какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства

Какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства

Подробное решение параграф § 23 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016

Что объединяло фронтовое поколение советских людей?

Фронтовое поколение советских людей объединяли память о событиях войны, ожесточенная борьба с врагом, трудности и лишения военного времени, общие устремления, чувства, мысли, желание победить врага.

Объясните мотивы подобных действий оккупантов.

Мотивы подобных действий оккупантов объясняются тем, что согласно плану «Ост» предполагалось уничтожение русского народа как общности и возможно это было сделать уничтожая историческую память и культуру народа.

Прослушайте данный гимн СССР. Как в нем отразилась сталинская эпоха? Сравните со словами гимна РФ.

какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Смотреть фото какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Смотреть картинку какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Картинка про какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Фото какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства

Как видно из текста, эпоха Сталина отразилась в тексте упоминанием его имени, армии и сражений.

1. Какие изменения произошли в повседневной жизни советских людей после начала Великой Отечественной войны?

В повседневной жизни советских людей после начала Великой Отечественной войны произошли значительные изменения. Эвакуированные люди приезжая в другие регионы страны, подселялись к местным жителям. Во всей стране введены карточки на продовольствие для работающих и иждивенцев. Существовал натуральный обмен вещей на продукты, самым дефицитным товаром были соль, спички, мыло. Жителям городов выделялись участки под огороды. Привычным атрибутом быта становится печка-буржуйка из-за отсутствия отопления

2. Каким образом осуществлялась организация и работа тыловых госпиталей в годы войны?

Организация и работа тыловых госпиталей в годы войны осуществлялась так: под госпитали выделялись образовательные или культурные учреждения, из числа местных жителей набирали персонал младших медицинских работников. Благодаря умелой организации медицинского дела в войсках и в тылу вернулись в строй 72% раненых и 91% больных воинов. Знаменитые хирурги А.Н. Бакулев, Н.Н. Бурденко, В.Ф. Войно-Ясенецкого, тысячи квалифицированных врачей других специальностей добивались таких результатов. Еще одна форма помощи фронту – донорство. 5,5 млн. доноров сдали 1 млн. 700 тыс. л крови, благодаря чему смертность от потери крови сократилась и составила всего 1% (в Первой мировой войне 2/3 смертей от потери крови)

3. Приведите примеры мужества и массового героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны.

Сопротивление развернулось в разных формах: диверсии, подполье, партизанское движение, саботаж и др. Символом героизма стала 17-летняя комсомолка З.А. Космодемьянская. В составе диверсионной группы она была переброшена в тыл врага, схвачена, подвергнута допросам и мучительным пыткам. Вела себя мужественно, в результате повешена гитлеровцами.

Еще одним символом сопротивления стали молодогвардейцы – члены подпольной организации комсомольцев в оккупированном Краснодоне (О. Кошевой, У. Громова, В. Третьякевич, С. Тюленин – всего более ста человек). Они расклеивали листовки, убивали полицаев, готовили диверсии. В начале 1943 г. фашистам удалось выследить «Молодую гвардию» и зверски расправиться со многими ее членами.

Подвиг А. Матросова, закрывшего телом вражеский дзот, чтобы открыть путь для наступления.

Группа бойцов под командованием сержанта Я.Ф. Павлова, несколько месяцев удерживавших дом на рубеже обороны в Сталинграде.

4. Охарактеризуйте деятельность Русской православной церкви в годы войны. Какие изменения произошли в период войны в отношении государства и церкви? Можно ли считать, что государство решило отказаться от антирелигиозной политики?

Деятельность Русской православной церкви в годы войны характеризуется как патриотическую. Священнослужители служили в рядах военнослужащих, организовывали сбор средств на вооружение, читали проповеди на патриотические темы.

В период войны в отношении государства и церкви действительно произошли изменения: после встречи Сталина с тремя митрополитами проведен Архиерейский собор, где выбран патриарх Русской православной церкви. Однако это потепление отношений не означало изменения позиции государства относительно церкви. Отказа от антирелигиозной политики не планировалось, что подтвердили послевоенные события.

5. Какова была реакция российских эмигрантов на агрессию Германии против СССР? В чем выразилось различие позиций в среде эмиграции?

Реакция российских эмигрантов на агрессию Германии против СССР была отрицательной. Многие соотечественники за рубежом активно участвовали в Сопротивлении, занимались сбором средств для помощи СССР, Красной Армии.

За последние десятилетия среди российской общественности, в публицистике и, в определённой степени, в исторических исследованиях сложилось мнение, что подавляющее большинство белых эмигрантов после нападения фашистской Германии на Советский Союз оказались в стане Гитлера. Когда говорят о противниках такого выбора, то указывают лишь на отдельных «инакомыслящих» (А. Деникина, И. Бунина, С. Рахманинова и др.) да на некоторых участников движения Сопротивления во Франции. Данный подход сформировался благодаря многолетнему влиянию советской пропаганды, как правило, избегавшей серьёзного анализа такого явления, как эмиграция. После 1991 г. в пылу развенчания коммунистического прошлого нашей страны, возвращения незаслуженно забытых имён и событий стали известны эмигранты и организации, которые последовательно вели активную борьбу со «сталинским режимом».

6. Приведите примеры, раскрывающие лозунг «Фронт и тыл едины».

— самоотверженный труд в тылу на оборонных предприятиях

— работа по 12-14 часов

— на фронт собирали вещи для бойцов, вязали носки, варежки

Вся жизнь в тылу была подчинена единственной, самой главной цели: обеспечить фронт, боеприпасами, обмундированием, вооружением, продовольствием. А на фронте – главная цель отстоять независимость Родины, защитить тех, кто в тылу.

1. Какие черты характера советского человека нашли отражение в художественных произведениях военных лет?

В художественных произведениях военных лет нашли отражение такие черты характера советского человека как смелость, способность жертвовать собой, расчетливость в борьбе с врагом, решительность, несгибаемость, верность Родине, патриотизм.

2. Какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны? Почему? Как произведения искусства способствовали объединению советского общества в борьбе с врагом?

Наиболее востребованы в годы войны оказались такие жанры искусства как кино и песенный жанр, потому, что они отвечали потребностям людей в открытом, эмоциональном выражении своих чувств.

Произведения искусства способствовали объединению советского общества в борьбе с врагом в большой степени.

3. Приведите примеры, иллюстрирующие творческую и научную жизнь в блокадном Ленинграде. Расскажите о деятельности ученых в период блокады.

Несмотря на экстремальные условия, культурная жизнь в городе продолжалась. А.В. Буров 1 октября 1945 года отмечал, что в этот день в городе рвались бомбы, но в 25 кинотеатрах и пяти Домах культуры демонстрировались фильмы, а театры давали представления. 26 октября в театре имени Ленинского комсомола шло представление по комедии Гольдони «Забавный случай», где главную роль исполнил Юрий Толубеев.

В первую блокадную зиму в Ленинграде продолжали работать несколько учреждений, а государственная публичная библиотека и Библиотека Академии Наук, театр Музыкальной комедии были открыты на протяжении всего периода блокады. 7 ноября 1942 года театр Музыкальной комедии выпустил премьерный спектакль «Раскинулось море широкое». Значение этого театра выявлялось не в его патриотической направленности и не в том, что он побуждал в людях высокие чувства. Главным было то, что он в некой мере поддерживал уровень цивилизованности ленинградцев.

Культурные потребности, пусть даже примитивные, помогали избавиться от чувства отчаяния. Панченко Н.В. писала однажды в своем дневнике: «Мне так хотелось бы сейчас сходить в кино или в театр. Очень хочу увидеть хороший художественный фильм. А в театре я мечтаю только о музыке. Очень хочется чего-нибудь симфонического, громкого». В августе 1942 года был вновь открыт Большой зал филармонии. Именно здесь 9 августа оркестром ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга была впервые исполнена знаменитая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича.

Ученые Химико-технологического института П.Г. Романков и В.А. Григор сконструировали прибор для автоматической сигнализации в случае появления в воздухе отравляющих веществ. Работники Государственного института прикладной химии нашли новую методику определения боевых отравляющих веществ при помощи специальных индикаторных трубок, которая была взята на вооружение всеми ленинградскими лабораториями противохимической защиты. В первые месяцы войны Институт прикладной химии выпустил 450 приборов для химической разведки, 8 тыс. комплектов для определения отравляющих веществ, 45 тыс. противохимических аптечек. Созданные в институте образцы противохимических аптечек и индивидуальных пакетов для оказания первой помощи при поражении отравляющими веществами нашли широкое применение на фронте.

В Ленинградском филиале Всесоюзного научно-исследовательского института переработки и использования топлива была успешно решена задача получения активированного угля для противогазов; институт выпустил 40000 кг готовой продукции, полностью обеспечив потребность в активированном угле завода, изготовлявшего противогазы.

Ученые много потрудились над технической маскировкой важнейших объектов города. Маскировка промышленных объектов от воздушного наблюдения была изучена мало. Но обстановка требовала решительных действий. Поэтому на предприятия, электростанции, нефтебазы, водопроводные станции для разработки маскировочных мероприятий пришли сотни ученых, архитекторов, инженеров и художников. Для руководства этими работами была создана специальная служба технической маскировки города, штабом которой стало Архитектурно-планировочное управление Ленгорсовета депутатов трудящихся. Большую группу специалистов для оказания помощи в маскировке города выделило Ленинградское отделение ВНИТО строителей. Научно-исследовательскому институту коммунального хозяйства было поручено найти составы красок для технической маскировки. Для того, чтобы добиться визуального сходства красок с естественным фоном окружающих предметов, группе сотрудников института во главе с кандидатом технических наук И.Д. Мухортовым пришлось проделать громадную экспериментальную работу. В Ботаническом институте была разработана методика маскировки объектов с помощью растений. Для сохранения памятников, которые по различным причинам невозможно было увезти или закопать, ученые-строители предложили специальные маскировочные конструкции. Специалисты по электротехнике Института инженеров железнодорожного транспорта и Политехнического института устранили возникавшее при движении трамваев и троллейбусов сильное искрение, которое демаскировало город. Учеными успешно решалась проблема борьбы с дымом от топок электростанций и предприятий, была обеспечена светомаскировка плавильных печей во время разлива металла. Сконструированные ими специальные светомаскировочные щиты для окон фабрик и заводов позволили отказаться от маскировочных покрытий.

4. На основании дневников и воспоминаний фронтовиков опишите в виде рассказа от первого лица один день советского солдата на фронте. Основной акцент сделайте на бытовой стороне описания: где он жил, что ел, чем занимался между боями и т.д.

Помимо непосредственной обороны от наступавших немецких войск, в нашу задачу входило постоянное оттягивание немецких сил на себя, с целью не допустить их переброску на Волгу. Для этого мы проводили небольшие, но постоянные атаки. В одном из таких наступлений мы смогли отогнать врага больше чем на 10 километров, захватили богатые трофеи. Преследуя противника, отходившего к горам, мы вышли на широкую поляну. Новый командир нашего сводного полка, капитан, которого нам прислали совсем недавно, приказал занимать позиции здесь. Моей пулеметной роте он выдал узкий сектор между деревьями, крайне ограниченный по видимости. Пока мы окапывались, пока располагались, немцы начали вести по нам сначала пристрелочный, а вскоре и прицельный огонь из орудий и минометов. Было так: что ни выстрел, то двоих-троих наших косит. Не помню, сколько мы так просидели, но никакого приказа, ни вперед, ни назад, мы так и не получили, только дико и отчаянно метались под вражеским огнем. Не выдержав такого обстрела, мы стали отходить самостоятельно. Проще говоря, стали драпать изо всех сил. Рядом падали убитые и раненые, я особенно запомнил одного с разорванным животом, просившего пристрелить его… Сколько мы пробежали, не помню. От жары и бега жутко хотелось пить. Когда добежали до какой-то лужи, покрытой зеленой пленкой, и, сквозь зубы, стали глотать застоявшуюся воду. Возвратившись в расположение своих войск, мы доложили о произошедшей катастрофе. Как нам потом рассказали, новый командир полка, заманивший нас в эту ловушку, оказался немецким диверсантом. То ли у него было задание уничтожить наш полк, то ли какая другая задача, но, судя по всему, он перебежал к немцам сразу после начала обстрела, потому что в бою я его так и не увидел.

Надо сказать, что в моей роте воевали председатели колхозов, начальники МТС, ученые, преподаватели, одним словом, люди совершенно далекие от военного дела, к тому же почти все семейные. У меня с ними часто случались курьезы. Ну вот, например, поставишь такого вояку на пост, а он, вместо того, чтобы вести наблюдение и охрану, убегает в землянку греться! Я их потом воспитывал, на совесть старался бить, мол, как же так, на вас вся рота надеется, я – ваш командир, вам доверяю, а вы так! Трудно им приходилось.

5. Что вы знаете о советском кинематографе времен войны? Какие фильмы военных лет вы видели? Какое впечатление они произвели на вас? Насколько реально кинокартины отражали события войны?

Советский кинематограф времен войны базировался в Алма-Ате. Здесь на базе эвакуированных киностудий Москвы и Ленинграда была создана Центральная объединённая киностудия (ЦОКС). На экран вышли фильмы «Парень из нашего города» (режиссёр А.Б. Столпер), «Секретарь райкома» (режиссёр И.А. Пырьев), «Два бойца» (режиссёр Л.Д. Луков) и др.

Популярным жанром оставалась комедия, в которой военные сюжеты переплетались с темой любви, фронтовой дружбы и человеческого счастья («Жди меня», режиссёры Б.Г. Иванов, А.Б. Столпер). На экраны страны в 1946 г. вышел любимый всеми фильм «Небесный тихоход» режиссёра С.А. Тимошенко. Всего на базе ЦОКСа было создано 23 полнометражных фильма.

Я видел все перечисленные картины. Эти картины не совсем точно отражают военную реальность. Однако, наверное, в тех условиях требовалось для поднятия морального духа, воспитания силы воли, непримиримости с врагом производство именно таких картин.

7. Продолжите проект «Фотофакт». Составьте подборку военных или послевоенных фотографий разрушенных советских городов, сел (в группе). Сравните запечатленное на фото состояние разрушенных улиц, предприятий, культурных и образовательных учреждений и их современное состояние. Что пришлось воссоздать архитекторам, строителям, реставраторам?

Архитекторам, строителям, реставраторам пришлось воссоздавать из руин жилые дома, памятники культуры, архитектуры, скульптуры буквально из пепла. Разрушения и потери от военных действий и варварства фашистов невосполнимы. Уничтожено около 3 тыс. памятников архитектуры, разграблено 427 музеев, 4 тыс. библиотек.

Источник

Как искусство помогало победить

какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Смотреть фото какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Смотреть картинку какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Картинка про какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Фото какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства

Больше всего военному времени в СССР была подчинена музыка и музыкальная жизнь. Быстрее всех других музыкальных жанров в будни войны вошла песня, став частью фронта и тыла. Чего стоит только известная всем «Вставай, страна огромная».

Вливая силы в уставших бойцов и вдохновляя их в бою, песня как бы сокращала расстояния, приближала друг к другу родных и близких. Именно в песне солдат выражал свои чувства к любимой и веру в её любовь.

Многие музыканты в то время ушли на фронт, чтобы сражаться с врагом в рядах Советской Армии. Остальные же, оставшиеся в тылу, тоже служили фронту своим талантом и искусством. Под вражескими пулями звучали тогда арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки. Артисты понимали всю ответственность своей миссии: в суровых условиях фронта они выступали в концертных костюмах, стараясь быть в лучшей артистической форме, хотя бы на короткое время создавая для солдат атмосферу праздника.

Но не только песня вошла в тогдашнюю военную жизнь. Немало в военное время появилось и симфоний. Так, в годы войны были написаны 22-я, 23-я и 24-я симфонии композитора Н. Я. Мясковского, 2-я симфония А. Хачатуряна («Симфония с колоколом»), а также известная всем «Ленинградская симфония» Шостаковича.

Не менее важное значение в годы войны имела литература, особенно поэзия. Кроме стихов и песен, популярностью пользовались произведения сатиры (сказки, притчи, эпиграммы). Много погибло на войне молодых поэтов.

Широко использовались на войне листовки. Имея целью мобилизацию армии и народа на борьбу с агрессором, разоблачение его пропаганды и деморализацию врага, они содержали призывы мужественно и умело действовать в бою, рассказывали о героических подвигах солдат и офицеров. В зависимости от конкретных военно-политических условий, нередко они адресовались воинам определённого рода войск. Много листовок с рассказами о героическом труде, о передовиках выпускалось и для тружеников тыла.

Активным участником Великой Отечественной войны стало и изобразительное искусство. Оно в то время являлось не только свидетелем-летописцем, но и играло важную роль в мобилизации духовных сил людей для отпора врагу.

В годы войны произошло быстрое возрождение острого политического плаката и политической карикатуры. Всем известен знаменитый плакат И. М. Тоидзе «Родина Мать зовёт!».

какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Смотреть фото какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Смотреть картинку какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Картинка про какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Фото какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства

какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Смотреть фото какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Смотреть картинку какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Картинка про какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Фото какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства

Авторы плакатов обращались не только к солдатам, но и к остальному населению, всех призывая объединяться в борьбе с врагом.

какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Смотреть фото какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Смотреть картинку какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Картинка про какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Фото какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства

Не оставались без внимания и простые рабочие, которых призывали трудиться на благо фронта.

какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Смотреть фото какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Смотреть картинку какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Картинка про какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Фото какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства

Художники обращались к лучшим чувствам воюющих солдат.

какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Смотреть фото какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Смотреть картинку какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Картинка про какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Фото какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства

Призывали авторы плакатов и к народной мести фашистам.

какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Смотреть фото какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Смотреть картинку какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Картинка про какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Фото какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства

Много было сатирических и карикатурных работ. Особенно в этом жанре отличились известные всем Кукрыниксы. Вот одна из их работ.

какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Смотреть фото какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Смотреть картинку какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Картинка про какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Фото какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства

Кроме злободневного плаката, преобладала также батальная и жанровая живопись. Художники правдиво изображали фронтовые и трудовые будни военного времени, ужасы фашистской оккупации. Многие из них сами были на полях сражений.

Вот, например, знаменитая картина «Таня», созданная Кукрыниксами и посвящённая известной партизанке Зое Космодемьянской.

какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Смотреть фото какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Смотреть картинку какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Картинка про какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Фото какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства

Полотно художников изображает подвиг замученной фашистами юной девушки, показывает несгибаемое мужество героини, отчаяние крестьян и циничную жестокость немцев.

какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Смотреть фото какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Смотреть картинку какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Картинка про какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства. Фото какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны почему как произведения искусства

Кроме живописных работ, за время войны была выполнена масса карандашных рисунков, портретов для газет и журналов. Художники-портретисты спешили запечатлеть народных героев.

Под всеобщим лозунгом «всё для фронта, всё для победы» работал и театр. В созданные фронтовые бригады творческих работников входили лучшие актёры, которые выезжали с концертными программами на фронт. В тяжёлые будни войны такие встречи солдатов с актёрами и их общение с искусством становились праздником для бойцов, помогали им жить, сражаться и верить в победу.

Тема героической борьбы советского народа против агрессора была основным направлением и в деятельности кинематографа того времени. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. Материалы её использовались для монтажа документальных фильмов.

Художественные фильмы в годы войны тоже были. Они рассказывали о коммунистах-подпольщиках, партизанах, о жизни на оккупированных территориях и о людях, насильно вывезенных в Германию. Фильмы эти различались по материалу и особенностям художественного решения, но всем им было свойственно стремление показать всенародный характер войны.

Подводя итоги, следует отметить, что в большинстве своём советское искусство военного времени носило пропагандистский и агитационный характер. Однако создавались тогда и высокохудожественные, гениальные произведения. В целом же годы войны стали временем высочайшего патриотического подъёма советского искусства. Как, вообще-то, и должно оно быть на любой войне в любом государстве, когда нужно защищаться от врага и спасать свою Родину.

После окончания Великой Отечественной войны тема эта из искусства не ушла. Художники, скульпторы, архитекторы, музыканты, поэты, писатели и режиссёры в красках, камне, бетоне и металле, звуках, нотах и слове навсегда увековечили память об исторических битвах и событиях войны, о подвиге советского народа и отдельных его героях. Обращались к этой теме и те художники, которые не были на войне. И чем дальше, вглубь времени уходили эти страшные события, тем меньше было показной патетики в произведениях искусства, а больше своего личного понимания пережитого на войне.

Источник

Искусство периода Великой Отечественной войны

Цели и задачи:

Ход урока

Организационный момент.

Задача: Познакомиться с видами искусства периода ВОВ и выразить свое личное отношение, вызванное произведениями искусства. Перед вами лежат чистые листы бумаги, на которых в течении урока вы должны будете самостоятельно выразить свои чувства, мысли и отношения к увиденному и услышанному на уроке. Мы их с вами назовем творческими листами.

9 мая вся страна будет праздновать 65-летие со дня победы в ВОВ, которая нам досталась дорогой ценой.

Давайте вспомним, в каких видах искусства может быть отражена военная тематика. (листы на магнитах с надписями «литература», «музыка», театр», «кино», «живопись») Сегодня речь пойдет именно об этих видах искусства.

Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.

Давайте вспомним уроки литературы. Кого из поэтов времен ВОВ вы можете назвать? А кто помнит известное стихотворение К. Симонова «Жди меня»? Какие чувства выражает это стихотворение?

Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи породили многочисленные стихотворные ответы.

Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Константин Симонов.

Давайте представим ситуацию, к нам в руки попало письмо с поврежденным текстом, а на войне это было не редкостью. Я предлагаю вам восстановить текст с помощью слов, размещенных на слайде. Вы можете применить свое творчество.

Стихотворение Евгения Винокурова «Москвичи»

В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Маховой.

А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире,
Их матери не спят.

Свет лампы воспаленной
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной,
В окне на Маховой.

В годы Великой Отечественной войны получила развитие проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, письма, листовки.

Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму. В сотнях статей приводились неопровержи­мые факты о зверствах захватчиков. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству.

Давайте на время представим себя летописцами времен войны. Вокруг идут боевые действия, и у вас есть буквально 2 минутки, для того, чтобы выразить свои чувства и мысли на творческих листах. Посмотрите видео и представьте, что вы находитесь именно в этом месте и в это время.

— Выводы (учитель совместно с учащимися): Публицистика войны не утратила своего значения и до наших дней – она и сейчас помогает бороться с идеологией фашизма и занимает особое место в жизни каждого человека.

Следующий жанр: живопись.

Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, поэтому они с первых дней войны были вместе с защитниками Родины.

Одним се самых популярных в годы войны стал плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, СПАСИ!», выполненный способом фотомонтажа. В центре плакатного листа изображена молодая женщина, прижимающая к груди ребёнка, защищая его от окровавленного фашистского штыка. На её лице нет страха: оно выражает гнев и презрение к врагу – чувства, которые владели всеми людьми и на фронтах, и в тылу. В тексте плаката большими буквами выделено слово «СПАСИ!». Что способствует повышению его эмоционального звучания.

Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны.

Спустя неделю после её появился один из самых известных плакатов военных лет.

Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.

На время представьте себя художниками времен ВОВ. Попробуйте создать свой агитационный плакат или листовку, который может отражать ненависть к фашизму, мужество советских людей. На это задание вам отводится 5 минут. У вас на столах лежат листы, карандаши и фломастеры. Работаете вы в группах. После выполнения творческого задания вы должны объяснить, что вы хотели выразить своим плакатом.

Несмотря на тяжелые условия войны, продолжала активно развиваться в это время выставочная деятельность. За годы войны было проведено много выставок, на которых художники представляли свои картины, этюды, рисунки. Давайте их рассмотрим.

Впечатляет суровый городской пейзаж А.Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», в котором удивительно точно передана атмосфера прифронтового города, подготовившегося к защите и смертельной схватке. Полотно Дейнеки «Оборона Севастополя»(1942): в сюжетном эпизоде одного города передан масштаб сражений и дух советского народа, проявленный в борьбе с фашистами.

«Мать партизана»(1943) Герасимова С. Можно отнести к самым лучшим произведениям советской живописи. Художник патетическими средствами показал в нём величие и душевную красоту русской женщины-матери, выразившей всем своим существом превосходство над фашистским офицером, пытающимся вырвать у неё признание и обнаруживающим своё бессилие и бешенную злобу перед простой крестьянкой, олицетворяющей весь советский народ.

Суровый колорит и весь композиционный строй картины замечательно выражают героизм советского народа.

Кто такие партизаны? Какую роль они играли в ВОВ?

Вывод: С той поры прошло много лет, выросло новое поколение художников, в творчестве которых нашла своё достойное отражение военная тематика, но произведения искусства, выполненные в годы войны, не только не утратили своего значения, но обрели ещё большую историческую ценность, как памятники героизму и мужеству великого народа.

Вернёмся к творческим листам. Отразите чувства, вызванные живописью времен ВОВ.

Следующий жанр: кинематограф.

Большую популярность в годы войны приобрёл кинематограф. Уже в первые дни войны на фронт выехало более 100 съёмочных групп, они отсняли тысячи метров плёнки, запечатлели самые важные битвы с врагом.

На первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино. Особенной популярностью у зрителей, как фронта, так и тыла пользовались “Боевые киносборники”, составленные из короткометражных художественных фильмов.

К наиболее многочисленной из них относятся фильмы, запечатлевшие главные, события войны Советской Армии против немецко-фашистских захватчиков. Какие решающие битвы ВОВ из курса истории вы можете назвать?

Это такие ленты, как «Разгром немецких войск под Москвой» (1942), «Сталинград» (1943), «Орловская битва» (1943), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Берлин» (1945) и «Разгром Японии» (1945).

— Какую роль сыграла Сталинградская битва?

(примерный ответ) Битва была одним из важнейших событий Второй мировой войны и наряду со сражением на Курской дуге была переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска потеряли стратегическую инициативу. Сражение включало в себя попытку вермахта захватить левобережье Волги в районе Сталинграда (современный Волгоград) и сам город, противостояние в городе, и контрнаступление Красной армии (операция «Уран»), в результате которого 6-я армия вермахта и другие силы союзников Германии внутри и вокруг города были окружены и частью уничтожены, частью захвачены в плен. По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают два миллиона человек.

Как вы думаете, какие чувства вызывали у людей периода ВОВ просмотры фильмов о войне?

В послевоенное время было создано много фильмов. И наверняка вы многие из них смотрели. Я предлагаю посмотреть кадры фильмов о военном времени определить их название. Вернемся к творческим листам, выразите свое отношение к фильмам военного времени.

Следующий жанр: театр времен ВОВ

Артисты драматических, музыкальных театров, эстрады, также вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом.

Следующий жанр: музыка времен ВОВ

Несмотря на тяжесть военных лет, советское государство проявляет большую заботу о сохранении и росте вокальных кадров. Эвакуированные театры продолжают работать, консерватории— растить молодых певцов. Значительной вехой в развитии системы музыкального образования этих лет является открытие в 1944 году Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, специального вуза, имеющего основной целью подготовку квалифицированных музыкально-педагогических кадров для нашей страны.

Музыканты вместе с воюющим народом ковали победу и продолжали писать песни. Евгений Винокуров в 1945 году

Я эти песни написал не сразу.
Я с ними по осенней мерзлоте,
С неначатыми, по-пластунски лазал
Сквозь черные полу на животе.
Мне эти темы подсказали ноги,
Уставшие в походах от дорог.
Добытые с тяжелым потом строки
Я, как себя. от смерти не берег-

Их ритм простой мне был напет метелью,
3адувшею костер, и в полночь ту
Я песни грел у сердца, под шинелью,
Одной огромной верой в теплоту.
Они бывали в деле и меж делом
Всегда со мной, как кровь моя, как плоть.
Я эти песни выдумал всем телом,
Решившим все невзгоды побороть

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких.

В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!

Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу.

Каждая военная песня имеет свою уникальную историю

«Священная война» (Музыка Александр Александрова, слова В. Лебедева-Кумача)

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой. »

Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия.

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война».

Три группы сразу же выехали на фронт, а четвертая, руководимая А. В. Александровым, оставалась временно в Москве, для обслуживания воинских частей, госпиталей, выступлений на радио и разучивания новых песен. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.

Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах. Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Группой учащихся вашего класса были подготовлены творческие задания. Прошу вас по одному выходить к доске с вашими сообщениями.

( во время сообщений учеников звучит соответствующая музыка)

«В землянке» (муз. К.Листова, сл. Алексей Суркова)

Вначале были стихи, которые автор не собирался публиковать и уж совсем не рассчитывал, что они станут песней.

“Это были шестнадцать “домашних” строк из письма моей жене Софье Антоновне», – вспоминал Алексей Александрович Сурков, – «написал я его в конце ноября, а точнее, 27-го, после тяжелого боя под Истрой».

Так бы и остались они в домашнем архиве поэта, не приди в редакцию фронтовой газеты “Красноармейская правда” композитор Константин Листов, которому позарез нужно было “что-нибудь, на что можно написать песню”. “Чего-нибудь” не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи уверенным в том, что. песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет.

Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции и под гитару спел свою песню “В землянке”. Всем показалось, что песня “вышла”. После опубликования в “Комсомольской правде” стихов и мелодической строчки песню подхватили и запели всюду.

И сейчас, спустя четыре с половиной десятилетия, песня эта продолжает волновать сердца людей, остается нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу.

«В лесу прифронтовом» (сл. Михаила Исаковского, муз. М.Блантера)

“Стихи написаны на Каме, – вспоминал о рождении этой песни Михаил Исаковский, – когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу композитору Матвею Блантеру (с ним создавали “Катюшу”). Спустя несколько месяцев услышал по радио.

«Катюша» (сл. М. Исаковский, муз. М.Блантера)

Особую популярность она получила в дни Великой Отечественной войны. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни. В Литературном музее в Москве я записал некоторые из них: «Все мы любим душеньку «Катюшу», любим слушать, как она поет, из врага вытряхивает душу, а друзьям отвагу придает».

Бойцы, подражая «Катюше», пели на свой лад пусть и не совсем совершенные, но идущие от всего сердца слова и посвящали их они в ее образе своей любимой девушке, их мечте и надежде. Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом: «Если пуля вдруг шальная настигнет на дальней стороне, не грусти тогда, моя родная, расскажи всю правду обо мне».

Историю, которую рассказали ветераны: «Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, «Катюшу». Немцы «прокрутили» ее раз, потом поставили второй раз, потом третий. Это разозлило наших бойцов, мол, как это подлые фашисты могут играть нашу «Катюшу»?! Не бывать этому! Надо отобрать у них «Катюшу».

«Шумел сурово брянский лес» (муз. С. Каца, сл. Анатолия Софронова )

Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла несколько необычная радиограмма: «Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь. Пришлите нам песню». Это писали партизаны брянских лесов. Политуправление фронта обратилось к поэту Анатолию Софронову и композитору Сигизмунду Кацу с просьбой выполнить партизанский заказ.

Для А. Софронова и С. Каца это была не первая совместная творческая работа. С тех пор они написали много песен – героических и шуточных, строевых и лирических, маршеобразных и частушечных. А вот партизанскую песню писать не приходилось. Какой она должна быть?

Песня сравнительно быстро была написана. Получилась она поистине суровая, широкая, величественная, близкая по духу характеру народных мстителей. Её исполняли вполголоса в лесу, в землянке, у костра. Осталось только проверить, как песня будет звучать в хоре.

«Синий платочек» (муз. Е. Петерсбурского, сл. Я.Галицкого )

Казалось, что среди грохота сражений, небывалых еще в истории войн, могут звучать лишь боевые песни да марши. Однако, как отмечал поэт А. Сурков, «уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с кованными строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова в общем-то не очень сильной песни «Синий платочек».

«Случайный вальс» (муз. М. Фрадкина, сл. Е. Долматовского )

2 февраля 1943 года победоносно закончилась Сталинградская операция: завершена была ликвидация окруженной группировки противника. В Сталинграде наступила непривычная тишина. – А через несколько дней, – вспоминает поэт Евгений Долматовский, – мы с композитором Марком Фрадкиным уже ехали в эшелоне на новый фронт – будущую Курскую Дугу. Поезд шел медленно, часто останавливался, и мы стали сочинять песню.

В годы войны были созданы замечательные произведения камерной, оперной и симфонической музыки. Во время ВОВ в свет выходит Седьмая симфония Шостаковича. Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию». Во время ленинградской блокады Дмитрий Шостакович вместе с другими ленинградцами дежурил на крышах домов, куда падали зажигательные бомбы, умирал от голода, и в это же время с необыкновенным воодушевлением сочинял свою знаменитую симфонию.

9 августа 1942 года по планам фашистского командования Ленинград должен был пасть, на этот день был назначен парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской консерватории, на стене которой красовалась надпись: «Граждане! Осторожно! При артобстеле эта сторона опасна!» – в городе, где люди каждый день гибли от голода и бомбёжек – при всех зажжённых люстрах, что символизировало презрение к врагу, состоялась премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича. И зал был переполнен. Организовал этот концерт и дирижировал оркестром Карл Элиасберг. А исполнял симфонию Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета.

Когда композитор бочком
Пробрался к подножью рояля,
В оркестре, смычок за смычком
Проснулись, зажглись, засияли,
Как будто из мрака ночей
Дошли к нам порывы метели,
И сразу у всех скрипачей
С подставок листы полетели.
И эта ненастная мгла,
В траншеях свиставшая хмуро
Никем до него не была
Расписана, как партитура.
Над миром взрывалась гроза.
Еще никогда на концерте
Так близко не чувствовал зал
Присутствия жизни и смерти.
Как дом, от полов до стропил
Охваченный пламенем сразу
Оркестр, обезумев, вопил
Одну музыкальную фразу.
Ей пламя дышало в лицо,
Глушила ее канонада,
Она прорывала кольцо
Блокадных ночей Ленинграда.
Гудела в глухой синеве,
Весь день пребывала в дороге
И ночью кончалась в Москве
Сиреной воздушной тревоги.

Тогда весь мир был потрясён стойкостью и мужеством ленинградцев-блокадников. Исполнение симфонии передавалось по радио и городским громкоговорителям. И в гитлеровских войсках это произведение тоже слушали. И, по признанию некоторых немецких солдат, в тот день они поняли, что войну проиграют.

Вернемся к вашим творческим листам. Я предлагаю вам сейчас зачитать свои чувства, мысли и отношения. Какую роль на ваш взгляд сыграло искусство в период ВОВ?

Вывод: Сегодня мы лишь коснулись культуры, созданной нашим народом в годы ВОВ. В трудное время наш народ всегда мог сплотиться. Своей культурой и искусством мы доказали врагу, что варварство присуще им, а наша страна осталась страной свободных и талантливых, никому не покорившихся, художников, поэтов и музыкантов.

Используемые фрагменты фильмов:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *