ребенок шепелявит в 6 лет как исправить
Действенные методы лечения шепелявости
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи − это патология речевой функции, характеризующаяся несформированностью произношения звуков. Одним из ее проявлений, является шепелявость. Логопеды считают, что она развивается в результате нарушения тонуса мышц артикуляционного аппарата, проблем со слухом и других факторов. Исправление дефекта у взрослых и детей требует длительных логопедических занятий под контролем специалиста.
Общая информация
Шепелявость характеризуется нарушением произношения шипящих и свистящих звуков. У человека сохраняется грамматика, лексикон и понимание речи окружающих людей. Патология развивается в результате различных причин:
Указанные факторы способны приводить к развитию шепелявости у ребенка или взрослого человека. В этом случае речь больного изменяется характерным образом: нарушается произношение свистящих и шипящих звуков, отмечается расстройство движений языка и возникает перешептывание.
В зависимости от конкретных причин, человек может шепелявить по-разному. В некоторых случаях речевой дефект может быть едва заметен, а иногда приводить к выраженному нарушению общения между людьми.
Выявление причин патологии
Почему всем людям с шепелявостью и другими дефектами речи следует обращаться к терапевту? Часто, речевое расстройство связано с органическими изменениями в ротовой полости, например, с неправильным прикусом. Занятия с логопедом в этом случае будут иметь ограниченную эффективность.
Обследование проводится по следующему алгоритму:
Интерпретировать получаемые результаты должен только врач. Попытки самостоятельного лечения могут привести к прогрессированию речевого дефекта на фоне органических изменений в полости рта или нервной системе.
Подходы к лечению
Специалисты знают, как избавиться от шепелявости. Для этого рекомендуется пройти комплексную коррекцию под контролем логопеда. Цели лечения следующие:
С этой целью в терапии используют: логопедические упражнения, дыхательную гимнастику и массаж языка. Важно отметить, что после начала лечения у логопеда, больной должен самостоятельно заниматься в домашних условиях.
Если расстройство выявлено в детском возрасте, то ребенок может избавиться от него к 7-8 годам. В этом случае, шепелявость не приводит к каким-либо негативным последствиям для социализации или обучения детей. При возникновении нарушений речи во взрослом возрасте, требуются длительные мероприятия по коррекции.
Внимание! К шепелявости приводят различные факторы. Перед лечением требуется выявить возможные органические причины для их коррекции с помощью медикаментозных методов.
Лечение в медицине
Шепелявость может быть связана с различными органическими причинами, которые требуют совместного лечения с врачом. При возникновении речевого дефекта у детей, частой причиной являются хронические воспалительные заболевания носовой полости и аденоиды, нарушающие дыхание. Проведение хирургического вмешательства по удалению разрастаний ткани миндалин и медикаментозная терапия позволяют устранить проблемы со звукопроизношением.
Одна из частых причин шепелявости − неправильный прикус зубов. Его устраняют с помощью ношения брекетов или ретейнеров, позволяющих сформировать нормальное строение ротовой полости. Если у человека отсутствуют зубы, то проводится их протезирование. Своевременная коррекция проблем в полости рта в лечебных учреждениях позволяет избавиться от речевых дефектов и предупредить изменения в артикуляционном аппарате.
Артикуляционная гимнастика
Частая причина развития шепелявости − неправильное положение языка во время произношения звуков «с» и «ш». Человек может исправить подобное расстройство с помощью логопедических тренировок. Они основываются на регулярном проведении артикуляционной гимнастики. Логопеды при работе с пациентом дают методические указания по ее выполнению.
Перед тем, как начинать занятия, необходимо расслабить язык. Для этого нужно несколько раз провести им по верхней губе, стараясь не напрягать во время движений. Если чувство напряжения остается, то задание необходимо повторить. Практикуют следующие движения:
В первые недели коррекции речевую гимнастику следует выполнять под контролем логопеда. Такой специалист существует в дошкольных и школьных учреждениях, а также занимается лечением речевых дефектов в поликлиниках. После того как человек осваивает технику выполнения упражнений, он может продолжать выполнять их дома, периодически посещая логопеда.
Дыхательная гимнастика
Плохое и неглубокое дыхание, нарушения которого возникают во время разговора, приводят к различным речевым дефектам, в том числе к шепелявости. Для устранения причины необходимо выполнять упражнения на развитие речевого дыхания:
Дыхательную гимнастику выполняют каждый день на протяжении 3-4 недель. Убирать упражнения следует после коррекции речи и консультации с логопедом.
Если шепелявость связана с неправильным прикусом или другими изменениями в ротовой полости, то логопедические упражнения и дыхательная гимнастика имеют ограниченную эффективность.
Использование скороговорок
Проговаривание скороговорок − эффективный метод устранения шепелявости. Логопеды выделяют ряд заданий для отработки звука «ч», «ш» и «щ». Первоначально человек может испытывать трудности с их проговариванием, однако переставать выполнять упражнения не стоит.
Задания для коррекции «ш» и «щ»
Скороговорка «кукушка кукушонку купила капюшон» позволяет сформировать правильное произношение звука «ш». Для этого, требуется вытягивать губы вперед и поднимать кончик языка к твердому небу и зубам, не касаясь их. Язык должен быть широким, а не узким. Его края касаются обоих рядов зубов, блокируя выход воздуха по сторонам ротовой полости. Воздух должен двигаться только вперед, формируя правильный звук «ш».
Скороговорка для улучшения произношения звука «щ» следующая: «хищник в роще рыщет − хищник пищу ищет». Произносить ее следует быстро, но, сохраняя правильность фонетики. Постепенно скорость увеличивают, что позволяет человеку нормализовать разговорную речь.
Работа над звуком «ч»
Фонема «ч» относится логопедами к сложным. Для ее произнесения требуются достаточно сложные артикуляционные движения: губы выдвигаются вперед и округляются, зубы сомкнуты, но между ними имеется небольшая щель. Расплющенный кончик языка поднимается к небу и располагается около верхних зубов. В момент выдоха небольшая щель между зубами и формирует звук «ч».
Скороговорки для улучшения произношения фонемы следующие: «у нас в печурочке золотые чурочки», «чудак под диванчик прячет чемоданчик». Во время тренировок человек постепенно ускоряет их произнесение, добиваясь сохранения правильного звучания.
Шепелявость − распространенный речевой дефект, который может встречаться у детей и взрослых людей. Нарушение речи не сопровождается нарушениями грамматики и снижением словарного запаса, в связи с чем не приводит к негативным последствиям для человека. При своевременном обращении за помощью логопед проводит необходимое обследование и консультируется с врачом. Подобранные мероприятия по логопедической коррекции, а также медицинские подходы к лечению, позволяют нормализовать произношение отдельных фонем и избавиться от шепелявости.
Как избавиться от шепелявости: упражнения
Галина Грабина
Как избавиться от шепелявости: упражнения
Если при разговоре звук «с» меняется на «ш», возможно, у вас неправильное расположение языка. Обычно, при произношении звука «с» язык расположен слегка за зубами. Если расположение другое, то это может указывать на его напряженность.
Снятие напряжения Самое простое упражнение, чтобы расслабить язык. Облизывайте верхнюю часть губы сверху вниз. Снимите напряжение, потом нужно произносить проблемные буквы. Это упражнение напрягает мышцы и поможет сделать их более эластичными.
«Чашечка» Челюсть сохраняйте в неподвижном состоянии, а языку придайте форму чашечки, будто хотите удержать воду. Не высовывайте язык наружу. Постарайтесь равномерно приподнять его по бокам и на кончике. Попробуйте произнести звук «З». Может не получиться, но выйдет похоже на «Ж». «Непослушный язык» Приоткройте рот, выдвиньте и уложите язык теперь на нижнюю губу. Произнесите «ля –ля –ля». Упражняясь, кончиком языка касайтесь обоих уголков рта. Нижняя губа не должна подворачиваться.
«Блинчик» Представьте, распластайте на нижних зубах язык, как блинчик, слегка высунув вперед. Верхними зубами легонько постукиваем по языку. После этого пусть язык полежит в спокойном состоянии. Упражняйтесь, пока манипуляции не станут легкими и непринужденными.
«Пробка» Ежедневно прочитывайте вслух главу из печатного издания, зажав между передними зубами пробку от бутылки.
«Разговор с закрытым ртом» Сомкните губы и разомкните внутри рта зубы. Ежедневно прочитывайте несколько абзацев или проговаривайте текст минут 30. Старайтесь, чтобы вас было слышно. Установка звука «ш» Вытяните вперед губы, сожмите зубы, поднимите язык к небу, не касайтесь последнего.Попробуйте имитировать шипение змеи: «Ш-ш-ш». Для максимального эффекта зажмите одну щеку большим пальцем, а другую – средним. Выполнять упражнение около недели – пока закрепится навык. Вначале занятий нужно закреплять каждый звук. Чтобы звуки усваивались лучше, делайте это нараспев.
Далее начните справляться с шепелявостью, произнося слоги, небольшие слова и фразы. Если появился положительный результат, можете переходить к сложноподчиненным словам и небольшим скороговоркам. Можно отрабатывать звук «ш», применяя несложную артикуляционную гимнастику. Интенсивно пожуйте с закрытым ртом.
Улыбнитесь, растягивая разомкнутые губы, но не разжимайте челюсти. Сверните губы в «трубочку». Чередуйте «улыбку» и «трубочку», постепенно ускоряя движения. Есть упражнения, которые развивают речевое дыхание.
«Гуси шипят» Расставьте ноги на ширину плеч, руки закрепите на поясе. Считайте про себя от 1 до 4 и наклоняйтесь вперед.Вытяните шею и произнесите на длинном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторять медленно 4—5 раз.
«Косарь» Ноги расставьте на ширину плеч. Обе руки немного сгибаются в локтях и вытягиваются вперед. Пальцы сожмите в кулаки. Разворачивая корпус вправо-влево, повторяйте движения косаря,широко двигая руками одновременно проговаривайте: «Ж-у-х! ж-у-х!». Темп средний, делать 7— 8 раз. «Пилим дрова» Нужен напарник. Встаньте лицом друг к другу. Ноги расставьте, нужно, чтобы левая нога была впереди. Возьмитесь за руки (напрямую, двигайте ими — сгибайте и разгибайте, будто распиливаете дрова.Во время движения проговаривайте: «Ж-ж-ж-ж». Упражняйтесь в умеренном темпе. Длительность — 35—40 секунд.
«Паровоз» Мелкими шагами ходите по помещению, а если нет возможности — ходите на месте. Согните руки и двигайте ими поочередно вперед-назад,проговаривайте звук движущегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Упражнение делайте 35—40 секунд.
Скороговорки Для исправления дефекта речи успешно используется проговаривание скороговорок с нужными звуками. — Для отработки звука «ч» Для отработки звука «ч» можно применять скороговорки. «У нас в печурочке золотые чурочки». «Чудак под диванчик прячет чемоданчик». Чтобы правильно произносить этот звук, нужно немножко выдвинуть округленные губы вперед. Зубы должны быть сомкнуты, но не полностью — оставьте маленькую щель. Широкий кончик языка нужно поднять к твердому небу, которое расположено у основания верхних передних зубов. В образовавшуюся между зубами щель, воздух проходит быстро и, благодаря тому, что делает толчок, получается нужный звук «Ч».
—Для восстановления звука «ш» можно использовать скороговорку. «Кукушка кукушонку купила капюшон». Для правильного воспроизведения этого звука сделайте нужно губы выдвинуть вперед. Широкий кончик языка поднимите к передней части твердого неба, но не нужно касаться передних верхних зубов и обязательно оставьте щель. Боковые края языка прижимайте к задним крупным зубам верхней челюсти так, чтобы не выходила по бокам струя выдыхаемого воздуха. Выходящий вперед изо рта воздух образует звук «ш».
— Отрабатывайте звук «щ» «Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет». По артикуляции звуки «Щ» и «Ш» очень похожи между собой. Но, в случае формирования звука «щ», касайтесь твердого неба серединой языка. Упражнения для дыхания 101Иногда происходит так, что в разговоре, при сильном волнении пропадает четкость правильность произношения звуков. Сделайте следующее. Перед важным разговором не надо волноваться. Сделайте упражнения для дыхания – это поможет вам успокоиться. Глубоко вдохните, надуйте живот, при выдохе – втяните. Продумайте речь дома, заранее. Если чувствуете, что речь становится быстрее, то сделайте паузу, вдох и продолжайте разговор.
Улыбнитесь, показывая зубы, но не сжимая челюсть. Язык расположите у верхних зубов или прямо посередине и со всей силы выдохните воздух. Если все было проделано правильно, вы сможете услышать легкий свист, который означает, что вы на правильном пути.
Подкрепить результат, необходимо еще несколько раз улыбаясь проговаривать звук «с» — нараспев, громко и долго. После того, как первая ступень будет достигнута, приступайте к изучению слогов. «Сы-со-се-са-су-сы» — выговаривайте по несколько раз, тщательно следя за своим языком, артикуляцией и мимикой лица. После того, как и слоги вы стали выговаривать легко, начните работать над словами. Говорите медленно, но громко, протягивая звук С. «С-с-с-сани», «С-с-солнце» и так далее.
Конспект ОД для детей младшей группы с элементами песочной терапии «Как избавиться от плохого настроения?» Методическая разработка образовательной деятельности для детей младшей групп из цикла игровых образовательных ситуаций «Песочные истории».
Кинезиологические упражнения как средство развития умственных способностей дошкольников Считается, что это система естественного оздоровления организма. Ее можно отнести к к альтернативному направлению медицины, которая лечит.
Игровые упражнения, как средство формирования речевого выдоха Ребенок приходит в детский сад. Его ждет интересная, увлекательная жизнь в коллективе, где он найдет друзей, умных наставников, научится.
Игры и упражнения телесно-ориентированных техник как компонент здоровьесберегающей технологии Цель: способствовать быстрому снятию заблокированных эмоций (радости, хорошего настроения, удовольствия) «Перекрестное марширование».
Воспитательский час «Как избавиться от цыпок?» Цель: Профилактика кожных заболеваний, значимость тщательного и постоянного мытья рук Задачи: Образовательные: Формировать умение правильного.
Как избавиться от плохого настроения Как избавиться от плохого настроения. 1. Помните, что именно Вы хозяин своего настроения, можно сказать уверенно «всё в Ваших руках». 2.
Кинезиологические упражнения для развития познавательного и физического здоровья через определенные двигательные упражнения Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. 1. Зеркальное рисование На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши.
Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка. Игры и упражнения» Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов,.
Конспект ООД «Как избавиться от плохого настроения?» из цикла игровых образовательных ситуаций «Песочные истории» Методическая разработка образовательной деятельности для детей младшей групп из цикла игровых образовательных ситуаций «Песочные истории».
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития детей дошкольного возраста Пальчиковые игры и упражнения как средство развития детей дошкольного возраста. Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук и речи детей.
Как убрать щель между зубами?
Диастема — это пустое пространство между зубами, размером от одного до пяти-шести миллиметров. Характерная щербинка образуется между передними резцами. При этом у одних ее появление обусловлено наследственностью, у других — аномалиями в строении зубочелюстной системы.
Причиной может быть неправильное положение зубов, патологии строения уздечки, частичная адентия, например, отсутствие боковых резцов или микродентия — малый размер зубных коронок. Иногда диастему провоцируют вредные привычки — обкусывание карандашей, ручек и ногтей, а также долгое сосание пустышки в детстве.
Чем отличается диастема от тремы
Межзубные щели могут появляться не только на передних зубах, но также в любом месте верхней или нижней челюсти. В данном случае пустующие пространство называют тремами. Также, как и диастемы они могут возникать вследствие разных факторов. Среди самых распространенных — неправильный прикус, преждевременная потеря зубов, наследственность.
Локализация тремы зависит от причины, которая ее спровоцировала. Так, тремы в нижней челюсти появляются из-за мезиального соотношения зубных рядов, а промежутки между клыками и боковыми резцами — из-за частичной адентии.
Какие диастемы бывают и из-за чего они возникают
Диастемы, равно как и тремы, бывают разных видов. Специалисты разделяют их по этиологии, расположению, типу смещения. Также врачи отдельно выделяют ложные и истинные диастемы. Последние всегда являются следствием патологии, ложные же встречаются только у детей и исчезают по мере роста зубов.
1. Симметричная и асимметричная диастема
Чаще всего диастема симметрична, то есть, резцы равноудалены от уздечки. Несимметричное расположение встречается намного реже, и при нем, смещенным оказывается только один резец, второй имеет правильное положение.
2. Латеральное отклонение коронок
При латеральном отклонении коронок, корни расположены правильно, расхождение начинается только на видимой части зубов. Чаще всего эта патология становится следствием сверхкомплектности зубов. Также промежуток может появиться из-за вредных привычек.
3. Корпусное латеральное смещение
Особенность данного вида смещения — полное отклонение зубов вместе с корнями. Его провоцирует врожденная адентия, нижнее прикрепление уздечки, уплотнение среднего шва на костной ткани. В последнем случае зубы не могут преодолеть препятствие и принять верное положение.
4. Медиальный наклон центральных резцов
Этот вид диастемы является самым сложным, так как при нем одновременно происходит отклонение зубов от центра и их разворот по оси. Причиной почти всегда становятся сверхкомплектные зубы, расположенные между первыми резцами или одонтома — доброкачественная опухоль, растущая в кости челюсти.
Чем опасна незакрытая диастема?
Большое расстояние между зубами нельзя оставлять без внимания. Нужно посетить ортодонта, который расскажет чем вызвана патология, и нуждается ли она в коррекции. В клиниках «ОРТОДОНТ-ЦЕНТР» первая консультация бесплатная. Если доктор заподозрит серьезные изменения в строении челюстей, он проведет детальное обследование с помощью рентгеновского оборудования или аппарата КТ.
Если ситуация неблагоприятная, специалист предложит различные виды коррекции, которые позволяют убрать расщелину и параллельно устранить проблемы, с ней связанные. Нелеченая диастема может привести к болезням десен, к образованию «карманов» в надкостнице, к преждевременной потере зубов. Из-за диастемы может сформироваться неправильное произношение шипящих и свистящих звуков.
Можно ли избавится от щели между зубами?
Современная ортодонтия успешно лечит диастему. Благодаря качественной диагностике, врачи могут подобрать инструменты коррекции, которые максимально быстро и эффективно уберут щербинку. Одним пациентам может потребоваться хирургическая коррекция, другим — виниры, которые просто скроют эстетический недочет.
Способы устранения щели между зубами
Хирургическая пластика
Хирургические методы коррекции диастемы могут применяться как сами по себе, так и в комплексе с другими мерами. В детском возрасте, порой, достаточно уменьшить натяжение уздечки, чтобы зубы приняли правильное анатомическое положение. Если же причина диастемы в сверхкомплектности зубов, одного их удаления бывает недостаточно — требуется выравнивание с помощью брекетов или ортодонтических кап.
Хирургическое вмешательство требуется и при различных видах диспозиции, когда зубы прорезываются вне зубного ряда. В этом случае неправильно расположенный зуб убирают и проводят ортодонтическое перемещение соседних зубов.
Имплантация
К сожалению, при диастеме зубы можно выровнять не всегда. Особые сложности возникают при медиальном наклоне резцов. Если поворот зуба слишком большой, специалист может принять решение удалить его и заменить имплантом. Поскольку процедуры проводятся с малым временным промежутком, процесс потери костной ткани не успевает начаться, и имплантация не вызывает трудностей.
Брекеты
Брекеты — самый популярный способ исправления ортодонтических проблем, в том числе и провоцирующих образование диастемы. Их главные достоинства — высокая эффективность и возможность использовать у пациентов разного возраста. Брекеты устанавливают и детям, и взрослым. Но из-за особенностей роста зубочелюстной системы, который продолжается до 18-20 лет, у более молодых пациентов коррекция требует меньше времени. Лечение после указанного возраста, в зависимости от тяжести патологии, может растянуться на два-три года.
Ношение брекетов требует осознанного подхода — нельзя пропускать плановые визиты к ортодонту, а также самостоятельно снимать установку. После завершения основного лечения, начинается ретенционный период, во время которого врач предписывает использование кап или пластинок. Если ими пренебречь, зубы могут вернуться в исходное положение, и коррекцию придется проводить заново.
Коронки и виниры
Коронки и виниры могут использоваться в качестве основного и дополнительного методов коррекции. При латеральном отклонении, когда корни зубов расположены ровно и не нуждаются в развороте, промежуток просто закрывается коронками. Виниры, в этом случае, устанавливаются на соседние зубы, чтобы скрыть увеличившейся поперечный размер центральных резцов.
Также врач может посоветовать использовать виниры на фронтальных зубах, если после устранения диастемы, выяснится, что коронки находятся не в лучшем состоянии. Важно понимать, что если расщелина является следствием неправильного прикуса, сверхкомплектности, диспозиции или другой зубочелюстной патологии, не имеет смысла ставить виниры до устранения проблемы.
Пластинки
Пластинки в основном используются для лечения диастемы у детей, когда челюсти еще не сформировались, и для коррекции нарушений требуется меньше усилий. Пластинки представляют собой съемные конструкции, которые могут устанавливаться на одном или сразу на двух зубных рядах. Они состоят из небной части и дуг, которые расположены таким образом, чтобы оказывать давление на зубы и, тем самым, способствовать их перемещению в нужное положение.
Пластинки бывают съемные и несъемные. Последние, как и брекеты, устанавливаются на длительное время, и, с определенной периодичностью, врач корректирует их положение, меняет силу натяжения. При лечении с помощью съемных конструкций, на курс лечения может понадобиться несколько аппаратов.
Пластинки лучшее решение, если речь идет об исправлении диастемы у детей. Они не вызывают сильного дискомфорта даже на начальном этапе лечения, их можно снимать во время еды, плюс, сами аппараты стоят недорого.
Недостатком же пластинок является невозможность их использования, в качестве основного метода лечения у взрослых пациентов, и в сложных клинических случаях.
Капы — это съемные конструкции, которые надеваются на зубы в виде чехла. Несмотря на мягкость материала, он оказывает на зубы давление, которого достаточно, чтобы вернуть им правильное положение. На весь период лечения изготавливается несколько кап, и размер каждой последующей конструкции уменьшается. Благодаря этому, перемещение проходит без боли и дискомфорта. Еще одно важное преимущество кап — прозрачность. При ношении они практически незаметны для окружающих. Среди минусов — невозможность использовать для сложных случаев и достаточно высокая стоимость.
Косметическая коррекция и художественная реставрация
Данные методы очень похожи — зазор между зубами закрывается с помощью пломбировочных материалов. Если в процессе работы используются фосфатные цементы — это считается косметической коррекцией. Применение современных фотополимерных материалов позволяет говорить о художественной реставрации. Разница методов во внешнем результате и долговечности. Художественная реставрация позволяет добиться лучшей эстетики, и благодаря прочности пломбировочных материалов, результат держится в несколько раз дольше.
Однако эти два метода являются исключительно косметическими, и саму проблему не решают. Они подходят только в случае латерального отклонения коронок. При этом, какие бы материалы не использовались, пациенту придется забыть о твердой пище, такой как семечки, сухарики или орехи.
Профилактика рецидива диастемы
Рецидивы в ортодонтическом лечении, к сожалению, случаются часто. Это особенно неприятно, учитывая сколько времени и средств затрагивается на устранение проблемы. В случае с диастемой, ее появление могут спровоцировать разные причины. Наиболее распространенные — неправильно подобранное лечение и пренебрежение рекомендациями ортодонта во время ретенционного периода.
Иногда пациенты отказываются от необходимого хирургического лечения или ношения брекетов, и настаивают на «простых» способах коррекции, к примеру на установке коронок или маскировки зазора композитными материалами. Но поскольку проблема остается нерешенной, диастема будет возвращаться.
Точно также она не заставит себя ждать, если после лечения пациент решит проигнорировать рекомендации ортодонта, и не станет носить ретенционные аппараты.
Можно ли устранить дырку между зубами дома
Убрать диастему в домашних условиях невозможно. Чтобы осуществить эффективную коррекцию, специалисты используют целый комплекс диагностических мер, а также аппараты, которые изготавливаются специально для пациента. Наивно полагать, что устранить проблему можно просто связав два передних зуба нитью. Более того, подобные манипуляции опасны, так как можно повредить десны или сами зубы.
Иногда можно услышать истории о том, как ребенку перевязывали зубы, и расщелина исчезла. Но, в данном случае, речь идет о ложной диастеме, которая проходит сама по себе без всякого вмешательства.
Как предотвратить появление диастемы у ребенка
Если среди родственников диастема — частое явление, родителям маленького ребенка стоит сообщить об этом стоматологу, когда малышу исполнится 2-3 года. Специалист будет наблюдать динамику, и, в случае необходимости, предложит актуальные возрасту виды коррекции.
Среди общих рекомендаций относительно того, как не допустить появление зазора между зубами у детей, основная — это следить, чтобы у ребенка не формировались вредные привычки, такие как обкусывание ногтей, карандашей и ручек, сосание пальцев.