процесс активного восприятия характеризуют следующие параметры
Процесс активного восприятия характеризуют следующие параметры
2. эмоциональная отзывчивость на элементы формы и содержания» в произведении искусства, которая позволяет оценить целостность художественного образа и средств его выражения (сенсорно-эмоциональный аспект);
3. сопереживание и умение выражать свое суждение об искусстве в доступной для окружающих форме, умение общения по поводу искусства (нравственно-аффективный аспект).
Итак, полноценное восприятие музыки возможно при неоднократном ее прослушивании и в том случае, когда слушатель вступает в сотворчество с создателем музыкального произведения в ходе его прослушивания. Условия, способствующие полноценному музыкальному восприятию:
· определенный уровень развития чувственно-эмоциональной сферы;
· способность к сопереживанию, выражению суждений об искусстве.
Все это в совокупности с настроением и отношением воспринимающего к процессу слушания музыки и образует в конечном счете музыкальный вкус человека.
Художественное восприятие детей дошкольного возраста в общих чертах сходно с развитым художественным восприятием взрослого человека.
Процесс музыкального восприятия детей и взрослых характеризуют следующие параметры (Н.А.Терентьева):
· эмоциональность (интенсивность и процессуальность образных переживаний, их адекватность художественному строю произведения);
· нестандартность мышления (способность к парадоксам, оригинальным сравнениям);
· целостность—дифференцированность (способность к концептуальным обобщениям, эмоциональному и интеллектуальному синтезу образов, явлений и вместе с тем конкретному видению их составляющих);
Процесс активного восприятия характеризуют следующие параметры
. —— М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
Книга содержит плагиат (неправомерно заимствованные фрагменты текста) из Автореферата кандидатской диссертации Мирошник Ирины Макаровны Решение суда
· глубина и широта ассоциативной деятельности (разноплановость образов, их многомерность, полнота субъективных представлений).
В дошкольном возрасте в процессе слушания музыки у детей формируется «умение выслушать до конца произведение, следить за его расположением, запоминать и узнавать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности» (СНОСКА: Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968. — С. 98). В музыкальном восприятии ребенка также имеют место три компонента структуры развитого художественного восприятия. Но эти компоненты находятся в ином соотношении, нежели в структуре художественного восприятия более высокой степени развития. Их качественное содержание связано с возрастными возможностями слушателя.
Кроме того, музыкальное восприятие дошкольника обладает существенными характеристиками, свойственными только этому возрасту.
Высокая эмоциональность восприятия музыкальных произведений. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей. «Только эмоции открывают в искусстве действительный доступ к идее и образу» (СНОСКА: Выготский Л. Психология искусства. — М., 1968. — С. 255), — отмечал Л. С. Выготский.
У ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними переживаниями. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, это значит, что он способен глубоко ее прочувствовать и познать. Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она перерастает в эстетическое переживание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее познанию.
Процесс активного восприятия характеризуют следующие параметры
Иначе говоря, воспринимающий субъект вносит в понимание музыкального произведения что-то свое, то, что не было заложено его создателем. И хотя по отношению к процессу созидания процесс восприятия произведения является вторичным, «если он достаточно глубок и интенсивен — он тоже творчество» (СНОСКА: Панкевич Г. Звучащие образы — М., 1977. — С. 90).
Развитое художественное восприятие может быть представлено и как одномоментный и как фундаментальный, более длительный и развернутый акт.
При одномоментном акте восприятия музыкального произведения различают три фазы (С. Х. Раппопорт):
1. предкоммуникативную (в ходе которой формируются потребность, мотив и установка на слушание музыки);
2. коммуникативную (формируются вкус, идеал, навык общения с искусством, в частности с музыкой, а также художественное переживание);
3. посткоммуникативную (формируются оценка, суждение). Как правило, развитое художественное восприятие не останавливается на одномоментном акте.
После первого прослушивания не только любителю, но и профессионалу сложно найти внутренние образные связи сочинения, понять логику развития его образов. Обычно на этом этапе воспринимаются и осознаются лишь самые общие черты, какие-то отдельные моменты. Таким образом, одномоментный акт художественного восприятия перерастает в фундаментальное явление. Причиной тому является специфика музыкального искусства, а также особенности человеческого слуха, невозможность сразу понять частные моменты, нюансы музыкального произведения.
Фундаментальное художественное восприятие представляет собой единство трех аспектов — познавательного, чувственного (сенсорно-эмоционального) и нравственно-аффективного. Это единство выражается в трехкомпонентной модели (Б. П. Юсов, Ю. Н. Протопопов):
1. художественная музыкальная эрудиция, выражающаяся в знании различных сведений из области данного вида искусства, опыте представлений и образов (познавательный аспект);
1. В структуре музыкальной культуры к основным блокам относятся:
• исполнительство
• творчество
• музыкальная критика
• восприятие музыки
2. По источнику знаний педагогические методы делятся на:
• теоретический
• практический
• словесный
• наглядный
3. В структуре музыкальной культуры к дополнительным блокам относятся:
• исполнительство
• музыкальная критика
• музыковедение
• восприятие музыки
4. Музыкальная развитость (не путайте с образованностью) личности включает в себя:
• эмоциональное отношение к музыкальному искусству
• потребность в различных образцах художественной музыки
• музыкальную наблюдательность
• владение способами музыкальной деятельности
5. Какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы?
• Третьему
• Первому
• Четвертом
• Второму
7. На каком этапе эксперимента в музыкальном образовании (воспитании ) производится выявление фактического состояния исследуемого объекта?
• формирующий
• проверочный
• констатирующий
• нет верного ответа
8. Укажите критерии культуры личности:
• соответствие ее общечеловеческим представлениям о ценностях жизни, человека и общества
• участие человека в творчестве, в созидании новых материальных и духовных ценностей
• устойчивость позиций человека, его ориентация на определенные ценности
• отношение личности к культурному опыту всех поколений человечества
9. Какие два измерения имеет внешняя форма музыкального искусства:
• семиотическое
• систематическое
• концептуальное
• онтологическое
10. Критериями сформированности музыкальной культуры личности являются:
• влияние музыки на другие виды деятельности
• уровень (степень) музыкальных убеждений, проявляющихся в приверженности к передовым музыкально-эстетическим идеалам
• развитость музыкальных интересов и потребностей, целенаправленных на систематическое приобщение к музыке
• степень овладения навыками, умениями в области музыкального искусства
11. Укажите принципы музыкальной эстетики:
• Внимание к психологическим особенностям восприятия музыки
• Рассмотрение произведения в историко-культурном контексте
• Содержательность музыки
• Рассмотрение произведения вне социального контекста
12. Какой принцип музыкальной эстетики предполагает, что нет чистой музыки, всякая музыка программна и содержательна, а музыка в общем выступает как как информационная языковая система?
• Внимание к психологическим особенностям восприятия музыки
• Нет верного ответа
• Рассмотрение произведения в историко-культурном и социальном контексте
• Содержательность музыки
13. На каком этапе эксперимента в музыкальном образовании (воспитании ) производится конструирование нового педагогического явления?
• формирующий
• проверочный
• нет верного ответа
• констатирующий
14. На каком этапе эксперимента в музыкальном образовании (воспитании ) производится апробация гипотезы?
• формирующий
• нет верного ответа
• констатирующий
• проверочный
15. Условиями проведения исследования в музыкальном воспитании методом наблюдения являются:
• кратковременность
• систематичность
• массовость
• субъективность
16. Главными показателями музыкальной культурой личности ученика являются:
• музыкальные способности
• музыкальные задатки
• музыкальная образованность
• музыкальная развитость
17. Процесс активного восприятия характеризуют следующие параметры:
• целостность-дифференцированность
• глубина и широта ассоциативной деятельности
• нестандартность мышления
• эмоциональность
19. Музыкальная образованность (не путайте с развитостью) личности подразумевает:
• искусствоведческие знания в области музыки
• владение способами музыкальной деятельности
• эмоциональное отношение к музыкальному искусству
• потребность в различных образцах художественной музыки
Процесс активного восприятия характеризуют следующие параметры
Все существующие теории (и модели) восприятия речи могут быть классифицированы по двум важнейшим параметрам. Первый параметр — это моторный или сенсорный характер процесса восприятия; второй — активный или пассивный его характер.
Моторная теория в ее классическом варианте постулирует, что в процессе слушания речи человек определяет значения управляющих моторных сигналов, необходимых для производства сообщения, подобного услышанному (260). Моторная теория процесса речевосприятия подробно изложена в работах А. А. Леонтьева, Л. А. Чистович, Р. М. Фрумкиной и др. (139, 191,246).
По мнению А. А. Леонтьева, сенсорной теории восприятия речи «в чистом виде» не существует. Согласно сенсорной теории, моторная составляющая процесса речевосприятия рассматривается как побочное явление, а в качестве основного психофизиологического механизма выделяется сопоставление речевого сигнала с сенсорным эталоном по акустическим признакам. Этот процесс предшествует возникновению соответствующих моторных образов и не зависит существенным образом от их наличия (239).
Моторная теория восприятия речи в отечественной психолингвистике получила свое научное обоснование в работах Л. А. Чистович, ее учеников и последователей. Взгляды представителей этой школы представлены в широко известной коллективной монографии «Речь. Артикуляция и восприятие» (191). Процесс распознавания человеком слышимой речи характеризуется в рамках этой теории следующим образом.
Звуки речи записываются в памяти как набор характеристик по их признакам: гласные записываются с маркерами, обозначающими степень ударности. После восприятия ударного слога намечается условная граница слова, и человек находит подходящее слово. Если решение принимается, отмечаются границы отрезка, включенного в слово, и сокращается словарь последующих выборов. Таким образом, отрезки сообщения, более крупные, чем слоги, приобретают новый акустический параметр — ритмический рисунок (191, 260).
Л. А. Чистович предположила, что в центральной нервной системе имеются специальные схемы (блоки) для обнаружения таких явлений, как шум с максимумом энергии в определенном участке спектра, толчок (взрыв), пауза, формантный переход с определенными акустическими свойствами и т. д. При восприятии речевого сигнала указанные схемы-блоки вырабатывают символы, обозначающие акустические явления (239).