какие знаки препинания соответствуют паузе
Знаки препинания
Знаки препинания всегда указывают на необходимость повышения или понижения голоса на ударных словах, предшествующих знаку. Вот эти- то изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому и придают интонационное разнообразие нашей речи. Знаки препинания чаще всего совпадают с логическими паузами, и каждому из них соответствует своя обязательная интонация. Каждый знак препинания, как говорил К.С. Станиславский, имеет свою характерную «голосовую фигуру». Всего в нашем языке десять знаков препинания: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, скобки, кавычки, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, многоточие.
Точка указывает на завершение мысли и законченность предложения. Интонация на точке связана с сильным понижением голоса на ударном слове, предшествующем знаку, — «голос положить на дно». На «завершающей» точке пауза сравнительно длительная, как правило, это разделительная логическая пауза. Но чаще всего точка предполагает развитие мысли в следующих предложениях и обозначает соединительную логическую паузу, тогда голос на такой точке не очень понижается.
«Учение Маркса всесильно, | потому что оно верно».||| В этой фразе мы имеем дело с «завершающей» точкой, после которой и поставлен знак разделительной паузы — |||, на ударном слове «верно» голос сильно понижается.
«Не спеши, | не будь тороплив в речи. | Не все понимают быструю речь. | Иной оратор, | как горох, сыплет слова, | не уследишь за его речью. || Конечно, и длинные паузы между отдельными фразами или словами утомляют слушателя, | делают его речь скучной. | утомительной». || В этом примере нет так называемых «завершающих» точек, и голос на них понижается гораздо меньше, а паузы между предложениями соединительные.
Точка с запятой обозначает соединительную паузу, но более короткую, чем при соответствующей паузе на точке, соединяя в единое целое части одного описания. Например: «Его речь была краткой, | связной, | неумолимо логичной; | он никогда не говорил лишних слов; | каждая фраза. | — необходимое звено в цепи доводов». || Точка с запятой в данном примере говорит, с одной стороны, о едином смысловом значении фразы, с другой — обращает наше внимание на каждую часть в отдельности.
Запятая говорит о том, что мысль не закончена, а на ударном слове, предшествующем знаку, наблюдается повышение голоса. В речи запятая означает соединительную логическую паузу. К.С. Станиславский заметил, что при запятой хочется «загнуть звук кверху» и оставить «на некоторое время верхнюю ноту висеть в воздухе. При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую. Самое замечательное в природе запятой то, что она обладает чудодейственным свойством. Ее загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы». Иногда запятая «не читается», то есть логическая пауза отсутствует.
Двоеточие в устной речи означает соединительную логическую паузу и обычно указывает на намерение перечислить, разъяснить, уточнить то, о чем говорилось перед ним. Голос на двоеточии остается на одной ноте.
Скобки. В звучащей речи слова, стоящие в скобках, произносятся быстрее основного текста и окружены с обеих сторон логическими соединительными паузами. Эти слова служат для уточнения авторской мысли, для дополнительного пояснения, для второстепенного замечания. Перед скобками голос повышается на предшествующем ударном слове, потом на протяжении скобок понижается, и слова произносятся на одной высоте, «бескрасочная» интонация, монотон и, наконец, после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была до начала скобок.
«В природе | (поскольку мы оставляем в стороне обратное действие на нее человека) | действуют одна на другую лишь слепые, | бессознательные силы, | во взаимодействии которых и проявляются общие законы». || Слова в скобках читаются на одной ноте.
Кавычки. Слова, стоящие в кавычках, произносятся отдельно от всей фразы, интонационно подчеркиваются с помощью логических пауз, изменения высоты голоса, ударения на слове и т.д.
Вопросительный знак передается с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения. Если ударное слово стоит в конце предложения, то голос идет вверх и остается наверху.
Если ударное слово находится в начале или в середине предложения, то после повышения голоса на этом ударном слове все остальные слова звучат ниже его. Когда в предложении содержится несколько ударных вопросительных слов, то обычно голос повышается наиболее сильно на последнем ударном слове, стоящем в конце предложения.
Восклицательный знак передает сильное чувство (требование, похвалу, обвинение, угрозу, восхищение, приказ) и сопровождается сильным повышением голоса на ударном слове; голос идет вверх и затем резко падает вниз.
Многоточие. К.С. Станиславский говорил, что при многоточии «наш голос не подымается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе». В устной речи голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается; многоточие обозначает что- либо недоговоренное, недосказанное, подразумеваемое или прерванную мысль.
«. Он (социализм) будет перерастать в коммунизм. || ибо люди привыкнут к соблюдению элементарных условий общественности | без насилия | и без подчинения» ||.
Тире в звучащей речи требует некоторого повышения голоса на предшествующем знаку ударном слове и означает соединительную паузу. Этот знак ставится с целью разъяснить то, что находится перед ним, противопоставить одно явление другому или подвести итог.
«Учет и контроль | — вот главное, что требуется для «налажения», | для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества». ||
Для того чтобы закрепить и лучше усвоить все правила по логике и мелодике речи, необходимо тренироваться. При самостоятельном разборе текста следует выполнять графический разбор всех примеров, отмечая ударные слова, логические паузы и знаки препинания.
Знаки препинания
например: Все стали расходиться, / понимая (,) что при таком ветре / лететь опасно.
Существует обязательная интонация, присущая каждому знаку препинания.
Она показывает завершение мысли и законченность предложения, и связана с сильным понижением голоса на ударном слове, предшествующем ей или близко перед ней стоящем.
Станиславский говорил о завершающей точке так: «Вообразите, что мы вскарабкались на самую высокую скалу над бездонным обрывом, взяли тяжелый камень и шваркнули его вниз, на самое дно. Вот так и надо учиться ставить точки при завершении мысли». На месте точки в звучащей речи должна обязательно возникать разъединительная пауза.
например: Вслед за словами дверь захлопнулась, и только слышно было, как с визгом задвинулся железный засов. ///
Однако бывают не только «настоящие» точки. Может быть так, что точка, стоящая в конце предполагает развитие мысли в следующем предложении. В этом случае голос обязательно понижается, но не падает так резко вниз, как при «настоящей» точке.
Она разделяет и в то же время соединяет в одно целое части одной картины, одного описания. Голос перед ней несколько понижается, но не так сильно, как при точке. В звучащей речи точка с запятой обозначает соединительную паузу. Обычно пауза эта более короткая, чем та, которая обозначается точкой.
например: Алые облака, округлые, как бы туго надутые, плыли по небу с торжественностью и медленностью лебедей; // алые облака плыли по реке, окрашивая цветом своим не только воду, не только легкий парок над водой, но и широкие глянцевые листья кувшинок.
Запятая обычно показывает, что мысль не закончена.
Наличие запятой говорит о соединительной паузе, которой предшествует повышение голоса на ударном слове. Ударное слово, предшествующее запятой, может находиться не обязательно непосредственно перед запятой, но повышение голоса приходится именно на ударное слово.
например: Ранняя ива распушилась, / и к ней прилетела пчела, / и шмель загудел, / и первая бабочка сложила крылышки.
Перед союзами (противительными) «а», «но», «да» (в значении «но») перед запятой голос повышается.
например: Уже море потемнело ^, / а он все еще рассматривал его даль, ожидая лодку.
При перечислениях запятая требует повторяющихся, почти однотипных повышений голоса на каждом из перечисляемых слов. Более сильно повышается голос на предпоследнем из перечисляемых, а на последнем голос понижается к точке.
например: В большое волнение меня приводят эти фасады, / колонны ^, пустынные окна v.
Иногда запятая «не читается», хотя по правилам пунктуации стоит там, где ей полагается (,). Запятая означает паузу и повышение голоса на ударном слове, ей предшествующем. Но если это слово не несет смысловой нагрузки, то делать его ударным и выделять нельзя.
Запятая «не читается»:
1) когда после союза «и» следует деепричастный оборот;
2) когда оно стоит перед придаточными предложениями, начинающимся союзами и союзными словами «кто», «что», «который» и др.;
3) когда она стоит перед сравнительным оборотом;
4) перед вводным словом и после него;
может «не читаться» и запятая перед обращением, стоящим в конце предложения.
например: У вас (,) конечно (,) все роскошно, / но я все-таки предпочитаю обедать в гостинице или в клубе.
Но группа вводных слов, как правило, выделяется паузами.
например: Героиней этого романа, / само собой разумеется, / была Маша.
Двоеточие указывает обычно на намерение разъяснить, перечислить то, о чем сказано перед ним. На двоеточие всегда должна быть соединительная пауза (логическая). Обычно перед ним голос на предшествующем ему ударном слове несколько понижается, но значительно меньше, чем на точке. Всегда следует помнить, что главное по смыслу находится в предложении после двоеточия.
например: Никто не сел к нему в машину, / только имущество v погрузили: /палатки, / спальные мешки, /дрова, / топоры.
Тире встречается и в простых и в сложных предложениях. Оно ставится с целью разъяснить то, что находится перед ним, противопоставить одно явление другому и т.д. Тире показывает соединительную паузу и требует некоторого повышения голоса на предшествующем знаку ударном слове.
Интонация вопросительного знака передается с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения. Виды вопросительных предложений:
1) без вопросительного слова;
с вопросительным словом («когда?», «где?», «кому?», «почему?» и др.).
В вопросительном предложении без вопросительного слова голос на ударном слоге ударного слова, несущего вопрос, резко повышается.
например: ^ Правы вы перед самим собой?
Несколько меньше повышение голоса на слове, несущем вопрос, бывает в том случае, когда мы имеем дело с вопросительным предложением, имеющем вопросительное слово.
например: Ну зачем вы притворяетесь?
Важно запомнить, что в русском вопросительном предложении после слова, несущего вопрос, уже не может быть повышения голоса, все остальные слова звучат ниже ударного слова. Станиславский говорил, что вопросительный знак обязывает слушателей к ответу.
например: Время незабвенное ^! Время славы ^ и восторга ^! Как сильно билось русское сердце при слове отечество ^! Как сладки были слезы свидания ^!
Многоточие обозначает обычно что-либо недоговоренное, подразумеваемое. Оно может стоять в конце сюжетного куска или в конце произведения. В этом случае голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается почти как на точке.
Станиславский говорит, что при многоточии «наш голос не подымается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе».
например: Я вернулся домой; но образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы, и васильки ее, давно увядшие, до сих пор хранятся у меня…
например: Смотритель спал под тулупом, мой приезд разбудил его; он привстал… / это был точно Самсон Вырин; но как он постарел!
Слова, заключенные в скобки, обычно служат для дополнительного пояснения, уточнения авторской мысли, для второстепенного замечания. В скобки могут быть заключены отдельные слова, словосочетания, целые предложения. Существует особая интонация вводности, которая обязательна при чтении скобок.
Обычно перед скобками голос повышается на предшествующем ударном слове, потом на протяжении скобок несколько понижается, а после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была бы после паузы, если бы скобок тут не было. Скобки всегда окружены паузами.
например: Величественность реки, / да и близость моря / (мало ли что может зайти сюда из Финского залива!) / разожгли любопытство.
Кавычки ставятся для того, чтобы выделить слово, речевой такт или целое предложение. Слова, стоящие в кавычках, надо интонационно подчеркнуть с помощью пауз, окружающих кавычки (если это прямая речь или цитата), ударения на слове, поставленном в кавычки, изменения высоты голоса и т.д.
Кавычками выделяются цитаты; слова, употребленные иронически или слова, необычные для данного текста. В этом случае надо обязательно выделить, особенно активно подчеркнуть стоящее в кавычках слово. Это выполняется с помощью пауз перед и после слова, заключенного в кавычки, и с помощью логического ударения на этом слове.
например: Выпрямляясь, Александров с удовольствием почувствовал, что у него / «вытанцевалось».
Кавычками выделяются названия книг, газет, журналов и т.п. В этом случае, перед или после названия, стоящего в кавычках, надо сделать небольшую паузу и несколько выделить ударением название.
например: Роман Шолохова / «Тихий Дон».
Кавычки, заключающие в себе прямую речь или мысли героя, его внутренний монолог, произносятся так, как считает нужным исполнитель.
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Никольская Светлана Тимофеевна
Книга «Техника речи (Методические рекомендации и упражнения для лекторов) «
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Щадите свой голос, берегите его!
Интонационно-выразительные средства речи
Подготовленный для выступления текст лектору целесообразно проинтонировать, то есть наметить в нем логические паузы и ударения. Конечно, при изложении темы в аудитории у лектора возникает естественная разговорная интонация. Но так получается далеко не всегда. Лучше на импровизацию не надеяться, а тщательно подготовиться к выступлению. И, в частности, продумать интонирование текста, сделать соответствующую разметку и отрепетировать произнесение всей лекции.
ЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА и ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ.
Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями). В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами. Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно. Паузы могут совпадать со знаками препинания — грамматическими паузами, но могут быть и там, Где на письме таковых нет.
Логические паузы бывают соединительными и разделительными. Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза, или пауза для добора воздуха. В тексте люфтпауза обозначается знаком ‘. Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозначать.
Соединительная пауза между речевыми тактами обозначается одной вертикальной чертой — |, более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами — ||. И, наконец, разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами — |||.
Вот как можно расставить в тексте логические паузы:
«Тогда обнаружится, | что первой предпосылкой освобождения женщины | является возвращение всего женского пола к общественному производству, | что, в свою очередь, требует, | чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества. || С переходом средств производства в общественную собственность | индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. || Частное домашнее хозяйство | превратится в общественную отрасль труда. || Уход за детьми | и их воспитание станут общественным делом; || общество будет одинаково заботиться обо всех детях, | будут ли они брачными | или внебрачными.» 14. || (Логические паузы сделаны авт. — С. Н.)
Логическое (или смысловое) ударение — это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, — это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении. Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд». Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными.
Логическое ударение чаще всего достигается повышением или понижением тона — тональное ударение. Иногда слово или группа слов в предложении выделяются с помощью логических пауз перед выделяемым словом, после него или двумя паузами: до и после выделяемого слова.
Изменение высоты тона дает возможность наиболее полно передать всевозможные оттенки значимости того или иного слова в его связи с другими. Когда же пользуются только силой голоса, даже в комбинации с замедлениями и паузами, получается монотон, который утомителен для говорящего, а тем более для слушающих.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ всегда указывают на необходимость повышения или понижения голоса на ударных словах, предшествующих знаку. Вот эти-то изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому и придают интонационное разнообразие нашей речи. Знаки препинания чаще всего совпадают с логическими паузами, и каждому из них соответствует своя обязательная интонация. Каждый знак препинания, как говорил К. С. Станиславский, имеет свою характерную «голосовую фигуру». Всего в нашем языке десять знаков препинания: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, скобки, кавычки, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, многоточие.
Точка указывает на завершение мысли и законченность предложения. Интонация на точке связана с сильным понижением голоса на ударном слове, предшествующем знаку, — «голос положить на дно». На «завершающей» точке пауза сравнительно длительная, как правило, это разделительная логическая пауза. Но чаще всего точка предполагает развитие мысли в следующих предложениях и обозначает соединительную логическую паузу, тогда голос на такой точке не очень понижается.
«Учение Маркса всесильно, | потому что оно верно».||| В этой фразе мы имеем дело с «завершающей» точкой, после которой и поставлен знак разделительной паузы — |||, на ударном слове «верно» голос сильно понижается.
«Не спеши, | не будь тороплив в речи. | Не все понимают быструю речь. | Иной оратор, | как горох, сыплет слова, | не уследишь за его речью. || Конечно, и длинные паузы между отдельными фразами или словами утомляют слушателя, | делают его речь скучной. | утомительной»16. || В этом примере нет так называемых «завершающих» точек, и голос на них понижается гораздо меньше, а паузы между предложениями соединительные.
Точка с запятой обозначает соединительную паузу, но более короткую, чем при соответствующей паузе на точке, соединяя в единое целое части одного описания. Например: «Его речь была краткой, | связной, | неумолимо логичной; | он никогда не говорил лишних слов; | каждая фраза. | — необходимое звено в цепи доводов» 17. || Точка с запятой в данном примере говорит, с одной стороны, о едином смысловом значении фразы, с другой — обращает наше внимание на каждую часть в отдельности.
Запятая говорит о том, что мысль не закончена, а на ударном слове, предшествующем знаку, наблюдается повышение голоса. В речи запятая означает соединительную логическую паузу. К. С. Станиславский заметил, что при запятой хочется «загнуть звук кверху» и оставить «на некоторое время верхнюю ноту висеть в воздухе. При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую. Самое замечательное в природе запятой то, что она обладает чудодейственным свойством. Ее загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы» 18. Иногда запятая «не читается», то есть логическая пауза отсутствует.
Двоеточие в устной речи означает соединительную логическую паузу и обычно указывает на намерение перечислить, разъяснить, уточнить то, о чем говорилось перед ним. Голос на двоеточии остается на одной ноте.
Скобки. В звучащей речи слова, стоящие в скобках, произносятся быстрее основного текста и окружены с обеих сторон логическими соединительными паузами. Эти слова служат для уточнения авторской мысли, для дополнительного пояснения, для второстепенного замечания. Перед скобками голос повышается на предшествующем ударном слове, потом на протяжении скобок понижается, и слова произносятся на одной высоте, «бескрасочная» интонация, монотон и, наконец, после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была до начала скобок.
«В природе | (поскольку мы оставляем в стороне обратное действие на нее человека) | действуют одна на другую лишь слепые, | бессознательные силы, | во взаимодействии которых и проявляются общие законы». || Слова в скобках читаются на одной ноте.
Кавычки. Слова, стоящие в кавычках, произносятся отдельно от всей фразы, интонационно подчеркиваются с помощью логических пауз, изменения высоты голоса, ударения на слове и т. д.
«Интонационные» знаки препинания
В подобных примерах, на первый взгляд, кажется, что знак ставится исключительно благодаря особой интонации. На самом деле интонационный принцип здесь действует лишь как второстепенный. Интонация задается определенным смыслом и передает именно его (см. аналогичные случаи, рассмотренные в разделе «Смысловые» знаки препинания»): пауза дает возможность сделать логическое ударение на впереди стоящем сказуемом и тем самым подчеркнуть его значимость.
То, что интонационный принцип действует в русской пунктуации как второстепенный, особенно отчетливо обнаруживается в тех случаях, когда интонационный принцип нарушается в пользу грамматического. Например: Башкирец с трудом шагнул через порог и, сняв высокую свою шапку, остановился у дверей (А. Пушкин); Морозка опустил мешок и, трусливо вбирая голову в плечи, побежал к лошадям (А. Фадеев); Олень раскапывает передней ногой снег и, если есть корм, начинает пастись (В. Арсеньев); Мужик вышел. Потом он стал у двери и, поправляя кушак, вопросительно уставился на барина (М. Горький). В этих предложениях запятая стоит после союза и, так как фиксирует границу структурных частей предложения (деепричастного оборота и придаточного предложения). Таким образом, нарушается интонационный принцип, ибо интонационная пауза находится перед союзом. Еще пример: Пора перестать метаться, Аночка (К. Федин). Паузы после глагола нет, а запятая стоит, так как необходимо выделить обращение. В каком-то частном случае интонационный и грамматический принципы могут совпасть. Ср., например, то же предложение с иным местом обращения: Аночка, пора перестать метаться (пауза после обращения, и здесь же стоит запятая).
* ( См. подробное описание таких случаев в работе В. Ф. Ивановой «История и принципы русской пунктуации». Л., 1962, с. 43-50.)
* ( См.: Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М» 1971, с. 78.)
Итак, интонация при расстановке знаков препинания безусловно учитывается, но сама она выступает как нечто зависимое, а не основополагающее.
Отмечая роль и значение интонации при расстановке знаков препинания, нельзя не остановиться на вопросе о различных функциях интонации в нашей речи. Интонация может выступать как средство передачи смысловых значений, но может передавать только эмоциональные качества речи. В том случае, когда интонация передает смысловую значимость речи, интонационный принцип в расстановке знаков используется как сопутствующий смысловому, накладывающийся на него, и тем самым отражается и на структуре текста (см. анализ примеров в этом разделе). Когда же интонация является показателем лишь эмоциональной окраски речи, тогда интонационный принцип действует, так сказать, в чистом виде. Такие интонационно обусловленные знаки передают эмоциональную напряженность, стремительность речи, т. е. отражают ее экспрессивность, особую выразительность.
Интонации чисто эмоционального плана в своих частных проявлениях предельно субъективны, и фиксирование их в письменном тексте с помощью знаков всецело связано с индивидуальностью пишущего (о таких знаках см. в разделе «Авторская пунктуация»),