стяжательство что это за грех в православии

Мне бы сердцем в грязь не наступить.
Раз пишешь, значит у тебя что-то болит.

А помните классику, например «12 стульев» Ильфа и Петрова:
«. И обуял отца Федора дух стяжательства. «

« Стяжательство подобно змею! оно влачится по земле.
Где лидеры? Я их не зрею! Не важно: в Церкви ли, в Кремле.
тягчайший грех, он вполз когда-то в природы сладкое нутро
и вот уже пошли солдаты их бьет жестокое ядро
война страдания и крики во всем стяжательства оплот
с тех пор законы стали дики и исказился людской род.
Когда-то жили люди в мире со всем в согласии, с добром.
и волхв святой играл на лире не вожделяясь серебром.
Лишь Бог давал приют всем душам и был и есть его закон
но кто к нему закрыл все уши попал в невежества загон?
Социализм не даст опоры: у всех различный аппетит.
Опять появятся заборы и вновь стяжательство вредит.
/Леонард Снегов/

Я привожу эти «скучные» примеры для того, чтобы вы поняли, как глубоко пустило корни в нашу жизнь СТЯЖАТЕЛЬСТВО.

Представим себе убежденного, идейного фашиста, маниакально сочиняющего брошюрки об инородных телах. Лично мне этот персонаж не слишком симпатичен. Но он хотя бы реализует свою внутреннюю программу – независимо от того, получит за это деньги или тюремный срок.

Прямых призывов к национальной розни нет.

Эти романы вы можете найти на любом лотке.

Какие последствия подобной издательской практики? Как то есть какие? Прибыль, естественно. А дальше? А дальше будем издавать следующие книги.

Я не хочу сказать, что мне идейный маньяк сильно милее конъюнктурщика. Но конъюнктурщики масштабнее. Угадывая смутные настроения толпы и поддерживая их, эти издатели-бизнесмены в целях наживы устраивают что-то вроде механизма с положительной обратной связью. Механизма раскачки, довольно опасного.

Впрочем, в свободной стране каждый делает, что хочет и считает нужным. Нелепо было бы воспитывать взрослых людей. Стоит ли только самим литераторам принимать правила чужой игры?

Ключевой вопрос: в какой степени бизнесом было для, например, Пастернака создание сборника «Сестра моя жизнь»? В какой степени товаром была для Венедикта Ерофеева рукопись только что написанных «Москвы–Петушков»?

Два возможных ответа: в очень слабой и в никакой. Они только на первый взгляд кажутся близкими. Попущение, сделанное в первом варианте, неуклонно растет. Это похоже на железнодорожную развилку – ответвляющийся путь по-перву ведет почти туда же, но это только кажется.

Среди пошлостей этой книжной ярмарки была и такая – встреча читателей со «сборной России по литературе». (А тренер кто?) Как-то обидно даже стало за неплохих писателей, позволивших использовать себя в таком фарсе. Нетрудно догадаться, как ответили бы Гоголь или Чехов, если бы их позвали в такую сборную на ярмарке»..

Остается ждать будущего – оно обманет любые наши ожидания. Интересно, как именно…

Какое отношение к писательству и стяжательству имеет вышеприведенная статья – решать вам, читателям! Мне она показалась интересной.

Источник

Стяжательство: что это за грех?

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Многостяжание и любостяжание разновидности страсти сребролюбия

Стяжательство, или многостяжание является одной из разновидностей страсти сребролюбия, которая в свою очередь относится к одному из семи смертных грехов.

стяжательство что это за грех в православии. Смотреть фото стяжательство что это за грех в православии. Смотреть картинку стяжательство что это за грех в православии. Картинка про стяжательство что это за грех в православии. Фото стяжательство что это за грех в православии

Андрей Шишки. «Ростовщик»

Значение слова

Потому и нужно «отражать ее, особенно в самом начале, чтобы она не стала неодолимой» (Иоанн Златоуст). По словам апостола Павла:

Отношение к богатству в православном христианстве

По словам преподобного богоносного отца Ефрема Сирина нужно придерживаться святоотеческого правила, смысл которого в том, что мера приобретения не должна быть больше потребности человека.

Накопление денег и имущества сверх необходимого

Сребролюбием называется страсть души человека к обладанию деньгами и имуществом сверх необходимого при определенных условиях.

П о мнению святых отцов страсть сребролюбия является не естественной для души человека, потому что она чужеродна человеческой природе. Этим и отличается от других страстей. Страст ь блудная и чревоугодие присущи людям по природе, так как ч еловек имеет плоть. А сребролюбие – другая болезнь, подступает к человеку извне, но если ее однажды допустить в сердце, то она может стать самой опасной, которую сложно побороть.

Берегись этой язвы, которая и душу и тело навечно умерщвляет (1 Кор.6,10; Еф.5,5).

Е сли учесть, что сегодняшнее общество – это общество потребления материальных благ, удовольствий, развлечений, то для удовлетворения этих потребностей нужно все больше и больше денег. Даже д етей со школьной скамьи учат быть успешными, чтобы в будущем занимать высокие должно сти и зарабатывать много денег.

Отчего же усиливается страсть сребролюбия? По мнению христианского учителя и проповедника Иоанна Златоуста:

«От тщеславия и крайней беспечности. Страсть к деньгам сильнее и неистовее других страстей и может причинить большие скорби. Сребролюбцы не наслаждаются и тем, что имеют, как потому что не уверены в своей безопасности, так и потому, что устремлены тому, чего еще не получили».

Страсть к преумножению богатства актуальна и сегодня. Л юди превыше духовных ценностей ставят материальные. Когда молодых людей, недавно создавших семью, спрашивают: «Когда родите?» Они отвечают: «Сначала надо на ноги встать, пожить для себя».

Что говорит Евангелие о материальных благах

Е ще одна притча о сребролюбии (Лк.16:19 31). В этой притче богатей с помощью промысла Божьего имел достаток и мог легко помочь нищему, который лежал у ворот его дома и был бы рад хоть крошкам с его стола. Но в сердце сребролюбца нет любви, а потому глух о оно к чужим страданиям.

В чем заключается корень всех зол

«Сребролюбие является причиной всех зол: корыстолюбия, скупости, черствости, неверия (или вероломства), человеконенавистничества, грабежа (или агрессивной алчности), неправды, жадности, ростовщичества, обмана, лжи, клятвопреступления и всего сходного с этими пороками».

Из-за страсти к деньгам совершают ся бесчисленные злодеяния. О бман, воровство, конфликты, нарушения прав человека, преступления в различных сферах, войны, убийства, нарушение законов государственных и Божьих. Сребролюбие разрушает семейные узы, разбивает дружбу между друзьями и даже целыми народами, из-за него предают Отечество, измен яют своему войску.

Жадность, корыстолюбие, тщеславие, мшелоимство, алчность, жестокость, подлость это приобретенные страсти, которые присовокупляются в связи с укоренением в человеке сребролюбия.

Откуда берется сребролюбие изначально? Зар одиться эта страсть может по нескольким причинам:

Господь знает нужду каждого человека: кому, сколько, чего и в какой жизненный момент потребно. П роблема в том, что люди не доверяют Господу. И з-за маловерия надеются только на свои силы и вязнут в страстях.

Что делать, если стяжательство укоренилось в сердце

З аботиться о стяжании духовных даров, а не земных.

Б лагодарить Бога за то, что есть.

Не роптать на Господа, а довериться Ему.

Не стремиться к богатству (не стяжать) .

Т очно определить меру приобретения.

Ведь грех, когда сверх меры, когда на «черный день», когда про запас. А если подкопить на паломническую поездку или в санаторий на лечение – это не грех.

И сцелять себя с помощью подаяния.

Ярким примером нестяжания и милосердия можно считать золотопромышленника Сибирякова Иннокентия Михайловича(1860г.). С юнос ти он занимался меценатством. С т р оил обители и храмы, музеи и библиотеки, больницы и приюты. Он финансово помогал университетам, гимназиям, Русскому Географическому обществу, поддерживал научные и литературные проекты, выделял пособия рабочим.

стяжательство что это за грех в православии. Смотреть фото стяжательство что это за грех в православии. Смотреть картинку стяжательство что это за грех в православии. Картинка про стяжательство что это за грех в православии. Фото стяжательство что это за грех в православии

Источник

Cмертные грехи в православии: сколько их?

стяжательство что это за грех в православии. Смотреть фото стяжательство что это за грех в православии. Смотреть картинку стяжательство что это за грех в православии. Картинка про стяжательство что это за грех в православии. Фото стяжательство что это за грех в православии

Смертные грехи в православии — что это такое?

стяжательство что это за грех в православии. Смотреть фото стяжательство что это за грех в православии. Смотреть картинку стяжательство что это за грех в православии. Картинка про стяжательство что это за грех в православии. Фото стяжательство что это за грех в православии

Тем не менее, выражение «7 смертных грехов» появилось не случайно. Этот термин и перечень грехов предложил святитель Григорий Великий в 590 году. На тот момент в Церкви существовал другой список — перечень греховных страстей, который состоял из восьми пунктов:

Сами по себе искушения могли и не являться грехом. Грех — поддаться искушению. Так желание вкусно пообедать или съесть мясо в пост само по себе не грех, тем более, смертный. И все же такая страсть может склонить человека ко греху, именно для этого ее посылает враг рода человеческого. Печаль же понималась, как роптание на Бога, недоверие Его воле и Его бесконечной любви. А гордыня заключалась в надменном отношении к ближним, в ощущении своего превосходства.

стяжательство что это за грех в православии. Смотреть фото стяжательство что это за грех в православии. Смотреть картинку стяжательство что это за грех в православии. Картинка про стяжательство что это за грех в православии. Фото стяжательство что это за грех в православии

Св. Феофан Затворник пишет о смертных грехах: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Смертные грехи в православии: список

Итак, в 590 году в православии появился определенный список смертных грехов, который можно назвать очень условным. Почему? Потому что грех Прелюбодеяния может делиться на множество грехов. Например, блудные мысли, которые человек не пытается прогнать, хотя Христос сказал, что тот, кто посмотрел на женщину с вожделением, уже согрешил с ней в сердце своем. Это не означало, что человек, допустивший грешную мысль автоматически лишался возможности попасть в Царствие Небесное. Речь шла о невозможности обмануть Господа и сохранить лишь внешнее благочестие, в душе желая зла ближним или, допуская злые помыслы о них.

Список смертных грехов насчитывает семь пунктов:

стяжательство что это за грех в православии. Смотреть фото стяжательство что это за грех в православии. Смотреть картинку стяжательство что это за грех в православии. Картинка про стяжательство что это за грех в православии. Фото стяжательство что это за грех в православии

Если первые шесть пунктов не вызывают вопросов, то седьмым часто пытаются упрекнуть людей, страдающих от клинической депрессии. Но речь идет не о болезни и не об обычной грусти, а о душевной лени, о случаях, когда человек перестает верить в помощь Бога, упрекает Его в своих земных невзгодах вместо того, чтобы положиться на Его обетование о спасении всех людей, которые были «куплены дорогой ценой».

Перечень грехов для исповеди

Читайте также — Зависть — русский грех

Чем мы согрешаем перед Господом?

Как бороться с грехами?

К сожалению, человек не может победить грех самостоятельно. И просто маниакально следить за тем, чтобы не совершить грех — недостаточно. Точнее, это вряд ли поможет. Человек неизбежно будет грешить, такова его природа после первородного греха. Поэтому стоит стараться делать все возможное, чтобы не идти против воли Господа и молить Его о даровании сил в борьбе со грехом и прощении. Бояться смертных грехов надо не, потому что Бог карает за них смертью. Это не так. Человек сам некогда подписал себе смертный приговор, нарушив волю Создателя. Теперь наша задача — постараться минимизировать власть зла над нами, приблизиться к единственному источнику жизни для христианина — ко Христу.

Вы прочитали материал о смертных грехах. Читайте также:

Источник

Не нагреши: 7 смертных грехов, актуальных сегодня

стяжательство что это за грех в православии. Смотреть фото стяжательство что это за грех в православии. Смотреть картинку стяжательство что это за грех в православии. Картинка про стяжательство что это за грех в православии. Фото стяжательство что это за грех в православии

стяжательство что это за грех в православии. Смотреть фото стяжательство что это за грех в православии. Смотреть картинку стяжательство что это за грех в православии. Картинка про стяжательство что это за грех в православии. Фото стяжательство что это за грех в православии

В православии смертные грехи разделены на три вида. К первому относятся греховные страсти и пороки: чревоугодие, блуд, корыстолюбие, гнев, гордыня, зависть, леность, а также объявление войны. Второй вид грехов — грехи против Бога: жизнь в злобе, отсутствие добродетели, зависть к духовности других. И, наконец, третий вид смертных грехов — самые тяжкие: умышленное убийство, содомия, притеснение нищих, вдов и сирот, лишение платы работников, оскорбление родителей.

Конечно, в современной жизни трудно избежать грехопадения. Ведь грехи — не что иное, как инстинкты, которые были с нами задолго до того, как мы открыли религию. Сможет ли выжить существо, неспособное к гневу и блуду? Навряд ли. Но у человека всегда есть выход — покаяние.

Рассмотрим 7 смертных грехов, которые присущи и мужчинам, и женщинам. Да-да, прекрасная половина человечества — совсем не без греха!

Зависть — один из самых «женских» грехов

Да, нас учили с детства, что завидовать плохо, но осознавать это не получалось — очень уж нравились чужие вещи, друзья, отношения, и в целом чужая жизнь… Чтобы этот грех не был слишком тяжким, зависть разделилась на «черную» и «белую». «Черная» — когда завидуешь и желаешь плохого, а «белая» — когда завидуешь и, образно говоря, радуешься за человека и мечтаешь иметь такую же вещь, здоровье, квартиру… Список продолжите сами. На самом деле, зависть может быть пусковым механизмом, или, как сейчас модно говорить, мотивацией, которая заставляет тебя стремиться быть лучше, чего-то добиваться, включаться в борьбу. Тот, кто не завидует, ни к чему не стремится.

Чревоугодие — довольно странный грех, учитывая современный образ жизни

Да и кому будет хуже, если ты съешь суши или пирожное? Гастрономия — это искусство, а гурманы, ресторанные критики — очень уважаемые люди. Обилие ресторанов на любой вкус и бюджет просто толкает нас в объятия греха. Кажется, что единственная проблема — от чревоугодия можно растолстеть и заработать заболевания ЖКТ. Кстати, полнота в наше время и есть самый настоящий смертный грех. На самом деле, чревоугодие имеет несколько иное значение: когда еда была дефицитом, объедать ближних было цинично. Так что не стоит думать о том, что ты согрешила, если тебя приглашает в ресторан очень симпатичный мужчина. Этот грех точно можно отпустить самой себе.

Алчность — грех, связанный с деньгами

Поклоняться им — грешно, быть скупой — плохо в глазах окружающих, расточительной — плохо для себя самой. Современные реалии ставят на первое место качество жизни, а без денег его, увы, никак не обеспечить. Чтобы обеспечить безбедное существование, нужно хорошо зарабатывать и разумно экономить. Но сделать это невозможно, если ты считаешь симпатию к деньгам грехом.

стяжательство что это за грех в православии. Смотреть фото стяжательство что это за грех в православии. Смотреть картинку стяжательство что это за грех в православии. Картинка про стяжательство что это за грех в православии. Фото стяжательство что это за грех в православии

Гнев — вполне понятный грех: никто не любит злых людей, впадающих в истерики

Сегодня этот грех называют агрессией, и она свойственна всем живым существам без исключения. Без агрессии эволюция была бы невозможной — весь принцип естественного отбора основан именно на ней. А еще агрессия заставила живых существ равномерно расселиться по всей планете, построить иерархию и помогла стать человеку господствующим видом. Гнев и агрессия и сегодня помогают нам отстаивать личные границы. И даже восстанавливать справедливость. Единственный минус — слишком уж много агрессии в окружающем мире. Но и с этим человечество борется всеми известными способами: медитациями, ретритами, путешествиями, психотерапией и так далее.

Уныние — это не печаль, не тревога и даже не депрессия, а праздность

На самом деле, без безделья жить невозможно. Отдых — это перезагрузка и помощь истощенной нервной системе. Наши предки жили без новостей, политики, короновируса и соцсетей, и уровень стресса был несопоставим с современным. Поэтому «уныние» — это наше спасение, а к чему приводят нервные перегрузки, наверно, объяснять не требуется.

Блуд или прелюбодеяние — самый осуждаемый грех, не учитывающий, что люди полигамны

Всего лишь 5% людей моногамны и способны по доброй воле хранить верность. Даже без учета этого факта мы создаем семьи и стремимся хранить верность партнеру. Но найти именно «своего» человека не так-то и легко, если исключить интимные отношения до свадьбы. Поэтому блуд в наши дни можно расценивать как здоровое сексуальное влечение. А если его нет, то это не норма, и лучше обратиться к врачу.

Гордыня, он же тщеславие — еще один смертный грех, близкий родственник зависти

Почему? Да потому что он тоже имеет отношение к мотивации. «Не высовывайся», «Будь скромнее», «Не считай себя самой умной» — такие фразы ведут только к поломанной самооценке. Тут уж не до гордости. На самом деле, каждый родитель гордится успехами своего ребенка, и каждый человек — своими победами. И имеет на это полное право. Без тщеславия невозможно достичь высот и реализовать свои мечты. Пусть уж лучше ты будешь гордиться своими достижениями, чем проживать серую жизнь.

Не относись к грехам слишком серьезно, но и излишества ни к чему. Жизнь слишком коротка, чтобы лишать себя радостей, а все мы смертны, как и грехи. Получай от жизни позитив и удовольствие!

Источник

Часть 1. Христианская психология

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Возьму на себя дерзновение сказать, что аскетику можно назвать в некотором роде христианской психологией. Ведь слово «психология» в переводе с греческого языка значит «наука о душе». Это наука, изучающая механизмы человеческого поведения и мышления. Практическая психология помогает человеку справиться со своими дурными наклонностями, победить депрессию, научиться ладить с самим собой и людьми. Как видим, предметы внимания аскетики и психологии одни и те же.

Святитель Феофан Затворник говорил, что нужно составить учебник по христианской психологии, и сам применял в своих наставлениях вопрошающим психологические аналогии. Беда в том, что психология не является единой научной дисциплиной, такой как физика, математика, химия или биология. Существует множество школ, направлений, которые называют себя психологией. К психологии относятся и психоанализ Фрейда и Юнга, и новомодные течения вроде нейролингвистического программирования (НЛП). Некоторые направления в психологии совершенно неприемлемы для православных христиан. Поэтому приходится собирать какие-то знания по крупицам, отделяя зерна от плевел.

Попытаюсь, используя некоторые знания из практической, прикладной психологии, переосмыслить их согласно с учением святых отцов о борьбе со страстями.

Перед тем как начать говорить об основных страстях и методах борьбы с ними, давайте зададим себе вопрос: «А для чего мы боремся с нашими грехами и страстями?». Недавно услышал, как один известный православный богослов, профессор Московской духовной академии (не буду называть его имени, так как очень уважаю его; он был моим преподавателем, но в данном случае я в корне не согласен с ним) сказал: «Богослужение, молитва, пост – все это, так сказать, строительные леса, подпорки для возведения здания спасения, но не цель спасения, не смысл христианской жизни. А цель – избавление от страстей». Не могу с этим согласиться, так как избавление от страстей тоже не самоцель, а об истинной же цели говорит преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи». То есть цель жизни христианина – стяжание любви к Богу и ближним. Сам Господь говорит только о двух заповедях, на которых зиждется весь закон и пророки. Это «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37, 39). Христос не сказал, что это просто две из десяти, двадцати других заповедей, но сказал, что «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 40). Это самые главные заповеди, исполнение которых является смыслом и целью христианской жизни. А избавление от страстей – это тоже лишь средство, как и молитва, богослужение и пост. Если бы избавление от страстей было целью христианина, то мы недалеко бы ушли от буддистов, которые тоже ищут бесстрастия – нирваны.

Человеку невозможно исполнить две главные заповеди, пока над ним господствуют страсти. Человек, подверженный страстям, грехам любит себя и свою страсть. Разве может тщеславный, гордый любить Бога и ближних? А находящийся в унынии, гневе, служащий сребролюбию? Вопросы риторические.

Служение страстям и греху не позволяет христианину исполнить самую главную, ключевую заповедь Нового Завета – заповедь о любви.

Страсти и страдания

С церковнославянского языка слово «страсть» переводится как «страдание». Отсюда, например, слово «страстотерпец», то есть терпящий страдания, мучения. И действительно, ничто так не мучает людей: ни болезни, ни что-либо другое, – как собственные страсти, укоренившиеся грехи.

Сначала страсти служат удовлетворению греховных потребностей людей, а потом люди сами начинают служить им: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34).

Конечно, в каждой страсти есть элемент греховного удовольствия для человека, но, тем не менее, страсти мучают, терзают и порабощают грешника.

Самые яркие примеры страстной зависимости – алкоголизм и наркомания. Потребность в алкоголе или наркотиках не только порабощает душу человека, но алкоголь и наркотики становятся необходимой составляющей его обмена веществ, частью биохимических процессов в его организме. Зависимость от алкоголя или наркотиков – это зависимость духовно-телесная. И лечить ее нужно двояко, то есть врачуя и душу, и тело. Но в основе лежит грех, страсть. У алкоголика, наркомана разваливается семья, его выгоняют с работы, он теряет друзей, но все это он приносит в жертву страсти. Человек, зависимый от алкоголя или наркотиков, готов на любое преступление, чтобы удовлетворить свою страсть. Недаром 90% преступлений совершаются под воздействием алкогольно-наркотических веществ. Вот как силен демон пьянства!

Другие страсти могут не меньше порабощать душу. Но при алкоголизме и наркомании порабощение души еще усиливается телесной зависимостью.

Люди, далекие от Церкви, от духовной жизни часто видят в христианстве одни запреты. Мол, напридумывали каких-то табу, ограничений, чтобы людям жизнь усложнить. Но в Православии нет ничего случайного, лишнего, все очень гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нельзя нарушить, иначе это приведет к ущербу и даже к катастрофе. Часть этих законов выражена в заповедях, которые оберегают нас от беды. Заповеди, нравственные предписания можно сравнить с табличками, предупреждающими об опасности: «Осторожно, высокое напряжение!», «Не влезай, убьет!», «Стой! Зона радиационного заражения» и подобным, или с надписями на емкостях с ядовитыми жидкостями: «Ядовито», «Токсично» и прочее. Нам, конечно, дана свобода выбора, но если мы не будем обращать внимание на тревожные надписи, обижаться потом нужно будет только на себя. Грех – нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, и он наносит вред, в первую очередь, самому согрешившему. А в случае со страстями вред от греха усиливается многократно, ибо грех становится постоянным, приобретает характер хронической болезни.

Слово «страсть» имеет два значения.

Во-первых, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится» (Лествица. 15: 75). То есть страсть – это уже нечто большее, чем грех, это греховная зависимость, рабство определенному виду порока.

Во-вторых, слово «страсть» – это название, объединяющее целую группу грехов. Например, в книге «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым), перечислены восемь страстей, и после каждой идет целый список грехов, объединенных этой страстью. Например, гнев: вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение его ума, непрестанный крик, спор, бранные слова, ударение, толкание, убийство, памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида на ближнего.

Большинство святых отцов говорят о восьми страстях:

1. чревообъядение,
2. любодеяние,
3. сребролюбие,
4. гнев,
5. печаль,
6. уныние,
7. тщеславие,
8. гордость.

Некоторые, говоря о страстях, объединяют печаль и уныние. Вообще-то это несколько разные страсти, но разговор об этом пойдет ниже.

Иногда восемь страстей называют смертными грехами. Такое название страсти имеют потому, что могут (если полностью завладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. Согласно святым отцам, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником определенного порока. Это учение коренится в Евангелии: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: возвращусь в дом свой, откуда вышел, и придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11: 24–26).

Про семь страстей обычно пишут западные богословы, например Фома Аквинат. На Западе вообще числу «семь» предают особое значение.

Страсти являются извращением естественных человеческих свойств и потребностей. В человеческой природе есть потребность к пище и питью, стремление к продолжению рода. Гнев может быть праведным (например, к врагам веры и Отечества), а может привести к убийству. Бережливость может переродиться в сребролюбие. Мы скорбим о потере близких людей, но это не должно перерастать в отчаяние. Целеустремленность, упорство не должны приводить к гордости.

Один западный богослов приводит очень удачный пример. Он сравнивает страсть с псом. Очень хорошо, когда пес сидит на цепи и охраняет наш дом, но беда, когда он залез лапами на стол и пожирает наш обед.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что страсти подразделяются на душевные, то есть исходящие из душевных склонностей, например: гнев, уныние, гордость и т.д. Они питают душу. И телесные: они в теле зарождаются и тело питают. Но так как человек душевно-телесен, то страсти разрушают как душу, так и тело.

Этот же святой пишет, что первые шесть страстей как бы происходят одна из другой, и «излишество предыдущей дает начало последующей». Например, от излишнего чревоугодия происходит блудная страсть. От блуда – сребролюбие, от сребролюбия – гнев, от гнева – печаль, от печали – уныние. И лечится каждая из них изгнанием предыдущей. Например, чтобы победить блудную страсть, нужно связать чревоугодие. Чтобы победить печаль, нужно подавить гнев и т.д.

Особо стоят тщеславие и гордость. Но и они взаимосвязаны. Тщеславие дает начало гордости, и бороться с гордостью нужно, победив тщеславие. Святые отцы говорят, что некоторые страсти совершаются телом, но зарождаются они все в душе, выходят из сердца человека, как говорит нам Евангелие: «Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» (Мф. 15: 18–20). Самое страшное, что страсти не исчезают со смертью тела. А тело как инструмент, которым человек чаще всего совершает грех, умирает, исчезает. И невозможность удовлетворить свои страсти – вот что будет мучить и жечь человека после смерти.

И святые отцы говорят, что там страсти будут мучить человека гораздо сильнее, чем на земле, – без сна и отдыха палить как огнем. И не только телесные страсти будут мучить людей, не находя удовлетворения, как блуд или пьянство, но и душевные: гордость, тщеславие, гнев; ведь там тоже не будет возможности их удовлетворить. И главное, что бороться со страстями человек тоже не сможет; это возможно только на земле, ведь земная жизнь дается для покаяния и исправления.

Воистину чему и кому человек служил в земной жизни, с тем он будет и в вечности. Если служит своим страстям и диаволу, с ними и останется. Например, для наркомана ад – это будет бесконечная, никогда не прекращающаяся «ломка», для алкоголика – вечное похмелье и т.д. Но если человек служил Богу, был с Ним и на земле, он может надеяться, что и там будет с Ним.

Земная жизнь дается нам как подготовка к вечности, и мы здесь, на земле, определяемся с тем, чт о для нас главнее, что составляет смысл и радость нашей жизни – удовлетворение страстей или жизнь с Богом. Рай – это место особого присутствия Божия, вечное богоощущение, и насильно Бог туда никого не помещает.

Протоиерей Всеволод Чаплин приводит один пример – аналогию, позволяющую понять это: «На второй день Пасхи 1990 года владыка Костромской Александр служил первую со времен гонений службу в Ипатьевском монастыре. До последнего момента было неясно, состоится ли богослужение – таково было сопротивление музейных работников… Когда владыка вошел в храм, музейщики во главе с директрисой стояли в притворе с гневными лицами, некоторые со слезами на глазах: “Попы оскверняют храм искусства…” Во время крестного хода я держал чашу со святой водой. И вдруг владыка говорит мне: “Пошли в музей зайдем, в их кабинеты!”. Зашли. Владыка громко говорит: “Христос воскресе!” – и кропит музейщиков святой водой. В ответ – перекошенные от злобы лица. Наверное, так же богоборцы, перейдя черту вечности, сами откажутся войти в рай – им там будет невыносимо плохо».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *