какие заводы есть в томске
Томская область граничит с Тюменской, Кемеровской, Новосибирской, Омской областями и с Красноярским краем.
Крупные города и промышленные центры Томской области (население тыс. человек):
Томск (496)
Северск (107)
Стрежевой (44)
Асино (27)
Колпашево (25)
Промышленность Томской области
На территории Томской области работает около 3500 промышленных предприятий.
Основные отрасли промышленности: топливная, химическая и нефтехимическая, электроэнергетика, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая.
Топливная промышленность Томской области
Топливная промышленность ведущая отрасль в структуре промышленного производства.
Томская область образует третий по значению центр нефтедобывающей промышленности Западной Сибири. К настоящему времени открыто 106 месторождений, в том числе 87 нефтяных. На территории области функционирует развитая система нефте- и газопроводов.
Основными предприятиями нефтехимической промышленности являются:
Лесная и деревообрабатывающая промышленность Томской области
Предприятия лесопромышленного комплекса Томской области заняты преимущественно в лесозаготовке. Переработка древесины является некомплексной. Основными предприятиями Томской области в ЛПК являются:
Машиностроительная промышленность Томской области
Промышленные компании, поставщики и производители Томской области. Всего в Каталоге поставщиков портала Metaprom.ru представлено более 40 промышленных компаний из Томской области.
Статья размещена: 10 Сен 2009
Последнее редактирование: 22 Дек 2009
Другие публикации из рубрики Промышленность регионов / Регионы России:
Промышленность Томской области
Один из регионов Сибирского федерального округа, Томская область является полноправным субъектом Российской Федерации с административным областным центром в городе Томск. Границы её территории соприкасаются с Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Тюменской областями.
Регион располагает значительными залежами полезных ископаемых в виде нефти, газа, бурового угля, металлических руд, глины, гравия, известняка, песка и сланцев. Имеются значительные массивы леса. Поэтому ведущими отраслями промышленности служат: топливо добыча, химия и нефтехимия, лесная индустрия, металлообработка и машиностроение.
Наиболее развитыми в экономическом отношении областными производствами являются:
Ронокс производит комфортную высококачественную обувь для мужчин, женщин, подростков и детей.
Компания «Томь-Сервис» первая в России начала серийное производство высококачественных деревянных игрушек с использованием самых современных технологий. Продукция под торговой маркой « Томик» с весёлым паровозиком на упаковке проверена временем и отмечена наградами на многих выставках игрушек в стране и за рубежом.
Группа компаний «Томский инструмент» — один из крупнейших на территории бывшего СССР производителей режущего инструмента. Компания производит под логотипом «ТИЗ» широкий спектр инструмента, в основном металлорежущего — свёрла, метчики, плашки, фрезы.
ООО «Томсккабель» входит в число ведущих производителей кабельно-проводниковой продукции в России.
ОАО «Манотомь» изготовливает электронные и механические манометры, измерительные средства военного назначения, дополнительное оборудование и запасные части к манометрам.
НИИ Полупроводниковых приборов производит дискретные полупроводниковые приборы, коммуникационное оборудование и устройства для радиоэлектронной промышленности.
АО «ЭЛЕСИ» — промышленная автоматизация, ПЛК, блок-контейнеры, контрактное производство электроники.
НПФ «Микран» специализируется на производстве телекоммуникаций, мехатроники, робототехники, информационно-измерительных систем, микроэлектроники, радиолокации и СВЧ-электроники.
АО «НИКИ г. Томск» ведёт свою историю с 1952 г. Для научно-технического обеспечения развития кабельной промышленности Сибири распоряжением Совета Министров СССР в г. Томске, 23 апреля 1952 года создается филиал Московского научно-исследовательского института кабельной промышленности.
ОАО «Томский электромеханический завод им. В. В. Вахрушева» более 90 лет разрабатывает, производит и реализует в широком ассортименте горно-шахтное и общепромышленное оборудование: вентиляторы, пневмоинструмент, гидроинструмент.
НПП «Томская Электронная Компания» — промышленное электротехническое, электромеханическое и робототехническое оборудование.
ООО «Сибирская Спортивная Компания» осуществляет производство спортивного оборудования. Ассортимент: силовые тренажеры, гантельные ряды и наборы, велотренажеры, гимнастические мячи, сетки и канаты и пр. категории.
Компания «ГЕРОН» это успешное растущее предприятие. Основана в 1998 году, а с 2004 года занимается производством сварочных электродов. Благодаря накопленным знаниям, опыту и инновациям, электродное производство стало одним из самых профессионально подготовленных и успешно развивающихся.
КДВ групп — российский производитель снеков, кондитерских изделий, чая, кофе, соков и другой вкусной продукции, которая любима в России и далеко за ее пределами.
Сегодня продукция компании «Томский кондитер» представлена во всех регионах Сибири и Дальнего востока. В ближайших планах компании – расширение представленности на Урале и Центральной России.
ООО «Межениновская птицефабрика» – один из ведущих производителей мяса цыплят-бройлеров в Западной Сибири.
ОАО «Томское пиво» — предприятие по производству пива и безалкогольных напитков (кваса, газированных напитков, минеральной воды «Чажемто»).
«Газпромнефть-Восток» является одним из лидеров нефтегазодобывающей отрасли Томской области и признанным экспертом в области добычи «трудной» нефти.
ООО «Томскнефтехим» — один из крупнейших российских производителей полимеров — полипропилена и полиэтилена низкой плотности.
АО «Сибирский химический комбинат» (АО «СХК») специализируется на обеспечении потребностей атомных электростанций в уране для ядерного топлива, производстве тепловой и электрической энергии.
АО «Метанол» – производитель метилового спирта, занимает прочные позиции крупнейшего за Уралом производителя ценного химического сырья.
Руины трудовой доблести и славы
Что стало с предприятиями, эвакуированными в Томск в тяжелые годы Великой Отечественной войны
21 января пресс-служба мэрии сообщила о том, что администрация Томска готовит пакет документов для их направления в правительство РФ для присуждения областному центру звания «Город трудовой доблести и славы».
Эвакуация
Свой отсчет официальная «большая» томская промышленность ведет именно с 1941 г. С началом войны в Томск были эвакуированы в общей сложности 32 завода разного профиля.
Среди них были знаменитые предприятия — «Красный богатырь», «Москабель», Московский электроламповый завод и многие другие — из Москвы, Ленинграда, Гомеля, Конотопа, Харькова, Ярославля и других городов СССР. Некоторые из них прибыли в Томск лишь в частичном виде — как тот же МЭЛЗ — и были слиты с другими эвакуированными или томскими предприятиями. «Местных» на тот момент в городе было 56 предприятий, но все они были довольно небольшими. Часть предприятий сохранили старые названия, часть получили новые:
Вместе с заводами в Томск эвакуировались и самые разные специалисты — всего порядка 50 тысяч человек перебрались сюда в годы войны.
Под заводы передавали все помещения, которые хотя бы минимально подходили: корпуса высших учебных заведений — университета, политехнического, педагогического и транспортного институтов; Красные Казармы, Дом Науки, здание городской больницы, конюшни, здание Богоявленского собора, ну и, конечно же, уже действующих предприятий, вроде «Спичфабрики».
Томский шпалопропиточный завод. Сменный мастер определяет качество готовой продукции
Как жили и погибали предприятия
С момента провозглашения в 1991 г. Российской Федерации, начался самый настоящий хаос. Правительству младореформаторов под руководством Б. Ельцина, Е, Гайдара, А. Чубайса, А. Коха заводы страны, оказавшиеся в их руках, в том числе и оборонного значения, оказались не нужны. Они не могли или не хотели управлять доставшимся им в результате госпереворота хозяйством. Именно тогда была проведена «дикая приватизация» и сдача почти всех секретов страны ее закадычным «друзьям». Именно тогда вышли указы Ельцина об ускоренной приватизации предприятий, об их коммерциализации, было создано Госкомимущество РФ и утверждена программа приватизации. Что же происходило в Томске…
Сибэлектромотор
По данным Центра документации новейшей истории Томской области, 10.08.1941 г. в Томск прибыли два первых эшелона с людьми и оборудованием ленинградского завода «Электросила». 29.11.1941 г. в Томск прибыл первый состав с людьми и оборудованием ярославского электромеханического завода по выпуску танковых стартеров и двигателей оборонного назначения для танков, самолетов и подводных лодок. 21.12.1941 г. из привезенных деталей были собраны первые электродвигатели. Этот день считается днем рождения завода.
В 1950-е гг. проводится механизация чугунолитейного цеха, организован выпуск крановых электродвигателей, рольганговых электродвигателей, электродвигателей для гидротолкателей, продукция поставляется более чем в 60 стран мира, осваивается выпуск электродвигателей для горно-шахтного оборудования.
5 марта 1981 г. завод преобразован в Производственное объединение «Сибэлектромотор» Министерства электротехнической промышленности СССР. Предметом деятельности производственного объединения «Сибэлектромотор» являлось производство электродвигателей, а также производство чугунного литья, товаров народного потребления.
С 15 ноября 1993 г. Томский государственный электромеханический завод «Сибэлектромотор» прекратил свою деятельность в форме государственного предприятия и был преобразован в Акционерное общество открытого типа «Сибэлектромотор».
В 2013 г. начинается процедура банкротства предприятия, открыто конкурсное производство с дальнейшей ликвидацией предприятия.
Томский завод измерительной аппаратуры
Томский шпалопропиточный завод (ТШПЗ)
ТШПЗ управления Томской железной дороги создан в октябре 1941 г. на базе эвакуированного Злынковского шпалопропиточного завода.
В декабре 2012 г. было принято решение завод законсервировать из-за отсутствия заказов от «РЖД».
В 2013 г. завод был закрыт окончательно, на его территории началось жилое строительство.
Томский завод измерительной аппаратуры
Был создан 22.03.1942 г. на базе частично эвакуированного в Томск с началом Великой Отечественной войны ленинградского завода «Радист» и «Московского радиозавода № 2 НКО». Производство было развернуто на площадях бывшей городской промартели «Лабораторприбор». Выпуск готовой продукции начат весной 1942 г., завод быстро вышел на проектную мощность. Всего за годы войны было выпущено 55 950 миноискателей, 27 154 комплекта радиооборудования для танков, а также медицинские радиозонды и другое оборудование.
В послевоенные годы завод выпускал радиоприемники, электродинамические системы «Сибирь» и «Рекорд», ламповые монтажные панели, авиационные гарнитуры, трансформаторы. С 1952 г. начат выпуск измерительной аппаратуры. Было создано собственное КБ (1957), построены новые производственные корпуса. В 1966 г. предприятие получило наименование «Томский завод измерительной аппаратуры» Министерства электротехнической промышленности СССР. В 1980-х годах продолжалось социальное развитие микрорайона компактного проживания работников предприятия.
С 1990 г. централизованный госплановский государственный оборонный заказ был прекращен, предприятия оборонной промышленности СССР неожиданно оказались предоставлены сами себе и свободному рынку.
В июле 2008 г. президентом РФ Д. Медведевым был утвержден список из 426 компаний, которые были переданы в состав государственной оборонной корпорации «Ростехнологии». В число 6 томских предприятий списка вошло и принадлежащие государству предприятие ТЗИА, но и это не спасло их.
В 2014 г., ввиду отсутствия заказов и остановки производственной деятельности, завод был объявлен банкротом. В 2019 г. был начат демонтаж корпусов Томского завода измерительной аппаратуры.
Карандашная фабрика
В 1931 г. Управление местной промышленности Томского горисполкома приняло решение о создании на производственной базе Томской фабрики карандашной дощечки полного цикла производства карандашей, в условиях СССР того времени в которых испытывался катастрофический недостаток. Строительство фабрики велось с использованием имеющихся недостроенного в начале века корпуса возводимой купцом С.В. Гороховым Бумажной фабрики.
В годы Великой Отечественной войны на площадку предприятия были эвакуированы мощности и оборудование Гомельского фанерного завода, Московской карандашной фабрики им. Сакко и Ванцетти, Ленинградской фабрики счетных приборов «Спар». Это совместное производство с 1942 по 1945 гг. выпускало карандаши (в том числе «химические карандаши»), карандашную дощечку, фанеру и шпон для мебельной промышленности.
В июне 1943 г. мощный пожар, длившийся несколько суток и видимый со всех концов города, фактически уничтожил фабрику. Восстановленные отдельные линии вновь начали выпускать карандаши и фанеру уже с декабря 1943 г., однако полное восстановление после пожара шло до 1950 г. В 1959 г. штат работников составлял 1300 человек. Продукция предприятия с высшей категорией качества (карандаши из лучших стволов кедра) в основном шла на экспорт в зарубежные страны, давая СССР валютную выручку.
До 1991 г. фабрика находилась в государственной собственности, затем была преобразована в кооперативно-арендное предприятие, а в 1992 г. — в акционерное общество закрытого типа. В 1990-е гг. и в начале 2000-х гг. фабрика испытывала значительные финансовые трудности. В 1997 г. фабрика была признана банкротом, на ней было введено внешнее управление. В 2000 г. фабрику купила фирма «Счастливое детство», при этом производство карандашей полностью прекратилось. В 2001 г. фабрика преобразовании в ООО «Сибирская карандашная фабрика». Владельцами фабрики являются московская компания «ПроБюро» (с 2001 г.) и чешская компания «KOH-I-NOOR Hardtmuth a.s.» (с 2004 г.). Число работающих — более 400 сотрудников.
В 2019 г. часть оборудования карандашной фабрики была перевезена в Подмосковье, а предприятие ликвидировано.
Томский шарико-подшипниковый завод
Завод был размещен в «Красных казармах» в ноябре 1941 г. на базе эвакуированного в Томск московского завода ГПЗ-1(16 цехов и около 1 000 квалифицированных рабочих и инженеров). Оборудование было размещено в бывших складах, казармах и конюшнях Северного военного городка. Для его доставки от станции «Томск-II» была проложена железнодорожная ветка. Выпуск подшипников для военной техники удалось наладить 21 ноября 1941 г. В 1942–1943 гг. были построены новые корпуса кузнечного, роликового, шарикового и транспортного цехов, число работников пополнилось за счет прибывших в эвакуацию учащихся ремесленных училищ из Одессы, Винницы и других городов.
Всего в период войны было выпущено около 9,5 млн подшипников для военной техники. После окончания войны завод перешел на выпуск продукции «мирного» назначения.
До 1992 г. предприятие называлось ГПЗ-5 (Государственный подшипниковый завод № 5) Министерства автомобильной промышленности РСФСР. Завод в годы своего функционирования был едва ли не самым крупным предприятием сферы машиностроения, металлообработки в Томске, имел собственный машиностроительный техникум, подшефные школы, загородные базы отдыха для детей дошкольного и школьного возраста, собственный «Дом быта», медсанчасть, клуб (ныне Развлекательный клуб «Шарики»), спортивный комплекс, несколько детских садов… Завод активно вел жилищное строительство для своих работников. В конце 1980-х гг. в районе Приборного завода были построены корпуса подразделения по производству приборных подшипников (ныне — Завод приборных подшипников).
В конце 1980-х и начале 1990-х в результате разгосударствления и приватизации один из крупнейших холдингов военно-промышленного комплекса Томска ГПЗ-5 был реорганизован в ОАО «Ролтом». В начале 2000-х ряд капитальных сооружений были пущены с молотка, на территории разместились коммерческие структуры.
В 2005 г. основная производственная база предприятия перешла вновь реорганизованному ЗАО «Томский подшипник». В 2008 г. сотрудников предприятия распустили в отпуска, объявив, что это временно, и завод вскоре возобновит работу.
Число работающих на заводе к 2009 г. составляло около 3 тыс. человек. Весной 2010 г. предприятие остановилось и было практически полностью закрыто к 2012 г. Территория завода после этого стала перестраиваться под торговые комплексы.
Летом 2016 г. снесены все производственно-административные здания и помещения вычислительного центра на западной части территории ГПЗ-5.
Томский шарико-подшипниковый завод
Томский завод резиновой обуви
Завод начал работу 2 мая 1942 г. на базе эвакуированного из Москвы завода «Красный богатырь». Эвакуация завода (оборудования, трудящихся с семьями) совпала с периодом усиленных налетов неприятельской авиации на Москву, что усложнило работы по погрузке оборудования. Поэтому большая его часть прибыла в Томск в разукомплектованном виде. Впоследствии потребовались героические усилия, чтобы в суровых зимних условиях Томска обеспечить подбор узлов и деталей и доставку их к месту монтажа.
Во время войны завод выпускал противогазы, резину для танков, амортизаторы для самолетов. Долгое время завод занимал большую часть квартала между пр. Ленина и ул. К. Маркса, примыкающего к площади Ленина. В 1964 г. первый цех завода переехал в здание на ул. Бердской, окончательно переезд был завершен в 1978 г. В советское время завод был самым крупным предприятием, выпускающим резиновую обувь в азиатской части СССР и третьим по объему выпускаемой продукции в стране.
Общее количество рабочих мест, организованных заводом, позволяло занять достойно оплачиваемым трудом около 6 000 человек.
За годы деятельности завода были построены следующие объекты социальной сферы, позднее (в ходе приватизации) переданные на муниципальный баланс (указана остаточная стоимость в оценке на 1 июля 1992 г.): 6 детских учреждений; жилищно-коммунальное хозяйство; база отдыха с пионерским лагерем; спортивный комплекс; магазин «Эластик»; магазин «Овощи»; незавершенные строительством объекты социального назначения.
В период перестройки (в 1993 г.) завод был из государственного предприятия преобразован путем приватизации в ОАО «ТЗРО». В условиях нестабильной финансовой системы в стране коллектив завода дольше многих других предприятий поддерживал уровень производства и занятость персонала, но полностью избежать последствий перемен в окружающей экономической среде было невозможно. К концу 1994 г. ОАО «ТЗРО» оказалось в тяжелом финансовом положении. Совет директоров нашел в рамках существующего законодательства возможность избежать полной остановки производства за счет разделения завода на дочерние предприятия (ДАО) с самостоятельными счетами, свободными от долгов. Пришлось расстаться с большей частью капитальных объектов (цеха, склады). В 2010 г. руководство завода решило перевести все производство в один цех с целью сэкономить на отоплении. В настоящее время на заводе работает около 600 человек.
Томский завод резиновой обуви
Итог
Чиновники РФ «разбазарили» производства, в том числе и оборонные, под торговые центры или привели их к разрушению! Даже знаменитый Волгоградский тракторный, выпускающий продукцию под бомбежкой и артобстрелом, на настоящее время в руинах!
Так о каком почетном звании «Город трудовой доблести» вы говорите, как у вас язык-то поворачивается?! Нашему городу со времен руководства В. Кресса впору запрашивать у президента РФ звание «Город былой трудовой деятельности и нынешней разрухи»!
О какой еще организации Парада Победы, проведения культурно-массовых мероприятий вы говорите, умалчивая, что наши предки сражались и погибали за страну пролетариата — СССР! Какое отношение вы имеете к СССР – стране, которую вы предали и изменили присяге, которую как бы вы ни старались, не можете уничтожить уже более 30 лет?! Вам больше нечем привлечь к себе народ ввиду отсутствия достижений и заботы о населении?!
Экономика Томска
Томск один из важнейших экономических центров Западной Сибири. В Томске в сфере строительства, промышленности и энергетики, в добывающих отраслях действуют более 300 инновационных предприятий, из которых 200 относятся к категории инновационно активных, также в сфере IT-бизнеса занимается более 200 компаний («Синтез Интеллектуальных Систем», ООО «Сибирские информационные системы», ООО «ИТ-Томск», «ТомскСофт», ООО «Томская Электронная Школа» и др.). В валовом региональном продукте их доля превышает 13,5 %. Ежегодно прирост стартапов и малых предприятий составляет 10-15 %. Их развитие обусловлено созданием в городе научно-образовательных комплексов на базе университетов.
Содержание
Промышленность
Фармацевтическая промышленность представлена предприятиями ФГУП НПО «Вирион», «Томскхимфарм».
Производством строительных материалов и строительством занимаются такие предприятия, как «Комфорт-Т», «Томский домостроительный комбинат», «СУ-13», «Томская промышленно-строительная компания» и др.
Производство медицинской техники — НПО «НИКОР».
Транспорт
Со времён постройки Транссиба Томск лишился транзитных грузопотоков и стал локальным транспортным узлом на пути в собственную область (кроме Александровского района, круглогодичный доступ к которому невозможен даже из Томска и осуществляется через соседнюю Тюменскую область). Количество транзитного транспорта очень невелико.
Основные городские транспортные проблемы:
Воздушное сообщение
К юго-западу от Томска находится аэродром Головино, принадлежащий Министерству обороны РФ. Там есть 2 грунтовые взлётно-посадочные полосы. Головино — аэропорт базирования НОУ «Томский аэроклуб ДОСААФ».
Автомобильные дороги и инфраструктура
Внешняя автодорожная инфраструктура представлена множеством автомобильных дорог, которые на подходах к городу смыкаются, разделяются и образуют множество выходов из города, поэтому группировать их удобно по направлениям:
Железные дороги
Томск — железнодорожный узел на однопутной ветви Тайга — Белый Яр, соединяющей Томск с Транссибирской магистралью.
Водный транспорт
В 2000-е года наметилась тенденция к увеличению пассажирооборота.
Для перевозки используются теплоходы типа «Заря», «Москва». Ранее использовались также суда типа «Ракета», «Метеор». В летнее время действуют рейсы до Семейкина острова, Нижнего склада и др. Речные суда также используются для организации загородных прогулок, отдыха на воде и перевозки грузов в период навигации по Оби и её притокам.
Городской транспорт
Энергетика
Банки
Торговля
В городе широко представлены российские торговые сети. В их число входят: «Абрикос» (сеть супермаркетов), «Быстроном» (сеть супермаркетов), «Лента», «Виктория», «Евросеть», «Искра», «Каприз», «Лама» (торговая сеть), «Мария-Ра», «М.видео», «Metro Cash & Carry», «НАДО мебель» (сеть мебельных салонов), «Палата» (сеть гипермаркетов), «Радуга Вкуса (сеть гастрономов)», «Связной», «Семья», «Спортмастер», «Холди Дискаунтер», «Холидей Плюс» (сеть супермаркетов), «Сибириада», «RBT.ru», «Корпорация „Центр“» и «Эльдорадо», «Ярче!», Mystical Parfum, международная сеть магазинов «Spar», «Магнит».
В городе функционирует большое число торговых центров и комплексов. К ним относятся в том числе административно-торговый комплекс «Аврора», «Конкурент»; торгово-офисный центр «Статус», «Гринвич», «Первый деловой центр», «Акселератор»; торгово-выставочный комплекс «Томь»; торговый дом «Арбат», «Центральный»; торговая галерея «Аркада», «Вернисаж», «Пассаж»; торговый центр «Апельсин», «Бердский», «Big City», «Весна», «Волна», «Город», «Гостиный двор», «Гранд Холл», «ГУМ», «Карповский», «Манеж», «Мегаполис», «Метрополис», «МираМикс», «Оранжевое небо», «ПочтальON», «СмайлСity», «ЦУМ», «Изумрудный город» и целый ряд других.
Связь
Операторами мобильной связи в Томске являются: «МТС», «Билайн», «МегаФон», «Tele2», «Yota», «Wellcom» (бывшее подразделение Томского филиала ОАО «Ростелеком», вошло в состав холдинга с объединёнными мобильными активами «Ростелекома» и «Tele2»).