подбор сабвуфера по параметрам

Автосабвуферы: характеристики, типы, виды

Область применения

— Автомобильный. Сабвуферы, рассчитанные на использование в салоне автомобиля; обычно не имеют защиты от неблагоприятных внешних условий (брызг, соли и т.п.), в этом состоит их основное отличие от «мореходных» моделей. Остальные характеристики и функции могут ощутимо различаться от модели к модели.

— Мореходство. Сабвуферы, для которых предусмотрена возможность установки на водное транспортное средство (катер или яхту), в т.ч. и в открытую рубку. От обычных автомобильных аналогов отличаются в первую очередь непроницаемым корпусом, защищённым от брызг и соли. При желании такой сабвуфер можно установить и в авто, однако обычно это оправдывает себя разве что на специализированных внедорожниках, регулярно пребывающих в экстремальных условиях.

Штатный автосабвуфер для

Модели авто, для которых предназначен штатный автосабвуфер.

Штатные модели могут делаться как под конкретную марку, так и под довольно обширный модельный ряд, включающий автомобили разных производителей. Однако в любом случае стоит помнить, что даже одна и та же модель авто может иметь несколько версий, различающихся по конструктивным особенностям. Поэтому при покупке штатного автосабвуфера не помешает отдельно уточнить его фактическую совместимость с конкретным автомобилем, даже если данная модель указана в характеристиках модели.

Исполнение

— В корпусе. Сабвуферы, состоящие из полноценного корпуса, в котором установлен динамик (динамики). Обычно они предназначены для установки в багажнике. Корпусные модели легки в монтаже, однако занимают значительное количество места, а также в большинстве случаев имеют некоторую задержку по фазе, что требует регулировки фазы (см. ниже) для синхронизации с фронтальными динамиками.

— Без корпуса. В данную категорию отнесены сабвуферы, рассчитанные на работу в собственном корпусе, однако не укомплектованные им (не путать с Free Air — см. ниже). Таким образом, купив подобный динамик, можно подобрать к нему корпус на своё усмотрение — или даже изготовить его самостоятельно. Это, разумеется, сложнее, чем сразу обзавестись корпусным «сабом», однако даёт больше возможностей по подстройке акустики под личные предпочтения. Прочие достоинства и недостатки бескорпусных моделей аналогичны корпусным.

Тип корпуса

— Закрытый ящик. Простейший тип корпуса: закрытый со всех сторон ящик с динамиком (динамиками) на передней панели. Достоинствами таких моделей считается высокая точность передачи звука и невысокая стоимость, недостаткам — низкая чувствительность и несколько «плоский» бас.

— Фазоинвертор. Классический фазоинвертор представляет собой полую трубку, соединяющую внутренний объём корпуса с внешним миром (однако существуют и иные варианты такого соединения). Длина канала фазоинвертора подобрана так, что звуковые волны определённого диапазона, проходя через него, оказываются перевёрнуты по фазе относительно волн из динамика (отсюда и название). Это улучшает (в частности, «углубляет») звучание сабвуфера и позволяет добиться неплохих характеристик при небольших размерах корпуса. С другой стороны, звуковой поток в трубке создаёт определённый дополнительный шум.

Форма корпуса

— Корпус Box. Буквально «ящик». Простейший тип корпуса, фактически и представляет собой ящик средних габаритов, рассчитанный на установку в багажнике.

— Compact. Этот вариант означает скорее не форму, а размер корпуса — как следует из названия, к нему относятся устройства, имеющие небольшие габариты. Такие сабвуферы максимально просты в установке, некоторые модели можно устанавливать прямо под сидение. В то же время их качество и мощность звучания обычно ниже, чем у полноразмерных.

— Tube. Корпус в форме трубы, на один из торцов которой выведен динамик. На характеристики звука такая форма ощутимо не влияет, она играет в основном эстетическую роль — сабвуферы-трубы довольно стильно смотрятся.

— Активный. Сабвуфер, оснащённый собственным встроенным усилителем. Такой сабвуфер можно подключать к источнику сигнала напрямую, без каких-либо дополнительных усилителей; при этом встроенный усилитель по определению имеет характеристики, оптимально соответствующие параметрам динамика. А при использовании других усилителей активный сабвуфер снижает нагрузку на них, что положительно сказывается на качестве и мощности звучания. Кроме того, собственный усилитель может оснащаться собственными инструментами для подстройки звучания и другими дополнительными возможностями. С другой стороны, всё это сказывается на стоимости устройства, да и в установке активные модели несколько сложнее, т.к. требуют отдельного питания.

— Пассивный. Сабвуферы, не оснащённые собственным усилителем. Они дешевле активных и проще в установке, т.к. работают без отдельного питания, однако подключение сопряжено с некоторыми сложностями: для нормальной работы необходим усилитель, характеристики которого (в частности мощность и импеданс, см. ниже) должны оптимально соответствовать параметрам сабвуфера.

Типоразмер

Размер (диаметр) основного динамика сабвуфера. Во всех типах сабвуферов этот параметр влияет в первую очередь на мощность и глубину звучания: чем больше динамик — тем он громче и тем более глубокий бас способен обеспечить (при прочих равных). Правда, при увеличении типоразмера и габариты возрастают соответственно, что определяет возможности установки. Последнее особенно актуально в сабвуферах Free Air (см. «Исполнение»): некоторые автомобили изначально оснащаются «посадочными местами» под определённый типоразмер, и установить туда модели с другими габаритами затруднительно.

Кол-во НЧ динамиков

Пассивный излучатель (радиатор)

Номинальная мощность

Максимальная мощность

Частотный диапазон

Чувствительность

Двойная звуковая катушка

Импеданс

Электрическое сопротивление сабвуфера при подведении к нему сигнала. Этот параметр имеет значение в первую очередь для подбора пары сабвуфер-усилитель: при более низком, чем у усилителя, импедансе сабвуфер будет давать искажения в звучании, при более высоком звук будет слишком тихим.

В моделях с двойной звуковой катушкой (см. выше) импеданс указывается для одной из катушек.

Резонансная частота

Управление уровнем баса

Регулировка фаз

Сабсоник (ФИНЧ)

Высоковольтный вход

Позолоченные контакты

Пульт ДУ

Защитная решетка

Вставка из оргстекла

Подсветка корпуса

Материал диффузора

Материал, из которого изготовлен диффузор динамика в сабвуфере. Определяет качество звучания и, в некоторой мере, стоимость устройства.

— Целлюлоза/бумага. Исторически первый материал для диффузоров. Его достоинствами являются лёгкость (что обеспечивает высокую чувствительность динамика), а также гладкая АЧХ (амплитудно-частотная характеристика), положительно влияющая на качество звучания. Из недостатков — невысокая прочность, что ограничивает мощность таких сабвуферов, а также мягкость, несколько «смазывающая» звучание в сложных моментах. Кроме того, бумажные диффузоры чувствительны к влаге.

— Полипропилен. Синтетический полимер, в некоторых моментах аналогичный бумаге, однако отличающийся от неё более высокой прочностью и стойкостью к влаге. Также имеет гладкую АЧХ. Несколько более жёсток, однако всё равно относится к мягким.

— Полиуретан. Ещё один полимерный материал. При невысокой стоимости несколько жёстче полипропилена, а также весьма устойчив к меаханическим нагрузкам, что позволяет создавать мощные динамики.

— Кевлар. Кевларовое волокно отличается высокой прочностью (выше, чем у стали); также оно имеет хорошую жёсткость, что положительно сказывается на точности воспроизведения в сложных моментах. Однако и стоят такие диффузоры недёшево.

— Карбон. Еще одно название, используемое для углеволокна — в основном в рекламных целях, для краткости и «внушительности» звучания. Подробнее об углеволокне см. выше.

— Стекловолокно. Такой материал состоит из обычного стекла, вытянутого в нити; в отличие от классической формы стекла, такие нити не бьются и не ломаются. Он лёгок (соответственно чувствителен), относительно дёшев, устойчив к влаге и перепадам температуры, при этом обеспечивает хорошее (хотя и не выдающееся) качество звучания.

— Композитные материалы. Композитным называют материал, состоящий из двух и более материалов с чётким разделением между ними. В диффузорах сабвуферов чаще всего применяют углепластиковые композиты (на основе углеродного волокна, см. выше). Такие диффузоры обладают всем достоинствами углеволоконных и способны обеспечить хорошее качество звучания — однако из-за особенностей АЧХ материала для достижения этого качества приходится применять довольно сложные электронные схемы, что сказывается, в частности, на цене сабвуферов.

— Алюминий. Алюминиевые диффузоры имеют наибольшую жёсткость из всех, что обеспечивает высокую точность передачи звука даже в сложных моментах. «Обратной стороной медали» при этом являются собственные посторонние «звоны», возникающие в диффузоре. Для их устранения приходится использовать различные ухищрения, значительно усложняющие конструкцию и повышающие цену сабвуфера.

Отметим, что каждый материал имеет свои особенности и оттенки звучания, на что стоит обратить внимание при выборе — более дорогой и качественный материал не обязательно даст звук, который больше понравится лично Вам.

Материал корпуса

— MDF. Аббревиатура от medium density fiberboard, т.е. древесноволокнистая плита средней плотности. Этот материал недорог, легко поддаётся обработке и имеет однородную структуру, что важно для корпусов акустических систем. Как следствие — большинство современных корпусных сабвуферов делается именно из MDF.

— Смола. Используется в тех случаях, когда необходима сложная форма, которую трудно воспроизвести при использовании MDF, а также в compact-моделях (см. «Форма корпуса»). Кроме этого, значительных преимуществ перед MDF не имеет, а потому используется весьма редко.

— Алюминий. Алюминий лёгок, однороден, а также хорошо проводит тепло, что позволяет устанавливать в такие корпуса мощные динамики, не боясь перегрева. Кроме того, он отличается элегантным внешним видом. С другой стороны, и стоят такие корпуса соответственно.

— Пластик. Сравнительно недорогой и простой в обработке материал, который, в то же время, выпускается в разных сортах и может иметь разные свойства. Благодаря этому пластиковые корпуса встречаются как в сравнительно недорогих, так и в довольно продвинутых сабвуферах; качество звучания такого «саба» зависит в основном от его общей ценовой категории.

Источник

Сабвуферы

Цены на сабвуферы

Название сабвуфераЦена
Sony SA-CS9от 11 790 р.
Yamaha NS-SW050от 11 900 р.
Polk Audio PSW 10eот 15 190 р.
HECO Victa Prime Sub 252 Aот 25 790 р.
Harman Kardon Citation Subот 24 490 р.

Сабвуфер — низкочастотный динамик — является обязательным компонентом любой высококлассной акустической системы. Любой человек, хоть немного вникавший в тему акустики, знает, что создать динамик общего диапазона с мощным насыщенным басом очень трудно — намного проще вывести низкие частоты на специализированный басовый динамик. Тем более, что правила оптимального расположения источника НЧ отличаются от правил для остальных частот — даже многоканальная система вполне обходится одним сабом.

Итак, что же нужно знать, чтобы правильно выбрать сабвуфер?

Во-первых, то, что современные сабвуферы могут использовать разный способ установки. Подавляющее большинство моделей — напольные, выполненные в виде отдельных устройств, но есть и встраиваемые, монтируемые в нишу в стене. Последние хороши тем, что занимают абсолютный минимум места в помещении, однако сама установка довольно хлопотна, а вопрос выбора места требует особого внимания — переставить встроенный динамик в другое место весьма непросто.

Ещё одно внешнее различие между «сабами» — акустическое оформление. Простейшие закрытые модели характеризуются хорошей точностью звукопередачи, но не особо чувствительны. Фазоинвертор (открытая трубка) положительно сказывается на мощности, но может создать искажения; пассивный излучатель (диффузор без динамика за ним) лишён этого недостатка, но стоит несколько дороже.

А вот по «начинке» ключевой параметр деления — наличие встроенного усилителя; по этому показателю выделяют активные (с «усилком») и пассивные (без него) сабвуферы. Здесь выбор зависит исключительно от структуры аудиосистемы, куда планируется встраивать устройство.

Ещё два момента, связанные с подключением к другим компонентами системы — а точнее, внешнему усилителю — это импеданс и мощность устройства. Импеданс должен соответствовать показателям усилителя, а мощность динамика должна быть не меньше выходной мощности «усилка».

Однако основной параметр, связанный с мощностью — это всё же громкость звука. И здесь стоит исходить из размеров помещения, в котором планируется устанавливать «саб». Отдельно отметим, что не стоит гнаться за слишком высокими показателями. Насыщенны, интенсивный бас — это, конечно, хорошо, но слишком высокую мощность придётся «прикручивать», а обойдётся она недёшево.

А вот глядя на частотный диапазон, нужно помнить, что сабвуфер — это специализированная техника, работающая на частотах с верхним порогом 150 – 200 Гц, а нижняя граница слышимого человеком диапазона составляет около 16 Гц. Поэтому модели с показателями в 10 – 150 Гц и 5 – 180 Гц навряд ли будут заметно отличаться по слышимому охвату частот, а вот разница с сабвуфером на 50 – 120 Гц будет уже заметнее.

Источник

Подбор сабвуфера по параметрам

Активные сабвуферы являются ключевым элементом домашнего кинотеатра. Именно правильное воспроизведение басовой составляющей, записанной в звуковой дорожке кинофильмов, наиболее строго оценивается при THX сертификации техники для домашнего кинотеатра. Грамотно спроектированный и изготовленный сабвуфер воспроизведет низкие частоты, недоступные для обычных колонок. Использование сабвуфера в домашнем кинотеатре или системе трифоник позволяет разгрузить остальные каналы от сверхнизких частот и, в то же время, обеспечить необходимое эмоциональное воздействие на слушателей. В отличие от остальных колонок в комплекте, сабвуфер оснащен собственным усилителем мощности – чаще всего эффективного класса D, но встречаются и классические решения в классе АВ.

При подключении сабвуфера к соответствующему выходу AV-ресивера или AV-процессора рекомендуется использовать специальный LFE-вход, или, при его отсутствии, обычный линейный, полностью «открыв» входной фильтр саба.

Не менее важным компонентом сабвуфер может стать и в двухканальной стереосистеме. Cабвуферы давно и с успехом используются не только в связке с полочниками, но и, например, в тех случаях, когда необходимо обеспечить насыщенное и динамичное звучание в большом или акустически сложном помещении. При правильном выборе и настройке сабвуфера в стереосистеме многие слушатели отмечают возросшую детализацию и воздушность звука, а колонки стереопары начинают звучать динамичнее и выразительнее. Подключать сабвуфер к усилителю рекомендуется через высокоуровневые акустические входы.

Дорогие топовые сабвуферы класса High End, выпускаемые специализированными компаниями, можно с успехом использовать как в стереосистемах, так и в домашнем кинотеатре.

Источник

Сабвуферы: характеристики, типы, виды

Тип установки

— Напольный. Наиболее простой тип установки: не требует подготовки ниш, подвешивания на стену и т.п., достаточно наличия пространства на полу. Кроме того, такой сабвуфер очень легко перемещать с места на место, выбирая оптимальное с точки зрения акустики расположение. Отметим, что напольные сабвуферы крайне нежелательно ставить на полки, поскольку подобные модели конструируются в расчёте на наличие толстой массивной поверхности под колонкой; иначе звучание не будет полноценным.

— Встраиваемый. Сабвуферы, предназначенные для монтажа в нишу в стене или потолке. Такие модели удобны тем, что не занимают места в помещении, легко вписываются в интерьер, а при некоторых ухищрениях могут быть полностью скрыты. С другой стороны, установка встраиваемого саба является весьма хлопотным делом. Таких моделей на рынке не много, они относятся преимущественно к премиум-классу и предназначаются прежде всего для домашних кинозалов и других аналогичных мест.

— Линейный массив. Сабвуферы, предназначенные для использования в роли элемента линейного массива. Такой массив представляет собой несколько колонок разного назначения, расположенных одна над другой (иногда с небольшим искривлением по краям); это один из наиболее удобных способов объединения нескольких динамиков для достижения высокой мощности звука. Для эффективной работы в массиве сабвуферы данного типа имеют соответствующие особенности как по акустическим свойствам, так и по возможностям крепления. По назначению (см. ниже) все они относятся исключительно к концертным — другие варианты применения такой акустики попросту не оправданы.

— Активный. Сабвуфер, имеющий собственный встроенный усилитель. Это позволяет подключать устройство к источнику сигнала напрямую, без каких-либо дополнительных внешних усилителей. Если же подключение осуществляется через общий усилитель акустической системы, активный сабвуфер снижает нагрузку на него, что положительно сказывается на громкости и качестве звучания всей АС. Сам встроенный усилитель сабвуфера подбирается таким образом, чтобы оптимально соответствовать характеристикам используемых динамиков. Кроме этого, активные сабвуферы часто оснащаются собственными инструментами для дополнительной подстройки, которые позволяют добиться оптимального звука в помещении, не передвигая само устройство. Недостатками активного сабвуфера является необходимость отдельного подключения к электропитанию и высокая цена.

— Пассивный. Сабвуфер без собственного встроенного усилителя. Такое устройство требует подключения к источнику сигнала через внешний усилитель, характеристики которого должны оптимально соответствовать характеристикам сабвуфера (см. Мощность, Импеданс). Достоинством пассивных сабвуферов является невысокая стоимость.

Акустическое оформление

— Закрытого типа. Простейший тип конструкции: закрытый (иногда герметично) корпус с выведенным на переднюю панель динамиком. Считается, что такие сабвуферы имеют небольшую чувствительность, что, однако, компенсируется высокой точностью передачи звука и невысоким уровнем искажений.

— Фазоинверторного типа. В корпусах таких сабвуферов устанавливается трубка, имеющая выход в окружающее пространство. Длина трубки подобрана так, что из неё выходит сигнал, перевёрнутый по фазе относительно сигнала из фронтальной части диффузора (проще говоря, из основного динамика). Это улучшает звучание сабвуфера и усиливает звуковое давление. Недостатком фазоинвертора является дополнительный шум от звукового потока в трубке.

— С пассивным излучателем. Конструкция, аналогичная фазоинвертору (см. выше) по назначению и принципу действия, однако вместо трубки в таких сабвуферах применяется т.н. пассивный излучатель. По сути, он представляет собой обычный динамик, лишённый катушки и магнита и играющий ту же роль, что и трубка фазоинвертора. Применение пассивного излучателя позволяет избавиться от шума воздушного потока, характерного для фазоинверторов.

Расположение фазоинвертора

Назначение

— Домашний. Сабвуферы общего назначения, не относящиеся ни к какой другой специализации (см. ниже). Название «домашний» довольно точно описывает их основное назначение, однако, разумеется, дело не ограничивается домашними акустическими системами: подобные «сабы» могут использоваться в кафе и барах, на катках и роллердромах и других местах общего пользования.

— Концертный. Сабвуферы, предназначенные для использования на концертах и других массовых мероприятиях, отличаются прежде всего высокой мощностью — в сотни, а то и тысячи ватт. Это позволяет охватывать обширные пространства мощным насыщенным звуком.

— Студийный. Сабвуферы, предназначенные для профессиональной работы со звуком, прежде всего на студиях звукозаписи. Также их называют «мониторами» (впрочем, это общее название всех студийных колонок). Отличаются чрезвычайно высокой точностью звукопередачи.

Отметим, что использование сабвуфера не по «родному» назначению технически возможно, однако, как правило, не оправдано: концертная модель в доме будет излишеством, обычный домашний «саб» можно выставить на улицу разве что до первого дождя, и т.п.

Мощность

Номинальная мощность сабвуфера. Технически — это наибольшая средняя (среднеквадратичная) мощность звука, при которой устройство может нормально (без искажения звука и повреждения компонентов) проработать в течение неограниченно долгого времени. Проще говоря, чем мощнее сабвуфер — тем он громче. Выбор по данному параметру зависит прежде всего от размера пространства/помещения, которое планируется перекрывать; подробные рекомендации для разных ситуаций можно найти в специальных источниках.

Также мощность напрямую связана с характеристиками усилителя, используемого с «сабом». Для активных сабвуферов (см. «Тип») в данном пункте фактически указывается номинальная мощность встроенного усилителя; сам динамик может быть и мощнее, однако это уже не имеет значения. Для пассивных моделей номинальная мощность соответствует наибольшей мощность усилителя, который можно подключить к колонке без риска её повреждения на высокой громкости.

Чувствительность

Макс. уровень звукового давления

Наибольший уровень звукового давления, которое может создать сабвуфер, проще говоря — громкость, которую он выдаёт на максимальном уровне мощности. Этот параметр измеряется так же, как любой уровень шума — в децибелах; поскольку децибел является нелинейной величиной, оценивать громкость проще всего по сравнительным таблицам. Так, самые скромные современные «сабы» способны выдать до 95 – 100 дБ, это сравнимо с громкостью вагона метро или бензопилы. В наиболее же мощных он может превышать 130 дБ — это громче самолёта на взлёте, долгое нахождение рядом с работающим на полную мощность сабвуфером может привести к повреждению слуха.

Отметим, что звуковое давление и чувствительность (см. выше) — это принципиально разные характеристики, хотя и измеряются одними единицами.

Импеданс

Частотный диапазон

Диапазон звуковых частот, воспроизводимых сабвуфером. По общему правилу чем шире частотный диапазон — тем богаче звук и больше его деталей способен передать динамик. Однако стоит вспомнить, что сабвуферы как класс предназначены для низких и сверхнизких частот в диапазоне от 20 до 150 (иногда 200) Гц. Поэтому на практике значительная разница в звучании заметна только при большом отличии в воспроизводимых диапазонах (например, 20-200 Гц и 50-150 Гц).

Также не стоит забывать, что обширный диапазон частот ещё не является гарантией качественного звука; а в некоторых случаях (например, если основные динамики АС тоже неплохо справляются с низкими частотами) он может быть вообще излишним.

Кол-во динамиков

Количество отдельных динамиков в конструкции сабвуфера. Значительное большинство современных «сабов» имеют один динамик; поэтому это число принято указывать только в тех случаях, когда оно больше 1. Сами динамики обычно имеют одинаковые размеры и характеристики.

Подобная «многозарядность» в сабвуфере может преследовать разные цели. Чаще всего производитель таким образом обеспечивает высокую мощность звучания без значительного увеличения габаритов колонки — несколько небольших динамиков проще вместить в компактный корпус, чем один крупный. А при наличии 3 или 6 динамиков их диффузоры могут быть расположены под углом 120° друг к другу, обеспечивая таким образом равномерное излучение звука во все стороны.

Отметим, что использование нескольких динамиков заметно сказывается на стоимости колонки, данная особенность характерна в основном для высококлассных моделей.

Диаметр динамика

Диаметр динамика (динамиков), установленного в сабвуфере.

Считается, что чем крупнее динамик (15 дюймов и более) — тем большую мощность он может выдать и тем глубже будет звучание басов на такой акустике. Впрочем, в современных сабвуферах производители применяют различные ухищрения, позволяющие добиться хорошей глубины звучания даже при относительно небольших размерах динамика (10 дюймов). Поэтому однозначно сравнивать разные модели можно только в том случае, если они значительно различаются по данному показателю; да и то в таких случаях стоит обращать внимание не столько на диаметр динамика, сколько на ценовую категорию. Золотой же серединой среди размеров являются сабвуферы 12 дюймов.

Беспроводное подключение

Наличие в сабвуфере беспроводного подключения — чаще всего Bluetooth: этот стандарт является практически общепринятым в современной электронике, он поддерживается абсолютным большинством смартфонов, планшетов и ноутбуков. Отметим, что речь может идти как о подключении аудиосигнала, так и о соединении с девайсом вроде смартфона или планшета для управления настройками. Впрочем, последний вариант встречается нечасто — в основном в концертных моделях, в расчёте на возможность перенастроить «саб» даже в ситуации, когда к нему нет непосредственного доступа.

Если же говорить о передаче звука беспроводным способом, то этот вариант удобен прежде всего с точки зрения выбора оптимального места установке: двигая сабвуфер по помещению, не нужно возиться с проводами, а радиус действия Bluetooth достигает 10 м. Правда, качество передачи звука при беспроводном подключении может быть ниже, чем при проводном, однако для басов этот момент не так заметен, как для остальных частотных полос.

Регулировка фазы

Возможность сдвигать звук, выдаваемый сабвуфером, по фазе — обычно на 180°, но в некоторых моделях доступен вариант и на 90°.

Звуковые колебания можно изобразить как синусоиду. В некоторых случаях синусоиды от сабвуфера и от основных колонок могут оказываться в противофазе — например, при разнице в расстоянии, несогласованности в работе усилителей и т.п. Это ухудшает качество звука. А регулировка фазы позволяет исправить ситуацию и согласовать «саб» с остальными компонентами акустической системы.

Регулировка уровня

Регулируемый кроссовер

Наличие регулируемого кроссовера в конструкции сабвуфера.

Кроссовером называют устройство, разделяющее аудиосигнал на отдельные полосы частот и направляющее каждую полосу на «свои» динамики. Подробнее об этом см. «Частота кроссовера». Здесь же отметим, что регулируемый кроссовер позволяет изменять верхний порог частот, подаваемых на сабвуфер. Это позволяет оптимально согласовать басовый динамик с основными колонками — дабы, с одной стороны, басы не перекрывались, с другой — не возникало провала между «сабом» и остальной акустикой.

Частота кроссовера

Частота среза кроссовера, установленного в сабвуфере (или поставляемого в комплекте с ним — для пассивных моделей, см. «Тип»).

Кроссовер разделяет аудиосигнал на отдельные частоты, таким образом, чтобы на сабвуфер поступали только басы, а на колонки — только основной диапазон. Таким устройством комплектуются в основном модели домашнего назначения (см. выше). А частота кроссовера — это верхний порог частот, подающихся на сабвуфер. Эта информация важна для согласования с остальными колонками: в идеале нижний порог основной акустики должен соответствовать верхнему порогу «саба», иначе частоты либо перекроются, либо в них возникнет провал (ни то, ни другое не способствует качеству звука). Для удобства согласования кроссовер может делаться регулируемым (см. выше).

Подключение пассивной АС

Подобную возможность имеют только активные модели, оснащённые встроенным усилителем (см. «Тип»). Такой усилитель в данном случае работает на весь частотный диапазон и оснащается кроссовером, разделяющим сигнал на «басовый» и основной диапазон. Басы подаются на собственный динамик сабвуфера, а остальные частоты — на выходы для подключения пассивной акустики. Роль последних могут играть высокоуровневые клеммы или разъёмы Speakon (см. ниже), в зависимости от класса и назначения сабвуфера.

В любом случае данная функция позволяет обойтись без внешнего усилителя для пассивных колонок, что иногда бывает очень удобно.

Входы

Типы и количество входов, предусмотренных в конструкции сабвуфера. Аудиовходов одного типа может быть и несколько — это, как правило, предусматривается для коммутации сигнала (например, для передачи звука на остальную акустику через встроенный кроссовер «саба»).

— RCA (LFE). Специализированный вход для подключения низкочастотного аудиосигнала с предусилителя; собственно, LFE означает «низкочастотные эффекты», а RCA — это тип разъёма (именуемый в просторечии «тюльпан»). К такому входу желательно подключать сигнал со специализированного выхода «на сабвуфер» либо с внешнего кроссовера. Отметим, что вход LFE может предусматриваться даже в сабвуфере, оснащённом собственным частотным фильтром: внешние кроссоверы часто оказываются более качественными, чем встроенные. Большинство моделей с таким выходом относятся к домашним (см. «Назначение»).

— Jack (6.35 мм). Гнездо под разъём 6.35 мм Jack. Этот интерфейс используется для подключения как к предусилителю, так и к усилителю мощности; он особенно популярен в профессиональной студийной аппаратуре, хотя встречается и в других видах аудиотехники, включая домашнюю и концертную. 6.35 мм Jack обеспечивает неплохое качество соединения, быстро подключается и отключается (хотя отсутствие замка несколько снижает надёжность), а также может использоваться для балансного аудиосигнала (см. «Балансный XLR» ниже), хотя поддержку этой функции в каждом отдельном случае стоит уточнять отдельно. при этом существуют комборазъемы, позволяющие подключить один из штекеров — Jack (6.35 мм) или же XLR.

— Балансный XLR. Характерный разъём круглой формы с 3 контактами и фиксатором, используемый для балансного подключения аналогового аудиосигнала с предусилителя. Особенность такого подключения заключается в том, что за счёт специфического способа передачи сигнала роль подавителя помех играет сам кабель, что позволяет использовать довольно длинные провода без ущерба для чистоты звука. Благодаря этому, а также надёжности соединения, XLR стал весьма популярен в высококлассной аудиотехнике, включая студийное и концертное оборудование. Один разъём этого типа отвечает за один канал звука, поэтому в сабвуферах с поддержкой коммутации стереосигнала вход XLR может состоять из 2 разъёмов; это может указываться в характеристиках.

— Балансный цифровой (AES/EBU). Профессиональный интерфейс для передачи аудиосигнала в цифровом виде. Использует такой же разъём и кабель, как и описанный выше балансный XLR, однако отличается по типу сигнала (к тому же все каналы при таком подключении передаются по одному разъёму). В то же время для AES/EBU характерны все преимущества балансного соединения, в том числе высокая помехостойкость даже при большой длине кабеля. Для воспроизведения такого аудиосигнала на самом сабвуфере необходимо, чтобы последний имел не только усилитель, но и собственный ЦАП, что значительно усложняет и удорожает конструкцию. Кроме того, выходы AES/EBU устанавливаются в основном в высококлассное профессиональное аудиооборудование. В свете этого сабвуферы с таким входом встречаются крайне редко, в основном среди продвинутых моделей студийного и концертного назначения. И даже в таких моделях может предусматриваться лишь коммутация цифрового сигнала на аналогичный выход, а не его воспроизведение.

— Speakon. Разъём, применяемый в профессиональной аудиотехнике для подключения к усилителю мощности. Его специфическими особенностями являются возможность работы с токами большой силы и повышенная защищённость от прикосновения человека к токоведущим частям. Благодаря этому Speakon стал весьма популярен в концертном оборудовании; впрочем, есть и домашние сабвуферы (см. «Назначение») с такими входами.

— Высокоуровневый (клеммы). Вход для подключения сигнала с усилителя мощности. Является одним из популярнейших интерфейсов подключения для пассивных сабвуферов (см. «Тип»), однако может предусматриваться и в активных — на случай, если в наличии имеется внешний усилитель для басов, более качественный, чем встроенный. Один вход предусматривает пару клемм и позволяет передавать один канал звука — этого достаточно при подключении сабвуфера к внешнему кроссоверу. Однако высокоуровневых входов может быть два (а клемм, соответственно, четыре) — это означает возможность передачи аудиосигнала на остальные компоненты аудиосистемы через встроенный кроссовер.

— Триггерный. Служебный вход, применяемый для автоматического включения сабвуфера. Достаточно подключить к триггерному входу соответствующий выход другого компонента аудиосистемы (например, аудиоресивера) — и при каждом включении этого компонента «саб» будет получать управляющий сигнал и тоже включаться, что избавит владельца от необходимости «будить» устройство отдельно.

Выходы

— RCA (линейный). Стандартный интерфейс для работы с аналоговым аудиосигналом, поступающим с предусилителя. В сабвуферах применяется для передачи сигнала на другие компоненты акустики, в основном в домашних моделях (см. «Назначение»), предназначенных для построения систем 2.1. Как правило, такой сигнал предварительно обрабатывается встроенным кроссовером, который «отбирает» басовые частоты для сабвуфера и подаёт на выход только СЧ и ВЧ; однако в некоторых моделях возможна и прямая коммутация аудиосигнала, без разделения на частоты. В линейном RCA на каждый канал аудио необходимо своё гнездо; соответственно, для упомянутых систем 2.1 на один выход обычно предусматривается пара разъёмов.

— RCA (LFE). Интерфейс LFE предназначается для работы с низкочастотным сигналом (басами). Наличие такого разъёма пригодится прежде всего при необходимости использовать второй сабвуфер — не все проигрыватели, ресиверы и другие источники сигнала имеют для этого достаточное количество собственных выходов, да и тянуть провод к первому «сабу» бывает ближе. Отметим, что второй сабвуфер должен быть активным, иначе для него потребуется дополнительный усилитель.

— Балансный XLR. Характерный разъём круглой формы с 3 контактами и фиксатором. По назначению аналогичен описанному выше линейному выходу RCA (включая принцип «по 1 каналу на разъём»), за исключением того, что XLR применяется в основном в профессиональной аудиотехнике, а подключение осуществляется в т.н. балансном формате. Его особенность состоит в том, что за счёт специфического способа передачи сигнала роль подавителя помех играет сам кабель, что позволяет использовать довольно длинные провода без ущерба для чистоты звука. Благодаря этому, а также надёжности соединения, XLR стал весьма популярен в высококлассном оборудовании, включая студийное и концертное.

— Speakon. Профессиональный разъём, предназначенный для работы с сигналом с усилителя мощности. Специально создан для звука высокой мощности, в расчёте на надёжность соединения и максимальную защиту людей от прикосновения к контактам, и применяется преимущественно в концертной технике. Как и любой аудиовыход, Speakon применяется для коммутации сигнала (в том числе подключения пассивной АС к усилителю «саба», см. выше), при этом в некоторых моделях сабвуферов может предусматриваться обработка встроенным кроссовером.

— Высокоуровневый (клеммы). Интерфейс для работы с сигналом от усилителя мощности, штатно применяемый в домашней акустике. Высокоуровневый выход нередко сочетается с соответствующим входом и используется для коммутации внешнего аудиосигнала с усилителя мощности; при этом звук, как правило, обрабатывается встроенным кроссовером. Также есть активные сабвуферы, которые могут играть роль внешнего усилителя для пассивной акустики и подавать на клеммы аудиосигнал, принятый с линейного входа и «раскачанный» до нужной мощности; подробнее см. «Подключение пассивной АС».

ЖК-дисплей

Пульт ДУ

Влагозащита

Наличие усиленной защиты от влаги в конструкции сабвуфера.

Любой корпус так или иначе закрывает «начинку» от влаги, однако в данном случае подразумевается защита, позволяющая как минимум безопасно использовать акустику во время не особенно сильного дождя. Могут встречаться и более продвинутые варианты — вплоть до полностью герметичных корпусов, сохраняющих работоспособность даже при погружении под воду; конкретную степень защиты от влаги в каждом случае нужно уточнять отдельно.

Данная особенность актуальна в первую очередь для концертных сабвуферов (см. «Назначение»), нередко применяемых на открытом воздухе — она позволяет таким устройствам безопасно работать даже в непогоду. А для ландшафтных моделей влагозащита по определению обязательна.

Материал корпуса

— МДФ. Древесноволокнистые плиты средней плотности являются одним из самых популярных материалов для корпусов современных АС, включая сабвуферы. Это обусловлено, с одной стороны, сравнительно невысокой стоимостью и аккуратным внешним видом, с другой — отличными акустическими характеристиками. Корпуса из МДФ встречаются в «сабах» всех назначений и ценовых категорий.

— Дерево. Натуральное дерево хорошо подходит для корпусов низкочастотной акустики, по рабочим характеристикам оно сравнимо с описанным выше MDF. При этом данный материал считается более «естественным» и имеет собственный красивый рисунок поверхности, но обходится заметно дороже. Поэтому деревянные корпуса хоть и распространены, однако не столь широко, как MDF.

— Пластик. Главным достоинством пластика является его невысокая стоимость, однако из этого материала очень трудно создать корпус с необходимыми акустическими характеристиками. Поэтому пластиковые сабвуферы встречается чрезвычайно редко, преимущественно это встраиваемые модели.

— Металл. В данном случае подразумеваются различные сплавы и алюминиевые модели. Металл отличается высокой прочностью, но акустические характеристики далеки от оптимальных. Это требует применения различных ухищрений, соответственно влияющих на цену металлического сабвуфера. Поэтому данный вариант встречается довольно редко.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *