какие железы играют наиболее важную роль в формировании ответных реакций организма во время стресса

Какие железы играют наиболее важную роль в формировании ответных реакций организма во время стресса

Например, Ксандрия Вильямс считает, что перегрузка возникает тогда, когда человек не в состоянии удовлетворить предъявляемые к нему требования и берет на себя больше, чем может сделать. Она пишет: «Перегрузка случается тогда, когда вы слишком много работаете, пытаетесь совместить дом, семью, карьеру и другие обязательства, когда требования к вашему времени и силам оказываются чрезмерными. Это происходит тогда, когда дел так много, что вы безуспешно растрачиваете энергию, у вас все равно не остается времени на отдых или выходные. Вы мало спите, но все равно не успеваете сделать все, особенно когда несколько человек одновременно предъявляют к вам противоречивые требования». [12]

По мнению этого автора, хотя стресс и перегрузка представляют собой два самостоятельных феномена, они тесно взаимосвязаны. К. Вильямс отмечает, что перегрузка может вести к усилению стресса, поскольку вызывает страхи и волнения – страх, что человек больше не выдержит такого темпа, страх не оправдывать ожиданий и т. д. Она пишет:

«Если требования, предъявляемые к вашему времениик вашим силам, ведут к перегрузкам, это вызывает неполадки в вашем организме и сбои в его работе. Проблемы со здоровьем приводят к постоянной тревоге и агрессивности, что усиливает стресс на психическом и эмоциональном уровнях. К стрессу может привести даже опасение, что у вас просто не хватит физических сил справиться с перегрузкой. Таким образом, если организм не справляется с перегрузкой, то эта перегрузка может стать причиной стресса. Перегрузка обычно вызывается вашими обязанностями, а не тем, что вам хочется делать. Если вы чрезвычайно заняты, но вам нравится то, что вы делаете, то, скорее всего, вы будете воспринимать каждую новую задачу как волнующее приключение и с энтузиазмом приступать к ее решению. В этом случае стресс маловероятен. Такое состояние лучше называть “высокой нагрузкой”, а не перегрузкой. Высокие нагрузки с меньшей вероятностью ведут к стрессу, хотя длительное их присутствие может тоже отрицательно сказаться на здоровье». [13]

Близким к состоянию психологического стресса, по мнению некоторых исследователей, является также состояние эмоциональной напряженности @@@@@9#####. Данные авторы считают, что эмоциональная напряженность, как и стресс, проходит через три стадии: эмоционального возбуждения, эмоционального напряжения и эмоциональной напряженности. Авторы разъясняют свою концепцию следующим образом:

«В ответ на самые различные воздействия со стороны внешней или внутренней среды наряду с отражением и оценкой этих воздействий в сознании возникает определенное эмоциональное возбуждение (некоторая тревога) как сигнальный процесс – подсознательный анализ информации, неудовлетворенной потребности или оценка неблагоприятного состояния в организме. Затем, если человек начинает какую-либо сознательную активную деятельность на основе волевых актов, начинает развиваться эмоциональное напряжение как сигнальный процесс и регуляция функциональных резервов – преимущественно их мобилизация. Эмоциональное напряжение направлено на достижение успеха в выполняемой деятельности. Однако при чрезмерных по силе или астенических по окраске и направленности эмоциях может развиваться негативное состояние эмоциональной напряженности. Характерны в таком аспекте излишняя мотивация и самовозбуждение, очень сильный всплеск стенических эмоций, неоправданно высокая тревога, иногда чувство страха. Под эмоциональной напряженностью понимается состояние, характеризуемое временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, падением работоспособности» @@@@@9; с. 81—82#####.

При анализе данной концепции обращает на себя внимание сходство предложенных этапов эмоциональной напряженности с этапами классического стресса, только проходящего не на гормонально-биохимическом, а на нервно-психическом уровне.

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

1. Что такое стресс?

2. В чем состояла основная идея Ганса Селье по поводу адаптации организма к разнообразным факторам внешней среды?

3. Что происходит с сердечно-сосудистой системой человека во время стресса?

4. Каково значение гипоталамуса в развитии стрессорных реакций?

5. Перечислите основные отличия психологического стресса от стресса биологического.

6. Что такое эустресс?

7. В каких случаях начальный стресс может принимать форму дистресса?

8. Какова роль мотивации человека в развитии стресса?

Выберите правильный вариант ответа:

1. С какой стадии начинается стресс:

а) со стадии адаптации;

б) со стадии тревоги;

в) со стадии резистентности;

г) со стадии истощения?

2. Какие железы играют наиболее важную роль в формировании ответных реакций организма во время стресса:

а) щитовидная железа;

б) поджелудочная железа;

в) мозговое вещество надпочечников;

г) корковое вещество надпочечников?

3. Какое из перечисленных условий способствует переходу стресса в дистресс:

а) положительный эмоциональный фон;

б) наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса;

в) опыт решения подобных проблем в прошлом;

г) негативный прогноз на будущее?

4. Какое из перечисленных условий способствует переходу стресса в эустресс:

а) чрезмерная сила стресса;

б) большая продолжительность стрессорного воздействия;

в) одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;

г) недостаток нужной информации?

5. Что общего у биологического и психологического стресса:

а) участие гормонов надпочечников;

б) преимущественное влияние на социальный статус человека;

в) наличие реальной угрозы жизни и здоровью;

г) «размытые» временные рамки?

6. Укажите пример «психологического» стресса:

а) воспалительная реакция после ожога;

б) болезнь, вызванная вирусной инфекцией;

в) повышение артериального давления после семейной ссоры;

г) травма, связанная с падением.

Основная:

1. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983, с. 5—56.

2. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1992, с. 104—109.

3. Щербатых Ю. В. Стресс и счастье – на одну букву. Ростов н/Д: Феникс, 2010, с. 10—23.

Дополнительная:

4. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 4, с. 64—74.

5. Вейн А. М. Предисловие к сборнику научных трудов, посвященных эмоциональному стрессу // Роль эмоционального стресса в генезе нервно-психических заболеваний. М., 1977, с. 3—4.

6. Горизонтов П. Д., Белоусова О. П., Федотова М. И. Стресс и система крови. М.: Медицина, 1988, с. 5—79.

7. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2004, с. 29—30.

Источник

Стресс и надпочечники

Стресс и надпочечники

Надпочечники – это эндокринные железы, находящиеся поверх каждой почки, они состоят из двух слоёв: мозгового и коркового. Корковый слой синтезирует такие гормоны как: альдостерон и кортизол, а также небольшое количество тестостерона и эстрогена. В мозговом слое синтезируются гормоны: норадреналин, адреналин и катехоламины. У кортизола очень важная роль в организме, он регулирует скорость переработки белка, углеводов и жира. Этот гормон отвечает за адаптацию организма в стрессовой ситуации, он участвует в регулировке кровяного давления, отвечает за реакции иммунитета на внешние угрозы и воспаления.

Какая взаимосвязь между стрессом и надпочечниками при стрессовой ситуации?

При возникновении угрозы перед человеком, в его мозгу образуется сигнал тревоги, далее через цепочку: гипоталамус задействует гормон, влияющий на гипофиз и затем начинается стимуляция надпочечников, далее происходит выброс кортизола с адреналином в кровь. Адреналин отвечает за увеличение частоты сердцебиения, а кортизол поднимает уровень сахара в крови. Мозг лучше начинает использовать глюкозу, затем кортизол улучшает доступность веществ, ответственных за восстановление тканей. Гормон кортизол угнетает деятельность кишечника, активность пищеварительной и репродуктивной системы тоже снижается. По мере избавления от стрессовой ситуации, которую мозг считает угрозой, уровень гормонов приходит в норму, восстанавливается исходные значения сердцебиения, системы организма приходят в норму, артериальное давление стабилизируется.

Могут ли устать надпочечники?

При длительном присутствии в стрессовой ситуации надпочечники начинают истощаться, уровень вырабатываемого ими кортизола снижается, при таком низком уровне гормона, поддержание организма в здоровом состоянии становится невозможным. Существует ряд симптомов, характеризующих возможное наличие синдрома стресса надпочечников, такими симптомами могут являться:

В целях профилактики синдрома стресса надпочечников достаточно придерживаться некоторых правил:

При нахождении организма в длительных стрессовых ситуациях, связанных с тяжелой работой, нездоровым образом жизни или профессиональным спортом, человеку необходимо следить за уровнем кортизола в крови, особенно, если он испытывает какие-либо симптомы, присущие синдрому стресса надпочечников. От состояния этих желез напрямую будет зависеть качество и количество жизни человека.

Источник

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Психология саморегуляции деятельности педагога»

предназначена для студентов факультета иностранных языков и филологического факультета. Деятельность педагога предполагает владение не только теоретическими знаниями, но и способами, приемами психологической саморегуляции, оптимизации психического состояния организма.

Содержание дисциплины включает знакомство с отдельными диагностическими и исследовательскими методиками. Данная дисциплина позволяет применить полученные теоретические знания на практике в рамках практических семинарских занятий.

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Тесты

Для контроля знаний

по дисциплине «Психология саморегуляции деятельности педагога» Выберите правильный вариант ответа

1. С какой стадии начинается стресс? а) со стадии адаптации;

б) со стадии тревоги;

в) со стадии резистентности; г) со стадии истошения.

1. Какие железы играют наиболее важную роль в формировании ответных реакций организма во время стресса?

а) шитовидная железа;

б) поджелудочная железа;

в) мозговое вещество надпочечников; г) корковое вещество надпочечников.

3. Какое из перечисленных условий способствует переходу стресса в дистресс?

а) положительный эмоциональный фон;

б) наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса; в) опыт решения подобных проблем в прошлом;

г) негативный прогноз на будущее.

4. Какое из перечисленных условий способствует переходу стресса в эустресс?

а) чрезмерная сила стресса;

б) большая продолжительность стрессорного воздействия;

в) одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды; г) недостаток нужной информации.

5. Что общего у биологического и психологического стресса?

а) участие гормонов надпочечников;

б) преимушественное влияние на социальный статус человека; в) наличие реальной угрозы жизни и здоровью;

г) «размытые» временные рамки.

6. Укажите пример «психологического» стресса. а) воспалительная реакция после ожога;

б) болезнь, вызванная вирусной инфекцией;

в) повышение артериального давления после семейной ссоры; г) травма, связанная с падением.

7. На какой стадии развития стресса наиболее вероятен переход стресса в болезнь?

г) на любой из перечисленных.

8. Какая фаза развития стресса подразделяется на три периода? а) стадия адаптации;

в) стадии истощения.

9. Какой уровень эмоционального возбуждения, согласно правилу Р. Йеркса и Дж. Аодсона, соответствует эустрессу?

а) отсутствие эмоций;

б) средний уровень эмоционального возбуждения; в) чрезмерно выраженные эмоции.

10. Какой характер стресса более вреден для организма человека (при прочих равных особенностях)?

а) слабый и короткий;

б) слабый и длительный; в) сильный и короткий.

11. Какие врожденные факторы, а также события первых лет жизни больше всего влияют на формирование стрессоустойчивости человека?

а) уровень самооценки; б) характер человека;

в) направленность психики;

г) характер протекания беременности у матери.

12. Какой из перечисленных элементов, влияющих на развитие стресса, относится к когнитивным факторам?

а) тип высшей нервной деятельности; б) родительские сценарии;

г) прогноз будущего.

13. Какой из перечисленных элементов, влияющих на развитие стресса, не относится к социальным факторам?

а) ближнее социальное окружение (родители, друзья, коллеги); б) общественный статус;

г) установки и ценности человека.

14. Какой из перечисленных элементов, влияющих на развитие стресса, формируется позже всего?

а) наследственные особенности стрессоустойчивости; б) характер протекания беременности у матери;

г) ранний детский опыт;

г) тип высшей нервной деятельности.

15. Какими качествами обладают люди типа «А» (обладающие повышенной уязвимостью к стрессу)?

а) вспыльчивые, энергичные и честолюбивые; б) аккуратные и добродушные;

в) спокойные и рассудительные;

г) быстро принимающие решения и не стремяшиеся к карьерному росту.

16. Что не влияет напрямую на уровень сензитивности человека? а) чувствительность рецепторов;

б) тип высшей нервной деятельности;

в) легкость образования условно-рефлекторных связей в коре мозга; г) особенность процессов мышления;

д) изменение чувствительности в процессе индивидуального опыта.

17. Психосоматические болезни возникают в результате ослабления защитных сил организма и срыва работы органов по принципу

«слабого звена» после: а) стресса

б) внутреннего конфликта; в) депрессии

18. Застойный очаг возбуждения в коре больших полушарий мозга является причиной ПТСР в рамках:

а) физиологической концепции; б) биохимической концепции;

в) психоаналитической концепции; г) когнитивной концепции;

д) информационной концепции

19. К какой форме проявления стресса относится нарушение концентрации внимания?

а) к поведенческой; б) к эмоциональной;

в) к интеллектуальной; г) к физиологической.

20. К какой форме проявления стресса относится головная боль? а) к поведенческой;

в) к интеллектуальной;

г) к физиологической.

21. К какой группе эмоциональных изменений относится снижение самооценки, которое имеет место у некоторых людей при психологическом стрессе?

а) к изменению общего эмоционального фона;

б) к выраженным негативным эмоциональным реакциям; в) к изменениям в характере;

г) к невротическим состояниям.

22. К какому уровню ситуативной тревожности можно отнести показатель 57 баллов по Спилбергеру?

23. Какой элемент не входит в состав триады поведения при структурном анализе стресса?

24. К какой из ниже перечисленных групп методов прогнозирования уровня стресса относится метод множественной регрессии?

а) использование дозированных тестовых стрессов в лабораторных условиях;

б) мысленное моделирование стрессорных ситуаций; в) прогнозы на основе психологических тестов;

г) математические модели.

25. Какая причина стресса связана с длительно действующими программами поведения?

а) стресс, вызванный ошибками мышления;

б) стресс, вызванный невозможностью удовлетворить физиологические потребности;

в) стресс, вызванный столкновением противоположных условных рефлексов;

г) стресс, вызванный неадекватными родительскими программами.

26. Какая причина стресса связана с динамически меняющимися программами поведения?

а) стресс, связанный с генетическими особенностями организма; б) стресс, вызванный невозможностью удовлетворить «высшие» потребности личности;

в) стресс, вызванный неумением распоряжаться временем;

г) стресс, вызванный неадекватными установками и убеждениями личности.

27. Как называется псевдоразумное объяснение человеком своих поступков в случае, если признание их действительных причин грозит потерей самоуважения или разрушает сложившуюся картину мира?

28. Какое слово-маркер сигнализирует о наличии неадекватной установки негативной генерализации?

г) во что бы то ни стало.

29. К какой группе потребностей, по А. Маслоу, относится стресс, вызванный неразделенной любовью?

а) физиологические потребности; б) безопасности и стабильности;

г) уважения и признания; д) самореализации.

30. Какая стратегия разрешения конфликта наиболее приемлема, если нужно получить хоть какие-то преимущества и есть что предложить взамен?

а) уход (из конфликта и зоны стресса); б) компромисс (минимизация стресса);

в) соперничество (введение в стресс второго участника); г) уступка (замена стресса на другой, более приемлемый); д) сотрудничество (замена дистресса на эустресс).

31. Какая стратегия разрешения конфликта является наиболее трудоемкой, но наиболее выгодной в долговременном плане?

а) уход (из конфликта и зоны стресса); б) компромисс (минимизация стресса);

в) соперничество (введение в стресс второго участника); г) уступка (замена стресса на другой, более приемлемый); д) сотрудничество (замена дистресса на эустресс).

32. К какой группе объективных причин стресса можно отнести техногенные катастрофы?

а) к условиям жизни и работы; б) к межличностным факторам;

в) к политическим и экономическим факторам; г) к чрезвычайным обстоятельствам.

33. К какой области каузальной классификации стрессов относится страх темноты?

а) к области мудрого принятия;

б) к области конструктивных действий; в) к области субъективных стрессов;

г) к области саморегуляции.

34. Какая причина стресса не относится к группе объективных факторов? а) вредные характеристики производственной среды;

б) тяжелые условия работы; в) отношения с руководством;

г) чрезвычайные обстоятельства.

35. Какая причина стресса не характерна для труда шахтеров? а) условия замкнутого пространства;

в) низкая температура;

г) ожидание возможной аварии.

36. Какой фактор стресса относится к форс-мажорным обстоятельствам? а) срыв поставок продукции;

б) длительная работа;

в) высокий темп деятельности; г) повышенная ответственность;

д) значительные физические нагрузки.

37. Какая причина стресса относится к группе профессиональных субъективных причин?

а) низкая самооценка; б) неуверенность в себе; в) страх неудачи;

г) нехватка знаний, умений и навыков.

38. Явление деперсонализации, которое сопровождает синдром эмоционального выгорания, это:

а) чувство эмоциональной опустошенности, уменьшение количества положительных эмоций, возникающих в связи со своей работой;

б) циничное отношение к труду и объектам своего труда (бесчувственное, равнодушное отношение к пациентам, клиентам, посетителям);

в) формирование чувства некомпетентности, фиксация на неудачах в своей профессии.

39. Какая профессия, по результатам исследования английских психологов, считается наиболее стрессогенной?

40. Какой фактор учебной сессии снижает уровень стресса? а) повышенная статическая нагрузка;

б) изменение режима сна и бодрствования; в) эмоциональные переживания;

г) уверенность в себе; д) неуверенность в себе.

41. Какой фактор, вызывающий стресс у медицинских работников, назван не верно?

а) ответственность за жизнь и здоровье пациентов;

б) длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций пациентов; в) монотонный режим работы;

г) низкая заработная плата.

42. Какой из перечисленных факторов, влияющих на развитие стресса, отсутствует у бизнесмена — владельца компании?

а) ближнее социальное окружение (родители, друзья, коллеги); б) некомпетентные подчиненные;

в) недобросовестные партнеры; г) конкуренты;

д) зависимость от своего начальника.

43. К какой группе антистрессорного воздействия относится аутотренинг? а) к физическим;

б) к физиологическим; в) к биохимическим;

г) к психологическим.

44. К какой группе антистрессорного воздействия относится алкоголь? а) к физическим;

б) к физиологическим; в) к биохимическим; г) к психологическим.

45. К какой группе антистрессорного воздействия относится массаж? а) к физическим;

б) к физиологическим; в) к биохимическим; г) к психологическим.

46. К какой разновидности антистрессорных методов относится биологическая обратная связь?

а) к методам самопомощи;

б) к методам, требуюшим участия другого человека; в) к техническим методам.

47. Какой из нижеприведенных методов не относится к организационным? а) усовершенствование орудий и средств труда;

б) воздействие цветом и функциональной музыкой; в) разработка оптимальных режимов труда и отдыха; г) рациональная организация рабочих мест.

48. Кто является основателем аутогенной тренировки? а) И. Шульц;

49. Какой из основных навыков аутогенной тренировки назван неверно? а) умение вызывать ощущение тяжести в конечностях;

б) умение вызывать ощущение тепла в конечностях;

в) умение вызывать ощущение тепла в эпигастральной области;

г) умение вызывать ощущение тепла в области лба.

50. Какой из перечисленных ниже антистрессорных методов основан на совершенствовании поведенческих навыков?

а) аутогенная тренировка; б) медитация;

г) активное слушание.

а) нормальная физиологическая стадия стресса б) патологическая фаза стресса.

53. Нарушения психомоторики могут проявляться: а) дрожжании рук

б) изменении ритма дыхания в) дрожжании голоса

г) в избыточном напряжении мышц д) все ответы верны

е) ни один ответ не верен

54. Каковы признаки посттравматического стрессового расстройства? а) повышенная тревожность

б) повышенная агрессивность

в) немотивированная бдительность г) пониженное настроение

д) нарушение памяти е) все ответы верны

55. Ответная реакция человека на стресс зависит от: а) типа высшей нервной деятельности

б) адекватности самооценки

в) саморегуляции человека г) все ответы верны

56. Назовите житейские методы снятия стресса, которые обычно применяют люди для снятия нервно-психического напряжения.

а) нервно-мышечная релаксация б) медитация

г) физические упражнения д) религия

57. Психологи — авторы различных направлений:

1. Гештальт-терапия а) Ф.Перлз

2. Семейная терапия б) В.Сатир

3. Гипнотерапия в) М.Эриксон

1. Что происходит с сердечно-сосудистой системой человека во время стресса?

б) пульс становится реже в) давление понижается г) давление повышается д) все ответы верны

59. Расставьте в правильной последовательности основные стадии развития стресса, согласно концепции Ганса Селье:

60. Иоганн Шульц создал свое направление самовнушения, которое назвал аутогенной тренировкой в:

ОТВЕТЫ

К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ

1-б11-г21-в31-д41-в51-в
2-г12-г22-в32-г42-д52-а
3-г13-г23-г33-в43-г53-д
4-в14-в24-г34-в44-в54-е
5-а15-а25-г35-в45-б55-г
6-в16-г26-в36-а46-в56-г, д
7-в17-в27-г37-г47-б57:1-а, 2-б, 3-в, 4-г
8-б18-а28-а38-б48-а58-д
9-б19-в29-в39-в49-г59-абв
10-б20-г30-б40-г50-г60-г

ГЛОССАРИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПСИХОЛОГИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

В процессе изучения курса «Психология саморегуляции деятельности педагога» студенты заводят словарь, в котором фиксируют основные понятия по данной дисциплине.

Арттерапия –(терапия искусством) – средство свободного самовыражения и самопознания. Виды: музыкальная терапия, танцевальная терапия,рисование, лепка из пластилина, глины, создание коллажей…

Аутогенная тренировка– психотерапевтический метод самовнушения путем концентрации внимания на эмоционально-положительных объектах; методика, мышечной и психической релаксации (расслабления), управления вегетативными функциями посредством вызывания представлений приятных ощущений.

Депрессия– аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы,

когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Человек субъективно испытывает мучительные эмоции и переживания: подавленность, тоску, отчаяние.

Дистресс –негативная психотравмирующая форма стресса. Деструктивный, разрушающий стресс.

Медитация –интенсивная сосредоточенность сознания на абстрактном объекте размышления, отвлечение от всех конкретных объектов, высокая сосредоточенность внимания как способ высшей психической саморегуляции.

Посттравматическое стрессовое расстройство— отставленная затяжная реакция на действие длительного и особо тяжелого стресса.

Психическое самоуправление– (саморегулирование)-сознательное

воздействие человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования).

Релаксация– уменьшение напряжения, расслабление. Произвольное расслабление может быть вызвано принятием удобной спокойной позы, расслаблением мышц, представлением идиллических картин (аутотренинг).

Стресс— (давление, напряжение), или адаптационный синдром.

Стресс – универсальная, неспецифическая реакция организма на повреждения. Конфликтное эмоциональное состояние, психическое перенапряжение.

Стресс социальный– состояние крайнего психического перенапряжения в условиях социальных коллизий, резкой смены социальных

систем, затрудняющих социальную адаптацию личности.

Стрессоры– внешние и внутренние сверхсильные неблагоприятные воздействия (психические и физическиетравмы). Различают: физиологические, психологические, экологические стрессоры.

Эустресс– адекватный, конструктивный стресс.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *