какие жанры характерны для скульптуры а какие нет
Жанры скульптуры
Скульптура – очень древний вид искусства. Его происхождение относится к доисторическим временам.
Скульптурные произведения выполняются из твёрдых или пластических материалов.
Жанры скульптуры почти те же, что и жанры живописи: бытовой, портретный, исторический и мифологический, символический и аллегорический, анималистический.
Одним из древнейших жанров в скульптуре является портрет – изображение человека или группы людей.
Портрет
В скульптурном портретном жанре существуют следующие разновидности: портрет-характер, в котором можно увидеть природные свойства определённого человека; портрет-тип – обобщённая характеристика определённого типа людей; портрет-настроение; портрет-символ.
Вот, например, самая известная скульптура в мире – «Давид» Микеланджело.
Микеланджело «Давид» (1501-1504). Мрамор. Высота 5,17 м. Флоренция (Италия)
Скульптура изображает второго царя народа Израиля Давида. Образ Давида представляет собой образ идеального властителя, готовящегося к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, хотя мышцы его напряжены.
Но произведение великого скульптора воспринималось как символ героической борьбы флорентийского народа за свободу от тирании.
Характерно, что власти Иерусалима в XX в.
Микеланджело «Битва кентавров» (1492). Мрамор. Флоренция (Италия)
Мраморный рельеф «Битва с кентаврами» изображает бой Геркулеса с кентаврами. Это уже батальный жанр. Но можно отнести его и к историческому и мифологическому жанру.
Портретные формы в скульптуре
Портрет в скульптуре может иметь разнообразные формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура. Рассмотрим некоторые из них.
Бюстом (фр. buste, от ит. busto – торс, туловище) называется погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Бюст появился ещё в Древнем Египте, Древней Греции, а затем получил развитие в искусстве Древнего Рима, Возрождения и далее в XVII-XX вв.
Д.Л. Бернини. Бюст Франциска
Для великого итальянского архитектора и скульптора, крупнейшего представителя итальянского барокко Д.Л. Бернини характерны повышенная эмоциональность, театральность.
С.Т. Коненков «Федор Михайлович Достоевский». Полуфигура (1933)
Д.Л. Бернини «Святой Джироламо с распятием». Поколенное изображение
Символический жанр
Символический жанр в скульптуре тесно соприкасается с аллегорическим. Вообще, к символическому жанру можно отнести такие культурные явления, как миф, религию, искусство, науку.
Джамболонья – флорентийский скульптор-маньерист и представитель раннего барокко.
Известна его парковая скульптура «Аллегория Апеннин» (1579-1580)
Колосс сидит на скале и рукой прижимает к земле голову монстра, изо рта которого хлещет фонтан.
В западноевропейском искусстве существует даже список аллегорических фигур, которые символизируют отвлеченные понятия в человеческом образе. Например, Немези́да – в древнегреческой мифологии крылатая богиня возмездия, карающая за нарушение общественных и моральных норм (это аллегория возмездия).
Антонио Тарсиа. Статуя Немезиды в Летнем саду Санкт-Петербурга
Янус – аллегория времени, два его лица обозначают прошлое и будущее.
Статуя Януса в Ватикане
Понятие силы символизирует Геркулес; согласие – пара голубей, обращенных друг к другу; невинность – ягнёнок; несчастье мужчины от коварной женщины – Юдифь и т.д.
Александр Григорян «Юдифь» (2002). Бронза. Высота 33 см
Анималистический жанр
Основным объектом этого жанра являются животные.
Ф. Помпон «Филин». Бронза (XX в.)
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Основные жанры скульптуры и графики.
Скульптура.
— портрет. изображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого. Парадный и камерный.
— бытовой. показывает людей в привычной для них среде, за постоянным занятием. Скульптура этого жанра бывает небольших или средних размеров. Могут быть однофигурными и многофигурными. Произведения на бытовые темы существуют с древних времен, близки народному искусству, популярны в мелкой пластике.
— исторический. Связан с отражением конкретных исторических событий и рассказом об их участниках. Чаще всего этот жанр реализует себя в монументальных формах
— тематическая композиция. Одна или несколько фигур. Для многофигурной композиции важно такое построение группы, при котором каждая фигура согласуется с другими, не теряя при этом собственной роли. (Мирон Афина и Марсий; Микеланджело Пьета, 1498–1501, Рим, Собор св. Петра).
— анималистический жанр. Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Выразительность фигуры, силуэт, расцветка особо существенны в парковой скульптуре, мелкой пластике. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. Животных скульпторы изображают, начиная с первобытнообщинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.
Графика.
Плакат действует издали и быстро. Он имеет дело с массой, толпой, быстро меняющейся, поэтому он должен действовать с первого взгляда, его зов должен быть молниеносным. Плакат связан с плоскостью стены, столба, окна и т. п. Родствен декоративной живописи, фреске, мозаике. Фас на нем убедительнее профиля, выгоднее, если светлое и теплое пятно выступает на холодном фоне, чем наоборот. Поэтому мастера плаката предпочитают множественность точек зрения, разные масштабы, внезапные прыжки спереди в глубину, объединение прозаической действительности со сказочностью, прямой демонстрации факта рядом с символами, ассоциациями, аналогами.
— Карикатура –всякое подчеркнутое, преувеличенное, искаженное изображение человека, вещи или события. Должна оставлять комическое впечатление, высмеивать и осуждать. Обращается против личности, факта, конкретного явления. От шаржа или пародии карикатура отличается острой тенденцией, непременно в защиту какого-нибудь идеала: она поучает, воспитывает, агитирует, борется. Карикатура должна быть актуальной, за что-то бороться, против чего-то протестовать. Появляется только во 2 половине XVIII века.
Оноре Домье. «Гаргантюа», 1831 г. (запечатлел короля в образе Гаргантюа, был заключен в тюрьму на полгода)
— Иллюстрация. В иллюстрациях возможно применение сукцессивного метода (изображений рядом событий, которые происходят одно после другого), несколько точек зрения и масштабов, изображение без фона и без рамы или объединение в одной раме нескольких изображений. И точно так же иллюстрация допускает объединение реального и нереального, замалчивание, намеки, преувеличение, вариации одного и того же мотива.
Менцель. Иллюстрация к книге «Жизнь Лютера», Лютер на смертном одре. Литография, 19 век.
— Экслибрис. Небольшие, гравированные листки, которые наклеиваются на внутреннюю сторону обложки или переплета для обозначения собственника книги. (популярность после 1900 г.). В книжном знаке присутствуют элементы таинственного шифра, своего рода талисмана владельца; в нем должны органически объединяться черты орнамента и афоризма, эпиграфа и декоративного знака.
Альбрехт Дюрер, 15 век.
— Промграфика (этикетки)
— Лубок – малый народный плакат. Ему свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение.
Алеша Попович, 18 век.
А
Книжная и станковая графика
Графика – это вид изобразительного искусства, когда изображение исполняется на бумаге.
По исполнению графика бывает:
В современном изобразительном искусстве это могут быть также работы, выполненные в сложных смешанных техниках.
По назначению графика делится на:
Станковая графика – это произведения, выполненные на станке, мольберте. Такая графика существует самостоятельно в независимости от того рисунок это или печатная графика.
К произведениям станковой графики относятся эстампы. Эстамп – это художественное произведение, оттиснутое с печатной формы, изготовленной художником. Печатную форму художник создает на литографском камне, деревянной доске, линолеуме или металлической пластине, иногда на картоне. Каждый оттиск с формы считается подлинным произведением. (Здесь можно будет рассказать про техники подробнее, но это уже другой вопрос).
Важно отметить, что произведения станковой графики:
· самостоятельны по назначению и форме;
· не включены в ансамбли книги или альбома;
· не входят в контекст улицы или общественного интерьера;
· не имеют прикладного назначения.
Книжная графика очень тесно связана с текстом (надо же!). Она подразделяется на оформление и иллюстрирование книги.
Перед художником-иллюстратором стоит сложная задача – соответствие формы книги, её целостного построения в выборе шрифта, формата, бумаги и согласование иллюстраций с её содержанием.
Скульптура — уникальное искусство создания объемных художественных произведений
Скульптура (от латинского sculpo — «вырезаю», «высекаю») — это вид изобразительного пластического искусства, в котором художник создает объемное произведение из твердых материалов. В процессе работы мастер либо высекает (удаляет) лишние слои из исходного цельного блока, либо наращивает на каркас пластический материал (лепит скульптуру). Существует также третий способ получения изваяния — отливка, при котором в заранее подготовленную форму художник заливает расплавленный материал. Главными объектами изображения в этом виде искусства традиционно являются люди и животные.
Скульптурой в русском языке также принято называть непосредственно сами работы художников, изготовленные любым из перечисленных выше способов. Причем созданные мастерами произведения искусства, в отличие от живописных или графических аналогов, имеют осязательную трехмерную, а не плоскую форму.
Разновидности скульптуры
Скульптура — это вид искусства, для которого характерно разделение художественных произведений по нескольким основным критериям, в том числе:
К главным скульптурным жанрам относятся:
В истории скульптуры также известно огромное количество произведений, в которых авторы использовали символические и аллегорические художественные образы. Жанровые рамки этого вида искусства значительно расширились в ХХ веке. Именно тогда художники-новаторы начали массово создавать абстрактные скульптурные композиции и делать разнообразные неодушевленные предметы главными героями произведений.
По форме различают круглую и рельефную скульптуру. Круглые скульптурные композиции предназначены для визуального осмотра с разных сторон. Рельефные изображения частично выступают над плоским фоном или погружены в него (см. барельеф).
По назначению скульптуру разделяют на 3 основных разновидности:
Традиционными материалами для изготовления скульптур считаются:
Гораздо реже встречаются более экзотические материалы, в том числе лёд, песок и глина. Но произведения искусства, созданные из них, отличаются очень небольшой долговечностью и практически не используются профессиональными скульпторами.
История скульптуры
История скульптуры берет свое начало с древнейших времен. Самые ранние образцы этого искусства датируются эпохой позднего палеолита. Возраст небольшой статуэтки под названием «Венера из Холе-Фельс» составляет не менее 35 000 лет. Эту примитивную фигурку женщины с тучными формами неизвестный скульптор вырезал из бивня мамонта. В настоящее время найдено около 10 «Венер палеолита», созданных из камня, костей животных или вылепленных из глины.
Появление первых цивилизаций дало огромный толчок развитию разных видов искусства. Уже в Древнем Египте появились первые монументальные скульптуры, украшавшие входы в храмовые комплексы, площади и дворцы фараонов. До наших дней сохранилась всемирно известная фигура большого сфинкса, высеченного из монолитной известняковой скалы около 2500 лет до нашей эры.
Древние египтяне достигли высокого уровня мастерства в сфере скульптуры. Они научились обрабатывать не только мягкий известняк, но и достаточно твердый гранит, а также вырезали фигурки людей из дерева. В это же время появились многочисленные рельефные изображения на стенах храмов и гробниц.
Своеобразные школы скульптурного искусства чуть позже, но задолго до начала нашей эры, сформировались и в других регионах древнего мира. Уникальные образцы старинного зодчества создали неизвестные мастера многих цивилизаций:
Скульпторы древности научились ваять памятники на историческую, религиозную и мифологическую тематику. Рельефными изображениями украшали дворцы правителей, а миниатюрные статуэтки широко использовались в качестве амулетов для защиты от злых духов.
Ваятели Древней Греции не только сумели перенять многие традиции искусства у зодчих из Египта и Месопотамии, но и значительно превзошли соседей по уровню художественного мастерства. Античной культуре была присуща идеализация художественных образов. Статуи мифологических героев, богов и богинь до сих поражают нас красотой и гармонией изображения человеческого тела.
Наиболее выдающимися образцами эллинистической монументальной скульптуры по праву считаются давно исчезнувшие Чудеса Света — Колосс Родосский и Статуя Зевса в Олимпии. Уникальными рельефными изображениями и статуями также были украшены Храм Артемиды Эфесской и Мавзолей в Галикарнасе.
После завоевания территории Греции римлянами, центр мирового искусства переместился на Апеннинский полуостров. Многие греческие мастера были вывезены в Рим, где продолжали творить и обучать учеников. До наших дней сохранились многочисленные бюсты римских императоров, статуи мифологических богов и рельефные изображения на культовых сооружениях.
После падения Рима под натиском варваров в 476 году скульптура, как и многие другие виды изобразительного искусства, надолго пришла в упадок в Европе. Даже появление в XI веке единого романского стиля в архитектуре не сильно повлияло на положение дел. Только возникновение готики наконец-то предоставило скульптуре шанс для возрождения.
Многочисленные готические соборы, построенные в разных уголках Западной Европы, явили миру новые образцы искусства. В эту эпоху появилась и получила широкое распространение традиция украшения фасадов и интерьеров религиозных сооружений скульптурными композициями. Характерными особенностями человеческих фигур на зданиях были их вытянутые формы и скованные позы.
Подлинный расцвет скульптуры пришелся на эпоху Ренессанса. Имена великих зодчих Возрождения хорошо известны всем образованным людям современности. Наибольший вклад в развитие скульптурного искусства внесли:
Скульптурные шедевры Ренессанса до сих пор впечатляют своим величием, глубокой гармонией и идеальными формами. Работы мастеров Возрождения оказали огромное влияние на последующие поколения скульпторов и стали фундаментом для формирования новых стилей в искусстве:
На протяжении многих столетий искусство скульптуры развивалось не только в Европе. Уникальные школы зодчества появились в разных уголках Земли:
До наших дней сохранились знаменитые каменные монолиты на острове Пасхи, многочисленные статуи Будд в Юго-Восточной Азии, уникальные образцы рельефной скульптуры цивилизации Майя.
В конце XIX века в искусстве наступила эпоха Модернизма, которая положила начало возникновению многочисленных новых стилей и течений в скульптуре:
Развитие скульптуры продолжилось и после Второй мировой войны стараниями представителей разных направлений авангардизма. Среди множества популярных течений современности особо выделяются:
В наши дни скульптура остается чрезвычайно востребованным видом искусства среди художников. Выставки работ современных мастеров привлекают миллионы людей, а шедевры древних зодчих украшают экспозиции лучших музеев мира.
На портале Very Important Lot каждый посетитель может приобрести уникальные скульптуры на аукционах. Наш сайт также предоставляет всем желающим возможность купить скульптуры напрямую у современных художников.