какие жалобы рассматривает следственный комитет
Какие жалобы рассматривает следственный комитет
Статья 11. Рассмотрение в следственных органах и учреждениях Следственного комитета заявлений, иных обращений и жалоб
1. В следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Решение, принятое руководителем следственного органа Следственного комитета или следователем, не препятствует обращению соответствующего лица к прокурору или в суд.
2. Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Ответ на заявление, обращение, жалобу должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления, обращения или жалобы отказано, подавшему их лицу должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения и его право обжаловать соответствующее решение в суд.
4. В случае, если в ходе проверки обращения о правонарушении будет установлено отсутствие в деянии состава преступления, но наличие в нем признаков административного правонарушения, руководитель следственного органа Следственного комитета направляет соответствующие материалы в орган, должностному лицу, в компетенцию которых входит решение вопроса о привлечении к ответственности лица, совершившего такое правонарушение.
Новости
Следственного комитета РФ
Москва
Главная
Приволжский федеральный округ
Оренбургская область
Основной задачей следственных органов СК России является проведение проверок по сообщениям о преступлениях и расследование преступлений, отнесенных в соответствии со ст. 151 УПК РФ к подследственности следователей СК России.
Это тяжкие и особо тяжкие преступления – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, похищение человека, захват заложников, коррупционные преступления – получение и дача взятки, должностные преступления – злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий, налоговые преступления. К подследственности следователей СК России отнесены отдельные преступления небольшой и средней тяжести – нарушение неприкосновенности жилища, нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Также следователями СК России расследуются тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними или в отношении них, и преступления, совершенные специальными субъектами – депутатами и кандидатами в депутаты различных уровней власти, судьями, прокурорами, следователями всех правоохранительных органов, адвокатами и др.
Исходя из указанной нормы уголовно-процессуального законодательства РФ в органах Следственного комитета РФ подлежат рассмотрению по существу обращения (жалобы) по вопросам рассмотрения сообщений о преступлениях, относящихся к компетенции следователей СК России, и расследования находящихся в их производстве уголовных дел.
Заявители принимаются должностными лицами следственного управления по вопросам обжалования действий (бездействия) и решений нижестоящих должностных лиц следственного управления (территориальных следственных органов) и предложений по вопросам деятельности органов СК России.
Обращаем внимание, что органы СК России не обладают контрольно-надзорными полномочиями в отношении органов полиции, других правоохранительных органов и иных органов государственной власти. Следственные органы СК России не вправе давать оценку законности действий (бездействия) и решений должностных лиц органов полиции, иных государственных органов, органов местного самоуправления, не связанных с подготовкой или совершением ими преступлений.
Кроме того, органы СК России не обладают полномочиями по обжалованию или отмене судебных актов по гражданским или уголовным делам. Обжалование судебных решений заинтересованными лицами осуществляется в порядке гражданского, уголовного и административного процессуального законодательства путем обращения в соответствующую вышестоящую судебную инстанцию.
В соответствии со п.п. 1,3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В том случае, если письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, оно направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
В связи с изложенным в целях оперативного разрешения по существу обращений по вопросам, не относящимся к предмету ведения следственных органов СК России, следственное управление рекомендует гражданам обращаться непосредственно в государственные органы, уполномоченные решать соответствующие вопросы.
Как правильно составить обращение
При рассмотрении обращений, заявлений и жалоб граждан приходится очень часто сталкиваться с ситуацией, когда неграмотно изложенное требование не только не позволяет уяснить позицию просителя, но и создает процессуальные и чисто технические трудности для решения вопроса в его пользу.
Рекомендуется при составлении обращения определить официальный орган, в компетенции которого находится решение вопроса о восстановлении ваших прав и законных интересов. Следует учитывать, что ввиду ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на судебную защиту, осуществление защиты прав в административном порядке во всех случаях не препятствует последующему обращению в судебные органы.
В случае если разрешение вопросов, поставленных в обращении не относится компетенции органов Следственного комитета Российской Федерации обращение в обязательном порядке будет перенаправлено в тот орган государственный власти, в компетенции которого находится решение вопроса, а заявитель будет уведомлен о принятом решении.
По фактам нарушения собственных прав, а также по фактам нарушения закона в самом широком смысле, фактам нарушения прав третьих лиц вы можете обращаться в органы прокуратуры.
Существуют и другие органы государственной власти, в компетенцию которых входит защита нарушенных прав и законных интересов. Однако их определение целиком зависит от характера нарушенных прав и свобод. При защите нарушенных прав в судебном порядке, для того чтобы определить конкретный судебный орган для направления документа, следует обращать внимание на характер правоотношений, из которых возник факт нарушения, и на состав участников таких правоотношений.
Составление обращения нужно начать с определения получателя документа. Документы, составляемые для защиты прав и законных интересов, направляются либо непосредственно нарушителю таковых прав, либо в официальный орган, компетенцией которого является восстановление нарушенных прав и интересов, а также привлечение нарушителя к ответственности.
При обращении полезно указывать конкретное должностное лицо, например:
И.о. руководителя Следственного управления
Следственного комитета Российской Федерации
по Мурманской области
Руководителю следственного отдела
по городу Мурманск Следственного
управления Следственного комитета
Российской Федерации по Мурманской области
Таким образом, вы будете знать, к кому в первую очередь обращаться за ответом на ваше обращение и, кроме того, выразите свое уважение адресату. Но, если вы не знаете имя и должность руководителя юридического лица, можно указывать только наименование организации. Например:
Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Мурманской области
Следственный отдел по г. Мончегорск Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Мурманской области
Далее указывается от кого поступило обращение. Например:
От Иванова Ивана Ивановича, проживающего по адресу:
г. Мончегорск, ул. Парковая, д.13, кв.13
В обращении по возможности кратко, излагаются фактические обстоятельства, послужившие причиной обращения, из которых следует, что ваше право нарушено. Изложение должно быть лаконичным и в то же время понятным. Не стоит приводить факты, не имеющие отношения к делу, а те обстоятельства, на которых основываются ваши требования, должны быть построены в логической взаимосвязи и, если возможно, в хронологическом порядке. Хорошо если в документе будут содержаться ссылки на нормы права, которые были нарушены, на основании которых вы требуете защиты прав и законных интересов, так как от грамотного правового обоснования зависит и убедительность ваших аргументов.
Указав на факты нарушения прав и на не соблюденные статьи нормативно-правовых актов, напишите фразу: «На основании вышеизложенного:». Далее следует четко и ясно сформулировать ваше требование. Здесь уже не желательно употреблять слова «так как» и «поэтому», все объяснения должны содержаться выше. Нужно указать только, чего вы добиваетесь, например: «Прошу отменить постановление о ….» или «прошу провести проверку по данному факту».
После указания ваших требований следует перечислить в нумерованном списке все приложения, на которые вы ссылались в основном тексте документа (в том же порядке).
Это могут быть любые письменные доказательства ваших утверждений: справки, копии ответов или документов и т. д. В конце документа ставят дату и подпись лица заявителя либо его представителя. Подпись обязательно должна быть с расшифровкой.
Нелишне позаботиться и об общем оформлении направляемого вами документа:
Особенности направления информации в подразделе «Интернет-приемная» и ее обработки
Разъяснения о пределах компетенции следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и о подследственности уголовных дел
I. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» одной из основных задач Следственного комитета Российской Федерации является оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
* исчерпывающий постатейный перечень преступлений, отнесенных к подследственности Следственного комитета Российской Федерации, приведен в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
II. Наряду с этим к подследственности Следственного комитета Российской Федерации относятся:
1. Преступления, совершенные лицами, перечисленными в ст. 447 УПК РФ, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства (член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, депутат Законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; судьи различных юрисдикций, присяжный или арбитражный заседатель в период осуществления им правосудия; Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместители и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты Российской Федерации; прокурор; Председатель Следственного комитета Российской Федерации; руководитель следственного органа; следователь; адвокат; член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы, зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
2. Преступления, совершенные в отношении перечисленных в ст. 447 УПК РФ лиц в связи с их профессиональной деятельностью;
3. Преступления, совершенные должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации.
4. Преступления, совершенные в отношении указанных должностных лиц в связи с их служебной деятельностью.
5. Тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними либо в отношении несовершеннолетних.
Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации, составляет свыше пяти лет лишения свободы, но не превышает десяти лет. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
III. При обращении в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации необходимо учитывать следующее:
Проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами органов исполнительной власти, следственных и судебных органов при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным законодательством Российской Федерации, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.
Не требуют проверки следственными органами в порядке ст. 144, 145 УПК РФ (т.е. как сообщение о преступлении) обращения граждан, в которых ставится вопрос о возбуждении уголовного дела в связи с несогласием заявителей с решениями, принятыми должностными лицами различных правоохранительных органов (судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов), а также с полученными от указанных должностных лиц ответами на ранее направленные обращения граждан.
По обращениям о несогласии с судебными решениями (в частности, с приговорами) следственные органы могут лишь разъяснить заявителям право на обжалование таких решений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные обращения в таких случаях возвращаются гражданам, их направившим (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Надзор за органами, наделенными полномочиями по привлечению граждан и юридических лиц к административной ответственности, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляется прокурором. Поэтому рассмотрение обращений, в которых сообщается о нарушениях при привлечении к административной ответственности, допущенных сотрудниками органов внутренних дел или иными должностными лицами, наделёнными соответствующими полномочиями, относится к компетенции органов прокуратуры.
Обращения, в которых выражается несогласие с какими-либо действиями, решениями должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и других сферах деятельности, повлекшими нарушения трудовых, жилищных и иных прав граждан, при отсутствии данных, указывающих на признаки преступления, не рассматриваются в качестве сообщений о преступлении и не проверяются следственными органами в порядке, предусмотренном ст. 144, 145 УПК РФ.
В таком случае обращение пересылается в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (статья 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Порядок рассмотрения отдельных обращений
Обращение не принимается к рассмотрению, если:
– в обращении содержится нецензурная лексика, оскорбительные выражения;
– текст написан по-русски с использованием латиницы или набран целиком заглавными буквами, не разбит на предложения;
– указан неполный или недостоверный почтовый адрес;
– не содержит конкретных заявлений, жалоб, предложений.
В целях оперативного разрешения обращений и во избежание увеличения сроков его рассмотрения (с учетом пересылки по компетенции либо подведомственности) рекомендуем Вам адресовать жалобу непосредственно на сайт соответствующего следственного органа Следственного комитета Российской Федерации либо соответствующего федерального органа, в случаях:
– отсутствия ответов руководителей субъектов следственных органов Следственного комитета Российской Федерации на вопросы, поставленные в обращении;
– когда разрешение поставленных в обращении доводов входит в компетенцию иных ведомств.
Обращаем Ваше внимание на недопустимость злоупотребления правом на обращение в государственные органы и предусмотренную законодательством ответственность в этой сфере общественных отношений. В случае, если в обращении указаны заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с его рассмотрением, могут быть взысканы с автора.
Особенности направления информации в подразделе «Интернет-приемная» и ее обработки
В подразделе «Интернет-приемная» (раздел «Обращения граждан») посетители сайта могут оформить электронные сообщения, которые обрабатываются уполномоченными работниками управления по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и соответствующими нормативными правовыми актами СК России.
При оформлении обращения в форме электронного документа посетителю сайта необходимо:
В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.
Размер электронного обращения не может превышать 5 тысяч знаков, что примерно соответствует объему текста, напечатанного на двух-трех страницах с одинарным междустрочным интервалом на листе формата А4 с полями страницы не менее 2 см.
Посетитель сайта вправе приложить к обращению, направляемому через Интернет-приемную, необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
Вложенные документы и материалы в электронной форме должны быть представлены в виде одного файла без архивирования. Размер файла вложения не может превышать 5 Мб. Для вложений допустимы следующие форматы файлов: txt, doc, rtf, xls, pps, ppt, pdf, jpg, bmp, png, tif, gif, pcx, mp3, wma, avi, mp4, mkv, wmv, mov, flv.
При этом обращения, содержащие тексты и прилагаемые документы большого объема, следует направлять в СК России средствами почтовой связи.
Датой обращения в форме электронного документа является дата его размещения на Интернет-сайте, которая фиксируется автоматически в момент отправки заполненной формы электронного сообщения.
Электронные документы, направляемые через сайт, минуя «Интернет-приемную», к рассмотрению в качестве обращений не принимаются.
Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в форме электронного документа, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
Организация приема граждан
На личном приеме гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.
При необходимости к участию в приеме гражданина может быть привлечен руководитель другого главного правления, управления, отдела Следственного комитета или его заместитель, в чью компетенцию входит рассмотрение обращения заявителя.
Личный прием граждан Председателем Следственного комитета может быть организован также по его поручению.
В центральном аппарате Следственного комитета должностные лица управления по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению, уполномоченные организовывать прием граждан, выдают гражданам направления на прием, согласовывают и сообщают сведения о времени и месте их приема должностными лицами Следственного комитета. При отсутствии оснований для приема граждан в Следственном комитете дают заявителям разъяснения, куда и в каком порядке им следует обращаться. В необходимых случаях принимают письменные обращения, которые направляются на рассмотрение, в том числе в подчиненные следственные органы Следственного комитета.
При повторном обращении граждан по тем же проблемам или их несогласии с решениями, ранее принятыми в главных управлениях, управлениях и отделах центрального аппарата Следственного комитета, уполномоченные должностные лица управления по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению в необходимых случаях обсуждают вопрос о приеме граждан заместителями Председателя Следственного комитета или непосредственно Председателем Следственного комитета, сотрудниками аппарата Председателя Следственного комитета или помощниками заместителей Председателя Следственного комитета.
Прием граждан в Следственном комитете и его следственных органах проводится в течение всего рабочего дня согласно графику, который утверждается руководителем этого органа и должен быть вывешен в доступном для граждан месте.
Руководителями следственных органов Следственного комитета прием граждан проводится не реже одного раза в неделю. Решение по обращению принимается и ответ на него дается руководителем следственного органа Следственного комитета, к которому обратился заявитель на личном приеме.
Руководитель следственного органа Следственного комитета на личном приеме вправе отказать гражданину в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов с разъяснением порядка обжалования.
Регистрация приема ведется в специальных карточках либо книге учета граждан, в которых отражается краткое содержание вопросов, поднятых заявителем, а также данного ему устного ответа или принятого предварительного решения.
На обращениях, поданных на личном приеме, ставится отметка «с личного приема».
В помещении Следственного комитета и в зданиях, занимаемых его следственными органами, устанавливаются ящики «Для обращений и заявлений»*, которые размещаются в доступных для заявителей местах.
Корреспонденция из ящиков ежедневно вынимается специально назначенными работниками. На обращениях проставляется штамп «Из ящика для обращений и заявлений», указывается дата выемки, после чего они передаются на регистрацию и рассмотрение.