какие жалобы рассматривает судебный департамент
Какие жалобы рассматривает судебный департамент
Статья 6. Полномочия Судебного департамента
1. Судебный департамент:
1) организационно обеспечивает деятельность федеральных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) управляет органами и учреждениями Судебного департамента;
3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
4) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества;
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;
6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;
7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными организациями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 117-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) обеспечивает отбор и организует работу по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;
(пп. 8 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;
10) перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, военных судов и специализированных федеральных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей, а также при необходимости перераспределяет штатную численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и работников аппаратов арбитражных судов в пределах их общей штатной численности, предусмотренной федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
(пп. 10 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 266-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;
Положения пп. 12 п. 1 ст. 6 (в ред. ФЗ от 27.12.2019 N 487-ФЗ) в части предоставления в органы прокуратуры Российской Федерации первичных статистических данных о состоянии преступности применяются с 01.01.2022.
12) организует делопроизводство и работу архивов судов, ведет судебную статистику, взаимодействует с органами исполнительной власти по вопросам первичного статистического учета и формирования статистической информации, организационно обеспечивает мероприятия по предоставлению судами в пределах их компетенции первичных статистических данных в органы прокуратуры Российской Федерации для осуществления государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»;
(пп. 12 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 487-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;
14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;
15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;
16) осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства;
(пп. 16 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 44-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16.1) организует разработку, внедрение и обеспечение функционирования программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; организует и осуществляет мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей, поддержке функционирования и развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие»; обеспечивает в пределах своих полномочий доступ к информации о деятельности судов;
(пп. 16.1 введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 44-ФЗ)
16.2) формирует государственное задание для федерального государственного бюджетного учреждения «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» в целях реализации полномочий Судебного департамента, указанных в подпункте 16.1 настоящего пункта;
(пп. 16.2 введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 44-ФЗ)
17) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
Положения пп. 18 п. 1 ст. 6 (в ред. ФЗ от 30.10.2018 N 375-ФЗ) распространяются на судей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на 01.01.2019.
18) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов, принимает меры по обеспечению указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством, устанавливает порядок признания судей нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо предоставления жилых помещений в собственность, порядок признания судей не имеющими жилых помещений по месту нахождения суда в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок принятия судей на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо предоставления жилых помещений в собственность, порядок принятия судей на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту нахождения суда в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении судьям единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, о предоставлении судьям жилых помещений в собственность и служебных жилых помещений, а также устанавливает основания и условия предоставления судьям дополнительной площади служебного жилого помещения;
(пп. 18 в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 375-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
18.1) организует в соответствии с федеральным законодательством предоставление медицинской помощи судьям, в том числе пребывающим в отставке, членам их семей, работникам аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов, а также санаторно-курортное лечение указанных лиц, для чего вправе создавать санаторно-курортные организации;
(пп. 18.1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
18.2) организует материальное и социальное обеспечение судей, которые назначены (избраны) от Российской Федерации в Суд Евразийского экономического союза, Экономический суд Содружества Независимых Государств и полномочия которых прекращены, в части выплаты выходного пособия, ежемесячного пожизненного содержания, компенсации на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения, предоставления медицинской помощи и санаторно-курортного лечения, а также предоставление иных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
(пп. 18.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 294-ФЗ)
19) устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента;
20) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;
20.1) финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;
(пп. 20.1 введен Федеральным законом от 30.11.2004 N 143-ФЗ)
20.2) осуществляет редакционно-издательскую деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции Судебного департамента;
(пп. 20.2 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 240-ФЗ)
21) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.
2. Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе:
1) запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;
2) контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;
3) привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;
4) вносить в Верховный Суд Российской Федерации и Правительство Российской Федерации предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.
5) создавать ведомственную охрану для охраны судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.
(пп. 5 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 238-ФЗ)
Какие жалобы рассматривает судебный департамент
от 21 мая 2010 года N 102
(с изменениями на 8 октября 2020 года)
Документ с изменениями, внесенными:
В целях совершенствования работы по рассмотрению обращений и запросов граждан и организаций, в том числе поступающих по электронной почте через официальный интернет-сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации,
4. Начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации организовать переработку действующих инструкций о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в соответствии с Инструкцией и доложить в Управление делами в срок до 25 июня 2010 года.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
УТВЕРЖДЕНА
приказом Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 21 мая 2010 года N 102
Инструкция по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации
(с изменениями на 8 октября 2020 года)
I. Общие положения
1.2. В Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации подлежат обязательному рассмотрению индивидуальные и коллективные предложения, заявления, жалобы, а также запросы граждан и организаций (далее обращения (запросы), поступающие в письменной форме, форме электронных документов или в форме устного обращения к должностному лицу во время личного приема, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
1.4. Работа с обращениями (запросами) является прямой служебной обязанностью государственных гражданских служащих Судебного департамента. Принятые на работу в аппарат Судебного департамента работники должны быть ознакомлены с Инструкцией руководителями структурных подразделений под роспись.
1.5. При рассмотрении обращений (запросов) не допускается разглашение сведений, содержащихся в них, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений направление письменного обращения или запроса в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, предоставление запрашиваемой информации.
1.6. Информация на запрос может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.
1.7. Руководители, а также по их поручению заместители руководителей главных управлений, управлений и самостоятельных отделов Судебного департамента в пределах своих полномочий обязаны обеспечить:
всестороннее и объективное рассмотрение обращений (запросов) и предоставление заявителям или пользователям информацией достоверных сведений;
соблюдение сроков и порядка рассмотрения обращений и предоставления информации;
систематический анализ обращений (запросов) для выявления и устранения причин, порождающих нарушение прав граждан, организаций, а также для совершенствования работы системы Судебного департамента, судов и органов судейского сообщества.
1.8. Работники структурных подразделений аппарата Судебного департамента при проведении комплексных и целевых проверок управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, помимо выполнения своего основного задания, оказывают практическую помощь в рассмотрении обращений (запросов) в пределах своей компетенции.
1.9. Отдел обращений и приема граждан Управления делами:
осуществляет централизованный учет обращений (запросов);
обеспечивает рассмотрение обращений (запросов), адресованных в Судебный департамент;
ведет контроль за исполнением обращений (запросов);
во взаимодействии с другими структурными подразделениями Судебного департамента обобщает и анализирует обращения (запросы) ежеквартально и представляет соответствующие доклады Генеральному директору Судебного департамента;
осуществляет информационно-справочную работу, связанную с обращениями (запросами).
1.10. Руководители управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации представляют Генеральному директору Судебного департамента информацию о состоянии работы с обращениями (запросами) граждан отдельным разделом по установленной форме вместе с отчетом по итогам работы за год.
II. Порядок рассмотрения обращений
2.1. Ответственность за организацию исполнения обращений, соблюдение сроков их рассмотрения, состояние делопроизводства по ним в главных управлениях, управлениях и самостоятельных отделах Судебного департамента возлагается на руководителей структурных подразделений.
Генеральному директору управляющим делами;
заместителям Генерального директора, координирующим деятельность структурных подразделений Судебного департамента, начальником отдела обращений и приема граждан.
Руководителям структурных подразделений обращения передаются работниками отдела обращений и приема граждан через лиц, ответственных за ведение делопроизводства.
2.3. Обращения, не требующие доклада руководству Судебного департамента и вмешательства соответствующих структурных подразделений, рассматриваются отделом обращений и приема граждан.
2.4. Обращение с поручением Генерального директора или его заместителей передается исполнителю в день наложения резолюции или не позднее следующего дня. Если поручение дано нескольким должностным лицам, то работу по его исполнению координирует лицо, указанное в резолюции первым или с отметкой «Ответственный».
2.5. В соответствии с резолюцией Генерального директора Судебного департамента или его заместителей исполнение обращения может быть поставлено на контроль с последующим проставлением работником отдела обращений и приема граждан Управления делами на обращении штампов «Контроль. Срок исполнения», «Контроль продлен» (при необходимости), «Снято с контроля» (приложение N 8 к настоящей Инструкции).
Обращение с поручением, содержащим указание «оперативно» или пометку «К», исполняется в 10-дневный срок.
2.6. Обращение, на которое дается промежуточный ответ, с контроля не снимается.
2.7. Обращения, переадресованные в управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, другие государственные органы или органы местного самоуправления для разрешения с предложением сообщить о результатах рассмотрения в Судебный департамент, ставятся отделом обращений и приема граждан на контроль.
2.8. Решение о проверке обращения с выездом на место работников соответствующих подразделений Судебного департамента принимается Генеральным директором Судебного департамента.
2.9. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.
Если невозможно направление жалобы на рассмотрение в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается автору с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
2.11. Обращение считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, приняты необходимые меры, дан исчерпывающий ответ заявителю.
2.12. Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Судебного департамента, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом автора обращения, за исключением случая, когда ответ на Обращение не дается.
Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение 5 дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения.
2.13. Запрос государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, связанный с рассмотрением поступившего к ним обращения, рассматривается в течение 15 дней со дня регистрации.
2.14. Обращение в соответствии с компетенцией Судебного департамента рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.
2.15. В исключительных случаях, а также в случае истребования необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов у должностных лиц Генеральным директором Судебного департамента или его заместителями может быть продлен срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней с уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения его обращения.
Не позднее трех дней до истечения срока рассмотрения обращения исполнителем подается в отдел обращений и приема граждан материал проверки по обращению и докладная записка с указанием причин продления срока.
2.16. Генеральным директором Судебного департамента или его заместителями могут устанавливаться сокращенные сроки рассмотрения обращения, если этого требуют интересы дела.
Сроки, предусмотренные Инструкцией, исчисляются в календарных днях со дня регистрации обращения. Если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, то днем окончания этого срока считается предшествующий ему рабочий день.
2.17. Обращение, содержащее нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нем вопросов. Заявителю сообщается о недопустимости злоупотребления правом.
2.19. В случае, если текст обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.
2.20. В случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит докладу руководству Судебного департамента.
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20.12.2006 N 141 (ред. от 29.12.2007) «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»
СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ
от 20 декабря 2006 г. N 141
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ И ПРИЕМА ГРАЖДАН
В СУДЕБНОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ
В целях обеспечения реализации Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» приказываю:
3. Управлению делами (Миряшев С.В.) организовать обобщение работы структурных подразделений Судебного департамента с обращениями граждан. О результатах докладывать по итогам первого полугодия и года в установленном порядке.
4. Начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации:
4.1. Организовать переработку действующих инструкций о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в соответствии с Инструкцией, доложить в Управление делами в срок до 1 марта 2007 г.
4.2. Представлять информацию о состоянии работы с обращениями граждан отдельным разделом вместе с отчетом по итогам работы за год.
5. Признать утратившими силу Приказы Судебного департамента от 23 декабря 1998 г. N 112 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан и ведения делопроизводства по ним в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», 29 декабря 1998 г. N 120 «О введении в действие Инструкции о порядке приема граждан в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», 4 февраля 2000 г. N 15 «О дальнейшем совершенствовании работы с обращениями граждан в системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации», 5 июня 2001 г. N 94 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке рассмотрения обращений граждан и ведения делопроизводства по ним в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», 3 июля 2001 г. N 104 «О мерах по реализации Поручения Президента Российской Федерации от 5 февраля 2001 г. N ПР-244 и Рекомендаций Администрации Президента Российской Федерации от 14 мая 2001 г. N А26-140 по совершенствованию работы с обращениями граждан и повышению уровня защиты их конституционных прав в современных условиях», 13 мая 2002 г. N 56 «О внесении изменений и дополнений в Приказы Судебного департамента от 23 декабря 1998 г. N 112, от 29 декабря 1998 г. N 120 и от 4 февраля 2000 г. N 15», 5 мая 2004 г. N 54 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке рассмотрения обращений граждан и ведения делопроизводства по ним в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Генерального директора Кильмашкина Н.Ф.
при Верховном Суде
от 20 декабря 2006 г. N 141
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ И ПРИЕМА ГРАЖДАН
В СУДЕБНОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ
1.4. Обращения, поступившие в Судебный департамент, подлежат обязательному рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных Инструкцией. Отказ в приеме обращений, рассмотрение которых входит в компетенцию Судебного департамента, недопустим.
1.5. Письменное обращение должно содержать фамилию, имя, отчество автора, почтовый адрес для ответа или уведомления о переадресации обращения, изложение сути предложения, заявления или жалобы, личную подпись и дату.
1.6. Обращение, поступившее в Судебный департамент по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
1.7. Работа с обращениями является прямой служебной обязанностью гражданских служащих Судебного департамента.
1.8. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в нем, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
1.9. Руководители, а также по их поручению заместители руководителей главных управлений, управлений и самостоятельных отделов Судебного департамента в пределах своих полномочий обязаны:
(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.12.2007 N 167)
своевременно, всесторонне и объективно рассматривать обращения, принимать по ним основанные на законе решения, сообщать заявителям о результатах рассмотрения их обращений;
систематически анализировать обращения для выявления и устранения причин, порождающих нарушение прав граждан, а также для совершенствования работы системы Судебного департамента и судов.
2. Порядок рассмотрения обращений
2.1. Ответственность за организацию рассмотрения и разрешения обращений, соблюдение сроков их рассмотрения, состояние делопроизводства по ним в главных управлениях, управлениях и самостоятельных отделах Судебного департамента возлагается на руководителей структурных подразделений.
2.2. Прошедшие регистрацию обращения распределяются отделом обращений и приема граждан, в зависимости от их важности и значимости, на требующие обязательного доклада Генеральному директору или его заместителю, координирующему деятельность структурных подразделений Судебного департамента по рассмотрению обращений, и на передаваемые непосредственно в структурные подразделения в соответствии с их компетенцией.
Обращения, поступившие в Судебный департамент, докладываются:
Генеральному директору управляющим делами;
заместителю Генерального директора, координирующему деятельность структурных подразделений Судебного департамента по рассмотрению обращений, начальником отдела обращений и приема граждан Управления делами.
Руководителям структурных подразделений обращения передаются отделом обращений и приема граждан.
2.3. Обращения, не требующие доклада руководству Судебного департамента и вмешательства соответствующих структурных подразделений, рассматриваются отделом обращений и приема граждан.
2.4. На рассмотрение руководства Судебного департамента передаются обращения, поступившие из высших органов государственной власти Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Совета судей Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и с грифом «Лично». Подлежат докладу жалобы на действия государственных служащих аппарата Судебного департамента, руководителей управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, а также другие материалы по вопросам, требующим решения руководства.
2.5. Обращение с поручением Генерального директора передается исполнителю в день наложения резолюции или не позднее следующего дня. Если поручение дано нескольким должностным лицам, то работу по его исполнению координирует лицо, указанное в резолюции первым или с отметкой «Ответственный».
2.6. В соответствии с резолюцией Генерального директора Судебного департамента исполнение обращения может быть поставлено на контроль.
2.7. Обращение, на которое дается промежуточный ответ, с контроля не снимается.
Решение о снятии с контроля принимает руководитель, его установивший, после полного рассмотрения обращения, если по нему дан исчерпывающий ответ.
2.8. Обращения, переадресованные в управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, другие учреждения и организации для разрешения с предложением сообщить о результатах рассмотрения в Судебный департамент, ставятся отделом обращений и приема граждан на контроль.
2.9. Решение о проверке обращения с выездом на место работников соответствующих подразделений Судебного департамента принимается Генеральным директором Судебного департамента.
2.10. Запрещается направлять обращение на рассмотрение тем должностным лицам или организациям, действие (бездействие) которых обжалуется.
Если невозможно направление жалобы на рассмотрение в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается автору с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
2.11. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, подлежит возврату гражданину, направившему его, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
2.12. Передача обращения из одного структурного подразделения в другое, минуя отдел обращений и приема граждан Управления делами, не допускается. Обращение передается с соответствующей отметкой в учетных формах.
2.13. Обращение считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, приняты необходимые меры, дан исчерпывающий ответ заявителю.
2.14. Письменное обращение, не относящееся к компетенции Судебного департамента по содержанию поставленных вопросов, в семидневный срок со дня его регистрации направляется в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу по принадлежности с уведомлением об этом автора обращения, за исключением случая, когда ответ заявителю не дается.
2.15. Обращение, относящееся к компетенции Судебного департамента, рассматривается в течение 30 дней.
2.16. Письменный запрос государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, связанный с рассмотрением поступившего к ним обращения, рассматривается в течение 15 дней.
2.17. Сроки, предусмотренные Инструкцией, исчисляются в календарных днях со дня регистрации обращения. Если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, то днем окончания этого срока считается предшествующий ему рабочий день.
2.18. В исключительных случаях, а также в случае истребования необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов у должностных лиц Генеральным директором Судебного департамента может быть продлен срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней с уведомлением гражданина о продлении срока рассмотрения его обращения.
Не позднее трех дней до истечения срока рассмотрения обращения исполнителем подается в отдел обращений и приема граждан Управления делами материал проверки по обращению и докладная записка с указанием причин продления срока.
2.19. Генеральным директором Судебного департамента или его заместителями могут устанавливаться сокращенные сроки рассмотрения обращения, если этого требуют интересы дела.
2.20. Обращение, содержащее нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нем вопросов. Гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом.
2.21. Ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, если текст письменного обращения не поддается прочтению. Однако, если возможно прочитать почтовый адрес и фамилию заявителя, ему сообщается о причинах оставления обращения без ответа.
2.22. Не подлежат рассмотрению обращения, лишенные смыслового содержания.
2.23. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель структурного подразделения Судебного департамента вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в одно и то же подразделение. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
2.24. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит докладу руководству Судебного департамента.
2.25. Обращения одного и того же автора по одному и тому же вопросу, поступившие до истечения срока рассмотрения его предыдущего обращения, считаются первичными.
2.26. Повторными считаются обращения, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если:
заявитель не удовлетворен данным ему ответом по первоначальному заявлению;
со времени подачи первого обращения истек установленный срок рассмотрения и ответ заявителю не дан.
2.27. Коллективным обращением признается обращение, подписанное двумя и более авторами, а также обращение, поступившее от имени организаций, или общественных объединений.
2.28. Работники структурных подразделений аппарата Судебного департамента при проведении комплексных и целевых проверок управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, помимо выполнения своего основного задания, оказывают практическую помощь в рассмотрении обращений в пределах своей компетенции.
2.29. Во взаимодействии с другими структурными подразделениями Судебного департамента Управление делами обобщает и анализирует работу с обращениями по результатам полугодия и года, о чем представляет соответствующие доклады Генеральному директору Судебного департамента.
2.30. Руководители управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации представляют Генеральному директору Судебного департамента информацию о состоянии работы с обращениями граждан отдельным разделом по установленной форме вместе с отчетом по итогам работы за год.
3. Делопроизводство по обращениям
3.1. Делопроизводство по обращениям ведется отдельно от других видов делопроизводства в отделе обращений и приема граждан Управления делами с соблюдением необходимых требований Инструкции по делопроизводству.
3.2. Прием и первичная обработка обращений осуществляется централизованно отделом документационного обеспечения Управления делами.
Обращения, поступившие почтой, передаются отделом документационного обеспечения Управления делами в тот же день после проставления на них штампа с указанием даты поступления в отдел обращений и приема граждан.
3.3. Обращение, поступившее с сопроводительным документом государственного органа, органа местного самоуправления, учитывается по фамилии заявителя с указанием реквизитов сопроводительного документа.
3.4. Обращения подлежат регистрации в отделе обращений и приема граждан Управления делами в день получения, но не позднее трех дней после поступления.
3.5. Регистрация обращений ежегодно начинается с номера 1. Не допускается перерегистрация обращений, не рассмотренных в истекшем году, с последующим присвоением порядкового номера текущего года.
3.6. Регистрация обращений осуществляется в учетных формах (приложения 1, 2). Одновременно на впервые поступившее обращение составляется алфавитно-учетная карточка (приложение 3) по первой букве фамилии гражданина (на коллективные обращения карточка заполняется по фамилии первого заявителя или по наименованию организации, делается пометка «Коллективная»).
3.8. При регистрации обращения на оборотной стороне последнего листа обращения или на свободном от текста месте проставляется штамп Судебного департамента (приложение 4), на котором указываются регистрационный номер, дата поступления и количество листов. Если обращение поступило с сопроводительным документом, то штамп с реквизитами проставляется на сопроводительном письме. На обороте последнего листа прилагаемых документов ставится штамп (приложение 5).
3.10. Входящий регистрационный номер закрепляется за обращением и сохраняется при регистрации ответов (писем) на данное обращение. В ходе рассмотрения обращения вся переписка по нему, в том числе при движении обращения внутри Судебного департамента, осуществляется за одним номером, присвоенном ему при регистрации. В учетные формы вносятся соответствующие сведения.
3.11. По обращению, приобщенному к ранее поступившим материалам, срок его рассмотрения соответствует сроку рассмотрения первого обращения. При этом в ответе гражданину обязательна ссылка на все поступившие обращения и адресаты (если они имеются).
3.12. Повторное обращение регистрируется так же, как первичное.
На обращении в свободном от текста месте проставляется штамп «ПОВТОРНО». О повторности делается отметка в алфавитно-учетной карточке.
3.14. После регистрации обращение в тот же день передается в соответствующее структурное подразделение Судебного департамента для исполнения.
3.15. Если в обращении затрагиваются вопросы, подлежащие рассмотрению в нескольких структурных подразделениях Судебного департамента, начальник отдела обращений и приема граждан Управления делами готовит предложения заместителю Генерального директора, координирующему деятельность структурных подразделений Судебного департамента, о рассмотрении обращения.
Решение, принятое по такому обращению, должно быть согласовано между всеми подразделениями, участвующими в рассмотрении. В случае возникновения разногласий окончательное решение принимает лицо, давшее поручение.
Ответственный исполнитель несет персональную ответственность за полноту и достоверность информации, использованной при подготовке ответа заявителю или письма в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, а также за рассмотрение обращения в установленный срок.
3.16. Обращения, переданные в структурные подразделения аппарата Судебного департамента ошибочно, возвращаются в тот же день в отдел обращений и приема граждан Управления делами.
3.17. Передача зарегистрированных обращений осуществляется через работников, ответственных за ведение делопроизводства в структурных подразделениях Судебного департамента, и секретарей заместителей Генерального директора под роспись. При этом в учетные формы обязательно вносится дата передачи, фамилия исполнителя, подпись.
3.18. Зарегистрированное обращение, поступившее из отдела обращений и приема граждан Управления делами в структурное подразделение аппарата Судебного департамента, учитывается в подразделении с сохранением регистрационного номера.
3.19. Руководитель структурного подразделения Судебного департамента после получения зарегистрированного обращения определяет исполнителя, срок и порядок рассмотрения, а также необходимость осуществления контроля. Запрещается на тексте обращения делать какие-либо записи. Допускается с помощью маркера выделять отдельные участки текста, имеющие принципиальное значение и требующие особого внимания в ходе непосредственного разрешения обращения исполнителем.
3.20. Непосредственное ведение делопроизводства в структурных подразделениях аппарата Судебного департамента осуществляют лица, назначенные руководителями подразделений.
Принятые на работу в аппарат Судебного департамента работники должны быть ознакомлены с настоящей Инструкцией руководителями подразделений под расписку.
3.21. При исполнении обращения в структурном подразделении исполнитель готовит ответ за подписью начальника соответствующего главного управления, управления, самостоятельного отдела или их заместителей и визирует копию ответа.
(п. 3.21 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.12.2007 N 167)
3.22. Отметка об исполнителе включает в себя инициалы, фамилию и номер его служебного телефона. Отметку об исполнителе располагают на лицевой или оборотной стороне последнего листа документа в левом нижнем углу.
3.23. Ответ гражданину по обращению выполняется в письменной форме на официальном бланке структурного подразделения за подписью руководителя или его заместителя.
(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.12.2007 N 167)
3.24. На коллективное обращение ответ направляется на фамилию первого заявителя с просьбой сообщить о результатах его рассмотрения другим авторам. В необходимых случаях по просьбе авторов ответ направляется конкретному лицу или отдельно каждому адресату.
На коллективное обращение работников организаций ответ направляется их руководителю с просьбой сообщить о результатах рассмотрения обратившимся подчиненным работникам.
3.25. Состав обязательных реквизитов, порядок их расположения на бланках писем регламентирован Инструкцией по делопроизводству.
3.26. Решение об окончании рассмотрения обращения принимает руководитель структурного подразделения.
В случаях, когда ответ заявителю не направляется, ответственный исполнитель списывает обращение справкой с изложением причины.
3.27. Материалы исполненного обращения с ответом заявителю передаются в отдел обращений и приема граждан Управления делами для доклада Генеральному директору и последующей отправки адресатам. Материалы формируются в отдельное производство.
3.28. Представляемые на подпись Генеральному директору Судебного департамента или его заместителям проекты ответов заявителям или писем в соответствующие органы с материалами исполненных обращений должны иметь необходимые визы: исполнителя, руководителя структурного подразделения, соисполнителей, редактора, начальника отдела обращений и приема граждан Управления делами или его заместителя.
3.29. Об утере обращения или документов по нему исполнитель сообщает руководителю структурного подразделения и в Управление делами. В этом случае руководитель подразделения назначает служебную проверку и о результатах докладывает Генеральному директору Судебного департамента. Материалы проверки передаются в Управление делами.
3.30. Законченные производством обращения хранятся в отделе обращений и приема граждан Управления делами в течение 5 лет. По истечении срока хранения они подлежат уничтожению.
3.31. Пакеты, в которые были вложены обращения, приобщаются к материалам дела в тех случаях, когда только по ним можно установить адрес отправителя, даты отправки и получения обращения.
3.32. Нерассмотренные обращения и неправильно оформленные документы подшивать в дела запрещается.
3.33. По письменной просьбе гражданина он может быть ознакомлен с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения и находящимися в распоряжении Судебного департамента.
3.34. Ознакомление гражданина с интересующими его документами и материалами производится начальником отдела обращений и приема граждан Управления делами.
По просьбе гражданина ему могут быть выданы копии письменных ответов, поступивших в Судебный департамент из государственных органов, органов местного самоуправления в связи с его предыдущим письменным обращением, а также копия письменного ответа (уведомления) о результатах рассмотрения его обращения в Судебном департаменте, если указанные письменные ответы не были получены гражданином по независящим от него обстоятельствам.
Выдача гражданину копии истребуемого им документа осуществляется начальником отдела обращений и приема граждан Управления делами по согласованию с управляющим делами, о чем делается запись в учетных формах.
4. Личный прием граждан
4.1. Прием граждан осуществляется в целях оперативного рассмотрения их обращений, относящихся к компетенции Судебного департамента.
4.2. Организация личного приема граждан в Судебном департаменте возлагается на начальника отдела обращений и приема граждан Управления делами.
4.5. Прием граждан ведется в порядке очередности.
Граждане, находящиеся в нетрезвом состоянии, на личный прием не допускаются.
4.6. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность.
Работники Судебного департамента, проводящие прием, обязаны сообщить посетителю свои фамилию, имя, отчество, должность и дать в пределах своих полномочий разъяснения по поставленным вопросам.
4.7. Сведения о гражданине, краткое содержание обращения заносятся в учетные формы (приложения 6, 7).
4.8. При проведении личного приема граждан оформляется карточка личного приема гражданина (приложение 8).
4.9. Основными сведениями об осуществлении приема, подлежащими учету, являются:
дата и время приема;
фамилия, имя, отчество гражданина, почтовый адрес, реквизиты документа, удостоверяющего его личность;
краткое содержание устного обращения;
фамилия должностного лица, осуществляющего прием;
сведения о результатах приема.
4.10. Во время личного приема граждан, а также при их обращении по телефону могут даваться устные разъяснения по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента.
4.11. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию Судебного департамента, гражданину разъясняется, куда и в каком порядке следует обратиться.
4.12. Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных вопросов в порядке, предусмотренном Инструкцией.
4.13. Устный ответ или разъяснение на устное обращение дается гражданину, как правило, в день обращения. Если дать устный ответ в день обращения не представляется возможным или гражданин настаивает на предоставлении письменного ответа, ему дается разъяснение о сроке и порядке получения ответа.
4.14. Для получения письменного ответа по устному обращению гражданину предлагается удостоверить собственноручной подписью в карточке личного приема гражданина (регистрационной карточке) правильность изложения его обращения работником Судебного департамента.
4.15. Обращение, полученное в ходе личного приема, регистрируется, учитывается и рассматривается с учетом требований Инструкции.
4.16. На письменном обращении, полученном на личном приеме, проставляется штамп «Приемная», в котором указываются дата и подпись лица, принявшего обращение (приложение 9).
4.17. Генеральный директор Судебного департамента, его заместители и руководители соответствующих структурных подразделений осуществляют прием в установленные для этих должностных лиц дни и часы приема.
4.18. Предварительную запись гражданина на личный прием к Генеральному директору Судебного департамента или его заместителям, подготовку документов и оформление обращения осуществляет начальник отдела обращений и приема граждан Управления делами.
4.19. Обращение, подлежащее рассмотрению на приеме, не менее чем за три дня до даты приема с другими документами докладывается руководителем соответствующего структурного подразделения Генеральному директору Судебного департамента или его заместителям.
4.20. Не относящиеся к компетенции Судебного департамента письменные обращения, принятые по настоянию посетителя, направляются по принадлежности с уведомлением заявителя либо возвращаются заявителю по почте с указанием, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
4.21. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
4.22. В случае грубого, агрессивного поведения гражданина прием может быть прекращен. При необходимости может быть вызван сотрудник охраны. Информация о поведении гражданина отражается в карточке личного приема гражданина.
Нарушения установленного настоящей Инструкцией порядка рассмотрения обращений и приема граждан, нарушение сроков рассмотрения обращений или принятие по ним необоснованных, неправомерных решений, предоставление недостоверной информации, разглашение сведений о частной жизни гражданина влекут ответственность виновных гражданских служащих в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».