какие звуки издает белуга
Этимология выражения Реветь белугой
«Я выл белугой и судьбину клял»
В. Высоцкий.
Введение
Это словосочетание — ошибка. Точнее говоря, в него вкралась как бы «устная опечатка». В морях водятся два совершенно различных живых существа: рыба белуга, самая крупная из семейства осетровых (как и все другие рыбы, она никогда не ревет, не воет), и промысловый зверь белуха – одно из китообразных животных, дельфин, обладающий белой голой кожей. Вот у белух есть голос: передвигаясь стадами в море, они испускают своеобразное мычание, нечто вроде бычьего рева. Двух этих животных язык спутал. Почему?
Вероятно, не без влияния одной особенности нашего русского произношения. Букву «г» у нас кое-где выговаривают как звук, несколько похожий на «х»: «хора», «бохатый»… Так, возможно, произносили и слово «белуга» некоторые говорившие. Другие, по привычке исправлять неверный выговор, заодно передали на «правильный» лад и похожее слово «белуха».
Впрочем, это объяснение никак не может быть сочтено бесспорным.
Так или иначе, «реветь белугой», «вздыхать как белуга» значит: испускать громкие и печальные стоны. Это выражение, хоть оно и ошибочно, понимает каждый. А скажите вы правильно: «реветь белухой», — вас не поймут да еще и поправят. Кто же будет при этом прав? Таковы же будет при этом прав? Таковы причуды нашего языка.» [1]
Этимология выражения в древнеегипетском письме
В древнеегипетском письме тоже есть группа иероглифов, которая означает «повышать голос, реветь, бушевать неистово».
Примеры иероглифов взяты из древнеегипетского словаря [2].
В строке слева направо: описание иероглифа (в коптской и славянской аббревиатуре)-египетская транскрипция- перевод на русский- код по Гадинеру- славянская транскрипция- славянский перевод- английское слово- славянский перевод.
Почему белуга ревёт…
Наверное, каждому из нас ни один раз приходилось слышать – ревёт белугой. В детстве моё воображение рисовало мне большую рыбу, почему-то повязанную платком, которая сидит у окна, сложив плавники, как руки и подперев ими голову, и рыдает в голос. Для мультфильма вполне сойдёт.
Но на самом деле рыба белуга не рыдает и не ревёт.
А «реветь белугой» относится к зубатому киту белухе, который и издаёт громкие звуки. Путаница произошла потому, что в XIX веке кита «белуху» называли и «белугой».
А рыба белуга хоть и большая, но не кит. В наше время она настолько редка, что включена в Красную книгу.
Белуга – Huso huso – одна из самых крупных пресноводных рыб из семейства осетровых.
В зависимости от места обитания белуга может достигать в длину 4-6 метров и более, а весить до полутора тонн. В «Исследованиях о состоянии рыболовства в России», изданном в 1861 году написано, что в 1827 году в низовьях Волги была поймана белуга, которая весила 90 пудов, то есть почти 1,5 тонны.
Позднее 1922 году в Каспийском море рядом с устьем Волги была поймана самка белуги, весившая 75 пудов – 1224 кг. 667 кг весило туловище рыбы, 288 кг голова и 146,5 кг икра.
В Казани, в Национальном музее Республики находится чучело белуги выловленной в начале XX века, на Средней Волге недалеко от населенного пункта Тетюши. Длина экспоната 4,17 метров, весила эта белуга около 1000 кг, возраст рыбы 60-70 лет.
В наше время таких огромных белуг уже не вылавливают. Как правило, нынешние белуги не превышают в длину полутора метров и весят около 20 кг.
У белуги очень толстое тело цилиндрической формы, окрашенное в серый цвет, спина темнее, а брюхо немного светлее. Вдоль тела белуги располагаются пять рядов костяных щитков
Голова удлинённая желтовато-белая, сама по себе морда рыбы короткая заострённая вверх, мягкая с боков, с большим ртом в обрамлении толстой губы, который по форме напоминает месяц. И рядом со ртом в нижней части длинные сплющенные по бокам усики. Нос настолько короткий, что его сравнивают с пятачком свиньи.
Обитает белуга, в основном, в Каспийском, Чёрном и Азовском морях, находится она у дна и в толще воды.
Рыба относится к проходным. На нерест белуга уходит в крупные пресноводные реки.
Белуга рыба хищная и питается уже с возраста малька ещё в реках живым кормом. Взрослые белуги поедают в море сельдь, бычков, тюльку, хамсу, моллюсков, мальков, может схватить отдыхающую на берегу близко к воде птицу. Каспийские белуги умудряются ловить даже бельков – детёнышей тюленя.
А в реке во время нереста белуга, как правило, не питается.
Большая часть белуг из Каспия идут на нерест в Волгу, и в реку Урал, небольшая часть рыб попадает в Терек и Куру. Черноморские белуги отправляются в Днепр и Дунай, отдельные особи заходят в Днестр и в Южный Буг, а Азовские белуги идут в Дон и Кубань.
До 70-х годов прошлого века белуга встречалась в Адриатическом море, но сейчас эта популяция считается вымершей.
На нерест белуги отправляются в марте и мечут икру до октября. Время метания икры зависит от возраста белуги, молодые белуги мечут с весны до осени, выбирая для икрометания глубокие места с каменистым дном и быстрым течением.
Одна белуга может вымётывать несколько миллионов тёмно-серых крупных икринок размером почти с горох. Но количество икры зависит от размеров тела самки, места её обитания и условий проживания.
Во время нереста самки время от времени выпрыгивают из воды для того, чтобы легче освободиться от икры.
Основная масса белуг, отметав икру, уходит ближе к осени в море, но некоторые выбирают глубокие и холодные места на реке и зимуют в реках на глубине 6-12 метров в ямах.
Липкие икринки белуги приклеиваются к камням, и если температура воды выше +12 С, то из икринок через 8-10 дней появляются мальки белуги, длина тела, которых 1-2 см, живут они на мелководье в воде хорошо прогреваемой солнцем.
Когда длина тела белужат достигает примерно 10 см, они начинают охотиться на мелких рыбёшек.
Через некоторое время молодь белуги уходит в море, где живёт до достижения половой зрелости, которая наступает у этих рыб, благодаря продолжительности их жизни, довольно поздно. Так самки становятся половозрелыми в 16-25 лет, а самцы в 13-18 лет.
Малая часть белуг остаётся в пресных реках до 5 лет и более.
Способность производить потомство у белуг заканчивается в 50-60 лет.
Прожить белуга может 100 лет.
С наступлением холодов тело белуги покрывается слёном – толстым слоем слизи. Рыба до наступления потепления впадает в спячку.
Белуга – ценная промысловая рыба. В середине прошлого века её вылавливали более тонны в год, но начиная с 70-х годов промысловые уловы волжской белуги стали снижаться из-за гидростроительства, которое привело практически к полной утрате естественных нерестилищ. Международный союз охраны природы присвоил виду охранный статус «Виды на грани исчезновения
В наше время почти вся белуга имеет искусственное происхождение. То есть выращивается в неволе.
В промышленности и кулинарии используется не только мясо белуги, но и её голова, внутренности и кожа.
В продажу белуга поступает в замороженном, охлаждённом и вяленом виде. Из неё производят балыки, консервы и другие продукты.
В 100 г мяса белуги 150 ккал, в 100 г икры белуги 250 ккал.
Икра белуги превосходит по качеству и ценности икру всех других осетровых рыб, имеет зернистый вид и ореховый привкус.
До революции большое количество зернистой белужьей икры из Астрахани поставлялось в Варшаву, а оттуда за границу. Сейчас существует официальный запрет на продажу этой икры и, тем не менее, на чёрном рынке она продаётся по цене от 600 до 6000 евро за килограмм.
Икра белуги содержит: почти всю палитру витаминов, белки, жирные кислоты Омега-3, магний, натрий, кальций, железо, фосфор, молибден, фтор. Считается, что белужья икра поддерживает общее здоровье человека, не даёт организму стареть и сохраняет эластичной кожу.
Белужья икра считается диетической, она благоприятно воздействует на работу желудочно-кишечного тракта, оберегает от болезней печени, почек, сердца, снижает риск развития инфаркта, инсульта.
Грустно, что большинство из нас могут увидеть икру белуги только по телевизору или в интернете.
Хотя и до революции, когда белуги было намного больше, всё равно она была доступна только богатым людям.
Мясо белуги содержит: витамины В3, В4, РР, до 20% легкоусвояемого белка, не более 9% жира, кислоты омега-3, аминокислоты, метионин, макро и микроэлементы.
Очень радует и веселит совет диетологов употреблять её в пожилом возрасте.
Белуга выводит из организма токсины, тяжёлые металлы, вредный холестерин, укрепляет сосуды и сердечную мышцу, нормализует кровяное давление, не даёт развиться ожирению и диабету, предохраняет от остеопороза, онкологии, способствует заживлению ран, улучшает зрение, работу головного мозга, повышает физическую работоспособность, успокаивает нервы.
Употребление в пищу белуги не имеет противопоказаний, кроме аллергии на мясо и стоимости.
А если вдруг случилось чудо, и под рукой оказалась белуга, то рецепты её приготовления:
— 1 кг белуги, в том числе голова и хвост;
— 4-5 картофелин;
— 2 луковицы;
— 2 лавровых листа;
— перец горошком, соль по вкусу.
Белугу промыть, отделить филе. Сварить бульон из костей, головы и хвоста, процедить.
Довести бульон до кипения, положить в него нарезанный кубиками картофель, нарезанное порционными кусками филе белуги, измельчённый лук, варить до полуготовности картофеля, добавить перец горошком, лавровый лист, посолить, варить до готовности.
При подаче к столу посыпать уху измельчённой зеленью укропа.
— 300 г белуги;
— панировочные сухари;
— сливочное масло;
— лимонный сок по желанию:
— соль, перец по вкусу.
Белугу промыть, посолить, поперчить, обвалять в панировочных сухарях и жарить до готовности на разогретой сковороде с растопленным сливочным маслом, обжаривая до румяной корочки с обеих сторон.
— 400 г филе белуги:
— 1-2 луковицы;
— 2 моркови;
— 2 красных или жёлтых сладких перца;
— 4 помидора;
— 2 дольки чеснока;
— 15 г зелени петрушки;
— сливочное масло;
— соль, перец по вкусу.
Лук нарезать тонкими кольцами, морковь мелко нашинковать или натереть на крупной тёрке, из перцев удалить семена и нарезать соломкой, помидоры тонкими дольками, зелень петрушки измельчить, чеснок истолочь.
Филе нарезать ломтиками, посолить, поперчить и уложить на дно жаровни с растопленным сливочным маслом.
Сверху выложить перемешанные овощи, немного посолить, долить немного воды, посыпать толчёным чесноком и зеленью петрушки, накрыть крышкой, оставив небольшую щелку, поставить в предварительно разогретую духовку и на среднем огне тушить до готовности в течение примерно получаса.
Звуки белухи скачать и слушать онлайн
[621,02 Kb] (cкачиваний: 286). Тип файла: mp3.
Звук, где белуха кричит
[207,35 Kb] (cкачиваний: 393). Тип файла: mp3.
И еще такой звук издает белуха
[218,57 Kb] (cкачиваний: 235). Тип файла: mp3.
Звук стрекотания кита-белухи
[164,9 Kb] (cкачиваний: 254). Тип файла: mp3.
Белуги переговариваются друг с другом (записано в дельфинарии)
[148,37 Kb] (cкачиваний: 99). Тип файла: mp3.
Белуха «хрюкает» под водой
[227,75 Kb] (cкачиваний: 79). Тип файла: mp3.
Белуха на поверхности воды хрюкает так
[362,45 Kb] (cкачиваний: 83). Тип файла: mp3.
[398,44 Kb] (cкачиваний: 208). Тип файла: mp3.
Звук, где белуха плавает в бассейне
Вас это может заинтересовать:
Цитата по теме:
„Для меня море – не просто «водный путь», а близкий друг и товарищ.“
— Джозеф Конрад
Белуха — «морская канарейка»
Елена Панова, Александр Агафонов
«Природа» №10, 2018
Молодые белухи серого цвета, и только с возрастом животные приобретают характерную белую окраску. Фото И. Подгорного в рамках проекта «Белуха Белого моря» Международного фонда защиты животных (IFAW)
Об авторах
Елена Михайловна Панова — научный сотрудник лаборатории морских млекопитающих Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН. Занимается изучением поведения и акустической коммуникации китообразных.
Александр Владиславович Агафонов — кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории морских млекопитающих Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН и Карадагской научной станции им. Т. И. Вяземского — природного заповедника РАН. Область научных интересов — происхождение и развитие знаковых систем, акустическая система коммуникации дельфинов.
Планомерные исследования китообразных в естественной среде начались около 60 лет назад, и все же достоверные данные о численности и миграциях китов и дельфинов, социальной структуре их сообществ, особенностях поведения и подводной акустической сигнализации получены пока для очень ограниченного числа видов. В предыдущих номерах журнала «Природа» мы рассказали об успехах в изучении дельфинов-афалин. Настоящая статья посвящается полярным китам — белухам (Delphinapterus leucas), обитающим в арктических и субарктических морях Северной Америки и Евразии.
В летний период белухи формируют в прибрежных акваториях локальные сообщества и, подобно афалинам, доступны для наблюдений с суши. Эти животные чрезвычайно интересны своим вокальным репертуаром: неслучайно их издавна называют морскими канарейками, а в русском языке укоренилось выражение «реветь белугой» (спешим снять незаслуженные подозрения с одноименной рыбы).
Зарождение биоакустики и первое знакомство с сигналами белухи
Белухи оказались первыми китообразными, чьи звуки были записаны в естественной среде: в 1949 г. американским зоологам Б. Лоуренс и У. Шевиллу посчастливилось обнаружить скопление полярных китов, населяющих свободную от прочих источников подводных шумов акваторию в нижнем течении р. Сагеней в Канаде [1]. Развитие морской биоакустики тогда только начиналось. В СССР первые исследования белухи стали проводиться с 1978 г. на Белом море, в районе Летнего берега Онежского залива, сотрудниками Института океанологии имени П. П. Ширшова под руководством В. М. Бельковича [2]. Основные наблюдения тогда вели со стационарных наблюдательных пунктов с параллельной аудиозаписью подводной акустической сигнализации белух. В 1980-е годы район работ значительно расширился. Были организованы экспедиции в Амурском лимане, на Камчатке и на Чукотке. Всего же за последние 30 лет ученые разных стран зафиксировали акустические сигналы белух в самых разных районах ее ареала: у берегов Шпицбергена и на Аляске, в Гудзоновом заливе и в эстуарии р. Святого Лаврентия (провинция Квебек, Канада), на Европейском Севере России и на Дальнем Востоке.
Для авторов Белое море было и остается основным районом исследований. Благодаря проведенным в 1980–1990-е годы авианаблюдениям и изучению акватории при помощи яхт здесь были выделены места так называемых репродуктивных скоплений белух — районы, где в весенне-летний период живут самки с детенышами. Так, более 20 лет проводятся наблюдения в облюбованной китами акватории Соловецких о-вов [3]. А в последние годы собраны данные и о других скоплениях Онежского и Двинского заливов.
Сегодня белуха — обычный обитатель дельфинариев и океанариумов. Фото Е. Пановой
Вокалисты-импровизаторы, или биоакустический ребус
Любые исследования вокального поведения животных начинаются с описания производимых ими сигналов с последующим анализом и типологизацией. И вот тут исследователям белух пришлось помучиться! Напомним, что до недавнего времени спектральный анализ звука не использовали так широко, как сегодня, в эпоху компьютеров. Ученым приходилось характеризовать зарегистрированные сигналы «на слух», ассоциируя их со знакомыми звуками. Сигнализация белух действительно весьма богата и разнообразна; исследователи выделяли несколько десятков вариаций, называя их порой весьма экзотично — «крик мартышки» или «урчание кота». Привязать определенные типы звуков к поведенческим ситуациям оказалось не легче. Можно было обозначить лишь общие закономерности продуцирования сигналов в определенном контексте. Например, повышенная акустическая активность обычно сопровождала социальные взаимодействия белух, а будучи встревоженными, животные, наоборот, затихали. Однако выделить однозначные корреляции не удавалось, что неудивительно: существенная часть жизни белух скрыта от наблюдателя.
За прошедшее время техническая вооруженность исследователей существенно возросла. Появились цифровые фотоаппараты, значительно улучшившие возможности фотоидентификации животных, беспилотные летательные аппараты для наблюдений с воздуха, подводные видеокамеры и многое другое. Колоссальный прогресс наступил и в области регистрации и анализа акустических сигналов: теперь их можно видеть на экране компьютера, измерять и сравнивать между собой. На смену характеристике звуков по слуховым ассоциациям пришел визуальный анализ: исследователи описывают их по картинке-спектрограмме.
Но прежде чем охарактеризовать вокальный репертуар белухи, стоит вкратце напомнить, что представляют собой сигналы зубатых китов. Традиционно они подразделяются на две крупные категории: свисты, или тональные сигналы, и импульсные звуки. Первые — непрерывные узкополосные сигналы, вторые — последовательности отдельных щелчков, иногда следующих со столь высокой частотой, что человек воспринимает их как непрерывный звук, напоминающий те самые «крики» и «урчания». Далее сигналы делят на типы. Свисты, например, можно классифицировать, основываясь на форме их частотного контура, видимой на спектрограмме, а импульсные сигналы — по характеру следования импульсов в них.
Казалось бы, визуальный анализ должен облегчить задачу систематизации звуков, однако «на вид» сигналы белухи оказались так же сложны для восприятия человеком, как и «на слух». Одни сигналы вписывались в общепринятую схему (рис. 1), классификация других вызывала затруднения. Так, иногда было сложно провести границу даже между импульсными и тональными категориями, поскольку обнаружилось множество переходных типов. Например, звук, начинавшийся как свист, заканчивался серией импульсов; или сигналы, которые по частотным характеристикам должны быть отнесены к свистам, имели скрипучую окраску, свойственную импульсным звукам. Сигналы могли переходить в шум, полностью скрывавший их структуру. И наконец, все эти разнообразные звуки белуха способна продуцировать одновременно, создавая единый сигнал, состоящий из двух, а то и трех независимых компонентов.
Рис. 1. Некоторые примеры акустических сигналов белухи. Верхний ряд: тональные сигналы с различной формой частотного контура. 1 — «уплощенный»; 2 — «восходящий»; 3 — «нисходящий»; 4 — «волнообразный». Нижний ряд: импульсные сигналы с различной частотой следования импульсов. 5 — серия отдельных импульсов, следующих с частотой около 45 имп./с; 6, 7 — импульсные сигналы с максимальной частотой следования импульсов около 350–400 имп./с, имеющие вид непрерывных
Описанные особенности белушьих сигналов приводили к тому, что каждый исследователь предлагал свою схему их классификации, которая обычно отличалась крайней субъективностью и была мало сопоставима с предшествовавшими работами коллег. Ученые достигли согласия лишь в одном: они характеризовали систему акустических сигналов белухи как «высокоградуальную», имеющую размытые границы между типами и большую вариабельность внутри каждого из них [3].
«Автограф» полярного кита
Существенный прорыв в понимании акустической коммуникации белух произошел благодаря исследованиям этого вида в неволе — в дельфинариях и океанариумах. В Ванкуверском аквариуме (Vancouver Aquarium) канадская исследовательница В. Вергара и ее коллеги наблюдали за белухой с самого рождения в течение первых трех лет ее жизни [4]. Оказалось, что детеныш не рождается с готовым набором звуков, а овладевает им постепенно. Так, первое время новорожденный издавал только импульсные сигналы, через две недели появились свисты, а в возрасте четырех месяцев он начал производить эти сигналы одновременно. По мере взросления белушонка его репертуар существенно расширился, пополнившись разнообразными звуками, свойственными взрослым животным.
Кроме того, ученые обнаружили, что новоиспеченная мать издает один и тот же узнаваемый сигнал — серию импульсов, иногда дополняя его свистом. В первые два часа после рождения детеныша самка полярного кита повторяла эти звуки особенно часто (несколько раз в минуту); в дальнейшем они были ассоциированы со стрессовыми ситуациями — изоляцией отдельных особей белух, проведением ветеринарных процедур, присутствием дайверов в бассейне [4]. Специфический контекст использования сигналов позволил предположить, что они служат для поддержания акустического контакта китов друг с другом. Аналогичная форма взаимодействия была обнаружена в 1960-е годы у дельфинов-афалин, и сигналы, выполняющие такую функцию, получили название «свисты-автографы» [5]. Свист-автограф дельфина уникален, обладает индивидуально-специфичной формой частотного контура. Такие сигналы служат для индивидуального опознавания особей и обеспечивают сплоченность группы. Особенно активно дельфины издают эти свисты, оказавшись в изоляции от сородичей или в состоянии стресса. Неслучайно еще до появления гипотезы о свистах-автографах они были описаны как сигналы бедствия.
Однако если у афалин роль контактных сигналов выполняют свисты, то у белух такие звуки имеют иную физическую природу: это импульсные серии или, как вариант, бифонические сигналы, имеющие в дополнение к импульсной серии еще и тональный компонент (рис. 2) [4, 6, 7]. (Интересно, что настолько же сложную структуру имеют и предполагаемые контактные сигналы нарвалов (Monodon monoceros) — ближайших родственников белух). Выявлено и еще одно важное различие. Дело в том, что афалины постоянно производят свои автографы — их число может достигать 80–90% всех сигналов, издаваемых дельфинами в обычных ситуациях [8]. У белух же на долю контактных сигналов приходится лишь около 4% звуков [4] — видимо, отчасти по этой причине данная категория сигналов долго оставалась незамеченной.
Рис. 2. Свисты-автографы трех афалин (вверху) и контактные сигналы трех белух
После того как стало понятно, что представляют собой сигналы-автографы белухи, мы с интересом вернулись к записям, собранным в природе. Оказалось, что подобные звуки в репертуаре диких белух присутствуют во множестве (рис. 3); они отличаются большим разнообразием и в большинстве своем специфичны для каждого из районов, где проводились работы. В дальнейших исследованиях предстоит выяснить, как эти сигналы используются животными в естественной среде.
Рис. 3. Примеры предполагаемых контактных сигналов белух, записанные в естественной среде. Все сигналы отличаются высокой стереотипностью и представлены комбинацией широкополосной импульсной серии и узкополосного свиста
Есть ли у белух «диалекты»?
Белухи распространены в природе весьма широко, поэтому закономерен вопрос: различаются ли их акустические сигналы в пределах ареала? Исследователи сходятся во мнении, что репертуары свистов всех изученных в данный момент популяций очень схожи [3]. Для белух характерны сигналы с простой формой частотного контура (т.е. слабо выраженной частотной модуляцией), однако диапазон частот может варьироваться в разных районах. Например, полярные киты, населяющие эстуарий р. Святого Лаврентия, издают более высокочастотные звуки, чем их сородичи из залива Каннингхем (Нунавут, Канада). Полагают, что это может быть связано с адаптацией к акустическим особенностям среды, в частности к большему уровню фонового шума в эстуарии.
Влияние внешних факторов на структуру сигналов хорошо известно: еще в начале ХХ в. французский врач-отоларинголог Э. Ломбард заметил, что в условиях повышенного шума человек начинает говорить громче; позже было показано, что изменяются и некоторые другие параметры голоса. Сходные эффекты обнаружены и у животных: например, птицы в городе поют громче и на более высоких частотах. Из-за активного освоения человеком Мирового океана проблема акустического загрязнения среды возникла и у китообразных. Считают, что для того, чтобы быть услышанными среди шума от проходящих судов, они вынуждены смещать частоту своих звуков или производить более громкие и продолжительные сигналы с усложненной формой частотного контура. Подобные модификации сигналов описаны у белухи; предполагается, что они есть и у некоторых других видов зубатых китов.
Однако не только акустическая адаптация способна привести к внутривидовой изменчивости звуков. Могут влиять и случайные факторы: например, сигналы разных популяций начинают различаться из-за накопления ошибок в ходе их передачи из поколения в поколение. В этом случае изменчивость сигналов — побочный продукт эволюции и не несет какой-либо функциональной нагрузки. Наконец, дивергенции сигналов могут способствовать социальные факторы: если одно пространство (территория или акватория) занято несколькими социальными группами, для их членов становится важным обозначить свою принадлежность к одной из них. Среди морских млекопитающих ярко выраженную межгрупповую изменчивость звуков демонстрируют рыбоядные косатки. Эти киты имеют специфичные наборы звуков — так называемые вокальные диалекты, которые могут служить как для поддержания контакта между родственниками, так и для различения «своих» и «чужих» [9]. Полагают также, что вокальные диалекты играют роль при выборе полового партнера: предпочтение отдается особи с максимально непохожим диалектом, что помогает избежать близкородственного скрещивания.
Предмет наших исследований — вокальные диалекты белух и географическая изменчивость их сигналов в целом. Для детального изучения вопроса мы выбрали тип звуков, обнаруженный в репертуарах полярных китов в разных районах. Оказалось, что эти сигналы различаются по своим частотным характеристикам не только у популяций, удаленных друг от друга на тысячи километров, но и в пределах существенно меньшего пространства — у животных, населяющих соседние заливы Белого моря [10]. В последнем случае расстояния по белушьим меркам совсем небольшие (около 60–280 км), и обитатели разных заливов, возможно, контактируют между собой. Пока сложно судить, являются ли обнаруженные нами расхождения в сигналах аналогом вокальных диалектов косаток. Дальнейшее изучение феномена требует как расширения географии работ, так и привлечения данных о популяционной и социальной структуре белухи.
Не только «канарейки», но и «попугаи»
Как уже упоминалось выше, детеныш белухи узнает сигналы, свойственные его виду, от матери и других окружающих его особей. Таким образом, можно говорить о том, что видоспецифичная сигнализация, по крайней мере отчасти, приобретается путем «культурного наследования». Для китообразных это вовсе не исключение, а скорее правило: традиции играют значимую роль в их социальной жизни, помогая осваивать звуки, характерные для вида, а также формируя другие поведенческие особенности и умения (охотничьи приемы, пищевые предпочтения, манипуляции с предметам и т.д.) [11].
Белухи способны выучивать акустические сигналы не только своего вида. Не совсем ясно, зачем, но они копируют и многие другие звуки. Например, периодически появляются сообщения о том, что белуха имитировала человеческие слова, причем однажды настолько точно, что вызвала замешательство у персонала океанариума. Другие белухи ввели в заблуждение дельфина, скопировав генерированные компьютером сигналы, которые транслировались под воду в ходе эксперимента. Не остались без их внимания и звуки птиц, которые в виде аудиозаписи проигрывались рядом с бассейном, — белухи научилась воспроизводить и их.
Самим авторам удалось поучаствовать в следующем естественном эксперименте [12]. В дельфинарий, где мы в течение ряда лет изучали поведение и акустическую сигнализацию содержащихся там афалин, подселили нового обитателя — белуху. В первые же минуты появления она, как и ожидалось, начала издавать свои контактные сигналы, а также другие типично белушьи звуки. Белуха и афалины пребывали в одном бассейне (т.е. в едином акустическом пространстве), поэтому для точной идентификации сигналов белухи требовалось отсаживать ее в соседний. Такая возможность появилась лишь спустя два месяца после ее появления в дельфинарии. Проанализировав полученные аудиозаписи, мы обнаружили, что, хотя сигнализация белухи в целом осталось характерной для вида, ее репертуар пополнился новыми звуками. Некоторые из них были очень похожи на свисты-автографы содержащихся с белухой афалин (рис. 4). Эти сигналы-имитации регистрировались в записи регулярно: их доля составляла почти 5% вокализаций белухи. При этом обратный случай, т.е. копирование афалинами сигналов белухи, был отмечен только однажды. Следует сказать, что имитация афалинами «чужих» свистов-автографов — известное явление; оно получило название «мимикрия». Существует гипотеза, что такое поведение дельфинов — проявление дружелюбия и может служить своеобразным обращением к владельцу автографа. Наши подопытные дельфины также постоянно имитировали сигналы друг друга, причем эта мимикрия носила иерархический характер: более высокие по рангу особи могли издавать «автографы» более низкоранговых, но не наоборот. В целом же конвергенция сигналов, сопровождающая формирование и укрепление социальных связей, описана для многих вокально активных видов, от птиц до человека [13]. По-видимому, и белуха, попав в непривычное для нее окружение, была вынуждена приспособить свою акустическую сигнализацию к новым социальным партнерам, причем сделала это в достаточно короткий срок. Последнее, впрочем, совсем неудивительно: японские ученые экспериментально показали, что белуха способна скопировать предъявленный сигнал с первого раза [14]. Конечно, способностью к вокальной имитации могут похвастаться не только белухи, но и другие китообразные, например афалины и косатки. А вот среди остальных млекопитающих это умение — большая редкость: помимо человека, к этому способны только такие далекие друг от друга животные, как слоны и настоящие тюлени.
Рис. 4. Вверху: типичные сигналы белухи, записанные в первые дни ее пребывания в новом дельфинарии. Внизу слева — свисты-автографы афалины, справа — их имитации белухой, записанные спустя два месяца после ее появления
Известно, что у человека обучение легче протекает в молодом возрасте, а для освоения речи вообще существует определенный критический период. Однако выдающимися способностями вокальной имитации обладают именно взрослые люди, особенно те, кто профессионально занимается развитием этого навыка — пародисты, актеры, певцы. Оказывается, что и китообразные могут обучаться новым звукам, даже будучи в зрелом возрасте. В связи с этим американские исследователи предложили интересную гипотезу, предполагающую, что развитая способность к вокальной имитации может быть необходима животному для успешной локализации источника сигналов, а также для отслеживания и предсказания действий сородичей [15]. Не вызывает сомнений, что для китообразных, обитающих в трехмерной, визуально ограниченной среде, этот навык особенно важен.
В наших знаниях об акустической коммуникации белух остается еще очень много белых пятен. По-прежнему неясна роль большинства типов их сигналов, даже встречающихся наиболее часто; малопонятны и причины столь большого разнообразия звуков, производимых полярным китом. Однако с уверенностью можно сказать, что это — настоящий виртуоз, мастерски владеющий искусством воспроизведения звука. Белуха не только осваивает сложные видоспецифичные сигналы, обучаясь им у родственников, но и постоянно адаптирует их к особенностям условий окружающей среды или социума.
Работа выполнена в рамках государственных заданий ФАНО России (№ 0149-2018-0008 и № 007-00082-18-00).
Литература
1. Schevill W. E., Lawrence B. A phonograph record of the underwater calls of Delphinapterus leucas. Massachusetts, 1950.
2. Белькович В. М., Щекотов М. Н. Белуха. Поведение и биоакустика в природе. М., 1990.
3. Беликов Р. А., Белькович В. М. Акустический репертуар беломорских белух (Delphinapterus leucas Pall.) соловецкого стада в репродуктивном скоплении. Фундаментальные исследования океанов и морей. Н. П. Лаверов (ред.). М., 2006.
4. Vergara V. Acoustic communication and vocal learning in belugas (Delphinapterus leucas). PhD Thesis. The University of British Columbia, Vancouver, Canada. 2011.
5. Caldwell M. C., Caldwell D. K., Tyack P. L. Review of the signature-whistle hypothesis for the atlantic bottlenose dolphin // The Bottlenose Dolphin. S. Leatherwood, R. R. Reeves (eds). San Diego, 1990.
6. Morisaka T., Yoshida Y., Akune Y. et al. Exchange of «signature» calls in captive belugas (Delphinapterus leucas) // Journal of Ethology. 2013; 31: 141–149. DOI: 10.1007/s10164-013-0358-0.
7. Panova E., Agafonov A., Belikov R., Melnikova F. Vocalizations of captive beluga whales, Delphinapterus leucas: Additional evidence for contact signature «mixed» calls in belugas // Marine Mammal Science. 2017; 33(3): 889–903. DOI: 10.1111/mms.12393.
8. Агафонов А. В., Панова Е. М., Логоминова И. В. Типология тональных сигналов афалин (Tursiops truncatus). М., 2016.
9. Ford J. K. B. Vocal traditions among resident killer whales (Orcinus orca) in coastal waters of British Columbia // Canadian Journal of Zoology. 1991; 69: 1454–1483. DOI: 10.1139/z91-206.
10. Panova E. M., Belikov R. A., Agafonov A. V. et al. Intraspecific variability in the «vowel»-like sounds of beluga whales (Delphinapterus leucas): Intra- and interpopulation comparisons // Marine Mammal Science. 2016; 32(2): 452–465. DOI: 10.1111/mms.12266.
11. Rendell L., Whitehead H. Culture in whales and dolphins // Behavioral and Brain Sciences. 2001; 24: 309–382.
12. Panova E. M., Agafonov A. V. A beluga whale socialized with bottlenose dolphins imitates their whistles // Animal Cognition. 2017; 20(6): 1153–1160. DOI: 10.1007/s10071-017-1132-4.
13. Tyack P. L. Convergence of calls as animals form social bonds, active compensation for noisy communication channels, an the evolution of vocal learning in mammals // Journal of Comparative Psychology. 2008; 122(3): 319–331. DOI: 10.1037/a0013087.
14. Murayama T., Iijima S., Katsumata H., Arai K. Vocal imitation of human speech, synthetic sounds and beluga sounds, by a beluga (Delphinapterus leucas) // International Journal of Comparative Psychology. 2014; 27(3): 369–384. DOI: 10.5811/westjem.2011.5.6700.
15. Mercado III E., Mantell J. T., Pfordresher P. Q. Imitating sounds: A cognitive approach to understanding vocal imitation // Comparative Cognition & Behavior Reviews. 2014; 9: 17–74. DOI: 10.3819/ccbr.2014.90002.