при списании комиссионных товаров не определены параметры партии что делать
Партионный учет в 1С 8.3 Бухгалтерия
1С позволяет учитывать товарно-материальные ценности партиями, в составе которых поступил товар. В этой статье разберем, что такое партионный учет в 1С, кому он нужен и как его настроить в программе 1С 8.3 Бухгалтерия.
Настройка партионного учета в 1С 8.3 Бухгалтерия
Способ оценки запасов, в частности, материалов и товаров в 1С ведется одним из способов, утвержденных учетной политикой (п. 36-38 ФСБУ 5/2019):
Получите понятные самоучители 2021 по 1С бесплатно:
С установкой флага По партиям (документам поступления) к счетам учета запасов подключается Субконто Партии.
Установите аналитику Партии, если хотя бы по одной организации в базе:
Заполнение партий в документах
Поступление и реализация
При варианте По средней даже при включенном партионном учете субконто Партии заполняться не будет.
Возврат товаров
Оценка товара при выбытии, в т. ч. при возврате поставщику, осуществляется в соответствии со способом, установленным учетной политикой организации. Таким образом, при возврате товар почти всегда передается поставщику по стоимости, отличной от цены поступления.
В программе 1С 8.3 Бухгалтерия предусмотрен механизм списания разницы между стоимостью поступления товаров и их балансовой стоимостью во внереализационные доходы и расходы.
В документе Возврат товаров поставщику для учета разницы между стоимостью возвращаемых товаров и учетной стоимостью в 1С 8.3 используется предопределенная статья из справочника Прочие доходы и расходы.
По настройкам этой статьи разница в стоимости принимается к налоговому учету.
Если не согласны с механизмом, предложенным 1С по списанию расходов, поскольку:
предлагаем воспользоваться алгоритмом, изложенным ниже.
В документе Возврат товаров поставщику есть возможность вручную указать партию, по которой товар будет списан с 41 счета.
В появившейся графе Партия укажите нужную партию возвращаемого товара — тогда товар будет списан по этой конкретной партии.
Отчеты по партиям в 1С
Создадим ОСВ по счету 41 по товарам в разрезе номенклатуры, поставщиков и партий за апрель 2021.
Для этого в настройках отчета установите на вкладке Группировка группировку по:
См. также:
После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С:Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Похожие публикации
Карточка публикации
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Все комментарии (1)
Спасибо. Когда ж Вы отдыхаете-то, дорогие специалисты Бухэксперта?
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Вы можете задать еще вопросов
Доступ к форме «Задать вопрос» возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8
Нажимая кнопку «Задать вопрос», я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>
Огромное спасибо лектору.
Семинар был очень важным и нужным. Все вопросы, которые возникали ранее были рассмотрены и решины.
Учет по партиям в 1С 8.3
В современных релизах 1С, которые позволяют работать с товарами на складах, можно воспользоваться функцией ведения учета товара по партиям поступления. Рассмотрим, что это такое, когда может потребоваться и как настроить учет по партиям в 1С 8.3.
Фактически, к конкретной единице товара относится своя закупочная цена, поставщик и прочие подробности поступления. Это может потребоваться, например, для товаров с ограниченным сроком годности, медицинских препаратов, или при обнаружении бракованного товара в какой-то из партий. В этом случае можно установить, по какой цене производить возврат поставщику. Помимо этого партионный учет может выступать в качестве аналитического инструмента для принятия управленческих решений и повышения эффективности продаж. Также ведение учета по партиям вносит свои коррективы в налоговую и бухгалтерскую отчетность.
Ведение партионного учета влияет на расчет себестоимости товара, которая в 1С может рассчитываться несколькими способами:
расчет средней себестоимости для всех партий. Таким способом рассчитывается себестоимость, когда не ведется учет по партиям. В этом случае суммарная стоимость всего закупленного товара данного артикула делиться на количество;
FIFO (первой реализуется та партия, которая была закуплена первой). Этот способ списания и расчета себестоимости доступе в 1С. Часто используется и логически оправдан в большинстве типовых ситуаций;
LIFO (первой реализуется та партия, которая была закуплена последней). Способ применим при сильных скачках цен, в период интенсивного роста инфляции и других ситуациях, когда предприятию выгодно показать те или иные результаты для налогового учета;
РАУЗ – расширенный аналитический учет затрат, который позволяет проанализировать структуру затрат предприятия с высокой точностью. В 1С этот инструмент также доступен к выбору. Если установлен такой вариант, то себестоимость будет рассчитана отдельным документом.
Рассмотрим, как это сделать в 1С:Бухгалтерия предприятия 3.0. Пункт меню, в котором находятся настройки, расположен на главной странице программы в разделе настроек. Здесь выбираем «Организации»:
После открытия списка организаций в базе (их может быть несколько, например, если вы на аутсорсе ведете бухгалтерию в 1С онлайн для разных компаний, или одна), нужно выбрать организацию, для которой устанавливается новый способ учета и перейти в настройки учетной политики по ссылке сверху. Далее выбрать пункт «Учетная политика». Здесь нас интересует раздел «Способ оценки МПЗ»:
Тут как раз и устанавливается способ оценки материально-производственных запасов, нужно установить тот, который будет использоваться на вашем предприятии, после чего записать и закрыть документ.
Наглядно убедиться в установке нового способа списания можно через движение документов реализации. Здесь отражается субконто «Партия» и документ поступления:
Какой метод списания товара выгоднее: разбираем подробно на примере
Затевая торговую деятельность, необходимо не только найти поставщиков и клиентов, но и определиться, каким способом рассчитывать себестоимость и списывать с учета проданные товары. Мы расскажем про разрешенные законом методы списания, а вы сможете выбрать самый оптимальный для себя.
Вернемся к определению себестоимости. Законодательно разрешены три варианта списания товара:
Показатель прибыли целиком и полностью зависит от применяемого метода. В некоторых случаях неверный выбор может привести даже к банкротству предприятия (потому что при списании вы будете завышать стоимость товаров, а значит расходы).
Чтобы вы не искали свой путь методом «проб и ошибок», мы подготовили для вас следующую инструкцию.
Какой бы вариант вы не выбрали, запомните — большое значение имеет товароучетная система. О нее зависит насколько просто, удобно и безошибочно вы будете учитывать товары.
Сервис МойСклад кроме ведения учета составляет необходимые аналитические отчеты, которые будут понятны даже начинающим бизнесменам. В мобильном приложении вы всегда сможете узнать состояние дел и контролировать бизнес.
Списание по стоимости единицы товара
Суть заключается в том, что при продаже одного конкретного товара с остатков нужно списать именно эту купленную ранее единицу и ее себестоимость.
Понятно, что этот метод применим для штучных товаров, например таких, как автомобили, предметы искусства, ювелирные изделия и другие дорогостоящие вещи.
Для этих ТМЦ важно проследить из какой партии они поступили и по какой цене. Иначе разница в стоимости может быть критической (например одно и то же платье в «сезон» и при устаревании коллекции будет иметь совершенно разную цену).
Метод средней себестоимости
Вряд ли вы сможете определить стоимость автомобиля, используя метод средней себестоимости. Зато этот способ идеально подойдет для учета канцтоваров, одежды, обуви, игрушек, косметики и любых других товаров широкого потребления.
В тех ситуациях, когда закупочная стоимость в течение месяца часто колеблется то в большую, то в меньшую сторону. Вспоминаем, как считается среднее арифметическое и находим среднюю стоимость ТМЦ в месяц:
Себестоимость проданного товара также определяется за месяц.
Метод расчета по средней себестоимости выбирают за простоту применения и для сохранения в течение месяца стабильной цены продажи. Но этот вариант нельзя назвать идеальным, потому что на уровне налогового учета рассчитанная себестоимость может оказаться невыгодной.
Например, вы закупаете одни и те же ручки у одного и того же поставщика, и он постепенно снижает вам цены. В таком случае возможно вам подойдет третий способ.
Метод ФИФО
Он оказался самым распространенным как в розничной, так и в оптовой торговле. Этот метод можно применять, буквально соблюдая очередность закупки товаров. Например, когда вам важно соблюсти сроки годности и выставить на продажу более поздний привоз, а свежий придержать.
Когда срок годности не нужно учитывать, то продавая любой товар, вы списываете его с остатка по самой “старой” цене из “первой” партии.
Когда остатки исчерпываются, списание ТМЦ идет уже по цене следующей по времени поставке, затем — следующей, и так далее.
Сравниваем методы
Мы решили сравнить описанные методы на практическом примере. Пусть мы хотим посчитать себестоимость в разных вариантах для ручек в магазине канцтоваров. Заодно посмотрим, как меняется бухгалтерская прибыль.
Расчет по методу единицы товара делать не будем — ведь тут у нас ходовой массовый товар, а не штучные дорогие украшения.
Расчет по методу средней себестоимости
1) Определяем среднюю себестоимость ручки:
(1 100 * 10) + (500 * 9,50 + 500 * 9,00) / (1 100 + 500 + 500) = 9,64 руб.
2) Считаем себестоимость товаров, которые мы продали, для списания:
Расчет по методу ФИФО
1) Всего продано 1400 штук ручек. Считаем так: 1100 штук мы продали из имеющегося на начало месяца остатка (первые закупленные по времени) по цене 10 руб. за штуку, потом продали еще 300 из первой партии (по цене 9,50 за штуку).
2) Считаем себестоимость для списания:
1 100 * 10 + 300 * 9,50 = 13 850,00 руб.
Итак: по методу средней себестоимости мы должны списать товары по себестоимости — 13 496,00 руб., а по методу ФИФО — 13 850,00 руб. В нашем случае по ФИФО — больше расходов к списанию, а значит будет ниже прибыль и, как следствие, налог на нее, а при средней с/с — ситуация обратная.
Если цена закупа на ваши товары регулярно снижается, то вам больше подойдет метод ФИФО. Если она остается примерно в одном диапазоне и не сильно колеблется — можно использовать и метод средней себестоимости.
Метод ФИФО в складской программе
Списание товаров по принципу ФИФО достаточно просто воплотить физически на складе, разместив товары в очередности поступления. Но еще проще автоматизировать учет и списание в программе МойСклад.
На основе введенных данных о поступлении и продажах программа самостоятельно рассчитает себестоимость списанных товаров по методу ФИФО. Это максимально упрощает работу бухгалтера, кладовщика и даже директора или предпринимателя, т. к. не нужно специальных знаний, чтобы провести расчеты.
От правильного определения себестоимости и цены продажи зависит рентабельность бизнеса, поэтому доверяйте расчеты только профессионалам.
Помимо расчета себестоимости МойСклад следит за всем учетом, показывает реальные остатки каждого товара. А также производит расчет еще множества показателей, благодаря которым вы сможете оперативно принять правильные управленческие решения.
Учетная политика компании
Если вы уже определились с методом оценки себестоимости, то свое решение вы обязательно должны отразить в учетной политике.
Директор обязан утверждать и подписывать разработанную бухгалтером для организации политику учета.
Наше напутствие напоследок. В отличии от налогового и бухгалтерского учета в управленческих отчетах вы вправе использовать любой метод. Но это не целесообразно и принесет только путаницу и разногласие в результатах, поэтому лучше выбрать единую оценку и применять ее везде.
В сервисе для управления торговлей МойСклад можно списать недостающие или испорченные товары после инвентаризации. Для каждого склада создается отдельный документ. В нем указываются цены и число товаров, но можно добавить и причину списания.
Использование партионного учета в функционале 1С 8.3 Бухгалтерия
Обновим 1С с гарантией сохранности базы
Поможем с 1С 24/7, без выходных
Установим сервисы 1С бесплатно
Оперативно решим любые задачи по 1С
В настоящее время одним из методов, используемых для учитывания ТМЦ стал «партионный учет». В частности такой способ дает возможность закреплять не единичный продукт, но одновременно целую группу, в совокупности с данной он зачислен. Особенно практично подобную информацию применять, когда необходимо списывать определенные товарно-материальные ценности. В отношении партионного учета, то этот пункт в разрешении 1С выполнен в виде опции, которую в случае потребности подключают либо выключают.
Настройки партионного учета в разрешении 1С 8.3
Чтобы осуществить регистрацию в разделе «Бухгалтерии предприятия 8», определенную партию продукции прописывают в зачисленной документации, при этом учет выполняется в разрезе аналитических (субконто) счетов учитывания продукции также вещественных ценностей: 10, 41, 45, 21, 07, 08, 04.1, 004, которые убедительно отображено в планировании счетов.
Отметим, что настроить, другими словами выключить либо подключить учет согласно партий, возможно непосредственно в опциях плана счетов. Вдобавок, подобные перемены общедоступны как из плана счетов так и из показателей системы.
Безусловно, чтобы пользователь смог воспользоваться окном, где расположен сегмент «Учет запасов», ему надо использовать вкладку «Настройка плана счетов» в любом из двух приведенных способов. Относительно наименования вкладки, которая имеет отношение к данному сегменту, то в ней отражаются нынешние опции области. В частности, когда подключена настройка партионного учета, то тогда отображается указатель о формате учитывания «по номенклатуре, партиям…», в соответствии с рисунком 4. В случае когда настройка выключена, тогда указатель «по партиям» отсутствует. Между тем, когда необходимо переменить опции, то можно элементарно надавить на сноску.
В свою очередь, в открывшемся окне появится сегмент «Учет запасов», где необходимо отыскать метку в виде флажка при помощи которого выключают либо подключаю учет партиями. Кроме того, система устраняет либо закрепляет субконто «Партии» для счетов ТМЦ, используемых в бухгалтерии, впоследствии ввода перемен в ее опции. При этом сведения показываются как в формате опций плана счетов так и напрямую в плане счетов.
Важно! Обратите внимание, что перед началом действий в системе 1С, необходимо произвести изменения во всех опциях касательно включения либо устранения настроек партионного учета.
Методы партионного учета и анализ МПЗ согласно ФИФО
Как правило, учет по партиям продукции особенно практично применять для ее списания. При осуществлении подобной операции актуально принимать во внимание метод проведения анализа направленных на списание МПЗ. Существует два способа оценки, обычно употребляют наиболее подходящий:
Можно отметить, что в случае использования способа ФИФО, то тогда при осуществлении проводки документации по списанию в первую очередь списывают продукцию, партии которой получены в ранние сроки, а следовательно потом пришедшие позднее. С целью автоматического выполнения процедуры, в системе 1С каждая группа товаров должна быть закреплена, как видите ко времени фиксирования, поступающей партии, в программе 1С обязательно включается учет по ним. В свою очередь, документация, касательно поступающей партии продукции, представляет собой регистратора группы.
В другой ситуации, когда анализ материально-производственных запасов осуществляется согласно среднесписочных расценок, тогда эти настройки не активируют. Впрочем, метод анализа МПЗ возможно найти в сегменте Учетной политики.
В свою очередь, для того чтобы уяснить принцип работы партионного учета, целесообразно проанализировать образец приобретения и реализации продукции из различных групп компанией, что дает оценку материально-производственным запасам при помощи ФИФО.
Первый образец.
Символическая фирма оптом закупила партию продукции, в нашем случае это десять холодильников стоимостью 10 тыс. рублей каждый, через некоторое время опять взяла пять аналогичных, однако уже у иного контрагента. Между тем, одиннадцать из них реализованы согласно стоимости 15 тыс. рублей. С целью осуществления оценки продукции, направленной на списание, данная организация применяет способ ФИФО. Для отображения в системе 1С приобретение десяти холодильников, составляющих первую партию, используют стандартную документацию поставки соответственным способом.
Закупки->Закупки->Получение (документы, приходные накладные)
Первоначально необходимо сформировать, наполнить также выполнить проведение акта получения, далее осуществить проверку исполнения проводки по бухгалтерии. В частности, вторым субконто счетом 41 проставится группа, что и представляет собой акт получения продукции.
Следующее приобретение пяти аналогичных холодильников из другой группы, принятых от иного партнера отображается подобным методом.
В свою очередь, сейчас возможно переключиться и проследить как оформить продажу одиннадцати холодильников. С этой целью употребляется акт продажи продукции.
Реализация->Реализация->Продажа (документ, расходные накладные)
Итак, акт наполняют и выполняют проводку. В отношении перемещения данной документации согласно счетам бухгалтерии дает возможность проследить тот момент, когда система вначале осуществила списание первой группы, включающую десять холодильников, в качестве субконто счета 41 представлен акт прихода №1. Кроме того, необходимо было списание дополнительного холодильника, так как продано одиннадцать. Впрочем система автоматически вынула его из другой группы, поступившей позднее, в качестве субконто показан акт прихода №2.
Важно отметить, что система выполнила автоматическое списание продукции согласно способу ФИФО, причем полностью соблюдены все принятые опции.
Безусловно, появляется логический вопрос как осуществить проведение приобретения и продажи продукции в том случае, когда учет по партиям продукции настроен в основе системы 1С,однако способ ФИФО не употребляется. Ответом на подобный вопрос станет анализ режима учитывания на следующем образце.
Второй образец.
Рассмотрим пример, когда в разрешении 1С подключен учет по партиям резервов и одновременно проводится по определенному числу компаний. В частности, выполняя списание МПЗ, условная фирма из данного числа, применяет оценивание согласно среднесписочной цены. Между тем, данная фирма приобрела у контрагента десять новых холодильников, пять из которых, спустя некоторое время, оптом продала другому партнеру.
Также важно заметить, что впоследствии формирования в системе 1С документации согласно зачисления и продажи, при рассмотрении выполненных проводок видно то, что в данной ситуации в акте получения субконто «Партии» не учтен и как результат не заполнено, выделенное под него место.
Таким образом, появляется ситуация, в которой при реализации этой продукции группа такого товара может остаться не учтенной.
В свою очередь, субконто «Партии», в осуществленной проводке, в этом случае остается пустым.
Вам необходимо установить, настроить, доработать, обновить 1С? Звоните наши эксперты придут вам на помощь, окажут необходимую консультацию!
Списываем товары, не пригодные к реализации
Старший аудитор ООО «Сибирская Юридическая Компания-Аудит»
специально для ГАРАНТ.РУ
Данный вопрос часто встает перед организациями торговли и вроде как неоднократно обсуждался специалистами в этой области, но почему-то не теряет своей актуальности. В процессе деятельности организации часто возникают ситуации, когда товары теряют свои потребительские качества или внешний вид, ломаются, портятся в процессе хранения, демонстрации в качестве выставочного образца и т.д. В этом случает перед организацией встает задача списания таких товаров в расходы, так как дальнейшая реализация невозможна, так как нет спроса на такой товар. Бухгалтер при отражении операций по списанию товаров задается вопросом – как корректно такие операции отразить в налоговом учете, восстанавливать или нет НДС, ранее предъявленный к вычету.
В бухгалтерском учете особых проблем бухгалтер не испытывает при отражении списания товара. Здесь важно правильно документально оформить операции по списанию путем составления первичных документов, которые могут быть организацией разработаны самостоятельно и утверждены учетной политикой вместе с описанием процесса списания товара. При разработке документов необходимо учитывать требования п. 2 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому обязательными реквизитами первичного документа являются, в частности, наименование документа, дата его составления, наименование организации, составившей документ, содержание факта хозяйственной жизни, величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения, наименование должности и подпись с указанием фамилии и инициалов лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за ее оформление, либо наименование должности лица, ответственного за оформление свершившегося события.
Можно для оформления списания товара использовать рекомендуемую Росстатом форму Акта о списании товаров (ТОРГ-16) (Постановление Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»).
ФОРМЫ
Перед составлением акта о списании товара факт того, что товар был испорчен, каким-то образом поврежден, фиксируется в Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (ТОРГ-15). Оба акта составляются комиссией, в которую входит как представитель администрации организации, материально-ответственное лицо так и другие специалисты, которые могут определить степень того, насколько испорчены товары. Документы утверждаются руководителем организации после того как акты подписаны всеми членами комиссии.
Как правило, списанию товаров предшествует их инвентаризация, в результате которой выявляются товары, пришедшие в негодность, их недостача, порча и т. д. В п. 27 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» указаны случаи, когда проведение инвентаризации необходимо. В частности, одной из причин является выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, случаи стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.
Из акта о порче, бое и ломе товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ-15) видно, что не всегда товар полностью испорчен, может быть, что товар еще рано списывать, так как он может быть продан организацией по сниженной цене в виду того, что частично потерял потребительские свойства или имеет огрехи во внешнем виде. В этом случае в бухгалтерском учете нормативные документы (п. 25 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01″, утв. приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н, п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н) требуют от нас создать резерв под снижение стоимости (обесценение) товара, который представляет разницу между рыночной ценой товара на текущий момент времени, то есть ценой, по которой товар может быть продан, и той ценой, по которой он отражен в учете. При этом в отчетности стоимость товара отражается за минусом созданного резерва, тем самым стоимость активов показывается в отчетности по той стоимости, по которой они могут быть реализованы на дату составления отчетности, то есть реальной оценке стоимости.
Порядок документального оформления резерва под снижение стоимости товара и порядок его формирования организация должна описать в своей учетной политике. Это может быть также ссылка в учетной политике на отдельно сформированный документ в виде утверждаемой методики по формированию резерва, так как причин снижения стоимости товара может быть разное множество: не только снижение потребительских свойств, внешнего вида, поломка и т. д., но и, например, изменении конъюнктуры рынка, и их необходимо охватить и подробно описать во внутреннем документе. При дальнейшей реализации товара по цене ниже его себестоимости будет восстанавливаться ранее созданный под его обесценение резерв.
Резерв под снижение (обесценение) стоимости товара создается только в бухгалтерском учете, в налоговом учете он не создается и на расходы в целях исчисления налога на прибыль не влияет. В налоговом учете при отражении операций по списанию товаров, пришедших в негодность и не подлежащих дальнейшей реализации, у бухгалтера есть другой важный аспект, который вызывает вопросы и сомнения – нужно ли восстановить НДС по списываемым товарам, в том числе списываемым по причине их утраты (по причине, например, естественной убыли, кражи, произошедшего пожара, затопления и т.д.), можно ли себестоимость списываемых товаров принять в расходы в целях исчисления налога на прибыль.
Что касается принятия в расходы, то возможность включения в расходы зависит от причины списания товара. Согласно ст. 252 Налогового кодекса расходы в целях исчисления налога на прибыль должны быть связаны с доходами, быть обоснованными (экономически оправданными, оценка которых выражена в денежной форме) и документально подтвержденными. Документальное подтверждение здесь напрямую связано с теми же документами, которые организация предусмотрела для целей бухгалтерского учета. Ничего иного изобретать не нужно.
Так, при списании товара по причине истечения срока годности, его стоимость и расходы, связанные с утилизаций такого товара, можно включить в прочие расходы в целях исчисления налога на прибыль, что подтверждено письмом Минфина России от 23 августа 2017 г. № 03-03-06/1/53901, письмо Минфина России от 15 марта 2018 г. № 03-03-06/1/15834. Товары, которые испорчены или повреждены по причине аварии, пожара и другого стихийного бедствия, также можно списать и стоимость их принять в расходы, но они должны быть подтверждены справкой компетентного органа – Государственной противопожарной службы МЧС России, протоколом осмотра места происшествия и актом о пожаре, которым устанавливается причина возгорания. Этот момент отражен, в частности, в письме Минфина России от 17 октября 2017 г. № 03-07-11/67464. Но здесь есть один тонкий момент.
Товары могут быть испорчены по вине работника организации, и тогда их стоимость подлежит списанию за счет виновных лиц, если они добровольно признали свою вину и согласны возместить стоимость испорченного товара или же вступило в силу решение суда о взыскании ущерба с работника.
Для списания товаров, испортившихся по естественным причинам, установлены нормы естественной убыли, в пределах которых в материальные расходы в целях исчисления налога на прибыль, может быть включена стоимость списанных товаров, поврежденных в процессе транспортировки, хранения, с учетом климатических и сезонных факторов и т.д. (письмо Минфина России от 6 июля 2015 г. № 03-03-06/1/38849).
На практике есть ситуации, когда стоимость списываемых товаров может формировать рекламные расходы. Так, согласно, абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что в составе ненормируемых расходов на рекламу могут быть учтены, в частности, расходы на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. Следовательно, если товары использовались в качестве выставочного образца, то из стоимости при списании или сумма резерва под обесценение отнесена будет к ненормируемым рекламным расходам.
Относительно необходимости восстанавливать НДС, мы знаем, что причины, по которым требуется восстанавливать НДС, поименованы в ст. 170 НК РФ. В подавляющем большинстве случаев, судебная практика исходит из того, что данная статья кодекса содержит исчерпывающий перечень случаев, когда НДС требует восстановления.
Например, вот что сказал Суд в Решении ВАС РФ от 19 мая 2011 г. № 3943/11: Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика при списании товаров по истечении срока годности восстанавливать суммы НДС, ранее правомерно принятую к вычету. В том числе, не является основанием для восстановления сумм налога в бюджет списание (уничтожение) товарно-материальных ценностей в связи с их утратой, порчей, недостачей, браком.
В вышеупомянутом письме Минфина России от 15 марта 2018 г. № 03-03-06/1/15834 рассмотрен, в том числе, и вопрос восстановлении НДС при выбытии имущества по причине, не связанной с реализацией и сделано следующее заключение: «по вопросу восстановления НДС при выбытии имущества по причине, не связанной с реализацией, рекомендуем руководствоваться п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» и письмом ФНС России от 21 мая 2015 г. № ГД-4-3/8627@».
Что же нам сказал Пленум ВАС РФ в п. 10 указанного выше документа? В этом пункте даны разъяснения, в соответствии с которыми при выбытии (списании) имущества в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика (утрата имущества по причине порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и т.п.), объекта налогообложения по НДС не возникает. Однако если в ходе судебного разбирательства установлен факт выбытия имущества, но не подтверждено, что оно выбыло в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика, у последнего возникает обязанность исчислить НДС по правилам п. 2 ст. 154 НК РФ, предусмотренным для случаев безвозмездной реализации имущества.
Эта же позиция подтверждена в письме ФНС России от 21 мая 2015 г. № ГД-4-3/8627@, в котором рассмотрена ситуация о необходимости восстановить НДС при выбытии имущества в результате пожара. Контролирующие органы подтвердили, что такой обязанности у налогоплательщика не возникает.
Но! В письме ФНС России от 26 ноября 2013 г. №ГД-4-3/21097, направленного вместе с письмом Минфина России 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571 «О формировании единой правоприменительной практики» сказано, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами ВС РФ, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в Интернете либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.
Таким образом, если организация списала товар по причине истечения срока годности, в результате пожара, затопления, брака, потери потребительских свойств, внешнего вида (то есть морального или физического износа), в результате хищения или недостачи, у нее нет оснований восстанавливать ранее возмещенный НДС к уплате в бюджет. И если налоговые органы при проверке будут на этом настаивать, у организации есть все шансы отстоять свою позицию в суде.
Можно рекомендовать организации во избежание в будущем рисков возникновения спора воспользоваться свои правом на получение письменного ответа на запрос, направленного в адрес компетентных органов в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ.