какие жанры лирики есть среди стихотворений пушкина

Жанры лирики Пушкина

Традиционно выделяются следующие жанры лирики поэта:

1. Ода — жанр воспевающий, торжественное лирическое стихотворение, воспевающее героические подвиги. Восходит к традициям классицизма. Напр. ода «Вольность» (1817).

2. Элегия — жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем поэта о жизни, судьбе, своей мечте. Напр. «Погасло дневное светило. » (1820).

3. Послание — обращение к другому лицу. Жанр, не связанный с определенной, традицией. У Пушкина в основе посланий лежит соединение начала личного с началом общественным, гражданским. По своей проблематике шире, чем конкретная жизненная ситуация. Напр. «К Чаадаеву» (1818).

4. Эпиграмма — сатирическое стихотворение, адресованное определенному лицу. Напр. «На Воронцова» (1824), «На Александра 1» (1824).

5. Песня — напр. «Песнь о Вещрм Олеге» (1822). Жанр восходит к традициям устного народного творчества. «Песни Западных славян» (1834).

6. Романс — напр. «Я здесь, Инезилья. » (1830).

7. Сонет — напр. «Суровый Дант не презирал сонета. » (1830).

8. Сатира — напр. «Румяный критик мой, насмешник толстопузый. » (1830).

9. Лирические стихотворения, не укладывающиеся в старые рамки (большинство стихотворений Пушкина). Напр. «К морю» (1824) — стихотворение имеет черты элегии, но написано в форме послания. «Деревня» (1819) — стихотворение имеет черты классической элегии, но поднимает ряд гражданских проблем. «Анчар» (1828) — стихотворение имеет черты баллады, но сама по себе фабула не является главной; главное — обличительный пафос (черты сатиры).

Источник

Какие жанры лирики Пушкина вам известны?

Жанры лирики Пушкина

Традиционно выделяются следующие жанры лирики поэта:

1. Ода — жанр воспевающий, торжественное лирическое стихотворение, воспевающее героические подвиги. Восходит к традициям классицизма. Напр. ода «Вольность» (1817).

2. Элегия — жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем поэта о жизни, судьбе, своей мечте. Напр. «Погасло дневное светило. » (1820).

3. Послание — обращение к другому лицу. Жанр, не связанный с определенной, традицией. У Пушкина в основе посланий лежит соединение начала личного с началом общественным, гражданским. По своей проблематике шире, чем конкретная жизненная ситуация. Напр. «К Чаадаеву» (1818).

4. Эпиграмма — сатирическое стихотворение, адресованное определенному лицу. Напр. «На Воронцова» (1824), «На Александра! » (1824).

5. Песня — напр. «Песнь о Вещем Олеге» (1822). Жанр восходит к традициям устного народного творчества. «Песни Западных славян» (1834).

6. Романс — напр. «Я здесь, Инезилья. » (1830).

7. Сонет — напр. «Суровый Дант не презирал сонета. » (1830).

8. Сатира — напр. «Румяный критик мой, насмешник толстопузый. » (1830).

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина:

А) Гражданская позиция поэта, продолжение традиций Радищева и Рылеева, выступление против крепостничества. Напр. ода «Вольность» :

Стихотворение «К Н. Я. Плюсковой» (1818):

На лире скромной, благородной Земных богов я не хвалил И силе в гордости свободной Кадилом лести не кадил.

Я пел на троне добродетель С её приветною красой. Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой, И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.

Б) Проблема свободы творчества.

Эта тема отражается в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» :

— Итак, любовью утомленный,

Наскуча лепетом молвы,

Заране отказались вы

От вашей лиры вдохновенной. Теперь, оставя шумный свет, И муз, и ветреную моду, Что ж изберете вы?

В стихотворении «Поэт» (1827):

Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он. Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел.

В) Богоизбранность поэта, ощущение им своей ответственности

Источник

Жанры лирики Пушкина

Жанры лирики Пушкина:

Традиционно выделяются следующие жанры лирики поэта:

1. Ода – жанр воспевающий, торжественное лирическое стихотворение, воспевающее героические подвиги. Восходит к традициям классицизма. Например, ода “Вольность” (1817).

2. Элегия – жанр романтической поэзии, стихотворение, про

Низанное печалью, грустным раздумьем поэта о жизни, судьбе, своей мечте. Например, “Погасло дневное светило…” (1820).

3. Послание – обращение к другому лицу. Жанр, не связанный с определенной, традицией.

По своей проблематике шире, чем конкретная жизненная ситуация. Например, “К Чаадаеву” (1818).

4. Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное определенному лицу. Например, “На Воронцова” (1824), “На Александра 1” (1824).

5. Песня – например, “Песнь о Вещрм Олеге” (1822). Жанр восходит к традициям устного народного творчества. “Песни Западных славян” (1834).

6. Романс – например, “Я здесь, Инезилья…” (1830).

7. Сонет – например, “Суровый Дант не презирал сонета…”

8. Сатира – например, “Румяный критик мой, насмешник толстопузый…” (1830).

9. Лирические стихотворения, не укладывающиеся в старые рамки (большинство стихотворений Пушкина). Например, “К морю” (1824) – стихотворение имеет черты элегии, но написано в форме послания. “Деревня” (1819) – стихотворение имеет черты классической элегии, но поднимает ряд гражданских проблем. “Анчар” (1828) – стихотворение имеет черты баллады, но сама по себе фабула не является главной; главное – обличительный пафос (черты сатиры).

Related posts:

Источник

Урок-семинар по теме: «Жанровое многообразие лирики А.С. Пушкина»

Разделы: Литература

Тема: «ЖАНРОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ЛИРИКИ А.С. ПУШКИНА»

Эпиграф: «Разнообразны перевоплощения всепоэта Пушкина. От шалости до молитвы, от шутки до гимна — в этом протекает жизнь, и это звучит в поэзии Пушкина».

Словарь: Жанр — это определенная тональность произведения, вызывающая в нас те или иные ожидания (Маранцман Статья «Роды и жанры литературы»)

ХОД УРОКА

1. Цели:

2. Эпиграф (запись с доски).

3. Словарь (запись с доски).

Жанр — это определенная тональность произведения, вызывающая в нас те или иные ожидания (Маранцман, Статья «Роды и жанры литературы»)

4. Ход семинара.

1) Вступительное слово преподавателя по теме урока.

Влияние поэтики классицизма на жанровое своеобразие творчества Пушкина.
Влияние сентиментализма.

Романтический период.
Реалистический период.

4) Выступления групп.

Гражданская тематика (гимн, гражданское послание, ода, памфлет, эпиграмма).

Тема любви (элегия, послание, мадригал).

Тема дружбы (дружеское послание, дружеская эпиграмма).

Философская лирика (стансы, легенда, элегия).

Тема поэта и поэзии (послание, легенда, ода, эпиграмма, диалог).
Значение творчества А.С. Пушкина в расширении и изменении жанровой системы.

Гениальность А.С. Пушкина отразилась не только в темах его творчества, не только в гуманистическом звучании лирики поэта, но и в многообразии и расширении жанровой системы русской поэзии; не было до и не будет после поэта, который так легко и свободно использовал всю жанровую систему, созданную до него. Поэт легко стер жанровые границы, введя совершенно новое понятие лирического стихотворения. На этом не заканчивается новаторство Пушкина в области жанров. Он первым в русской литературе создал новый лиро-эпический жанр — роман в стихах — энциклопедию русской жизни. Историю создания романа «Евгений Онегин и его жанровые особенности мы начнем изучать на следующем уроке.

5. Мини-контроль по теме урока.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Лучшие конспекты докладов и выступлений групп
по теме:
«Многообразие жанров лирики А.С. Пушкина»

На жанровое своеобразие творчества А.С. Пушкина, несомненно, повлияли традиции классицизма.

Постараемся это доказать. Многие стихи Пушкина написаны в легкой манере, воспевают радость жизни. В них преобладает тема любви. Это и «Городок», и «Пирующие студенту», и «Торжество Вакха». В этих стихах прослеживается также гармония человека и природы.

Например, в одном из ранних стихотворений 1814 г. Пушкин вслед за классицистами прославляет радость жизни, звучат эпикурейские мотивы — стремление к безмятежности духа:

Друзья! Досужий час настал;
Все тихо, все в покое;
Скорее скатерть и бокал!
Сюда, вино златое!

В этом шутливом обращении к друзьям Пушкин призывает очнуться от сна любимого друга «ленивца сонного» Дельвига и «вылить сотню эпиграмм на недруга и друга»; призывает всех друзей к примирению, а второго ближайшего друга Вильгельма Кюхельбекера призывает прочесть стихи, чтобы навеять сладкий сон. Шутливое стихотворение отвлекает от жизненных проблем, веселит душу, позволяет забыться в бездумной радости. Это веселое послание друзьям написано под влиянием Батюшкова и его стихотворения «Веселый час».

Вообще жанр дружеского послания — основной в лицейском периоде творчества поэта и любимейший на протяжении всей жизни.

Виды пушкинских посланий очень разнообразны:

дружеские послания, которые мы учили наизусть: «К Чаадаеву», «Пущину»;
дидактические, т.е. поучительные: «К другу стихотворцу»;
иронические: «Моему Аристарху»;
любовные: «К Наташе», «К ней», «К молодой вдове».

Широко использовал Пушкин и высокий жанр классицизма — оды: «Лицинию», «Воспоминания в Царском Селе», «Наполеон на Эльбе».

Все вышесказанное доказывает, что на жанровое своеобразие творчества Пушкина, несомненно, влияли традиции классицизма.

2. ВЛИЯНИЕ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА.

Влияние сентиментализма на жанровое своеобразие творчества Пушкина не велико. Можно выделить, пожалуй, только нечастое использование традиционного жанра идиллии, иначе пасторали.

В пример можно привести два стихотворения. В лицейский период это стихотворение «Лицинию», в петербургский период это знаменитое стихотворение «Деревня» 1919 г., точнее, его 1-я часть, т.к. 2-я является памфлетом.

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.

Лирический герой идиллической части стихотворения счастлив в родном краю на лоне природы. Мирный шум дубров, тишина полей, праздность ведут его к размышлениям. Все любо ему в деревенском мире: озеро с парусом рыбаря, вдали рассыпанные хаты, на влажных берегах бродящие стада, следы труда и довольства.

Но жар пробудившегося творчества рождает тревожные думы. И вот уже жанр пасторали становится лишь контрастом, антитезой памфлету, где лирический герой стихотворения проклинает «барство дикое» и мечтает увидеть освобожденный народ.

3. РОМАНТИЧЕСКИЙ И РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОДЫ.

Романтический и реалистический периоды явились основными в творчестве поэта. Мы уже довольно подробно говорили о романтическом творчестве Пушкина, славу ему принесли, прежде всего, знаменитые южные поэмы — лиро-эпический жанр. Основным жанром в лирике становится элегия. Этому жанру свойственны мотивы одиночества, разочарования, стремления к свободе. Мы подробно анализировали стихотворение «К морю». Среди других стихотворений с этой же тематикой можно выделить элегии «Погасло дневное светило», «Редеет облаков воздушная гряда. «

В реалистический период творчества поэта происходит стирание границ между жанрами лирических произведений. В творчестве Пушкина появляется совсем новая форма — отрывок (фрагмент) или лирическое стихотворение. Таковым является стихотворение «Осень». Его по праву можно считать отрывком большой поэмы. Все прекрасно помнят отрывки этого стихотворения «Октябрь уж наступил»; «Унылая пора! Очей очарованье!» Лирический герой стихотворения любит осень, для него это пора творчества:

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.

Несомненно, это лирическое стихотворение отнести к ранее обозначенным жанрам очень трудно. Местами в нем звучат элегические строки, местами нас захватывает ощущение радости бытия, а то вдруг строки почти напоминают прозу. Произошло стирание границ между жанрами. Но именно в таких стихотворениях Пушкин добивается потрясающего мастерства.

1 ГРУППА — ГРАЖДАНСКАЯ ТЕМАТИКА.

В конце XVIII века в одной из частей Павловского парка, где позже так будет любить гулять Пушкин, архитектор Бренна создал площадку муз и Аполлона. В центре круга стоит Аполлон. Как лучи солнца от круга расходятся дорожки. У начала каждой из них музы. Среди них музы, прямо связанные с жанрами литературы, которые чтил, расширял и совершенствовал великий Пушкин.

Вот Полигимния — муза торжественных песнопений. Она строга и благородна. В ее жестах Пушкин уловил энергию порыва и благородство.

Гимн — это литературный жанр, который берет свое начало еще в Античности. Этим торжественным жанром начинает Пушкин свою поэму «Медный всадник».

(Наизусть: «Люблю тебя, Петра творенье. «).

Гимн прославляет великий град Петра, он рожден восхищением поэта перед северной столицей. В строках гимна мощь и величие.

Но не только для прославления великого Петербурга прибегает Пушкин к жанру гимна. На его фоне особенно достоверно звучит рассказанная в поэме реальная история страданий и гибели простого человека.

В гражданской лирике Пушкина большую роль играл один из излюбленных пушкинских жанров — жанр стихотворного послания. Мы учили наизусть послание Пушкина «К Чаадаеву».

В этом послании поэт соединил гражданские идеалы с интимными чувствами:

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

В этом стихотворении интимные чувства не противопоставлены гражданским идеалам, как, например, у поэта-декабриста Рылеева. Напротив, гражданская доблесть становится сердечной ценностью поэта. Пушкин соединил два несовместимые раньше понятия: любовь к женщине и любовь к родине.

Это гражданское послание привлекает к себе дружескими обращениями: «мой друг», «товарищ». Это соединение в жанре послания гражданской и дружеской лирики — открытие Пушкина. Оно ощутимо и в другом гражданском послании поэта — стихотворении «В Сибирь».

Цель этого послания — поддержать в Сибири близких, уважаемых им друзей (среди них Пущин). Но в стихотворении видно и желание поэта возвеличить гражданский подвиг декабристов — борцов за свободу народа, внушить читателям веру в торжество их дела.

В гражданской лирике поэта немаловажную роль играет и такой жанр, как памфлет — cтихотворение обличающего характера. Ранее уже говорилось о второй части стихотворения Пушкина «В деревне», где Пушкин обличает «невежества убийственный позор», «барство дикое», «рабство тощее». Заканчивается стихотворение в соответствии с законами жанра обращением и надеждой, что рабство падет:

Увижу ль, о друзья! Народ неугнетённый
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещённой
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Расширяют жанровый диапазон гражданской лирики эпиграммы — короткие стихотворения сатирического характера. Это и знаменитая эпиграмма «Сказки», о том, как царь обманывает народ, и многие другие. Их поэт писал десятками. Пушкин не щадил даже близких, уважаемых друзей, если надо было защитить родину и народ.

Вот, например, короткая эпиграмма на «Историю государства Российского» Николая Михайловича Карамзина:

В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.

Безусловно, самые яркие патриотические чувства Пушкин выразил в таком жанре, как ода. Прежде всего, это ода «Вольность». Мы ее подробно анализировали, поэтому можно только напомнить, что вслед Ломоносову и Державину используя жанр оды, Пушкин заявляет:

Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.

Как и Радищев, в своей оде поэт воспевает свободу. Но, в отличие от Радищева, Пушкин не верит в революцию, подчеркивает ее разрушительный характер. Жанр оды позволяет ему обратиться с «Поучением» — призывом к царям:

Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

Итак, от оды до эпиграммы простирается жанровый диапазон гражданской лирики поэта.

2 ГРУППА — ТЕМА ЛЮБВИ.

Музу любовной поэзии греки называли Эрато. Вся фигурка богини выражает нежность и страдание. Нежность и страдание свойственны и древнему жанру, знакомому еще греческим лирикам и римскому поэту Овидию, которого так любил Пушкин. Это любовные элегии. Пожалуй, лучшие у Пушкина две — это «Я вас любил» и «На холмах Грузии». В этих стихотворениях Пушкин довел жанр любовной элегии до совершенства. В них выверено не только каждое слово, но каждый звук. Мы подробно анализировали и учили эти элегии наизусть, поэтому сразу вспомним об еще одном жанре любовной темы — послании. Он связан с верховной музой лирической поэзии Евтерпой. Она изображалась обычно с двойной флейтой в руке. И это не случайно. При чтении любовного послания читатель и поэт должны слиться в едином чувстве, и тогда стихотворение открывается, звучит:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Любовное послание — это самый любимый Пушкиным жанр, как и послание вообще. В одном томике пушкинской поэзии мы насчитали 65 любовных посланий.

Подробнее хотелось бы остановиться на жанре мадригала, довольно частом в творчестве поэта, но нами почти не изученном. Мадригал — это небольшое стихотворение (комплимент) дружеского или шуточного характера. Пушкин очень часто писал мадригалы в альбом дамам.

Вот, например, короткое стихотворение — комплимент, которое так и называется «Мадригал М. «.

О вы, которые любовью не горели,
Взгляните на нее — узнаете любовь.
О вы, которые уж сердцем охладели,
Взгляните на нее: полюбите вы вновь.

В четверостишии и нежная улыбка над страстной молодой девушкой и изысканный комплимент той, которая живет любовью.

И еще один, уже шуточный, комплимент «Лиле»:

Лила, Лила! Я страдаю
Безотрадною тоской,
Я томлюсь, я умираю,
Гасну пламенной душой;
Но любовь моя напрасна:
Ты смеёшься надо мной.
Смейся, Лила: ты прекрасна
И бесчувственной красой.

Итак, три основных пушкинских жанра поэзии Эрато — это послание, элегия и мадригал.

3 ГРУППА — ТЕМА ДРУЖБЫ.

В дружеской лирике Пушкин отдает предпочтение двум жанрам: дружескому посланию и дружеской эпиграмме. Хотелось бы остановиться на жанре дружеского послания. Дружеских посланий у Пушкина очень много. Среди них особое место занимают послания, адресованные любимым лицейским друзьям поэта: Дельвигу, Кюхельбекеру и, конечно, Пущину. Вот типичное дружеское послание, написанное в 1815 году в день его рождения 4 мая и адресованное тогда совсем молодому Пущину:

Любезный именинник,
О Пущин дорогой!
Прибрел к тебе пустынник
С открытою душой;
С пришельцем обнимися _
Но доброго певца
Встречать не суетися
С парадного крыльца.
Он гость без этикета,
Не требует привета
Лукавой суеты.
Прими ж его лобзанья
И чистые желанья
Сердечной простоты.

Далее дается трогательная характеристика молодого, еще ничем не озабоченного друга, во всех обращениях и сравнениях масса намеков и автобиографических черт, понятных лишь адресату.

Заканчивается послание легко и весело, еще ничто не предвещает будущей трагической судьбы друзей:

Дай бог, чтоб я с друзьями
Встречая сотый май,
Покрытый сединами,
Сказал тебе стихами:
Вот кубок; наливай!
Веселье! Будь до гроба
Спутник верный наш.
И пусть умрем мы оба
При стуке полных чаш!

Дружескому пожеланию не суждено было сбыться. В 1827 г. Пушкин, чтобы поддержать бесценного друга в Сибири в ссылке, напишет и отправит ему знаменитое стихотворение:

(Наизусть: «Мой первый друг, мой друг бесценный. «).

Таким образом, можно сделать вывод, что жанр послания, как никакой другой, содержит автобиографические мотивы и по дружеским и любовным посланиям Пушкина можно изучать его судьбу.

4 ГРУППА — ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА.

Философская лирика поэта отмечена тремя основными жанрами — это легенды, стансы и элегии.

Мы подробно анализировали и учили наизусть стихотворение, написанное в форме легенды, «Анчар», говорили об использовании в нём символов и аллегорий. Поэтому приведем примеры двух других жанров.

(Наизусть: «Телега жизни» (1823)).

Итак, философская лирика поэта представлена многими жанрами, но среди них хочется выделить стихотворения элегического характера — это стансы, элегии.

5 ГРУППА — ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ, ОБОБЩЕНИЕ.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что жанровое многообразие поэзии Пушкина безмерно. Еще ничего не было сказано о фольклорном жанре песен, а у Пушкина их несколько, в том числе знаменитые «Песни о Стеньке Разине» и «Песнь о вещем Олеге».

А.С. Пушкин не только использовал известные с Античности классические жанры, но расширил и изменил жанровую систему. Он объединил некоторые жанры, допуская жанровые смешения, например, «Деревня» — 1-я часть — пастораль, 2-я — поэтический памфлет, или «К Чаадаеву» — соединение гражданского и дружеского в послании. Более того, во многих стихах поэта вообще происходит стирание границ между жанрами лирических произведений и появляется новая форма — лирическое стихотворение.

Вывод — гений Пушкина проявился не только в содержании, но и в форме, в великом многообразии использования жанров и их смешений.

Источник

Жанры лирики Пушкина

Жанры лирики Пушкина:

Традиционно выделяются следующие жанры лирики поэта:

1. Ода – жанр воспевающий, торжественное лирическое стихотворение, воспевающее героические подвиги. Восходит к традициям классицизма. Например, ода “Вольность” (1817).

2. Элегия – жанр романтической поэзии, стихотворение, про

Низанное печалью, грустным раздумьем поэта о жизни, судьбе, своей мечте. Например, “Погасло дневное светило…” (1820).

3. Послание – обращение к другому лицу. Жанр, не связанный с определенной, традицией.

4. Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное определенному лицу. Например, “На Воронцова” (1824), “На Александра 1” (1824).

5. Песня – например, “Песнь о Вещрм Олеге” (1822). Жанр восходит к традициям устного народного творчества. “Песни Западных славян” (1834).

6. Романс – например, “Я здесь, Инезилья…” (1830).

7. Сонет – например, “Суровый Дант не презирал сонета…”

8. Сатира – например, “Румяный критик мой, насмешник толстопузый…” (1830).

9. Лирические стихотворения, не укладывающиеся в старые рамки (большинство стихотворений Пушкина). Например, “К морю” (1824) – стихотворение имеет черты элегии, но написано в форме послания. “Деревня” (1819) – стихотворение имеет черты классической элегии, но поднимает ряд гражданских проблем. “Анчар” (1828) – стихотворение имеет черты баллады, но сама по себе фабула не является главной; главное – обличительный пафос (черты сатиры).

Похожие сочинения:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *