какие зонды для каких звуков

Описание постановочных зондов

Предлагаемый набор состоит из 6 специально сконструированных проволочных зондов, каждый из которых предназначен для осуществления механического воздействия на органы артикуляции с целью получения правильного артикуляционного уклада для произнесения звука из той или иной фонетической группы.

Зонды выполнены из нержавеющей медицинской стали. После соответствующей дезинфицирующей обработки (прокипятить в автоклаве или подвергнуть тепловой обработке в жарочном шкафу) зонды готовы для работы.

Предназначен для постановки свистящих звуков в случае, когда ребенок не может самостоятельно образовать желобок вдоль средней линии языка (при боковом, носовом и губно-зубном произношении свистящих звуков). В некоторых случаях зонд № 1 можно использовать для вызывания звука «Р».

Используют для постановки свистящих звуков при их боковом или призубном произношении, осложненном аномалиями прикуса.

Его используют для постановки шипящих звуков при их носовом, губно-зубном или свистящем произношении. Особенно эффективна работа с ним в случае, когда у ребенка большой (массивный) и неповоротливый язык.

Применяется для постановки свистящих звуков при призубном сигматизме и для постановки звуков «Л», «ЛЬ».

С его помощью осуществляют постановку шипящих звуков.

Шариковый зонд. Используется для постановки звуков «Р», «РЬ».

Логопедические зонды и другие товары Вы можете приобрести в нашем интернет- магазине «Все для логопеда».

Источник

Зондозаменители в работе логопеда

какие зонды для каких звуков. Смотреть фото какие зонды для каких звуков. Смотреть картинку какие зонды для каких звуков. Картинка про какие зонды для каких звуков. Фото какие зонды для каких звуков Людмила Ярошенко
Зондозаменители в работе логопеда

ЗОНДОЗАМЕНИТЕЛИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА

Речь – это форма общения людей, способность выражать свои мысли словами, умение говорить. Овладение речью это сложный психический процесс, зависящий от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Речь ребенка формируется ещё на первом году жизни. Уже когда возникает лепет, ребенок воспроизводит звуки при обращении к нему.

Звуки образуются в результате работы артикуляционного аппарата, то есть воспроизведение звука возможно, если артикуляционный аппарат в состоянии принять соответствующее положение, имеет достаточную подвижность мышц,принимающих участие в образовании звука: должно произойти смыкание губ, сближение языка с зубами или твердым нёбом, так же изменяется форма языка.

Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная. Поэтому ребёнок усваивает сначала простые по артикуляции звуки, а более сложные появляются позднее. Если наблюдается задержка в воспроизведении звуков, то возможно у ребёнка имеются дисфункции в работе артикуляционного аппарата. Диагностикой и исправлением нарушения звуковоспроизведения и звукопроизношения занимаются логопеды. Именно когда нарушение тонуса мышц являются доминантными, то хорошим способом для решения таких ситуаций является логопедический массаж.

В своей практике чаще всего использую зондовый массаж. Зонды – это специальные инструмент из проволоки, предназначенный для механического воздействия на язык, щёки и другие органы артикуляции.

Однако у этого способа существует и существенные недостатки: хорошие зонды стоят не дешево, требуют стерилизации, дети не всегда с радостью воспринимают такой массаж.

Последнее время многие логопеды стали использовать для постановки звуков разные зондозаменители. Разными палочками или разными предметами, например, помимо постановки звуков, можно также делать и массаж расслабляющий, постукивающий, также зондозаменители могут быть использованы для активирующего массажа. Массаж может проводиться щечный, для губ, для языка, для полости рта и т. д. Они могут ими похлопывать, пошлепывать, потряхивать язык. Массаж можно делать абсолютно разными зондозаменителями.

Зондозаменители являются индивидуальными для каждого ребенка, не требуют специальной стерилизации. Ребёнок сам может выбрать себе понравившийся ему зондозаменитель.

Детям очень нравится работать с зондозаменителями, у них нет рвотного рефлекса, они не боятся этих интересных штуковин, и с удовольствием могут их держать в руке произнося тот или иной звук, помогая себе зондозаменителем.

Можно выделить несколько видов зондозаменителей.

Маленькие зондозаменители, хороши для постановки свистящих звуков, когда ребенок не может самостоятельно образовать желобок вдоль средней линии языка (при боковом, носовом и губно-зубном произношении свистящих звуков). Инструмент для индивидуального использования. В некоторых случаях зондозаменитель можно использовать для вызывания звука «Р».

Палочки от чупа-чупса, коктейльные трубочки

Ими удобно вырабатывать воздушную струю для постановки свистящих звуков. Использовать индивидуально. Обработке не подлежат.

Шариковый зондозаменитель

Применяется при постановке звука «Р» (принцип работы такой же, как постановочным логопедическим зондом №1 из набора Ф. А. Рау). Ребенок должен широко открыть рот, поднять язык за альвеолы и часто произносить звук Д. Логопед или родитель делает под языком в поперечном направлении колебательные движения. Постепенно язык начинает вибрировать. Может быть использован для массажа языка. Зондозаменитель рекомендуется для индивидуального использования. Обрабатывается теплой кипяченой водой и, при желании, спиртом.

Используется на логопедических занятиях для помощи в образовании «желобка» при постановке звука С. Используется как индивидуальный зонд.

Используется для проведения обкалывающего массажа как вилочковый зонд № 1 (из набора Е. В. Новиковой) для активизации жевательных и мимических мышц, а также мышц языка. Используются два приема «обкол» и «обкол с прокачиванием». При обколе используются частые, легкие движения, движения мелкие.Обкол с прокачиванием делается так: поставив зонд на определенное место, покачиваем его вперед, назад, вправо, влево в течение 4- 6 секунд. Можно производить вращательное движение, погрузив зонд в мышцы. Острая часть обязательно затупляется!

Используется для логопедического массажа. Мягкие колючки на рабочей поверхности позволяют проводить активирующий массаж мимических и жевательных мышц лица, мышц языка. Эта палочка безопасна для ребенка и не вызывает неприятных ощущений. Такой зондозаменитель можно использовать как вилочковый зонд №1 (из набора Е. В. Новиковой). Ручка также может использоваться в логопедической работе. Ею можно похлопывать, пошлепывать, потряхивать язык во время проведения логопедического массажа.

Палочка для коктейля имеет яркую окраску, на одном конце имеет шарик, которым можно сделать массаж языка, а на другом конце красивую фигурку.

Зубные щетки также можно использовать для массажа. Выбирать щетку следуем с мягкой щетиной, а лучше с силиконовыми щетинками, которые не травмируют нежную слизистую оболочку полости рта и языка.

Для некоторых пассивных движений артикуляционной гимнастики подходят медицинские деревянные шпетели.

Благодаря моей работе с зондозаменителями, конечно эффективность постановки звуков увеличивается, так как интересно и ребенку и родителям, когда у них что-то получается!

Однако ни зондами, ни зондозаменителями не удастся сделать качественный массаж всех мышц, участвующих в акте звуковоспроизведения. Тогда на помощь приходит классический ручной логопедический массаж, позволяющий глубоко и качественно промассировать не только мимические мышцы и язык, о так же жевательные мышцы и височно-нижнечелюстной сустав. Такой массаж не только помогает нормализовать тонус мышц, нормализуется не только произносительная сторона речи, но и улучшает эмоциональное состояние ребенка.

Классический ручной массаж включает в себя подготовительный этап (массаж грудной клетки, массаж, головы, шеи); работу с мимическими мышцами и непосредственно массаж языка.

Таким образом поэтапно, как бы послойно, происходит разогревание всех мышц, улучшение в них иннервации и кровообращения.

Массаж не потребует много времени и его легко сделать во время занятия, а правильная биомеханика массажа позволить улучшить качество самого массажа, сделав его комфортным как для ребёнка, так и для логопеда.

Учитель-логопед МБДОУ № 118

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

какие зонды для каких звуков. Смотреть фото какие зонды для каких звуков. Смотреть картинку какие зонды для каких звуков. Картинка про какие зонды для каких звуков. Фото какие зонды для каких звуковКонсультация «Буккальный массаж в работе логопеда» Цель: познакомить педагогов, родителей с универсальной техникой массажа, которая несет не только эстетический, но и выраженный оздоровительный.

какие зонды для каких звуков. Смотреть фото какие зонды для каких звуков. Смотреть картинку какие зонды для каких звуков. Картинка про какие зонды для каких звуков. Фото какие зонды для каких звуковДидактические игры помощники в работе логопеда «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни».К. Д. Успенский Очень много сказано о важности.

какие зонды для каких звуков. Смотреть фото какие зонды для каких звуков. Смотреть картинку какие зонды для каких звуков. Картинка про какие зонды для каких звуков. Фото какие зонды для каких звуковФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

какие зонды для каких звуков. Смотреть фото какие зонды для каких звуков. Смотреть картинку какие зонды для каких звуков. Картинка про какие зонды для каких звуков. Фото какие зонды для каких звуковФотоотчет «ИКТ в работе логопеда» ИКТ в работе логопеда. В современном образовательном пространстве всё большее место занимают компьютерные технологии. Не обошли эти прогрессивные.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

какие зонды для каких звуков. Смотреть фото какие зонды для каких звуков. Смотреть картинку какие зонды для каких звуков. Картинка про какие зонды для каких звуков. Фото какие зонды для каких звуковОпыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.

Источник

Постановочные логопедические зонды

Чаще всего к логопеду обращаются по поводу нарушенного звукопроизношения. Родители считают допустимым, если к 4 годам ребенок допускает грамматические ошибки или упрощает структуру слова, если словарный запас ребенка беден, но вот если у него не сформировались звуки, то к логопеду родители обратятся. Да и обращения взрослых – это на 90% неправильное звукопроизношение. Коррекция звукопроизношения может осуществляться по подражанию или с механической помощью. Может использоваться комбинация этих двух способов.

Первый способ наиболее физиологичен и используется при коррекции дислалий. Ребенок по подражанию «находит» нужную позу. Этому может предшествовать работа по развитию артикуляторной моторики при помощи артикуляционной гимнастики. Иногда коррекции предшествует логопедический массаж и упражнения, направленные на выработку воздушной струи.

Второй способ основывается на использовании логопедических зондов и шпателей. Часто логопеды используют для постановки звуков всевозможные подсобные предметы – зубную щетку, чайную ложку, соску, спички, ватные палочки, пальчик и т. д. Сейчас стали популярны постановочные зонды из пищевой пластмассы, похожие на игрушки или на леденцы.

Традиционно используются логопедические зонды. Они могут быть изготовлены из титана или нержавейки (проволока). Такие зонды гигиеничны. Они хорошо обрабатываются дезинфицирующими средствами, выдерживают

кипячение. Каждому ребенку необходим свой персональный набор зондов. Гарантией полной гигиенической безопасности является кипячение или автоклавирование зондов пере каждым использованием. Во время занятия они обрабатываются спиртом, а после занятия замачиваются в дезинфицирующем растворе. Зонды должны храниться в контейнере, который тоже необходимо кипятить. Минимальный комплект содержит 6 зондов. Этого достаточно для работы над всеми группами звуков. Есть комплекты из 8 и 12 зондов. Можно приобрести зонды на отдельные звуки. Зонды из пищевой пластмассы не выдерживают кипячения и используются только как индивидуальный инструмент.

Третий способ основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играет подражание и объяснение. В дополнении к этому применяется механическая помощь.

Описание логопедических зондов

Опытные логопеды используют зонды многофункционально. Так зонды для постановки заднеязычных звуков могут быть успешно использованы для постановки шипящих. Массажный зонд «крестовина» может быть использован для постановки заднеязычных звуков и шипящих и т.д.

Инструмент для вызывания звука Л. Рекомендуется использовать при повышенном тонусе языка, когда спазмирована спинка. Им можно выполнять и элементы инструментального массажа.

Зонд для постановки шипящих звуков

Все логопеды используют этот инструмент по-своему. Он действительно универсален. Им можно поглаживать и пошлепывать язык во время массажа. Можно использовать его и для выполнения не прерывистых вибраций. Удобен для вызывания шипящих звуков.

Зонд для постановки звука С. На начальном этапе работы помогает ребенку удерживать «желобок».

Зонд для постановки звука С. На начальном этапе работы помогает ребенку удерживать «желобок». А в последствии этим инструментом можно помочь ребенку при выполнении упражнения «киска сердится».

Логопедические зонды и другие товары Вы можете приобрести в нашем интернет-магазине «Все для логопеда».

Источник

Какие зонды для каких звуков

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Формирование речевых навыков – это очень важный этап в развитии детей.

Статья:

Формирование речевых навыков – это очень важный этап в развитии детей. Если в процессе становления речи были допущены ошибки, то у ребенка могут возникнуть проблемы с произношением.

Есть несколько методик, позволяющих восстановить звукопроизношение, одной из которых является логопедический массаж. Он применяется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж крайне важным для обеспечения эффективности логопедического воздействия.

Для его проведения часто используются логопедические зонды – это специальные инструменты, которые используются для механического воздействия на мышцы периферического речевого аппарата, к которым относятся прежде всего мышцы языка и губ, а также щек и мягкого нёба. Именно эти мышцы обеспечивают речепроизводство.

Основные виды зондов

Зондовая коррекция – это сугубо отечественное изобретение. На практике используются следующие зонды:

Постановочные зонды

Первопроходцем в плане постановки звуков с помощью этих инструментов является известный дефектолог Ф. А. Рау.

Постановочные зонды используются следующим образом: ребенку предлагается произносить по несколько раз определенный звук, при этом во время повторения при помощи зонда логопед меняет артикуляционную позицию. С помощью этой методики удается добиться правильного произношения.

Смысл в том, чтобы после нескольких занятий ребенок мог сам без помощи логопеда поставить язык в нужную позицию при произношении звука.

Массажные зонды

Зондовый массаж проводится в тех случаях, когда более простыми способами (по подражанию, постановкой от других звуков, механическим способом или постановкой звука от артикуляционного уклада) не удается исправить неправильное произношение ребенка.

Одним из авторов зондов и самой системы массажа является Елена Новикова.

К массажу по Новиковой есть несколько показаний:

Выделяют несколько разновидностей массажных зондов по Новиковой:

Вилочка. Используется для активизации мимических и жевательных мышц, а также мышц языка.

какие зонды для каких звуков. Смотреть фото какие зонды для каких звуков. Смотреть картинку какие зонды для каких звуков. Картинка про какие зонды для каких звуков. Фото какие зонды для каких звуков

Восьмерка. Используется для постановки звуков, а также для логопедического массажа. Может использоваться как «шпатель» при массаже языка.

какие зонды для каких звуков. Смотреть фото какие зонды для каких звуков. Смотреть картинку какие зонды для каких звуков. Картинка про какие зонды для каких звуков. Фото какие зонды для каких звуков

Саночки (большие, средние, малые). Большие саночки удобны для массажа боковых краев языка (Новикова рекомендует использовать его для постановки шипящих звуков). Средние саночки применяются для активирующего массажа языка. Малые саночки отличаются меньшим захватом массируемого участка, но они тоже являются хорошим активирующим инструментом.

какие зонды для каких звуков. Смотреть фото какие зонды для каких звуков. Смотреть картинку какие зонды для каких звуков. Картинка про какие зонды для каких звуков. Фото какие зонды для каких звуков

Топорик. С его помощью выполняется два приема – скольжение (по типу бритья) и «рубка» с плотным нажатием.

какие зонды для каких звуков. Смотреть фото какие зонды для каких звуков. Смотреть картинку какие зонды для каких звуков. Картинка про какие зонды для каких звуков. Фото какие зонды для каких звуков

Крестовина. Используется для активизации работы мышц заднеязычной зоны (путем нажимания на язык и отодвигания его назад). Используется также для постановки звуков (шипящие, К, Г, Х, Р).

какие зонды для каких звуков. Смотреть фото какие зонды для каких звуков. Смотреть картинку какие зонды для каких звуков. Картинка про какие зонды для каких звуков. Фото какие зонды для каких звуков

Толкачик. Может использоваться по той же схеме, что и крестовина. Уровень воздействия зависит от тонуса мышц (чем он ниже, тем более интенсивно нужно давить).

какие зонды для каких звуков. Смотреть фото какие зонды для каких звуков. Смотреть картинку какие зонды для каких звуков. Картинка про какие зонды для каких звуков. Фото какие зонды для каких звуков

Щипцы. С их помощью проводится активизация и массаж мышц языка, губ, скул и щек.

какие зонды для каких звуков. Смотреть фото какие зонды для каких звуков. Смотреть картинку какие зонды для каких звуков. Картинка про какие зонды для каких звуков. Фото какие зонды для каких звуков

Лебедушка. Это единственный инструмент, который подходит для массажа мягкого нёба.

какие зонды для каких звуков. Смотреть фото какие зонды для каких звуков. Смотреть картинку какие зонды для каких звуков. Картинка про какие зонды для каких звуков. Фото какие зонды для каких звуков

Скользящий. Используется для массажа мышц языка, скул, губ и щек. Используется при активирующем и расслабляющем массаже.

какие зонды для каких звуков. Смотреть фото какие зонды для каких звуков. Смотреть картинку какие зонды для каких звуков. Картинка про какие зонды для каких звуков. Фото какие зонды для каких звуков

Подтягивающий. Можно использовать для осмотра зоны под языком (если малыш сам не может поднять язык). С его помощью можно вызывать шипящие звуки.

какие зонды для каких звуков. Смотреть фото какие зонды для каких звуков. Смотреть картинку какие зонды для каких звуков. Картинка про какие зонды для каких звуков. Фото какие зонды для каких звуков

Многие из инструментов взаимозаменяемы. На практике используются не только эти логопедические зонды, но и другие виды инструментов:

Обработка и хранение инструментов

Каждый комплект инструментов используется один раз, после чего его нужно обработать:

В дальнейшем комплект зондов хранится УФ-бактерицидной камере, что исключает заражение болезнетворными микроорганизмами.

Рекомендуем использовать для каждого ребенка набор индивидуальных логопедических инструментов. Научите родителей ежедневно стерилизовать логопедические зонды и правильно их хранить.

Источник

ТЕХНОЛОГИИ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ С ПОМОЩЬЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗОНДОВ

ТЕХНОЛОГИИ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ С ПОМОЩЬЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗОНДОВ

ТЕХНОЛОГИИ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ С ПОМОЩЬЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗОНДОВ

какие зонды для каких звуков. Смотреть фото какие зонды для каких звуков. Смотреть картинку какие зонды для каких звуков. Картинка про какие зонды для каких звуков. Фото какие зонды для каких звуков

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ

Недостатки произношения фонем имеют, как правило, различную природу и требуют дифференцированного лого­педического подхода.

Сущность логопедического воздействия при нарушениях звукопроизношения заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков, что достигается при помощи специальной системы педагогической коррекции.

Существуют три основных способа постановки и коррек­ции звукопроизношения: подражание, механическое воздей­ствие и третий способ — смешанный. При любом из назван­ных способов следует учитывать артикуляционное родство между фонемами и при их постановке или коррекции опи­раться на правильно произносимые родственные фонемы.

Логопедическое воздействие должно производиться сис­тематично и последовательно, с рациональным распределе­нием упражнений во времени и интервалов между ними. Дли­тельность занятий зависит от возраста и характера нарушения.

Большое место в коррекционной работе занимает арти­куляционная гимнастика, которая применяется чаще всего при постановке звуков.

Целью артикуляционной гимнастики является выработ­ка правильных, полноценных движений органов артикуля­ции, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционные упражнения начинаются с укладов по подражанию, а при невозможности — с движений, произво­димых специальными логопедическими зондами, механичес­ким способом.

Проволочные зонды — щупы предназначены для меха­нического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи у лиц с различными по степени тяжести нарушениями звукопроизношения, в том числе глухих и слабослышащих.

Логопед просит ребенка произнести звук или слог, по­вторить его несколько раз и во время повторения при помо­щи зонда меняет артикуляционный уклад звука. В результате получается другой звук или слог. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуля­ции только подчиняются действиям логопеда. Пассивные дви­жения постепенно переводятся в пассивно-активные, а за­тем в активные. После длительных тренировок органы артикуляции принимают необходимую позу без механичеcкой помощи.

Применение механических средств во многих случаях значительно облегчает задачу постановки звуков и позволя­ет экономить время. Однако не следует злоупотреблять ими и применять их тогда, когда тот же эффект может быть до­стигнут естественным путем — путем подражания.

Рассмотрим постановку звуков с помощью логопедичес­ких зондов.

Технология постановки звука Р

какие зонды для каких звуков. Смотреть фото какие зонды для каких звуков. Смотреть картинку какие зонды для каких звуков. Картинка про какие зонды для каких звуков. Фото какие зонды для каких звуков

Технология постановки звука Ц

Зондом логопед удерживает кончик языка ребенка у ниж­них резцов или помещает зонд между передней частью спин­ки языка и зубами и просит ребенка произнести слог та или сочетание согласных тс с сильным выдохом. В момент произнесения ребенком взрывного элемента слога логопед слегка надавливает на язык, слышится фрикативный шум, присоединяющийся без интервала к взрывному шуму, в ре­зультате слышится слитный звук ц.

Технология постановки звуков С и 3

какие зонды для каких звуков. Смотреть фото какие зонды для каких звуков. Смотреть картинку какие зонды для каких звуков. Картинка про какие зонды для каких звуков. Фото какие зонды для каких звуков

Ребенок многократно произносит слог та, да. Логопед вводит зонд между альвеолами и кончиком языка и слег­ка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую, выдыхаемая струя воздуха производит сви­стящий шум. Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эф­фекта.

Технология постановки звука Л

Логопед просит ребенка произнести слог ля. Затем вво­дит зонд так, чтобы он оказался между твердым небом и средней частью спинки языка и нажимает на язык вниз— вправо или влево. Зацепив зонд кончиком языка, язык прижать к верхним альвеолам и добиваться произнесения звука Л.

Технология постановки звука Ш

какие зонды для каких звуков. Смотреть фото какие зонды для каких звуков. Смотреть картинку какие зонды для каких звуков. Картинка про какие зонды для каких звуков. Фото какие зонды для каких звуков

Технология постановки звука Ж

При наличии фонемы з не трудно получить фонему ж с помощью зонда тем же способом, который был указан для постановки ш от с.

Технология постановки звука Щ

Ребенок несколько раз произносит слог си с протяжен­ным свистящим элементом: сиси. Затем логопед вводит зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподни­мает его, несколько отодвигая назад.

Технология постановки звука Ч

Ребенок произносит несколько раз слог атс или сочета­ние согласных тш с некоторым усилением выдоха на со­гласном элементе. В момент произнесения логопед с помо­щью зонда слегка отодвигает назад кончик языка.

Тот же эффект может быть получен при введении зонда под язык. В момент произнесения логопед слегка приподни­мает язык и несколько отодвигает его назад подложенным под него зондом — появится верхнее «ч», если же просто отодвигает, то нижнее.

Технология постановки звука К

Ребенок несколько раз произносит слог та. В момент произнесения логопед зондом постепенно отодвигает язык назад, надавливая на переднюю часть спинки языка. По ходу движения языка вглубь слышится сначала слог тя, потом кя, затем ка.

Технология постановки звука X

Способ постановки звука «х» при помощи зонда аналоги­чен тому, с помощью которого ставится «к» от «т». Ребенка побуждают произнести слог сса, протягивая согласную фо­нему, а зондом нажимают на переднюю часть спинки язы­ка, удерживая его за нижними резцами.

Технология постановки звука Г

Фонема г ставится аналогично приему постановки к от т. При произнесении слога да вводится зонд, который на­жимает на язык и выгибает его, удерживается в таком поло­жении получения до слогов да, дя, гя, га.

Технология постановки звука Й

Механический способ постановки «й» от фонемы «з» ана­логичен тому, как фонема «х» ставится от «с», но с той разницей, что завершающим является не третий, а второй этап работы. Ребенка побуждают произнести слог за (протя­гивая согласную фонему) и нажимают зондом на самую пе­реднюю часть языка, в результате чего получается нечто среднее между за и жа. Затем зонд продвигается несколько глубже, пока не будет услышано четкое йа. Далее предлага­ются сочетания зо, зу, зе; азо, азу, азе, получаются слоги йо(е), йу(ю), йе(е), ае, аю, ае.

Комплект логопедических зондов может использоваться и для проведения массажа у лиц с дизартрическими рас­стройствами.

Логопедический массаж — часть комплексной логопе­дической работы, направленной на коррекцию речевых рас­стройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно важно его использование на начальных этапах. Нередко массаж является необхо­димым условием эффективности логопедического воздей­ствия. При преодолении артикуляторных нарушений ло­гопедический массаж применяется наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнас­тикой.

Нарушение мышечного тонуса всегда в большей степени выражено в мышцах языка.

При массаже языка дополнительно могут использовать­ся такие приспособления, как постановочные или массажные зонды (последние разрабо­таны Е. В. Новиковой).

При использовании логопедических зондов массажные движения выполняются в трех направлениях:

горизонтальном: от кончика к корню языка и наоборот;

вертикальном: ритмичное надавливание на язык;

Воздействие осуществляется с помощью следующих дей­ствий: поглаживание, штрихование, рубление, надавливание, вибрация (легкая и сильная), постукивание, ввинчивание.

В этом случае при выполнении массажных движений следует учитывать, что:

при расслабляющем массаже движения должны быть легкими (поглаживание, легкое надавливание и легкая виб­рация);

при активизирующем массаже, напротив, движения дол­жны быть энергичными (штрихование, рубление, надавли­вание, сильная вибрация, постукивание, ввинчивание).

Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, наоборот, повысить его при вялых парезах артикуляци­онной мускулатуры, помогает формированию и осуществле­нию активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Таким образом, комплект логопедических зондов может быть использован как в подготовительной работе к массажу в наиболее сложных случаях, так и при постановке звуков традиционными способами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *