какие звуки можно ставить вместе
Порядок работы над звуками
Последовательность работы над звуками зависит от того, нормальный ли у ребенка речевой слух.
ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ НОРМАЛЬНОМ
РЕЧЕВОМ СЛУХЕ
· Звуки нужно ставить группами. В группу входят звуки, похожие между собой по звучанию и способу произношения.
· Закреплять произношение звуков можно также группами (то есть одновременно), если ребенок внутри группы их не путает. Если ребенок начнет путать звуки, закрепляйте их по очереди.
· Звуки ставятся в следующей последовательности:
— Звуки [ф,в]и их мягкие пары. Поставить их очень легко, вероятно, вы сделаете это уже при работе над речевым выдохом.
— Заднеязычные звуки [к,г,х] и их мягкие пары.
— Мягкие звуки [т’] и [д’].
— Звук [й].
— Звук [л]и его мягкая пара. Постановка этого звука может оказаться очень трудной. Если у вас возникнут сложности, отложите на время работу над ним.
— Звуки [с,з,ц].После формирования твердых звуков ставятся [с’]и [з’]мягкие.
— Шипящие звуки [ш] и [ж].Шипящие звуки ставятся, как правило, после свистящих. Но если ребенок произносит свистящие, как неполноценные шипящие (то есть, [с]у него больше похож на [ш]),тогда желательно ставить сначала шипящие, включая [ч]и [щ],а потом — свистящие звуки.
— Звуки [ч] и [щ].
— Звук [р]и его мягкая пара.
Если ребенок произносит какие-то звуки смягченно,их произношение желательно исправить в первую очередь, тем более что сделать это очень легко.
ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ НАРУШЕННОМ
РЕЧЕВОМ СЛУХЕ
· При нарушенном речевом слухе ребенок путает между собой звуки, принадлежащие к одной и той же группе, так как они похожи между собой по звучанию и способу произношения. Поэтому работу над этими звуками нужно разделить, иначе ребенок будет постоянно пытаться произносить один звук вместо другого.
· Только после того, как у ребенка закрепится произношение одного звука (например, [с]),можно переходить к постановке другого звука, из этой же группы (например [з]или [ц]).
· Звуки, относящиеся к разным группам, нужно ставить одновременно, это ускоряет формирование произношения.
· При работе над звуками нужно соблюдать ту же последовательность, что и при постановке звуков при нормальном речевом слухе.
· Звуки, которые никогда нельзя ставить одновременно:
— Звуки, принадлежащие к одной группе: свистящие, шипящие, губно-зубные, сонорные, заднеязычные.
— Звуки из групп свистящих и шипящих.
· Звуки, которые нельзя ставить одновременно,если они произнося похожим образом:
— Губно-зубные ([ф — в])со свистящими и шипящими звуками (если они произносятся похожим образом — [ш]или [с]похож на [ф]).
— Шипящие и заднеязычные, когда они произносятся похожим образом ([ш]похож на [х]).
— Свистящие и [т’ — д’], когда в произношении [с]похож на [т].
— Заднеязычные и [т’ — д’], когда [к]заменяется на [т].
— Звук [л]и губно-зубные звуки, когда [л]напоминает [в].
— Сонорные звуки ([л],[р],[й])и заднеязычные, когда произношение сонорных напоминает звук [г].
— Звук [х]и губно-зубные звуки, когда [х]похож на [ф].
— Звуки [т’ — д’] и [ч — щ], когда произношение [т’]похоже на [ч].
— Звуки [ч — щ]и заднеязычные, если звук [ч]напоминает мягкий звук [к’].
· Звуки, которые всегда можно ставить одновременно:
— Свистящие и заднеязычные звуки.
— Шипящие и сонорные звуки.
— Свистящие и сонорные звуки.
— Звуки [т’ — д’]и сонорные звуки.
— Губно-зубные и звуки [р]и [й].
— Звуки [ш — ж]и [т’ — д’].
Если ребенок смягчаеткакие-то звуки, нужно поставить их в первую очередь.