС Израиля чуть более 20 лет, но также экспортировались в Колумбию, Эквадор и Шри-Ланку. Кроме того, несколько истребителей купили американские ВВС и Корпус морской пехоты для использования их в качестве самолетов противника во время учений и маневров.
Все эти годы компания Lahav неоднократно модернизировала истребители Kfir, но недавно разработала новый комплект электроники и вооружения с целью доведения самолета до современных стандартов. По данным компании, например, новый компьютер мощнее бортового компьютера, который стоит на истребителе F-16 Block 60. Предложения по модернизации предназначены не только для его нынешних операторов, но также для потенциальных зарубежных заказчиков, поскольку Израиль имеет существенный запас самолетов с небольшим налетом. Эти самолеты могли бы предложить интересную альтернативу некоторым странам, которым необходимо вооружиться вполне эффективным истребителем за разумную цену. Вариант Kfir Advanced Multirole Fighter, например, был предложен Болгарии как ответ на запрос предложений этой страны, выпущенный в 2011 году. Но в некоторых случаях наличие двигателя J79 может снизить его экспортный потенциал. В конце 2015 года появилась информация, что Аргентина решила купить 18 истребителей Kfir Block 60 из наличия израильских ВВС.
Кабина истребителя Kfir Block 60 с многофункциональным дисплеем, картографическим индикатором, бортовым компьютером и современной индикацией (проецирование показаний приборов) на стекле фонаря кабины
SKIMMER – LAHAV
Опыт компании не ограничивается только лишь военными самолетами. Функциональный комплект Skimmer от компании IAI Lahav представляет собой модернизационный пакет для трансформации «простых» вертолетов в вертолеты морского обеспечения. Традиционно вертолеты морского базирования недешевы, а комплект Skimmer является средством, с помощью которого страны, имея существующий парк военных вертолетов, могут переделать некоторые свои машины под эти задачи. Модернизация Skimmer включает установку многорежимного сенсора дальнего действия для морского патрулирования, в данном случае радара для морского патрулирования EL/L-2022M Maritime Patrol Radar производства дочерней компании IAI фирмы Elta Systems. Наряду с радаром при модернизации Skimmer добавляется оборудование для самозащиты, куда входят система предупреждения о ракетной атаке, дипольные отражатели, ИК-ловушки и приёмники системы оповещения о радиолокационном облучении. Другое специальное оборудование включает погружной гидролокатор, оптоэлектронику, противокорабельные ракеты и авиационные торпеды. Все эти компоненты могут быть объединены посредством системы планирования и управления боевыми задачами. В компании делают акцент на тесном сотрудничестве с экипажами морских вертолетов, поскольку они активно участвовали в создании комплекта Skimmer, что гарантирует оптимальную конфигурацию для задач морской поддержки. Этот проект может включать переделку корпуса и полное «оморячивание» вертолета.
Первый колумбийский многозадачный самолет-заправщик B-767 на фото заправляет колумбийский истребитель Kfir. Он оборудован трубопроводом и подкрыльевыми заправочными конусами. Второй самолет оборудован выдвижной заправочной штангой
Заправщики – BEDEK
Ранее уже упоминалась компания Bedek и ее учебный самолет Tzukit (Дрозд, состоял на вооружении в 1982-210 годы, было выпущено 52 самолета). С тех пор это подразделение IAI переключилось на обслуживание и модификацию более крупных самолетов, как гражданских, так и военных. Компания Bedek специализировалась на переделке авиалайнеров в топливозаправщики и специализированные самолеты; последняя категория включает самолеты раннего предупреждения, радиоразведки, радиотехнической разведки, морского патрулирования и противолодочной борьбы.
Bedek отвечает за обслуживание всех транспортных самолетов ВВС Израиля, парк которых состоит из Gulfstream, Hercule и топливозаправщиков B-707. С 1969 года компания Bedek начала переделку B-767 в топливозаправщики следующего поколения, один уже продан в Колумбию и два в Бразилию. Второй колумбийский заправщик будет оборудован заправочной штангой. Если быть точным, то эти самолеты B-767 получили обозначение Multi Mission Tanker Transport (многозадачный транспортный самолет-заправщик). Это говорит о том, что эти самолеты могут использоваться не только для дозаправки в воздухе, но за счет установки различных модулей, могут перевозить грузы, людей, выполнять медицинскую эвакуацию и даже тайные разведывательные задачи. Компания Bedek также специализируется на так называемых небольших тактических заправщиках, базирующихся на моделях G550, C5000 и B-737.
Основным подрядчиком самолета дальнего радиолокационного обнаружения Caew, базирующегося на G550, является компания Elta (подразделение IAI)
Новейшим самолетом дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) компании IAI является Eitam на базе Gulfstream G550, который сменил на этом посту Phalcon на базе B-707. Он также известен под обозначением CAEW, в котором буква C (conformal – согласованный) означает, что этот самолет имеет более обтекаемую компоновку сенсоров по сравнению с Phalcon. Самолет ДРЛО Phalcon, на котором с самого начала устанавливались радары Elta EL/M-2075, более не состоит на вооружении Израиля. Существуют только системы, официально проданные за рубеж, например в Чили, где он известен под обозначением Condor.
Самолет ДРЛО Eitam, базирующийся на G550, имеет большую эксплуатационную гибкость при значительном снижении эксплуатационных расходов по сравнению со своим предшественником, а также максимальную продолжительность полета в районе патрулирования 9 часов на дальности 100 морских миль от базы. На Eitam установлен радар с активной фазированной антенной решеткой EL/M-2085 от Elta. Израиль эксплуатирует пять самолетов, также он был продан за рубеж (на данный момент предположительно четыре) в Сингапур и Италию (два). В Израиле, по крайней мере, обслуживание самолетов Eitam поручено компании Bedek.
Ракеты класса «воздух-земля»
Израильская компания Rafael ассоциируется, прежде всего, с управляемыми и неуправляемыми ракетами, и со времени своего основания в 1948 году разработала многочисленные системы вооружения, хотя и компания Israel Military Industries, чьей основной сферой деятельности являются наземные системы, также была поставщиком и экспортером ракет класса «воздух-земля».
Одной из систем, которая получила большую известность, несомненно, является большая авиационная ракета Popeye массой 1360 кг с теле- и инфракрасным наведением, поступившая на вооружение в 1985 году. В Соединенных Штатах она также известна как Have Nap AGM-142. С тех пор компания Rafael сосредоточила свое внимание на разработке многочисленных новых систем, адаптированных к сегодняшним нуждам.
SPICE 2000 – RAFAEL
Комплект Spice 2000 (совместим с боевыми частями массой 2000 фунтов, например MK-84, RAP2000 или BLU-109) идет в виде передней и задней секции и позволяет доставить боевую часть на дальность 60 км с заявленным круговым вероятным отклонением (КВО) менее трех метров. Комплект крыльев Spice 1000, предназначенный для таких боевых частей как MK-83, RAP1000 или BLU-110, еще больше повышает дальность действия до «ранее недостижимых величин».
Ракета Whip Shot с наведением по лазерному лучу массой 15 кг предназначена для использования легкими летательными аппаратами. Компания IMI находится в контакте с разными производителями легких воздушных платформ, предлагая свою ракету Whip Shot в качестве штатной системы вооружения
Новейший вариант в портфолио компании IMI – сверхзвуковая управляемая ракета Mars массой 500 кг
DELILAH AL – IMI
Турбореактивная ракета Delilah AL класса «воздух-земля», разработанная подразделением Advanced Systems Division, состоит на вооружении пока только израильской армии. Специально предназначенная для борьбы с движущимися целями, эта ракета длиной 2,71 метра, с размахом крыльев 1,15 метра и массой 187 кг имеет максимальную дальность действия 250 км. Ракета долетает до целевого района и затем барражирует там более 20 минут с целью определения с помощью оптико-электронной ГСН приоритетной цели, после чего поражает ее с большой точностью. Ракета Delilah может набрать высоту, уйти на второй круг и повторно атаковать свою цель и может поддерживать связь с оператором вплоть до последней стадии атаки. Эта система вооружения использовалась в качестве базы для разработки вариантов пуска с вертолетов, кораблей и наземных установок. При этом добавляется разгонный двигатель, который увеличивает стартовую массу до 230 кг и длину до 3,2 метра, но технические характеристики при этом сохраняются. Delilah AL в настоящее время входит в комплекс вооружения двухместного штурмовика израильских ВВС.
MARS и WHIPSHOT – IMI
Компания IMI недавно завершила для своего истребителя разработку сверхзвуковой ракеты Mars (Multi-Purpose, Air-launched Rocket System – многоцелевая ракетная система воздушного пуска). Самонаводящаяся ракета длиной 4,4 метра, дальностью действия 100 км и массой 500 кг (120 кг отводится на боевую часть) оборудована системой навигации по GPS. Для легких штурмовиков компания IMI разработала «доступную по средствам» систему Whip Shot массой 15 кг, которая наводится с самолета по беспроводному каналу данных; оптико-электронная система захвата этой ракеты сопровождает цель вплоть до момента удара.
Противовоздушная оборона
Перехват цели ракетой Tamir комплекса Iron Dome
Хотя другие компании, например IAI и Elta, активно участвуют в израильских программах противовоздушной обороны (последняя известна своими радарами), компания Rafael остается важной действующей фигурой в ряде проектов, которые получили международное признание, несмотря на то, что ограничены только территорией Израиля.
IRON DOME – RAFAEL
Комплекс Iron Dome получил всемирную известность в ноябре 2012 года, когда он с большим успехом перехватывал ракеты, запущенные из Сектора Газа военизированной организацией Хамас. О необходимости проекта, подобного Iron Dome, впервые заговорили в 90-х годах после начала атак ракет ливанской группировки Хезболла в северном Израиле. Идеи по противоракетной системе, некоторое время витавшие в воздухе, в 2004 году в конечном итоге воплотились в то, что получило имя Iron Dome (Железный купол). Появление этой системы в немалой степени обязано тогдашнему главе Научно-исследовательского управления израильской армии генералу Даниелю Голду, бывшему яростным сторонником противоракетного комплекса «земля-воздух». Спустя два года во время второй ливанской войны 2006 года необходимость в подобной системе существенно выросла. Тогда Хезболла выпустила около 4000 ракет по северному Израилю, жертвами которых стали 44 израильтянина; кроме того, во время конфликта были эвакуированы 250000 человек. Впрочем, северный Израиль не был единственным районом, пострадавшим от жестоких ракетных атак. С 2000 по 2008 года организация Хамас часто обстреливала ракетами и минами из Сектора Газа южный Израиль, было проведено около 12000 таких атак. Наконец, в феврале 2007 года комплекс Iron Dome был выбран в качестве платформы борьбы с неуправляемыми ракетами ближнего действия, дав, таким образом, зеленый свет разработке компании Rafael.
Разработка и закупка Iron Dome финансировалась совместно Израилем и США. Израиль выделил средства на покупку первых двух систем, а следующие восемь были профинансированы Соединенными Штатами. Через несколько лет Вашингтон сделал ряд финансовых обязательств по поддержке комплекса Iron Dome. В мае 2010 года Конгресс проголосовал за выделение 205 миллионов долларов на закупку батарей Iron Dome. В мае 2012 года было выделено еще 680 миллионов долларов. А в июне 2012 года Комитет по вооруженным силам американского Сената включил в план финансирования комплекса дополнительные 210 миллионов долларов.
И за что заплачены все эти огромные средства? По данным компании Rafael, комплекс Iron Dome может перехватывать ракеты на дальностях до 70 км. Кроме того, во время испытаний системы перехватывались также и минометные мины. Эффективность Iron Dome была наглядно продемонстрирована в конце 2012 года, когда он сумел сбить над Тель-Авивом три из четырех ракет. Важно отметить, что архитектура Iron Dome разработана так, что комплекс избегает перехвата ракет, которые по расчетам летят в безлюдные районы, и кроме всего прочего, он эффективен в борьбе как с серийными пусками ракет, так и одиночными снарядами. Например, из 1500 ракет, выпущенных в ноябре 2012 года, 500 ракет были перехвачены, в то время как остальные, не причинив ущерба, упали в пустыне или в море.
Комплекс Iron Dome включает ракету-перехватчик Tamir, центр боевого управления, пусковую установку и РЛС наблюдения, сопровождения и наведения EL/M-2084 от Israel Aerospace Industries Elta Systems (описана далее). Один радар и один центр управления могут обслуживать две пусковые ракетные установки. Радар указывает ракете Tamir координаты цели и обеспечивает обновление данных во время полета, хотя противоракета имеет свой собственную РЛС и самостоятельно выполняет перехват цели на конечном этапе.
Израильские ВВС в настоящее время имеют на вооружении девять батарей Iron Dome. Финансированием (как уже было отмечено, значительная часть выделена Соединенными Штатами) предусматривается покупка в общей сложности 15 систем.
Последняя новость касательно комплекса Iron Dome. 18 мая 2016 года появилась информация об успешных испытаниях системы ПРО Iron Dome морского базирования, получившей обозначение C-Dome. Испытания проводились в феврале 2016 года. Система противоракетной обороны морского базирования C-Dome впервые была представлена в октябре 2014 года на выставке морских вооружений Euronaval в Париже.
Комплекс Iron Dome компании Rafael прославился в конце 2012 года, когда успешно перехватывал ракеты, выпущенные из Сектора Газа по Израилю палестинскими военизированными формированиями. Система спасла множество жизней, перехватив эти ракеты
Ракета комплекса Iron Dome Tamir была представлена на выставке Eurosatory 2008
Ракетный комплекс компании Rafael David’s Sling предназначен для борьбы с ракетами ближнего действия и традиционными воздушными угрозами
DAVID’S SLING – RAFAEL
В качестве дополнения к Iron Dome служит комплекс противоракетной обороны David’s Sling, также разработки компании Rafael. По словам представителя компании, он предназначен для перехвата баллистических ракет ближнего действия, традиционных воздушных угроз и «всего что летает в атмосфере и что не перехвачено комплексом Iron Dome». В состав комплекса David’s Sling, разработанного при содействии американской компании Raytheon, входит радар EL/M-2084 от IAI Elta Systems, противоракета Stunner, соответствующие пусковые установки и центр управления огнем. Stunner представляет собой противоракету прямого действия с двунаправленным каналом передачи данных. Противоракета Stunner имеет систему радиолокационного и оптико-электронного наведения и имеет эффективную дальность действия от 70 до 250 км. Это означает, что Stunner может перехватывать угрозы, которые не может перехватить противоракета Tamir (см. выше). Компания Rafael выиграла контракт на разработку комплекса David’s Sling в 2006 году и американская Raytheon, по некоторым данным, оказала бесценную помощь в разработке пусковой установки. Если комплекс Iron Dome зарекомендовал себя в борьбе с угрозами ближнего действия, то задача комплекса David’s Sling – перехват высотных целей на большей дальности, таких как, например баллистические ракеты, разработанные в рамках секретной иранской программы по оружию массового уничтожения. По данным производителя, развертывание комплекса David’s Sling завершится в 2016 году.
Характерная форма носовой части противоракеты Stunner, являющейся частью комплекса David’s Sling
Демонстрация комплекса Spyder на выставке Paris Air Show 2015 говорит о том, что компания Rafael принимает участие в программах создания систем ближней ПВО за счет использования существующих ракет воздушного пуска Derby и Python. На нижнем фото ракета Derby (внизу) и ракета Python-5
BARAK-8 – IAI
Благодаря работе над комплексами ПРО David’s Sling и Iron Dome Израиль стал одним из немногих разработчиков ракетных технологий и вошел в клуб технологически продвинутых в этом отношении США, Европы и России. В то время как обе системы, описанные выше, предназначены для наземной ПВО, израильские компании также выпускают морские системы ПВО. Например, Israel Aerospace Industries объединилась с индийской организацией оборонных разработок DRDO с целью создания корабельной зенитной ракеты Barak-8.
Израиль объединил усилия с Индией по разработке корабельной зенитной ракеты Barak-8. Ракета с дальностью действия около 70 км войдет в комплекс вооружения ракетных эсминцев проекта «Kolkata» индийского флота
ARROW-II/III – IAI
Израильская программа по противоракетной обороне Arrow началась в 80-х годах с целью борьбы с баллистическими угрозами, которые на то время исходили от Ирака. На оперативное дежурство комплекс Arrow был поставлен в 2000 году. Головным подрядчиком всей программы Arrow стала компания IAI (как и в некоторых программах уже упомянутых ракетных комплексов), а содействие в разработке оказала американская сторона, в частности компания Boeing. Сотрудничество началось в 1986 голу после подписания Израилем и Соединенными Штатами Меморандума о взаимопонимании с разделением финансовых рисков между двумя странами.
Инициатива Arrow прошла несколько стадий: первоначальный вариант Arrow-1 прошел несколько полетных тестов в 90-х, где по сообщениям достиг дальности 50 км. Разработка продолжилась, и вариант Arrow-1 далее развился в следующий вариант Arrow-II. Испытания этой ракеты показали ее способность поражать ракету-мишень на дальности 100 км. Процесс разработки завершился изготовлением первого дивизиона Arrow-II, о готовности которого было объявлено на рубеже столетий. С тех пор Arrow-II прошел несколько усовершенствований (или по зарубежной терминологии «Block»), включая вариант Arrow-II Block-II, который уже мог сбивать цели на высоте 60 км, и вариант Arrow-II Block-III, испытания которого продемонстрировали способность работать в качестве рассредоточенной системы вооружения с отдельными пусковыми установками Arrow, работающими на уничтожение общей цели. Позднее после доработки система получила обозначение Arrow-II Block-IV, после чего он стала способна сбивать иранские баллистические ракеты средней дальности (1930 км) Shahab-3. Наконец, в варианте Arrow-II Block-V были объединены возможности вариантов Arrow-II и Arrow-III (см. ниже). В настоящее время в состав комплекса Arrow входит противоракета Arrow-II, которая способна перехватывать цели на атмосферном и внеатмосферном участках траектории. Противоракетный комплекс Arrow включает четыре мобильных пусковых установки по 6 ракет, пункт управления пусками, командный пункт, РЛС раннего оповещения и управления огнем EL-2080 Green Pine от IAI Elta.
Начиная с 2006 года, при проведении атмосферных и внеатмосферных испытаний противоракета Arrow-II сбила 100% типичных мишеней баллистических ракет. Разработка внеатмосферной противоракеты Arrow-III в настоящее время продолжается. На сегодняшний день был проведен единственный тестовый пуск противоракеты Arrow-III, состоявшийся в феврале 2013 года. Если Arrow-II может обеспечить защиту на уровне театра военных действий, то комплекс в варианте Arrow-III может обеспечить стратегическую защиту на национальном уровне. Теория боевого применения Arrow-III предусматривает барражирование противоракеты после пуска некоторое время в космосе, после чего при обнаружении ракеты противоракета ударяет прямо в цель. Arrow-III может использовать пусковые установки и пункт управления предыдущего варианта Arrow-II; ракета Arrow-III поступит на вооружение в 2018 году.
Хотя противоракетный комплекс Arrow был задуман еще в 80-х годах, он выполнил несколько успешных тестовых перехватов. Компания IAI в настоящее время работает над следующим вариантом Arrow-III
Радар Elta ELM-2084 проходит на заводе подготовку перед поставкой в подразделение Iron Dome
RADAR – ELTA
Главным производителем радиолокационных станций Израиля является подразделение компании Israel Aerospace Industries фирма Elta Systems, сокращенно IAI Elta. Эта фирма поставляет многозадачный радар EL/M-2084 для систем ПРО Iron Dome и David’s Sling. Этот трехмерный радар с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) выполняет либо сканирование каждого сектора 120° или круговое сканирование на все 360° при 30 вращениях в минуту. При работе в режиме наблюдения за воздушной обстановкой радар может обнаруживать цели на дальностях до 474 км и на высотах до 30,5 км. При работе в режиме определения местоположения комплексов вооружения он обнаруживает цели на дальности 100 км. Радар может обнаруживать и сопровождать до 1200 целей в режиме противовоздушной обороны и до 200 целей в минуту при определении местоположения вооружения.
РЛС обзора воздушного пространства Elta EL/M-2080 Green Pine относительно крупнее модели EL/M-2084. Этот низкочастотный радар с АФАР имеет дальность действия до 500 км. Он используется в семействе комплексов Arrow, и кроме Израиля был продан Индии. Компания Elta наряду с производством наземных радаров также производит семейство морских обзорных РЛС MFSTAR. В него входит трехмерный радар с АФАР EL/M-2258 Alpha (Advanced Lightweight Phased Array Radar), который может обнаруживать низколетящие ракеты на дальности 25 км и традиционные угрозы на больших высотах на дальности до 120 км. Устанавливаемый на суда радар Alpha массой 700 кг закрывает по азимуту 360° и по углу места 70°. Alpha дополняется неподвижным корабельным радаром Elta EL/M-2248, также входящим в семейство MFSTAR. Этот плоскопанельный радар с АФАР с электронным управляемым лучом установлен на корветах проекта «Sa’ar» израильских ВМС. Интеграция нового радара на борт корабля занимает несколько месяцев. Сниженные уровни боковых лепестков диаграммы направленности антенны и быстрая перестройка частоты защищают эти радары от средств радиоэлектронного противодействия.
RADAR – RADA ELECTRONICS
Хотя компания IAI Elta является самым крупным производителем радиолокационных систем в стране, там есть и другие фирмы, выпускающие высокоэффективное оборудование. К ним относится компания Rada Electronics, предлагающая радары CHR и MHR. Это программируемые многозадачные обзорные РЛС, использующие антенны с АФАР. Радары могут сопровождать и сканировать цели в любом направлении в секторе +/-40° по азимуту. Для обеспечения кругового обзора на 360° возможно использование нескольких радаров. Семейство MHR включает варианты RPS-40 (обнаружение вражеского огня), RPS-42 (тактическое воздушная разведка) и RHS-44 (нарушение наземных и воздушных границ). РЛС CHR входит в состав комплекса активной защиты Iron Fist от компании Israel Military Industries. Радар в режиме временного разделения может параллельно генерировать потоки импульсов и вести наблюдение за несколькими целями, например, это обнаружение минометного огня, а затем обнаружение дронов с переключением в течение нескольких миллисекунд.
SPARROWS – RAFAEL
Хотя и не относящееся к вооружению «воздух-земля», здесь стоит упомянуть семейство ракет-мишеней воздушного пуска Sparrow, поскольку они используются для тестирования комплексов ПРО не только Израилем, но также другими странами. Модели Black, Blue и Silver Sparrow имитируют баллистические ракеты ближнего действия, соответственно Scud-B, Scud-C/D и Shibab. Ракеты Sparrow имеют длину от 4,85 до 8,39 метров и стартовую массу от 1275 до 3130 кг. Они использовались, например, в испытаниях ракетного комплекса Samp/T (на базе Aster) компании MBDA.
Зенитный ракетный комплекс Red Sky-2
Ближняя ПВО и компания IMI
Хотя компания IMI не производит вооружение класса «земля-воздух», в ее портфолио имеется пассивная система под обозначением Red Sky-2, которая позволяет значительно повысить эффективность переносных зенитно-ракетных комплексов, благодаря инфракрасному сенсору, который выполняет функции наблюдения и обнаружения. Сканер имеет максимальную дальность действия в идеальных условиях (на ИК-системы влияют погодные условия и сами цели) свыше 15 км, поля зрения по азимуту 8,3° и по углу места 11°. При скорости сканирования 36°/с сектор обзора системы составляет 360° по азимуту и ±25° по углу места, но при этом секторы санирования могут программироваться от 30° до 180° по азимуту и от 11° до 22° по углу места. Сканер устанавливается на треноге и предоставляет данные о цели прибору сопровождения целей и пусковой установке, которая имеет тепловизионную камеру с мгновенным увеличением и лазерный дальномер. Пусковая установка с двумя ракетами устанавливается на треноге, обеспечивающей углы по азимуту 360° и по углу места –10°/+70°. Типичная схема для защиты передовой базы включает три пусковых установки и один сканер, каждая установка закрывает примерно 150°-160°, гарантируя тем самым перекрытие. Блок управления для одного оператора обеспечивает обнаружение цели в пределах радиуса действия ракеты и ее пуск. Блок управления может подключаться к сети оперативного управления высшего эшелона.