какие жалобы рассматривает роспотребнадзор в сфере жкх
Жалобы граждан на содержание жилых домов
Однако, при содержании и эксплуатации жилых домов у жителей зачастую возникают претензии и жалобы на действия или бездействие управляющих компаний, подрядных организаций по поводу которых они (жители) обращаются в надзорные органы.
Что нужно помнить жильцам дома при возникновении таких ситуаций?
При направлении жалобы в надзорные органы следует помнить, что в соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального Закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, и специалисты чаще всего не имеют возможности немедленно выехать на место по жалобе гражданина.
По факту обращения сначала должно быть возбуждено административное расследование или согласована с прокуратурой внеплановая проверка, а это требует определенного времени.
Каждый из надзорных органов рассматривает обращения в рамках своей компетенции и не имеет права рассматривать заявления, выходящие за рамки его полномочий.
Вопросы технического состояния зданий, их содержания, обоснованности начисления платы за услуги находятся в компетенции государственной жилищной инспекции. В соответствии со ст. 1 Закона Волгоградской области от 10 января 2014г. N 12-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора», часть полномочий инспекции передана органам местного самоуправления городских округов Волгоградской области, в частности, в части осуществления надзора за соблюдением требований жилищного законодательства при выполнении работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. То есть, жителям городов Волгоградской области с жалобами по этим вопросам можно обращаться в администрации городских округов. Жалобы жителей сельских поселений на неудовлетворительное содержание и несвоевременный ремонт жилья рассматривает по-прежнему жилищная инспекция.
Службой Роспотребнадзора рассматриваются обращения граждан на нарушения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Гигиенические требования к содержанию жилых домов изложены в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Данными санитарными правилами регламентируются вопросы содержания придомовой территории многоквартирного дома, размещения объектов общественного назначения в жилых домах, требования к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений, к естественному и искусственному освещению, уровням шума, вибрации, электромагнитных полей, текущему содержанию жилых зданий, удалению отходов и другие вопросы.
В соответствии с требованиями санитарных правил СанПиН 2.1.2.2645-10 допустимая температура воздуха в жилых помещениях квартир в холодный период года должна составлять не менее 18 градусов Цельсия.
В этом случае необходимо срочно обратиться в управляющую компанию с заявкой для проведения откачки стоков и дезинфекции подвала. Обычно управляющие компании немедленно реагируют на такие заявления и устраняют аварийные ситуации.
При появлении грызунов и насекомых в местах общего пользования жилого дома также необходимо сразу сообщить об этом управляющей компании для привлечения специализированной организации, способной выполнить дератизацию и дезинсекцию. В соответствии с заключенными с жителями договорами, управляющая компания несет ответственность только за содержание мест общего пользования жилого дома, в связи с этим, обработка собственных жилых квартир от насекомых должна проводиться жителями самостоятельно или по отдельному договору со специализированной организацией.
Довольно часто при рассмотрении обращений граждан выясняется, что в управляющую компанию при появлении каких-то проблем в жилом доме жители даже не обращались, предпочитая сразу отправить жалобы в надзорные органы. Зачастую приходится сталкиваться с недоумением представителей управляющих и подрядных организаций, когда они узнают о таких фактах. И их утверждения о том, что все проблемы давно были бы уже устранены, кажутся в таких случаях обоснованными.
Конечно, при систематических или длительно неустраняемых нарушениях при эксплуатации жилых домов необходимо обращаться в надзорные органы для принятия мер административного воздействия к управляющей компании. Но, чаще всего, для того, чтобы в квартире стало тепло или был очищен и просушен подвал достаточно обратиться в свою управляющую или подрядную организацию. Название управляющей компании и контактные телефоны всегда указываются в квитанции или счете на оплату услуг.
В соответствии с ч.1 ст.50 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 ФЗ от 30.03.99г., должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут посещать жилые помещения граждан в целях обследования их жилищных условий только с их (граждан) согласия. Обычно жители квартир, на хозяев которых жалуются, такого согласия не дают.
В связи с этим, чаще всего, такие вопросы могут быть решены только в судебном порядке в рамках Гражданского Кодекса.
О полномочия Роспотребнадзора в сфере ЖКХ.
О полномочия Роспотребнадзора в сфере ЖКХ.
В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросам некачественного предоставления жилищно-коммунальных услуг управляющими организациями, ТСЖ, ресурсоснабжающими организациями и прочими исполнителями услуг в сфере ЖКХ, а также с учетом коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22.06.2012, на которой были рассмотрены вопросы «взаимодействия территориальных органов Роспотребнадзора и органов, осуществляющих государственный жилищный надзор», Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике разъясняет свои полномочия и функции по данным вопросам.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 Управление осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 13 (п. 8.1) Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют государственный жилищный надзор, органы местного самоуправления в соответствии со ст. 14 (п. 9) Жилищного кодекса РФ осуществляют муниципальный жилищный контроль.
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ:
– под государственным жилищным надзоромпонимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее – обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;
– под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (ст. 40 Закона о защиты прав потребителей) не подразумевает проверку соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных жилищным законодательством (ч. 2 ст. 25 ЖК РФ), в частности, по вопросам предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п.п. 10, 11, ч. 1 ст. 4 ЖК РФ).
На прошедшей 22 июня 2012 года коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека было отмечено, что территориальным органам Роспотребнадзора надлежит обеспечивать реализацию своих надзорных функций и полномочий в жилищной сфере, а именно:
· привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушение права потребителей на информацию о коммунальных услугах и их безопасность (подпункт 3 пункта 2, подпункт 5 пункта 4 статьи 40 Закона № 2300-1);
· обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг (подпункт 7 пункта 4 статьи 40 Закона № 2300-1);
· вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 40 Закона № 2300-1).
При этом иметь в виду, что основанием для реализации указанных полномочий могут среди прочего являться соответствующие материалы проверок, проведенных органами регионального государственного жилищного надзора по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего правоотношения с участием граждан по вопросу предоставления им коммунальных услуг.
В случае обращения в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг следует учитывать разграничение полномочий уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов региональной и муниципальной власти в области жилищных отношений и направлять в адрес Управления заявления и жалобы, относящиеся к компетенции Управления.
О полномочиях Роспотребнадзора в сфере ЖКХ
В связи с увеличением количества поступающих обращений потребителей о предоставлении жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества, Управление Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике разъясняет, что рассмотрение таких обращений осуществляется с учетом распределения полномочий между Роспотребнадзором и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений (Государственная жилищная инспекция).
Согласно Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Роспотребнадзор вправе применять меры и давать разъяснения по вопросам, отнесенным только к компетенции службы, а именно по вопросам соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защиты прав потребителей.
Управление Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике вправе при рассмотрении обращений граждан по вопросам нарушения требований санитарных норм и правил при предоставлении услуг ЖКХ осуществлять проверку соответствия питьевой воды по санитарно-химическим, микробиологическим, вирусологическим, паразитологическим и радиологическим показателям; измерение уровней шума и вибрации создаваемые работой тепловых узлов жилого дома, лифта, компрессоров, холодильного оборудования магазинов расположенных в жилых домах, механической приточно-вытяжной системы вентиляции; контролирует выполнение дезинфекционных и дератизационных мероприятий, а также содержание контейнерных площадок, мусоропроводов.
В сфере защиты прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике при рассмотрении обращений граждан вправе осуществлять проверки на предмет соблюдения исполнителями требований законодательства в области защиты прав потребителей по своевременному предоставлению полной и достоверной информации об услугах и исполнителе, по предоставлению услуг ЖКХ, оказываемых на основе возмездных договоров, с соблюдением требований, установленных нормативно-правовыми актами, устанавливающими порядок выполнения работ (услуг).
Кроме того, Управление Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей услуг ЖКХ, а также вступать в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013г. N 493 «О государственном жилищном надзоре» утверждено Положение, которое определяет предмет проверок службы государственного жилищного надзора по соблюдению органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданам обязательных требований в сфере ЖКХ.
Согласно статьи 12 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений осуществляют контроль за работой управляющих компаний, товариществ собственников жилья и ЖСК, за соблюдением обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов, содержанию общего имущества в многоквартирном доме, определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, управлению многоквартирными домами, выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством.
Все нормативно-правовые акты, устанавливающие обязательные требования к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, к правилам изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, к порядку предоставления коммунальных услуг, к установлению и определению нормативов потребления коммунальных услуг, к раскрытию информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, изданы на основании и во исполнение Жилищного Кодекса РФ, что объективно относит их к жилищному законодательству, регулирующему отношения исполнителей и потребителей услуг.
Исходя из изложенного выше, обращения потребителей по вопросам содержания и ремонта жилых помещений, управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которые поступают в Управление Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике, направляются в порядке, установленном Федеральным Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», в Государственную жилищную инспекцию КБР, по адресу КБР, г. Нальчик, ул. Балкарская, 102.
В обращениях потребителей иногда содержатся вопросы материального характера: возмещение убытков и (или) морального вреда, причиненных оказанием услуг, не соответствующих условиям договора и установленным требованиям, возврат излишне оплаченных денежных средств. Здесь следует отметить, что такие вопросы могут быть рассмотрены только судом по правилам гражданского судопроизводства, установленным ч. 1 ст. 11 Гражданского Кодекса РФ. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» для защиты своих прав и взыскания с исполнителя понесенных расходов и убытков потребители вправе обратиться в суд по своему выбору по месту своего жительства, по месту нахождения ответчика, по месту заключения или исполнения договора.
Куда жаловаться на управляющую компанию
Если она завышает тарифы или плохо работает
Жильцов в многоквартирных домах часто не устраивает работа УК: плохо убирают снег и метут дворы, не моют подъезды или не реагируют, что в квартире холодные батареи. Но при этом квитанции на солидные суммы в почтовых ящиках появляются регулярно. По работе я помогаю людям составлять жалобы и добиваться справедливости, поэтому знаю, как все устроено. Расскажу, как и куда жаловаться, чтобы батареи стали горячими, а двор — чистым.
Что вы узнаете
На что жаловаться
Жаловаться можно на все, что УК обязана выполнять по договору управления многоквартирным домом. Например, можно жаловаться, если по договору вам должны начислять плату по утвержденному тарифу, а УК рассчитывает стоимость услуг по другим расценкам. Или если сантехник игнорирует вашу заявку, когда у вас подтекает труба.
Обязанности и ответственность УК. Они есть в договоре управления, который заключают компания и собственники помещений в доме. В законодательстве нет исчерпывающего списка обязанностей УК. Стороны могут вписать туда все, о чем договорятся. Главное, чтобы эти условия не противоречили закону и устраивали всех участников договора.
Например, УК, как правило, не обязана очищать фасады от рисунков, надписей и граффити. Но если на стенах вашего дома постоянно появляются такие арт-объекты и они раздражают жильцов, вы можете включить эту обязанность в договор управления.
Но минимальный перечень услуг и работ, которые должна выполнять УК, чтобы содержать общее имущество в надлежащем виде, все-таки есть:
Помимо этого УК выявляет неплательщиков, которые не вносят плату за коммунальные услуги, и заставляет оплатить задолженность. Также она информирует, если изменились тарифы, хранит техническую документацию на дом и ведет переговоры с ресурсоснабжающими организациями. Если, например, из крана течет ржавая вода, она выставляет водоканалу претензию, что качество оказываемых услуг не соответствует заявленному. Если в договоре на управление жилым домом будет прописано соответствующее условие, то УК будет вести учет всех жильцов с постоянной и временной регистрацией — собственников и нанимателей.
Это не исчерпывающие списки обязанностей — в каждом конкретном договоре жильцы и УК могут дополнить их своими пожеланиями. Чтобы понять, что должна выполнять именно ваша компания, посмотрите договор управления вашего дома и УК. Если у вас нет экземпляра договора, запросите копию в управляющей компании, она обязана предоставить вам этот документ.
УК можно привлечь к административной ответственности. Штрафы тут могут быть такие.
Кроме того, если УК нарушит свои обязательства по договору или предоставит неполную информацию об услугах, она должна будет возместить собственникам помещений причиненные этим убытки в полной сумме. И в полном объеме возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу собственников помещений в доме некачественным оказанием услуги. Например, если из-за неправильного обслуживания вентиляции в квартире заведется грибок, который станет причиной появления аллергии у жильцов, можно потребовать возмещение вреда, причиненного здоровью.
Руководителя УК могут наказать, если он несвоевременно или не полностью перечисляет собранные с жильцов деньги поставщикам коммунальных ресурсов. Санкция — штраф до 300 тысяч рублей, принудительные работы на срок до двух лет или лишение свободы на срок до двух лет со штрафом до 80 тысяч рублей.
Если УК регулярно нарушает правила и вас не устраивает ее работа, договор с ней можно расторгнуть. Мы рассказывали об этом в статье «Восемь мифов о ЖКХ».
Информация для потребителей при нарушении их прав при предоставлении услуг ЖКХ и о полномочиях Роспотребнадзора в этой сфере
В адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области систематически поступают обращения граждан о нарушении хозяйствующими субъектами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами жилищного законодательства, регулирующими отношения, в том числе, с участием граждан потребителей при предоставлении им жилищно-коммунальных услуг.
Так как все вопросы предоставления жилищных и коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов нормами ЖК РФ отнесены к вопросам в области жилищных отношений, регулируемых положениями жилищного законодательства (статья 4 ЖК РФ), а статья 8 ЖК РФ говорит о приоритете норм ЖК РФ по таким вопросам как предоставление коммунальных услуг и внесение платы за коммунальные услуги, то проверка соблюдения связанных с этим обязательных требований является компетенцией органов государственного жилищного надзора (статья 20 ЖК РФ и постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре»).
По смыслу положений статей 36 и 44 ЖК РФ объем и содержание услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также определение их конкретных исполнителей осуществляет общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, которое, в частности, осуществляет выбор способа управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2 статьи 44 и часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Также, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме на основании условий договора управления многоквартирным домом уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлении коммунальных услуг.
В договоре управления многоквартирным домом, причем безотносительно к как таковому способу управления (часть 2 статьи 161 ЖК РФ), перечисляется не только состав общего имущества, но и перечень услуг и работ по его содержанию и ремонту, перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, а также порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги (часть 3 статьи 162 ЖК РФ).
Согласно положениям части 4 статьи 162 ЖК РФ условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Причем с каждым собственником договор управления заключается на условиях, указанных в решении общего собрания (часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
Также на основании части 10 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об оказываемых услугах и о выполняемых работах в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731.
В результате изменений в правовом регулировании отношений, связанных с осуществлением государственного контроля (надзора), обусловленных принятием Федерального закона от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также в силу положений статьи 20 ЖК РФ, полномочия по проведению проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами жилищного законодательства, регулирующими, в том числе, отношения с участием граждан потребителей (в частности, касающихся принятия соответствующих мер по пресечению нарушений обязательных требований жилищного законодательства), отнесены к исключительной компетенции органов регионального государственного жилищного надзора.
С учетом положений статьи 20 ЖК РФ проверки, предметом которых являются вопросы соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований нормативных правовых актов, которые утверждены в соответствии со статьями 39, 156, 157, 161 ЖК РФ (включая правила содержания общего имущества и предоставления коммунальных услуг, в т.ч. на общедомовые нужды), должны осуществляться должностными лицами органов государственного жилищного надзора.
На территории Томской области уполномоченным органом исполнительной власти, в чьи полномочия входит региональный государственный контроль (надзор) в области жилищных отношений является Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (634041, г. Томск, пр. Кирова, д. 41; тел. 905-570).
Содержание государственного жилищного надзора раскрывается в части 1 статьи 20 ЖК РФ.
Права должностных лиц органов государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, перечислены в частях 5 и 6 статьи 20 ЖК РФ. При этом среди прочего они имеют право проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставления коммунальных услуг, правомерность установления тарифов на услуги ЖКХ, начисление оплаты за жилищные и коммунальные услуги, наличие задолженности по оплате этих услуг, равно как и оценку правильности взаиморасчетов в жилищной сфере в целом.
Пунктом 11 данного Положения определен предмет проверок, осуществляемых органами государственного жилищного надзора, в числе которых соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований к:
— установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
— раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
— предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
— определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;
— обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;
— порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и др.
На основании части 10 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731. Причем, учитывая содержание пункта 2 названного постановления Правительства Российской Федерации, управляющие организации обязаны размещать (опубликовывать) информацию в соответствии со стандартом в течение 2 месяцев с даты вступления его в силу (09.10.2010).
В рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения:
— перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций;
— тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены), а сами сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 стандарта раскрытия информации;
— тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей.
Согласно части 10 статьи 161 ЖК РФ контроль за соблюдением вышеназванного стандарта раскрытия информации также осуществляется уполномоченным органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Министерством регионального развития Российской Федерации.
Роспотребнадзор и его территориальные органы (в т.ч. Управление Роспотребнадзора по Томской области) в жилищной сфере обеспечивает реализацию своих надзорных функций и полномочий по защите прав потребителей, путем:
— привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушение права потребителей на информацию о коммунальных услугах (пп.3 п.2, пп.5 п.4 ст. 40 Закона о защите прав потребителей);
— обращения в суд с заявлением в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг (пп.7 п.4 ст. 40 Закона о защите прав потребителей);
— вступлением в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством РФ (п.5 ст. 40 Закона о защите прав потребителей).
При этом основанием для реализации указанных полномочий могут среди прочего являться соответствующие материалы проверок, проведенных органами государственного жилищного надзора по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего правоотношения с участием граждан по вопросу предоставления им коммунальных услуг.
В этой связи ни Роспотребнадзор, ни его территориальные органы не вправе предметно рассматривать и выносить в административном порядке обязательные для исполнения решения по обращениям, суть которых, в том числе, сводится к изложению спорных вопросов, связанных с установлением тарифов на услуги ЖКХ, начислением оплаты за жилищно-коммунальные услуги, наличием задолженности по оплате этих услуг, равно как и оценивать правильность взаиморасчетов в жилищной сфере в целом.
Версия для печати | Версия для MS Word | Защита прав потребителей |
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, 2006-2021 г. Адрес: 634021, город Томск, проспект Фрунзе, 103а
|