какие жанры имеют форму сонатно симфонического цикла

Какие жанры имеют форму сонатно-симфонического цикла?

Сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров
симфония,
концерт,
соната,
трио,
квартет,
квинтет и т. д.
в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую или, как минимум, первую) излагать в сонатной форме.

В музыке венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена) закрепились и стали «нормативными» :

Трёхчастный цикл
в сонате,
в концерте для солиста (солистов) с оркестром,
в камерной музыке с участием фортепиано
в классических симфониях трёхчастный цикл встречается реже и он характерен, в основном, для более ранней итальянской школы — см. некоторые симфонии Гайдна и Моцарта ранних периодов творчества

Сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров
симфония,
концерт,
соната,
трио,
квартет,
квинтет и т. д.
в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую или, как минимум, первую) излагать в сонатной форме.

В музыке венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена) закрепились и стали «нормативными» :

Трёхчастный цикл
в сонате,
в концерте для солиста (солистов) с оркестром,
в камерной музыке с участием фортепиано
в классических симфониях трёхчастный цикл встречается реже и он характерен, в основном, для более ранней итальянской школы — см. некоторые симфонии Гайдна и Моцарта ранних периодов творчества

Источник

Сонатно-симфонический цикл

Сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (симфония, концерт, соната, трио, квартет, квинтет и т. д.), в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую или, как минимум, первую) излагать в сонатной форме.

От сюитного цикла (сюиты) отличается бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития, а также бо́льшей упорядоченностью строения цикла (прежде всего — в количестве частей и их последовательности).

Сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. При этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны как большие (в том числе огромные по масштабу и времени звучания), так и небольшие, как в жанре симфонии, так и камерно-музыкальные произведения.

Содержание

Характеристики формы

Количество частей

В музыке венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена) закрепились и стали «нормативными»:

Трёхчастный цикл

Четырёхчастный цикл

В некоторых сонатах Гайдна, Моцарта четырёхчастный цикл может состоять и из двух частей. [уточнить]

Особый случай — произведения, относящиеся к жанру серенады или дивертисмента (для оркестрового или для камерного состава) — исходно «развлекательному» и происходящему из старинной сюиты. Они сохраняют общий костяк сонатно-симфонического цикла и тоже включают в себя, как минимум, одну часть в сонатной форме (чаще всего — первую), но количество частей в них может быть гораздо больше (и 5, и даже 9!), в основном — за счёт дополнительных частей танцевального характера (например, в серенадах и дивертисментах Гайдна, Моцарта, Брамса). Это же относится и к произведениям камерной музыки, сохраняющим внешние признаки этого жанра, — как, например:

Моцарт — Струнное трио (Дивертисмент) KV 563 (6 частей),

Бетховен — Струнное трио ор. 3 (6 частей), Септет ор. 20 (6 частей),

Шуберт — Фортепианный квинтет DV 667 («Форель») (5 частей), Октет DV 803 (6 частей),

Берг — Лирическая сюита для струнного квартета.

Уже Бетховен не раз отклонялся от классического стандарта в своих произведениях — особенно в поздних. Среди его музыки встречаются и двухчастные циклы (Фортепианные сонаты № 19, 20, 22, 24, 27, 32), и многочастные. В последних фортепианных сонатах и струнных квартетах Бетховена речь идёт о строго индивидуальных драматургических решениях. Его многочастные поздние квартеты лишь отдалённо — «рудиментарно» — напоминают собой старинные «дивертисментные» формы:

Струнный квартет № 13 (6 частей),

Струнный квартет № 14 (7 частей, следующих друг за другом без перерыва),

Струнный квартет № 15 (5 частей).

(Такие решения цикла в поздних квартетах Бетховена оказали впоследствии влияние и на струнные квартеты композиторов ХХ века — прежде всего, Берга и Шостаковича.)

В произведениях композиторов более поздней эпохи усиливается тенденция к индивидуальным драматургическим решениям цикла — поэтому выбор количества частей также представляет собой сознательное отклонение от былого стандарта. Это могут быть:

Скрябин — Соната для фортепиано № 2 (Соната-фантазия),

Источник

Состав и применение сонатной формы

Сонатно-симфонический цикл: характеристика видов, строение, жанры и количество частей

Сонатно-симфонический цикл — сложная форма, состоящая из многих частей. Она давно известна, и остается актуальной для сочинения музыкальных произведений до сих пор. Жанры сонатно-симфонического цикла применяются для написания сонат, инструментальных ансамблей (квартет, трио, квинтет) и концертов, а также симфоний. Становление современного вида этой формы произошло еще в начале XVIII века, а зарождение еще раньше.

Строение классического сонатно-симфонического цикла произошло во времена творения таких авторов, как В. А. Моцарт и Й. Гайдн. Отдельно следует выделить Бетховена, ведь он стал основоположником симфонии, написав 104 музыкальных произведения в этом жанре. Все эти музыканты относятся к венской школе. А теперь необходимо разобраться, какие жанры имеют форму сонатно-симфонического цикла.

Жанры

Такая музыкальная форма в виде цикла относится к одному из следующих видов:

Классический сонатно-симфонический цикл

1. Гомофонно — гармонический склад (это значит, что один из голосов является мелодией, а другие вторят, подчиняются ему. Этому термину обычно противопоставляют полифонию – многоголосие).

2. Темы внутри каждой части контрастны (не считая старинных форм).

3. Цельное развитие.

4. Все части имеют индивидуальное содержание, форму и скорость (темп).

5. Каждая часть сменяется контрастной.

Строение

А теперь стоит подробнее остановиться на строении сонатно-симфонического цикла.

Прежде всего, каждая партия в нем имеет определенную тональность, настроение и темп. Итак, сколько частей в сонатно-симфоническом цикле? Расположение составляющих не случайно и имеет важное значение. Классификация М. Г. Арановского, российского музыковеда, дает следующий порядок:

· 1 часть «Человек действующий»;

· 2 часть «Человек размышляющий»;

· 3 часть «Человек играющий»;

· 4 часть «Человек в обществе».

Сонатная форма

Как говорилось выше, обычно единственная часть (в большинстве случаев первая) создается в форме сонаты – высшей музыкальной форме, по мнению большинства музыкантов, ведь именно она позволяет автору описать сложные жизненные ситуации, события. Если говорить о том, какая часть сонатно-симфонического цикла является определяющей, то, скорее всего, это будет непосредственно часть, написанная в сонатной форме.

Говоря о сонате, можно провести аналогию с драмой. Это литературные произведения, предназначенные для театральной постановки. Строится она по следующему принципу:

· завязка (знакомство с героями, зарождение основного конфликта) ;

· развитие (события, которые более глубоко раскрывают личности героев, изменяют их) ;

· развязка (разрешение главного конфликта, результат, к которому приходят герои).

Сонатная форма, от которой напрямую зависит строение сонатно-симфонического цикла, состоит из:

· экспозиции – изложение основных тем музыкального произведения;

· разработки – развитие уже знакомых тем, их изменение;

· репризы – возвращение изначальных тем в измененном виде.

Состав и применение сонатной формы

1. Первая часть или финал концертов, сонат и симфоний.

2. Симфоническая пьеса или увертюра.

3. Хоровые произведения, хотя такое происходит довольно редко.

А теперь конкретно рассмотрим, из каких частей состоит сонатная форма.

· Экспозиция. Главная партия (основная линия, пишется обычно в основной тональности). Связующая (призвана соединить главную и побочную партии, обеспечить переход из одной тональности в другую). Побочная партия (тема, которая противопоставляется главной, пишется обычно в тональности V ступени – доминанты тональности главной партии для мажора и III ступени для минора) ; Заключительная (завершающая часть экспозиции, обычно закрепляет тональность побочной партии. При этом стоит отметить, что заключительная и связующая партии медленной части сонатно-симфонического цикла не являются самостоятельными, основаны на музыкальном материале главной и побочной тем и не влияют на развитие идеи. Это закономерность, а не строгое правило, может варьироваться в зависимости от желания автора. Ведь для композитора главное – передать суть содержания, а не соблюсти все тональные и тактовые закономерности. Например, это касается творчества В. А. Моцарта (сонаты №11 и №14).

· Разработка. В этой части произведение может развиваться по нескольким сценариям. Использование только главной и побочной партий для достижения художественных задач не всегда позволяет сделать соблюсти все музыкальные нормы. В качестве примера музыкальных произведений с наиболее простой разработкой можно назвать Й. Гайдна (соната №37), С. С. Прокофьева (симфония №1). Иногда вступление в произведении сонатной формы играет особенную роль. Оно контролирует скорость развития (Л. Бетховен, симфония №5, соната №8; Франц Шуберт, симфония №8). Сонаты ХХ века имеют активное развитие тем в разработке (С. С. Прокофьев, соната №2; Н. К. Метнер «Соната-фантазия»). Концепция автора может подразумевать следующие варианты развития: будущее развитие главной и побочной партий; возникновение новой темы; созревание связующей и заключительной партий.

· Реприза. Задача этой части – вернуться к темам экспозиции, преобразовав тональность побочной темы в основную, а не доминантовую. Здесь также возможны отклонения. Реприза может продолжить развитие средней части или же появиться на пике кульминации. Например, как в симфонии №4 П. И. Чайковского.

Также есть музыкальные произведения в сонатной форме, которые не заканчиваются на репризе, а имеют дополнительную часть под названием «кода». Это итоговый раздел, который звучит после репризы. Помогает дополнить или расширить структуру формы. Может содержать в себе общие темы или только одну, которой композитор по важности в драматургии отвел первое место (И. Брамс, рапсодия си минор; В. А. Моцарт, соната №14).

Анализируя сонатную форму, важно определить основные темы и тональности, в которых они написаны. А также постараться выявить закономерности появлений таких партий и замысел их взаимодействия в произведении.

Интересно отметить, что сочиняется сонатная форма обычно для сольного инструмента.

Гайдн

Всего этим композитором было написано 104 симфонии. Первое музыкальное произведение в этом жанре он создал в 1759 году, а заключительное – в 1795-м.

По творчеству можно проследить эволюцию сонатно-симфонического цикла Гайдна. Начиная с образцов бытовой и камерной музыки, он продвинулся до Парижской и Лондонской симфоний.

Парижские симфонии

Это цикл произведений с классическим (парным) составом оркестра. Композиция отличается медленным вступлением с последующим контрастным развитием.

Симфоническому стилю Й. Гайдна в целом свойственно возрастание образной контрастности, индивидуальности содержания.

«6 Парижских симфоний» были созданы в 80-е годы XVIII века. Большинство названий симфонических произведений этого композитора связаны с обстоятельствами, при которых были написаны или исполнены.

Лондонские симфонии

Цикл из 12 произведений по праву считается одним из высших творений данного композитора. Лондонские симфонии имеют особенную живость и жизнерадостность, не отягощены серьезными проблемами, ведь главной задачей автора было заинтересовать искушенного слушателя.

Парный оркестровый состав уравновешивает звучание струнных и деревянных духовых инструментов. Это способствует гармоничному и стройному облику симфонии. Гайдновские симфонии направлены на слушателя и создают ощущение открытости. Немаловажное значение в этом имеет использование композитором песенных и танцевальных, а также бытовых мотивов, которые часто были заимствованы из народного творчества. Их простота, вплетенная в сложную систему симфонического развития, приобретает новые динамические и образные возможности.

Классический состав оркестра, который включает в себя все пять группы музыкальных инструментов, установился в симфоническом творчестве Й. Гайдна в более позднем периоде. В этих симфониях самые разные стороны жизни представлены в едином уравновешенном виде. Это касается лирико-философских размышлений, серьезных драматических событий и юмористических ситуаций, если обобщить и говорить кратко.

Сонатно-симфонический цикл Й. Гайдна содержит 3, 4 или 5 частей. Иногда композитор менял привычную расположенность партий, для того чтобы создать особое настроение. Импровизационные моменты его произведений позволяют легко воспринять даже самые масштабные и серьезные инструментальные жанры.

Источник

Соната

Сегодня мы вспомним основные направления развития европейской музыки второй половины XVIII — первой четверти XIX вв.

Наше внимание будет сосредоточено на жанре инструментальной сонаты. Мы познакомимся со строением сонатно-симфонического цикла, подробно разберем строение сонатной формы. Послушаем ярчайшие образцы сонатного творчества композиторов-венских классиков – В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.

Соната – это многочастное циклическое произведение, состоящее из 3-х (4-х) частей, предназначенное для одного-двух инструментов.

Циклическое значит в произведении есть несколько отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единым замыслом. К ним можно отнести симфонию, сонату, квартет, концерт. Сонатно-симфонический цикл состоит обычно из трёх- или четырёх отдельных частей. Например, симфония или квартет включает сонатное allegro, медленную часть, менуэт и финал (это четырёхчастный цикл). Сонаты писали для одного-двух инструментов. Например, для фортепиано сочинял сонаты Бетховен, всего 32 сонаты; у Моцарта 17 сонат, и они тоже все написаны для 1 инструмента –фортепиано. Но некоторые композиторы пишут сонаты для 2-х инструментов, например, для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано.

1 часть – всегда быстрая, стремительная, жизнерадостная, в темпе allegro (поэтому сонатную форму называют ещё и сонатное аллегро)

2 часть – медленная и размеренная, в темпе andante.

3 часть – заключительная, пишется в духе 1-ой части в темпе allegro.

Разберём строение первой части сонаты.

1 часть чаще всего пишется в сонатной форме. Вот как она строится:

Кода – окончательная точка завершения, итог, позволяющий слушателю понять замысел композитора.

Таким образом, сонатная форма – это музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов: в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция.

Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена

Людвиг ван Бетховен (1770—1826) — великий представитель классического направления в музыке. В то же время для его творчества характерны черты романтизма, свойственные музыке XIX в. Музыка Бетховена воплощает образ трибуна, мыслителя, героической личности, которой не чужды и лирические настроения. В фортепианных сонатах Бетховена предстает вся жизнь человека, со всеми eго душевными переживаниями, страстями, конфликтами, которые нашли свое отражение в процессе развертывания музыкальных тем, в борьбе идей, выраженных в звуках.

Соната состоит из трех частей. Контрастное сопоставление тем, их столкновение, борьба придают музыке драматический характер. В отдельных моментах Сонаты № 8 фортепиано по силе и сложности техники игры звучит подобно оркестру.

Необычно начало сонаты. Быстрой музыке I-й части предшествует обширное медленное вступление. Именно в нем возникает первое противопоставление образов — источник конфликтности. Оно раскрывает центральный образ сонаты, который получает дальнейшее развитие во всех ее частях.

Контраст между трагедийностью вступления, бурным драматизмом главной партии и душевной лирической взволнованностью побочной темы определяет дальнейшее развитие сонаты, все части которой интонационно родственны. Из темы вступления вырастает главная тема (или, как говорят, главная партия) 1-й части, а из побочной — тема рондо 3-й части (финала).

Необходимым этапом развития становится медленная и певучая 2-я часть. Можно сказать, что это осмысление пережитого. Применяя принцип варьирования, композитор обогащает раздумья все новыми деталями, дополнительными штрихами.

Ярким контрастом тихому и умиротворенному завершению этой части является быстрая и взволнованная 3-я часть.

Послушайте Сонату № 8 Л.В. Бетховена и ответьте на вопросы:

В 1ой части Сонаты № 8 (до 6 мин. 40 сек.): в каких разделах сонатной формы вновь появляются интонации вступления? Какую роль тема вступления играет в разработке и последующем развитии музыки? Как завершается 1-я часть?

Во 2-ой (с 6 мин 40 сек) и 3-ей (с 11 мин. 25 сек.) частях Сонаты №8: как меняется состояние героя в каждой из них? В какой части музыка скорее выражает напряжение мысли, а в какой передает действие? Каким предстает в этой музыке человек?

Источник

Сонатно – симфонический цикл

Музыкальные формы. Сонатная форма. Сюита.

Сонатно – симфонический цикл.

какие жанры имеют форму сонатно симфонического цикла. Смотреть фото какие жанры имеют форму сонатно симфонического цикла. Смотреть картинку какие жанры имеют форму сонатно симфонического цикла. Картинка про какие жанры имеют форму сонатно симфонического цикла. Фото какие жанры имеют форму сонатно симфонического цикла

Сонатная форма— это форма, в которой пишется одна из частей сонаты, концерта, симфонии, квартета. Чаще – это первая часть, которая звучит в темпе allegro (быстро), поэтому форму иногда называют – форма сонатного аллегро.

Сонатная форма состоит из трех разделов: экспозиции, разработки и репризы.

Каждый из этих разделов использует один и тот же тематический материал. В конце возможна кода (с лат. – «хвост») – музыкальное дополнение, звучащее после заключительной каденции. Перед сонатным аллегро иногда бывает медленное вступление.

ВступлениеЭкспозицияРазработкаРепризаКода
Медленный темп Одна из главных тем или новаяГ.п П.п С.п З.пТемы экспозиции и вступления разрабатываютсяГ.п П.п С.п З.пОдна из основных тем или новая
Основная тональность ТОсновная тональность и тональность доминанты (иногда другая) Т DРазные тональности S D→Обе темы в основной тональности Т ТОсновная тональность (бывает и другая) Т

Реприза – возвращение основных образов в их первоначальном виде, причем они даже сближаются, так как проходят в основной тональности. Это вывод, итог всего развития.

Кода – иногда кодой завершается сонатная форма. Это дополнительный раздел, необходимый для закрепления сказанного.

какие жанры имеют форму сонатно симфонического цикла. Смотреть фото какие жанры имеют форму сонатно симфонического цикла. Смотреть картинку какие жанры имеют форму сонатно симфонического цикла. Картинка про какие жанры имеют форму сонатно симфонического цикла. Фото какие жанры имеют форму сонатно симфонического циклаСюита

Сюита – это циклическое произведение из нескольких самостоятельных пьес, каждую из которых можно исполнять отдельно. Особенность сюиты – чередование контрастирующих частей. Музыка сюиты имеет жанрово – бытовую основу или программный замысел.

Старинная сюита

алемандакурантасарабандажига
4/4 умеренно умеренно скоро3/4, 3/2 скоро3/4, 3/2 медленно6/8, 9/8,3/8 быстро

Кроме этих танцев в сюиту вводились и другие: павана, бурре, менуэт, гавот, гальярда, ригодон, сицилиана, полонез и т.д., а также пьесы танцевального характера: ария, рондо, каприччио, скерцо. В начале сюиты могло быть вступление: прелюдия, увертюра, фантазия и т.д.

Свободная сюита – появилась в 19 – 20 веках. И включала в себя не танцевальные пьесы. Часто в основе таких сюит лежал программный замысел. Это фортепианные циклы (Р. Шуман «Альбом для юношества», П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», М. Мусоргский «Картинки с выставки»)

Сонатно – симфонический цикл

Сонатно – симфонический цикл— это крупное произведение, состоящее из 3 – 4 частей, хотя бы одна из которых, чаще первая, написана в сонатной форме. Все части контрастны, самостоятельны, но, по сравнению с сюитой, более тесно связаны общим замыслом. Каждая часть такого цикла раскрывает одну из сторон становления и развития единого образа.

Эта форма возникла и достигла своего совершенства в творчестве композиторов – классиков XVIII века (Гайдн, Моцарт, Бетховен), продолжает развиваться и изменяться.

Если в цикле три части, то отсутствует одна из средних. Иногда встречаются циклы с другим количеством частей: 2 части (Ф. Шуберт «Неоконченная симфония»), 5 частей (Й. Гайдн «Прощальная симфония», П. Чайковский, Симфония №3), 6 частей (А. Скрябин, Симфония №1), 11 частей (Д. Шостакович, Симфония №14).

Случается, что композитор меняет порядок частей внутри цикла: В. Моцарт, Соната №11: I часть – анданте, вариации; Л. Бетховен, Соната №14 «Лунная»: I часть – адажио.

Иногда в начале цикла звучит медленное вступление (Й. Гайдн, Лондонские симфонии, Ф. Шуберт «Неоконченная симфония»).

Сонатно – симфонический цикл используется в следующих жанрах инструментальной музыки:

· в сонате – циклическом произведении для одного, двух или трех инструментов;

· в симфонии – циклическом произведении для симфонического оркестра;

· в концерте – циклическом произведении для солиста с оркестром;

· в трио, квартете, квинтете, секстете и т.д. – циклических произведениях для инструментального ансамбля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *