какие здания относятся к уникальным мчс
Разработка специальных технических условий как способ повышения пожарной безопасности особо опасных, технически сложных и уникальных объектов
Разработка специальных технических условий, как способ повышения пожарной безопасности особо опасных, технически сложных и уникальных объектов
Ключевые слова: специальные технические условия, пожарная безопасность, разработка СТУ.
В статье представлены сведения о порядке разработки, согласования и составе специальных технических условий. Приведены инженерно-технические мероприятия в составе СТУ, позволяющие повысить уровень пожарной безопасности объекта защиты.
Специальные технические условия (СТУ) являются нормативным документом, устанавливающим дополнительные или отсутствующие технические требования на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности применительно к конкретному объекту строительства [1].
Целью СТУ является создание системы обеспечения пожарной безопасности, способствующей предотвращению пожара, безопасности людей и защите имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя:
В соответствии с [2] СТУ разрабатываются для зданий, на которые отсутствуют противопожарные нормы, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.3 высотой более 75 м., зданий других классов функциональной пожарной опасности высотой более 50 м. и зданий с числом подземных этажей более одного, а также для особо сложных и уникальных объектов.
К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик [3]:
К особо опасным и технически сложным объектам относятся [3]:
Разработка СТУ включает в себя следующие этапы:
Проведение анализа имеющей нормативной базы по пожарной безопасности в отношении конкретного объекта защиты необходимо для установления отсутствующих или же недостаточных нормативных положений. На основе проведенного анализа разрабатывается система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты.
Расчет пожарного риска проводится для проверки достаточности принятых решений в области обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. Значение пожарного риска не должно превышать допустимого значения установленного [4].
СТУ разрабатываются на стадии проектных предложений, а их требования должны учитываться при разработке соответствующих разделов проектной документации. Требования СТУ обязательны для применения всеми организациями, частными лицами и объединениями, участвующими в проектировании и строительстве конкретного объекта защиты.
Значение СТУ в процессе разработки проектной документации и место СТУ в системе документов устанавливающих требования пожарной безопасности к проектированию объектов капитального строительства представлено на рисунке 1.
Для рассмотрения СТУ в МЧС России создается нормативно-технический совет (НТС МЧС России), который выносит решение о согласовании либо о доработке предлагаемой системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. Порядок согласования СТУ в МЧС России определен [7].
После утверждения в МЧС России СТУ должны быть согласованы в Минрегион России. Для согласования СТУ в Минрегион России также создан нормативно-технический совет (НТС Минрегион России).
Решение о согласовании или отказе в согласовании СТУ принимается министром или уполномоченным лицом и оформляется путем утверждения/ не утверждения предоставленного заключения НТС МЧС России. Порядок согласования СТУ в Минрегион России определен [6].
С момента согласования в Минрегион России СТУ вступают в законную силу.
Процесс согласования СТУ и проектной документации с учетом последовательности действий представлен на рисунке 2.
Результаты анализа и обобщения решений НТС ДНД МЧС России по противопожарной защите высотных зданий, комплексов с группами помещений различной функциональной пожарной опасности и многосветных пространств приведены в таблице 1. Приведенные решения не могут включаться в технические условия на противопожарную защиту вновь проектируемых зданий и сооружений без дополнительного анализа и обоснования [13].
Таблица 1 — Результаты анализа и обобщения решений НТС ДНД МЧС России по противопожарной защите высотных зданий, комплексов с группами помещений различной функциональной пожарной опасности и многосветных пространств
Так же СТУ призваны заполнить пробелы в нормативной системе обеспечения пожарной безопасности. СТУ являются нормативным документом способствующим развитию строительству, ведь без них введение в эксплуатацию объектов, а также внедрение абсолютно новых технологий строительства с точки зрения пожарной безопасности было бы невыполнимо.
Пожарная безопасность высотных зданий и комплексов
Ввиду высокой плотности застройки, в городах активно ведется строительство жилых комплексов зданий и многофункциональных строительных объектов, чья высота превышает 100 метров.
Согласно статье 48_1 ГК РФ, объекты строительства высотой больше 100 метров относятся к уникальным, чье строительство и эксплуатация до недавнего времени были осложнены отсутствием нормативных документов, в том числе касающихся обеспечения пожарной безопасности.
Например, Свод правил 54.13330.2016, согласно которому ведется строительство жилых многоквартирных зданий, распространялся на проектирование и возведение многоэтажных домов высотой только до 75 метров.
Поэтому для каждого высотного объекта, жилого и административно-общественного назначения, специально разрабатывались и утверждались технические условия – СТУ. Это не шло на пользу качеству строительства и уровню защиты от пожара. Усилиями руководителей, специалистов МЧС и Минстроя РФ в последние годы был издан ряд СП – сводов правил, касающихся проектирования, возведения, инженерной, в том числе противопожарной оснащенности, эксплуатации высотных строительных объектов, комплексов таких зданий.
Здания высотные выше 100 метров
Пожарная опасность
Вот некоторые факты, которые превращают высотки в объекты высокой опасности:
Важно понимать, что не у всех передвижных подъемных механизмов стоящих на службе у пожарных для проведения эвакуации людей из зданий, есть возможность помочь пострадавшим при этажности здания свыше 100 метров.
Основными причинами тяжких последствий, приводящих к травмам и гибели людей при возникновении пожаров внутри высотных зданий являются:
Постановление правительства № 290 от 12.02.2012 года, утверждающее «Положение о федеральном ГПН», относит высотные строительные объекты к категории значительного риска по возможности возникновения пожара, связанных с ЧП негативных тяжелых последствий.
Специфика высотных строительных объектов жилого, административно-общественного, в том числе многофункционального назначения, когда здание используется для различных организаций, диктует, чтобы подавление и локализация очагов возгораний выполнялись до прибытия дежурных караулов пожарных частей.
Пожары часто возникают не только внутри уже эксплуатируемых высоток, но и на стадии строительства. Подавление возгораний и локализация очагов огня во всех случаях невозможна без выполнения следующих мероприятий от стадии проектирования до возведения и ввода в эксплуатацию:
Практика показывает, что необходимо включение в штат предприятий и организаций, выполняющих работы на всех стадиях, специалиста по пожарной безопасности.
Нормативные документы
Требования к проектированию, эксплуатации многофункциональных зданий изложены в следующих документах:
В СП дано определение высотному зданию, как строительному объекту, имеющему высоту больше 75 м; а высотному комплексу, как группе из двух и больше зданий, включая не меньше одного высотного, что связаны между собой под и/или над поверхностью земли, в том числе по переходам.
Данный документ еще не зарегистрирован в законодательно установленном порядке, не имеет номера, но в проекте СП можно увидеть много четких определений и требований, способных решить проблемы обеспечения пожарной безопасности для высотных зданий.
С принятием этого свода правил отпадает необходимость заключать договоры на разработку, согласование дорогостоящих СТУ на каждый объект высотного строительства.
Новый СП содержит комплекс требований ПБ к архитектурно-планировочным, конструкционным проектным решениям, по обеспечению организационно-технических мер для эвакуации, деятельности пожарных формирований; к инженерным сетям, коммуникациям, системам защиты от пожара.
Требования норм
Для безопасности людей, находящихся внутри высотных строительных объектов, требования норм сосредоточены на трех важнейших моментах:
Противопожарные преграды и огнезащита
Высотные здания необходимо делить стенами, перекрытиями первого типа с повышенной стойкостью к огню, при высоте объекта до 100 м – REI 150, 100–150 м – REI 180, от 150 м – REI 240, на пожарные отсеки; с обязательным заполнением строительных проемов противопожарными окнами, дверями, шторами, люками, клапанами со стойкостью огневому воздействию EI 90.
Внутри пожарных отсеков помещения разных классов опасности пожара по функциональному назначению необходимо разделять капитальными преградами или строительными конструкциями, имеющими нормируемый предел стойкости к воздействию огня.
Если при возведении высотного здания используются несущие строительные конструкции с пределами стойкости меньше требуемых нормами, то необходимо выполнять конструктивную огнезащиту с учетом сроков эксплуатации конструкций, огнезащитных материалов, с целью необходимости контроля состояния и проведения восстановительных работ.
Для ограничения распространения огня по фасадам высотных зданий необходимо использовать навесные системы с классом конструктивной опасности пожара К0. Такие же требования предъявляются к кровле, для которой при использовании полимерной теплоизоляции, гидроизоляционного ковра, выполненных из горючих материалов, необходимо сверху покрытие негорючими материалами, в том числе защитными слоями гравия, каменной крошки толщиной не меньше 50 мм.
Размещение и эвакуация
Для обеспечения ПБ при эвакуации из строительных объектов высотой больше 100 м, в нормативных документах приведены следующие требования:
Для высотных объектов на стадии проектирования необходимо разрабатывать алгоритм поэтапной эвакуации с использованием технических средств СОУЭ, с разблокировкой всех дверей на этажах и путях эвакуации, при поступлении командного сигнала о возникновении пожара. При проведении расчета о возможности безопасной эвакуации допустимо предусматривать одновременную эвакуацию людей из жилого высотного здания.
Системы защиты от пожара
Здания высотных комплексов как административного, общественного, многофункционального, так и жилого назначения должны быть:
Дополнительная информация
Обеспечение деятельности пожарных
Для успешной деятельности сотрудников пожарных подразделений как на стадии проектирования, так и в ходе эксплуатации комплексов высотных зданий должны выполняться такие требования норм:
Все вышеперечисленные противопожарные требования взяты из действующих сводов правил, а с введением в действие СП о требованиях пожарной безопасности к высотным зданиям, комплексам, они будут значительно расширены, дополнены.
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «ПЕРЕЧЕНЬ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, ПОМЕЩЕНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАЩИТЕ АВТОМАТИЧЕСКИМИ УСТАНОВКАМИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИЕЙ» (НПБ 110-03)»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июня 2003 г. N 4836
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
от 18 июня 2003 г. N 315
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «ПЕРЕЧЕНЬ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ,
ПОМЕЩЕНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАЩИТЕ
АВТОМАТИЧЕСКИМИ УСТАНОВКАМИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ
И АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИЕЙ»
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2; N 33 (ч. I), ст. 3413; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167) и Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. N 1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 38, ст. 3585) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) и ввести их в действие с 30 июня 2003 г.
2. Настоящий Приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы, начальников управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений в установленном порядке.
к Приказу МЧС России
О применении данного документа см. Информацию МЧС России от 19.07.2013.
НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, ПОМЕЩЕНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАЩИТЕ АВТОМАТИЧЕСКИМИ УСТАНОВКАМИ
ПОЖАРОТУШЕНИЯ И АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОЖАРНОЙ
СИГНАЛИЗАЦИЕЙ» (НПБ 110-03)
На объектах, перечисленных выше, взамен АУПТ также могут предусматриваться автономные установки пожаротушения для защиты отдельных пожароопасных участков.
Наряду с настоящими нормами необходимо руководствоваться ведомственными (отраслевыми) и территориальными перечнями, а также другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
Ведомственные (отраслевые), территориальные перечни, а также другие нормативные документы, определяющие необходимость защиты зданий, сооружений, помещений и оборудования АУПТ и АУПС, разработанные в соответствии с требованиями настоящих норм, согласованию не подлежат.
2. Под зданием в настоящих нормах понимается здание в целом или часть здания (пожарные отсеки), выделенные противопожарными стенами 1 типа.
Под нормативным показателем площади помещения в разделе III обязательного приложения настоящих норм понимается часть здания или сооружения, выделенная ограждающими конструкциями, отнесенными к противопожарным преградам с пределом огнестойкости не менее 0,75 часа (перегородки EI 45, стены и перекрытия REI 45).
3. Тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов.
4. В зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
— с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
— венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
— категории В4 и Д по пожарной опасности;
5. Здания, сооружения и помещения, подлежащие оборудованию установками охранной и пожарной сигнализации, рекомендуется защищать охранно-пожарной сигнализацией.
6. Если площадь помещений, подлежащих оборудованию системами автоматического пожаротушения, составляет 40% и более от общей площади этажей здания, сооружения, следует предусматривать оборудование здания, сооружения в целом системами автоматического пожаротушения, за исключением помещений, перечисленных в п. 4.
7. АУПТ и АУПС должны проектироваться в соответствии с нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
8. Категория зданий и помещений определяется в соответствии с нормативными документами в области пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
9. Защита наружных технологических установок с обращением взрывопожароопасных веществ и материалов автоматическими установками тушения и обнаружения пожара определяется ведомственными нормативными документами, согласованными и утвержденными в установленном порядке.
10. Здания, сооружения и помещения, не вошедшие в настоящий Перечень, оборудуются установками пожарной автоматики в соответствии с требованиями отраслевых (ведомственных) нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.
11. Согласование проектов систем автоматической противопожарной защиты зданий, сооружений, помещений и оборудования в подразделениях Государственной противопожарной службы проводится в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности и инструкцией по организации и осуществлению государственного пожарного надзора.
12. Перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы определяется соответствующим территориальным подразделением ГПС МЧС России, исходя из их технических возможностей.
13. В разделе III обязательного приложения при определении вида автоматической установки (АУПТ или АУПС) для защиты помещений категории В3 по пожарной опасности нормативный показатель (площадь помещения) допускается увеличивать на 20%.
14. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении.
Какие здания относятся к уникальным мчс
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 24 июня 2021 г. № 981 «Об утверждении Правил формирования и утверждения перечня критически важных объектов»
В соответствии с подпунктом «р» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила формирования и утверждения перечня критически важных объектов.
2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной штатной численности, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим федеральным органам исполнительной власти федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 29 февраля 2028 г. включительно.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июня 2021 г. N 981
Правила
формирования и утверждения перечня критически важных объектов
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
3. Объекты всех форм собственности, нарушение или прекращение функционирования которых может привести к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, подлежат отнесению к критически важным объектам и обязательному учету в перечне.
4. Перечень формируется и ведется в целях:
а) сбора, обработки, анализа и хранения информации о критически важных объектах;
б) создания информационной основы для разработки и выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) информационного обеспечения федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
5. Формирование и ведение перечня осуществляются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
7. Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации осуществляют формирование, утверждение и ведение ведомственных разделов перечня в части, касающейся критически важных объектов, правообладателями которых являются эти федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации или организации, в отношении которых они осуществляют координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).
Уточнение и актуализация ведомственных разделов перечня осуществляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
8. Формирование и ведение перечня осуществляются с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательства Российской Федерации о государственной тайне, законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне.
9. Отнесение объекта к критически важным объектам осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации на основании критериев, утвержденных в установленном порядке нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 г. N 1225 «Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам».
Запрос направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.
11. К сведениям, необходимым для формирования и ведения перечня, относятся:
а) полное и сокращенное наименование, место нахождения и адрес юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию критически важного объекта;
б) наименование, место нахождения и адрес критически важного объекта, предлагаемая категория значимости критически важного объекта и характеристика критериев отнесения к критически важному объекту, сведения о зданиях и сооружениях повышенного уровня ответственности, входящих в состав критически важного объекта, а также зданиях, строениях и сооружениях, в которых возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек;
в) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений критически важного объекта, а также земельных участков и (или) акваторий водных объектов, на которых размещается критически важный объект, либо реквизиты документов, подтверждающих наличие зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости или государственном водном реестре на праве собственности или ином законном основании таких зданий, строений, сооружений критически важного объекта, а также земельных участков и (или) акваторий водных объектов, на которых размещается критически важный объект;
г) сведения о категории значимости, ранее присвоенной объекту (при наличии);
д) реквизиты документов, подтверждающих наличие декларации промышленной безопасности, декларации пожарной безопасности, декларации безопасности гидротехнического сооружения, утвержденных и зарегистрированных в установленном порядке (если разработка указанных деклараций предусмотрена законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, пожарной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений);
е) реквизиты документов, подтверждающих наличие утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке паспорта безопасности критически важного объекта, разрабатываемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (при наличии).
12. Сведения, указанные в пункте 11 настоящих Правил, оформляются для каждого критически важного объекта на бумажном носителе и подписываются руководителем организации, эксплуатирующей критически важный объект, либо уполномоченным представителем и заверяются печатью (при наличии).
Организации, эксплуатирующие критически важный объект, вправе представить электронный носитель, содержащий указанные сведения.
13. Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации в месячный срок со дня поступления сведений, указанных в пункте 11 настоящих Правил, от организации, эксплуатирующей критически важный объект:
а) проверяют полноту и достоверность представленных документов, правильность их заполнения, а также ведомственную принадлежность организации;
б) проверяют полноту и правильность проведенной идентификации критически важного объекта, соответствие критериям отнесения к критически важным объектам, а также соответствие предлагаемой категории значимости критически важного объекта критериям отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам, утвержденным в установленном порядке нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 г. N 1225 «Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам»;
в) вносят сведения об объекте и организации, эксплуатирующей критически важный объект, в ведомственный раздел перечня, направляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и организацию, эксплуатирующую критически важный объект, уведомление о внесении критически важного объекта в перечень, в котором указываются сведения о присвоенной ему категории значимости.
14. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в перечне, об организации, эксплуатирующей критически важный объект, и (или) о характеристиках критически важного объекта, и (или) месте нахождения и адреса критически важного объекта, а также изменений, связанных с исключением критически важного объекта из перечня в связи со сменой организации, эксплуатирующей критически важный объект, осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти или государственной корпорацией на основании заявления организации, эксплуатирующей критически важный объект.
15. Заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в перечне, представляется организацией, эксплуатирующей критически важный объект, на бумажном носителе в срок не позднее 30 дней со дня наступления обстоятельств, указанных в пункте 14 настоящих Правил.
В заявлении указываются основания внесения изменений в сведения, содержащиеся в перечне. К заявлению прилагаются соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений, актуализированные сведения, характеризующие каждый критически важный объект, подписанные руководителем организации, эксплуатирующей критически важный объект, либо уполномоченным представителем заявителя и заверенные печатью (при наличии).
Организация, эксплуатирующая критически важный объект, вправе представить электронный носитель, содержащий заявление, актуализированные сведения, характеризующие критически важный объект, и документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений в сведения, содержащиеся в перечне.
16. Исключение критически важного объекта из перечня осуществляется на основании заявления организации, эксплуатирующей критически важный объект, направляемого в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или государственную корпорацию, в случаях:
а) ликвидации критически важного объекта, вывода его из эксплуатации или консервации;
б) утраты критически важным объектом признаков, соответствующих критериям его отнесения к критически важным объектам;
в) изменения критериев отнесения объектов к критически важным объектам, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
17. Заявление об исключении критически важного объекта из перечня представляется организацией, эксплуатирующей критически важный объект, на бумажном носителе в срок не позднее 30 дней со дня наступления обстоятельств, указанных в пункте 16 настоящих Правил.
В заявлении указываются основания исключения критически важного объекта из перечня.
К заявлению прилагаются соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для исключения критически важного объекта из перечня, подписанные руководителем организации, эксплуатирующей критически важный объект, либо уполномоченным представителем заявителя и заверенные печатью (при наличии).
Организации, эксплуатирующие критически важный объект, вправе представить электронный носитель, содержащий заявление и документы, подтверждающие основания для исключения критически важного объекта из перечня.
18. В случае представления организацией, эксплуатирующей критически важный объект, комплекта документов не в полном объеме и (или) выявления несоответствия сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктом 11 настоящих Правил, сведениям, указанным в заявлении организации, эксплуатирующей критически важный объект, соответствующий федеральный орган исполнительной власти или государственная корпорация в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления сведений, направляют заявителю уведомление об отказе в приеме документов по результатам предварительного рассмотрения заявления и комплекта документов с указанием причины отказа.
19. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации предоставляют по запросам органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности или на ином законном основании критически важным объектом, в месячный срок со дня поступления запроса информацию, содержащуюся в соответствующем ведомственном разделе перечня.
Обзор документа
Правительство РФ урегулировало вопросы составления и утверждения перечня критически важных объектов. Таковыми являются объекты, нарушение или прекращение функционирования которых может привести к потере управления экономикой России, ее субъекта или административно-территориальной единицы субъекта, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения. Об объектах военной инфраструктуры речь не идет.
Перечень формирует МЧС в т. ч. для сбора, обработки, анализа и хранения информации о критически важных объектах. Установлено, как направляются запросы и сведения для включения объектов в перечень.
Перечень актуализируется не реже одного раза в год.
Постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 29 февраля 2028 г. включительно.