суггестивная терапия что это
Суггестивное воздействие и суггестивная терапия
Общие разговоры, где происходит активный обмен информацией, где люди утверждают, анализируют и спорят, не всегда являются разумной деятельностью, но также не являются и суггестивным воздействием.
Психологические консультации могут происходить как в разумной форме, так и в форме суггестивного воздействия. Можно выделить шесть основных технологий психологического воздействия, используемых в процессе психотерапии и психологического консультирования. Это три вида рационального влияния: Сократ, Эксперт и Собеседник, и три вида скорее суггестивного влияния: Фасилитатор, Манипулятор и Медиум. См.→
Если консультация происходит в форме суггестивная психотерапия, она имеет как правило следующий вид:
Внушение представляет из себя побуждение к действию. Это глагол в повелительном наклонении (сделай, займись, иди, изменись), по крайней мере, именно в таком виде оно должно существовать в голове консультанта. Консультант должен очень четко понимать, что именно должен совершить клиент. Если в голове нет этого действия, то внушение не состоится. До клиента же оно может доводиться опосредованно, не прямым текстом.
Таким образом, во внушении есть два важных пункта:
При результативном внушении человек либо а) не понял, что ему внушалось, либо б) забыл, что ему внушалось
Очень важно не делать внушение тогда, когда клиент его ожидает. В этом случае ограничиваемся общими словами. Рациональное ожидание сводит на нет эффективность воздействия. Смысл суггестивного воздействия — обойти сознательный план. Нужно подождать, когда клиент отвлечется. Либо отвлекаем его сами, а в это время проводим внушение.
Внушение может быть сделано с помощью:
Далее следует основной ритуал, любые ритуальные действия, при этом ритуал может быть как с направлением, так и без.
В качестве примера такой конструкции можно посмотреть фрагмент из работы Хеллингера в Расстановках, или структуру упражнения «Духовное самопонимание» Геннадия Павленко.
Когда и с кем уместно использовать подобные формы психотерапевтической работы? Чаще всего это используется в случае, когда у психотерапевта нет толковых гипотез, в чем причина проблемы (непонятно как работать), а также если клиент склонен к ритуалистике. Суггестивное воздействие и суггестивная терапия предпочтительнее, когда клиент не дружит с логикой либо конкретная установка вызывает у него эмоциональный протест. Понятно, что в таком случае ответственность консультанта сильно возрастает: он внушает человеку что-то против его сознательных установок.
Суггестивная терапия что это
СУГГЕСТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В ЛЕЧЕНИИ НЕВРОЗОВ
1 Смирнова Е.М., 2 Шульга А.С., 2 Куташова Л.А.
Аннотация. Статья посвящена суггестивной терапии в лечении неврозов. Приведены методы суггестивной психотерапии. Показаны возможности суггестивной психотерап ии при лечении неврозов.
Ключевые слова: суггестивная психотерапия, внушение, невроз.
Суггестивная психотерапия. Внушение (от лат. suggestio ) определяется как подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических процессов. Путем внушения вызываются ощущения, представления, эмоциональные состояния и действия, а также оказывается влияние на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого [1].
Косвенное внушение — разновидность внушения, при котором его содержание подкрепляется строго определенными и конкретными условиями, при наличии которых оно будет реализовываться. В случае косвенного внушения используется дополнительный раздражитель, приобретающий новое информационное значение из-за произведенного прямого внушения. Эта форма внушения является основой опосредующей и потенцирующей психотерапии [4,5].
Уверенность больного в лечебном эффекте является активным фактором, который играет важную роль при проведении всех видов терапии. Благоприятная общая обстановка лечения, укрепление медицинским персоналом надежды больного на эффективность лечебной процедуры способны усилить ее действие. Механизм «вооруженного внушения», « чрезпредметного » внушения или косвенного психотерапевтического эффекта (Бехтерев) необходимо иметь в виду при использовании любых лечебных воздействий, в том числе биологической природы.
Плацебо-терапия (от лат. placebo — понравлюсь, удовлетворю) — один из вариантов психотерапии посредством косвенного внушения или процесса научения. Развитие психофармакологии и внедрение в медицинскую практику все новых психотропных сре дств сп особствовали увеличению числа случаев, когда применение тех или иных препаратов сопровождалось положительным или отрицательным эффектом, не соответствующим ожидаемому действию (Лапин). Поэтому при испытании новых медикаментозных препаратов стали широко использоваться лекарственные формы, получившие название «плацебо». При приеме «пустышки» (плацебо-препарат имитирует по цвету, вкусу, запаху исследуемый, но содержит вместо действующих компонентов индифферентные) одна треть как больных, так и здоровых испытуемых сообщают о результативности медикамента [1,2,6].
Шапиро утверждает, что плацебо-эффект — это «фактор популярности и эффективности любого из многочисленных методов психотерапии». Ожидание больным пользы от лечения само по себе может иметь устойчивое и глубокое влияние на его физическое и психическое состояние. Эффективность психотерапии также в определенной мере зависит от способности врача сформировать у пациента надежду на улучшение, а это означает, что плацебо-эффект проявляется в каждом контакте «психотерапевт — больной». Плацебо-эффект может быть носителем неосознаваемых элементов взаимоотношений между врачом и пациентом, например проявлений агрессии, сопротивления, защиты. Таким образом, ни один медикамент или какое-либо психотерапевтическое воздействие не лишено плацебо-суггестивного эффекта. Этот эффект может быть систематически использован как плацебо-терапия, интегрированная в комплексное лечение [6,7,8].
Положительной стороной работ Куэ и его последователей была пропаганда активных методов психотерапии и корригирующего самовнушения. Куэ способствовал утверждению активной роли пациента в лечебном процессе и развитию идей тренировки и обучения в психотерапии. Он показал также целесообразность положительного самовнушения взамен отрицательного («Я здоров» вместо «Я не болен») [10,11].
Лечение самовнушением почти не имеет противопоказаний. Даже в тяжелых случаях истерии, когда разъяснение не помогает, а гипноз не дает достаточного эффекта и может сопровождаться осложнениями, больной в предчувствии надвигающегося припадка с помощью самовнушения («Не должно случиться припадка!») может «отодвинуть» или не допустить его.
Аутогенная тренировка (от греч. autos — сам, genos — происхождение) — активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия. Основными элементами методики являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание ( аутодидактика ). Активность аутогенной тренировки противостоит некоторым отрицательным сторонам гипнотерапии в ее классической модели — пассивному отношению больного к процессу лечения, зависимости от врача [12,13].
Как лечебный метод аутогенная тренировка была предложена для лечения неврозов Шульцем в 1932 г. В нашей стране ее стали применять в конце 50-х годов. Лечебное действие аутогенной тренировки, наряду с развитием в результате релаксации трофотропной реакции, характеризующейся усилением тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и способствующей нейтрализации стрессового состояния, основано также на ослаблении активности лимбической и гипоталамической областей, что сопровождается снижением общей тревожности и развитием антистрессовых тенденций у тренирующихся.
Выделяют две ступени аутогенной тренировки (по Шульцу):
1) низшая ступень — обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания;
2) высшая ступень — аутогенная медитация — создание трансовых состояний различного уровня.
Низшую ступень аутогенной тренировки составляют шесть стандартных упражнений, которые выполняются пациентами в одной из трех поз:
1) положение сидя, «поза кучера» — тренирующийся сидит на стуле со слегка опущенной вперед головой, кисти и предплечья лежат свободно на передней поверхности бедер, ноги свободно расставлены;
2) положение лежа — тренирующийся лежит на спине, голова покоится на низкой подушке, руки, несколько согнутые в локтевом суставе, свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз;
3) положение полулежа — тренирующийся свободно сидит в кресле, облокотившись на спинку, руки на передней поверхности бедер или на подлокотниках, ноги свободно расставлены. Во всех трех положениях достигается полная расслабленность, для лучшей сосредоточенности глаза закрыты [12].
Упражнения выполняются путем мысленного повторения (5 — 6 раз) соответствующих формул самовнушения, которые подсказываются руководителем тренировки. Каждое из стандартных упражнений предваряется формулой-целью: «Я совершенно спокоен».
Первое упражнение. Вызывание ощущения тяжести в руках и ногах, что сопровождается расслаблением поперечно-полосатой мускулатуры. Формулы: «Правая рука совершенно тяжелая », затем «Левая рука совершенно тяжелая» и «Обе руки совершенно тяжелые». Такие же формулы для ног. Окончательная формула: «Руки и ноги совершенно тяжелые ».
Второе упражнение. Вызывание ощущения тепла в руках и ногах с целью овладения регуляцией сосудистой иннервацией конечностей. Формулы: «Правая (левая) рука совершенно теплая», затем «Руки совершенно теплые», те же формулы для ног. Окончательная формула: «Руки и ноги совершенно тяжелые и теплые».
Третье упражнение. Регуляция ритма сердечных сокращений. Формула: «Сердце бьется сильно и ровно».
Четвертое упражнение. Нормализация и регуляция дыхательного ритма. Формула: «Дышу совершенно спокойно».
Пятое упражнение. Вызывание ощущения тепла в области брюшной полости. Формула: «Мое солнечное сплетение излучает тепло».
Шестое упражнение. Вызывание ощущения прохлады в области лба с целью предотвращения и ослабления головных болей сосудистого генеза. Формула: «Мой лоб приятно прохладен».
Наилучшие результаты применения аутогенной тренировки наблюдаются при неврозах, а также при лечении тех заболеваний, проявления которых связаны с эмоциональным напряжением и со спазмом гладкой мускулатуры, причем парасимпатический эффект достигается легче, чем симпатический.
Гипноз (от греч. hypnos — сон) — временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения.
Гипноз является основой гипнотерапии. В настоящее время, наряду с классической моделью гипноза, широко используется эриксоновский гипноз. При этом гипнотическое состояние используется в лечебных целях. Широкое распространение гипнотерапии отражает ее лечебную эффективность при различных заболеваниях [3,8,12].
Перед гипнотерапией необходимо провести беседы для выяснения отношения больного к этому методу лечения и устранения возможных опасений с его стороны. После введения пациента в состояние гипноза тем или иным способом произносятся формулы собственно лечебных внушений. Фразы должны быть короткими, понятными, наполненными смыслом и исключающими ятрогенное воздействие. Продолжительность одного сеанса гипнотерапии обычно 15 — 20 мин. Количество сеансов колеблется от 1 до 15, что определяется характером болезненного состояния и терапевтической эффективностью гипнотерапии. Частота сеансов — от ежедневных до проводимых 1 раз в неделю. Иногда возникает необходимость повторного курса гипнотерапии спустя несколько недель или месяцев. Гипнотерапия может проводиться индивидуально или с группой пациентов. Существует множество вариантов гипнотерапии. Ее можно проводить дробным способом.
Лечение неврозов как особого ряда тревожных психических расстройств имеет свои особенности. Для успешной терапии исключительно важно установить с пациентом тесный контакт и доверительные отношения. Это поможет максимально полно выяснить все травмирующие его психику обстоятельства, которые могли послужить причиной заболевания, и помочь больному полностью устранить эту причину или хотя бы найти пути к ее устранению [13].
С помощью внушения можно вызвать у пациента волевые реакции, эмоциональные состояния, которые «переработает» личность. С их помощью удается создать устойчивые побуждения, помогающие человеку избавиться от навязчивых состояний, фобий и стрессов.
Суггестия как метод управления сознанием людей
Когда один человек воздействует на сознание другого, происходит так называемая суггестия. В психологии она определяется как внушение неких убеждений и установок, которое незаметно для внушаемого. В это статье рассмотрим основы, механизм действия и примеры суггестии.
Как работает суггестия?
В настоящее время суггестия применяется везде: в рекламе, в маркетинге, в медицине и в других сферах. Поэтому каждому человеку необходимо знать приемы суггестии, и какие результаты могут быть от применения этого метода.
Использование суггестии
В 1866 году А. А. Льебо впервые применил данный термин. Именно Льебо ввел внушение в ряд психотерапевтических методов. На то время внушение использовалось в паре с гипнозом. На сегодняшний день теория суггестии развилась настолько, что может использоваться и без гипноза.
В терапии внушение используется при необходимости воздействия на психосоматическое и психоэмоциональное состояние, корректировки поведения человека и его реакции, получения эффекта плацебо. Действие последнего заключается в том, что пациент выздоравливает не от правильного лечения, а благодаря вере в силу принятых мер и средств. К примеру, верующему человеку удастся излечиться от любых болезней, если он будет выпивать по утрам стакан святой воды. А вот неверующий человек вряд ли увидит какой-либо эффект от такого лечения.
Внушение – это довольно сильный способ воздействия на человека, благодаря ему можно заставить отказаться от вредных привычек, побудить к действию, помочь развить творческие способности. Суггестивные методы лечения очень часто используются знахарями, среди которых встречается немало шарлатанов. В древние времена знахари и маги, как правило, пользовались такими методами.
Суть суггестии заключается в воздействии на бессознательную часть разума человека в обход интеллектуальному осмыслению. Если логическое влияние на человека требует объяснения идей, фактов и аргументов, то в случае с суггестией такого обоснования не требуется. Прямое воздействие на бессознательное пространство разума человека оказывают при помощи мимики, эмоций и жестов, которые в свою очередь формируют восприятие внушаемых посылов, как собственных. Но здесь следует обратить внимание на то, что бывают ситуации, когда человек, который был подвергнут суггестии, понимает, что какие-то его действия и мысли являются чужими или навязанными.
Техники суггестии
Существует четыре фактора, от которых зависит успех при применении суггестии:
Таким образом, важно, чтобы человек, подвергающийся воздействию, был готов к нему, доверял тому, кто внушает. И немаловажно, чтобы техника была подобрана правильно.
На сегодняшний день существует несколько широко используемых техник суггестии:
Вербальный и невербальный обмен информацией, эмоциями и чувствами происходит в результате психофизического взаимодействия. Поэтому внушение всегда будет в жизни любого человека. Но если правильно выбирать окружение, источники информации, слушать собственный разум и убеждения при анализе поступающей информации, можно избежать негативного воздействия на сознание. В обществе суггестия в большинстве случаев является незаметной. Поэтому каждому хорошо бы научиться выявлять скрытые намерения людей и обнаруживать их попытки внушения. Обрести такой навык поможет онлайн-курс Викиум «Профайлинг».
Внушение ( суггестия)
С точки зрения психолога на основе той или иной теории личности складываются направления психотерапии ( психодинамическое, гуманистическое, когнитивно – бихевиоральное). Для врача, с его традиционным интересом к клиническому состоянию пациента, к изменению этого состояния в результате каких – либо действий психотерапевта, было достаточно естественным включать в классификацию психотерапии гипноз и внушение. В большинстве руководств по психотерапии, написанных врачами неизменно присутствовали главы, посвященные этим двум нередко взаимосвязанным между собой феноменам психотерапии.
Что же понимают под словами «внушение» и «гипноз» психотерапевты? Почему втечении нескольких столетий им уделялось такое внимание, возникали целые научные направления ( суггестология и гипнология) и существовали солидные теоретические школы ( сальпетриерская и нансийская )? Прежде всего попытаемся дать определения этим терминам.
Внушение может быть сделано в различных формах. Так выделяют вербальное внушение или внушение, вызванное с помощью слов; реальное внушение, вызванное каким –либо процессом или действием, невольное внушение ( Бехтерев В.М., 1908), возникающее при естественном общении одного человека с другим. Невольное внушение происходит незаметно для того, на кого оно действует, вследствии чего не вызывает с его стороны никакого сопротивления. Как правило, такое внушение действует медленно, но зато надежно закрепляется в психической сфере человека.
Внушение может быть сделано в различных формах. Так выделяют вербальное внушение или внушение, вызванное с помощью слов; реальное внушение, вызванное каким –либо процессом или действием, невольное внушение ( Бехтерев В.М., 1908), возникающее при естественном общении одного человека с другим. Невольное внушение происходит незаметно для того, на кого оно действует, вследствии чего не вызывает с его стороны никакого сопротивления. Как правило, такое внушение действует медленно, но зато надежно закрепляется в психической сфере человека.
Как уже указывалось ранее, внушение имеет особую силу если пациент находится в измененном состоянии сознания. Так, в частности, может быть достаточно эффективным постгипнотическое внушение, осуществляющееся во время гипнотической фазы и запечатлевающее у пациента виды поведения, которые реализуются в постгипнотическом периоде. В литературе описаны случаи реализации постгипнотического внушения спустя год и более ( Bernheim H., 1891). Постгипнотическое внушение может быть использовано для получении амнезии, в практике самогипноза, для гармонизации возвращения из гипнотического состояния на заключительной стадии гипноза. Наиболее часто использующимися приемами постгипнотического внушения являются: постгипнотическое моргание и “негативные галлюцинации”, характеризующиеся потерей ощущения реальности сенсорного впечатления или способности узнавать присутствие человека.
Если время выполнения внушения не уточняется, а обозначается лишь его срок, когда внушение должно осуществиться, то пациент самостоятельно и непроизвольно определяет время выполнения произведенного внушения. Представляет интерес внушение во время естественного сна ( Вяземский Н.В., 1903), при котором психотерапевт нашептывает определенные фразы пящему. Такое внушение обычно применяется при лечении детей, поскольку дети иногда разговаривают во время естественного сна, то с ними удается установить речевой контакт. Внушение во время естественного сна производится тихим голосом, внушающим тоном. Недостатком такого метода является сложность установления раппорта со спящим человеком, вследствие этого речевой контакт с ним легко утрачивается.
Несмотря на то, что термины «внушение» и «гипноз» в литературе, посвященной психотерапии часто стоят рядом, мы отдаем себе отчет в том, что одно из этих состяний не обязательно сопровождает другое. Гипноз (от греч. hypnos – сон) – это специфическое измененное состояние сознания, сопровождающееся особыми физиологическими проявлениями, повышеной, но избирательной воспримчивостью к внешним и внутренним психическим стимулам, изменением функций самоконтроля и самосознания. Внушение, как об этом уже говорилось выше, представляет из себя определенный процесс с определенным ожидаемым результатом, процесс в течении которого наблюдается снижение критики. В состоянии гипноза мы также встречаемся с изменением функции самоконтроля, но изменением обусловленным особым состоянием сознания. Для эффективного внушения необходимо состояние избирательной концентрации внимания и именно это состояние предоставляет гипноз.
Самовнушение (аутосуггестия) представляет собой внушение, направленное человеком на самого себя, на изменение своего психического состояния и функциональной активности своих органов и систем. Таким образом, субъект и объект внушения или суггестор и суггеренд, в данном случае объединяются в одном лице, совпадают. Самовнушение может привести к изменению саморегуляции, что в конечном итоге может индуцировать те или иные ощущения, представления, изменить концентрацию внимания, выраженность и направленность эмоциональных и вегетативных реакций, влиять на воспоминания и процесс мышления. Самовнушение может иметь позитивный и негативный характер. Чаще всего произвольное самовнушение достигается с помощью вербальных самоинструкций, представления определенных ситуаций, влияющих на изменение психического и физического состояния. На результативность самовнушения влияет особенность воображение человека, состояние аффективной сферы и, в частности, состояние напряженности, релаксации или астении. Непроизвольное самовнушение характеризуется уменьшением самоконтроля, сужением сознания, отсутствием критики к аффективно заряженным мыслям и образам. В ряде случаев, особенно имеющих отношение к психосоматическим расстройствам, самовнушение усугубляет патологическое функционирование различных органов и систем в результате т.н. натрогении – субъективного ожидания ухудшения своего состояния или возникновения определенных симптомов. Сознательное или самопроизвольное самовнушение оказывается действенным при правильном построении формулы суггестии – определенной последовательности нескольких простых, конкретных и понятных слов, отвечающих индивидуальным особенностям суггеренда, уровню его интеллектального развития, конкретным проявлениям заболевания и т.д. Условно формулу самовнушения можно сравнить с мессиджем – кратким и ярким лозунгом, отражающим суть всего того, о чем необходимо сообщить. Формула внушения обычно включает в себя определенные условия, облегчающие его реализацию и сроки того, что должно произойти. Простым примером произвольного самовнушения может быть вечернее внушение установки на утреннее пробуждение в определенное точно заданное время. Формула самовнушения должна соответствовать конкретной ситуации, данному случаю и произноситься «от своего имени, в утвердительной форме в настоящем, а не в будущем времени» (Бехтерев В.М.,1911). Следует отметить, что при гетероссугестии слова формулы внушения, как правило, имеют форму императивного сообщения о том, что именно уже произошло, в процессе же убеждения необходимо пользоваться такой формулой, которая ориентированна на изменения в будущем времени ( Платонов К.И., 1957). Самовнушение наиболее эффективно при частом и неоднократном повторении его формулы в одном и том же психическом состоянии и в определенное время. Период перед засыпанием и перед пробуждением, характеризующийся некоторой измененностью состояния сознания представляет собой наиболее оптимальное время для самовнушения. Для эффективного самопроизвольного самовнушения характерна осознанность и сосредоточенность в процессе повторения формулы аутосуггестии. Навыки самопроизвольного самовнушения можно усилить воспитанием воли, усиленной концентрацией мышления, различных релаксационных упражнений. К понятию «самовнушение» достаточно близко стоит термин «психическая саморегуляция», которая представляет собой определенную последовательность осознанных действий, направленных на достижение необходимого или заданного психического состояния и управления своей психической деятельностью. Психическая саморегуляция может достигаться с помощью различных методик самовнушения и самоубеждения, например систематической аутогенной тренировки
Различают несколько вариантов психической саморегуляции (Тимофеев В.И., 1995). Первая группа способов психической саморегуляции основана на представлении на внеситуативном замещающем образе сознания, в котором отсутствует целостное отражение процесса саморегуляции, но сохраняется отражение отдельных ощущений и несвязанных друг с другом внутренних характеристик различных модальностей: аутогенная тренировка, прогрессирующая мышечная релаксация, работа с субмодальностями в нейролингвистическом программировании. Вторая группа способов психической саморегуляции основана на представлении негативного события текущей жизненной ситуации в связи с собственном опытом другого, но позитивного жизненного события: методика программируемой психической саморегуляции Алиева ( 1990) – «ключ», технологии слияния якорей в нейролингвистическом программировании. Третья группа способов психической саморегуляции основана на построении образа жизненной ситуации в контексте других событий жизненного пути, т.е. осмысление ситуации в биографическом масштабе: техника изучения биографического времени личности Кроника ( 1989). Четвертая группа способов психической саморегуляции представляет собой построение образа жизненной ситуации в социально – историческом контексте, осмысление событий жизни с выходом за пределы личного биографического опыта, в исторический пространственно – временной масштаб. Психическая саморегуляция, направленная на повышение эмоционально – волевой устойчивости человека в напряженных и опасных для него ситуациях носит название эмоционально – волевой саморегуляции ( система приемов последовательного саморегулирования эмоциональной и волевой сферы, отражающейся на поведении человека). Человек с помощью самовнушения может входить в отчетливо измененное состояние сознания в этом случае можно говорить об аутогипнозе. Аутогипноз возможен в структуре аутогенной тренировки, различных форм медитации. Он может быть использован в различных целях, и, в частности, для устранения чувства боли, достижения определенных переживаний или для глубокой релаксации.
В случае спонтанного или направленного вхождения в измененное состояние сознания с отрицательными последствиями этого процесса говорят об отрицательном аутогипнозе.
На первом этапе аутогенной тренировки с помощью самовнушения вызывается ощущение тяжести в теле, достигается состояние релаксации – мышечного расслабления. В дальнейшем осуществляются самовнушения, направленные на тренировку различных функций организма. В процессе тренировки последовательно овладевают шестью упражнениями, причем обучение каждому из них занимает 10-14 дней, после этого желательно самостоятельно продолжать тренировку около 4-6 месяцев. На начальном этапе аутогенной медитации тренирующийся должен удерживать себя в состоянии аутогенного погружения длительное время – по часу и более. Во время такого переживания пассивной концентрации возникают различные визуальные феномены: тени, «простейшие формы», цветовые пятна и т.п. Дальнейшая подготовка состоит в научении вызывать и удерживать «пассивную концентрацию» при наличии раздражающих помех – яркого света, шума и т.п. Выделяется следующие упражнения аутогенной медитации: фиксация спонтанно возникающих цветовых представлений; вызывание определенных цветовых представлений, или «видение заданного цвета»; «визуализация конкретных предметов; сосредоточение на зрительном представлении абстрактных понятий; концентрация «пассивного внимания» на произвольно вызываемых эмоционально значимых ситуациях, в центре которых пациент видит себя; «ответ бессознательного» на вопросы пациента с помощью потока образов, позволяющих увидеть себя со стороны в разнообразных, в том числе и в стрессовых ситуациях.
Для проведения аутогенной тренировки предложены различные позы. Классические позы аутогенной тренировки, позволяют достичь полного расслабления, причем для лучшей сосредоточенности тренирующийся обычно закрывает глаза. При выполнении стандартных упражнений аутогенной тренировки обычно используются три позы:
Одной из методик аутосуггестии является техника, аутогенного отреагирования (Luthe W., 1969), представляющая собой эклектичный вариант аутогенной тренировки и психоанализа.
На первом этапе аутогенной тренировки с помощью самовнушения вызывается ощущение тяжести в теле, достигается состояние релаксации – мышечного расслабления. В дальнейшем осуществляются самовнушения, направленные на тренировку различных функций организма. В процессе тренировки последовательно овладевают шестью упражнениями, причем обучение каждому из них занимает 10-14 дней, после этого желательно самостоятельно продолжать тренировку около 4-6 месяцев. На начальном этапе аутогенной медитации тренирующийся должен удерживать себя в состоянии аутогенного погружения длительное время – по часу и более. Во время такого переживания пассивной концентрации возникают различные визуальные феномены: тени, «простейшие формы», цветовые пятна и т.п. Дальнейшая подготовка состоит в научении вызывать и удерживать «пассивную концентрацию» при наличии раздражающих помех – яркого света, шума и т.п. Выделяется следующие упражнения аутогенной медитации: фиксация спонтанно возникающих цветовых представлений; вызывание определенных цветовых представлений, или «видение заданного цвета»; «визуализация конкретных предметов; сосредоточение на зрительном представлении абстрактных понятий; концентрация «пассивного внимания» на произвольно вызываемых эмоционально значимых ситуациях, в центре которых пациент видит себя; «ответ бессознательного» на вопросы пациента с помощью потока образов, позволяющих увидеть себя со стороны в разнообразных, в том числе и в стрессовых ситуациях.
Для проведения аутогенной тренировки предложены различные позы. Классические позы аутогенной тренировки, позволяют достичь полного расслабления, причем для лучшей сосредоточенности тренирующийся обычно закрывает глаза.
При выполнении стандартных упражнений аутогенной тренировки обычно используются три позы:
Одной из методик аутосуггестии является техника, аутогенного отреагирования (Luthe W., 1969), представляющая собой эклектичный вариант аутогенной тренировки и психоанализа. Аутогенное отреагирование направленно на нейтрализацию негативных эмоциональных состояний пациента. Методика аутогенной нейтрализации предполагает неоднократное, повторное погружение в ту ситуацию, которая явилась причиной психической травмы. При нейтрализации психотерапевт соблюдает полную нейтральность, поскольку при терапевтическом процессе освобождается и вербализуется тот материал, который мешает нормальной психической жизни пациента. Аутогенная нейтрализации осуществляется при закрытых глазах пациента, причем задачей пациента становится рассказ обо всех проявляющихся в состоянии аутогенного расслабления сенсорных образов. Основными особенностями аутогенного отреагирования являются:
Психотерапевт, корректирующий мышление, установки и поведение пациента с помощью конкретных указаний или советов, работает в ключе директивной психотерапии. В процессе такого директивного воздействия он, как правило, настаивает на выполнении определенных заданий, нередко допуская гетеросуггетию.
С помощью словесного внушения можно вызвать гипнотический или внушенный сон ( Платонов К.И., 1962), его отличие от обычного сна заключается в том, что здесь сохраняется раппорт и состояние повышенной внушаемости пациента естественного сна является никтосуггестии. В данном случае первоначально проводится сеанс гипнотерапии или внушения с целью установления раппорта, а затем в ночное время при естественном сне пациент прослушивает суггестивную запись беседы психотерапевта.
В альтернативной медицине в большей степени, чем в ортодоксальном врачебном подходе используется т.н плацебо – эффект, также связанный с механизмами гетеросуггестии. Термином плацебо –эффект обозначают те изменения в физиологическом и психологическом состоянии пациента, которые вызваны приемом плацебо( «пустышка» ). Плацебо – эффект демонстрирует психотерапевтическое действие самого факта приема лекарства и применяется тогда, когда необходимо установить степень участия внушения в лечебном действии нового препарата. Те формы терапии, в которых на основании определенной теории определенные факторы преподносятся как терапевтические, но на самом деле ими не являются, в том смысле, в каком их считают лечебными и психотерапевт и его пациент называются неумышленным плацебо (Grunbaum A., 1993).
Для группы суггестивных методов терапии, направленных на перевоспитание пациента, Кретчмер предложил термин протрептика (Kretsckmer E.,1949). По его мнению, в протрептике должны использоваться насильственные упражнения, сильные сенсорные раздражители и вербальные стимулы, в частности: команды, решительные действия, болевые раздражители, активирующие осознанные желания. Механизм действия таких методов обусловлен древней филогенетической реакцией, которая переводит стереотипы онтогенетически старой гипобулической реакции в волевое, целенаправленное поведение.
Особый интерес к гетеросуггестии, характерный для конца Х1Х – начала ХХ века, привел к появлению большого количества методик психотерапии, основанных на эффектах гетеросуггестии. Ниже мы остановимся на некоторых из них, на наш взгляд, наиболее отчетливо иллюстрирующих эту страницу психотерапии.
Методика Бабинского была построена на эффекте неожиданности или внезапности внушения. В ходе ее выполнения психотерапевт спокойным тоном объяснял пациенту, что происходит в его организме, подчеркивая правильность функционирования его органов и систем. На фоне этой беседы внезапно громким голосом психотерапевт приказывал пациенту выполнять определенные действия, причем форма приказа носила оттенок раздражения, например: «Да проходи!», «Да скажи ты, наконец» и т.п. В ряде случаев для усиления суггестивного эффекта команда подкреплялась ударом болезненного фарадического тока.