суггестивная психотерапия что это
Суггестивная психотерапия что это
Необходимость сочетания биологических и психосоциальных методов лечебного воздействия при травматических поражениях головного мозга в настоящее время не вызывает сомнений. Выбор каждого из них на том или ином этапе лечения решается индивидуально.
Традиционная психотерапия, при проведении которой требуется прежде всего соблюдение принципа партнерства между врачом и больным, применяется в случаях, когда у больных уже достаточно восстановлены способность к вербальному контакту, ориентировка, интеллектуально-мнестические процессы (память, мышление, внимание) и основные личностно-волевые характеристики (критика, инициатива, возможность элементарного контроля за поведением). На более ранних этапах восстановления должны применяться другие воздействия, в частности метод психостимулотерапии, разработанный в Институте нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко РАМН [Доброхотова Т. А., Зайцев О. С., Гогитидзе Н. В., 1991].
Рациональная психотерапия — наиболее распространенный и доступный метод, применяемый для реабилитации больных с черепно-мозговой травмой. Она заключается в проведении с пациентом целенаправленных бесед и разъяснении особенностей его заболевания и состояния. В ходе такого лечения путем доказательного (логического, аргументированного) убеждения вызываются изменения поведения больного, его установок, отношения к себе и окружающей действительности, проводится коррекция ошибочных суждений и реакций.
Суггестивная терапия. Этот метод в реабилитации больных с травматическим повреждением мозга, особенно с тяжелым, имеет меньшее значение. Основным приемом является суггестия — внушение, которое проводится психотерапевтом или другим специалистом, имеющим высокий авторитет у больного. Часто бывает в виде бездоказательной команды (призыва или лозунга), вызывающей у больного определенные мысли, чувства, образы, ощущения, движения, вегетативные реакции. Может проводиться в бодрствующем состоянии или в вызванном непосредственным воздействием психотерапевта сне (гипнотерапия, внушение на фоне гипноза).
Поведенческая терапия заключается в закреплении желательных форм поведения и устранении патологических путем специальных тренировок, а также в образовании условнорефлекторных связей.
Методы аутогенной тренировки. Это вид психотерапии, когда больной выступает и как источник, и как объект воздействия. Его обучают специальным формулировкам самовнушения, направленного на улучшение самочувствия.
Психостимулотерапия. Цель и задачи этого метода основаны на представлениях, сложившихся в психиатрических исследованиях больных, пострадавших от черепно-мозговой травмы Путем активной внешней стимуляции, направленной на изменение содержания психической деятельности, возможна активизация функции полушарий мозга, правого — при прослушивании музыки [Гасанов ЯК и др, 1982], левого — при вербальном воздействии Целесообразна более ранняя стимуляция мозговой активности Активизация мозга вначале может не выявляться клинически, однако имеются изменения на ЭЭГ.
При психостимуляции нужно учитывать, что в основе ее лежит своего рода трехвременная структура психической деятельности — осуществляющаяся в настоящее время, отражающая прошлый опыт и предопределяющая ее будущее содержание. В связи с этим в задачи, психотерапии входят: 1) восстановление навыков осуществления психической деятельности, 2) оживление накопленных больным знаний, в том числе чувственных (о близких людях, привычных ситуациях, событиях и т п.) и абстрактных знаний, полученных в процессе учебы и общения с окружающими, 3) восстановление произвольного начала психической деятельности, иници ативы, активного стремления к завершению действий, поступков, сложной познавательной и психомоторной деятельности со значимым для больного результатом.
Задачи психостимулотерапии решаются путем создания специальных условий и методичного использования различных приемов, одни из которых содержат элементы сенсорной стимуляции [Wilson S. L. et al., 1991; Wood R. L., 1991], другие — познавательной [Solberg М. М., Mateer C. A., 1991] или нейропсихологической [Цветкова Л. С., 1985] реабилитации, третьи — поведенческой терапии [Brotherton F. A. et al., 1988; Lennox D., Brune P., 1993].
Все применяющиеся стимулы можно разделить на две группы. Первая — неречевые воздействия, среди которых выделяют тактильные, слуховые, зрительные, эмоциональные и другие стимулы, в качестве которых может выступать и вся окружающая ситуация в целом. Во вторую группу объединены речевые воздействия: обращения к больному, инструкции (просьбы), вопросы, информационные сообщения, разъяснительные и коррекционные беседы.
Практически на всех стадиях восстановления психической деятельности применяется сочетание тех и других воздействий. Но преобладание невербальных стимулов вначале сменяется преимущественным использованием речевых воздействий в дальнейшем. Целесообразно чередовать воздействия, направленные на преимущественную активизацию правого и левого полушарий головного мозга, при этом, опираясь на относительно сохранные (восстановившиеся) процессы, стараться возобновить нарушенные.
Психостимулотерапия должна осуществляться не только специалистами (врачами, методистами, средним медицинским персоналом), но и родственниками и близкими больного.
В коме и близком к ней вегетативном состоянии приемы направлены на вызывание у больного возможно более разнообразных элементарных ощущений. Целесообразно чередование стимулов, несходных по направленности на различные анализаторы, по силе (например, по громкости звука), по местонахождению источника воздействия. Обязательно сочетание знакомых и незнакомых раздражителей. Стимулы должны не только содержать информацию, но и нести разнообразную эмоциональную окраску. Эмоциональному оживлению способствует присутствие рядом с больными родных и близких, что необходимо обеспечить как можно раньше.
На стадиях восстановления словесного контакта (мутизм с пониманием речи, дезинтеграция речи) сочетаются и чередуются просьбы, вопросы, информационные сообщения, которые должны исходить как от знакомых (близких), так и от незнакомых лиц. Используется то успокаивающий, то требовательный тон, чередуются доброжелательность, озабоченность, негодование, мягкий юмор. Особенно важным является создание условий, требующих от больного ответов — вначале жестами, а потом и устных, а также спонтанных реплик.
На стадии восстановления ориентировки отдельные вопросы и вся беседа в целом должны строиться таким образом, чтобы привести больного в активное состояние, удержать его в нем, побудить пациента задуматься над вопросом, заметить свои ошибки, вызвать неудовлетворенность ими, заставить вести поиск подсказок в окружающей обстановке.
После восстановления всех видов ориентировки (на стадиях интеллектуально-мнестической недостаточности и психопатоподобных синдромов) приемы способствуют поиску самим пациентом различных компенсаторных механизмов (например, записывание сведений при нарушениях памяти), побуждают больного осуществлять контроль за своими эмоциями и поведением (в этом плане Психостимулотерапия приближается к поведенческой терапии).
Методы психосоциального воздействия часто являются решающими в плане возвращения больных в семью, общество, к производительному труду. Речь идет о терапии средой, занятостью и трудовой терапии.
Терапия средой (millien therapy) — воздействие путем изменения непосредственного окружения больного — внешней обстановки и микросоциальной среды таким образом, чтобы вызвать коррекцию продуктивных психопатологических нарушений и способствовать стимуляции активности больных в преодолении дефицитарных расстройств.
При осуществлении этого вида терапии придается значение удобству, просторности, хорошей освещенности, приятному внешнему виду помещений, где находится больной; взаимоотношению больного с соседями по палате и медперсоналом. Особую работу проводят с родственниками и близкими больного, привлекая их к сотрудничеству в целенаправленном устранении болезненных проявлений. Этот аспект лежит и в основе семейной терапии, главным методом которой является психопедагогическая работа с родственниками больных, в результате которой возникает групповое взаимодействие, направленное на изменение межличностных отношений в семье. При этом важным является не только приспособление больного к среде, но и среды к нему.
Терапия занятостью (occupational therapy) — вид социотерапии, при которой больные привлекаются к различным, преимущественно продуктивным занятиям, имеющим характер хобби, — творчеству, домоводству, развлекательно-познавательным и спортивным мероприятиям. Этот вид терапии имеет целью стимулировать социальную активность больных путем развития различных форм проведения досуга, обогащение внутреннего мира и расширение крута интересов. Пассивные формы (прослушивание рассказов, музыки, просмотр кино, посещение театров) постепенно сменяются активными (участие в обсуждении, собственное творчество).
Трудовая терапия — лечение производительным трудом от простых ее видов в щадящих условиях (в том числе в больничных и внебольничных учреждениях) до промышленной реабилитации, осуществляемой на предприятиях.
Услуги психотерапевта в Москве
Лучшие психотерапевты Москвы работают в Юсуповской больнице. Они имеют высшее медицинское образование и прошли специализацию по психотерапии. Платный психотерапевт предоставляет психологическую и медицинскую поддержку взрослым, подросткам, семейным парам.
Как найти психотерапевта в Москве? Отзывы можно прочитать на форумах и сайтах. Специалисты Юсуповской больницы возглавляют рейтинг лучших психотерапевтов Москвы. Стоимость услуг психотерапевтов Юсуповской больнице ниже, чем специалистов других психотерапевтических центров Москвы.
Проблемы, с которыми помогает справиться психотерапевт
Платные услуги психотерапевта оказывают в Юсуповской больнице. Сколько стоит прием психотерапевта, вы можете узнать на сайте больницы или у специалистов контакт-центра.
Цели и формы психотерапии
Сочетанное психофизиологическое воздействие психотерапевты Юсуповской больницы осуществляют на анализаторном уровне, в том числе с использованием принципа биологической обратной связи. Терапевтическое действие реализуют через рефлекторные, физиологические и поведенческие механизмы.
Воздействие на нейровегетативно-соматическом уровне осуществляется во время тренингов. Психотерапевты используют физическое воздействие на рефлекторные точки, зоны и части тела, а также мышечную, дыхательную, сердечно-сосудистую системы.
Методы
При применении метода суггестивной психотерапии используется информационное воздействие на психическую сферу в виде внушения. Суггестия (внушение) – это восприятие субъектом информации, которая поступает извне, в полном объеме, без субъективно-личностной переработки, некритично. Существует система психологической защиты, которая обеспечивает целостность личности, препятствует некритическому восприятию внешней информации. Для ее снижения и облегчение внедрения внешней информации в психическую сферу используются различные психотехнические приемы. К ним относится изменение психофизиологических свойств центральной нервной системы, развитие у пациента измененных состояний сознания. Этот прием облегчает реализацию внушения.
При использовании эмоционально-стрессовой терапии (императивной суггестии) преодоления барьеров психологической защиты и терапевтической реализации суггестии достигают за счет одномоментного изменения психофизиологического состояния центральной нервной системы. При этом суггестия проводится на фоне воздействия на анализаторы различных модальностей предельно-запредельных по силе раздражителей.
Лучшие психотерапевты в Москве применяют метод материально-опосредованной суггестии, которая реализуется, когда терапевтическое действие приписывается реальному, но не обладающему таковым действием явлению или предмету. Это могут быть диагностические процедуры, индифферентные лекарственные средства (плацебо), фантастические вымышленные материальные объекты – «заряженный крем», лечение «по фотографии».
Все методики аутосуггестии (самовнушения, аутогенной тренировки, прогрессирующей релаксации) основаны на том, что вербальные формулы суггестии и невербальные приемы, которые облегчают ее реализацию, проводят пациенты самостоятельно.
Психотерапевт может применить рациональную психотерапию. Основным психотерапевтическим приемом метода является убеждение – восприятие субъектом информации, которая поступает извне, критично, посредством субъективной смыслово-логической и эмоциональной переработки.
Психолог-психотерапевт в Москве часто использует методику прямой рациональной психотерапии. Это система логически-критических, «рассудочных» воздействий на пациента. При применении более «мягкой» модели рациональной психотерапии акцентируется внимание на эмоциональном компоненте, необходимости выработки личностного доверия и сочувственного контакта психотерапевта и пациента.
К методам косвенной рациональной психотерапии относится библиотерапия, арт-терапия. Психотерапевт при этом апеллирует к героям и ситуациям произведений искусства, которые применяются с целью трактовки психогенных факторов у пациента и выработки соответствующей терапевтической тактики.
Психотерапевты частной клиники проводят групповую психотерапию. Они используют возникающие между участниками группы совокупности взаимоотношений и взаимодействий (групповую динамику) целенаправленно в лечебных цепях относительно каждого из участников группы.
Экзистенциальная психотерапия не рассматривает человека как однажды застывшую совокупность черт характера, механизмов поведения, реакций, социальных ролей. Непрерывно меняющийся, возникающий, становящийся человек определяется своим «бытием-в-мире».
Основой недирективной психотерапии является концепция личности. В ее основе лежит понятие «Я-реальное» и «Я-идеальное». Движущая сила психодинамики – потребность личности к положительной оценке извне. При применении метода разговорной терапии психотерапевт, оказывающий услуги в Москве, помогает пациенту вербализовать эмоциональные переживания для устранения патологической симптоматики.
Лечение неврозов, депрессии и алкоголизма
Помощь психотерапевта необходима пациентам, которые страдают неврозом. Это состояние, которое обусловлено длительными, тяжело переживаемыми стрессовыми ситуациями, которые срывают психологическую адаптацию, вызывают истощение нервной системы, вегетативные расстройства и тревогу. Невроз приводит к нарушению трудоспособности, конфликтам с близкими людьми и сослуживцами, что усугубляет ситуацию. Со временем у пациентов развивается тревожное расстройство.
Помогает ли психотерапевт при неврозах? Психотерапевты Юсуповской больницы подбирают индивидуальную программу лечения неврозов в зависимости от происхождения заболевания. На начальном этапе лечения проводят медикаментозную терапию антидепрессантами с противотревожным действием. Сон улучшается на следующий день после начала лечения, общая тревожность в течение дня чаще начинает уменьшаться к концу первой недели терапии. Если причиной невроза является переутомление, энергетические способности нервной системы восстанавливают с помощью ноотропных препаратов, витаминов. Параллельно с медикаментозным лечением доктор психотерапевт применяет следующие методы индивидуальной психотерапии: (разъясняющую, рисуночную, игровую, гипносуггестивную).
Психотерапевты широко применяют методы опосредованной психотерапии алкоголизма. Для лечения алкоголизма опосредованные методы психотерапии используют в сугубо запретительной формулировке. Она вырабатывает у пациентов стойкое опасение неминуемых тяжелых нарушений здоровья, вплоть до летального исхода в случае употребления ими спиртных напитков.
В Юсуповской больнице работает психолог, психиатр, психотерапевт. Записаться на прием к психотерапевту можно, позвонив по телефону в любое время суток независимо от дня недели. Сколько стоит консультация психотерапевта, узнавайте у специалистов контакт-центра.
Индивидуальная психотерапия: быстрый способ изменить свою жизнь
Индивидуальная психотерапия — это форма терапии, где главный инструмент, осуществляющий лечебное воздействие, психотерапевт, работающий в паре с пациентом. Все современные виды проведения психотерапевтического процесса (психодинамическая форма, гештальт-терапия, когнитивная и т.д.) могут включать индивидуальную форму работы с человеком.
Основная задача психотерапевта — повысить качество жизни пациента
В зависимости от сложности ситуации пациента выбираются основные цели и методика проведения психотерапевтической работы, а также продолжительность курса. Индивидуальная форма терапии — это реальная возможность для человека изменить личностную ситуацию в паре «терапевт-пациент»:
Интеллектуальные и эмоциональные методы, применяемые психотерапевтом
Все методы индивидуальной психотерапии включают в себя две составляющих: интеллектуальная (информационное воздействие слов) и эмоциональная (мимика, эмоции, интонация, голос психотерапевта). Это важно, потому как психотерапевт становиться примером поведенческой модели, экспертом и даже эмоционально близким человеком.
Описывая основные методы психотерапевтического воздействия, обычно пользуются следующей классификацией. Она ярко демонстрирует множество методик, которые в современной терапии могут применяться для достижения результата:
2. Суггестивная психотерапия, в методику которой входят: гештальт-терапия (целый набор эффективных методов воздействия для увеличения потенциала личности, повышения ее силы), игры, трансактный анализ Э. Берна, морита-терапия (методы связаны с пониманием всеобщей зависимости людей), а также различные формы внушения (в бодрствовании, в состоянии гипнотического или наркотического сна, плацеботерапия).
3. Поведенческая психотерапия,или условно-рефлекторная, применяется в виде самых разных техник воздействия: метод систематической десенсибилизации, метод “фединг”, “иммерсия”, имплозии, оперантное обусловливание.
В основном все методы психотерапевтического воздействия используются для того, чтобы создать некий предмет взаимодействия в паре, показывающий различные стороны внутреннего мира пациента, а психотерапевт, в свою очередь, воссоздает их через мысли, чувства, действия и реконструирует личность клиента.
Что можно и нужно лечить индивидуальной терапией?
Индивидуальная психотерапия применяется к людям, решение проблемы которых нужно проводить исключительно конфиденциально. С помощью психотерапии лечат:
Преимущества индивидуальной психотерапии. За счет чего происходит улучшение качество жизни?
1. Анализ пациента. При первом сеансе психотерапевт выясняет суть проблемы и задает вопросы, например: «Что стало причиной обращения к психотерапии? Что Вам важно скорректировать посредством психотерапии?» Затем происходит выбор и обсуждение оптимального варианта будущей работы, обговариваются все условия терапии (время сеанса, длительность курса), заключается контракт( устная договоренность между пациентом и психотерапевтом) — очень важныйэлемент для будущего взаимодействия.
2. 100% концентрация на проблеме. При индивидуальном взаимодействии психотерапевта и пациента формируется атмосфера доверия, способствующая качественному терапевтическому процессу. Это позволяет концентрировать все внимание и время терапевта на изучение проблемы одного пациента.
3. Безопасно для психического и физического здоровья. Противопоказаний для проведения индивидуального психотерапевтического воздействия на человека не существует.
Индивидуальная психотерапия способна за короткий срок помочь пациенту пережить утраты, полюбить себя, наладить семейные и личные конфликты, эмоционально улучшить самочувствие и закрепить новые формы поведения на всю жизнь.
Суггестивная психотерапия
С помощью самогипноза можно улучшить своё физическое и эмоциональное состояние, повысить самооценку, уверенность в своих силах, стать психологически сильным и неуязвимым человеком. Самогипноз входит в программу обучения спецслужб и высших представителей власти.
Специальные психологические исследования показали, что с помощью самогипноза любой человек может внушить себе, что он более удачлив, более успешен, более привлекателен.
Что происходит с человеком после подобного самогипноза? Действительно ли человек начинает притягивать к себе удачу и успех? Что меняется в его жизни? Можно ли с помощью самогипноза программировать себя на благоприятное будущее?
Широкое распространение среди приемов самовнушения получила методика французского аптекаря Куэ (Coue E., 1857-1926), названная им «школой самообладания путем сознательного самовнушения». Нередко целебное действие разных лекарств, которые он продавал в своей аптеке, он не мог обосновать физиологически и объяснял «силой воображения» больных. Он стал учиться технике внушения и гипноза у Льебо (Liebault А. А.) и Бернгейма (Bernheim Н.), а в 1910 г. открыл в Нанси собственную клинику, где лечил по своей методике. Об этой методике он читал лекции на родине и в Англии, которые позднее издал небольшой книгой. Куэ заметил, что даже довольно внушаемый человек невосприимчив к внушению, если противится ему и не претворяет его в самовнушение. Главный тезис неонансийской школы, во главе которой стояли Куэ и Бодуэн (Baudouin Ch.): нет внушения, есть только самовнушение. Куэ стал учить своих пациентов, называя их «учениками», поскольку не был врачом, сознательно пользоваться самовнушением, этой «врожденной силой природы». Прежде всего (что представляется чрезвычайно важным для терапевтического успеха) он убеждал «ученика» в силе самовнушения несколькими приемами: выпрямившись, вообразив себя доской, сохранив подвижность лишь в голеностопных суставах, «ученик» внушал себе падение назад, вперед («Я падаю назад», «Я падаю вперед»); скрестив пальцы рук, внушал себе, что не может «разжать» руки («Я не могу, я не могу»); внушал себе, что не может разжать кулак. Всюду в данном случае, как полагал Куэ, «внушение руководителя только возбуждает самовнушение». Когда «ученик» убеждался, какая самовнушающая сила содержится в нем, он, по словам Куэ, «уподоблялся обработанному полю, на котором семя может взойти и произрастать; до того он был похож на необработанную почву, на которой семя не взошло бы». Затем «ученику» предлагалось закрыть глаза, чтобы не отвлекали окружающие предметы, и в случае, например, «болезни живота» внушать себе, шевеля губами, внятно, чтобы слышались слова, что у него будет спокойный, глубокий сон без тяжелых сновидений и каждое утро будет стул, хороший аппетит. При всякой болезни, утром, сразу как проснулся, и вечером, в постели, с закрытыми глазами, сосредоточившись на том, что говоришь, Куэ рекомендовал внушать себе: «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше, лучше». Внушать без усилия, без раздумья, по-детски, машинально, «как молитву». При этом хорошо перебирать узлы бечевки (сколько слов, столько узлов). Куэ лечил пациентов с самыми различными заболеваниями. «Применение самовнушения не заменяет медицинского пользования, — замечал он, — но является ценным вспомогательным средством как для больного, так и для врача».
Методику Куэ развил и аргументировал Бодуэн, исходивший из предположения, что поведением человека управляют воображение и подсознательные влечения. При мысленном повторении одних и тех же фраз автоматически возникает внутреннее сосредоточение, действующее на бессознательное. Практически Бодуэн рекомендовал, как считает М. Е. Бурно (1974), учить больных погружаться в самогипноз для того, чтобы проводить самовнушение именно в момент пробуждения или перед самым засыпанием. Погружению в самогипноз способствует сосредоточение внимания на каком-то объекте (пламя свечи в темноте), на какой-то мысли, достаточно яркой, чтобы не удерживать на ней внимание насильно, на монотонных звуках (тиканье часов), на коротких фразах, обобщающих цель самовнушения. Теоретически эффект внушения (самовнушения) Бодуэн объяснял, пользуясь специальной идеомоторной моделью — «внедрением» терапевтического приказа в подсознательное, которому гораздо легче управлять телесными движениями, чем сознанию. Когда внимание утомляется долгим сосредоточением на чем-то (не видим больше то, на что смотрим, не слышим то, что слушаем), наступает релаксация (освобождение от умственного напряжения), могущая перейти в сон. Релаксация способствует «обнажению» подсознательного, и теперь легко «втолкнуть» в подсознательное терапевтический приказ.
Куэ и Бодуэн расширяли роль самовнушения далеко за рамки медицинской практики, старались создать систему совершенствования общества, полагая, что самовнушение может изменить мировоззрение людей. Самовнушение по Куэ — Бодуэну приобрело в 20-е гг. широкую популярность. В нашей стране «куэизм» подвергался критике в связи с тем, что он игнорировал нозологические особенности заболевания и личность больного.
Положительной стороной работ Куэ и его последователей была пропаганда активных методов психотерапии и корригирующего самовнушения. Куэ способствовал утверждению активной роли пациента в лечебном процессе и развитию идей тренировки и обучения в психотерапии. Он показал также целесообразность положительного самовнушения взамен отрицательного («Я здоров» вместо «Я не болен»). Благодаря этим положительным сторонам метод С. п. К. был одобрительно встречен В. М. Бехтеревым.
Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.
Эмиль Куэ (Coue E) родился в 1857 году. Он с отличием закончил фармакологическую школу в 1882 году. Работая аптекарем Эмиль заметил, что если давать лекарство, с добавлением похвалы, то его эффективность повышается.
Куэ был аптекарь, а стал гипнотизер и развил свой метод сознательного самовнушения как более простой и более удобный метод лечения.
К нему обращались тысячи людей в течение тридцать лет в его бесплатной клинике в Нэнси.
Он научил людей, самовнушению и его любимой фразой было: «День за днем, во всех отношениях я становлюсь все лучше и лучше», причем произносить эту фразу необходимо 20 раз, низким голосом, утром и вечером, в состоянии релаксации и во время литания. Наше подсознание полностью перепрограммируется на позитивный приговор.
Его метод был основан на двух принципах:
1) когда сила воли и воображение вступают в конфликт, сила воображения побеждает;
2) воображению можно обучаться быстрее, чем силе воли.
В САМОВНУШЕНИЕ-это сила, которую мы имеем от рождения. Это сила, с очень большой силой реализации. Самовнушение позволяет заменить старые ментальные схемы (блокировки, опасений, страха) на новые положительные психологические схемы – то есть на положительную и большую уверенность в себе и в своём собственном потенциале. Можно добиться успеха в чем-то, если сам считаешь себя в состоянии его выполнить. Это естественный закон. Выражение: » Я могу «, будет действовать на наши способности, в точности, как же когда мы нажимам на выключатель, и тогда вдруг свет зажигается. С другой стороны, если не существует уверенности в себе и в своем положительном успехе на реализацию задуманного, то существует мало шансов для достижения положительного результата. По наблюдениям Эмиля Куэ всегда есть причинно-следственная связь между событием и тем о чём мы бессознательно думаем. Наши сознательные силы, к которой мы, как правило, адресуем себя, очень ограничены и быстро истощаются. С другой стороны, наши бессознательные силы являются практически неисчерпаемыми.
Куэ сформулировал психологические положения следующим образом:
1. ЭТО НЕ ВОЛЯ, А ВООБРАЖЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНOЙ СИЛОЙ В ЧЕЛОВЕКЕ.
2. ВООБРАЖЕНИЕ МОЩНЕЕ, ЧЕМ ВОЛЯ.
3. НАПРЯЖЕННАЯ МЫСЛЬ СИЛЬНЕЕ УСЛОВИЙ. Мы не жертвы, а просто мы плохие актеры.
4. КОГДА положительное ВООБРАЖЕНИЕ И ВОЛЯ БОРЯТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ ТО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ВООБРАЖЕНИЕ.
5. КОГДА ВОЛЯ И ВООБРАЖЕНИЕ В ДОГОВОРЕ, ТО ОНИ ВМЕСТЕ УМНОЖАЮТ ДРУГ ДРУГА. Как только воображение и воля будут нацелены на одну и ту же цель то любое сопротивление будет преодолено.
МЕТОД » СИСТЕМА КУЭ » основанный на пяти принципах определенной, необходимой и достижимой для вас цели:
1. побороть страх изменений,
2. расслабится,
3. думать и визуализировать положительный исход (использовать зрительные образы, тактильные ощущения, запахи),
4. часто конкретизировать положительные образы,
5. делать положительные паузы в течение дня и не сомневаться в положительном результате исхода лечения (блокировать критичные мысли).
Главное необходимо узнать и сознать свои цели.
» В любой ситуации, даже драматической, всегда есть позитивная сторона. Главное нужно перестать бояться и найти уверенность в себе».