понятие и основные параметры социальной группы
Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп
Содержание:
Социальная группа – устойчивая форма взаимоотношений, в которой совокупность людей объединена по нескольким чертам, разделяющие ожидание друг друга. Впервые социальную группу выделил Гоббс, назвав её объединением людей, согласно общим интересам, целям и задачам.
В отличии от массовых сообществ социальные группы отделяет: взаимодействие на постоянной основе, приводящее к стабильности и прочности группы; наличие определённых черт, присущих каждому члену группы; создание структурных организаций в обществе.
Характеристики социальных групп и общностей:
Классификация социальных групп
Разновидность социальных групп
1) Характер взаимодействия:
2) Способ организации и регуляции действий:
3) Принадлежность индивидов к группе:
4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:
Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:
Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)
Виды и характеристика больших социальных групп
Целевые группы – созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений.
Территориальные группы – обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности. Важной формой выступает этнос – совокупность людей по национальным признакам (язык, религия, культура, традиции), связанных особым отношением.
Общество – самая большая социальная группа.
В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.
Коллектив – вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива:
5) Социально-значимые признаки:
Реальные группы – группы, объединённые по демографическим признакам, этносу, уровню дохода, конфессии и т.д.
Номинальные группы – группы, объединённые для проведения социологического исследования.
Квазигруппа – группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм. Взаимоотношение индивидов безэмоциональное и кратковременное. Примерами квазигруппы служат: лекционная группа, толпа, профессиональные круги.
Субъектами внутригруппового поведения выступают публика и масса.
Функции социальной группы:
Также, выделяют группу маргиналов. Маргиналы – индивид или группа индивидов, отличающиеся выходящими за рамки правилами и ценностями, которые приняты в обществе. При позитивном варианте маргиналы приобщаются к иной социальной группы и перенимают характерные ей черты Негативный вариант заключается в закреплении отклоняющегося поведения, в результате чего маргиналы несут деклассированное и паразитическое общение.
Социальные группы.
Понятие социальной группы.
Понятие социальной группы – один из самых широко распространенных терминов социологии. Социальная группа является предметом изучения также психологов, маркетологов, экономистов, правоведов, политологов и т.д.
Само слово группа происходит из итальянского языка и означает узел. Как термин социологии, оно стало употребляться в XIX веке, и значение «узел» обосновано, так как в социальной группе людей «связывают» те или иные цели и интересы.
Признаки социальной группы.
Какая социальная группа ни подлежала бы изучению, она в любом случае будет иметь все или большую часть следующих признаков и свойств:
Виды социальных групп.
По размеру и распространенности в обществе социальные группы бывают:
По способу взаимодействия:
По способу возникновения:
По социальной значимости:
По типу совместной деятельности:
Структура социальной группы.
Структура социальной группы наиболее очевидна в больших группах, менее – в средних. Малая социальная группа может не иметь основных признаков структуры, либо они могут быть слабо выраженными.
Элементов структуры социальной группы – всего два: ядро и периферия. Оба эти понятия расплывчаты. Чем больше человек имеет характерных признаков данной социальной группы – тем ближе он к ядру (или к его центру), чем меньше – тем дальше он в периферии. Наиболее отдаленные члены социальной группы могут быстро выходить из группы, или наоборот – постепенно продвигаться к центру (понятие социальной мобильности). Возьмем, к примеру, современных коммунистов в России. Геннадий Зюганов – это ядро. Вокруг него расположились его сподвижники по КПРФ. Не очень далеко от них – группа пенсионеров, сохранивших коммунистические идеалы. На периферии в основном – современная молодежь, которая поддерживает идеи коммунизма и голосует на выборах соответственно. На самом краю периферии – молодой парень, который плохо знаком с коммунистической доктриной или вообще не знает, что это такое; зато считает, что “Сталин – крут и все-такое”, и поэтому он тоже считает себя коммунистом.
Основная особенность социальных групп заключается в том, что они – это не только группы людей по интересам или по общей деятельности. Это еще и определенная групповая социальная позиция людей, грубо говоря – общественное мнение, способ выражения какой-либо социальной точки зрения.
Социальные группы: понятие, примеры, классификация, функции
Приветствую Вас, друзья!
Каждый человек является частью нескольких социальных групп, люди в которых объединены определенными признаками. Это утверждение справедливо даже по отношению к тем, кто практически ни с кем не общается и взаимодействует с миром только через интернет. Сегодня мы подробно поговорим о том, что представляют собой социальные группы, как они формируются, какими признаками обладают и какую роль играют в нашей жизни.
Что такое социальная группа?
Социальная группа – это совокупность людей, так или иначе связанных между собой и объединенных определенными признаками. В роли таких признаков могут выступать возраст, религиозные и идеологические взгляды, принадлежность к субкультуре и прочие особенности. Социальная группа может определяться одним фактором или совокупностью нескольких факторов.
Минимальный размер социальной группы зависит от того, с какой целью она выделяется. В определенных ситуациях это может быть и 2 человека. Но в большинстве случаев речь идёт о группах, включающих хотя бы несколько человек. Максимальный размер социальной группы не ограничен и зависит от того, насколько распространен признак, по которому выделяется данная группа.
Примеры социальных групп:
Социальные группы могут выделяться по разным признакам, объединяться между собой или, наоборот, разделяться по какому-то дополнительному признаку. К примеру, студенты и студентки, обучающиеся на одном курсе вуза, могут рассматриваться как одна обобщенная или две отдельные социальные группы (в зависимости от задачи).
Сопоставление человека с определенной социальной группой позволяет понимать его потребности, интересы, особенности поведения и прочие личностные характеристики, ничего о нём не зная. Поэтому данное понятие так интересует маркетологов.
Признаки социальных групп
При объединении людей в социальные группы используется обобщение по следующим признакам:
Социальная группа – это объединение людей, которые сами как-то соотносят себя друг с другом. При этом они не обязательно взаимодействуют между собой напрямую (к примеру, прихожане церкви могут не быть знакомыми между собой, но признают, что являются частью объединения).
Классификация социальных групп
Для лучшего понимания того, что такое социальная группа, разберёмся с особенностями классификации различных групп. Американский социолог Чарльз Кули предложил разделить их на два типа:
Другой распространенный метод классификации основывается на способе внутренней организации и регулирования взаимодействия между членами группы. В рамках данной классификации социальные группы делятся на:
Ещё один признак, который часто используется – это степень принадлежности индивида к определенной группе. Данный подход применяется, когда нужно показать отношение конкретного человека к социальной группе. Здесь возможны три варианта:
Ещё один вполне очевидный признак для классификации – численность. По нему все социальные группы делятся на два типа:
Принадлежность к социальным группам может меняться либо сохраняться в течение жизни. К примеру, место рождения, цвет кожи, пол и некоторые особенности здоровья не меняются. Соответственно, по данным признакам человек всю жизнь принадлежит к определенным социальным группам. Но при этом у него меняется возраст, социальный и семейный статус, место жительства, уровень дохода и многие другие признаки, в связи с чем он переходит между разными группами.
Способы деления на социальные группы
Рассмотрим несколько наиболее важных признаков, используемых социологами, маркетологами и прочими исследователями для определения социальных групп.
Разумеется, один человек на основании перечисленных признаков может быть отнесён к нескольким социальным группам. К некоторым он будет относиться на протяжении всей жизни (пол, национальность), другие будут меняться (возраст), третьи он, возможно, поменяет сам (профессия, религиозная принадлежность, место проживания).
Правила поведения в социальной группе
Для многих социальных групп характерны определенные правила поведения, называемые «групповыми нормами». Чаще всего групповыми нормами являются:
В формальных социальных группах соблюдение групповых норм часто является требованием (к примеру, школьники должны носить форму и приходить в школу с рюкзаком или портфелем). В неформальных социальных группах нет официальных правил, требующих соблюдать групповые нормы, но их несоблюдение может привести к неуважению, непризнанию и прочим санкциям со стороны других участников.
Функции социальных групп
Ещё одним важным моментом в понимании того, что такое социальная группа, является знание её функциональной значимости (то есть, пользы, которую она может приносить своим участникам). Социологи называют следующие функции социальных групп:
Отличия социальной группы от социальной общности
Следует отличать понятия социальная группа и социальная общность. Социальная группа – это объединение людей, так или иначе взаимодействующих между собой или имеющих отношение друг к другу, даже если они не знакомы между собой (к примеру, коллектив большой корпорации является социальной группой).
Социальной общностью называется некоторая совокупность людей, не имеющих отношения друг к другу, но объединяемых каким-то общим признаком. Кроме того, в отличие от социальной группы, она может представлять собой временное объединение людей. К примеру, зрители, пришедшие в кинотеатр на просмотр фильма – это социальная общность, но не группа.
ЛЕКЦИЯ № 10. Определение и характеристика социальных групп
ЛЕКЦИЯ № 10. Определение и характеристика социальных групп
Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.
Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.
Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности.
Наличие общей цели делает людей способными к согласованным действиям, хотя такая согласованность существует только в определенном аспекте их поведения.
Индивиды принадлежат группе не всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе.
Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе.
Ни одна группа не может обеспечить полностью условия для самореализации личности в различных аспектах.
Социальная группа – важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения.
Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда и так далее – эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.
Менее устойчивые социальные группы не являются основными в жизни человека, хотя он и может находиться в них продолжительное время.
Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив – наиболее значимые для личности социальные группы.
Они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.
Основные признаки социальной группы:
1) наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и так далее, которые формируются с возникновением и развитием группы;
2) существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции.
Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней.
К групповым процессам относятся динамические, т. е. меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений;
3) способность индивидов к согласованным действиям.
Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели;
4) действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих.
Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте.
Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе.
Существование большого количества различных социальных групп обусловило разработку различных типологий групп.
Основными критериями выделения типологий могут выступать: количество человек в группе, общественный статус, уровень развития и т. д.
По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей – на реальные и номинальные, по значимости – на референтные и группы членства.
Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития.
По количеству членов выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы.
Состав микрогрупп включает три или два человека (соответственно, триады и диады).
В социальной психологии они обычно рассматриваются через межличностные отношения неформальной структуры.
Основными связующими факторами данных групп являются чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.
Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики и интегральных психологических феноменов, возникающих в толпе, аудитории, публике.
Малая группа – такая группа, участники которой лично знают друг друга.
Все значимые в жизни человека группы – малые группы.
Ведущими факторами, объединяющими группу, выступают совместная деятельность и общая цель.
Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека.
Значимость малой группы определяется устремлениями индивида.
Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она относит себя, как с эталоном, определяющим нормы.
Группа в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентаций субъекта.
Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы.
Референтная группа имеет две основные социальные функции: нормативную и сравнительную.
По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы).
В ассоциации отсутствует объединяющая совместная деятельность, требующая соответствующей организации, однако есть некоторый уровень сплоченности, определяемый совместным общением индивидов.
В диффузной группе отсутствуют и сплоченность, и организация, и совместная деятельность.
Важным показателем уровня развития группы выступает ценностно-ориентационное единство, определяемое степенью совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к общей деятельности и важным ценностям группы.
Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного – просоциальные, негативного – асоциальные.
Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу.
Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией.
Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным.
Проблема индивидуализма и коллективизма связана с проблемой личностной автономии человека в группе.
В процессе социализации и воспитания у субъекта развивается характерологическое качество конформности либо нонконформизма.
Конформность – это зависимость человека от группы, ее влияние на принимаемые им решения.
Такая зависимость имеет разные степени выраженности – от полного подчинения индивида группе до личностной автономии.
Конформизм может проявляться не только в рамках конкретной группы, но и в рамках общества, когда его давление достигает столь высокой степени, что люди боятся проявить свою индивидуальность и меняют свой образ мыслей в соответствии с общественными стандартами.
Слабое влияние группового давления определяется как нонконформизм.
Нонконформизм не имеет ничего общего с негативизмом (конформизмом наоборот), поскольку негативизм проявляется в стремлении человека обязательно поступить вопреки правилам, и в этом смысле он зависит от групповых норм.
Нонконформист имеет свой независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению.
При этом он относится с уважением и к мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими представлениями о действительности.
Сосуществование и взаимодействие независимых и свободных индивидов, нонконформистов, представляет собой сложное социальное явление, которое встречается не так уж редко, поскольку чем выше уровень культуры человека, тем в большей степени он способен быть нонконформистом.
Именно нонконформисты способны реализовать в своих социальных отношениях наиболее продуктивные стратегии взаимодействия – сотрудничество и компромисс, избегая непродуктивных стратегий приспособления и соперничества.
Относительно адекватное понимание явлений окружающего мира порождает правильные суждения и выводы, которые подтверждаются социальным опытом субъекта.
А. Маслоу связывал развитие нонконформизма с такими качествами, как честность и смелость, поскольку быть готовым к независимой от окружающих позиции – это весьма нелегкое поведение, требующее мужества.
Большинство людей в той или иной мере зависят от группового давления и влияния.
Степень этой зависимости варьируется в разных ситуациях. Можно выделить объективные факторы, определяющие уровень конформности человека в группе.
Во-первых, это характеристики самого индивида, который подвергается групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и т. д.
Во-вторых, это характеристики группы, которая является источником давления: величина группы, степень единодушия, наличие членов группы, которые отклоняются от общего мнения.
Третьим фактором, определяющим уровень конформности, выступают особенности взаимосвязи индивида и группы (статус, степень приверженности к группе, уровень ее референтности).
И, наконец, содержание задачи, стоящей перед индивидом и группой, не может не сказаться на уровне его конформности.
Чем больше человек заинтересован в выполнении общей задачи, тем в большей степени он будет подвержен групповому давлению.
Феномен морально-психологического климата группы возникает не сразу.
На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура: работники общаются в соответствии с должностным и поведенческими стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо.
На второй стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство.
Разногласия обсуждаются более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимоотношения в коллективе.
Наконец «притирка» заканчивается, четко просматривается неформальная структура, коллектив достигает определенной степени координации действий своих членов.
Возникающая при этом групповая сплоченность может иметь позитивную, негативную либо конформистскую направленность.
В первом случае группа воспроизводит лучшие деловые и нравственные качества своих членов, люди гордятся своей принадлежностью к данному коллективу, возникающие проблемы решаются по деловому, инициативно и творчески.
Во втором случае большая часть энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между различными группировками, неформальными и формальными лидерами, выяснениями отношений с другими подразделениями.
Производственные проблемы как бы отходят на второй план.
Конформистская направленность характеризуется чисто внешней, показной заинтересованностью сотрудников в результатах их трудовой деятельности, безразличием к коллективным усилиям.
Сфера интересов сотрудников находится вне коллектива: семья, общественно-политическая деятельность, личные проблемы и т. д.
Социально-психологический климат рабочей группы существенным образом зависит от ее структуры.
Структура коллектива, т. е. реально существующая совокупность взаимоотношений членов группы, возникающая в процессе совместной деятельности, исследуется на двух уровнях – формальном и неформальном.
Если формальная структура связана с должностным статусом членов группы, упорядоченными служебными отношениями, то неформальная структура складывается на основе отношений, обусловленных психологическими особенностями членов коллектива.
Становление неформальной структуры определяется наличием как объективных, так и субъективных факторов.
К первым можно отнести обусловленную характером и графиком работы возможность контактов между членами группы, а также оптимальный по количеству и половозрастной структуре состав группы, позволяющий удовлетворить потребность в межличностном общении.
Субъективные факторы зависят от личности руководителя, индивидуальных особенностей сотрудников. Умение сплачивать коллектив, психологическая совместимость, удовлетворенность условиями труда, своим статусом и ролью сказываются на образующихся стихийно дружеских связях, взаимных симпатиях и антипатиях.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей
ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно
ЛЕКЦИЯ № 7. Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента
ЛЕКЦИЯ № 7. Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента Под темпераментом понимают природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике тонуса и уравновешенности
ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности
ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно
ЛЕКЦИЯ № 7. Понятие социальной роли и характеристика влияния ее на развитие личности
ЛЕКЦИЯ № 7. Понятие социальной роли и характеристика влияния ее на развитие личности Социальная роль – фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.Социальная роль – общественно необходимый вид социальной
ЛЕКЦИЯ № 16. Социальная установка. Определение и классификация
ЛЕКЦИЯ № 16. Социальная установка. Определение и классификация 1. Исследования понятия и динамики социальных установок Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, побуждающего личность к деятельности, есть понятие социальной установки.Проблема
23. Понятие и типология социальных групп
23. Понятие и типология социальных групп Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности.Семья, школьный класс, друзья и профессиональный
25. Определение и классификация малых групп
25. Определение и классификация малых групп Малая группа – немногочисленная по составу группа, участники которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений,
Лекция № 1. Общая характеристика психологии как науки
Лекция № 1. Общая характеристика психологии как науки Известному немецкому психологу XIX в. Герману Эббингаузу принадлежит афоризм: «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю». Эти слова как нельзя лучше отражают суть исторического развития отрасли
Лекция 19. Характеристика групповых процессов
Лекция 19. Характеристика групповых процессов Анализ групповых процессов позволяет нам посмотреть на группу в ее динамике, ответить на ряд важных и интересных вопросов: что происходит в малой группе? как она развивается? каковы важнейшие пути и факторы, определяющие
2.4. Принципы исследования психологии больших социальных групп
2.4. Принципы исследования психологии больших социальных групп Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок,
Формирование групп
Формирование групп Как правило, лучше всего формировать группы примерно с одинаковым количеством мужчин и женщин, чтобы иметь возможность сравнения различных точек зрения. Хорошо, если при подборе участников окажется, что они почти или совсем незнакомы друг с другом.
§ 4. Организация жизнедеятельности малых социальных групп
§ 4. Организация жизнедеятельности малых социальных групп Реорганизация первоначальной диффузной социальной общности в объединение взаимодействующих и взаимозависимых лиц называется группообразованием. Возникновение социальных групп связано с социальными
§ 7. Психологические механизмы саморегуляции больших социальных групп
§ 7. Психологические механизмы саморегуляции больших социальных групп Большая социальная группа — количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые базовые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы,
Образование социальных групп
Образование социальных групп Социальная группа начинается с цели. Общая для человечества цель – выживание, но для каждой отдельной группы людей она может варьироваться в очень широких пределах. Это и добывание пищи, и воспитание потомства, и защита от хищников. В любом