Lazarus что это за программа
Lazarus
Cliff Baeseman,
Shane Miller,
Michael A. Hess и др.
1.0.4 (30 ноября 2012 [1] )
Lazarus — свободная среда разработки программного обеспечения для компилятора Free Pascal (часто используется сокращение FPC— свободно распространяемый компилятор языка программирования Pascal) на языке Object Pascal. Интегрированная среда разработки предоставляет возможность кроссплатформенной разработки приложений в Delphi-подобном окружении. На данный момент является единственным инструментом быстрой разработки приложений (RAD), позволяющим Delphi-программистам создавать приложения с графическим интерфейсом для Linux (и других не-Windows) систем.
Содержание
Функции
Основан на библиотеке визуальных компонентов Lazarus Component Library (LCL). В настоящее время практически полностью поддерживает виджеты Win32, GTK1, GTK2, Carbon. В разработке находятся виджеты Qt и WinCE.
Недостатки
10 МБ/сек на Pentium 133). Для использования upx наберите «upx » в командной строке. После использования strip и upx простая GUI программа на Lazarus’е получается:
ПО, написанное на Lazarus
Переход с Delphi
Лицензия
Lazarus распространяется на условиях GNU General Public License, а значительная часть библиотек, в том числе LCL — на условиях модифицированной GNU Lesser General Public License.
Lazarus как он есть
Довольно часто наше нежелание разбираться в вопросе и уверенность в собственной логике рождает неверные предположения. Эти предположения, высказанные как утверждения на публичной площадке, могут прочно осесть в чужих головах и сформировать ложные отрицательные представления.
Так в комментариях к недавней теме «Lazarus 1.0 увидел свет!» были высказаны некоторые неверные утверждения, а также задан ряд вопросов оставшихся без ответов. Являясь разработчиком Lazarus и FPC уже довольно продолжительное время, я могу и хочу дать ответ на большинство связанных с этими продуктами вопросов и развеять некоторые неверные предположения.
Утверждение: Размер исполняемых файлов оставляет желать лучшего. Виноват компилятор, компоновщик и др.
Некоторую информацию по данной теме можно получить на wiki-странице.
Итак, основная составляющая размера исполняемого файла — отладочная информация. Отладочную информацию добавляет компилятор FPC когда ему передан ключ «-g». FPC может генерировать 2 вида отладочной информации: устаревший stabs и современный dwarf (версии 2 или 3), что также определяется переданными компилятору ключами. Оба вида отладочной информации понимаются отладчиком gdb. В Lazarus включить/выключить отладочную информацию, а также определить ее вид можно на закладке «Компоновка» в параметрах проекта:
Если вы собираете проект под Windows или Linux, можно сформировать внешний файл отладочных символов. В этом случае в исполняемый файл отладочная информация добавляться не будет, а вместо нее будет помещена ссылка на внешний отладочный файл.
Исключение отладочной информации уменьшает размер пустого проекта с формой с 20Мб до 1,6Мб на Windows. Но, 1,6Мб тоже больше чем 300Кб, который выдавал Delphi 7 (Delphi XE, к примеру, уже выдает значительно больше из-за распухания RTTI). Дело тут не в компиляторе и не в компоновщике, которые делают свою работу верно, а все дело в LCL.
Например, следующий код из модуля lcl\interfaces\win32\win32proc.pp тянет в исполняемый файл классы TCustomGroupBox, TCustomTabControl, даже если вы их нигде не используете:
if (TheWinControl is TCustomGroupBox) then
begin
.
end else
if TheWinControl is TCustomTabControl then
begin
.
end;
Решить эту проблему может рефакторинг, но он требует значительных усилий и времени, которые в условиях нехватки рук возможно лучше потратить на решение других проблем. Надо сказать, что определенные усилия в этом направлении были приложены 2 или 3 года назад, что позволило сократить размер пустого проекта с формой на 300Кб.
Утверждение: Lazarus ставил однажды в Windows, и запомнилось, что даже простейшая программа с окном и кнопкой компилируется ооочень долго.
Проблема была, когда FPC использовал GNU компоновщик для Windows. Но, в FPC 2.2 (а сейчас Lazarus использует FPC 2.6) проблема была устранена разработкой встроенного компоновщика для Windows. Кроме того, на тот момент компоновщик GNU не умел собирать под платформу Win64, что тоже послужило толчком к разработке собственного встроенного компоновщика. Надо заметить, что под Linux и Darwin таких проблем со скоростью сборки не было и нет (и как следствие до сих пор нет и собственного компоновщика под эти платформы).
Сейчас сборка и запуск пустого проекта с формой на моей машине занимает не более 2х секунд.
Вопрос: Здорово, если в Lazarus появится нормальный докинг, как в Delphi 2006, к примеру. Сильно повысит удобство интерфейса. Хотя, может быть, он там уже есть?
Докинг можно включить сборкой дополнительного пакета, но это делать не рекомендуется, так как пока присутствует ряд нерешенных проблем. К версии 1.2 докинг будет готов и скорее всего сразу встроен в среду.
Утверждение: «Mac OS X: 10.4, LCL только 32bit, не-LCL могут быть 64bit». Да уж, впечатляет.
Во-первых, имеется в виду, что Lazarus собирает проекты под Mac OS X не ниже версии 10.4. То есть поддерживаются и 10.5 и 10.6 и 10.7 и 10.8 (на которой у меня сейчас запущен Lazarus). LCL проекты могут быть только 32бит.
Это связано с тем, что на Max OS X существуют 2 основные системные библиотеки: carbon и cocoa. Carbon появилась первой и представляла собой библиотеку функций. Не было никаких проблем начать строить на ее основе LCL бэкэнд, что и было сделано. После Apple представил еще одну библиотеку cocoa, которая вместо функций содержит классы Objective-C. Позже Apple объявил, что не будет делать библиотеку carbon 64 разрядной, и вообще новые приложения надо разрабатывать только под cocoa.
Для взаимодействия с Objective-C классами в FPC был добавлен диалект, получивший название Objective-Pascal. В Lazarus был также добавлен бэкэнд для cocoa, но он в настоящее время находится в стадии ранней разработки. Возможно (я приложу к этому усилия), к версии 1.2 он будет на уровне бэкэнда под gtk2 и qt.
Введение в Lazarus
Цель лекции
Знакомство с историей развития языков программирования и диалектов Pascal ; первое знакомство с IDE Lazarus и компилятором Free Pascal ; изучение компонентов TForm, TLabel, TButton; создание первого проекта.
Исторический экскурс
Историю развития языков программирования, пожалуй, можно начать с первой в мире программистки Ады Лавлейс (Августа Ада Кинг, графиня Лавлейс, математик). Ада Лавлейс родилась 10 декабря 1815 г. в Лондоне, была известна описанием вычислительной машины (механическая машина Ч. Бэббиджа), в разработке которой она принимала участие, и созданием первой программы для нее. Ввела в употребление термины «цикл» и «рабочая ячейка «. В честь Ады Лавлейс в 1975 году был назван язык программирования Ада.
В 1954 году появился первый язык программирования высокого уровня Фортран, и началась новая эра развития программирования.
Поскольку Lazarus основан на Паскале (точнее, на Объектном Паскале), историю других высокоуровневых языков в рамках данного курса мы рассматривать не будем.
В 1989 г. объектное расширение Паскаля было добавлено и в Turbo Pascal фирмы Borland.
Впрочем, разработка программ под другие платформы имеет не так уж много отличий, чтобы создать вам непреодолимые трудности при переходе на другую платформу.
Что такое Lazarus?
Где взять?
В правой верхней части сайта вы увидите следующую картинку:
Нажав кнопку «Download Now» вы скачаете последнюю версию Lazarus. Кроме того, выбрать последнюю необходимую реализацию и скачать ее вы можете по адресу: http://sourceforge.net/projects/lazarus/files/
В этом случае, перейдя по ссылкам, вы получите доступ к закачке нескольких файлов, например,
Как установить?
Lazarus устанавливается достаточно просто. Собственно, ничего менять нам не придется, оставим все параметры, предложенные установщиком по умолчанию. Для начала выберем русский язык установки, затем все время будем нажимать кнопки «Далее«. Лишь в предпоследнем окне установщика при желании можно поставить флажок «Создать значок на Рабочем столе«. Когда укажем все параметры, начнется установка Lazarus. Придется подождать пару минут, пока распакуются и скопируются множество файлов. И, наконец, кнопка «Завершить» для закрытия окна установщика. Все, Lazarus у нас есть! Мы можем его загрузить.
В самом начале Lazarus выглядит несколько неопрятно:
Lazarus состоит из нескольких окон (которые стоит подравнять, чтобы они занимали весь рабочий стол и не мешали друг другу):
Главное окно
Главное окно состоит из следующих элементов:
Инспектор объектов
Окно Инспектора объектов состоит из двух частей:
Урок 1. Система программирования LAZARUS
Урок из серии «Программирование в среде Lazarus для школьников»
Среда программирования Lazarus в школьном курсе информатики используется сравнительно недавно.
Уроки предназначены для учащихся 10 классов и всех тех, кто хочет самостоятельно освоить Lazarus.
В этом уроке дается краткая справочная информация о среде программирования Lazarus, рассказывается об основных инструментах среды разработки программ, определяются основные этапы создания приложений.
В заключении вы можете посмотреть видеоурок, из которого узнаете о различиях проектов Lazarus и Delphi.
Скачать последнюю версию Lazarus вы можете по ссылке —//sourceforge.net/projects/lazarus/files/
Краткая справочная информация
Lazarus — среда быстрой разработки программного обеспечения для компилятора Free Pascal, аналогичная Delphi.
Данный проект базируется на оригинальной кроссплатформенной библиотеке визуальных компонентов Lazarus Component Library (LCL).
Кроссплатформенное программное обеспечение — это программное обеспечение, работающее более чем на одной аппаратной платформе и/или операционной системе.
Free Pascal — это компилятор языков Pascal и Object Pascal, работающий под Windows, Linux, Mac OS X, FreeBSD, и другими ОС.
Таким образом, разработанные приложения могут функционировать практически под любой операционной системой.
Все, что вы видите на экране во время работы различных приложений, все элементы (кнопки, бегунки, меню и т.п.) можно реализовать в Lazarus.
В Lazarus используется технология визуального программирования. Пользователь для создания графического интерфейса приложения использует готовые компоненты, значки которых находятся на панели компонентов. После того как он помещает компонент на форме, программный код для него генерируется автоматически. Вручную остается запрограммировать только те действия, которые будет выполнять это приложение.
Процесс создания приложения можно разделить на следующие этапы:
1. Создание проекта. В результате на экране появляется пустая форма (окно будущего приложения).
2. Создание графического интерфейса проекта — расположение необходимых элементов, задание размеров, изменение свойств;
3. Написание программного кода, который определит, что будет делать ваша программа.
4. Отладка программы.
Чтобы познакомится с основными инструментами среды разработки, запустим среду программирования.
Для этого выполните команду:
Пуск => Все программы => Lazarus => Lazarus.
При этом запускается оболочка создания приложений, называемая интегрированной средой разработки IDE (Integrated Development Environment). На экране появиться набор окон.
Вы видите все основные инструменты среды разработки Lazarus:
1. Окно формы — окно будущего приложения.
2. Главное окно, содержащее три панели: меню, панель инструментов, палитру компанентов. Палитру компанентов вы будете использовать для выбора необходимых вам для создания пользовательского интерфейса помпонент.
3. Окно Инспектор объектов, содержащее файлы проекта и окно со вкладкой Свойства, в котором вы будете настраивать свойсктва помещенных на форму объектов.
4. Окно Редактор исходного кода, в котором вы будете писать программный код.
Дадим появившимся окнам краткую характеристику.
Главное окно. Здесь располагаются меню, панель инструментов и палитра компонентов.
На Палитре компонентов, представляющей собой множество тематических вкладок, располагаются визуальные и невизуальные компоненты для вашей будущей программы.
Невизуальные компоненты видны только на первом этапе создания приложения — при редактировании.
Главное окно остается открытым все время работы IDE. Закрывая его, вы, тем самым, закрываете Lazarus и все открытые в нем окна.
Инспектор объектов содержит четыре страницы
На первой странице «Свойства» постоянно отображаются все доступные свойства выбранного компонента. В левой колонке содержится список всех свойств выделенного в данный момент компонента, в правой — значения свойств.
Значения свойств можно менять еще до запуска проектируемой программы. Например, для будущего окна вашего приложения (формы) свойство Name имеет значение Form1. Для изменения имени достаточно изменить его в Инспекторе объектов.
На второй странице «События» находятся возможные обработчики событий для выбранного компонента. В левой колонке расположены названия события, в правой — соответствующие процедуры.
Окно Редактора кода. На момент первого запуска оно имеет заголовок Unit1.
В окне Редактор исходного кода вы будите писать программный код программы, и само окно очень похоже на обычный текстовый редактор. Для удобства при редактировании текста программы строки пронумерованы, предусмотрено выделение цветами:
Текст программы разбивается на части — процедуры и функции.
Основную работу программист производит именно здесь.
Проектировщик форм. У каждого Windows-приложения должно быть хотя бы одно окно.
Lazarus при первом запуске автоматически предлагает пользователю новый проект, открывая пустую форму под названием Form1, и назначает его главным окном.
Перенося на него элементы из палитры компонентов, вы тем самым, предварительно оформляете его.
Главное окно в проекте может быть только одно. Все другие создаваемые окна будут дочерними. Закрывая главное окно стандартной кнопкой закрытия окна, или программно, вы закрываете и все дочерние окна.
В этом уроке мы познакомились с основными инструментами разработки программ. В следующем уроке мы напишем свою первую программу.
Задание для самостоятельного выполнения
1. Скачать и установить на своем домашнем компьютере среду программирования Lazarus по указанной в начале урока ссылке.
2. Посмотреть видеоурок: «Lazarus. Ввод в курс дела», из которого вы узнаете о различиях проектов Lazarus и Delphi.
Введение в Lazarus
Цель лекции
Знакомство с историей развития языков программирования и диалектов Pascal ; первое знакомство с IDE Lazarus и компилятором Free Pascal ; изучение компонентов TForm, TLabel, TButton; создание первого проекта.
Исторический экскурс
Историю развития языков программирования, пожалуй, можно начать с первой в мире программистки Ады Лавлейс (Августа Ада Кинг, графиня Лавлейс, математик). Ада Лавлейс родилась 10 декабря 1815 г. в Лондоне, была известна описанием вычислительной машины (механическая машина Ч. Бэббиджа), в разработке которой она принимала участие, и созданием первой программы для нее. Ввела в употребление термины «цикл» и «рабочая ячейка «. В честь Ады Лавлейс в 1975 году был назван язык программирования Ада.
В 1954 году появился первый язык программирования высокого уровня Фортран, и началась новая эра развития программирования.
Поскольку Lazarus основан на Паскале (точнее, на Объектном Паскале), историю других высокоуровневых языков в рамках данного курса мы рассматривать не будем.
В 1989 г. объектное расширение Паскаля было добавлено и в Turbo Pascal фирмы Borland.
Впрочем, разработка программ под другие платформы имеет не так уж много отличий, чтобы создать вам непреодолимые трудности при переходе на другую платформу.
Что такое Lazarus?
Где взять?
В правой верхней части сайта вы увидите следующую картинку:
Нажав кнопку «Download Now» вы скачаете последнюю версию Lazarus. Кроме того, выбрать последнюю необходимую реализацию и скачать ее вы можете по адресу: http://sourceforge.net/projects/lazarus/files/
В этом случае, перейдя по ссылкам, вы получите доступ к закачке нескольких файлов, например,
Как установить?
Lazarus устанавливается достаточно просто. Собственно, ничего менять нам не придется, оставим все параметры, предложенные установщиком по умолчанию. Для начала выберем русский язык установки, затем все время будем нажимать кнопки «Далее«. Лишь в предпоследнем окне установщика при желании можно поставить флажок «Создать значок на Рабочем столе«. Когда укажем все параметры, начнется установка Lazarus. Придется подождать пару минут, пока распакуются и скопируются множество файлов. И, наконец, кнопка «Завершить» для закрытия окна установщика. Все, Lazarus у нас есть! Мы можем его загрузить.
В самом начале Lazarus выглядит несколько неопрятно:
Lazarus состоит из нескольких окон (которые стоит подравнять, чтобы они занимали весь рабочий стол и не мешали друг другу):
Главное окно
Главное окно состоит из следующих элементов:
Инспектор объектов
Окно Инспектора объектов состоит из двух частей: