какие животные что символизируют
Символы
Символы животных
Животные символизируют инстинктивную жизнь; плодородие и изобилие; инстинктивные и эмоциональные порывы, которые необходимо обуздать, прежде чем вступать в сферу духовного; пассивное участие и животную природу людей: «невозможно найти животное, которое не имело бы хоть какого-то сходства с человеком».
Аист
Наряду с орлом и ибисом, аист уничтожает зловещих рептилий и является потому солнечной птицей. Но, как существо, связанное с водой и рыбой, он ассоциируется с водами творения. «Приносимые аистом» дети в виде эмбрионов находятся в лоне Матери-Земли и в водах творения, где их и находят при ловле рыбы аисты.
Альбатрос
Типичный образ долгого, беспрестанного полета и дальних океанов. Альбатрос предвещает плохую погоду и сильные ветры. Может стать вместилищем души умершего моряка, поэтому крайне опасно убивать его, так как это может принести несчастье.
Антилопа
Африканские бушмены считают, что божество может явиться в виде антилопы.
Баран
Олицетворяет мужское начало, порождающую силу, творческую энергию. Связан с богами Солнца и Неба.
Барсук
У китайцев это лунное животное относится к полюсу «инь» и означает сверхъестественные силы, коварство и игривость.
Летучая мышь
Символика летучей мыши. В Древнем Риме и Древней Греции летучей мыши ошибочно приписывали острое зрение, она символизировала бдительность и проницательность. У Гомера души умерших имели крылья летучей мыши.
Белка
У кельтов белка, изображенная вместе с птицей, является символом ирландской богини Медб.
Черный дрозд
В христианстве означает соблазн плоти (сладкое пение и черное оперение). В искушениях святого Бенедикта дьявол является в виде черного дрозда.
Бобр
Символ трудолюбия (поcл. «работает, как бобр»).
Буйвол
У американских индейцев буйвол и бизон означают сверхъестественную мощь, силу, стойкость и вихрь.
Бык
Символ имеет двоякий смысл. Обычно бык олицетворяет мужской принцип, солярную возрождающую силу, посвященную всем небесным богам, а также плодовитость, мужская производительная сила, царское происхождение.
Цапля
Солярная птица, имеющая много общего с журавлем и аистом. Кроме того, символизирует бдительность и спокойствие. Это птица вод.
Черепаха
Олицетворяет воды, Луну, Мать-Землю, начало творения, время, бессмертие, плодородие, продление рода. Черепаху часто изображают поддерживающей мир. С ней связывают начало творения и считают ее подпирающей весь мир.
Дельфин
Спаситель и психопомп, провожатый душ в подземном мире, спаситель людей, потерпевших кораблекрушение, царь рыб.
Дятел
Пророческая птица, символ магической силы, страж королей и деревьев.
Еж
В христианстве означает элодея, творящего зло. Еж ворует виноградные гроздья точно также, как дьявол крадет души людей.
Фазан
В Китае означает свет, ян, добродетель, процветание, удачу, красоту.
Гадюка
В христианстве символизирует зло. По святому Августину, является одним из четырех аспектов дьявола. Глухая гадюка олицетворяет грешников, которые закрывают свои уши от гласа учения и слов жизни.
Газель
Ее символизм сходен с символизмом антилопы, оленя или козла.
Гиппопотам
Иногда приравнивается к ветхозаветному бегемоту.
Горностай
Символизирует чистоту, непорочность (поскольку зимой горностай белый) и невинность, а также ассоциируется с правосудием.
Гусь
Солярный (говорят, что он следует за солнцем во время миграций) символ дыхания, ветра («птица вздоха»), бдительности, любви, хорошей хозяйки.
Хамелеон
Элемент воздуха (предполагалось, что он питается ветром).
Индюк
Священная птица тольтеков. «Драгоценная Птица». Пища для ритуальных обрядов, дней благодарения и других праздников.
Кабан
Имеет как солярное, так и лунное значение. Как солярный символ он олицетворяет мужской принцип. Белый кабан является лунным и женским, отражая принцип воды, так как обитает в болотах.
Койот
У американских индейцев как оборотень, так и герой, спаситель и демиург. Уводит от опасности, но, обладая лунным характером, насылает наводнения. Дух ночи и хитрец в верованиях индейцев западных гор.
Кот
Кот, обладая способностью изменять форму зрачка, символизирует изменяющуюся силу Солнца, а также фазы Луны и великолепие ночи. Он означает также все, что делается украдкой; желание и свободу.
Козел
Олицетворяет мужество, изобилие жизненной силы, созидательной энергии.
Козерог
В Египте козерог посвящался Сету и Решепу. Разделяет символизм газели.
Козленок
Посвящен Сильвану и Фавну, богам весны, и замещает умирающего бога в Ханаанских и Вавилонских ритуалах, связанных со смертью и воскресением.
Краб
Краб символизирует ретроградное движение Солнца после летнего солнцестояния. Это движение олицетворяет нечестных, ненадежных, бесчестных людей, менял и ростовщиков.
Крот
Подземный обитатель с хтонической символикой, представляющий силы тьмы. Символизирует мизантропа.
Курица
Олицетворяет воспроизводство, материнскую заботу, а также провидение.
Лань
Часто изображается с Древом Жизни.
Ласточка
Олицетворяет надежду, приход весны, удачу.
Лев
Имеет двойственное значение, неся в себе и солярный, и лунный символизм, олицетворение и добра, и зла. В качестве солярного символа лев олицетворяет жар, блеск и силу полуденного Солнца, принцип огня, великолепие, силу и храбрость, стойкость, справедливость, закон, военную мощь, Царя Зверей.
Леопард
Символ жестокости, свирепости, агрессивности, неустрашимости. Поскольку пятна леопарда напоминают глаза, его называют Неусыпный Страж.
Лось
У американских индейцев символизирует сверхъестественные силы, ураган.
Лягушка
Лунное животное, приносящее дождь.
Медведь
Символизирует воскресение (появление весной из своей зимней берлоги с медвежонком), новую жизнь, а значит, инициацию и ритуалы, связанные с переходом.
Мышь
Хтонический символ, означающий силы тьмы, беспрестанное движение, бессмысленное возбуждение, суматоху.
Обезьяна
Олицетворяет бесстыдство, настырность, зловредность, низшие инстинкты.
Осьминог
Связан с драконом, пауком и символикой спирали.
Олень-самец
Символизирует Солнце, обновление, творение, огонь, восход.
Осел
Означает покорность, терпение, мир, глупость, упрямство, плодовитость, похоть.
Овца
Означает слепое, неразумное следование и беспомощность.
Пантера
В христианской традиции утверждается, что пантера (барс) спасла людей от дракона, или духа зла. Поскольку считалось, что ее дыхание благовонно, она символизировала благотворное влияние Христа.
Павлин
Солнечный символ, связанный с культом дерева и Солнца.
Пеликан
Поскольку считалось, что эта птица кормит птенцов собственной кровью, она символизирует жертвенность, милосердие и кротость.
Петух
Солярная птица, атрибут солнечных богов, за исключением скандинавского и кельтского символизма. Мужской принцип, Птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет.
Попугай
Символизирует имитацию, повторение без понимания.
Рысь
Символизирует остроту зрения. Считалось, что рысь способна видеть через стену.
Шакал
Способный видеть днем и ночью, является символом египетского Анубиса, «Следопыта», «Открывателя Пути», психопомпа, ведущего души из этого мира в другой.
Сокол
Разделяет с орлом большую часть его солярного символизма. Может меняться с ним местами. Это воодушевление, победа, восхождение через все уровни. Обозначает также свободу, а значит, и надежду для тех, кто в оковах, моральных либо духовных.
Сорока
В Китае символизирует удачу и считается «птицей удовольствия». Трещащая сорока приносит хорошие новости и весть о том, что придут гости. Во время правления династии Манчу сорока олицетворяла имперское правление.
Сова
Амбивалентный символ. Птица мудрости, но также мрака и смерти. Американские индейцы: мудрость, пророчество.
Страус
Страусиное перо символизирует истину и справедливость (поскольку его перья в точности одинаковы).
Свинья
Символ плодородия и, следовательно, процветания. Однако также означает прожорливость, жадность, алчность, злобу и разнузданную страсть, а также нечистоты. Свиноматка ассоциируется с Великой Матерью и имеет лунную и небесную символику.
Теленок
Жертвоприношение тельца означает безупречную жертву.
Тигр
Амбивалентен. Образ этот одновременно и лунный, и солнечный. Он творец и разрушитель. Тигр, борющийся со змеей, символизирует небесную солнечную силу. В битве со львом или восточным драконом, тигр становится символом лунным, хтоническим и злобным. Он символизирует также королевское достоинство, жестокость, силу. Может быть олицетворением Матери-Земли.
Утка
Поскольку утка плавает по поверхности, она символизирует поверхностность. Означает еще болтливость, а также обман.
Верблюд
В христианстве символизирует умеренность, достоинство, королевскую кровь, послушание, жизненную силу и асссоциируется с Магами и Иоанном Крестителем, который носил пояс из верблюжьей шкуры.
Вол
Если вол ассоциируется с быком, он символизирует солнечное начало и плодовитость. Если же он понимается как кастрированный бык, то утрачивает значение плодовитости и становится лунным символом, олицетворяя врожденную физическую силу, терпеливый труд, благополучие и жертвоприношение.
Волк
Означает землю, зло, пожирающую страсть и ярость. Волки и вороны часто оказываются близкими друзья примитивных богов мертвых.
Ворон
Будучи «говорящей птицей», символизирует пророчество. В других отношениях амбивалентен: означает одновременно солнечное добро и мрак зла, мудрость и разрушения войны.
Выдра
В зороастризме это одно из «чистых» животных, убийство которого (как и собаки) считалось большим грехом.
Ящерица
Является лунным существом. Это стихия влажности. Поскольку полагали, что ящерица не имеет языка и питается росой, она олицетворяла молчание.
Заяц
Лунное животное и атрибут всех лунных божеств.
Жеребец
В иранской символике жеребец олицетворяет силу солнца и огня и является атрибутом класса воинов.
Журавль
Это посланец богов, олицетворяющий сообщение с богами, возможность войти в более высокие состояния сознания.
Змея
В высшей степени сложный и универсальный символ.
Зубр
Символическое животное ассирийско-шумерского Бэла или Энлиля, как правителя небес, земли и судьбы.
Животные на иконах: добрые, мудрые, очеловеченные
Ребята и зверята – одна веселая компания: любовь к малым сим преображает детство. Но станет ли для наших детей хорошим уроком доброты очередной поход в зоопарк, где можно посмотреть на унылых зверей в неволе? Есть идея: отправимся на прогулку в музей икон, где в добром соседстве со святыми водятся красивые и преображенные животные. Рассматривая их, можно поговорить с малышами не только о зоологии, но и о христианстве в его простых и читаемых символах.
Современные иконописцы в своём кругу ласково называют иконописных зверей «зверики», и этим не только выражают личное к ним тепло, но и по-богословски точно осмысляют их место и роль в иконном пространстве.
Если человек на иконе изображен святым, обоженым и преображенным, то и животные приподняты над своим зверским состоянием до своего райского прошлого – то есть немного очеловечены и одухотворены. Их милые мордочки – никак не лики, но это уже не и не морды, скорее, что-то близкое к лицам. И их законное место – рядом с человеком.
Как жирафы стали жирафами
Звери, земноводные и птицы жили до грехопадения в Раю, «как в Раю» – то есть в совершенном мире, понимании и согласии, «питаясь произрастениями» ( Быт. 1:30 ).
В Книге Бытия животные появляются в процессе творения раньше человека, но всю бытийную полноту приобретают только после встречи с ним. Почему?
Иерей Олег Мумриков, богослов, биолог, считает, что наречение зверей ( Быт. 2:20 ) не было нужно ни для общения человека и Бога, ни для самого человека. Что это было сделано именно для животных, ведь «есть еще один важный аспект называния в библейской традиции: «Вещь окончательно обретает своё бытие лишь тогда, когда ей дается настоящее имя… Мало создать вещь: нужно ещё обеспечить возможность её бытия в настоящем и будущем в связи с другими окружающими её живыми существами».
Поэтому именование Адамом животных – это не только «информационный» труд, но и его человеческий вклад в промыслительное действие Божие.
«Поименую – значит, полюблю», – сказал один современный поэт. Выбрав имена, первый человек сделал зверей своими не только по закону владычества над ними, но и по любви. Полюбив «малых сих» (именно в момент наречения имен животным) Адам почувствовал, что каждой твари по паре, а он один, и ему просто необходим другой человек – «подобный ему» помощник. И вскоре появилась Ева…
Уподобясь «скотам полевым»
Нет, звери в Раю не были вечными, как люди, но, как предполагает о. Олег Мумриков, их уход в небытие не был болезненным, как сейчас. Блаженный Августин так говорит об изначальной смертности среди животных: «Богу угодно было отнести это благословение ( Быт 1:22 ) к производительности, которая обнаруживается в преемстве потомства, так что, будучи сотворены слабыми и смертными, [животные] сохраняют свой род путем рождения в силу именно этого благословения».
Что произошло, когда первые люди отпали от Бога?
Сопоставляя гены человека и обезьяны, наука считает их родственными. Не отрицая этого факта, христианство расставляет свои акценты. О. Олег Мумриков констатирует: «…человек не БЫЛ, но СТАЛ похож на обезьяну после изгнания из Рая». Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) утверждает, что люди «соделались из разумных скотскими и из божественных зверскими». «Тело его было вполне подчинено законам добровольно избранной скотской жизни», – говорит прп. Максим Исповедник об Адаме. Человек стал подобием «скотам полевым».
Изменилась не только биологическая природа изгнанного Адама, но и всё вокруг.
«Были ли тленными животные, растения во вселенной до грехопадения человека? Обращаясь к Священному Преданию, мы можем найти разнообразные святоотеческие мнения», – говорит автор и приводит высказывания духовных авторитетов. Вот размышления святителя Феофана Затворника: «Вседержитель понужден был поставить ее [тварь] в сие состояние [тленности] падением главы ее – человека».
Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Затем и все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели более повиноваться ему, преступнику Но Бог сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека, и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит об этом так: «Животные утратили повиновение и любовь к человеку, утратившему повиновение и любовь к Богу. Оставив пищу, сначала для них предназначенную, ощутив изменения в естестве своем, которое приобщилось к проклятию, поразившему землю, они восстали друг на друга, начали пожирать друг друга».
Так что, если у ваших детей уже возник резонный вопрос, почему в мультиках и книжках волк гоняется за зайцем, а кот за мышонком, ответьте им веско – с христианской точки зрения.
Живые символы Христовы
Среди иконописных «звериков» особое место занимают те, которые изображают Самого Христа. Часто встречаемый в катакомбной символике значок «рыба» изображался одной чертой. Знак рыбы – это Сам Христос, ведь слово «рыба» (ихтис) на греческом – это аббревиатура «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Также изображались и духовно родственные Христу верующие – христиане, «малые рыбы».
Тертуллиан считает образ очень удачным и легко читаемым: водами крещения люди входят в новую стихию и плывут ко спасению вслед за «рыбой-Спасителем». В этом же смысловом ряду – и святые апостолы, по роду занятий многие из которых были рыбаками, и три евангельских чуда, связанные с рыбой и хлебом (когда дважды Господь накормил толпу и когда по Воскресении явился ученикам на берегу – дал им добрый улов и приготовил трапезу).
В этом смысле очень интересен кит, поглотивший Иону. На иконах он не вполне рыба и не вполне зверь, странное, но все-таки не злое существо, исполняющее волю Божию о святом. И все-таки, его двоякая природа ближе к рыбе, а его роль в библейской истории – благая и промыслительная, что отсылает нас снова к ихтису – символу Христову.
Ягненок, или агнец – еще более читаемый символ Христа – «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1:29 ). Этим трогательным и дорогим детскому сердцу «ягняче-овечим» образом пронизан весь Ветхий Завет.
Наверняка Вы смотрели вместе с детьми мультик «Истории Ветхого Завета в 35 сериях»? Если да, то вспомните крошечную фигурку овечки, которая является немым участником или наблюдателем всех событий и неизменно появляется в каждой серии.
Вот так и в Священном Писании образ агнца постоянно присутствует – начиная от гибели праотца Авеля, затем к Аврааму, готовому отдать Богу самое редкое, лучшее и единственное – сына, а затем и к Рождеству Христову и Распятию, когда Бог-Отец жертвует Сыном.
Один из Вселенских соборов запретил изображать Спасителя на иконах в виде агнца. Но образ никуда не исчез: он часто встречается в иконографии Иоанна Крестителя как маленькая овечка на его руках.
Петух и пеликан в сознании ранних христиан также прочно ассоциировались со Христом, обозначая и жертву, и Евхаристию. Мозаики и фрески времен первых веков и Византии сохранили этот драматичный сюжет. Спасающий птенцов от укусов змеи пеликан дает им свою кровь как противоядие, для чего самоотверженно разрывает себе грудь. Подобная жертва в представлениях первых христиан очень точно символизирует жертву Христову.
Петух ещё теснее связан со Христом и образом, и смыслом – он будит нас от житейского забытья во грехе к покаянию и вечной жизни, а еще пробуждает мир от язычества к христианству и возвещает нам Второе пришествие. Есть и другая важная смысловая ниточка, которая их роднит: петух в нашем представлении – самая «солнечная» птица, а Спас в церковной традиции часто упоминается как Солнце Правды.
Глядя на нарисованного или написанного петушка, вместе с детьми мы можем наглядно представить себе того кочета, который горько уязвил сердце Петра, отрекшегося от своего Спасителя. Правда, на иконе мы вряд ли его встретим – скорее, в произведениях народных промыслов, по технике близко стоящих к иконописи и зачастую повторяющих её образы – в Палехе, Хохломе, Мстёре.
Также тесно связаны со Христом голубь, телец и лев. Голубь, как и агнец, тоже пронизывает всё Священное Писание как устойчивый символ Духа Святого – от повествования о Ноевом ковчеге до событий Богоявления. Телец с ветхозаветных времен прочно ассоциировался с жертвой Богу.
Но самый яркий и огненосный символ Христов во Славе Его – конечно, царственный лев. Не только иконописцы, но и многие церковные и светские авторы использовали этот образ в своих трудах и произведениях. Нам с детьми он особенно памятен по «Хроникам Нарнии» К. Льюиса и тому моменту сказки, где приносит себя в жертву ради сына Адама солнечногривый лев Аслан.
«С ними золотой орел небесный…»
Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря пишет: «Святым апостолам-евангелистам со II века усвоены символы: ангел, лев, телец (бык), орел. Восходят они к пророческим видениям четырех животных. Пророку Иезекиилю было явлено: «Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех» ( Иез.1:10 ). Видение таинственных животных было и апостолу Иоанну Богослову: «…Первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» ( Откр. 4: 6–7 ).
Апостолов изображали в виде животных с ранних веков христианства. Первые дошедшие до нас артефакты – это мозаика начала 5 века в Риме и последующие фрески и изображения.
“Эволюция” змея
В иконографии все гады земные – и змей-искуситель в Раю, и дракон из чуда Георгия о змие – рептилии одного смыслового ряда. Змея в иконном пространстве – однозначно читаемый символ зла, грехопадения и смерти, и изображается она соответственно, то есть непривлекательно. Причем варианты таких изображений очень причудливы и разнообразны – вот где могла в полной мере разыграться фантазия иконописца, приученного к копированию образцов и неотступному следованию канонам. В отношении змия канонов не сложилось – вот и пишут его, кто как горазд, подчеркивая в образе скользкое, лживое и отталкивающее.
Если вместе с детьми вы зайдете в столичный Музей Русской иконы в Гончарном переулке напротив русского подворья одного афонского монастыря, чтобы рассмотреть его лучшие образцы, и заинтересуетесь именно образом змия, то можете сделать очень интересный вывод. Иконы расположены в экспозиции от ранних к поздним, и чем дальше поднимаешься с первого этажа и ХIV века наверх, в сторону века ХХI, тем более замечаешь – с «ходом веков» иконные змеи сильно видоизменяются, причем не в лучшую сторону, приобретая все большее сходство с неизвестными науке динозаврами и виртуальными монстрами.
Нет, лучше и не задерживайтесь вместе с малышами на верхнем этаже у поздних и современных образов святого Георгия и змия, в них присутствует некая адописность – по-звериному оскаленные морды, острые зубы и когти, чешуйчатые хвосты.
Лучше задержитесь вместе с маленькими зрителями у древних образов дораскольного иконописного периода, а затем у более поздних – ростовских южных и новгородских и псковских северных икон, на которых драконы и змии – вовсе не исчадья ада, а маленькие и беззащитные редкостные звери с испуганными и нестрашными мордочками.
Вероятно, в восприятии наших предков из Средневековья зло именно такое – не пугающее, а, скорее, вырождающееся как вид, скорбное, отталкивающее и жалкое, как неизвестная природе рептилия.
«Житийные» звери и птицы
Райский язык иконы внятен взрослым и детям. Очевидно, что он может научить наших малышей новому духовному и душевному опыту и напитать их прекрасным. Успокоить гиперактивных и умиротворить немирных. Воспитать не очень воспитанных. Заинтересовать и увлечь рассеянных и равнодушных.
Собственно, и мы, взрослые, при соприкосновении с миром иконы получим немалую пользу. Только всмотритесь: в иконном пространстве люди и звери легко собеседуют безо всякого языкового барьера, потому что этот всеобщий язык души и сердца исполнен любовью.
Особенно он читаем на иконах христианской Африки, «колыбели человечества», где связь человека с животными гораздо теснее в природе, чем на нашем континенте. Наивный стиль этих экзотичных иконописных изображений очень внятно передает понимание и любовь между людьми и зверями, взять хотя бы коптские и эфиопские образы Рождества Христова.
Но и на привычных нам русских иконах действует тот же закон – медведи и львы не охотятся на святых, а по-доброму жмутся к ним, ищут тепла и ласки, покорно служат в ожидании будущего века, когда их участь тоже изменится.
«Исаак Сирин называет святых «милостивые сердца, которые пламенеют любовью ко всему тварному миру… к птицам, к зверям, ко всей твари». И дикие животные мирно живут около святых, как в то время, когда Адам давал им имена» (В. Лосский).
Иконописный мир густо населен одухотворенной и преображенной живностью.
Птицы небесные встречаются нам в образах праздников Пресвятой Богородицы. Прилетают они на иконах к святому Сергию Радонежскому как прообраз его духовных детей.
Медведи преподобных Серафима и Сергия притулились рядышком с ними, и ради этого соседства готовы питаться одним хлебом.
Святой Герасим Иорданский и вылеченный им лев на иконе приветливо улыбаются и бесконечно рады друг другу.
Любимый в народе святой Власий на своих образах повсюду изображён с домашней скотиной, которой нежно сочувствует и покровительствует.
Сокол святого Трифона не хочет улетать с руки.
Флор и Лавр пишутся с прекраснейшими былинными конями, и с других образов словно кивают им кроткие и миловидные лошадки Бориса и Глеба, которыми так умиленно восхищается поэт Б. Чичибабин в соименном им стихотворении (вот его отрывки):
«Ночью черниговской с гор араратских,
шерсткой ушей доставая до неба,
чад упасая от милостынь братских,
скачут лошадки Бориса и Глеба…
Пусть же вершится веселое чудо,
служится красками звонкая треба,
в райские кущи от здешнего худа
скачут лошадки Бориса и Глеба…
Ныне и присно по кручам Синая,
по полю русскому в русское небо,
ни колоска под собой не сминая,
скачут лошадки Бориса и Глеба…»
Вглядитесь в эти образы вместе с детьми. Посмотрите, как эти трогательные и одухотворенные животные на иконах с надеждой заглядывают нам в глаза. Они ждут от нас, что своим покаянием и готовностью сознательно жить в Боге однажды мы изменим их природу в благую сторону.
Валентина Киденко
Фото из открытых источников