какие жанры литературы относятся к лирике

Роды и жанры литературы

Содержание:

Жанр – вид литературного текста. Классифицируя по родам, теоретики литературы выделяют эпические, лирические, драматические, лиро-эпические жанры.

Произведения внутри каждого жанра делятся по объему на:

Хотя, основная классификация связана с родами литературы, некоторые жанры имеют тематическое разделение: сентиментальный, психологический роман, авантюрный, философский романы и т.д. Это тематическое деление очень условно. Не все литературоведы согласны со строгой классификацией, например, по темам. Жанрово-тематическое разнообразие произведений в стихах включает в себя любовную, философскую, пейзажную лирику. Но это не окончательный список всего литературного наследия, что мы имеем и тех произведений, что появляются сегодня.

Роды литературы

какие жанры литературы относятся к лирике. Смотреть фото какие жанры литературы относятся к лирике. Смотреть картинку какие жанры литературы относятся к лирике. Картинка про какие жанры литературы относятся к лирике. Фото какие жанры литературы относятся к лирике

Эпос — это

Лирика — это

Драма — это

Лиро-эпос — это

Эпические жанры литературы

какие жанры литературы относятся к лирике. Смотреть фото какие жанры литературы относятся к лирике. Смотреть картинку какие жанры литературы относятся к лирике. Картинка про какие жанры литературы относятся к лирике. Фото какие жанры литературы относятся к лирике

Рассказ– сравнительно небольшое произведение с малым числом персонажей. Как правило, автор решает одну проблему и выделяет одно событие (А.И. Куприн «Чудесный доктор»).
Притча– малый жанр дидактической литературы, тождественный с басней, однако, отличающийся более высоким стилем. В притче наблюдаются аллегорические элементы повествования, порой сводящегося только к развернутому сравнению.
Очерк– один из видов малой формы среди эпических жанров. Похож на рассказ за исключением того, что в тексте нет единого, острого и относительно быстро разрешающегося конфликта, повествование плавное и по большей части описательное (В. Песков «Окно в природу»).
Новелла– один из основных жанров малой эпической прозы, более краткое произведение, чем повесть или роман. Хотя, авторов рассказов принято называть новеллистами, а совокупность рассказов – новеллистикой (А. Грин «Сила непостижимого»).
Повесть– нечто среднее между рассказом и романом по объему и числу действующих лиц и событий. События представлены логично и последовательно (В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»).
Роман– характеризуется многослойностью сюжета, есть несколько линий повествования, многопроблемность. Велико разнообразие внутренних и внешних конфликтов. Характеры показаны в развитии на протяжении достаточно длительного времени (Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»).
Роман-эпопея– это широкомасштабное произведение, часто включающее исторические и военные события, общественно-политическую жизнь страны (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Лирические жанры литературы

какие жанры литературы относятся к лирике. Смотреть фото какие жанры литературы относятся к лирике. Смотреть картинку какие жанры литературы относятся к лирике. Картинка про какие жанры литературы относятся к лирике. Фото какие жанры литературы относятся к лирике

Лирическое стихотворениеН. Рубцов «В осеннем лесу»
Ода– ведущий жанр в направлении классицизма. Произведение воспевает важные государственные или исторические события и национальных героев. Главная черта – торжественность стиля и высокий стиль (М.В. Ломоносов «Ода на рождение Государя Великого).
Элегия– грустное стихотворение, выражающее глубинные философские размышления о жизни и человеке на фоне природы. Личные переживания преобладают в повествовании (Е.А. Баратынский «Элегия (Уже ли близок час свиданья!)»).
Сонет– лирическое стихотворение из 14 строк в форме сложной строфы: 2 четверостишия и 2 трёхстишия (У. Шекспир «Сонеты о любви»).
Послание– письмо в стихах, обращённое к одному лицу или группе лиц. По содержанию различают лирические, любовные, дружеские, сатирические и т. д. (А.С.Пушкин «Графу Воронцову»).
Эпиграмма– краткое иронично-сатирическое стихотворение, остроумно высмеивающее определенного человека или явление (В.А. Жуковский «Ты драму, Фефил, написал?»).

Драматические жанры литературы

какие жанры литературы относятся к лирике. Смотреть фото какие жанры литературы относятся к лирике. Смотреть картинку какие жанры литературы относятся к лирике. Картинка про какие жанры литературы относятся к лирике. Фото какие жанры литературы относятся к лирике

– вид драмы, в котором сюжет, персонажи и события комичны. Задача – осмеять отрицательные явления действительности и развлечь зрителя. Комедия может быть:

Источник

Виды жанры литературных произведений

Разновидности эпических, лирических и драматических произведений называют видами литературных произведений.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, легенда.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание.

ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.
ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.
ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.
ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.
ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.
СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ):

ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.
БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.
КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.
ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.
ВОДЕВИЛЬ – жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.
ФАРС – жанровая разновидность комедии, это театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

Источник

Основные лирические жанры

Своеобразие лирики в том, что в ней выдвигаются на первый план внутренний мир лирического героя, его переживания.

Своеобразие лирики в том, что в ней выдвигаются на первый план внутренний мир лирического героя, его переживания. Это ясно видно не только в произведениях, в которых отсутствуют сколько-нибудь наглядные образы внешнего мира («И скучно и грустно. » Лермонтова), но и в описательной, повествовательной лирике; здесь переживание передано через эмоциональную экспрессию речи, характер тропов и др. («Утес», «Три пальмы» Лермонтова). Поэтому основой содержательного жанрового деления в лирике оказывается сам характер переживаний (пафос).

От античной литературы идет традиция, по которой лирические жанры выражают различные чувства, часто достигающие силы пафоса. Таковы ода, сатира, элегия. Первоначально в них выражалось чувство поэта, вызванное каким-то внешним предметом, событием, обстоятельствами жизни. Отсюда описательно-медитативная композиция и сравнительно большой объем текста многих произведений. К жанрам малой формы относятся эпиграмма, эпитафия и мадригал (послед­ний возник в итальянской поэзии).

Традиционно выполняются следующие жанры лирики:

Ода – жанр лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию, герою или отдельное произведение такого жанра.

Первоначально в Древней Греции одой называли любую форму стихотворной лирики, предназначенную сопровождать музыку. Называлось одой, в том числе хоровое пение. Со времён Пиндара ода — хоровая песня-эпиникий с подчёркнутой торжественностью и высокопарностью, как правило, в честь победителя спортивных состязаний:

Пусть Геродот теперь
Вознесён будет ввысь
На дивных крыльях
Муз Пиерид сладкогласных!
Пусть с пифийских он игр,
С олимпийских Алфея брегов
Честь принесёт семивратным Фивам!

В римской литературе наиболее известны оды Горация, который использовал размеры эолийской лирической поэзии, в первую очередь алкееву строфу, адаптировав их к латинскому языку. Сборник этих произведений на латыни именуется Carmina — «песни» (одами их стали называть уже впоследствии).

Первоначально в древнегреческой поэзии элегия обозначала стихотворение, написанное строфой определенного размера, а именно двустишием —гекзаметр-пентаметр. Слово λεγος, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты. Элегия образовалась из эпоса около начала олимпиаду ионийского племени в Малой Азии, у которого возник и процветал также эпос.

Впоследствии был, пожалуй, только один период в развитии европейской литературы, когда словом Элегия стали означать стихотворения с более или менее устойчивой формой. И начался он под влиянием знаменитой элегии английского поэта Томаса Грея, написанной в 1750 году и вызвавшей многочисленные подражания и переводы едва ли не на всех европейских языках. Переворот, произведенный этой элегией, определяют как наступление в литературе периода сентиментализма, сменившего ложноклассицизм. В сущности же это было склонением поэзии от рассудочного мастерства в однажды установленных формах к подлинным истокам внутренних художественных переживаний.

Пробы писать элегии в России до Жуковского делали такие авторы, как Павел Фонвизин, Богданович, Аблесимов, Нарышкин, Нартов, Давыдов и др.Перевод Жуковским элегии Грея («Сельское кладбище»; 1802) положил в русской поэзии начало новой эпохе, окончательно вышедшей за пределы риторики и обратившейся к искренности, интимности и глубине. Эта внутренняя перемена отразилась и в новых приемах стихосложения, введённыхЖуковским, который является, таким образом, родоначальником новой русской сентиментальной поэзии и одним из великих её представителей. В общем духе и форме элегии Грея, то есть в виде больших стихотворений, исполненных скорбного раздумья, написаны такие стихотворения Жуковского, названные им самим элегиями, как «Вечер», «Славянка», «На кончину кор. Виртембергской». К элегиям причисляют и его «Теон и Эсхин» (точнее, это — элегия-баллада). Элегией назвал Жуковский свое стихотворение «Море».В первой половине XIX века давать своим стихотворениям названия элегий было распространено, особенно часто свои произведения называли элегиямиБатюшков, Баратынский, Языков и др.; впоследствии, однако, это вышло из моды. Тем не менее элегическим тоном проникнуты многие стихотворения русских поэтов.

Послание – литературный жанр, в котором используется форма «писем» или «посланий» (эпистол).

К древнейшим письмам, упоминаемым в классической и восточной литературе, принадлежат письмо индийского царя Стратобата к Семирамиде, Давида к Иоаву (письмо Урии), царя Прэта Аргосского к царю ликийскому.Классическая древность отличается уже значительным развитием корреспонденции. Дошедшие до нас греческие письма — по большей части фальсификации, приписанные выдающимся историческим деятелям риторические рассуждения (ср. Westermann, «Deepistolarum scriptoribus graecis»,1853—1858, 9 ч.; полная коллекция греческих писем — Hercher, «Epistolographi graeci», 1873). От римлян дошли до нас по преимуществу те письма, которые заведомо были предназначены для обширного круга читателей. Лишь у Цицерона находим мы настоящие частные письма; наоборот, знаменитые письма Плиния и Сенеки имеют только эпистолярную форму.Со II века письмо становится у римлян особым литературным родом (Фронтон, Симмах, Сидоний, позднее Сальвиан, Руриций (епископ Лиможский),Эннодий). Стилистические формы письма были сходны у греков и римлян. Подписи не было; имя пишущего ставилось во главе письма ранее имени получателя. Со времен империи, особенно при византийском дворе, исчезла былая классическая простота; письмо частное приблизилось, по важности стиля, к официальному посланию. Оставалось обычным и обозначение, где и когда письмо написано (datum): отсюда слово дата.Христианские латинские писатели пользовались письмами по преимуществу для проповеднических целей (Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Лактанций, Иероним Стридонский, Блаженный Августин).

Эпиграмма – небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

В античную эпоху эпиграммой называлась посвятительная надпись на изваяниях, алтарях и других предметах, посвящаемых богам, и на надгробиях (см.эпитафия). Постепенно формировались тематические разновидности эпиграмм сентенциозно-дидактических, описательных, любовных, застольных, сатирических, торжественных. От эпических форм поэзии эпиграмму отличала краткость и ярко выраженное субъективное отношение к событию или факту. Писалась эпиграмма элегическим дистихом, позднее ямбом и другими размерами.

В русской поэзии эпиграммы писали уже Симеон Полоцкий и Феофан Прокопович; сатирические эпиграммы, оригинальные и переложения, принадлежат А. Д. Кантемиру, во второй половине XVIII века — В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков и другие поэты. У Н. М. Карамзина и его последователей (В. А. Жуковский, В. Л. Пушкин) эпиграмма приобрела салонный характер и сблизилась с разновидностями альбомных стихов.

Жанр восходит к традициям устного народного творчества. Например «песня Западных славян».

Романс – небольшое эпическое стихотворение, которое в немногих чертах излагает событие, хотя и обыкновенное, но возбуждающее фантазию и чувство. Появившийся раньше всего в южных странах, романс отличается живым изложением и яркими красками, между тем как баллада, принадлежащая северным странам, изображает преимущественно мрачное, серьёзное, таинственное в природе и в человеческой душе. Название (исп. romance) происходит от исп. romanzo — по-романски: в романских странах обозначало народный язык в противоположность латинскому, а также стихотворения, написанные на этом языке.чества.

Сонет – поэтический жанр так называемой жесткой формы: стихотворение, состоящее из 14 строк, особым образом организованных в строфы, обладающее строгими принципами рифмовки и стилистическими законами. По форме различают несколько видов сонета:

итальянский: состоит из двух четверостиший (катренов), в которых строки рифмуются по схеме ABAB или ABBA, и двух трехстиший (терцетов) с рифмовкой CDС DСD или CDE CDE;

Содержание сонета также подчиняется особым законам: каждая строфа является шагом в развитии какой-то одной общей мысли (тезиса, положения), поэтому сонет относится не столько к узко лирическим, сколько к интеллектуальным поэтическим жанрам.

Этот лирический жанр родился в Италии в XIII веке. Его создателем был адвокат Якопо да Лентини; через сто лет появились сонетные шедевры Петрарки. В Россию сонет пришел в XVIII веке; немногим позже он получает серьезное развитие в творчестве Антона Дельвига, Ивана Козлова, Александра Пушкина. Особый интерес к сонету проявляли поэты «серебряного века»: К.Бальмонт, В. Брюсов, И.Анненский, В. Иванов, И.Бунин, Н.Гумилев, А.Блок, О.Мандельштам и другие.
В искусстве стихосложения сонет считается одним из самых трудных жанров.

В последние 2 столетия поэты редко придерживались какой-то строгой рифмовки, нередко предлагая смешение различных схем.

Такое содержание диктует особенности сонетного языка:

лексика и интонация должны быть возвышенными;

знаменательные слова не должны повторяться в одном и том же значении и т.д.

Сатира как лирический жанр – стихотворение, выражающее негодование, возмущение поэта отрицательными сторонами жизни общества. Сатира нравоописательна по жанровой проблематике; поэт в ней как бы рупор передовой части общества, озабоченной отрицательным его состоянием. Так, Кантемир в своих сатирах выступает защитником преобразований Петра; он клеймит невежд, «хулящих учение», «дворян злонравных», кичащихся своим происхождением, — всех, кто хочет жить по-старому. Белинский считал Кантемировскую традицию в русской литературе XVIII в. наиболее тесно связанной с жизнью.

Хотя язвительной насмешки исполнены многие древнегреческие «ямбы» (Архилох, Гиппонакт), как жанр сатира оформляется в римской литературе, в стихотворениях Горация, Персия, Ювенала, написанных гекзаметром; в сознании последующих эпох «муза пламенной сатиры» (Пушкин) — это прежде всего муза Ювенала.

какие жанры литературы относятся к лирике. Смотреть фото какие жанры литературы относятся к лирике. Смотреть картинку какие жанры литературы относятся к лирике. Картинка про какие жанры литературы относятся к лирике. Фото какие жанры литературы относятся к лирике05.03.2016, 27766 просмотров.

Источник

Литературные жанры: что это такое и какие бывают

какие жанры литературы относятся к лирике. Смотреть фото какие жанры литературы относятся к лирике. Смотреть картинку какие жанры литературы относятся к лирике. Картинка про какие жанры литературы относятся к лирике. Фото какие жанры литературы относятся к лирике

Литературные жанры: Unsplash

Жанр — базовое понятие в литературоведении. Как они различаются и по каким признакам объединяются в группы? Специалисты рассказали, как классифицировать произведения и по каким характерным чертам определить их жанровое направление.

История и классификация литературных жанров

Что такое литературные жанры? Согласно определению Т. Г. Игнатьевой, это признак текста, указывающий на его типовые параметры. То есть каждое литературное произведение обладает набором особых характеристик, который объединяет его с похожими произведениями.

Впервые о литературных жанрах заговорили тысячи лет назад. Античный философ Аристотель в трактате «Поэтика» предложил собственную классификацию. Мыслитель дал перечень жанров, которые объединил в три направления: повествовательное, лирическое и драматическое. Список был закреплен и не подлежал изменениям. Каждому автору следовало определить жанр своего произведения и строго придерживаться предложенных параметров.

Классификация долгое время бралась за основу. В XVIII веке подход изменился. Некоторые жанры стали неактуальными и исчезли, другие, наоборот, появлялись и обретали популярность. Это процесс происходит до сих пор: авторы вольны выбирать форму своего произведения и придумывать новые жанры.

Из-за этой нестатичности, как пишет Е. Е. Баринова, создать единую четкую классификацию крайне непросто. Сегодня в литературоведении жанры объединены в три больших группы.

какие жанры литературы относятся к лирике. Смотреть фото какие жанры литературы относятся к лирике. Смотреть картинку какие жанры литературы относятся к лирике. Картинка про какие жанры литературы относятся к лирике. Фото какие жанры литературы относятся к лирике

Литературные жанры: Unsplash

Какие бывают литературные жанры? По форме повествования их делят на три рода:

Иногда в отдельную группу выделяют лиро-эпические жанры, которые обладают свойствами лирики и эпоса. Какими жанрами представлена каждая группа и в чем их особенность, разберем подробнее.

Эпические жанры

Эпические произведения выполнены преимущественно в прозаической форме. В них изображена объективная действительность: быт, события, природа, характеры. Как писал Аристотель в «Поэтике», эпические жанры отличаются беспристрастностью и объективностью. Автор не излагает собственное отношение к героям и событиям прямо, а транслирует его через особые художественные приемы.

Что входит в эпические жанры литературы? Их традиционно объединяют в подгруппы по объему текста:

В эпосе есть фольклорные жанры, многие из них утратили свою актуальность. Это мифы, сказки, легенды, загадки, присказки, былины, летописи.

какие жанры литературы относятся к лирике. Смотреть фото какие жанры литературы относятся к лирике. Смотреть картинку какие жанры литературы относятся к лирике. Картинка про какие жанры литературы относятся к лирике. Фото какие жанры литературы относятся к лирике

Самая распространенная форма эпоса — рассказ. Это небольшое по объему произведение с одним главным героем и одной сюжетной линией. Эти характеристики делают рассказ похожим на новеллу, однако в последней присутствует неожиданный финал. Примеры рассказов в литературе:

Повесть больше по объему и отрезку времени, который охватывает ее сюжет (от нескольких месяцев до десятилетия). В этом жанре созданы «Шинель» Н. Гоголя, «Горький запах полыни» С. Муратбекова и пр.

Роман — более сложное по построению и крупное по размерам произведение. В нем есть более двух сюжетных линий, внушительное количество персонажей, а охватываемый отрезок времени может достигать десятков лет. Основой сюжета является трансформация героя.

Роман, в котором всесторонне показано важное историческое событие или переломный момент в судьбе народа, называется эпопеей («Война и мир» Л. Толстого, «Путь Абая» М. Ауэзова).

Лирические жанры

К лирике относят рифмованные или ритмически организованные тексты без определенного сюжета, которые основаны на внутренних переживаниях автора. Здесь герои и события познаются не через объективные всесторонние описания, а через эмоциональное отношение писателя. При этом читатель должен узнать в произведении себя и проникнуться эмоциями автора.

какие жанры литературы относятся к лирике. Смотреть фото какие жанры литературы относятся к лирике. Смотреть картинку какие жанры литературы относятся к лирике. Картинка про какие жанры литературы относятся к лирике. Фото какие жанры литературы относятся к лирике

Какие бывают лирические жанры? Традиционные представители лирики:

Кроме этих, существуют такие жанры, как сонет, гимн, курьезный стих и пр.

К лирическим формам также можно отнести:

Однако неправильно утверждать, что поэма и баллада — исключительно лирические жанры. В зависимости от сюжета и манеры изложения, их можно отнести и к эпосу. Чаще всего к таким жанрам, образованным на стыке двух родов, применяется общая категория «лиро-эпос».

По тематике лирические жанры делятся на группы:

какие жанры литературы относятся к лирике. Смотреть фото какие жанры литературы относятся к лирике. Смотреть картинку какие жанры литературы относятся к лирике. Картинка про какие жанры литературы относятся к лирике. Фото какие жанры литературы относятся к лирике

Драматические жанры

В эту группу относятся все произведения, предназначенные для постановки на сцене. Отличительная особенность драматических жанров в том, что текст состоит в основном из реплик персонажей, а авторские описания изложены в кратких ремарках. Характеры героев раскрываются через их речь и поступки.

Что относится к драматическим жанрам? Среди них распространены:

К менее популярным драматическим жанрам относят:

Знания о литературных жанрах помогут лучше понять замысел автора и оценить его мастерство. Пользуйтесь подсказками, чтобы легко определять, к каким жанрам относятся произведения.

какие жанры литературы относятся к лирике. Смотреть фото какие жанры литературы относятся к лирике. Смотреть картинку какие жанры литературы относятся к лирике. Картинка про какие жанры литературы относятся к лирике. Фото какие жанры литературы относятся к лирике

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

6 глава. Жанры лирики

Иллюстрация из интернета

Все жанры хороши, кроме скучного!
Вольтер

Вы уже знаете, что ЛИРИКА (от греч. «lyra» – древнегреческий струнный инструмент) – это особое, в словесных образах, отражение жизни и чувств. Лаконичное, но точное определение дал современный поэт Дмитрий Мизгулин: «Поэзия – это впечатление». Мир лирики – душа человека, его переживания, хотя он сам может и не присутствовать в сюжете. А изображение лиры стало символом поэтического творчества, вдохновения.

Стихи могут быть написаны в форме монолога или диалога, размышлений, воспоминаний, описаний.
Это может быть стихотворная новелла (рассказ в стихах, как у Н.Некрасова: «В дороге», «Огородник», «Вино»),
психологическая новелла, объединяющая сюжетность и описание душевных переживаний,
обращение к кому- или чему-либо,
послание (философское, дружеское, любовное…),
пейзажная зарисовка,
лирические раздумья.

С течением времени некоторые жанры умирали, потом возрождались или, навсегда канув в Лету, остались лишь как свидетельства изменчивости жизни и искусства. Но многие, пережив века, по-прежнему служат поэтам. Чтобы вы смогли увидеть и оценить своеобразие каждого жанра, я постаралась выбрать достойные образцы для примеров. Не упоминаю здесь жанры восточной поэзии, так как им посвящена отдельная глава.

Основа основ лирики – ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ, написанное или от лица автора («Я вас любил» Пушкина) или от лица вымышленного лирического героя («Я убит подо Ржевом…» Твардовского). Большая часть поэтических произведений объединяются именно этим понятием. Далее – по алфавиту.

К жанру баллады обращаются поэты и сегодня, наполняя её современным содержанием: А.Вознесенский («Параболическая баллада», «Лобная баллада»), Е.Евтушенко («Баллада спасения») и другие.

БАСНЯ – короткое стихотворение поучительного характера, в аллегорической форме высмеивающее общественные или человеческие пороки. Родоначальником басен называют древнегреческого раба Эзопа. Согласно преданию, он, не желая прямо излагать свои мысли, прибегал к иронической аллегории. Такую речь стали называть эзоповым языком.
В XVIII-XIX веках было популярно творчество французского баснописца Лафонтена. В России басни писали В.Тредиаковский, А.Кантемир, М.Ломоносов, И.Дмитриев. Наиболее известными и любимыми в российской литературе по-прежнему остаются басни «дедушки Крылова». В советский период баснями радовал читателей Сергей Михалков, а также поэты-сатирики, особенно в знаменитом журнале «Крокодил».

БУРЛЕСК (БУРЛЕСКА)( от итал. «вurla» – шутка) – жанр комической пародийной поэзии, в которой возвышенная тема изложена в нарочито юмористической форме или, наоборот, «низкая» тема воплощается высоким стилем, то есть видно несоответствие между темой и стилем изложения.
Пример – пародийная поэма И.Котляревского «Энеида, на малороссийский язык переложенная». Сюжет заимствован из поэмы римского поэта Вергилия, но герои и даже боги говорят на жаргоне украинских семинаристов XIX века. Начало, например, звучит так:

Эней был парубок бедовый
И хлопец хоть куда казак,
На шашни прыткий, непутёвый,
Затмил он записных гуляк.
Когда же Трою в битве грозной
Сровняли с кучею навозной,
Котомку сгрёб и тягу дал;
С собою прихватил троянцев,
Бритоголовых голодранцев,
И грекам пятки показал. (Перевод с укр. Веры Пановой)
В России бурлеск пользовался популярностью в конце XVIII века: поэма В.Майкова «Елисей, или Раздражённый Вакх» была широко известна и любима поклонниками поэзии.

БЫЛИНА (или СТАРИНА) – поэтический жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для поэтики былин характерны особые стилистические формулы, напевность, величавость. Образы связаны с древнейшими мифами: богатыри воплотили народные идеалы, веру в силу добра, мужества и справедливости, идеи любви к родной земле и служения Отечеству.

ДУМА возникла как украинская народная историческая песня. В русской поэзии «думой» называли стихотворение философско-исторического содержания, размышление на исторические, философские, нравственные темы. Пример: «Думы» К.Рылеева, «Дума» М.Лермонтова.

КОМИЧЕСКОЕ (от греч. – « весёлый») – смешное в жизни и искусстве. Разновидности комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск. Жанры комического (в разных видах искусства): комедия, интермедия, водевиль, сатира, фарс, пародия, памфлет, фельетон, басня, юмореска, комиксы, каламбур, эпиграмма, карикатура, шарж.

Улыбнитесь, прочитав стихотворение современного автора А. Вячкилева:

Час «пик». Автобус. Я пришпилен к стенке
Гвоздями полных и худых локтей.
И миросозерцаю микросценки
Взрывных людских эмоций и страстей:
— Эй, бакенбарды, что вы в спину прёте?!
— Продвинься, шляпа! Как куда? Туда.
— Авоська, вы мне хлястик оторвёте.
— Ой, на мозоль любимый, борода.
— Как не бросал пятак? Вы, джинсы, бросьте.
— Портфель, вы весь шиньон помяли мне.
— Эй, зонтик. Уступите место трости…
— С ней и пенсне усядется вполне…
— Дублёнка, я водителя не слышу –
Трещите, как щипковый инструмент,
Потише малость.
— Сам интеллигент!
— От интеллектуала слышу!

Произведения этого жанра используют такое явление, как

Один из гостей Лариных на именинах Татьяны охарактеризован так: «Гвоздин, хозяин превосходный,/ Владелец нищих мужиков»
Иронией пронизаны пушкинские поэмы «Граф Нулин» и «Домик в Коломне», знаменитая поэма А.К.Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева».

Современные поэты-иронисты тоже берут на вооружение этот приём. Например, Игорь Губерман издал сборник – «Гарики», и каждый «гарик» – это ироническое осмысление прожитой не только им, но и всем нашим обществом жизни:

Есть люди с тайным геном комиссарства,
Их мучит справедливости мираж,
Они запойно строят божье царство.
И кровь сопровождает их кураж.
***
Я изучил по сотням судеб
И по бесчисленным калекам:
Насколько трудно выйти в люди
И сохраниться человеком.

Правда, в последних своих сборниках автор злоупотребляет ненормативной лексикой, и это удручает.

САТИРА (от лат. «satira»- смесь) – резкое осмеяние пороков и отрицательных явлений действительности. Как сатирики прославились в Древнем Риме поэты Гораций и Ювенал, в Англии — Дж.Свифт, во Франции — Ж.Мольер, Ф.Вольтер, в России родоначальником сатирической поэзии был в XVIII веке Антиох Кантемир. Лирической сатирой назвала М.Цветаева свою поэму «Крысолов».

Кроме сатирического и саркастического смеха, выделяют смех сардонический – язвительно жестокий. А если вспомнить олимпийских богов, можно услышать названный в их честь гомерический хохот.

Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,
Что все подружки измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда, назло правописанью,
Стихи без меры, по преданью
В знак дружбы верной внесены…
*****
Тут непременно вы найдёте
Два сердца, факел и цветки;
Тут верно клятвы вы прочтёте
В любви до гробовой доски;
Какой-нибудь пиит армейский
Тут подмахнул стишок злодейский.
В такой альбом, мои друзья,
Признаться, рад писать и я…

Поэт подарил нам образцы мадригалов, создав в них прелестные портреты современниц. Он написал «В альбом Сосницкой»:

Вы съединить могли с холодностью сердечной
Чудесный жар пленительных очей.
Кто любит вас, тот очень глуп, конечно;
Но кто не любит вас, тот во сто крат глупей.

«Бакуниной»:
Напрасно воспевать мне ваши именины
При всём усердии послушности моей;
Вы не милее в день святой Екатерины
Затем, что никогда нельзя быть вас милей.

Мадригалы М.Лермонтова не столько хвалебны, сколько проникнуты грустными нотами, как, например, известные строки, обращённые к А.О.Смирновой:

Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу;
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу.
Что ж делать. Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано…
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно…

МИНИАТЮРА (от итал. «miniature») – небольшое произведение строго законченной формы. Стихотворные миниатюры встречаются у многих русских поэтов, хотя этот жанр – сложнейшая форма лирики, он требует глубокого содержания при безукоризненном мастерстве.
К миниатюрам также относят рубайят Омара Хайяма, японские танка и хокку, русские частушки, эпиграммы. Как пример приведу лирическую миниатюру автора иллюстраций к этой книге – Светланы Петровской:

В предвосхищенье весенней заботы
Ветер мелодию ловит с листа,
А воробьи – говорливые ноты –
Трелью готовы сорваться с куста. («Весна»)

А вот остроумная сатирическая миниатюра А.Б.Раскина:

Судьба свои дары явить желала в нём,
В счастливом баловне соединив ошибкой
Богатство, знатный род – с возвышенным умом
И простодушие с язвительной улыбкой.

Жанр этот не забыт и в веке ХХ. Вот «Надпись на винном роге» из книги дагестанского поэта Расула Гамзатова:
Пить можно всем,
Необходимо только
Знать, где и с кем,
За что, когда и сколько.

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ – поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки, «веснянки», купальские, масленичные, свадебные, родильные, крестильные песни, причитания, приговоры, величальные песни и др.). Русский фольклор оставил прекрасные образцы обрядовой поэзии, проникнутые то безысходной печалью, то неуёмной радостью, то надеждами и мечтами.

Высокая и благородная цель оды отражена в творчестве молодого Пушкина. Его знаменитая «Вольность» при жизни поэта не была опубликована, распространялась в списках, послужив главным поводом к высылке Пушкина на юг.

В ХХ веке понятие «ода» употребляется, в основном, в переносном смысле или в сатирическом, как у А.Вознесенского:
Я славлю скважины замочные.
Клевещущему –
исполать.
Все репутации подмочены.
Трещи,
трёхспальная кровать!

У, сплетники! У, их рассказы!
Люблю их царственные рты,
их уши,
точно унитазы,
непогрешимы и чисты.

И версии урчат отчаянно
в лабораториях ушей,
что кот на даче у Ошанина
сожрал соседских голубей,
что гражданина А. в редиске
накрыли с балериной Б.. («Ода сплетникам»)

Любителям, наверняка, известен сборник великолепных литературных пародий «Парнас дыбом». Авторы – Э.Паперная, А.Розенберг, А.Финкель – рассказывают шуточные истории о попе и собаке, о сереньком козлике и Веверлее от имени знаменитых поэтов. Вот как мог бы, по их мнению, запечатлеть сюжет о сереньком козлике С.Маршак:

Жила-была бабушка,
А сколько ей было лет?
Сколько зим, столько лет –
Ста ещё нет.
А было её девяносто четыре года.
А кто у неё был?
Серый, двурогий, четвероногий.
Козлёнок…

Или: Сразу узнаются знакомые интонации Агнии Барто:

Искусно авторское подражание вычурному стилю Андрея Вознесенского:

Старушка в чепце из оборок гофре
(Такой бы писал её Рембрандт ван Рейн)
Ласкала козлёнка, тая под фуфайкой
Не сердце – любовью пылающий факел.
А серенький козлик, двойник сюрреальный
Трагической козочки у Эсмеральды,
Томился от скуки в домашнем кругу
И дал стрекача, описавши дугу,
В тот бор густорослый, где в поисках пищи
Похабная морда, матёрый волчище,
Кошмаром из Гойиной фантасмагории
Шнырял втихаря по лесной территории…

Да, не зря пародистов некоторые авторы не любили и не любят, ну а умные относятся к ним с уважением, вчитываясь внимательно в то, как звучат в пародиях их произведения. И, как говорится, мотают на ус…

Особое место занимает бардовская песня.

БАРД (в переводе с древнекельтского – поэт-певец) – в средневековой Западной Европе это был бродячий актёр, в одном лице поэт, музыкант и исполнитель собственных песен.
С XVIII века синонимом слову «бард» становится слово «поэт». Вот как обращается к Пушкину декабрист и его друг В.Кюхельбекер:
Ты был мне всё, о бард чудесный,
В мучительный, тяжёлый час…

Среди российских поэтов-бардов такие замечательные мастера, как Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий.
История бардовской песни в России – это целая эпопея. В «годы застоя» стихи, уйдя с официальной эстрады, зазвучали под аккомпанемент гитары за пределами городов: в лесу, в горах, среди геологов, у костра, где «наполняли музыкой» сердца и души. Я напомню вам «Песенку» Б.Окуджавы, которую можно назвать гимном бардов-шестидесятников:

Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь как человек.

Не мысля гордый свет забавить,
Вниманье дружбы возлюбя,
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее тебя,
Достойнее души прекрасной,
Святой исполненной мечты,
Поэзии живой и ясной,
Высоких дум и простоты;
Но так и быть — рукой пристрастной
Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессониц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.

ПРИТЧА – по В.Далю, «поучение в примере», небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. Притча близка к басне, но смысл её глубже, она касается проблем не только морали, но и общечеловеческих законов.

В Западной Европе славились менестрели – профессиональные певцы и музыканты, состоявшие на службе сеньора и воспевавшие подвиги рыцарей, красоту их дам, походы, турниры. Были известны немецкие миннезингеры. Французский романс – это, в основном, любовная песня, он появился в России на рубеже XVII-XVIII веков и стал особенно любимым в XIX.

СЕРЕНАДА – в отличие от «альбы», это «вечерняя песня» о любви, обращённая к возлюбленной

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.
Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?
Или, свой подвиг свершив, я стою, как поденщик ненужный,
Плату приявший свою, чуждый работе другой?
Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,
Друга Авроры златой, друга пенатов святых?

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ – небольшое произведение, поэтическое по содержанию, но графически оформленное как проза.. В западной литературе это «Стихотворения в прозе» Эдгара По, «Поэмы в прозе» Бодлера. Жанр введён в русскую литературу И.С.Тургеневым. Эмоциональная окраска, своеобразная ритмичность, яркие художественные средства сближают прозу и поэзию. Близки стихотворениям в прозе многие миниатюры М.Пришвина, например: «Сосны стояли у вечности и поднимались туда, и там, у неба, шумели. А маленькие ёлки, каждая, обнимая сосну, слушали».

В поэзии сегодня как-то рыхло.
Бубенчиков полно – набата нет.
Трибунная поэзия притихла,
а «тихая» криклива: «С нами – Фет!»

Без спросу превращая Фета в фетиш,
бубенчики бренчат с прогнивших дуг:
«Эстрада, ты за всё ещё ответишь,
ты горлопанством унижаешь дух».

Дух, значит, шёпот, робкое дыханье,
и всё? А где набат – народный глас?
За смирными чистюлями-стихами
не трусость ли скрывается подчас?
Время расставило всё на свои места: поэзия должна быть разной.

УРБАНИСТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ отражает жизнь крупных городов с их напряжённой динамикой жизни. Она ярко представлена в творчестве американского поэта Уолта Уитмена («Листья травы», 1855), итальянца Ф.Маринетти, бельгийца Э.Верхарна («Города-спруты», 1896). В России эта тема есть в поэзии В.Брюсова («Конь блед»), В.Маяковского, А.Блока (цикл «Страшный мир»):

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь – начнёшь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

По Малахову лечиться
В этот кризис каждый рад,
Чистотел, моча, горчица…
Экономней во сто крат!

Нередко частушки образуют циклы. Различные местности нашей страны наделили их оригинальными названиями: саратовские страдания, рязанские ихохошки, сибирская подгорная, новгородское разливное…
Знает частушка и пародию на саму себя – это нескладухи и перевёртыши, вместе со смыслом они зачастую могут отбросить даже рифму:

Я с высокого забора
Прямо в воду упаду.
И кому какое дело,
Куда брызги полетят.

Частушка оказала влияние на серьёзную литературу: А.Блок и В.Маяковский ввели её в большую поэзию. По их пути пошли А.Твардовский, М.Исаковский, А.Прокофьев.

Вот здесь лежит больной студент –
Его судьба неумолима!
Несите прочь медикамент:
Болезнь любви неизлечима!

Кто рыж, плешив, мигун, заика и картав,
Не может быти в том никак хороший нрав.

Эпиграммы настолько популярны, что даже люди, далёкие от поэзии, обращаются к ним. Известна эпиграмма полководца Суворова на князя Потёмкина:

Одной рукой он в шахматы играет,
Другой рукою он народы покоряет,
Одной ногой разит он друга и врага,
Другою топчет он вселены берега.

А смысл эпиграммы Василия Пушкина, дяди Александра Сергеевича, думаю, злободневен и сейчас:
«На что мне жизнь? Лишился я друзей,
Которые меня всегда любить хотели».
«Что ж, умерли они, к злой горести твоей?»
«Нет, живы, но разбогатели».

Часто в эпиграммах используется аллюзия или строка из известного произведения, что придаёт ей особый шарм, как это видно в блестящей эпиграмме А.Б.Раскина:

Сначала утверждал одно,
Теперь другое врёт искусно.
Всё это было бы смешно, /Строка заимствована у Лермонтова/
Когда бы не было так. ГНУСНО. /Последнее слово заменено, но по
звучанию близко к оригиналу/

Пою в помпезной эпиталаме
— О, Златолира, воспламеней!
Пою безумье твоё и пламя,
Бог новобрачных, бог Гименей.

Шуточную эпитафию, посвящённую самому себе, оставил в лицейские годы А.Пушкин:

Здесь Пушкин погребён; он с музой молодою,
С любовью, леностью провёл весёлый век,
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-Богу, добрый человек. (1815г.)

ЮМОРЕСКА – небольшое произведение, содержащее добродушную насмешку:

Как банку с водой – серебристая рыбка,
Так наше лицо украшает улыбка.
Чтоб наши улыбки росли вместе с нами,
Кормите их чаще смешными стихами!
(Марк Шварц)

Самый распространённый лиро-эпический жанр – поэма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комедия