какие зубы отвечают за речь

Какие зубы отвечают за речь

Исследованием функции жевания у детей 3-6 летнего возраста методом мастикациографии удалось выяснить характер рефлекторных движений нижней челюсти в процессе жевания.

При этом определилось пять основных типов: замедленный, неравномерный, дробящий, смешанный и размалывающий. Каждому типу свойственен особый «почерк» графического изображения кривых мастикациограмм, с различным периодом жевания, различной высотой жевательных волн и интервалами между ними.

Метод мастикациографии позволяет объективно проследить изменение функции жевания в процессе формирования жевательного аппарата, изучить физиологию жевательного аппарата у человека в возрастном аспекте.
Нарушения функции речи у детей могут быть вызваны анатомофизиологическими особенностями органов речи, слуха, центральной нервной системы, возрастными отклонениями.

Зависимость четкости произношения от морфологических особенностей и функциональной полноценности зубочелюстной системы и формы нёба не подлежит сомнению.
В отечественной литературе вопросам речевой патологии в последние годы уделяется все больше и больше внимания. Наряду с развитием логопедической помощи рассматривается вопрос о влиянии аномалий и деформаций артикуляторного аппарата — зубочелюстной системы на чистоту речи (Н. А. Омельченко). Автору удалось разрешить спорный вопрос между врачами и логопедами — влияют ли аномалии артикуляторного аппарата на чистоту речи.

какие зубы отвечают за речь. Смотреть фото какие зубы отвечают за речь. Смотреть картинку какие зубы отвечают за речь. Картинка про какие зубы отвечают за речь. Фото какие зубы отвечают за речь

Некоторые авторы считают, что аномалии артикуляторной системы (деформации прикусов) не являются помехой и речь может быть исправлена при помощи только логопедических приемов. Это положение будет правильно только в отношении роли языка в звукообразовании, но, как указывает Н. А. Омельченко, «хотя язык и имеет значение в образовании звуков, он, по-видимому, не играет главной роли».

Другие полагают, что основная роль в образовании звуков принадлежит различным отделам полости рта — мягкому нёбу (Вест, Кеннеди и др.). Кнобель указывает, что в этиологии нарушенного произношения свистящих звуков значительное место занимают деформации прикуса и аномалии положения зубов.

С. Борел-Майзони (Borel-Maisonny) считает, что чаще всего недостатки речи связаны с верхним или нижним прогнатизмом, вследствие которого неправильно произносятся звуки т, д, л, н, с, з.

Н. А. Омельченко среди обследованных 203 детей с деформациями зубочелюстной системы выявил неправильное произношение у 73 (33%) и нормальное произношение у 150 (67%).

Из группы детей с косноязычием у 87 обнаружены аномалии зубочелюстной системы. Чаще всего отмечалось дефектное произношение звуков: р, л, с, ш. Эти данные говорят о том, что деформации зубочелюстной системы оказывают влияние на четкость произношения. Следовательно, эффективность логопедических вмешательств зависит и от ортодонтической терапии и содружества этих специалистов.

Источник

Влияние прикуса на речь

какие зубы отвечают за речь. Смотреть фото какие зубы отвечают за речь. Смотреть картинку какие зубы отвечают за речь. Картинка про какие зубы отвечают за речь. Фото какие зубы отвечают за речь

какие зубы отвечают за речь. Смотреть фото какие зубы отвечают за речь. Смотреть картинку какие зубы отвечают за речь. Картинка про какие зубы отвечают за речь. Фото какие зубы отвечают за речь

В современном мире постоянно растет количество речевых расстройств у детей и подростков. Причиной часто является неправильный прикус, который сформировался еще в раннем возрасте и влияет на речь.

Почему возникает

Все дети появляются на свет с недоразвитой нижней челюстью. По мере того, как они взрослеют, активное сосание во время естественного вскармливания способствует формированию нормального взаимоотношения между челюстями. По этой причине, очень важно кормить ребенка грудью. Также, большое значение имеет своевременный ввод прикорма для развития жевательной функции.

Формирование неправильного прикуса может происходить по следующим причинам:

Прикус может испортиться и во взрослом возрасте из-за деформаций челюсти (при ударах, травмах) или после удаления отдельных зубов.

Норма и патология

Правильный прикус называется еще ортогнатическим. Для него характерны следующие признаки:

Выделяют несколько разновидностей неправильного прикуса. Вот они:

какие зубы отвечают за речь. Смотреть фото какие зубы отвечают за речь. Смотреть картинку какие зубы отвечают за речь. Картинка про какие зубы отвечают за речь. Фото какие зубы отвечают за речь

Все вышеперечисленные варианты могут приводить к нарушениям звукопроизношения. Если присутствует проблема в виде укороченной или утолщенной уздечки, то ситуация еще больше усугубляется. Конечно, это наблюдается не у всех, ведь компенсаторные возможности организма огромны.

Как неправильный прикус влияет на дикцию

Уже в возрасте 4-5 лет речь ребенка становится понятной, и выявляются конкретные дефекты. Аномалии прикуса влияют на произношение шипящих и свистящих звуков. Возникают сигматизмы (боковой, призубный, межзубный и прочие). Нередко страдают звуки «Р» и «Л».

Для родителей очень важно своевременно заметить проблему. Нужно обратиться к ортодонту и тот подберет необходимую терапию. Если понадобится, то направит к другим специалистам (неврологу, отларингологу) для обследования и пролечивания имеющихся патологий.

Следует, помнить, что со многими нарушениями проще справиться на самом раннем этапе. В детском возрасте челюстные кости и зубы еще податливы и легко поддаются коррекции.

Способы лечения

У ортодонтов есть широкий ассортимент корректирующих устройств, позволяющих исправить прикус. Для малышей есть специальные ортодонтические пустышки со скошенными сосочками. Чтобы захватить такую соску, ребенок выдвигает верхнюю челюсть немного дальше, чем обычно. Данное приспособление способствует укреплению нижней челюсти и правильному росту челюстного аппарата.

Подробнее о других современных методах:

какие зубы отвечают за речь. Смотреть фото какие зубы отвечают за речь. Смотреть картинку какие зубы отвечают за речь. Картинка про какие зубы отвечают за речь. Фото какие зубы отвечают за речь

Помимо ортодонтического лечения, в большинстве случаев рекомендованы занятия с логопедом. Комплексный подход обязательно даст хорошие результаты и в более быстрый срок.

Для лечения взрослых в основном используются элайнеры или брекеты. Конкретный вариант подбирает врач в зависимости от имеющегося дефекта и платежеспособности пациента.

Профилактика

Главным профилактическим мероприятием в развитии зубочелюстных аномалий и речевых нарушений является предотвращение и устранение вредных привычек. Для этого врачи предлагают эффективные средства (например, вестибулярные пластинки). Большое значение имеет правильное дыхание. Нельзя допускать развития хронических ЛОР патологий. Ротовое дыхание приводит к сужению верхней челюсти в боковых участках. Что касается младенческого возраста, то тут нужно постараться сохранить естественное вскармливание. При искусственном вскармливании отверстие в бутылочке не должно быть слишком большим.

Неправильный прикус приводит не только к проблемам с дикцией, но и к другим серьезным нарушениям. Поэтому нельзя оставлять данную проблему без внимания. Лечение проводится как у детей, так и у взрослых.

Источник

Прикус и речь

какие зубы отвечают за речь. Смотреть фото какие зубы отвечают за речь. Смотреть картинку какие зубы отвечают за речь. Картинка про какие зубы отвечают за речь. Фото какие зубы отвечают за речь

Медицина ушла далеко вперед, но в связи с низким уровнем просветительной работы не все обращаются за помощью квалифицированного врача вовремя. Нарушения речи у детей диагностируют в возрасте 3 лет. На этом этапе у ребенка сформирован прикус и закреплены вредные привычки. К сожалению, не все родители вовремя замечают проблему и не придают ей достаточное значение. Неправильный прикус служит предпосылкой для развития дефектов речи. И наоборот, неправильно поставленная речь может оказывать влияние на формирование зубочелюстного аппарата.

Взаимосвязь между формой прикуса и речью

Неправильная речь также оказывает негативное воздействие на формирование прикуса. Привыкая произносить звуки неверно, ребенок формирует и закрепляет привычку неправильного положения челюсти во время разговора.

Замечая какие-либо дефекты в речи ребенка, родители ведут его к одному специалисту – логопеду. Отчасти это верное решение. Если проблема речи заключается в неправильном положении языка, а других дефектов нет, логопед справиться со своей задачей на отлично. В случае если присутствуют нарушения зубочелюстной системы, потребуется смежное лечение нескольких специалистов.

Эффективность лечения напрямую зависит от взаимодействия логопеда со смежными врачами. Перед тем, как приступить к лечению, логопеду необходимо иметь заключение о состоянии зубочелюстной системы от ортодонта и хирурга-стоматолога. Полноценные сведения о состоянии артикуляционного аппарата ребенка помогут выстроить грамотную схему коррекции нарушения речи.

какие зубы отвечают за речь. Смотреть фото какие зубы отвечают за речь. Смотреть картинку какие зубы отвечают за речь. Картинка про какие зубы отвечают за речь. Фото какие зубы отвечают за речь

Причины развития аномалий зубочелюстной системы

Причины аномалий можно разделить на две категории:

К наследственным причинам следует отнести неправильное развитие челюстей, расщелину твердого неба, короткую уздечку языка. По возможности причины корректируются хирургическим вмешательством.

Список ненаследственных причин очень обширный и напрямую зависит от родителей. Основной вклад в развитие неправильного прикуса вносят вредные привычки, которые нарушают естественное развитие челюстно-лицевой системы ребенка.

В результате у ребенка происходит неправильное формирование нижней челюсти, деформация зубных дуг, отрытый прикус. Если родители замечают какую-либо вредную привычку, необходимо избавиться от нее как можно раньше. Чем дольше ребенок практикует вредные привычки, тем глубже укореняется рефлекс. Эти действия становятся автоматическими, ребенок не замечает, как начинает повторять эти движения снова и снова. Профилактика и устранение вредных привычек наиболее важное и действенное звено в предотвращении развития аномалий зубочелюстной системы.

Особенности коррекции прикуса у взрослых

У взрослого зубочелюстной ряд полностью сформирован, поэтому коррекция прикуса и дефектов речи проводится дольше. Принципы лечения мало отличаются от схем коррекции нарушений у детей. Требуется совместная работа логопеда и ортодонта. Постепенный отказ от вредных привычек, специальные упражнения на развитие силы языка и круговой мышцы рта будут незаменимым дополнением к основному лечению.

Последствия отказа от коррекции

На первый взгляд последствия от неправильного прикуса не кажутся критичными. Первым в голову приходит только косметический дефект. На самом деле проблем намного больше. При неправильном прикусе скалываются пломбы, по причине повышенного контакта зубов их эмаль стирается быстрее, губы западают, оголяются корни зубов. Нарушается правильная работа височно-нижнечелюстного сустава.

Формирование красивой речи невозможно без правильного развития челюстно-лицевой системы. Коррекцию нарушений можно проводить в любом возрасте. Родителям необходимо следить за своими детьми и при первых признаках патологии незамедлительно обращаться к врачу. Важно помнить, что профилактировать возникновения патологий прикуса значительно проще, чем проходить длительное лечение.

Источник

Взаимосвязь речевых патологий с зубочелюстными аномалиями и их миофункциональная коррекция

Речь — основное средство общения, основа мышления. Правильному функцио­нированию речевых способностей располагают правильные функции речевых органов, нормальный слух, достаточное общение со взрослыми, полноценное речевое окружение. Челюстно-лицевая область, как и все другие системы человеческого организма, является функциональной саморегулирующейся системой, способной адаптироваться к изменяющимся внешним условиям. Но неправильное распределение мышечного давления при жевании, а также при нарушении функций дыхания, глотания и речеобразования — основная причина большинства аномалий и деформаций челюстно-лицевой области. В последнее время миофункциональные нарушения челюстно-лицевой области становятся серьезной проблемой и все чаще встречаются как у детей, так и у взрослых.

Зачастую логопед является первым, к кому обращаются за помощью родители детей с миофункциональными проблемами, потому что нарушение речи беспокоит их. При подобных нарушениях очень важно своевременно поставить ребенку правильный диагноз и разъяснить родителям первопричину нарушений как комплексную проблему, а не только как речевую. Здесь может потребоваться консультация и помощь других специалистов — ортодонта, хирурга-стоматолога, отоларинголога.

Среди наиболее часто встречающихся аномалий строения полости рта, нуждающихся в коррекции в дошкольном возрасте, являются: аномальные прикрепления уздечки языка, верхней и нижней губы, мелкое преддверие полости рта, сверхкомплектные зубы. Укороченную уздечку языка выявляют иногда у родителей или близких родственников детей, что можно считать семейной особенностью. При этом и аномалии прикуса бывают аналогичными, и тогда звуки «р», «л», «с», а также шипящие звуки при укороченной уздечке языка обычно произносятся неправильно.

Важно учитывать степень зависимости правильной артикуляции звука от конкретной аномалии в строении артикуляционного аппарата. Так, при механической дислалии нередко приходится предварительно корректировать аномалии в строении зубочелюстной системы ребенка для последующей правильной постановки звуков.

Речевые патологии являются на сегодняшний день широко распространенной проблемой. Совместная работа врачей и педагогов в детских профилактических учреждениях позволяет рано выявлять подобные состояния отклонения от нормы в здоровье детей, врожденные и приобретенные заболевания, сказывающиеся на развитии речи и способствующие речевой патологии. Однако, несмотря на то что на сегодняшний день для проведения профилактической лечебной работы все есть: ортодонты, владеющие новыми миофункцональными методиками лечения, энтузиазм врачей, желающих проводить эту работу, — проблема остается актуальной ввиду низкой просветительской работы: родители не знают, что заниматься зубочелюстными аномалиями нужно с самого раннего возраста детей. Зачастую именно логопед является первым звеном обращаемости родителей детей с миофункциональными отклонениями, поскольку нарушения функции речи для родителей являются наиболее очевидным аспектом задержки развития ребенка. В большинстве же случаев речевые патологии так или иначе связаны с врожденными и приобретенными патологиями органов речи, поэтому нельзя ограничиваться обследованием ребенка, приступающего к занятиям с логопедом, лишь у психиатра, отоларинголога и окулиста, необходимо проведение тщательного осмотра врача-ортодонта с целью своевременного выявления нарушений в развитии зубочелюстной системы.

Нарушение речи у детей диагностируется после 3-летнего возраста, отклонения проявляются именно в период сформированного прикуса, когда у детей закрепляются вредные привычки. Развитие речи — сложный процесс, для правильного осуществления которого необходимы нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и правильное развитие органов, которые образуют речевой аппарат. К ним относятся: органы дыхания, жевания, вибраторы (голосовые связки), резонаторы (гортань, полость рта и носа) и артикуляторы (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, мягкое небо).

Механическая дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранности иннервации речевого аппарата, связанное с отклонениями в строении периферического речевого аппарата. Выделяют следующие виды механических дислалий: палатинальные, лингвальные, дентальные и лабиальные. Палатолалии связаны с патологией неба, глоссолалии — с аномалией языка или нарушением его функций, дентолалии — с нарушением формы или положения зубов.

Нарушение произношения звука [р] наблюдается при укороченной уздечке языка, сужении челюстей, глубоком прикусе, нарушении подвижности кончика языка. Для детей в возрасте от 3 до 5 лет эффективна тренировка с применением пластинки с бусинкой, для нормализации носового дыхания — дыхательных упражнений. При необходимости назначается пластика уздечки языка в возрасте 2—2,5 года. Для детей старше 5 лет рекомендуется использование трейнера Т4К.

Среди наиболее часто встречающихся аномалий строения полости рта, нуждающихся в коррекции в дошкольном возрасте, можно выделить следующие: аномальные прикрепления уздечки языка, верхней и нижней губы, мелкое преддверие полости рта, сверхкомплектные зубы.

Для произношения звука [т] характерно отдергивание нижней челюсти одновременно со взрывом язычно-небного затвора, производящего звук [т]. Расстояние между верхними и нижними резцами — до 5 мм. Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов и образует прочный затвор при произношении звука [т] и менее прочный при произношении звука [д]. Нарушение произношения этих звуков появляется при открытом прикусе, прокладывании языка между зубными рядами при неправильном глотании. Детям до 5 лет от прокладывания языка рекомендуется назначать пластинку с заслонкой, днем в течение 30 минут выполнять разминку мышц, поднимающих язык, для этого используется вестибулярная пластинка с бусинкой, а также детский трейнер Infant. Детям старше 5 лет для эффективной речевой коррекции рекомендуется миофункциональный трейнер Т4К.

При произношении шипящих звуков [ш] и [ж] губы несколько выпячены вперед, между ними, а также между верхними и нижними зубами должно быть минимальное расстояние. Между твердым небом и языком образуется щель, боковые края языка смыкаются с верхними жевательными зубами, а расширенный кончик языка приподнят, но с твердым небом не соприкасается. Искажению шипящих звуков [ш] и [ж] способствуют глубокий прикус, прогнатия, язычный наклон зубов. Рекомендуется комплексная тренировка при помощи вестибулярной пластинки с бусинкой и миофункционального трейнера Т4К.

Артикуляция звуков [с] и [з] производится следующим образом: верхние и нижние резцы сближены приблизительно на 1—1,5 мм и расположены или в одной фронтальной плоскости, или нижние резцы находятся немного лингвальнее. Язык в средней части приподнят, расширен. Кончик языка упирается в нижние резцы, а боковые его края прилегают к небным поверхностям верхних боковых зубов. Посередине спинки языка образуется продольный V-образный желобок. Проходя по нему, струя воздуха образует выраженный свистящий звук. Нарушение четкости звуков [с] и [з] обусловлено губно-зубным стигматизмом — нарушением правильного произношения свистящих звуков. При произношении звука [с] нижняя губа подтягивается к верхним резцам, «деформируя» речевой промежуток. При межзубном сигматизме язык помещается между верхними и нижними резцами и вместо свистящего оттенка акустически формируется шепелявость. Для призубного сигматизма характерно такое движение кончика языка, при котором он, упираясь в верхние резцы, закрывает выход струи воздуха.

Нарушение произношения звуков наблюдается при открытом прикусе, перекрестном прикусе, ротовом дыхании, инфантильном типе глотания. Детям до 5 лет от прокладывания языка показано использование пластинки с заслонкой или профилактической модели трейнера Infant, модели Т4К. Таким образом, важно учитывать степень зависимости правильной артикуляции звука от конкретной аномалии в строении артикуляционного аппарата. Так, при механической дислалии нередко приходится предварительно корректировать аномалии в строении зубочелюстной системы ребенка для последующей правильной постановки звуков. Вот почему для разработки правильного и последовательного плана лечения при подобных сочетанных патологиях очень важно обеспечить взаимодействие и эффективное сотрудничество логопеда и ортодонта, которые позволяют своевременно устранять анатомические нарушения в строении органов, участвующих в артикуляции, и корректировать челюстно-лицевое развитие ребенка в целом.

Литература

1. Калашникова И. Л. Вестибулярные пластинки в работе логопеда // Логопед. — 2004, № 3. — С. 121.
2. Костина Я. В., Чапала В. М. Коррекция речи у детей // Взгляд ортодонта. — 2008.

Источник

О влиянии нарушений прикуса на речь

В практике логопедической работы специалисты часто встречаются с речевыми нарушениями, которые появились в результате разнообразных аномалий прикуса. В этой статье мы поговорим о том, что такое прикус, как он влияет на формирование звукопроизношения, и о профилактики и коррекции речи совместно с ортодонтическим лечением.

Для начала разберемся, что же такое прикус.

Прикус – это соотношение зубных рядов верхней и нижней челюсти. Все дети рождаются с недоразвитой нижней челюстью (она немного смещена назад), но по мере взросления, при активном сосании и жевании формируются нормальные взаимоотношения между челюстями. Однако не всегда ребенок может активно сосать и жевать, тогда жевательные мышцы будут развиты недостаточно и челюсти могут неправильно сформироваться.

К нарушениям прикуса могут приводить:

Наиболее распространенными нарушениями прикуса являются:

Эти нарушения в строении могут привести к разнообразным дефектам звукопроизношения, причем страдать могут как сложные, так и простые звуки.

Очень важно родителям вовремя заметить неправильный прикус, и обратится за консультацией к врачу-ортодонту, например, когда ребенку 5-6 лет и у него начинается смена молочных зубов. Врач проведет осмотр и подберет нужное лечение. Лечить аномалии прикуса никогда не поздно, однако необходимо помнить, что чем раньше начать лечение, тем лучше.

Для взрослых людей в наше время иметь красивую улыбку и четкую речь зачастую является необходимым условием успешной карьеры. Часто к логопедам приходят с проблемой – прикус ортодонт исправил, но неправильные звуки остались прежними. Тогда начинается активная работа по постановке правильного звукопроизношения. Причем в ряде случаев сотрудничество ортодонта и логопеда идет параллельно.

Примеры практики логопедов Центра Fidem:

Жанна, 26 лет, обратилась к логопеду с жалобой на множественное нарушение звуков. У нее была щель между верхними и нижними зубами (открытый прикус) и многие звуки произносились с присвистом. Ортодонт установил ей брекет систему, специальные резинки надевались на крючки, чтобы челюсти постоянно смыкались. Через год, когда щель уже почти закрылась и зубной ряд выравнивался она начала занятия с логопедом. Свистящие звуки (с, з, ц, которые ранее произносились неправильно – язык просовывался между зубов), исправились, лишний «свист» и шум при речи исчезли.

Кристина, 19 лет, на протяжении 3-х лет лечилась у ортодонта, у нее была сильно выдвинута вперед верхняя челюсть, отчего ряд звуков сформировался неправильно. Лечение закончили, но звуки по-прежнему произносились дефектно. Пришла на консультацию к логопеду и успешно исправила звуки Т, Д, Л (произносились межзубно, что смущало девушку и мешало ей общаться).

Иногда брекеты приводят к тому, что даже те люди, у которых никогда ранее не было проблем со звукопроизношением, после начала ортодонтического лечения начинают испытывать трудности с речью, связанные с изменением строения зубов, челюстей. Своевременная консультация специалиста поможет приспособиться к новым «зубным» условиям и решить возникшую проблему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *