какие звуки могут быть выразительными
Звукопись Лекция 6
Звукопись (инструментовка, эвфония) — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, известная строка из творчества Бальмонта при описании природы:
…Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
— К. Д. Бальмонт
Большим мастером и приверженцем использования аллитерации был К. Бальмонт
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.
Вверху рычат германские моторы:
— Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы,
Мы — смерть… Тебя уже не будет скорро.
(«Пулковский меридиан» В. Инбер)
Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок.
Языковеды особо отмечают инструментовку стиха Пушкина:
«Роняет лес багряный свой убор. »
Интересно, что в этой фразе мы видим букву «р», стоящую в начале, в конце и точно посередине строки.
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга.
(«Бородино», М. Лермонтов)
Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.
Вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам.
Ассонанс звука «у» использован, чтобы изобразить гул городской улицы.
А вот пример использования ассонанса К. Бальмонтом.
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
(Повторение гласных «о» и «е»)
3.Диссонанс и липограмма
Диссонанс и липограмма — приёмы звукописи, которые встречаются в современной русской литературе ещё реже.
Липограммой называется художественный приём, суть которого в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта. Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г. Р. Державин. Примеры её использования можно найти в стихотворении «Свобода»:
Теплой осени дыханье, Помавание дубов,
Тихое листов шептанье, Восклицанье голосов…
Этот стих состоит из четырёх строф по шесть строк в каждой, и ни в одной из них нет слова, содержащего букву «р».
Диссонанс — вид звукописи, при котором автор в качестве рифмы используется слова, схожие по своему фонетическому составу. Его исполнение довольно сложно, поэтому является показателем высокого уровня мастерства. Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина. Рассмотрим пример из стихотворения В. В. Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».
Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга – горе дола.
Рифма строчек достигнута автором за счёт созвучия слов «дула» и «дола».
Анафора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.
Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах,
Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов: Пример анафоры с использованием повторения двух звуков «д» и «м» встречается в произведении М. Цветаевой «Тебе – через сто лет»: «Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики». Повтор фонетических сочетаний в данном случае помогает выделить автору наиболее значимые для него слова.
Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
(К. Симонов)
Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:
Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.
(М. Светлов)
Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:
Земля.
От влаги снеговой
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля.
Она бежит, бежит
5. Эпифора
Эпифора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в конце смежных стихов или строф. В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору:
«Шумели, сверкали
И к дали влекли,
И гнали печали,
И пели вдали».
На конце каждого глагола мы видим сочетание звуков «ли», что придает строкам особую мелодичность и певучесть.
6. Повтор сродных звуков и слов может быть организован в тексте и несколько по-другому принципу:
— кольцо – повтор в начале и в конце слов, фраз, полустиший, стихов и т.п.
— стык – когда конец слова, фразы, полустишия созвучен с началом следующего слова, фразы, полустишия.
Ономатопея — слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.
И хруст песка, и храп коня
(А. Блок)
Морозом выпитые лужи
хрустят и хрупки, как хрусталь
(И. Северянин)
8. Каламбурные рифмы — рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
. Часто этот приём используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева и многих других авторов.
Рассмотрим несколько примеров:
За счёт использования этого приёма автор достигает не только комического эффекта, но и напевности.
Вот как каламбур выглядит у А.С. Пушкина:
Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
(А. С. Пушкин)
Каламбур в исполнении Д.Д. Минаева
Он двадцать лет был нерадив,
Единой строчки не родив.
(Д. Д. Минаев)
А ещё из каламбурной рифмы вспоминается детское:
Говорили тиграм львы:
– Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?
2. Не совсем юмористическое применение каламбурной рифмы можно увидеть в ироничном творении известной поэтессы М. Цветаевой «МукА и мУка»:
Всё перемелется?
Будет мукОй?
Нет,
Лучше
мУкой!
Существуют и другие приёмы звукописи, но перечисленные выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.
Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись – один из приёмов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.
Основные сведения о фонетических средствах выразительности русского языка
Какие бывают средства выразительности речи
Средства выразительности речи используются в текстах художественного стиля для придания им большей эмоциональности, усиления воздействия на читателя или слушателя, а иногда и помогают углубить смысл текста. Все средства выразительности можно разделить на группы в соответствии с разделами языкознания:
В наибольшем объеме в литературе используются синтаксические, лексические и фонетические средства.
Фонетические средства выразительности связаны с фонетикой — разделом науки о языке, изучающем звуки речи. Звук — это наименьшая неделимая единица языка. Любой звук обладает множеством физических характеристик: амплитуда (сила), частота (высота), тембр, долгота. Звуки речи могут быть твердыми или мягкими, они могут произноситься легко или преодолевать преграды (зубы, язык и т.д.), быть сильными или слабыми.
Все это разнообразие позволяет использовать звуки как мощное средство выразительности, основанное на ассоциации некоторых звучаний с определенным настроением, явлением природы, даже цветом. Образы, создаваемые с помощью звукового символизма, или поэтической живописи, бывают сугубо индивидуальными, и это одна из причин того, что произведение словесного искусства может вызывать у людей разную реакцию.
В обычной речи высокие и низкие, твердые и мягкие, и прочие звуки встречаются примерно с одной и той же частотой. В художественной речи это равновесие — иногда сознательно, иногда бессознательно — авторами нарушается.
Повтор различных звуков или их сочетаний с целью создания звукового образа называется звукописью (инструментовкой) и помогает создать особый эмоциональный настрой на восприятие художественного произведения.
Наиболее распространена звукопись в поэзии, где звучание слова может быть даже важнее, чем его смысл. Звукопись делает русскую литературу необычайно выразительной и певучей.
Нельзя путать звук и букву! Звуки мы произносим, а буквами разными закрепленными способами обозначаем эти звуки и переносим устную речь на бумагу или набираем на клавиатуре. Звуки не всегда совпадают с буквами. Когда речь идет о звукописи, подразумеваются именно звуки. А они иногда не совпадают с буквами.
Средства фонетической выразительности
Приемов звукописи может быть множество, каждый автор стремится быть неповторимым и искать собственные художественные приемы, однако все они укладываются в три основных вида: аллитерация, ассонанс и звукоподражание.
Аллитерация
Аллитерация (от лат. alliteratio – созвучие) — организованный фонетический повтор, многократное использование в тексте одного или нескольких согласных звуков для создания большей экспрессивности текста.
Желтел, облака пожирая, песок.
Предгрозье играло бровями кустарника.
(Б. Пастернак «Марбург»)
Лирический герой стихотворения Пастернака «Марбург» только что пережил от девушки отказ на предложение руки и сердца. Он бродит по городу, перед ним мелькают разные предметы, но он видит их как будто впервые. Передать мятущееся сознание героя помогает прием аллитерации. В шестикратно повторенном [р] слышится рев надвигающейся грозы, созвучный той душевной буре, которая захватила героя.
Повтор свистящих и шипящих звуков в стихотворении Есенина рисует немного другую картину — завывание зимней вьюги, заметающей сугробами все вокруг.
Свищет ветер, серебряный ветер
В шелковом шелесте снежного шума.
«Оставь Россию навсегда» — в этой строке аллитерация помогает ощутить искушающую и вкрадчивую интонацию, с которой лирической героине стихотворения Ахматовой «Мне голос был. » внутренний голос «нашептывает» идею уехать из России в трудное для страны время.
Еще пример из Пастернака. Двустишие, за которое критики упрекали автора за то, что фонетическая задача взяла верх над другими. Поэт не только «нанизал на фонетическую нить» повтор звука [р], но использовал еще и внутреннюю рифму к каждому слову (забором — загаром, крался — крылся):
Забором крался конокрад,
Загаром крылся виноград.
Похожий эксперимент есть у Владимира Высоцкого: «Вот дыра у ребра — это след от ядра».
Достоевский, давая имена своим героям, несомненно учитывал звучание: Родион Романович Раскольников и его антагонист Порфирий Петрович. Тревожный и рокочущий [р] подчеркивает остроту их противостояния. Отличие анафор (одинаковое начало) в их именовании, возможно, намек на разность их идей, которым они последовательно привержены.
В конце рассказа Бунина «Последнее свидание» герой видит Веру в «шляпке из черной соломы, с жесткими, ржаво-атласными цветами». Антиромантичность образа передается не только лексическими средствами, но и подчеркивается повтором шипящих и ц.
В фольклоре аллитерация часто используется в пословицах и поговорках. В скороговорках этот прием звукописи выполняет еще и игровую функцию.
Тише едешь — дальше будешь. Карл у Клары украл кораллы. У елки иголки колки.
Примеры аллитерации можно найти в любом литературном произведении, как в прозе, так и поэзии. И очень тонка та грань, где аллитерация как художественный прием переходит в неблагозвучие — речевую ошибку, основанную на повторении звуков или их несочетаемости, вследствие чего возникает какофония. Неблагозвучный текст труден в произношении.
Большое скопление звуков [й] создает ощущение, что свободой можно захлебнуться. Возможно, это автор и хотел сказать, но произносить подобный текст сложно. Хотя и неблагозвучие может использоваться автором намеренно как прием. Классический пример — слово-перевертыш «абырвалг» в «Собачьем сердце» Булгакова.
Ассонанс
А — черно, Е — бело, У — зеленое, И — ярко-красное,
О — небесного цвета! Вот так, что ни день, что ни час,
Ваши скрытые свойства — беру я на глаз,
Вас на цвет и на запах я пробую, гласные!
(А. Рембо)
Ассонанс — (от фр. assonance, от лат. assono — звучу в лад) — организованный фонетический повтор, многократное использование в тексте одного или нескольких гласных звуков для создания большей экспрессивности текста.
Повторение гласных придает тексту протяжность, певучесть. Это связано с особенностью гласных звуков: они произносятся с голосом, поэтому их можно тянуть, произносить дольше, чем согласные. Гласных звуков в русском языке немного, и все они могут служить основой для ассонанса: [а; и; о; у; ы; э]. Еще Ломоносов отмечал, что гласные воспринимаются по-разному:
«В российском языке, как кажется, частое повторение письмени а способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного страха; учащения письмен е, и, ѣ (ять), ю — к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей; через я показать можно приятность, увеселение, нежность и склонность; через о, у, ы — страшные и сильные вещи; гнев, зависть, боязнь и печаль».
В огромном городе моем — ночь.
Из дома сонного иду — прочь
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
В «Бородино» Лермонтова в многократном повторе [у] можно услышать гул, который разносится по полю перед битвой из-за присутствия и движения огромного количества людей и орудий.
Король поэтов Игорь Северянин обыгрывает лексический повтор фонетическим: «Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!». Произнося [а], мы широко открываем рот — то же самое мы делаем, когда выражаем восторг и удивление. Эти известные строки Северянина как нельзя лучше иллюстрируют использование ассонанса в поэзии. Ассонанс, как и аллитерацию, можно встретить также в прозе и фольклоре.
Звукоподражание
Звукоподражание (ономатопея) — использование в речи звуков, похожих на звуки живой и неживой природы, или прямое подражание этим звукам.
Звукоподражание не следует путать со звукописью. Звукопись — широкое понятие, включающее в себя все приемы использования средств фонетики для усиления выразительности текста.
Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Вооруженный зреньем узких ос,
Сосущих ось земную,
Я чую все, с чем свидеться пришлось
И вспоминаю наизусть и всуе.
Аллитерация на свистящие звуки во фрагменте из стихотворения Кольцова «Косарь» напоминает свистящий звук косы, когда человек делает широкий размах. Соответственно, это не просто повтор звуков, а звукоподражание. Те же свистящие повторяются у Мандельштама, но их звучание напоминает уже другое — жужжание осы.
– Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.
По снегу фары шипят яичницей.
Милиционеры свистят панически.
Повторение резких звуков в стихотворении Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» напоминает стук копыт по мостовой. В «Прощании с Политехническим» Вознесенского слышится и визг тормозов, и звук милицейского свистка.
Полночной порою в болотной тиши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
Волны скачут лата-тах!
Волны скачут а-ца-ца!
Сравним строки Бальмонта и Хлебникова. Бальмонт для звукоподражания используется аллитерацию на шипящие звуки. Именно с шипящими ассоциируются камыши и у большинства людей, т.к. при соприкосновении с ними можно услышать шуршание, да и буква Ш присутствует в самом слове камыши.
Хлебников использует не отдельные звуки, а ономатопы — звукоподражательные слова. Поэту кажется, что именно такие звуки издают волны, когда скачут. Вряд ли так кажется большинству людей, но «он художник, он так видит».
Пример из прозы: «В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев, шевелившихся от таяния земли и от росту травы» (Л. Толстой).
К средствам фонетической изобразительности относится также липограмма, но она практически не используется в современной поэзии, а больше подходит в качестве упражнения для поэтических студий. Прием основан на исключении какого-то конкретного звука из стихотворения: в прежние века мэтры стремились всеми способами подчеркнуть свое поэтическое мастерство.
Примером липограммы является державинская «Свобода»: в стихотворении нет слов, включающих букву р:
Теплой осени дыханье,
Тихое листов шептанье,
Звукопись чаще всего попадает в художественный текст не в результате целенаправленного подбора слов (если это не литературный эксперимент), а интуитивно, стихийно. Соответствующее настроение автора рождает и соответствующие звуки. Однако писатели все же стремятся не оставлять без внимания все уровни текста, в т.ч. и фонетический.
Фонетические средства выразительности
Всего получено оценок: 171.
Всего получено оценок: 171.
Изобразительные средства языка – это предмет научного интереса стилистики, а фонетические средства выразительности изучает фоника. Поговорим о них.
Как звуки могут быть выразительными
Нередко мы слышим или читаем о том, что наш родной язык очень красивый и благозвучный. Так говорят о нем и иностранцы, которые не знают русского языка. То есть они судят только по впечатлению от звучащей речи. Почему же русская речь воспринимается на слух как красивая, благозвучная?
Причин этому несколько.
В нашем языке не так много слов, в которых рядом расположено три и более согласных. Мало и таких слов, в которых рядом два гласных (звука, а не буквы: в слове «её», например, между гласными согласный Й).
Звуки речи можно описать не только с точки зрения артикуляции (гласные или согласные и т.п.), но и как все вообще звуки с точки зрения акустики (акустика – это раздел физики, изучающий звуки). Выяснилось, что звуки речи, обладающие определенными акустическими характеристиками, воспринимаются как приятные, тогда как те, что обладают другими характеристиками, – как неприятные. В русском языке много «приятных» звуков. Однако в создании выразительного произведения участвуют и те, и другие.
Использование автором различных фонетических средств речевой выразительности является также основой звукового символизма.
Какие фонетические средства выразительности существуют
Во-первых, надо отметить, что писатели и особенно поэты пользуются и просто особенностями слов для создания образа. Допустим, подбирают слова с примерно равным количеством гласных и согласных. Это нельзя считать в полной мере средством выразительности, но произведение в этом случае воспринимается как легкое и музыкальное.
Во-вторых, есть и собственно фонетические изобразительные средства.
Аллитерация
Повторение на обозримом участке текста одной и той же согласной называется аллитерацией. Например, у А. Ахматовой: «В беЛом пЛамени кЛонится куст / Ледяных осЛепитеЛьных роз» (в первой строке твердый Л, а во второй – мягкий Л’).
Вариант этого приема – так называемая скандинавская аллитерация, когда все слова, скажем, в названии начинаются на одну и ту же букву. Особенно она популярна в Англии. Допустим, у Г. К. Честертона цикл «Пять праведных преступников», у Дж. Роулинг герои Годрик Грифиндор, Салазар Слизерин, Минерва Макгонагал и т.д.
Ассонанс
Это повторение в одной строке или фразе одинаковых гласных.
Имеется в виду повтор именно звуков, а не букв.
Приведем пример ассонанса на звук [А] из стихотворения А. Блока:
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Звукоподражание
Звукоподражание – это использование звуков речи, передающих какие-либо природные звуки для создания целостной картины в произведении. Самые распространённые примеры звукоподражания связаны с употреблением шипящих для передачи шорохов и шуршания или звуков [Г] и [Р] для передачи грохота. Приведем пример из стихотворения А. Барто:
Скажи потише:
«Шесть мышат» —
И сразу мыши
Зашуршат.
Что мы узнали?
Среди изобразительных средств языка, помогающих автору создать эффектную и достоверную картину жизни, есть и фонетические. Они основаны на свойствах звуков и особенностях их восприятия людьми. Среди фонетических средств можно выделить аллитерацию, ассонанс, звукоподражание.
Выразительные средства фонетики
Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.
В художественных произведениях, и главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи.
Особым образом организованная поэтическая речь получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску. В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе».
Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрию.
Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль.
Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка — стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.
Здесь повторяются гласные [о], [а] и согласные [п], [р], [т]. Это делает стих музыкальным и ярким; в богатстве звуковых повторов словно отражается широта размаха воспеваемого победного торжества. Звучание речи подчеркивает основные, доминирующие в тексте слова пирует Петр.
Обычно стих бывает инструментован (как в нашем примере) повторением сразу нескольких звуков. И чем больше их вовлекается в такую «перекличку», чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит звучание текста.
Вместо термина «звуковая инструментовка» иногда употребляют другие: говорят «инструментовка согласных» и «гармония гласных». Теоретики стиха описывают разнообразные типы звуковой инструментовки. Назовем лишь самые главные из них.
В зависимости от качества повторяющихся звуков различают аллитерацию и ассонанс.
Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных.
В русском народном стихе аллитерация занимает заметное место. Звучные аллитерации рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве»:
.. Тр убы тр убят в Нове гр аде, ст оять ст язи в Пу т ивле.
Великолепными мастерами аллитерации были А.С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Н. А. Некрасов.
Например:
Не в а в зду в алась и ре в ела
Ко т ло м клоко ча и кл убясь.
(А.С. Пушкин)
В строфе из стихотворения Бальмонта повторяется звук [ л ]:
Л ебедь уп л ы л в по л умг л у,
Вда л ь, под л уною бе л ея.
Л астятся во л ны к вес л у,
Л астятся к в л аге л и л ея.
С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Учитывается повторение не только одинаковых, но и сходных по какому- то признаку согласных. Так, возможна аллитерация на д — т или з — с и т. д.
Аллитерации на [ р ] в первой части этого отрывка, чеканный ритм, отрывистое звучание этих строк не оставляют сомнения в назначении звукописи, которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы, преодоления трудностей.
В иных случаях образная символика звукописи более отвлеченна.
Так, только воображение поможет нам почувствовать в аллитерациях на ж — з леденящий холодок металла в отрывке из стихотворения Н. Заболоцкого «Журавли»:
А во ж ак в руба ш ке и з металла
Погру ж ался медленно на дно,
И з аря над ним обра з овала
З олотого з арева пятно.
Звуковой символизм до сих пор оценивается исследователями неоднозначно. Однако современная наука не отрицает того, что звуки речи, произносимые даже отдельно, вне слов, способны вызывать у нас незвуковые представления. В то же время значения звуков речи воспринимаются носителями языка интуитивно и поэтому носят довольно общий, расплывчатый характер.
В художественной речи, и прежде всего в поэтической, сложилась традиция деления звуков на красивые и некрасивые, грубые и нежные, громкие и тихие. Употребление слов, в которых преобладают те или иные звуки, может стать в поэтической речи средством достижения определенного стилистического эффекта.
Нам представляется, что аллитерации на ш — п передают скольжение по волнам; настойчивое повторение [в ] в последних строчках вызывает представление о замкнутой линии, круге, что ассоциируется с воронками на воде.
Установление такого «звукосмыслового подобия» может опираться на довольно сложные ассоциации.
можно увидеть фантастические очертания сна в прихотливом рисунке звуковых повторов и в необычном для русской фоники сочетании звуков в слове «пюпитр»
В стихотворении Маршака «Словарь» изобразительна такая строка: В его столб ца х мер ца ют искры чувства. Здесь дважды повторенное сочетание ца как бы изображает «мерцание».
Независимо от образного осмысления звукописи, ее использование в поэтической речи всегда усиливает эмоциональность и яркость стиха, создавая красоту его звучания.
Аллитерация — самый распространенный тип звукового повтора.
Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным.
Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: «Држвн, Бтшкв, Пшкн, Нкрсв». Такая «весомость» согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень значительны.
Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс.
Ассонанс — приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.
Например:
Я в о льный в е т е р, я в е чн о в е ю,
В о лную в о лны, ласкаю ивы,
В В е твях вздыхаю, взд о хнув, н е м е ю,
л е л е ю травы, л е л е ю нивы.
Здесь повторяются гласные «о» и «е».
В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных.
И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не влияет на ассонанс.
В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс.
В последних двух строках ассонанс на у соединяется с ассонансом на а.
Каждый хоть раз в жизни слышал или произносил считалочку, с помощью которой можно успокоить плачущих детей: « Т и ш е, мы ш и, ко т на кры ш е. А ко т я т а е щ ё вы ш е».
Почему одни фразы (стихи, скороговорки, цитаты) каждый из нас помнит и произносит всю жизнь? Как действуют заговоры, приговоры, бабки-шептуньи и пр.? В чем секрет популярных лозунгов и слоганов (политических, рекламных)? Мы уверены, что во всем этом большое значение имеет звукопись.
Диссонанс – сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность.
Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.
Звукоподражание – создание с помощью звуков и слов более конкретного представления о том, что говорится в данном тексте.
Звукоподражание – простейший вид инструментовки состоит в том, что поэт определенным подбором звуков как бы намекает на звуковую сторону изображаемого.
Например:
Вве р ху р ычат ге р манские мото р ы:
— Мы фю р е р а поко рр ные р абы,
Мы п р евращаем го рр ода в г рр обы,
Мы — сме р ть. Тебя уже не будет ско рр о.
(«Пулковский меридиан» В. Инбер)
Повторение звука [р ] создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок. И хотя такое звукоподражание считается элементарным видом аллитерации, но нельзя не признать, что в приведенном отрывке прекрасно передано рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом.
Речь о соснах; подбором звуков [ш] и сближением двух скользящих придыхательных [х] воспроизведен их шум.
Чуть слы ш но, бес ш умно ш ур ш ат камы ш и.
(К.Бальмонт)
Речь о взрыве; четыре [д], три [р], два ассонанса («уДАр разДАлся») напоминают и звук взрыва, и раскат этого звука.
Тв оей тв ердыни ды м и гро м.
(А.Пушкин)
Речь о пушечном салюте; дважды [тв], два раза [ды] соотносятся со звуками пальбы.
Здесь господствуют губные звуки ([б], [в], [м], [п]), шипящие ([ч], [ш]) и сонорные ([р], [л]), составляющие массив в 28 звуков и 44 согласных этого отрывка, то есть 64%.
Ещё один приём, который используется реже других – ономатопея.
Это слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «храп», «хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.
Например:
И хруст песка, и храп коня
(А. Блок)
Каламбурные рифмы – это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве.
Часто они используются с целью достижения комического эффекта. Пример такой рифмы есть у разных авторов, таких как, например, А. С. Пушкин, Д. Д. Минаев, В. В. Маяковский и другие.
В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
Ещё один прием звукописи анафора и эпифора. Так называют подраздел звукописи, различающий её по местоположению в стихе.
Анафора, или единоначатие, — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.
Звукопись позволяет значительно (в разы) усилить воздействие речи и текста, подбирая слова с “правильными звуками”.
Или:
Воз л е ме н я по путям двига л ся ло к о м о тив.
С пра в а по р ельс а м про ех а л паро воз.
Звукопись часто встречается в русской литературе, особенно в стихах. Очень здорово её использует К.Д. Бальмонт, который дал образную характеристику звукам речи (звук есть «малый колдующий гном», волшебство) и, конечно, В.В. Маяковский.
Основные функции звукописи
Однако художники слова обычно не довольствуются красотой звучания речи и стараются привлечь звукопись к решению более сложных стилистических задач. Звукопись может выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы. На эту сторону звукописи обращал внимание В.В. Маяковский, рассказывая об особенностях художественного творчества. В статье «Как делать стихи?» он писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова». Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов. Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения.
Звукопись может играть композиционную роль: сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ.
Например:
Ты р в ан у лась движеньем ис пу ганной п тицы,
Ты п рошла, сло в но сон мой легка.
И в з д о х н у ли дух и, зад ре мали рес ни ц ы,
За ш е пт ались т рево ж но ш елка.
(А. Блок)
Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах.
Как выразительное средство используются звуковые повторы в заголовках газетных и журнальных статей, художественных произведений («Роса на рассвете», «Фонтаны Федоровки»). Такое использование звукописи можно назвать привлекающим внимание.
Если провести аналогию с приготовлением пищи, то звукопись позволяет не скучно готовить блюдо, а свободно экспериментировать в процессе, добавляя приправы и специи.
Пересаливать свою речь (устную, письменную) аллитерацией и ассонансом не стоит. Гораздо эффективней с их помощью подчеркнуть её основную сущность, вычленить сердцевину смысла, царапая собеседника в самое сердце.
Упражняясь в звукописи, можно не просто развить внимание, память и расширить словарный запас, но и (самое главное) почувствовать, как легко Ваши фразы изменяют свое звучание с МОЩНОГО и ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО, на ТИХОЕ и ПРОНИКНОВЕННОЕ, стоит лишь правильно подобрать слова.
Процесс повелевания предложениями приятно поражает. Затягивает. Позволяет получить положительные эмоции при написании даже самых скучных текстов.
Замечать звукопись в текстах других авторов – отдельное умение и удовольствие.