структурные элементы территории города поселка их параметры характерные отличия
Структурные элементы селитебной территории
Кроме таких обширных городских ареалов, как центр города, периферия и срединная зона, существуют другие социально-пространственные элементы — кварталы, микрорайоны и жилые районы, образующие в целом селитебную территорию города.
Исторически сложившиеся кварталы города — это участки, застроенные жилищем, окруженные проезжими улицами и практически не «обремененные» никакими иными функциями, кроме жилищных.
В России впервые в городской квартал были введены учреждения общественного обслуживания в 1920-х годах. В эти годы происходит активный поиск новых архитектурных форм и приемов социально-функциональной организации городской среды. Позднее этот период получил наименование — советский авангард. Пример застройки такого рода — жилой квартал для Симоновской слободы в Москве (архит. Л. Веснин), в котором помимо корпуса общежития и жилых домов с посемейным заселением были включены клуб-столовая, ясли, детский сад, баня, прачечная, ремонтная мастерская и площадки для детских игр. Одновременно архитекторами С. Чернышевым и Н. Колли для другого района Москвы был разработан проект квартала со столь же широкой сетью коммунального обслуживания. Заполнение квартала общественными зданиями повлекло за собой увеличение размеров квартала (у Л. Веснина до 2,5 га, у С. Чернышева и Н. Колли до 8 га). Это превосходило обычные размеры старых московских и западноевропейских кварталов по меньшей мере в 3—4 раза.
Увеличение размеров кварталов привело естественным образом к значительно более крупной микрорайонной структуре города.
Появляется множество различных по направлению идей о структурной организации селитебной части города. Среди них были и проектные предложения, предусматривающие универсальные группы как единицы жилой застройки. В проекте города-коммуны Автостроя (авторы Г. Крутиков, В. Лавров, В. Попов) планировочная структура селитебной территории формируется из универсальных жилых комплексов, называемых «жилыми комбинатами». Планировалось создать 16 жилкомбинатов, отделенных друг от друга зелеными полосами, по 2,6 тысяч жителей каждый, с детским садом, столовой и клубом.
К наиболее красивым планировочным решениям тех лет относится проект социалистического расселения Магнитогорска архитектора И. Леонидова. Проект отвергал улицы-коридоры, периметральную застройку, замкнутые кварталы и внутренние дворы. План состоял из унифицированных по размерам квадратных участков, каждый из которых предназначался для отдельной социальной функции: жилища, спортивных сооружений, детских учреждений, учреждений обслуживания и т.п. или просто для открытого благоустроенного пространства. Из нескольких типов таких функционально-пространственных комплексов формировалась жилая зона города.
Проектируя новые города и рабочие поселки, советские архитекторы стремились к созданию такой социально-пространственной среды, которая через обобществление быта и отдыха людей обеспечивала бы локализацию общественной жизни коммуны.
В это же время на Западе основатели микрорайона К. Перри и Т. Адамс исходили из того, что одной из ключевых проблем планировки крупного города является правильная организация жизни и быта населения, проживающего внутри территорий, ограниченных городскими магистралями. Они разработали теорию жилого микрорайона применительно к условиям Нью-Йорка и его окрестностей, никак не обременяя ее лишней социальной нагрузкой.
Идеи микрорайонирования застройки новых районов крупных городов, а также молодых городов-спутников широко распространились во всем мире после придания им «официального» статуса на международном конгрессе архитекторов СИАМ (1933). С этой идеей перекликалась другая идея: разуплотнение центров городов.
После второй мировой войны архитекторы, воодушевленные открывшимися перед ними возможностями, связанными с послевоенным восстановительным строительством, сочли своевременным апробировать эти теоретические концепции. Так возник эскизный проект Большого Лондона (1944), составленный Патриком Аберкромби при участии Форшоу. В восточном районе Лондона — Ист-Энде, наиболее пострадавшем во время налетов немецкой авиации, предполагалось создать тринадцать микрорайонов. В каждом микрорайоне должны были строиться церковь, школы и магазины. Здесь как бы создавалась социальная общность людей, объединенных церковью и школьными заведениями. Люди должны были жить по принципу «соседства». Аберкромби считал, что «соседство» является «молекулой» желаемого градостроительного порядка.
В отечественном послевоенном градостроительстве также считалось, что микрорайон станет основной средой общения соседей, чему должны были способствовать небольшие общественные центры-клубы. Но идея эта не выдержала столкновения с жизнью: сам факт соседства еще не является поводом для сближения людей.
Нельзя не заметить, что идея социальной интерпретации микрорайона вышла из учения Э. Говарда о децентрализации населения больших городов. А принцип «соседских отношений» перенесен в микрорайоны из деревенского образа жизни. Опыт нашего столетия воочию показал, что в «борьбе» между деревней и большим городом «побеждал» последний, какие бы гуманные идеи ни выдвигались сторонниками деревни.
Положительный эффект микрорайонов, в основном, состоял из архитектурно-планировочных и экологических приобретений; что же касается социальных надежд, возлагаемых на микрорайонную структуру, то они оказались утопическими.
Такими же нереалистическими с точки зрения создания социальной общности были дома-коммуны 1920-х и «дома нового быта» 1960-х годов в СССР. Эти жилые комплексы, обладая развитой системой обслуживания, были спроектированы и даже построены (в Москве, Ленинграде) с целью объединения людей в единый социальный организм (коммуну). Но искусственно объединить разных людей с множеством разных интересов только тем, что они проживают рядом, никому не удавалось. Идея разваливалась прежде, чем такие дома заселялись жильцами.
Та же судьба постигла аналогичные поиски западных архитекторов: так, торгово-общественная «улица» на одном из этажей жилого дома, построенного в Марселе по проекту Ле Корбюзье, была в конце концов закрыта, так как арендаторы ее магазинов и учреждений обслуживания терпели убытки.
Но, несмотря на это, микрорайоны все-таки были островками городского пространства, в рамках которого дети и старики пользовались неограниченной свободой передвижения, находясь в полной безопасности (сквозное движение скоростного транспорта здесь было запрещено). При этом строго ограничивался путь, который должны были проходить родители, отводящие детей в детский сад (радиус пешеходной доступности 200—400 м), в школу (400—500 м), а также лимитировалось расстояние для посетителей магазина (500 м). Спустя годы магазин превращался в торгово-общественный центр микрорайона, в котором помимо торгового зала размещались и учреждения бытового обслуживания.
Несколько микрорайонов могли сформировать жилой район, в котором состав обслуживающих учреждений значительно расширен (поликлиники, больницы, кинотеатры, универмаги, средние учебные заведения, спортивные сооружения и т.д.). Формирование жилых районов зависит от величины города и планировочной структуры его селитебной территории, ее конфигурации и расчлененности. В небольших городах селитебная территория фактически равна жилому району.
Стремление в микрорайоне (или жилом районе) создать благоприятные условия для физиологических и психологических потребностей человека вовсе не означает удовлетворение его социальных функций, связанных с деятельностью общества.
Город и его структурные элементы.
Населённый пункт— локальное место, имеющее устойчивые внутренние и внешние связи сосредоточения и формирования людских, трудовых, интеллектуальных и материальных ресурсов человеческого общества, организованное в пространстве и обустроенное для проживания, приложения труда, отдыха и предоставления услуг населению.
Планировочный район –самый крупныйструктурный элемент селитебной территории города площадью от 250 га до 1 000 га, ограниченный красными линиями магистральных улиц городского значения, линиями железных дорог, а также естественными рубежами (лесом, рекой, озером или оврагом), который включает несколько жилых районов, объединённых общим центром объектов эпизодического использования (театр, стадион, зрелищно-развлекательные учреждения и иные объекты административно-делового назначения).
Жилой район – часть селитебной территории города площадью от 25 до 250 га, структурный элемент, ограниченный красными линиями магистральных улиц городского и районного значения, линиями железных дорог и естественными рубежами (лесом, рекой, озером или оврагом), который состоит из группы микрорайонов, объединённых общим центром обслуживания – комплексом культурно-бытовых учреждений периодического использования.
Микрорайон – основной структурный элемент селитебной территории площадью от 5 до 60 га, в границах красных линий улиц районного значения, территория микрорайона включает несколько жилых кварталов, объединённых общим центром – комплексом объектов повседневного использования (школа, детский сад, магазины продовольственных и непродовольственных товаров, и иные объекты культурно-бытового обслуживания).
Квартал – простой структурный элемент городской застройки, планировочная единица застройки в границах красных линий магистральных или жилых улиц.
Планировочные элементы города.
Улица, площадь –территория общего пользования, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети города;
Красная линии улицы – это линия, которая обозначает границу, отделяющую территорию квартала, микрорайона и других элементов планировочной структуры от улиц, дорог, проездов, площадей, а также других земель общего пользования в городских и сельских поселениях;
Линия регулирования застройки – граница застройки, устанавливаемая при размещении зданий, строений и сооружений, с отступом от красной линии или от границ земельного участка.
Планировочные ограничения — ограничения использования территории для заданных функций по каким‑либо объективным основаниям (экологическим, техническим, по основаниям безопасности).
Планировочный каркас – иерархически построенная сеть планировочных центров (общегородских центров, центров районов и микрорайонов) и связывающих их улично-дорожных коммуникаций, образующая структурообразующую материальную основу использования и развития их территории.
Природный каркас территории или экологический каркас —структурообразующая природная основа экологически устойчивого состояния ландшафта в условиях обустройства и использования занимающим его человеческим сообществом (система площадных, узловых и линейных экологически взаимосвязанных средообразующих природных компонентов территории – парков, скверов, бульваров, лесопарков и лесов).
Планировочные узлы – площадные объекты, которые формируются городскими центрами, центрами районов и микрорайонов, а также комплексами объектов внешнего транспорта – автовокзалами, аэропортами, железнодорожными вокзалами, речными и морскими портами.
Городской центр – это комплекс объектов обслуживания, включающий учреждения эпизодического использования (стадион, оперный театр, киноконцертный зал, здание правительства, музей).
Центр жилого района– это комплекс объектов обслуживания, включающий учреждения периодического использования (библиотека, торговый центр, спорткомплекс).
Центр жилого микрорайона– это комплекс объектов обслуживания, включающий учреждения повседневного спроса (детский сад, школа, гастроном).
Территории и зоны города.
Особо охраняемые природные территории –это территории с расположенными на них природными объектами, имеющими особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, на которых в соответствии с законодательством установлен режим особой охраны: национальный парк, природный, природно-исторический парк, природный заказник, памятник природы, городской лес или лесопарк, водоохранная зона и другие категории особо охраняемых природных территорий;
Селитебная территория – часть территории населённого пункта, предназначенная для размещения жилой, общественной (общественно-деловой) и рекреационной зон, а также отдельных частей инженерной и транспортной инфраструктур, других объектов, размещение и деятельность которых не оказывает воздействия, требующего специальных санитарно-защитных зон. Селитебная территория состоит из нескольких разных функциональных зон.
Функциональная зона – совокупность структурных элементов города (районов, микрорайонов, кварталов), предназначенных для осуществления определённого процесса (проживание, облуживание, производство, отдых). Для каждой такой функциональной зоны в генеральном плане определены границы (размеры, площадь) и функциональное назначение. Каждая функциональная зона состоит из территориальных зон.
Территориальная зона – часть территории какой-либо функциональной зоны, для этой части территории установлен свой особый правовым режимом использования земельных участков, то есть установлены градостроительные регламенты (тип зданий и сооружений, предельно возможные размеры этих зданий и сооружений, предельная этажность, плотность и площадь застройки).
Зоны с особыми условиями использования территории – это охранные зоны; санитарно-защитные зоны; зоны охраны объектов природно-культурного наследия (памятников истории и культуры); объекты культурного наследия народов Российской Федерации; водоохранные зоны; зоны охраны источников питьевого водоснабжения; зоны охраняемых объектов; иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и инструкций;
Общая часть.
Объект проектирования – малый город численностью жителей 50 тысяч с возможность его развития на перспективу до 100 тысяч граждан.
Цель разработки проекта.
Целью разработки проекта является формирование навыков градостроительного проектирования. Эти навыки отвечают профессиональным компетенциям, указанным в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС 3+):
— овладение знаниями в области ведения градостроительной политики и разработки программ градостроительного развития территорий, навыками предпроектной работы, в том числе умением выявлять достоинства и недостатки, ограничения и риски освоения территории и реконструкции застройки; готовностью планировать градостроительное развитие территории (ПК-1);
— овладение методами охраны и использования объектов историко-культурного наследия, реконструкции ценной застройки, навыками участия в градостроительных исследованиях, проведение визуально-ландшафтного анализа (ПК-2);
— овладение основами территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, моделирования и способностью участвовать в разработке проектной документации в этих областях (ПК-3);
— способностью использовать знания смежных дисциплин в градостроительном проектировании (ПК-4);
— способностью грамотно представлять градостроительный замысел, передавать идеи и проектные предложения, изучать, разрабатывать, формализовать и транслировать их в ходе совместной деятельности средствами устной и письменной речи, макетирования, ручной и компьютерной графики, количественных оценок (ПК-6);
— способностью к поиску, анализу и использованию градостроительного законодательства, нормативных правовых актов, регламентирующих отношения и деятельность в градостроительной сфере, владением навыками формирования программ управления проектами в области градостроительной деятельности, контролировать соблюдение регламентов, правил и нормативов (ПК-7).
Реферат: Типы и элементы планировочной структуры города
Название: Типы и элементы планировочной структуры города Раздел: Рефераты по архитектуре Тип: реферат Добавлен 11:11:15 23 августа 2005 Похожие работы Просмотров: 16664 Комментариев: 17 Оценило: 11 человек Средний балл: 4.6 Оценка: 5 Скачать |
Реферат |
тема: «Типы и элементы планировочной структуры города»
кафедра: «Экологического строительства и городского хозяйства»
ВУЗ: Волгоградский Архитектурно-строительный университет.
проект сдавался: 2003г.
Оценка: зачтено
Преподы: Стеценко С.Е. и Коростелева Н.В.
2. Типы и элементы планировочной структуры 4
3. Функциональное зонирование территории. 6
4. Развитие планировочной структуры. 11
5. Список литературы 12
Градостроительство в современном понимании — это теория и практика планировки и застройки городов (поселений), охватывающая комплекс социально-экономических, санитарно-гигиенических, технических и архитектурно-художественных проблем.
Экономические задачи включают целесообразный выбор, планомерное и экономически оправданное освоение территории для всех видов строительства, эффективное использование природных ресурсов, определение наиболее рациональной системы расселения.
К техническим задачам относится инженерная подготовка территории, организация системы улиц и площадей, организация транспортного обслуживания, благоустройство, обеспечение всеми видами инженерного оборудования (канализация, водо-, тепло-, энергоснабжение, связь и т. п.).
Санитарно-гигиенические задачи включают создание наиболее благоприятных и здоровых условий для жизни населения (микроклимат, степень озеленения, необходимая инсоляция, чистота воздуха, защита окружающей среды и т. п.).
Архитектурно-художественные задачи включают создание своеобразных и запоминающихся композиций как при решении поселения в целом, так и при планировке отдельных его элементов — улиц, площадей, внутриквартальных пространств, создание архитектурно-ландшафтных ансамблей в гармоничном сочетании зданий с природными условиями местности (рельефом, водоемами, растительностью и т. п.).
Все эти задачи должны решаться комплексно в тесной взаимосвязи как разные стороны единого процесса, который и является содержанием предмета градостроительства.
Типы и элементы планировочной структуры.
На решение планов городов оказывают влияние следующие факторы: место города в системе расселения; природно-климатическая характеристика выбранной территории; профиль и величина градообразующей группы предприятий; условия функционального зонирования городской территории; организация транспортных связей между жилыми районами и местами приложения труда; учёт перспективного развития города; требования охраны окружающей среды; условия инженерного оборудования территории; требования экономики строительства; архитектурно-художественные требования. Эти факторы находят отражение в планировочной структуре города, т.е. в сочетании жилой застройки с местами массового посещения, связанных сетью магистральных улиц и площадей.
Преобладание одного из факторов или суммарное воздействие нескольких определяет тип планировочной структуры: компактный, расчлененный и рассосредоточенный.
Компактный тип характеризуется расположением всех функциональных зон города в едином периметре.
Расчлененный тип возникает при пересечении территории города реками, оврагами или транзитной железной дорогой.
Рассредоточенный тип предполагает несколько городских планировочных образований, связанных между собой транспортными линиями.
Кроме того, план города может иметь форму расчленено-линейную при расположении его по берегу большой реки и линейную, возникающую вследствие линейно-параллельного зонирования промышленности и жилья и характера процесса развития города.
При расчленено-линейной системе, связанной с расположением города по берегу большой реки, город, как правило, не уходит далеко от реки в поперечном к ней направлении и вытягивается вдоль реки на значительные расстояния (до 60-70 км).
В эти случаях превалирующие значение приобретают продольные связи, требующие из-за большой протяженности применения скоростного транспорта.
При линейной планировке основной композиционной осью плана города является продольная линия городского транспорта, проходящая вдоль территории всего города. Удобство линейной планировки города заключается в том, что он может развиваться без коренной реконструкции уже сложившихся районов. Существенный же недостаток города-линии – фактическое расчленение его на ряд населенных мест, в значительной степени обособленных друг от друга.
К основным планировочным элементам города относят:
1. Жилые здания, объединенные в жилые микрорайоны и кварталы.
2. Здания административно-общественных учреждений и учреждений и предприятий культурно-бытового обслуживания населения.
3. Внеквартальные зеленые насаждения и спортивные сооружения общего пользования.
4. Улицы и площади, набережные, мосты и туннели.
5. Промышленные предприятия.
6. Устройства внешнего транспорта: железнодорожного, водного, воздушного, автодорожного.
7. Коммунальные предприятия и сооружения: устройства внутригородского транспорта, городского водопровода и канализации, электростанции и теплоэлектроцентрали, газовые заводы.
8. Кладбища и крематории.
9. Водоемы естественные и искусственные.
10. Санитарно-защитные зоны.
Современный город является сложным организмом, в котором тесно переплетаются социальные, архитектурно-планировочные, инженерные и экономические начала. Для того чтобы удобно и рационально организовать жизнь этого сложного организма, в основу планировочного решения города закладывается зонирование его территории исходя из функциональных признаков и видов городского строительства.
В соответствии со СНиП 2-60-75* территория города по своему функциональному назначению делится на следующие зоны:
г) коммунально-складские зоны;
Селитебная зона размещается с наветренной стороны для ветров преобладающего направления, а так же выше по течению рек по отношению к промышленным предприятиям, которые являются источниками загрязнения окружающей среды.
Производственная зона должна располагаться так, чтобы можно было организовать удобные транспортные и пешеходные связи с местами проживания трудящихся, т.е. с селитебной зоной. Территории для производственных зон выбирают с учетом беспрепятственного присоединения их к линиям внешнего транспорта. Однако пересечение производственных зон транзитными железнодорожными путями и автомобильными дорогами нежелательно.
В зависимости от интенсивности выделения вредных веществ производственными предприятиями промышленная зона размещается на разном расстоянии от селитебной. Санитарные нормы проектирования подразделяют промышленные производства на пять классов, каждому из которых соответствует своя санитарно-защитная зона (м): I класс-1000; II-500; III-300; IV-100; V-50.
В соответствии с такой классификацией в практике застройки городов определились три характерных случая взаиморасположения производственной и селитебной зон. В первом случае селитебная зона размещается на значительном расстоянии от промышленной, которая включает предприятия I и II классов: черной и цветной металлургии, нефтехимические и химические, крупные цементные заводы, крупные ТЭЦ и др. Иногда при особой вредности производственных выделениями ширина защитной зоны увеличивается до нескольких километров. Второй случай связан с размещением промышленности около границ селитебной территории. При таком размещении в промышленную зону допускается включение предприятий, относимых по санитарной классификации к III и IV классам независимо от величины грузооборота, а также предприятий V класса, не выделяющих производственные вредности, но требующих устройства железнодорожных путей. Третий случай характеризуется образованием производственно-селитебных районов, в которых промышленные предприятия размещаются в пределах селитебной территории. Такое размещение допускается для предприятий IV и V классов, не требующих проводки железнодорожных путей.
При определении взаимного расположения промышленной и селитебной территории учитывается и уровень шума, издаваемый отдельными видами предприятий.
Коммунально-складская зона города располагается в удобной связи с внешними транспортными сетями. В коммунально-складской зоне выделяются районы для коммунальных и складских предприятий. В крупнейших, крупных и больших городах такие районы следует размещать рассредоточено. Общетоварные склады и плодовоовощные базы обеспечивают хорошей транспортной связью с жилыми районами и размещают обособленно от промышленных районов города.
Зона внешнего транспорта включает в себя территории железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта. внешние транспортные линии проектируют в органичной связи с улично-дорожной сетью города и его видами транспорта. такой комплексный подход обеспечивает высокий уровень комфорта перевозки пассажиров, рациональность местных и транзитных грузовых перевозок, а так же способствует экономичности строительства транспортных объектов и их эксплуатации. Комплекс транспортных устройств и сооружений внешнего и городского значения, выполняющих операции по дальним, местным и городским перевозкам пассажиров и грузов, образуют транспортный узел.
Селитебная, промышленная, транспортная, складская зоны вместе с сопутствующими им санитарно-защитными зонами составляют застроенную территорию города. Вне застроенной территории, но в пределах городской черты размещаются городские лесопарки, городские коммунальные предприятия и устройства (питомники, водозаборные сооружения и очистные сооружения городского водопровода, очистные сооружения городской канализации, утилизационные заводы, резервные территории, используемые иногда с сельскохозяйственными целями, кладбища и крематории и т.п.), которые по эксплуатационным и санитарно-гигиеническим условиям не могут быть размещены в застроенной части города.
В городе не все элементы равнозначны по тяготению к ним населения. Некоторые элементы являются местами массового пользования: общегородской, а в больших городах и районные центры, крупные промышленные предприятия, важнейшие административно-общественные учреждения, высшие учебные заведения, железнодорожные и водяные вокзалы, стадионы, парки. Размещение этих объектов, создающих большие транспортные потоки, определяет общую конфигурацию сети магистральных улиц и площадей города.
Общегородской центр всегда являлся основным ядром, вокруг которого организуется план города. Общегородской центр располагается, возможно, более центрально по отношению ко всей застраиваемой территории города, поблизости от пересечения основных магистральных улиц, соединяющих центр с другими важнейшими пунктами тяготения населения.
При этом узел пересечения основных транспортных потоков должен размещаться вне главной площади центра города во избежание нарушения нормальной жизни города транспортом, проходящим площадь транзитом.
Большую роль в формировании планировочной структуры города играют массивы зеленых насаждений и водные пространства. При расположении города на обоих берегах река часто приобретает значение одной из основных композиционных осей плана города. При большой ширены реки город располагается обычно на высоком ее берегу. Чем шире река и чем меньше город, тем целесообразнее развивать его на одном берегу реки во избежание сооружения дорогостоящих городских мостов и усложнения инженерного оборудования города. Планировка городов, расположенных на берегу моря или озера, также отражает тяготение города к воде. Почти во всех городах, расположенных на берегах водоемов, общегородской центр смещается от геометрического центра городской территории в сторону водоема, а иногда размещается непосредственно на его берегу.
Сочетание жилых районов, пунктов массового посещения населением и сети магистральных улиц и площадей города создает общую планировочную структуру города.
В практике сложились шесть основных схем построения уличных сетей города:
Первые три характерны для исторически сложившихся городов, которые формировались вокруг кремлей, монастырей и ведущих к ним дорог.
Прямоугольная схема уличной сети использована во многих крупнейших городах США. Предельный рационализм такого решения оказывает отрицательное влияние на архитектурно-художественную композицию города, развитие внутригородских пространств. Прямоугольная схема может найти позитивное применение в генеральных планах средних и малых городов, характеризующихся невысокой застройкой и хорошим озеленением.
Практика застройки новых современных городов чаще всего связана с использованием свободной схемы планировки уличных сетей. Такая схема позволяет располагать городскую застройку, не нарушая естественных природных условий, и сводит к минимуму затраты на вертикальную планировку территории.
Важнейшим моментом при формировании планировочной структуры города является учет его перспективного развития, связанного прежде всего с расширением основных функциональных зон – производственной и селитебной. учет перспективного развития города начинается на стадии районной планировки, когда данный город рассматривается как составная часть групповой системы населенных мест. Развитие основных зон города предусматривают в таком направлении, которое не препятствовало бы развитию соседних городов и не допускало бы территориального срастания с ними.
Для расширения города резервируются специальные территории. Их размеры и местоположение в общей планировочной структуре города определяют, исходя из прогнозов расширения градообразующей базы, роста нормы жилой площади на человека, учета природно-климатических факторов, экономико-географического положения города, его административно-культурного и научного знания. Существуют ориентировочные нормативы определения перспективной потребности для основных зон города. Они определяются в расчете на 1 тыс. жителей. Территория для всех видов строительства в пределах основного массива городской застройки предусматривается исходя из 15…20 га/тыс. чел., для селитебных зон- 10…12 га/тыс. чел.
В практике сложилось несколько характерных схем территориально-пространственного развития основных зон города: секторная, параллельное, с двумя производственно-селитебными комплексами и в групповой системе населенных мест.
В старых городах схема перспективного развития во многом определяется исторически сложившейся структурой города. В новых городах схема территориально-пространственного развития предусматривается при разработке генерального плана города на основе учета отмеченных выше факторов.
Список использованной литературы
1. В.К.Степанов, Л.Б.Великовский, А.С.Тарутин Основы планировки населенных мест Москва « Высшая школа» 1935
2. В.А.Бутягин Планировка и благоустройства городов Москва Стройиздат 1974
Министерство образования РФ
Волгоградская государственная архитектурно-строительная академия
Институт архитектуры и строительства
Кафедра «Экологического строительства и городского хозяйства»
тема: «Типы и элементы планировочной структуры города»