способность к дифференцированию параметров движений это
Диагностика и методика развития дифферинцировочной способности
Способность к дифференцированию как способность к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в целом. Влияние возрастных особенностей на развитие дифференцировочных умений в младшем школьном возрасте.
Рубрика | Педагогика |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.04.2016 |
Размер файла | 25,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Глава 1. Развитие способности к дифференцированию
Глава 2. Влияние возрастных особенностей на развитие дифференцировочных способностей в младшем школьном возрасте
Список использованной литературы
дифференцирование способность школьный возраст
Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.
Поэтому в этом возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.
Но воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из сторон конкретной подготовке, а составляет как бы одну из инертных сторон. Ведущую роль при физической трактовке координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной системы. Возможность качественно координировать движения.
Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний. От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий.
Глава 1. Развитие способности к дифференцированию
Вестибулярная устойчивость. Межиндивидуальная изменчивость данной характеристики в значительной мере определяется аддитивными генетическими эффектами. Нам неизвестны другие генетические исследования данной способности, однако, по данным Н.Л. Ребяковой с соавт. в течение двух лет наблюдавшей за изменением вестибулярной устойчивости у спортсменов под влиянием специальной тренировки, достоверных различий между исходными и конечными данными обнаружено не было, что говорит о достаточно высокой консервативности данной способности.
Способность воспроизводить временные параметры движении. Межиндивидуальная вариативность данной характеристики несколько в большей степени определяется аддитивными генетическими эффектами, что не противоречит выводам Б.И. Цуканова и согласуется с данными Б.И. Табачника, который в результате 5-летних наблюдений за динамикой этой способности у юных барьеристов выявил тесную связь (р
Развитие координационных способностей
Возрастная динамика координационных способностей [ править | править код ]
Эффективность обучения дошкольников основным двигательным действиям, т.е. формирование необходимых двигательных умений и навыков, обеспечивают прежде всего координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние на умственное развитие ребенка.
Двигательное развитие детей дошкольного возраста зависит от их способности быстро обучаться новым движениям, умения перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с меняющейся обстановкой, оптимально управлять и регулировать двигательные действия, т.е. от степени формирования его двигательно-координационных способностей.
Способность быстро обучаться движениям, известная еще с 20-х годов прошлого столетия, на самом деле оказалась весьма специфической. Было выявлено, что человек, быстрее других обучающийся одним движениям (например, акробатическим или гимнастическим), в других случаях (например, при освоении технико-тактических действий в спортивных играх) может быть в числе отстающих.
В настоящее время выделяют от 2-3 общих до 5-7-11-20 (и более) специальных и специфически проявляемых координационных способностей: координация деятельности больших мышечных групп тела; общее равновесие, равновесие со зрительным контролем и без него, равновесие на предмете, уравновешивание предметов; быстрота перестраивания двигательной деятельности. К координационным относят также способности: к пространственной ориентации; к дифференцированию, воспроизведению и оценке различных параметров движений к ритму; к вестибулярной устойчивости, к произвольному расслаблению мышц и др.
Это и явилось основанием для того, чтобы вместо термина «ловкость», оказавшегося «многозначным», «универсальным», «трудноопределимым», «нечетким» и, наконец, «житейским», в науку и практику был введен термин «координационные способности». Стали говорить о «системе» (совокупности) таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их оценке и развитию.
В настоящее время известно, что каждая координационная способность имеет сложную структуру. В.И. Лях [3] дает следующую их трактовку:
Формирование и развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста является важным условием обеспечения оптимального объема их двигательной активности. Двигательная деятельность дошкольника настолько многообразна, что не может ограничиваться проявлением только перечисленных координационных способностей. Ее содержание дополняется целым комплексом координационных качеств: ловкостью, подвижностью, точностью, прыгучестью, ритмичностью, меткостью, пластичностью.
В совокупности все эти качества обеспечивают совершенное выполнение двигательного действия. Недостаточный уровень проявления хотя бы одного из них не позволяет решить двигательную задачу в полном объеме.
Неумение сохранять равновесие в статической позе (сидение за столом во время занятий в детском саду) приводит к искривлению позвоночника и, следовательно, к ухудшению состояния здоровья.
Исходя из вышесказанного, Л.Д. Назаренко [4] определяет равновесие, как одну из основных координационных способностей, развитие и совершенствование которой необходимо в течение всей жизни.
Механизмы регуляции равновесия сложные, так как обусловлены деятельностью различных анализаторов и функциональных систем.
Очевидно, что большая роль в сохранении равновесия принадлежит не только двигательному, но и зрительному, вестибулярному, тактильному анализаторам. Вместе с тем их участие в этом процессе не может быть одинаковым. Так, в удержании определенной позы (сидя, стоя, положение наклона и др.) ведущим является двигательный анализатор. При сохранении равновесия после вращательных движений большее значение приобретает вестибулярный анализатор. При удержании равновесия после выполнения прыжков и прыжковых упражнений, а также при балансировке с предметами значительно повышается роль зрительного и тактильного анализаторов. Следовательно, участие того или другого анализатора определяется конкретной двигательной задачей, связанной с проявлением того или иного вида равновесия.
Определенное влияние на сохранение равновесия оказывает деятельность дыхательной системы. Известно, что при форсированном дыхании колебательные движения тела увеличиваются, что приводит к большим затратам усилий для сохранения равновесия. При этом задержка дыхания не менее 30 с вызывает снижение колебаний тела.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что координационные способности являются основным компонентом двигательного развития детей дошкольного возраста.
Дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений
1.2 Дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений
Способности к воспроизведению, оценке, отмериванию и дифференцированию параметров основаны преимущественно на точности двигательных ощущений, выступающих нередко в сочетании со зрительными и слуховыми. При малом моторном опыте ощущения и восприятия занимающегося еще слишком грубы, неточны, плохо осознаваемы. В результате этого они допускают существенные ошибки в воспроизведении, оценке или дифференцировании пространственных, временных, пространственно-временных и силовых признаков движений.
Вместе с тем данные способности, хотя и можно представить как самостоятельно существующие простые способности, все же изолированно они встречаются крайне редко. Кроме этого, эти способности находятся в определенных отношениях и связях с другими специальными и специфическими КС, а также с физическими и психическими способностями. Эти связи обусловлены тем, что в реальной двигательной деятельности координация движений выступает как целостный психомоторный процесс.
Поэтому, хотя и возможно преимущественное, дифференцированное воздействие на улучшение точности одного какого-либо параметра движений, но обязательной является установка на достижение точности выполнения двигательного действия в целом. Задания на точность воспроизведения эталонных пространственных, временных, пространственно-временных и силовых параметров шире представлены в физических упражнениях с относительно стандартной кинематической структурой (акробатические, гимнастические, общеразвивающие упражнения и др.).
Примерами их могут быть: задания на точность воспроизведения одновременных или последовательных движений и положений рук, ног, туловища при выполнении обще-развивающих упражнений без предметов, ходьба или бег по разметкам и (или) за заданное время; повторные передачи или броски мяча (снаряда) по одной и той же траектории на одинаковое расстояние и т. п.
Задания на точность дифференцирования параметров движений, как правило, наиболее трудные для исполнителя. Они должны выполняться либо по методике „контрастных заданий», требующих относительно грубых дифференцировок, либо по методике „сближаемых заданий», где необходимы тонкие дифференцировки. Эти методики впервые описал и применил коллектив исследователей, возглавляемый В. С. Фарфелем. Суть методики „контрастных заданий» состоит в чередовании выполнения определенных упражнений, резко различающихся по какому-либо параметру. Например: а) чередование бросков мяча в кольцо с 6 и 4 м, с 4 и 2 м; б) чередование передач мяча на точность в футболе с 25 и 15 м, 30 и 20 м; в) прыжки в длину с места на максимальное расстояние и на половину его; г) толкание ядра на 8 и 5 м, 6 и 4 м; д) чередование бега на 30-60 м с максимальной скоростью и половиной ее; поочередные броски мяча в кольцо с линии штрафного броска и с расстояния на 10-20 м ближе или дальше от этой линии.
Важная роль в совершенствовании способностей, основанных главным образом на проприорецептивной чувствительности, принадлежит координационным упражнениям, специально направленным на повышение отчетливости мышечно-двигательных восприятии или чувств: мяча, планки, дистанции, воды, снаряда и др. Например, для повышения чувства мяча при бросках, передачах, ударах используют мячи разной массы и формы, изменяя силу удара и дальность полета мяча.
Аналогичным образом поступают при толкании ядра, метании копья и т.д. Для улучшения названных способностей целесообразно использовать методический подход, в основе которого повышенные требования к другим анализаторам, и подход, при котором контроль за качеством и ходом управления двигательным действием осуществляется главным образом посредством „мышечного чувства». Примерами таких заданий являются исключение или ограничение зрительного контроля при ведении, бросках и передачах мяча.
Эффективность методических подходов, приемов и условий, направленных на совершенствование способностей точно воспроизводить, оценивать, отмеривать и дифференцировать параметры движений, неодинакова в каждом конкретном случае. Однако, зная основные из них, учитель или тренер всегда отберет наиболее адекватные, учитывая задачи координационного совершенствования детей на каждом возрастном этапе, сложность двигательных действий, которые требуется освоить, индивидуальные особенности занимающегося и другие обстоятельства.
Способность к дифференцированию параметров движений это
Координационные способности – это возможности индивида определяющие его готовность к оптимальному управлению регулировки двигательного действия.
Цель развития координационных способностей состоит в оптимизации двигательной (в том числе координационной) подготовленности.
Общими задачами развития координационных способностей являются: систематическое освоение новых двигательных действий (обще- и специально-подготовительные координационные упражнения), совершенствование и адекватное применение их в различных условиях с целью всестороннего развития. Задачи развития координационных способностей для любого возраста в какой-то степени совпадают. Их следует решать в тесной связи с задачами общей и специальной физической, технической, тактической подготовки.
Выделяют специальные, специфические и общие координационные способности.
Специальные координационные способности – это возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
Специфические координационные способности – возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию – на равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений и др.
Общие координационные способности – это потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
Специальные координационные способности относятся к однородным физиологическим группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности.
Специальные координационные способности проявляются:
1) в циклических движениях (ходьба, бег, лазание, плавание, коньки, велосипед и др.);
2) в ациклических двигательных действиях (прыжки);
3) в нелокомоторных движениях тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);
4) в движениях манипулирования в пространстве отдельными частями тела (прикосновение, укола, обвода контура);
5) в движениях перемещения вещей в пространстве (перекладывание предметов, подъем тяжести);
6) в баллистических двигательных действиях с установкой на дальность и силу метания (метания ядра, диска, молота);
7) в метательных движениях на меткость (броски различных предметов в цель; теннис, городки, жонглирование);
8) в движениях прицеливания;
9) в подражательных и копирующих движениях;
10) в атакующих и защитных двигательных действиях единоборств (борьба, бокс, фехтование);
11) в нападающих и защитных технических действиях подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, хоккей и др.).
В приведенную систематизацию не вошел еще ряд групп КС, которые относятся к трудовым действиям и бытовым операциям.
К наиболее важным координационным способностям из специфических, или частных относятся:
способность к ориентированию в пространстве,
способности к воспроизведению, дифференцированию, оценки и отмериванию пространственных, временных и силовых параметров движения,
способности к реагированию,
быстроте перестроения двигательной деятельности,
произвольное мышечное напряжение и статокинетическую устойчивость.
Под способностью к ориентированию понимают возможности индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении.
Способность к равновесию – сохранение устойчивости позы (равновесия) в тех либо иных статистических положениях тела (в стойках), по ходу выполнения движений (в ходьбе, во время выполнения акробатических упражнений, в борьбе с партнером).
Способность к ритму – способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменившимися условиями.
Способность к дифференцированию параметров движений обусловливает высокую точность и экономичность пространственных, силовых и временных параметров движений.
Способность к реагированию позволяет быстро и точно выполнить целое, кратковременное движение на известный или на неизвестный заранее сигнал всем телом или его частью.
Способность к быстроте перестроения двигательных действий – это быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условия.
Способность к согласованию – соединение отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации.
Вестибулярная (статокинетическая) устойчивость – способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярного раздражения (кувырков, бросков, поворотов и др.).
Произвольное расслабление мышц – способность к оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент.
Каждая из вышеназванных координационных способностей является неоднородной и имеет сложную структуру. Например, способности к равновесию выделяют статическое, динамическое равновесие и уравновешивание предметов.
Координационные способности специфически проявляются в зависимости от спортивной дисциплины и видов предметно-практической деятельности (чувство мяча у баскетболистов, чувство снаряда у гимнаста, чувство снега у лыжников, чувство льда у конькобежцев).
Результаты научных исследований позволяют считать главными критериями оценки координационных способностей:
При этом необходимо учитывать их качественные и количественные характеристики. В этой связи свои координационные способности можно проявлять только через одно какое либо свойство; например, это точность попадания в цель; быстрота выполнения сложного движения; экономичность перемещения и расходование физических сил в непростых условиях внешней среды и т.п.
При оценке координационных способностей следует учитывать, что выше названные критерии в одних случаях могут характеризовать явные (абсолютные), а в других – скрытые (относительные) показатели координационные способности. Абсолютные показатели выражают уровень раз вития координационные способности без учета скоростных, силовых, скоростно-силовых возможностей. Относительные показатели позволяют судить с учетом этих возможностей.
Обеспечение более высокого уровня развития специальных и общих координационных способностей зависит не от одной функции пусть даже высоко развитой, а от относительно высокого уровня развития всех или многих функций в их сочетании. В силу механизма компенсации недостаточное развитие одних функций может компенсироваться более мощным проявлением других (например, сенсомоторных). Поэтому об уровне развития координационных возможностей индивида можно судить не только по результатам соответствующих двигательных тестов, но и по высокому суммарному уровню развития показателей психофизиологических функций.
Установлено, что наибольшую значимость в структуре координационных способностей имеет совокупное влияние показателей сенсомоторики. Показатели сенсомоторных реакций и общих координационных способностей теснее связаны друг с другом у лиц мужского пола по сравнению с женским. Установлено, что двигательные способности, включая координационные, обусловливаются не одним каким-то свойством нервной системы, а определяются сочетанием определенных комбинаций и их свойств.
Координационные способности проявляемые в различных двигательных действиях, примерно в 80–90% случаев не связаны с показателями физического развития. Показатели длины и массы тела в большей степени влияют на результаты координационных способностей в циклических и ациклических двигательных действиях, акробатических упражнениях, метаниях на дальность и почти не оказывают влияние на координационные способности, относящиеся к метательным движениям с установкой на меткость и спортивно-игровым двигательным действиям.
Научная электронная библиотека
3.2. Виды координационных способностей
По мнению многих ученых (И.Ю. Горская, А.Л. Суянгулова, 2000; К.М. Коновалов, 2010) компоненты координационных способностей, такие как ориентация в пространстве, сохранение равновесия, способность к дифференцированию, воспроизведению, отмериванию и оценке пространственных, силовых и временных параметров движений, произвольно расслаблять мышцы и др. классифицируются как базовые, необходимы при осуществлении любых локомоций (ходьбы, ползания, бега, лазания, метания, прыжков, учебных и игровых действий). Так же, координационные способности являются фундаментом, на основе которого формируются остальные двигательные качества (И.Ю. Горская, 2000).
Все координационные способности можно разделить на три группы:
– способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры, которые зависят от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства»;
– способности поддерживать статическое и динамическое равновесие, они заключаются в способности удерживать устойчивое положение тела в статическом положении и балансировке во время перемещения;
– способность выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности, их можно разделить на управление тонической и координационной напряженностью.
В настоящее время специалисты насчитывают от 2–3 общих до 5–7 (по другим данным до 11–20 и более) специальных и специфически проявляемых координационных способностей, таких как: координация деятельности больших мышечных групп всего тела; общее равновесие; равновесие со зрительным контролем и без него; равновесие на предмете; уравновешивание предметов; быстрота перестройки двигательной деятельности и т.д. Среди координационных называют также способность к пространственной ориентации, мелкую моторику, способность к дифференцированию, воспроизведению, отмериванию и оценке пространственных,
силовых и временных параметров движений, ритм, вестибулярную устойчивость, способность произвольно расслабить мышцы.
Однако в многолетних исследованиях В.И. Ляха не выявлено достоверных корреляций между отдельными показателями координационных способностей и психофизиологических функций (проприорецептивных, сенсомоторных, перцептивных, интеллектуальных и т.д.). Наиболее четкая зависимость выявлена при сочетанном развитии множества функций, так как в силу механизма компенсации, одни недостаточно развитые функции могут компенсироваться другими. Автором установлено, что наибольшую значимость в структуре координационных способностей имеет влияние показателей сенсомоторики. Кроме того, у девушек выявлены тесные взаимосвязи координационных способностей с показателями мышечно-двигательной чувствительности, особенно в возрасте 12–17 лет. Вероятно, это можно расценивать как факт большей значимости кинестезии (мышечного чувства) в структуре координационных характеристик женщин по сравнению с мужчинами.
Выявлено, что различные виды спорта формируют разный координационный профиль детей, что подтверждается данными многих исследователей. Занятия различными видами спорта воздействуют на различные компоненты психофизиологических функций (сенсорные, сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные), определяющие уровень координационных способностей.
Исследования на спортсменах-игровиках показали, что применение специальных методик, развивающих способности к ориентированию в пространстве, дифференцированию параметров движений, соединению и комбинированию двигательных навыков, способствует высокоэффективному освоению всего арсенала двигательных действий, свойственных избранному виду спорта и их успешной реализации в условиях соревновательной деятельности.
Р. Hirtz (1995) важнейшими среди видов координационных способностей выделяет: способности к мышечному дифференцированию (проприоцептивной чувствительности), ориентированию в пространстве, равновесию, скорости реакции, поддержанию ритма. Автор считает, что именно на развитие данных способностей следует направить тренировку на развитие координационных способностей на начальных этапах спортивной подготовки
Мышечное чувство. Показатели проприоцептивной чувствительности (мышечного чувства – по И.М. Сеченову), достаточно специфичны, к ним относятся способности: к воспроизведению, отмериванию, оценке и дифференцированию различных параметров движений – силовых, пространственных, временных и т.д. Преимущественно они основаны на тонкости и точности двигательных ощущений, в сочетании со слуховыми и зрительными восприятиями, которые совершенствуются в процессе спортивной деятельности. Так, выявлено, что квалифицированные спортсмены способны выполнять движения с точностью по длительности – до 0,1 с, по амплитуде до 0,3°, по интенсивности – до 0,5 кг. При этом мышечно-двигательные восприятия специфичны для различных видов спорта. Наиболее известны специфические восприятия (чувства): дистанции – у боксеров и фехтовальщиков; времени – у представителей циклических видов спорта; льда – у конькобежцев; мяча – у спортсменов игровых видов; воды – у пловцов и т.д.
Ориентирование в пространстве. Способностью ориентироваться в пространстве считают умение точно определять положение тела, своевременно изменять его и осуществлять движения в необходимом направлении. Эта способность специфична для каждого вида спорта. Ее развитие и проявление в значительной степени зависят от быстроты оценки окружающих условий действия, которую обеспечивают взаимодействия анализаторов, среди которых наиболее важным является зрительный. Данная способность формируется в ходе обучения и совершенствования, разнообразных технико-тактических навыков и умений, выполнения обще- и специально-подготовительных упражнений на координацию.
Важное значение для ориентировки в пространстве имеет развитие внимания – умения из большого количества раздражителей выделять наиболее значимые.
Сохранение равновесия. Проявления равновесия наблюдаются в разных условиях: в статических положениях проявляется статическое равновесие (стойки на руках, на одной ноге и т.п. в гимнастических видах; прицеливание в стрельбе; исходное положение при подъеме штанги и т.д.); по ходу выполнения движений – динамическое равновесие (ходьба по бревну, на лыжах; бег на коньках и т.д.); балансирование различными предметами и на предметах (удержание шарика на ракетке, в стойке или в движении; удержание равновесия на катящейся бочке и т.п.). Равновесие является составным элементом почти всех движений: метательных, акробатических, игровых и др.
Разновидностью данной координационной способности является статокинетическая устойчивость – способность точно выполнять двигательные действия при вестибулярных раздражениях. Данная способность имеет важное значение в гимнастике, прыжковых упражнениях.
Чувство ритма. Под чувством ритма в спортивной практике понимают способность точно воспроизводить определенный ритм двигательного действия (частота, ускорение) или адекватно его варьировать в зависимости от меняющихся условий (точно воспроизводить направление, ускорение). Чем лучше чувство ритма, тем правильнее спортсмены могут расставить акценты в двигательных актах – своевременно осуществлять усилия и ускорения. Чувство ритма позволяет точно определить минимальное изменение темпа движений и воспроизвести это в повторных попытках. Основное условие успеха при развитии чувства ритма – поиск индивидуальных оптимальных ритмов выполнения двигательных действий. Заботиться о развитии чувства ритма следует применительно к конкретным двигательным действиям, характерным для определенных видов спорта. Формировать правильный ритм следует уже на этапе разучивания двигательного акта.
Важным качеством спортсмена является умение быстро переключаться от одних форм двигательных действий к другим, в соответствии с меняющимися условиями. Многие авторы отмечают большое значение этой комплексной способности для большинства видов спорта, особенно для единоборств, спортивных игр, слалома и т.п.
Межмышечная координация. Способность к произвольному расслаблению. При экономичном выполнении спортивных движений в напряженном состоянии находятся только мышечные группы, непосредственно участвующие в выполнении этих действий, остальные – расслаблены. При выполнении сложных в координационном отношении двигательных действий, осуществляемых впервые или непривычных, у спортсмена непроизвольно повышается напряжение мышечных групп, не участвующих непосредственно в данных движениях. Наблюдается скованность движений, закрепощенность. Это отрицательно сказывается на качестве выполнения упражнений и ведет к неэкономичной технике.