какие злободневные и вечные вопросы поднимает маяковский в своем стихотворении о дряни

Анализ стихотворения «О дряни» (В. В. Маяковский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 22.11.2019 · Обновлено 22.11.2019

Стихотворение Владимира Маяковского «О дряни» является одним из самых известных его произведений и входит в условный список «стихов против советской бюрократии». Многомудрый Литрекон представляет структурный взгляд на данную работу великого советского поэта и ее анализ по плану.

История создания

Стихотворение «О дряни» написано в 1920-1921 годы. Еще не закончилась Гражданская война, но уже начинается НЭП. Кому же оно посвящено? Начиная со слов о героях войны, поэт сразу же переключает свое внимание на персонажей мирной жизни ( «теперь поговорим о дряни») и пишет о так называемых «мещанах», впрочем, сразу же оговариваясь, что «вовсе не против мещанского сословия». Тут важно понимать, что под мещанами поэт подразумевает не социальный класс (буквально мещане — городские жители), а обрюзгших в обыденности «прозаседавшихся» из другого своего одноименного стихотворения, неразрывно связанного с произведением «О дряни» общей темой и общим объектом инвективы. Далее мы раскроим их образ полнее, и ответим на вопрос, чем же они так возмущают поэта.

Поразительно, как рано Маяковский предвосхитил события и назвал «врага революции» в лицо, заранее уловив процессы в обществе, которые спустя десятилетия приведут страну к закату Советского Союза.

Жанр, направление, размер

Маяковский обладает совершенно уникальным стилем письма, его манеру сразу можно определить на глаз. Речь идет о его фирменной «лесенке», которую ни с чем другим не перепутать, и жанровое своеобразие у такого необычного классика налицо.

Это футуристический уход от твердых поэтических форм, метафорический соцреализм в форме тонического стиха. Конкретно стихотворение «О дряни» является инвективой.

Образы и символы

Ключевым символом стихотворения «О дряни» является «канареица», появляющаяся в самом конце — птичка, «верещащая из-под потолочка» — очевидно, имеются ввиду настенные часы — в старину были такие, когда они отбивали ровное время, из них с характерным звуком вылетала птичка. Вряд ли у обывателя под потолком летала настоящая канарейка, это бы сразу вывело персонажа из числа обывателей, а настенные часы — пожалуйста, у каждого второго в доме находились такие.

«Канареица» в стихотворении Маяковского символизирует мещанство, всю эту «дрянь» и «обывательщину», чьи нити «опутали революцию», а описанная в произведении «та или иная мразь» — ее собирательный образ.
Собственно, идеалы революции олицетворяет «оживший» портрет Карла Маркса, чей образ тоже имеет центральное значение и противопоставляется образу «канареицы».

«Обыватели» склоняются к образу «канарейки», образ автора, то есть самого Владимира Маяковского, очевидно тяготеет к Марксу и идеалам революции.

Где же находится лирический герой? Он здесь полностью сливается с образом автора, то есть с образом самого Владимира Маяковского. Это тут случай, когда лирический герой и образ автора полностью совпадают, и именно от своего, первого лица написал это стихотворение Владимир Владимирович.

Темы, настроение и проблемы

Основная идея

Маяковский, как и многие другие поэты того времени, воспринимал Революцию идеалистично-возвышенно, можно даже сказать, романтизировал ее. А любой идеализации и романтизации, очевидно, чужд «обывательский быт», чужда человеческая посредственность, поэт ее не принимает и презирает, снабжая стихотворение «криком души» якобы ожившего портрета Карла Маркса, через который явственно считывается восклицание самого Маяковского, с призывом очистить и спасти Революцию от «обывательщины».

Смысл стихотворения «О дряни» в том, что для этих людей идеалы революции на самом деле ничего не значат, и они предадут их, как предали старый режим, как только «ветер переменится», что и случилось в итоге с Советским Союзом в конце XX века. Удивительно, что Маяковский на заре советской эпохи смог увидеть одну из скрытых причин ее будущего заката.

Главная мысль стихотворения «О дряни» прямо выражена в последних шести строчках стихотворения, в которых заключается кричащее предостережение поэта. И как мы знаем из курса новейшей истории, его опасения подтвердились.

Средства выразительности

Естественно, текст «О дряни» насыщен средствами фирменной поэтики Маяковского сполна. И эпитеты, и метафоры — все, как полагается. Попробуем разобрать некоторые его тропы.

Как мы видим, средствами выразительности пропитано все стихотворение насквозь, и оно обладает удивительной художественной силой. Еще бы, ведь это Маяковский, ребята!

Источник

Какие злободневные и «вечные» вопросы поднимает В. В. Маяковский в своём стихотворении? (ЕГЭ по литературе)

В своем стихотворении «О дряни» В. В. Маяковский поднимает множество злободневных и «вечных» вопросов. Например, вопрос «Ради чего была революция?». Этим вопросом задавались современники автора, сам же он говорит «Подёрнулась тиной советская машина. И вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина.». Большевики боролись за экономическое равенство в стране, но они не смогли этого достичь, поскольку в органах власти продолжили заседать представители привилегированного класса.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Казалось бы, начались движения во власти, но оказалось, что они обманчивы. То, чего пытался добиться простой народ, не получить даже после революции, ведь на смену предыдущей власти придет такая же. «Вечный» вопрос, которым задается В.В. Маяковский, — «Какова роль материальных ценностей?». Он высмеивает тех, кто живет ради вещей: «заведу себе тихоокеанские галифища, чтобы из штанов выглядывать, как коралловый риф!», «Без серпа и молота не покажешься в свете».

Значит, В. В. Маяковского волнуют вопросы бюрократизма в стране, отсутствие справедливости и корысти.

16) В каких произведениях русских писателей звучат сатирические мотивы и в чём их можно сопоставить со стихотворением В. В. Маяковского?

Во многих произведениях русских автором звучат сатирические мотивы.

Так, М. Е. Салтыков-Щедрин пишет фантастическую повесть: «Как один мужик двух генералов прокормил». Два отставных генерала попадают на «необитаемый остров». неспособные к выживанию, они решают найти мужика. В своей повести автор высмеивает недееспособность высших чинов, они привыкли жить «на всё готовом», поэтому жизнь вне цивилизации им дается с трудом. Повесть Салтыкова-Щедрина перекликается со стихотворением В. В. Маяковского, они оба затрагивают тему высших органов власти.

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя присутствуют сатирические мотивы. Н. В. Гоголь обличает взяточников, нерадивых чиновников. Сквозник-Дмухановский, городничий, пытается сделать всё, чтобы «ревизор» не смог узнать о казнокрадстве и взятках. Н. В. Гоголь и В. В. Маяковский схожи тем, что они обличают лживых людей, коррупционеров и бюрократов.

Таким образом, тема органов власти высмеивалась многими авторами. Они обличали пороки людей через сатиру.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id71199

Источник

15. Какие злободневные и вечные темы поднимает В.В.Маяковский в своем стихотворении «О дряни»? (ЕГЭ по литературе)

Стихотворение Владимира Владимировича Маяковского «О дряни» можно отнести к гражданской лирике. В нём поэт изображает состояние современного общества, высмеивая и обличая образ жизни мещан.

Важная черта данного произведения — его актуальность, злободневность. Чтобы подчеркнуть, как близка сатира к сегодняшнему дню, поэт наполняет стихотворение множеством деталей. Это и плотный бытовой фон, характеризующий время, обличаемое в стихотворении — умывальники, портрет Маркса на стене, канарейка в клетке, это и эмблематика советского государства (серп и молот), и денежные подробности («24 тыщи прибавка»).

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Можно сказать, что Маяковский специально делает произведение ультрасовременным, чтобы оно точнее и больнее указывало на те явления, которые высмеивает поэт.

При этом проблема, которую затрагивает Маяковский в стихотворении, звучала в поэзии во все времена. Это — опошление великих идей, которые теряют своё значение, превращаясь в предметы быта или аксессуар. Идея коммунизма, близкая Маяковскому, принявшему революцию, была воспринята мещанами как модное украшение. В произведении поэт показывает, как символ равенства и честного труда был превращён в дополнение к платью, а портрет теоретика марксизма занял место рядом с канарейкой. Таким образом, автор показывает, как общество не понимает великие идеи и «приспосабливает» их к своему быту.

Так, Маяковский совмещает в стихотворении актуальное и «вечное» — современные детали быта и жизни сочетаются с обличением пустой человеческой души, неспособной принять важную идею и низводящую её до уровня «канарейки».

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id96438

Источник

Какие злободневные и вечные вопросы поднимает В. В. Маяковский в стихотворении «О дряни»? Подскажите, пожалуйста

какие злободневные и вечные вопросы поднимает маяковский в своем стихотворении о дряни. Смотреть фото какие злободневные и вечные вопросы поднимает маяковский в своем стихотворении о дряни. Смотреть картинку какие злободневные и вечные вопросы поднимает маяковский в своем стихотворении о дряни. Картинка про какие злободневные и вечные вопросы поднимает маяковский в своем стихотворении о дряни. Фото какие злободневные и вечные вопросы поднимает маяковский в своем стихотворении о дряни

К празднику прибавка –

Чтоб из штанов выглядывать,

Как коралловый риф!

И об этом рассуждают люди, которые с первого дня советского рождения» должны бы были помогать утверждению коммунизма! Поэт беспощаден к тем, кто новый строй воспринимает лишь как время, к которому нужно, да и можно, приспособиться, получив от этого выгоду и признание в обществе. Он высмеивает тех обывателей, для которых эмблемы с серпом и молотом становится лишь модным элементом одежды в постреволюционный период:

Без серпа и молота не покажешься в свете!

Маркс со стены смотрел, смотрел…

головы канарейкам сверните –

канарейками не был побит! »

Стихотворение имеет своеобразную композицию. Выделение ее в тексте, конечно, условно. Оно начинается с возгласа поэта: «Слава, Слава, Слава героям. »

Подводя итог всему сказанному, я хотел (а) бы выразить свое восхищение поэзией Маяковского. Я не перестаю поражаться силе его таланта, который он целиком и полностью отдал на служение своей стране. Я думаю, что значение его творчества для России непреходяще. В нем он увековечил страницы одного из самых сложных периодов жизни страны, который изменил коренным образом путь ее развития. И ярким примером этого является стихотворение «О дряни».

Источник

«О дряни» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – жанр, тема, идея

Владимир Владимирович Маяковский – одна из ключевых фигур в отечественной литературе Серебряного века. Общей чертой творчества поэта можно назвать сатирическое осмеяние, которое наглядно продемонстрировано в стихотворении «О дряни». Краткий анализ «О дряни» по плану позволит ученикам 11 класса пройти полноценную подготовку к уроку по литературе.

какие злободневные и вечные вопросы поднимает маяковский в своем стихотворении о дряни. Смотреть фото какие злободневные и вечные вопросы поднимает маяковский в своем стихотворении о дряни. Смотреть картинку какие злободневные и вечные вопросы поднимает маяковский в своем стихотворении о дряни. Картинка про какие злободневные и вечные вопросы поднимает маяковский в своем стихотворении о дряни. Фото какие злободневные и вечные вопросы поднимает маяковский в своем стихотворении о дряни

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О дряни.

История создания – Стих написан в 1921 году в качестве реакции писателя на лицемерие определенной категории граждан, не принявших идеи революции, но сумевших приспособиться к новым реалиям.

Тема стихотворения – Протест против мещан, высмеивание их пороков.

Композиция – Блоки композиции весьма условны. Стихотворение состоит из зачина, экспозиции, кульминации и развязки.

Жанр – Сатирический фельетон.

Стихотворный размер – Дактиль, тонический стих.

Резкие, грубые слова«мразь», «зады», «мурло», «дрянь».

Уменьшительно-ласкательные суффиксы«спаленка», «потолочек».

Гипербола«Намозолив от пятилетнего сиденья зады, крепкие как умывальники…».

Неологизмы«оголтелая канареица», «фигурять».

История создания

Будучи, в первую очередь, не только поэтом, но гражданином своей страны, Владимир Владимирович никогда не оставался в стороне от происходивших в ней событий. Он обладал удивительной способностью подмечать все нарывы окружающей действительности, и открыто выставлять их напоказ на суд общественности. При этом методы его были зачастую ироничны, неприглядны и весьма негуманны.

Беспощадное перо Маяковского выхватывало самую суть пороков, царивших в обществе, и в жесткой и нелицеприятной форме осмеивало их. Очередным подтверждением тому стало произведение «О дряни», написанное поэтом в 1921 году. Пережив свержение самодержавия и ужасы гражданской войны, социум стал привыкать к новым условиям жизни.

Однако далеко не все граждане смогли искренне проникнуться идеями революции и жить в согласии с ними. Мимикрировав в новой обстановке, они по-прежнему исповедовали свои застарелые мещанские ценности. Именно этим людям – мещанам по духу – и посвятил свои строки поэт-бунтарь.

Главная тема произведения – обличение мещанства, которому удалось прекрасно приспособиться в обновленной стране. Однако поэт сразу предупреждает, что не имеет ничего против мещанства как сословия. Прежде всего, он высмеивает тех людей, чья сущность представляет собой смесь хамства, пошлости и двуличия.

Подобное отношение поэта к мещанству несложно понять. Во время лихолетья Гражданской войны погибло немало достойных людей, которые самоотверженно жертвовали собственными жизнями ради высоких идеалов. В то время как всякая «дрянь» пряталась по теплым углам, пережидая тяжелые времена. Победа большевиков и восстановление мирной жизни стали причиной того, что «мурло мещанина» почувствовало себя в безопасности и даже смогло приспособиться к новым условиям.

Будучи отчаянным идеалистом, Маяковский всем своим естеством жаждал полной и безоговорочной победы нового строя над пережитками буржуазного социума. Однако этого не произошло, о чем горько сожалеет поэт в своем произведении.

В стихотворении «О дряни» он рисует типичные образы современных мещан: безымянного служащего, устроившего «уютный кабинет» в одном из госучреждений, и его супругу – «товарища Надю». Все общение супружеской четы сводится лишь к разговорам о благоустройстве собственного мирка. Однако при этом они все силы прикладывают к тому, чтобы создать видимость людей новой формации, и это у них неплохо получается.

В стихотворении много внимания уделяется теме мещанского быта, который поглощает все мысли и поступки обывателей. Поэт рисует обязательные атрибуты сытой и комфортной жизни мещан: самовар, пианино, кот, клетку с канарейкой. Но при этом в их доме непременно найдется и свежий выпуск «Известий», и портрет идейного вождя на стене.

Столь сильное неприятие мещанства поэтом связано с тем, что он прекрасно отдает себе отчет, насколько опасно оно для общества. Таких людей немало среди чиновников и в рядах правительственного аппарата, а это несет огромную угрозу всей идее коммунизма.

Композиция

Для стиха «О дряни» характерно весьма своеобразное композиционное построение с условными блоками. Произведение начинается с хвалебного возгласа поэта, которое в следующий миг сменяется горькой сатирой. Это своеобразный зачин стихотворения.

Далее следует экспозиция, в которой Маяковский делится своими соображениями касательно причины «живучести» мещанства в стране Советов. Он ярко и красочно описывает образ типичной мещанской супружеской пары.

Кульминационным моментом в произведении является гневная речь изображенного на картине Карла Маркс, не выдержавшего махровой обывательщины.

Его весьма экспрессивное обращение служит логической развязкой в стихотворении.

Будучи признанным королем сатирической поэзии, Маяковский написал стихотворение «О дряни» в жанре сатирического фельетона. Стихотворный размер произведения – дактиль. Как и большинство работ Маяковского, это тонический стих, ритм в котором основан на выравнивании ударений при произвольном количестве слогов.

Средства выразительности

Для создания яркого образа советского обывателя Владимир Владимирович использует широкий спектр средств художественной выразительности. В первую очередь бросается в глаза обилие грубых, резких слов: «мразь», «зады», «мурло», «дрянь».

Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов подчеркивает презрительное отношение поэта к мещанскому быту: «спаленка», «потолочек».

В качестве гиперболы, доходящей до абсурда, представлена фраза «Намозолив от пятилетнего сиденья зады, крепкие как умывальники…».

Для повышения выразительности стихотворением Маяковский берет на вооружение неологизмы, которые гармонично дополняют его неповторимый стиль: «оголтелая канареица», «фигурять».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *