какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях

Какие жанры вокальной музыки Средневековья исполнялись в церквях?

Какие жанры вокальной музыки Средневековья исполнялись в церквях?

какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Смотреть фото какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Смотреть картинку какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Картинка про какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Фото какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях

Совершенно верно. Всего 2 часа пляски с бубном вокруг кошки накладывает неисгладимый эффект на психику животного. Есть ещё пару вариантов- кот или стирилизация.

какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Смотреть фото какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Смотреть картинку какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Картинка про какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Фото какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях

Сначала давайте размышлять логически. Для того, чтобы картинка из концертного зала была в формате высокого качества, был отличный монтаж и хороший звуковой ряд, для этих целей на концерте отдельного артиста, отдельной музыкальной группы должен работать целый творческий коллектив операторов, монтажа, звука, освещения и прочих товарищей. Всем этим людям нужно заплатить. Бюджет только одной съёмочной группы обойдётся устроителям концерта в копеечку. Да таких коллективов по качественной съёмке с хорошей аппаратурой по пальцам одной руки пересчитать. С другой стороны, артисты и музыкальные коллективы выезжают на гастроли для того, чтобы зарабатывать деньги от самого концерта, а не для того, чтобы этот концерт кто-то бесплатно посмотрел по интернету. Исходя из изложенного следует, что в хорошем качестве можно посмотреть концерт тех артистов, кто выступает на сцене с уже запланированными съемками, когда делаются специальные программы для телевидения и у телеканала есть на это и материальные, и финансовые, и людские ресурсы.

В ютюбе можно найти концерты некоторых артистов, кое что за отдельную плату, если уж есть огромное желание. К примеру, для концертного проекта «Синяя птица» на канале «Культура» отбирают участников уже на второй сезон. И на сайте выложены все номера участников очередного отборочного тура в хорошем качестве. Это я для примера, чтобы понять, что если канал заинтересован, то он обязательно выложит видео хорошего качества. Проект «Голос» и «Голос.Дети» тоже своевременно предоставляет свежий видеоконтент.

Согласен, что если имеется желание (у меня аналогичное) посмотреть хороший концерт оперных певцов, то конечно возможно только идти самому на концерт или ждать, когда в твой город заедет оперный тенор.

какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Смотреть фото какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Смотреть картинку какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Картинка про какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Фото какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях

Во-первых, он действительно чаще повторяется, а во-вторых, как сам припев, так и музыкальный переход на него обычно имеет более яркую окраску, сменяется мелодия песни, что вольно-невольно привлекает внимание слушателя, а то, что привлекает внимание, запоминается лучше))

какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Смотреть фото какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Смотреть картинку какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Картинка про какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Фото какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях

какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Смотреть фото какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Смотреть картинку какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Картинка про какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Фото какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях

Макс Рихтер, это композитор, который имеет немецкие корни, хоть и проживает нынче в Великобритании. Что касаается его музыки и всего творчества в целом, то оно связано с документальным кино, так как именно через него, прославились его композиции.

Самая успешная его композиция, была написана им к фильму «Вальс с Баширом». Кстати было это в 2008 году, который стал для композитора до сей поры самым важным и успешным. Можно даже сказать что переломным в карьере, так как именно по ходу этого года, он был признан лучшим композитором и признала его таковым Европейская киноакадемия.

Источник

Музыкальная культура Средневековья. Западноевропейское Средневековье.

Материальную основу Средневековья составили феодальные отношения. Средневековая культура формируется в условиях сельского поместья. В дальнейшем социальной основой культуры становится городская среда – бюргерство. С образованием государств формируются основные сословия: духовенство, дворянство, народ.

Наряду с официальной церковной культурой (высокой) существовала светская культура (низовая) – фольклорная (низших общественных слоёв) и рыцарская (куртуазная).

Основные очаги профессиональной музыки раннего Средневековья – соборы, певческие школы при них, монастыри – единственные центры образования того времени. В них изучали греческий язык и латынь, арифметику и музыку.

Главным центром церковной музыки в Западной Европе в эпоху Средневековья был Рим. В конце VI – начале VII в. формируется основная разновидность западноевропейской церковной музыки – григорианский хорал, названный так по имени папы Григория I, осуществившего реформу церковного пения, собрав воедино и упорядочив различные церковные песнопения. Григорианский хорал – одноголосное католическое песнопение, в котором слились многовековые певческие традиции различных ближневосточных и европейских народов (сирийцы, иудеи, греки, римляне и др.). Именно плавное одноголосное развёртывание единой мелодии призвано было олицетворять единую волю, направленность внимания прихожан в соответствии с догматами католицизма. Характер музыки строгий, внеличный. Исполнялся хорал хором (отсюда название), некоторые разделы – солистом. Преобладает поступенное движение на основе диатонических ладов. Григорианское пение допускало немало градаций, начиная от сурово-медлительной хоровой псалмодии и кончая юбиляциями (мелизматическое распевание слога), требующими для своего исполнения виртуозного вокального мастерства.

Григорианское пение отдаляет слушателя от действительности, вызывает смирение, приводит к созерцательности, мистической отрешённости. Такому воздействию способствует и текст на латинском языке, непонятном основной массе прихожан. Ритм пения определялся текстом. Он расплывчат, неопределёнен, обусловлен характером акцентов декламирования текста.

Многообразные виды григорианского пения были сведены воедино в главном богослужении католической церкви – мессе, в которой установилось пять устойчивых частей:

Kyrie eleison (Господи, помилуй)

Agnus Dei (агнец божий).

Первые секвенции представляли собой подтекстовку под мелодику юбиляции так, чтобы один звук мелодии имел бы отдельный слог. Секвенция становится распространённым жанром (наиболее популярны «Veni, sancte spiritus», «Dies irae», «Stabat mater»). «Dies irae» использовали Берлиоз, Лист, Чайковский, Рахманинов (очень часто как символ смерти).

Первые образцы многоголосия происходят из монастырей – органум (движение параллельными квинтами или квартами), гимель, фобурдон (параллельные секстаккорды), кондукт. Композиторы: Леонин и Перотин (12-13 вв. – собор Парижской Богоматери).

Носителями светской народной музыки в Средневековье были мимы, жонглёры, менестрели во Франции, шпильманы – в странах немецкой культуры, хоглары – в Испании, скоморохи – на Руси. Эти странствующие артисты были универсальными мастерами: они сочетали пение, пляску, игру на различных инструментах с фокусничеством, цирковым искусством, кукольным театром.

Характерные черты искусства трубадуров, труверов и миннезингеров:

Преимущественно вокальное исполнение. Роль инструментов не была значительной: она сводилась к исполнению вступлений, интермедий и постлюдий, обрамляющих вокальный напев.

О рыцарском искусстве ещё нельзя говорить как о профессиональном, но впервые в условиях светского музицирования было создано мощное музыкально-поэтическое направление с развитым комплексом выразительных средств и относительно совершенной музыкальной письменностью.

Народные странствующие музыканты переходят от кочевого образа жизни к оседлому, заселяют целые городские кварталы и складываются в своеобразные «музыкантские цехи». Начиная с XII века, к народным музыкантам примкнули ваганты и голиарды – деклассированные выходцы из разных классов (школяры-студенты, беглые монахи, скитающиеся клирики). В отличие от неграмотных жонглёров – типичных представителей искусства устной традиции – ваганты и голиарды были грамотными: они владели латинским языком и правилами классического стихосложения, сочиняли музыку – песни (круг образов связан со школьной наукой и студенческим бытом) и даже сложные сочинения типа кондуктов и мотетов.

Значительным очагом музыкальной культуры стали университеты. Музыка, точнее – музыкальная акустика – вместе с астрономией, математикой, физикой входила в квадриум, т.е. цикл из четырёх дисциплин, изучавшихся в университетах.

Таким образом, в средневековом городе существовали различные по характеру и социальной направленности очаги музыкальной культуры: объединения народных музыкантов, придворная музыка, музыка монастырей и соборов, университетская музыкальная практика.

Музыкальная теория Средневековья была тесно связана с богословием. В немногих дошедших до нас музыкально-теоретических трактатах музыка рассматривалась как «служанка церкви». Среди видных трактатов раннего Средневековья выделяются 6 книг «О музыке» Августина, 5 книг Боэция «Об установлении музыки» и др. Большое место в этих трактатах уделялось абстрактно-схоластическим вопросам, учению о космической роли музыки и т.д.

Средневековая ладовая система была разработана представителями церковного профессионального музыкального искусства – поэтому за средневековыми ладами и закрепилось название «церковные лады». В качестве главных ладов утвердились ионийский и эолийский.

Музыкальная теория Средневековья выдвинула учение о гексахордах. В каждом ладу использовались в практике 6 ступеней (например: до, ре, ми, фа, соль, ля). Си тогда избегалось, т.к. образовывало вместе с фа ход на увеличенную кварту, которую считали очень неблагозвучной и образно именовали «дьяволом в музыке».

Широко применялась невменная запись. Гвидо Аретинский усовершенствовал систему нотной записи. Суть его реформы заключалась в следующем: наличие четырёх линий, терцовое соотношение между отдельными линиями, ключевой знак (первоначально буквенный) или раскраска линий. Он также ввёл слоговые обозначения для первых шести ступеней лада: ут, ре, ми, фа, соль, ля.

Вводится мензуральная нотация, где за каждой нотой закреплялась определённая ритмическая мера (лат. mensura – мера, измерение). Название длительностей: максима, лонга, бревис и т.д.

XIV век – переходный период между средневековьем и эпохой Возрождения. Искусство Франции и Италии XIV века получило название «Ars nova» (от лат. — новое искусство), причём в Италии оно обладало всеми свойствами раннего Возрождения. Основные черты: отказ от использования исключительно жанров церковной музыки и обращение к светским вокально-инструментальным камерным жанрам (баллада, качча, мадригал), сближение с бытовой песенностью, использование различных музыкальных инструментов. Ars nova противоположно т.н. арс антиква (лат. ars antiqua — старое искусство), подразумевающему музыкальное искусство до начала XIV века. Крупнейшими представителями аrs nova были Гийом де Машо (14 в., Франция) и Франческо Ландино (14 в., Италия).

Таким образом, музыкальная культура Средневековья, несмотря на относительную ограниченность средств, представляет более высокую ступень по сравнению с музыкой Древнего мира и содержит предпосылки для пышного расцвета музыкального искусства в эпоху Ренессанса.

Источник

Музыка Средневековья: какой она была?: Церковная музыка и современный рок

Вопрос «деления» исторических эпох — неоднозначный, о нем спорят уже не менее века. Но в данном случае проще пользоваться общепринятой схемой: исходный рубеж Средневековья связан с падением Западной Римской империи. Средневековье — огромная историческая эпоха, и сейчас речь пойдет только о Западной Европе.

Удивительное дело произошло с музыкой. Во-первых, раннее Средневековье демонстративно не замечало наследия античности. (Возвращение к ценностям и идеям эллинистической культуры произошло только в эпоху Возрождения. Зато интерес к культуре Средневековья вспыхнул совсем недавно и перешел в наш, XXI век.) Во-вторых, на протяжении многих веков музыка звучала только в церкви. То есть единственные сохранившиеся письменные музыкальные памятники родились в церкви и известны благодаря церкви. Очевидно, что народная музыка существовала и как-то взаимодействовала с духовной. Но о народной музыке известно немного, а светской, видимо, практически не существовало — она расцвела только через несколько веков.

Как чувствовал себя и воспринимал мир человек Средневековья? Он нисколько не напоминал человека античного мира. Человек Средневековья, образно говоря, жил на пороге Чистилища. Это был глубоко религиозный человек. И весь характер средневековой культуры, искусства и образования определяется зависимостью от христианской церкви.

Епископ и папа

Как «музыкант», святой Амвросий известен созданием так называемого антифонного пения (используется до сих пор). А также ему приписывается авторство некоторых гимнов. С одним его гимном может быть знаком человек, далекий от всех религий — это гимн Te Deum («Тебя, Бога, хвалим»). Дело в том, что через полторы тысячи лет французский композитор Марк-Антуан Шарпантье написал свою музыку к словам, а еще через несколько веков Прелюдия к этому гимну стала музыкальной заставкой Евровидения (чем сейчас и является).
Григорий I Великий (ок. 540−604) — папа римский, почитается католической и православной церковью («Двоеслов»). Григорий Великий тоже известен как один из учителей церкви. А также как основатель григорианского хорала (по его имени) — традиционного литургического пения римско-католической церкви. Авторство большинства песнопений приписывается именно Григорию. Григорианский хорал поют сейчас, он же лег в основу уже многоголосной европейской музыки. Позже он стал называться cantus planus — кантус планус — «ровное пение». Из этого «кантус» — песня — родилось слово «шансон».

В конечном итоге весь (католический) мир был охвачен единообразным музыкальным стержнем богослужения (с некоторыми вариациями на севере Италии и в Испании ). В настоящее время к григорианскому хоралу вспыхнул уже новый интерес, так сказать «светский»: кроме богослужебной практики, его используют представители поп- и рок-культур (Enigma и другие).
Один из известных авторов гимнов — монах Ноткер Заика (840−912 годы). Он считается создателем около полусотни гимнов-секвенций. Монаху Гвидо Аретинскому человечество обязано появлению известной нам записи нот.

Судный день — День гнева

Не только хоралы Средневековья оказали влияние на дальнейшую историю музыки. Многие темы и сюжеты оказались востребованы в дальнейшем. Текст и идея Судного дня активно использовался в литературе: от Вальтера Скотта и Гёте до Курта Воннегута и Умберто Эко («Имя розы»). У Оскара Уайльда есть Сонет «На пение Dies Irae в Сикстинской капелле», в «Призраке оперы» мастера французских детективов Гастона Леру сам Призрак использует этот гимн.

Средневековые «ужастики»

Издавна известен ритуал Ослиной мессы (или Ослиной обедни). Сюжет — евангельский (осел с Марией и младенцем на пути в Египет ). Известна фраза, с которой народ обращался к ослу: «Сир, да вы всего лишь осел, шли бы вы лучше куда подальше!». «Ослиную прозу» написал в XIII веке архиепископ Пьер Корбейль.

Из восточных стран
Прибыл к нам осел,
Сильный и красивый,
Годный для поклажи.
Эй, господин осел, спойте,
Откройте прекрасные уста,
Получите вволю овса и сена
.

Музыка «Ослиной прозы» носила чуть ли не танцевальный характер. Народная стихия вторгалась в музыкальную культуру Средневековья. А сама эта культура вызывает сейчас острейший интерес во всем мире — не только в среде профессиональных музыкантов, но даже более в среде рок- и фолк-музыкантов. Почему — сложный вопрос и особая тема. Возвращаясь к Средневековью, нужно сказать, что музыка в Восточной Римской империи отличалась от той, которая сформировалась в Западной Европе. О древнерусском духовном пении можно прочитать здесь. О трубадурах и любовной лирике можно будет прочитать в следующий раз. А послушать что-нибудь «средневековое» можно в комментариях.

Источник

От хоралов до мотетов: 10 самых важных музыкальных рукописей Средневековья

Что мы знаем о средневековой музыке Западной Европы? Достаточно много — и в то же время пока слишком мало. Между тем, ее идейный и жанровый багаж лежит в основе классической европейской музыки начиная с Клаудио Монтеверди и Иоганна Себастьяна Баха. Основа изучения музыкальной истории далекой эпохи — рукописные кодексы, которые сохранили для потомков самые разнообразные образцы музыки Средневековья: религиозной и светской, народной и придворной, простой и изощренной. Эта статья — краткий обзор ее истории через призму десяти самых важных музыкальных сборников XI–XV веков.

Антифонарий Харткера: сборник григорианских хоралов

Время и место создания

Конец X — начало XI веков, Священная Римская империя.

Что содержит

Годовой цикл церковных распевов в традиции григорианского хорала.

Где хранится

Кодекс разделен на две рукописи, обе хранятся в библиотеке Санкт-Галленского монастыря, Швейцария (шифр Cod. Sang. 390–391). Электронное факсимиле можно посмотреть здесь.

Певческая богослужебная традиция католической Европы, которую называют григорианским хоралом, возникла на рубеже VIII–IX веков в ходе реформ Карла Великого.

Целью реформы была унификация церковного обряда и богослужения на всей территории огромной империи и вытеснение локальных певческих традиций (на тот момент основных насчитывалось пять: амвросианская в Милане, староримская в Риме, мосарабская в Испании, галликанская во Франкии и беневентанская на юге Италии).

какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Смотреть фото какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Смотреть картинку какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Картинка про какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Фото какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях

Антифонарий, то есть певческий сборник для нужд богослужения, был написан монахом Харткером в монастыре Санкт-Галлен, главном научном и культурном центре Европы той эпохи. Это один из наиболее ранних и полных сборников песнопений в традиции григорианского хорала.

Он содержит мелодии и тексты богослужебных распевов для всего церковного года, благодаря чему дает полную картину певческого репертуара монастыря. Создатель кодекса рассматривал его как образцовый и освященный именем римского папы Григория Великого, чье имя и носит григорианский хорал — хотя сам папа не имел к нему никакого отношения.

Музыкальные альбомы с примерами григорианского хорала:

Винчестерский тропарь: начало европейской полифонии

Время и место создания

Первая половина XI века, Англия.

Что содержит

Более 160 двухголосных полифонических произведений — оргáнумов.

Где хранится

Винчестерский тропарь разделен на две рукописи. Одна хранится в Оксфорде в Бодлианской библиотеке (шифр Ms. Bodleian 775). Другая принадлежит собранию колледжа Корпус-Кристи в Кембридже (шифр Ms. 473). Посмотреть их можно здесь и здесь.

Тропарем в литургической традиции называется сборник с тропами — краткими вокальными вставками, которые присоединялись к традиционным григорианским хоралам. Винчестерский тропарь — это старейший в Европе сборник, включающий в себя полифонические (многоголосные) произведения. Происхождение сборника связывают с английским Винчестерским собором, возведенном и освященном в XI веке. Содержащиеся в тропаре произведения получили названия органумов.

Это наиболее ранняя форма европейского многоголосия. Органум господствовал в средневековой полифонии на протяжении XI–XIII веков и впоследствии лег в основу других жанров полифонической музыки Средневековья и раннего Возрождения.

Музыкальный альбом с произведениями из Винчестерского тропаря:

— Ensemble Discantus, Brigitte Lesne — Music for a King. The Winchester Troper (2014): слушать

Висбаденский кодекс: сочинения «Рейнской сивиллы»

Время и место создания

Конец XII века, Германия.

Что содержит

Музыкальные произведения Хильдегарды Бингенской.

Где хранится

Федеральная библиотека Гессена в городе Висбаден (шифр Ms. Hs. 2; нотированная часть с f. 466r). Кодекс оцифрован, посмотреть можно здесь.

Хильдегарда Бингенская (1098−1179), прозванная «Рейнской сивиллой» — женщина уникальная для эпохи Средневековья. Уже в два года она узрела первые видения. Став настоятельницей собственного монастыря, Хильдегарда добилась почтения сильных мира сего, в том числе римских пап и императоров. Она оставила нам огромное письменное наследие не только в богословии, но и в медицине, зоологии, кулинарии, поэзии и музыке. Многое из этого дошло до нас в увесистом (более 15 кг!) Висбаденском кодексе, который начали составлять сразу после смерти Хильдегарды.

Сборников, донесших до нас музыку средневековых женщин-композиторов, можно пересчитать по пальцам одной руки. Висбаденский кодекс — один из них.

Музыкальные произведения, в числе которых богослужебные распевы и монументальная драма «Действо о Добродетелях» (лат. Ordo virtutum) занимают последние двадцать листов рукописи. Аббатиса писала в технике григорианского хорала, но довольно вольно обращалась с его формой и ритмическими канонами. Яркая творческая индивидуальность Хильдегарды привлекает современных исполнителей, так что альбомы с ее композициями исчисляются десятками наименований.

Музыкальные альбомы с произведениями Хильдегарды Бингенской:

— Sequentia — Canticles of Ecstasy (1994): слушать
— Sequentia — Ordo Virtutum (1998): слушать
— Tiburtina Ensemble, Barbora Kabátková — Von Bingen: Ego sum homo (2017): слушать

«Большая книга органума»: расцвет литургической полифонии

Время и место создания

Середина XIII века, Франция.

Что содержит

Около 900 полифонических композиций парижской школы Нотр-Дам.

Где хранится

Библиотека Медичи Лауренциана, Флоренция (шифр Ms. Pluteus 29.1). Кодекс выложен в интернет, загрузить можно здесь.

Полифония школы Нотр-Дам обозначила переход от мелодико-ритмической импровизации григорианского хорала к четкой фиксации музыкального ритма — модальной нотации, которая пришла на смену невменной.

Достоинства новой нотации позволили французской полифонии широко распространиться в рукописях по всей Европе.

Музыкальные альбомы с произведениями школы Нотр-Дам:

— Ensemble Gilles Binchois, Dominique Vellard — Pérotin et l’école de Notre Dame (1160–1245) (2006): слушать
— Diabolus in Musica — Polyphonies de Notre-Dame de Paris XIIe et XIIIe siècles (2013): слушать

Кодекс Монпелье: собрание мотетов ars antiqua

Время и место создания

Вторая половина XIII — начало XIV веков, Франция.

Что содержит

Полифонические произведения XIII века в жанре мотета.

Где хранится

Библиотека медицинского факультета Университета Монпелье (шифр Mo H196). Электронное факсимиле можно посмотреть здесь.

Мотéт (от фр. mot, «слово») — один из ведущих жанров полифонической музыки Средневековья и Раннего Возрождения.

Если предшествующие жанры — органумы, кондукты, дисканты и др. — имели в своей основе один текст, который мог распеваться в разных тональностях, то в мотете этих текстов могло быть несколько, и пелись они одновременно. Это могли быть два, три, четыре голоса, причем порой на разных языках. Кодекс Монпелье является одним из наиболее обширных собраний двух- и трехголосных мотетов на французском и латинском языках.

Объемная рукопись состоит из восьми «тетрадей». Седьмая и восьмая содержат мотеты, которые некоторые музыковеды рассматривают как переходные от так называемого ars antiqua, «старого искусства» XII–XIII векоа, к ars nova — «новому искусству» XIV века (Оба термина не являются средневековыми, а были «изобретены» в XIX–XX веках. Ими обозначают в первую очередь эволюцию нотации, и лишь затем — особенности полифонической музыки, ее развитие и усложнение в сторону более «светского» содержания).

Музыкальные альбомы с композициями из Кодекса Монпелье:

— Anonymous 4 — Love’s Illusion: Music From The Montpellier Codex 13th Century (1994): слушать
— Ligeriana, Katia Caré dir. — De Amore. Polyphonies françaises du Manuscrit de Montpellier XIIIe siècle (2004): слушать

«Песенник короля»: компендиум лирической поэзии

Время и место создания

Середина XIII века, Морейское княжество (Греция).

Что содержит

Более шестисот произведений трубадуров и труверов.

Где хранится

Национальная библиотека Франции, Париж (шифр Ms. fr. 844). Оцифрован и выложен в сеть, полистать можно здесь.

Обратимся к произведениям на «народных» языках. Первая ассоциация — это, конечно же, песни провансальских и окситанских поэтов-трубадуров. Однако сочиненные ими песни бытовали в устной форме и были записаны лишь в XIII–XIV веках, когда эпоха трубадуров уже клонилась к закату. И тем большую ценность представляет так называемый «Песенник короля» (фр. Chansonnier du Roi) — огромное собрание лирической поэзии трубадуров и их северофранцузских коллег-труверов.

Записанные в «Песеннике короля» песни-кансоны относятся к рубежу XII–XIII веков и наиболее близки ко времени расцвета средневековой лирики.

Большинство текстов песен имеют нотацию, благодаря чему мы теперь можем правильно спеть произведения графа Тибо IV Шампанского, прозванного «принцем труверов», Готье д’Эпиналя, Пейре Видаля, Бернарта де Вентадорна, Гираута де Борнеля и многих других прославленных поэтов.

Музыкальные альбомы с произведениями из Chansonnier du Roi:

— Ensemble Perceval — Manuscrit du roi: Trouvères & troubadours (1993): слушать
— Ensemble Hespèrion XXI & Jordi Savall — Estampies & Danses Royales (2008): слушать
— Ensemble Alla Francesca — Thibaut de Champagne: Le Chansonnier du Roi (2012): слушать

Кортонский лаударий: песни «мистической Италии»

Время и место создания

Вторая половина XIII века, Италия.

Что содержит

Более 60 лауд — духовных песен на итальянском языке.

Где хранится

Городская библиотека Кортоны, Италия (шифр Ms. 91). Выложен в сеть, загрузить можно здесь.

В духовной жизни Италии XIII–XIV веков большую роль играли религиозные братства мирян (лат. confraternitas). Они вдохновлялись идеалом бедности и покаяния, заданным святым Франциском Ассизским и его последователями. Считается, что именно ассизский святой стал автором первой лауды, что в переводе означает «хвала».

Лáуды — одноголосные композиции на сакральную тему, исполнявшиеся, однако, не на латыни, а на народном языке, volgare. Они были чрезвычайно популярны среди горожан и крестьян благодаря простоте формы и эмоциональности содержания.

какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Смотреть фото какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Смотреть картинку какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Картинка про какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях. Фото какие жанры вокальной музыки средневековья исполнялись в церквях

Кортóнский лаударий — старейший из дошедших до нас сборник лауд. Он принадлежал братству Санта-Мария-делле-Лауде, чья обитель располагалась в городе Кортона — отсюда и название. Из 65 текстов 46 имеют нотацию.

Музыкальные альбомы с композициями из Кортонского лаудария:

— Ensemble vocal de Montpellier — Laudario di Cortona (Mystère médiéval du XIIIe siècle) (2010): слушать
— La Reverdie — Laudarium: Songs of Popular Devotion from 14th-Century Italy (2014): слушать

«Кантиги святой Марии»: жемчужина короны Альфонсо Мудрого

Время и место создания

Вторая половина XIII века, Испания.

Что содержит

Около ста тридцати кáнтиг — одноголосных композиций на галисийско-португальском языке.

Где хранится

Библиотека Эскориала, Мадрид (шифр Ms. To. 10069). Электронное факсимиле можно посмотреть здесь.

В правление короля Альфонсо X Мудрого (1252–1284) испанские королевства Кастилия и Леон переживали культурный подъем. Альфонсо покровительствовал искусствам и наукам, писал стихи и трактаты, за что получил прозвище el Sabio, «Мудрый». При этом монархе был также создан музыкальный кодекс, посвященный Деве Марии. Наиболее ранняя рукопись сборника, получившего название «Кантиги святой Марии», была составлена в Толедо около 1275 года и содержит почти 130 произведений. Всего написано более четырех сотен кантиг на галисийско-португальском, языке поэзии и музыки в средневековой Испании. В них воспевались чудеса Богоматери, небесной покровительницы Альфонсо.

Несмотря на сугубо христианское содержание кантиг, форма и звучание сочетают в себе как испанские, так и французские и арабские элементы. Это делает их стиль уникальным и интересным для исполнителей и слушателей.

Музыкальные альбомы с кантигами:

— The Dufay Collective — Music for Alfonso the Wise (2005): слушать
— Eduardo Paniagua — Cantigas de Andalucía (2019): слушать

Кодекс Скварчалупи: музыка итальянского Треченто

Время и место создания

Начало XV века, Италия.

Что содержит

Сочинения итальянских композиторов XIV века, принадлежавших в традиции ars nova.

Где хранится

Библиотека Медичи Лауренциана, Флоренция (шифр Ms. Med. Pal. 87). Выложен в сеть, загрузить можно здесь.

В XIV веке Италия наряду с Францией была в фарватере музыкального развития Западной Европы. Итальянское Треченто подарило миру множество выдающихся композиторов — Франческо Ландини, Якопо да Болонья, Геральделло да Фиренце, Бартолино да Падова и др. Они восприняли традиции французской полифонии и развили ее на итальянском материале.

Запрос на новую, светскую музыку шел из среды богатых итальянских горожан, они же заказывали роскошные нотные рукописи. Таковой является и крупнейший сборник полифонической музыки итальянского ars nova — Кодекс Скварчалупи, созданный во Флоренции и названный по имени первоначальных владельцев.

Музыкальные альбомы с композициями итальянского Треченто:

— Pedro Memelsdorff, Mala Púnica (conductor) — D’Amor ragionando: Ballate neostilnoviste in Italia 1380–1415 (1992): слушать
— Ensemble Syntagma, Alexandre Danilevski — Stylems, Italian Music from the «Trecento» (2008): слушать
— La Reverdie — Jacopo da Bologna: Madrigali E Cacce (2005): слушать

Кодекс Шантильи: изощренная полифония королевского двора

Время и место создания

Рубеж XIV–XV веков, Франция.

Что содержит

Полифонические произведения второй половины XIV века в стиле ars subtilior.

Где хранится

Музей Конде во французском городе Шантильи (шифр Ms. 564). Выложен в сеть, загрузить можно здесь.

Ars subtilior буквально означает «более тонкое искусство». Оно возникло во второй половине XIV века в результате экспериментов группы композиторов — Бода Кордье, Якоба Сенлеша, Жана Кювелье, Филипокта Казертского и др.

Большое количество произведений в стиле ars subtilior содержится в Кодексе Шантильи.

Это настоящая математика в нотах, музыка для утонченных и самых искушенных ценителей — королей и придворных, вершина средневековой полифонии.

Музыкальные альбомы с музыкой из Кодекса Шантильи:

— Ensemble Organum, Marcel Peres — Codex Chantilly: Airs de Cour du XIVe siècle (1987): слушать
— Ferrara Ensemble, Crawford Young — Figures of Harmony: Songs of Codex Chantilly c. 1390 (2015): слушать

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *