какие жизненные позиции григория
Гриша Добросклонов — образ и характеристика героя поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Внешность
Григорий Добросклонов был юношей с бледным лицом, с тонкими, вьющимися волосами с оттенком красноты. Кость у Гриши широкая, но лицо сильно исхудалое, так как семинаристов недокармливали.
Происхождение, семья
Его отец — приходской дьячок Трифон, кум старосты Власа. Трифон и его сыновья Савва и Гриша жили бедно, «Беднее захудалого //Последнего крестьянина», так что даже кот и собака от них ушли. Коровы и лошади в их хозяйстве не было.
Отец вообще не думал о том, чем питаются сыновья. Сам он был постоянно голоден, всё время искал, где бы выпить и поесть. Только благодаря своему лёгкому нраву дожил он до старости.
Его жена Домна умерла рано. Всю жизнь она была в заботах о семье и думала о соли: ведь если не было хлеба, она могла его попросить у кого-нибудь, а соль можно было купить только за деньги, которых у неё не было. Тем, кто ей давал хлеб, она платила своей работой и пела за этой работой свою песню (её она пела и укачивая Гришеньку). Земляки дали этой песне название «Солёная». Она о том, что младший сынок болен, «не ест, не пьёт», просит посыпать хлеб «сольцой». А соли у матери нет, посыпала она хлеб мукой, но кричит сынок: «Соли ещё!» Ещё посыпала мать мукой, а её слёзы закапали на хлеб. Поел сынок хлеб, солённый от материнских слёз, и стал выздоравливать.
Возможно, Домна пела о том, что было на самом деле с её младшим сынком Гришей. Тот запомнил эту песню и пел её тихонько в семинарии, грустя об умершей матери. Скоро его любовь к матери слилась с любовью к Родине, и с 15 лет Гриша уже знал, что будет жить для счастья русской земли.
Образование, занятия
Гриша был простым, добрым парнем, обладающим талантом слагать песни.
Вместе со своим братом Саввой он учился в семинарии. Во время учёбы Гриша всё время был голоден, просыпался в час ночи от голода и ждал завтрака (хлеба со сбитнем). В каникулы братья отъедались благодаря «Власу-крёстному //И прочим мужикам». Платили им парни работой: косили, жали, сеяли наравне с другими крестьянами.
Умный и талантливый юноша тянулся к знаниям, хотел поступить в университет в Москве. Но уже тогда автор предрёк его дальнейшую судьбу: «Ему готовили путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».
Мечты и песни Гриши Добросклонова
Несмотря на тяжёлую жизнь, Гриша Добросклонов не сломался, вырос трудолюбивым, честным и справедливым человеком, совсем не похожим на своего отца-бездельника.
Заветная мечта Гриши состояла в том:
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
На всей святой Руси!
В песнях Гриши автор показывает его мечты о справедливости, о счастье народа. Молодой человек был уверен, что своими песнями он поднимает дух народа. Гриша смог прочувствовать тревоги людей и показать, что надежда на лучшую жизнь есть и не стоит опускать руки.
В поэме представлены три песни Гриши Добросклонова, все они о народе, о Родине.
Первая песня начинается и заканчивается словами: «Доля народа, //Счастье его, //Свет и свобода //Прежде всего!»
Вторая песня, начинающаяся словами «В минуты унынья, о родина-мать!», — это раздумье о народе, который освобождён от крепостничества и учится быть гражданином.
Третья песня, которая называется «Русь», особенно удалась Грише, и он хочет завтра спеть её землякам, чтобы поднять их дух. Это песня о стране «убогой и обильной», «могучей и бессильной». В песне юноша воспевает пробуждение Руси, а народ уподобляет «рати». В песне звучит великая вера в светлое будущее русского народа. Об этой песне брат Гриши Савва сказал: «Божественно».
Некрасов хочет донести до читателя, что Россию к процветанию смогут привести только такие борцы за лучшую жизнь, как Гриша. Он молодой революционер, который не думает о своем благе, а заботится о Родине.
Вывод
Образ Гриши Добросклонова в поэме Н. А. Некрасова показан автором как образ человека, счастье которого в служении народу.
Характеристика образа Гриши Добросклонова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Характеристика Гриши Добросклонова
Один из центральных персонажей поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – Гриша Добросклонов, характеристика которого имеет решающее значение для понимания произведения. Григорий – молодой юноша, “отмеченный божьим талантом”: он имеет дар вести за собой людей, его слова несут правду, которой так не хватает простому русскому мужику. Цитаты, характеризующие образ героя, вы найдёте в нашей статье.
Характеристика образа Гриши Добросклонова
Григорий не похож на остальных крестьян – его ум и восприятие мира выходят далеко за пределы крестьянского быта, забот и повседневной жизни. Его тесно связывает с простыми людьми общая жизнь, бедность, полуголодное существование, невозможность резко изменить своё будущее. Но Григорий понимает гораздо больше остальных, он жаден к знаниям, дальновиден, чрезвычайно талантлив. Гриша слагает песни, воспевающие труд простого народа, повествующие о тяжести крестьянского труда и быта, славящие свою Родину. Образ матери и родины для Гриши стал единым. Песнями своей матушки мальчик спасается вдали от дома, когда учится в семинарии: “Запомнил Гриша песенку и голосом молитвенным тихонько в семинарии, где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно, певал — тужил о матушке и обо всей вахлачине, кормилице своей”. Песня спасает человека в сложные времена, об этом Гриша знал с самого детства, поэтому своим орудием в борьбе с злоключениями судьбы выбрал именно её.
Гриша и его семья
Отец Григория – сельский дьячок Трифон – любитель беззаботной жизни. Он мало заботится о сыновьях, выпивает, хвастается талантливыми детьми. Его жена Домна была заботливой хозяйкой, старалась изо всех сил накормить детей, работала на износ. Из-за этого она умерла молодой, её жизнь была тяжела и горька. Гриша и его брат Савва помогают односельчанам по хозяйству, за что те кормят детей. “У Гриши — кость широкая,
но сильно исхудалое лицо…” – мальчик мог бы быть крепким здоровым юношей, подобно русским богатырям, если бы не условия его тяжелейшей жизни. Заботами крёстного и соседей дети выживали, несмотря на бедность, пьянство отца и отсутствие материнской любви. Учёба в семинарии даётся мальчику нелегко, также, как и вся его жизнь. Учение для Гриши – в удовольствие, но постоянное недоедание, отсутствие уюта, нормальных условий, строгость и безразличие окружающих делают учёбу тяжёлым периодом жизни мальчика.
Значение образа Гриши Добросклонова в произведении
Герой рано определился с целью своей жизни: “и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже,что будет жить для счастия убогого и темного родного уголка”. Григорий мечтает о поступлении в университет в Москве, его путь уже предначертан: “Ему судьба готовила путь славный, имя громкое
народного заступника, чахотку и Сибирь”. Цитатная характеристика даёт чёткое представление о виденьи автором своего персонажа в перспективе. Даже говорящая фамилия героя раскрывает его функцию в произведении: он несёт добро, склоняет людей с лучшему, доброму, мудрому. Гриша меняет жизни, судьбы людей, ему предначертано великое будущее: оно будет сложным, страшным, и, возможно, трагичным, однако другого пути у него нет. Жизненная позиция Гриши такова, что он никогда не изменит себе – будет защищать обиженных, помогать страждущим и спасать тех, кто терпит лишения. За ним пойдут люди, он сможет изменить то, что создано вопреки правде, что угнетает простых честных людей. Его образ – зарождающийся бунтарь, революционер (прототипом Гриши считают Николая Добролюбова).
Образ народного заступника Гриши Добросклонова в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо сочинение
Все творчество поэта отображает волновавшую его всегда тему о непростой доле русского народа. В поэме автор раскрывает несколько художественных образов, на примере которых он показывает желание обычных людей защитить своих земляков и дать им возможность поверить в счастливое будущее.
Образ Гриши Добросклонова является одним из заступников народных масс, мечтающих о народном благополучии и всеобщем счастье.
В первую очередь поэт делает акцент на описании внешности героя, представляя его худым, бледным, ширококостным юношей с рыжей огненной шевелюрой. Григорий рожден в семье церковного дьяка, доброго, но вечного пьяного, жившего хуже обнищавших, захудалых крестьян, поэтому юноша на себе испытал нелегкую судьбу русского человека в виде голода, непосильного труда и беспросветного пьянства.
Рано потеряв любимую мать, скончавшуюся от тяжелого труда, Гриша приходит к убеждению, что жизнь необходимо посвятить служению своему народу, несмотря на его убогость и бедность.
Характерные черты образа Добросклонова поэт иллюстрирует через песнопения юноши, каждое из которых отображает человеческую боль, душевные страдания, людские слезы и мольбы, но и имеет мотив надежды на изменение жизни в лучшую сторону.
По мнению автора, Гриша Добросклонов является прототипом будущих революционеров, которые призывают крестьян бороться за свои права. Герой поэмы мечтает в ближайшее время получить столичное образование, а в настоящий момент помогает простому люду понять государственные правила и законы, пытается научить крестьян основам грамоты и письма, разъясняя им правила заполнения прошений, ходатайств.
Григорий четко понимает политическую ситуацию в стране, где процветает невежество, унижение простых людей, рабство крепостных крестьян. Добросклонов отчетливо видит несправедливое отношение самодержавной власти к своему народу, используя в своих песнях слова, в которых проявляется его личная боль за родную землю.
Автор убежден, что судьба народного заступника нелегка и чревата большими неприятностями, поскольку в тот исторический период времени его может ждать в будущем лишь народная слава, чахоточная болезнь и дальнейшая ссылка в сибирские рудники. Но ощущение единения с народом даже в отсутствии личного счастья – это, с точки зрения поэта, радость правды великой, ради которой и живет Гриша Добросклонов.
Прототип
Последний по упоминанию, но первый по важности образ поэмы «Кому на Руси жить хорошо», — это Гриша Добросклонов. По словам сестры поэта Буткевич А. А., героя стал художник Добролюбов. Буткевич утверждала так неспроста. Во-первых, такие заявления делал сам Некрасов, а во-вторых, это подтверждается созвучием фамилий, характером героя и отношением прототипа к самоотверженным и целеустремленным борцам, выступающим на стороне народа.
Твердохлебов И. Ю. считает, что образ Гриши Добросклонова является неким слепком черт таких известных деятелей, как Белинский, Добролюбов и Чернышевский, которые в сумме создают идеал героя революции. Следует также отметить, что Некрасов без внимания не оставил и новый тип общественного деятеля — народника, который совместил в себе черты как революционного, так и религиозного активиста.
Сейчас слушают
Общие черты
Образ Григория Добросклонова демонстрирует, что это яркий представитель пропагандиста революции, который стремится подготовить народные массы к борьбе против капиталистических устоев. В чертах этого героя воплотились самые романтические черты революционной молодежи.
Рассматривая этого героя, надо также учитывать, что Некрасов принялся за его создание в 1876 году, т. е. в то время, когда «хождение в народ» уже усложнялось множеством факторов. Некоторые сцены произведения подтверждают, что Грише предшествовали «бродячие» пропагандисты.
Что касается отношения Некрасова к простому рабочему народу, то здесь он высказал свое особенное отношение. Его революционер ведет он жил и рос на Вахлачине. Народный заступник Гриша Добросклонов — это герой, который хорошо знает свой народ, понимает все обрушившиеся на него беды и печали. Он является одним из них, поэтому не вызывает сомнений или подозрений у простого мужика. Гриша — это надежда поэта, его ставка на представителей революционного крестьянства.
Сочинение Гриша Добросклонов. Образ и характеристика
Образ Гриши завершает поэму Некрасова, в которой показал поэт столько несчастий, страданий простых людей. Кажется, что нет уже у них надежды… Но вот в самом эпилоге позитивная нота — Добросклонов! Сама фамилия говорит нам о том, что это очень хороший герой.
Гриша – бедный юноша, который получил церковное образование. Он сирота. Мама его (со странным именем Домна) всё делала, чтобы его воспитать. Она очень его любила, а ещё старалась помогать и другим людям. Но как помочь, если у самих ничего нет (особенно соли)? В поэме говорится, что хлеба можно попросить у знакомых, у соседей, а за соль надо деньги платить, которых и нет. А маленький Гриша плачет – отказывается есть без соли. Думаю, что это не каприз, а потребность растущего организма. Домна уже мукой посыпала хлеб, чтоб обмануть сына, а он требует «ещё» соли. Тогда она заплакала, слезы попали на хлеб, а от этого тот стал солёным.
Материнская история очень повлияла на Гришу. После её смерти он всегда вспоминал мать, пел её песню… Сам не доедал, страдал. Любовь к матери соединилась с любовью к Родине. И чем старше он становился, тем лучше понимал, как трудно всем его согражданам. Его ужасает, что славянина выводят на рынок в цепях, чтобы продать, что забирают у крепостных их детей. (Сыновей – в армию лет на двадцать, а дочерей, вообще, на «позор».)
И Григорий чувствует в себе силы всё изменить к лучшему. Некрасов пишет, что Добросклонову уготовлена роль народного защитника, а ещё предрекает этому герою чахотку и ссылку в Сибирь. Но Гриша уже выбрал свой путь.
Выбор, по мнению поэта, был из двух путей. Тот, который выбирает большинство, широкий – к материальному благополучию и страстям. А другой – для избранных, кто не думает уже о себе, но только об остальных. Кто готов заступиться за несчастного!
Некрасов верит в этот образ Добросклонова, верит, что такие люди скоро появятся (и уже появились) в России. Они обязательно освободят свой народ он своей же знати. И настанет просвещение, радость… Конечно, с прошлым придётся бороться. И многим из этих героев нужно будет пожертвовать собой.
И Некрасов не ошибся, а его герой стал примером для многих дальнейших защитников народа.
Сборный образ
Сам поэт отмечает, что в образе Гриши он запечатлел черты которые были характерны революционно настроенной молодежи 1860-1870-х годов, французским коммунарам и прогрессивным представителям крестьянства. Исследователи утверждают, что образ Гриши Добросклонова несколько схематичен. Но это легко объясняется тем, что Некрасов создавал новый исторический тип героя и не мог до конца изобразить в нем все, что хотел. На это повлияли и условия, сопутствовавшие созданию нового типа, и исторические особенности времени.
Некрасов раскрывает свое видение общественного деятеля, конкретизируя глубокие исторические корни борьбы народа, изображая духовную и политическую связь героя с судьбой и надеждами народа, систематизируя их в образах конкретных личностей и индивидуальных особенностях биографии.
Последыш
На другой день мужики прибыли к берегу Волги, прямо на сенокос попали. Лишь стоило им заговорить с местными крестьянами, как услышали музыку, а к берегу подплыло три лодки. В них дворянская семья – два барина с супругами, их малыши, да прислуга. И ещё один старенький барин. Старичок оглядел покос, все ему до земли поклонились. У одного стога старик задержался, велев его разметать – ведь сено ещё в нём не досохло. Хоть стог выглядел вполне сухим, но приказ старика быстро выполнили, стог раскидали.
«Странники дивятся: Дедушка! Что за чудной старик?»
Княжеские сыновья вынуждены были отказаться от помещичьих идеалов и потерять своё наследство. Они сильно испугались и подговорили крестьян подыграть им, чтобы никто и вида не показал об отмене крепостного права. А старику донесли, что указ об отмене крепостничества вернули назад, и что всё остаётся, как и было прежде. Это вернуло старика на ноги. И до сих пор так все продолжают его обманывать. А дворовому Ипату даже нравится разыгрывать такую комедию.
«Ипат сказал: “Балуйтесь вы! А я князей Утятиных Холоп – и весь тут сказ!”»
Но вот только Агапу Петрову никак не нравится такое положение дел. Ему противно, что сейчас он получил волю, а им продолжают командовать. Он даже высказался однажды барину об этом, того снова свалило от удара. Когда же пришёл в себя, приказал отхлестать Агапа.
Крестьяне не хотели ослушиваться, увели Агапа в стойло, налили ему вина и велели орать, будто его розгами лупят. Но от такой несправедливости Агап в ту же ночь скончался.
Мужики приглашены на пир к Последышу. Хозяин произносит речь о пользе крепостничества. Потом он укладывается спать в лодки, засыпает под песни мужиков. Но сон переходит в вечный. Жители деревни Вахлаки с облегчением вздыхают. Но суд по передаче им сенокосных лугов продолжается и по сей день.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Характеристика героя
Образ народного заступника Гриши Добросклонова описывает простого парня из народа, который жаждет бороться со сложившимися социальными слоями. Он стоит на одном уровне с простыми крестьянами и ничем от них не отличается. Уже в самом начале своего жизненного пути он узнал, что такое нужда, голод и бедность, и осознал, что этим явлениям необходимо противостоять. Для него порядки, царившие в семинарии, были результатом несправедливого социального уклада. Уже во время учебы он осознал все тяготы семинарской жизни и смог их осмыслить.
В 60-х годах XIX века семинаристы росли на сочинениях вольнолюбивых русских авторов. Из среды учащихся клерикалов вышло множество писателей, например, Помяловский, Левитов, Чернышевский и другие. Революционная закалка, близость к народу и природные способности делают образ Гриши Добросклонова символом народного вожака. В характере юного семинариста собраны характерные юношеские черты, такие как непосредственность, застенчивость, совмещавшиеся с самоотверженностью и твердой волей.
Глава 1. Поп
Идут мужики вдоль берёзовой рощи по широкой дорожке, разных людей встречают по пути встречают. Больше всего крестьяне попадаются, солдаты, мастеровые, да нищий народ всякий малый. С ними мужики даже не заговаривают. Так видно, счастья у них не лишку.
Вечером на пути им попадается поп. Перегородили мужики попу дорогу, низко поклонились, да начали пытать его: «Сладка ли жизнь поповская?».
Священнослужитель долго думал, прежде чем заговорить в ответ, а потом промолвил, что на Бога роптать, конечно, грех, потому он просто опишет, как ему живётся, а они уже понимайте, как знаете, хороша ли у него жизнь.
По мнению попа, счастье может быть в трех вещах – покое, богатстве и чести. Что касаемо первого – покоя, то его у священника отродяся не бывало. Должность ему достаётся тяжело, а потом и служенье тоже не в радость. Ведь с кем он дело имеет? Сироты ревут, вдовы кричат, умирающие стонут. Какой уж тут душевный покой.
Что касаемо почёта, то и тут своё – каждый, кто остёр из народа, всякий на него внимание обращает, сказки да небылицы про него придумывают, анекдоты всякие про него самого, да про всё его семейство – и попадье, и детям поповским достаётся.
Богатство тоже дело переменное. В старые времена, когда попа уважали, да ценили, свадьбы пышные были, а умирать на родину приезжали, тогда и работы было у священников вдоволь. А теперь все разбрелись по чужбинам, потому и заработок в медные пятаки упёрся.
«Крестьянин сам нуждается, И рад бы дал, да нечего…»
Окончив свою речь, священник отправился по своим поповским делам дальше. Мужики же набросились на Луку, который говорил, что попу хорошо живётся. Начали мужики упрекать Луку и обвинять в глупости, ведь поповское житьё только на первый взгляд оказалось хорошим.
«Что взял? башка упрямая!»
Мужики захотели даже отлупить Луку за неправдивое высказывание о счастливой поповской жизни, но тут они заметили в конце дороги суровое лицо попа, и драка отменилась.
Чувства героя
Он видит свое личное, персональное счастье в счастье других, в крестьянский радости. Не так уж и просто защищать униженных, но Гриша Добросклонов делает все, лишь бы облегчить судьбу обездоленных.
Характер Григория
Можно уже из описания детских лет и учебы заметить отличительные особенности характера Григория. Он твердо идет к своей цели. Такое стремление доступно не многим, но уже появлялись молодые люди, которые несли в массы знания и свет. Григорий делится умными мыслями с простыми мужиками. Он взамен получает еду. Некрасов подчеркивает, что герой – особый человек. У него дар от Бога, умение разглядеть в обычном важное, донести слово до сердца. Григорий – вожак. Он увлекает за собой. Рабы, нищие, обиженные слышат и понимают речи парня. Их покоряет искренность семинариста. Он рдеет, как девушка, но не позволяет гневу вырваться наружу. Добросклонов талантлив. Он пишет песни, которые поет народ.
Раскрытие образа
Гриша открывает свои чувства через песни, и через них же указывает путь к счастью простого мужика. Первая песня обращена к интеллигенции, которую герой стремится побудить защищать простой народ, — в этом весь Гриша Добросклонов. Характеристика следующей песни объясняется просто: он мотивирует народ на борьбу, стремится научить крестьян «быть гражданином». Ведь именно это является целью его жизни — он жаждет улучшить жизнь бедного сословия.
Образ Гриши Добросклонова раскрывается не только в песнях, но и в его благородном, лучезарном гимне. Семинарист посвящает себя воспеванию времени, когда на Руси станет возможна революция. Чтобы объяснить, будет революция в будущем или она уже пустила первые ростки, Некрасов использовал образ «третьеводни», который в поэме упоминается четырежды. Это не историческая деталь, сгоревший дотла город — символ низвержения крепостных устоев.
Описание отца героя и жизни в его доме
Григорий — сын дьячка Трифона. Отец занимает низшую ступень среди служителей церкви. Отец очень беден, представить, как живет семья священника сложно. Он беднее
«захудалого последнего крестьянина».
В доме Трифона две комнаты – каморки. В одной стоит печь, которая дымит. Другая – в высоту больше 2 метров (сажень), пригодная только для лета. В хозяйстве нет коровы, лошади. От Трифона ушли собака и кот. Мать была доброй и заботливой. Она прожила недолго. Женщина думала о самом насущном – о соли, ей как в песне «Соленая» приходилось готовить для сына на слезах. Два образа – мать и Родина – слились в один. Сделать их жизнь лучше стало целью Гриши.
Гриша Добросклонов («Кому на Руси жить хорошо»)
Некрасов выбирает для своего персонажа говорящую благозвучную фамилию Добросклонов. Прототипом этого героя справедливо считают русского революционного демократа, писателя, литературного критика Николая Добролюбова. Фамилия героя характеризует его как человека благосклонного, связанного с добром и полезными делами. Характеристика образа Гриши Добросклонова в поэме даётся через размышления автора, в диалогах и в высказываниях о нём других персонажей.
Происхождение, портретная характеристика
Из текста главы «Пир на весь мир» читатель узнаёт о происхождении Гриши: он сын приходского дьячка Трифона, крестник старосты Власа. Он привык к беспросветной бедности, но мечтает о лучшей жизни не только для себя, но и для всего народа.
Григорий был бледным юношей с вьющимися волосами, ширококостным, но исхудавшим от постоянного голодания: «У Гриши — кость широкая, но сильно исхудалое лицо…»
История жизни Гриши Добросклонова
Детство Гриши и его старшего брата Саввы было трудным. Росли они без матери, она рано умерла. О маме Григорий знает, что она была заботлива и звали её Домнушкой. Остался отец с двумя сыновьями на руках, был он «беднее захудалого последнего крестьянина». Заботился он о детях плохо, они голодали, а отец искал, где бы ему поесть и выпить.
Во время учёбы в семинарии Гриша и его брат всё время были голодны, а в каникулы они отъедались: помогали своим землякам работать, и те кормили юношей. Гриша умён не по годам, а ведь ему не больше 18 лет (его старшему брату Савве 19лет). Учится Добросклонов с интересом. После окончания семинарии он хочет поступить в Московский университет.
Гриша Добросклонов — народный заступник
Между делом Григорий крестьянам рассказывает о своих мыслях, они слушают его с огромным вниманием. Несмотря на юный возраст Добросклонова, с ним считаются, передают его слова друг другу и вместе с ним надеются на лучшую жизнь. Гриша для крестьян «свой» и понятный. Его считают образованным и начитанным, он много знает, поэтому вызывает доверие. Гриша — талантливый оратор, способен донести свои мысли народу. Юноща искренне верит в то, что настанут светлые времена и заряжает окружающих своим оптимизмом. Гриша сочиняет песни, стихи. Он хочет сменить заунывные народные песни, которые привычны для крестьян, на бодрые. И крестьяне слушают Григория, он поднимает им дух, вселяет в них надежду на лучшие времена.
Знаменитая Гришина песня «Русь» об осуществлении крестьянской мечты стать свободными стала самостоятельным произведением русской литературы, ярким примером гражданской лирики того времени. В этой песне Добросклонов выразил надежду на то, что Россию ждёт светлое будущее.
Гриша духовно богат, полон сил и надежд. Он выступает за благополучие всех людей, а не только избранных. Главное для него — сохранить свой революционный дух и задор. Автор наделяет его сильным характером и упорством. Несмотря на то, что жизнь Гриши трудна и беспросветна, он верит в то, что наступят лучшие времена для всего народа. У этого героя трудная судьба, ему угрожают в будущем беды (чахотка, каторга). И всё же Некрасов считает Гришу Добросклонова счастливым человеком. Григорий видит своё счастье в борьбе за свободу народа от порабощения.
Конечно, А. Н. Некрасов несколько идеализировал этого персонажа, очень уж Гриша оказался правильным оказался, но в то время именно такой герой из народа и требовался. Литература ХIХ века устала от «лишних людей», страдающих разночинцев, «тургеневских девушек», полнеющих и стареющих «земских врачей». Нужны были свежие сюжеты и новые герои.