какие зимние явления в неживой природе
Конспект НОД «Зимние явления в неживой природе».
Елена Новикова
Конспект НОД «Зимние явления в неживой природе».
Тема: Зимние явления в неживой природе.
Цель: Стимулировать детскую любознательность, стремление глубже изучить явление природы (свойства снега, поддерживать проявление интереса детей к экспериментированию, исследованию.
Программное содержание:
1. Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца; представление о снеге и его свойстве (снег тает в тепле, снег не прозрачный, снег белый, снег не имеет запаха).
2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
3. Активизировать речь за счет слов: наст, водяной пар, снежная крупа, лупа, эксперимент. Совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы по содержанию рассказа
4. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы, желание активно познавать и действовать.
5. Воспитывать стремление сохранить и оберегать природный мир, видеть его красоту.
6. Оздоровительная: здоровье сберегающий подход к образовательной деятельности.
Предварительная работа
2. Чтение стихотворений о зиме, снежинках.
4. Рисование снежинок.
5. Вырезывание снежинок из салфеток.
Материалы и оборудование
Методические приёмы:исследовательский метод; постановка проблемы и её разрешение; моделирование; чтение художественной литературы с использованием информационно- рецептивного метода направленного на организацию обеспечения восприятия запоминания детьми информации; музыкальное сопровождение; имитация движений; рефлексивный метод.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель говорит: Ребята, послушайте стихотворение внимательно и скажите, всё ли в нём правильно.
Солнце светит мало.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?
Дети:.
Воспитатель: А, что бывает зимой? Одна из примет зимы – с неба падает снег. Воспитатель: Есть такой рассказ Владимира Архангельского
«Летят снежные пушинки». Хотите его послушать?
Ответы детей.
Беседа с детьми по содержанию прочитанного рассказа.
— Как называется рассказ? Кто автор?
— О каких снежных пушинках идет речь?
— О каких снежных пушинках говорит автор в рассказе? (он говорит о снежинках)
— На что были похожи снежинки? ( «Цветок с шестью лепестками», «Звездочка с шестью лучами»)
— Где побывали ученые? (в облаках)
— Что они там увидели? (они увидели как образуются снежинки)
— Что же такое снежинка? (это замершая капелька водяного пара)
— Кому тяжело передвигаться по насту? Почему?
— А почему заяц по насту мчится как по паркету?
Физкультминутка «Зимний сон»
Тихо, тихо сказку напевая,
Проплывает в сумерках зима (бег по кругу на носочках)
Теплым одеялом укрывая,
Землю и деревья, и дома.
Над полями легкий снег кружится,
В полночь звезды падают с небес.
Опустив мохнатые ресницы,
Дремлет в тишине дремучий лес.
Спят на елках золотые совы,
В сказочном сиянии луны.
На опушки леса спят сугробы
Как большие снежные слоны.
Все меняет форму и окраску,
Гасят окна сонные дома.
И, зима рассказывая сказки
Засыпает медленно сама.
Воспитатель: Хотите еще больше узнать о снеге. Представ те, что вы ученые- исследователи. А кто такие ученые? Давайте сядем за столы. Будем выяснять, какой снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа). А что такое лупа? (увеличительное стекло). А, что еще вы видите на столах?(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, с утра я принесла в группу снег, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле). А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести второго воспитателя, используя волшебное слово»пожалуйста»).Давайте возьмем лупу и внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите?(вода грязная). Ребята, а почему вода грязная? (приносят снег)Давайте потрогаем снег какой он на ощупь? (холодный).Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? Почему? Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным).
Воспитатель: Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, еще один опыт. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем холодную воду (приглашается ребенок проверить температуру воды, (холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую). В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Для этого мне нужен помощник. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? Выводы. (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).
Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста путем несложного опыта Цель: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования опытно – экспериментальной деятельности как средства формирования.
Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. различать и называть основные признаки воды, песка, снега, льда, камешков, глины; убедиться.
Что должны знать дети о живой и неживой природе в первой младшей группе Неживая природа Факты называть полным названием солнце, воду, снег, лед, небо, дождь и некоторые действия, связанные с ними;.
Конспект занятия по ознакомлению с объектами живой и неживой природы «Дом и его части» Дом и его части Тема: «Дом под крышей голубой». Программное содержание: Образовательные задачи: дать детям понять, что природа – это наш.
Конспект итогового мероприятия «Осень, осенние явления» Цели: Образовательные: • Закрепить знания о характерных признаках осени. • Уточнить знания названий месяцев. • Учить сравнивать, анализировать.
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Зимние явления в природе» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 122» Конспект образовательной деятельности образовательная.
Конспект ООД в подготовительной к школе группе по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ «Природные явления». Цель: Расширение знаний детей о природных явлениях. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической.
Лэпбук «Природные явления» Лэпбук на тему «Природные явления». На старший подготовительный возраст. Цель: обобщение и систематизация представлений о природных явлениях.
Конспект занятия по ознакомлению детей с неживой природой-огонь «Спасаем кошкин дом» «СПАСАЕМ КОШКИН ДОМ» СЛАЙД 1 – ДОМ 2. Вед. А сейчас про кошкин дом Разговор мы поведём. В нём богатая хозяйка Припеваючи жила Но беда пришла.
Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста путем несложного опыта Слайд № 1 На все вопросы детей мы пытаемся отвечать по-научному точно, и доступно. Более того, обязательно хвалим за хороший вопрос, за.
Конспект открытого занятия «Зимние явления в неживой природе» (младшая группа)
Наталия Внукова
Конспект открытого занятия «Зимние явления в неживой природе» (младшая группа)
1. Познакомить детей с характерными признаками зимы, свойствами снега; учить устанавливать простые причинно-следственные связи, отвечать на поставленные вопросы.
2. Активизировать ласкательные существительные и обогащать словарный запас детей.
3. Развивать игровой замысел, слуховое и зрительное внимание, творческую фантазию и воображение, мелкую моторику.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Чтение художественной литературы, заучивание песен, игр и стихотворений о зиме; лепка и аппликация снеговиков; игры со снегом на прогулке.
Снеговик, снег, крахмал, мука, стаканчики с холодной и теплой водой.
Хмурый, веселый, пушистый, липкий, белый, холодный, скрип снега.
Тряпочки на каждого ребенка, листы бумаги синего цвета, тарелочки с мукой.
Ход занятия.
В. : Дети! Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Приготовили пальчики.
Детки в садик все пришли
И друзей себе нашли.
Будем весело дружить,
Будем дружбой дорожить.
Здравствуй, Дима, Юля, Петя,
Здравствуйте, друзья на свете!
В. : Сегодня я расскажу вам одну историю, которая произошла в нашем городе. А о чем она,отгадайте:
Меня не растили, из снега лепили.
Вместо носа ловко вставили морковку,
В. : Почему вы думаете, что это снеговик?
В. : Сегодня в гости к нам пришел снеговик. Посмотрите на него. Мне, кажется, что он какой-то грустный. Вам бы хотелось бы узнать, почему он такой грустный? Оказывается, прилетела ворона, села прямо на плечо снеговика, клюнула и сказала, что он невкусный.
В. : Почему ворона так сказала?
Д. : Потому что снеговик сделан из снега, а снег невкусный.
В. : А что представляет из себя снег? Из чего он состоит?
Д. : Снег состоит из снежинок.
В. : А какие бывают снежинки?
Д. : Легкие, воздушные, красивые, белые, прозрачные и т. д.
В. : А что умеют делать снежинки?
Д. : Снежинки умеют летать, кружиться, падать, таять.
В. : А когда падает много снежинок с неба, как называется это явление?
В. : Так значит наш снеговик красивый. Но снеговик опять недоволен, т. к. вороне он не понравился на вкус. Какого цвета снег?
Д. : Снег белого цвета.
В. : А сейчас я вас попрошу закрыть глаза и послушать очень интересный звук.
Воспитатель берет пакетик с крахмалом.
В. : Что напоминает вам этот звук?
В. : Снег скрипит, когда на улице сильный мороз. При сильном морозе снег «не лепится». Когда на улице не очень холодно, то снег тяжелый, мокрый, липкий. Чем тогда любят заниматься дети?
Д. : Лепить снеговиков, разные фигуры, играть в снежки.
В. : Снег нам кажется очень чистым. Давайте рассмотрим его внимательно
Воспитатель ставит перед детьми емкость со снегом.
В. : Вы не раз брали снег в руки, когда гуляли на улице. Какой он?
В. : Я сейчас положу вам на ладошку немного снега, а вы понаблюдайте, что с ним произойдет.
Воспитатель кладет на ладошку каждому ребенку немного снега, и все наблюдают, что происходит со снегом.
В. : Куда же пропал снег из ваших рук?
В. : Почему снег растаял?
Д. : Потому что ладошка теплая.
В. : Я предлагаю нам провести опыт. Наберу в 2 стаканчика снег, один стаканчик опущу в холодную воду, другой – в теплую. А что произойдет, мы увидим попозже. Пока снежок в стаканчиках отдыхает, мы немного повеселим снеговика.
1. Все захлопали в ладошки
Застучали наши ножки
По коленочкам ударим
Ручки, ручки поднимаем
Завертелись наши ручки,
2. Мы зимние снежинки
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
В. : Для нашего гостя снеговика я предлагаю сделать сюрприз – нарисовать падающий снег.
Быстрее, сильнее, снежинки кружитесь,
Скатертью белой к столу подходите.
В. : У вас на столах разложены листы бумаги синего цвета и стоят блюдечка с мукой. Снежинки рисуем одним пальцем, обмакнув его в муку и приложив к листу бумаги. Хлопья снега рисуем указательным и средним пальцами, сложенными вместе. А снегопад получится, если дотрагиваться до бумаги всеми четырьмя пальцами.
Под музыку релаксации «Зима», дети рисуют падающий снег,
а воспитатель читает стихотворение:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
В. : Молодцы, ребята, все постарались. У вас получилась замечательная картина. Снеговику очень понравилась, сюрприз удался. А теперь я вам предлагаю посмотреть, что произошло со снегом в стаканчиках.
Д. : Снег в одном стаканчике, который опустили в теплую воду, растаял.
В. : Снег в теплой воде растаял быстрее. Почему?
Д. : Потому что снег в тепле тает.
В. : Рассмотрите воду, в которую превратился снег в стаканчике. Чистая ли она?
В. : Правильно, снег – это талая грязная вода, непригодная для питья человеку. У нее нет запаха, вкуса. Талой водой хорошо поливать растения, ее можно давать животным. Поэтому снег в рот брать нельзя. А что может случиться, мы сейчас послушаем.
Ребенок читает стихотворение.
Белый, чистый снег идет,
Попадает прямо в рот,
Если только захочу,
Снег весь разом проглочу.
И тогда что будет, братцы!
На коньках не покататься.
И в снежки не поиграть.
И сугробов не видать,
И на лыжах не побегать.
Скучно будет всем без снега,
Снег не съем, пожалуй, я.
В. : Дети, так объясните снеговику, почему ворона назвала его невкусным.
Д. : Потому что снеговик состоит из снега, а снег грязный, холодный, без запаха и вкуса.
В. : Снеговик очень рад, благодарит вас, прощается и с собой забирает вашу красивую картину для себя и для своих друзей – снеговиков, чтобы им не было скучно и помнили о вас.
1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005.– 240 с.
2.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2003.– 64 с.
4. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М. : «Баласс», 2003.– 304 с.
Презентация группового творческого проекта «Сыплет черемуха снегом» Актуальность проекта. Пробудить интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе. Расширить представление о черемухе.
Развивающая игрушка — кукла-перевертыш «Времена года» Кукла-перевертыш используется, как наглядный материал для ознакомления детей с временами года. Педагог, меняя кукле-перевертышу фартуки,.
Зимние явления в неживой природе
Всего получено оценок: 7.
Всего получено оценок: 7.
Зима — самое холодное время в природных зонах, где год делится на 4 сезона. Продолжительность зимы зависит от региона. Территория России вытянута от Балтийского моря до Тихого океана, поэтому климат разных регионов может сильно отличаться. Рассмотрим зимние явления в неживой природе, характерные для средней полосы России, кратко опишем особенности сезона в разных частях страны.
Зимний сезон
Для зимнего сезона характерно изменение продолжительности светлого времени, понижение температуры воздуха, особый тип осадков.
В северных районах начинается полярная ночь. Солнце не поднимается над горизонтом, особенно ярко светится полярное сияние.
Зимний солнцеворот
Декабрь и январь — самые тёмные месяцы. С дня летнего солнцестояния (20–21 июня) день постепенно сокращается. К началу календарной зимы продолжительность светового дня уменьшается до 7,5 часов.
Самый короткий день наблюдается в день зимнего солнцестояния (21–22 декабря), его длительность в Москве составляет 7 часов. Этот день в древнерусском календаре назывался солнцеворотом: солнце «поворачивало» на весну, ночь укорачивалась. Однако только через месяц станет заметно, что солнце задерживается на небосводе на 1 час дольше.
Зимний мороз и сугробы
Для зимы характерны морозы, то есть температура опускается ниже 0 °С. Количество морозных дней и температура зависят от положения района на карте страны. С наступлением холодов связан ледостав на реках и озёрах. Дожди сменяются снегом.
Калининградская область — самый западный регион страны. Средняя температура зимних месяцев составляет –3–5 °С, иногда до –15 °С. Ледостав начинается с конца декабря, в феврале реки вскрываются. Снежный покров удерживается 1,5–2 месяца. Бывают тёплые зимы, без морозов, без снега, без ледостава.
Самое холодное место в России — Якутия. Здесь морозы –45–50 °С обычны. Ледостав длится с начала ноября до середины мая. Снег не тает 6–6,5 месяцев, но его мало, 30–50 см.
В северном городе Норильске зима длится 9,5 месяцев, из них 4,5 месяца с метелями. После метели приходится откапывать дома, машины.
Ледяной дождь
В регионах Центральной России и Приморье зимой бывает ледяной дождь, когда все предметы покрываются толстым слоем льда. Это стихийное бедствие, при котором холодный дождь в морозную погоду сразу превращается в наледь. В результате нарушается движение транспорта, ломаются деревья, обрываются провода.
Рис. 3. Ледяной дождь.
Что мы узнали?
Зима — время коротких дней, морозов, снегопадов, метелей. На уроке по окружающему миру во 2 классе можно привести примеры зимних явлений в разных частях России: короткий день и длинная ночь, полярная ночь, сильные морозы, метели, ледяной дождь.
Примеры сезонных явлений живой и неживой природы
Окружающий нас мир находится в постоянном движении и все время изменяется: после зимы наступает весна, после дождя появляется радуга, с наступлением холодов птицы улетают на юг и т. д. Все эти хорошо знакомые нам изменения, которые мы воспринимаем как самые обычные и естественные, называются явлениями природы. Рассмотрим явления неживой и живой природы в зависимости от сезона года, а также познакомимся с некоторыми удивительными явлениями, которые случаются довольно редко.
Явления природы осенью
Неживая природа
В неживой природе в это время года происходят следующие изменения: после летнего зноя приходит прохлада, а ближе к концу осени начинаются заморозки, нередко выпадает первый снег. Световой день становится заметно короче, все чаще наблюдает пасмурная и дождливая погода.
Живая природа
Представители живой природы воспринимают осень как время для подготовки к зиме. Деревья меняют окраску листвы, а затем и вовсе сбрасывают её. Некоторые животные занимаются поисками убежища, где можно будет пережить зимние холода, многие из них активно готовят съестные припасы впрок. Перелетные птицы сбиваются в стаи и отправляются в тёплые края. Многие лесные животные, в том числе зайцы, лисы и белки линяют, меняют свои шкурки на более тёплые.
Явления природы зимой
Неживая природа
С приходом самого холодного времени года явления неживой природы дают о себе знать очень ощутимо. Температура воздуха существенно понижается, увеличивается количество морозных дней. Землю покрывает снег, и он продолжает падать весь сезон. Нередко случаются снежные бури, вьюги и метели. На водоёмах устанавливается сплошной ледяной покров. Всё чаще возникают гололед и гололедица, на многих зданиях образуются опасные сосульки. На земле, деревьях и различных уличных предметах появляется иней, на окнах можно увидеть необычные узоры.
Живая природа
Живой мир на время зимы также изменяется. Растения погружаются в состояние покоя, отдыхают, чтобы набраться сил к следующему вегетационному периоду. У кустарников и деревьев замедляется обмен веществ и прекращается видимый рост. Некоторые животные впадают в спячку, например, медведи и ежи, другие – продолжают вести активный образ жизни, но добывать пищу им становится все сложнее. Многие оседлые птицы, не улетающие зимовать в тёплые страны, в поисках корма временно перебираются в города, среди них сороки, снегири и синицы.
Явления природы весной
Неживая природа
С приходом весны преображается всё, даже неживой мир. День становится значительно длиннее, все сильнее греет Солнце. Наступает долгожданное потепление, температура атмосферы повышается до положительных значений. Такое явление называется оттепель. Снег начинает активно таять, становится рыхлым, а к концу весны от него не остаётся и следа. На реках начинается ледоход, вызывая половодье. В некоторых населенных пунктах, расположенных на берегах рек, сильное повышение уровня воды, может привести к наводнениям. Также весной начинают лить дожди, возникают первые грозы.
Живая природа
Явления живой природы, происходящие весной, можно охарактеризовать одним словом – оживление. Всё вокруг начинает просыпаться и наполняться жизнью. У деревьев и кустарников возобновляется движение соков, набухают почки, чуть позднее происходит активное цветение и появляются первые листья. Повсюду расцветает мать-и-мачеха, в лесах зацветают и другие многолетние травянистые растения. Появляются летающие насекомые, возвращаются птицы, пробуждаются те, кто впадал в зимнюю спячку. Пушистые животные снова линяют, меняя зимний мех на летний. У многих зверей в это время года проявляется потомство.
Явления природы летом
Неживая природа
Неживая природа в это время года радует жаркой, сухой погодой. Сильно греет Солнце, температура воздуха повышается до максимальных значений. Дожди и грозы также случаются, иногда возникает град. После выпадения осадков на небе часто можно наблюдать радугу. Ближе к утру в тихую погоду на земле, растениях и различных предметах, находящихся на улице, образуется роса.
Живая природа
В живой природе летом также происходят изменения. У растений наступает время активного цветения и плодоношения. В конце лета приходит пора грибов и ягод, в лесах созревают орехи. Животные в это время года растят свое потомство, учат детенышей добывать себе пропитание и защищаться в случае опасности. Насекомые летом очень активны, некоторые из них (комары, мухи, мошки и другие) начинают досаждать людям. Также активизируются и опасные паукообразные, в том числе ядовитые пауки и энцефалитные клещи.
Другие удивительные явления природы
В мире иногда происходят необычные и порой загадочные явления природы. Приведем примеры некоторых из них.
Шаровая молния
По свидетельствам очевидцев, это редкое явление представляет собой некий светящийся шар, перемещающийся в воздухе по непредсказуемой траектории. В научном мире до сих пор нет единого мнения, что такое шаровая молния и каким образом она возникает.
Северное сияние
Это явление характерно не только для Земли, оно происходит и на других планетах Солнечной системы, обладающих магнитосферой. Люди воспринимают его как быстро изменяющееся разноцветное свечение в небе в темное время суток. Образуется оно в результате взаимодействия верхних слоёв атмосферы с заряженными частицами солнечного ветра.
Снежная гроза
Это необычное явление происходит в холодное время года. Чаще наблюдается у морского побережья или над крупным озером, изредка случается в городе. Для него характерно выпадение осадков в виде сильного снега или ледяного дождя, при этом процесс сопровождается громом и молниями.
Смерч
Данное разрушительное природное явление возникает в грозовом облаке. Столб воздуха, совершая вихревые движения и образуя воронку, спускается к земле. Его диаметр может составлять десятки и даже сотни метров. В нижней части смерча всегда наблюдается облако из пыли, грязи и предметов, поднятых с земли, либо водяные брызги, если торнадо образовался над водой.
Цветущая пустыня Атакама в Чили
Это место считается одним из самых засушливых на Земле. Но раз в несколько лет на эту территорию обрушиваются ливневые дожди, благодаря которым пустыня покрывается цветущими травами. Учёные насчитали здесь примерно 200 видов растений, немалая часть которых – эндемики. В период бурного цветения пустыни наблюдается также активное размножение ящериц, птиц и насекомых.