технико гигиенический параметр семьи включает в себя
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ
Условно факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально- культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический (А.В.Мудрик). Рассмотрим их подробнее.
Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во многом определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно. Наиболее благоприятные условия воспитания связаны с гражданской позицией родителей: насколько они осознают ответственность за воспитание детей как важнейшей социальной обязанности члена общества.
Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где ссоры и перебранки возникают по всякому поводу и без повода.
Немало семей существуют только формально, в них супруги живут каждый сам по себе и воспитательный вклад отца настолько незаметен, что его можно не принимать во внимание. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной («нормальной», как говорят педагоги дошкольного учреждения, школы), а по сути она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет участия, внимания и взаимного уважения друг к другу» Можно, предположить, что в такой семье неуютно всем, но особенно страдают дети с их хрупкой психикой, большой впечатлительностью. В последние годы в нашей стране появляются семьи, в которых родители озабочены проблемами карьеры, «делания» денег, где дети не желанны и заброшены, отодвинуты на предпоследнее местом/в иерархии ценностей папы и мамы, а эмоциональные связи между поколениями едва просматриваются.
Семьи, где имеются явные дефекты воспитания, принято называть неблагополучными (М. И. Буянов). А сами дефекты могут быть разные: от полного эмоционального отторжения (воспитание «по типу Золушки»), гипоопеки (безнадзорности) до гиперопеки (гиперпротекции), когда ребенка растят и лелеют в оранжерейных условиях, «сдувают пылинки».
Итак, полная семья еще не является гарантом полноценного воспитания ребенка. Что уж говорить о неполной?! Однако не будем торопиться с преждевременными выводами: в современной неполной семье немало вариантов воспитания и не все они отрицательные.
Статья «Характеристика воспитательного потенциала современной семьи»
Характеристика воспитательного потенциала современной семьи
В семье происходит формирование норм поведения¸ а также закладываются основы нравственности, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Кроме формирования личности, семья способствует самоутверждению человека, стимулируя его творческую, социальную активность, раскрывает индивидуальные черты личности.
Существует несколько определений семьи:
Семья – это первый воспитательный институт, связь с которым у человека ощущается в течение всей жизни.
Отечественный социолог А.М. Антонов, дает следующее определение:
· Демографический параметр – содержит в себе структуру семьи (большая, в семье есть другие родственники, или нуклеарная, которая включает только родителей и детей; однодетная, мaло- или многодетная; полная или неполная;) ;
· социально-культурный параметр – определяет уровень образования членов семьи, участие членов в общественной жизни;
· социально-экономический параметр – это характеристики имеющегося имущества и занятость каждого члена семьи на работе;
· технико-гигиенический параметр – содержит в себе условия проживания, в которой живет семья, оборудованность помещения, особенности образа жизни членов семьи.
Функции семьи, несмотря на то, что она как часть социума подвергается историческим трансформациям, остаются прежними при любых значительных изменениях социума.
Семья выступает одним из важных институтов, влияющих на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
С позиции Е.Н. Землянской, воспитательный потенциал семьи определяется численностью и структурой семьи, образованием, возрастом и стилем поведения родителей, а также материальными и бытовыми условиями. Основной задачей семейного воспитания выступает повышение уровня взаимодействия с детьми с педагогических позиций с целью всестороннего развития детей.
Также стоит обратиться к анализу следующего социального института, влияющего на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Школа как социальный институт направлена на реализацию образовательных программ, ориентированных на обучение и воспитание обучающихся. Основной целью школы является всесторонняя подготовка личности к жизни в обществе через формирование у нее самосознания, а также реализацию работы по самореализации личности.
На сегодняшний день роль школы заключается не только в обучении детей, но как мы отметили, и в социализации с целью развития личности, ориентированной на дальнейший процесс становления. Также велика роль школы и в контексте духовно-нравственного воспитания детей, что реализуется с помощью урочных и внеурочных занятий.
Доказано, что семья и школа равнозначны в своем влиянии на развитие детей и только в условиях школьно-семейного взаимодействия они могут сформировать полноценную личность. Оценив главенство семейного воспитания над общественным, положив ответственность за воспитание на родителей зарождается понимание, что все это потребует новых отношений образовательного учреждения и семьи.
В публикациях А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянской, А.П. Маслова, Н.М. Конышевой, В.Д. Симоненко отражены богатые развивающие возможности проектной деятельности для учащихся начальной школы, в рамках которой отражена проблема взаимодействие детей, родителей и школы в процессе воспитания духовно-нравственной культуры.
В работах А.Н. Захлебного, цель воспитания духовно-нравственной культуры младших школьников состоит в том, чтобы они (дети) понимали, объясняли и регулировали свои взаимодействия с миром природы, людьми и с самим собой для обеспечения качества жизни, устойчивого развития.
Семья и школа равнозначны в своем влиянии на учащихся и только в условиях взаимодействия они могут сформировать полноценную личность. Семья является носителем массового духовно-нравственного сознания и потенциальным партнером школы в духовно-нравственном воспитании младших школьников.
Превращение семьи в субъект духовно-нравственного воспитания учащихся, во-первых, могло бы расширить пространство детско-взрослой образовательной общности вокруг ребенка; во-вторых, направленно актуализировать ориентацию на нравственное воспитание, тем самым обогатив содержание духовно-нравственного воспитания; в-третьих, расширить пространство совместной направленной деятельности семьи и школы в контексте духовно-нравственного воспитания.
Итогом взаимодействия становятся определенные взаимоотношения, зависящие от отношения людей, от положения взаимодействующих. Эти взаимоотношения являются внутренней личностной базой взаимодействия. Если взаимодействие проходит в условиях открытости двух сторон, когда не задевается ничья свобода, взаимодействие служит проявлению настоящих отношений.
Взаимодействие относительно родителей учащихся младших классов и педагогов может проходить с помощью:
• приобщения родителей к процессу педагогического воспитания (участие и выступление на родительских собраниях, посвященных духовно-нравственному воспитанию);
• расширения сферы родительского участия в организации работы класса, школы в направлении воспитания духовно-нравственной культуры;
• создания необходимых условий для самореализации творчества педагогов, детей и их родителей в контексте духовно-нравственного воспитания (организация круглых столов, тренингов и т.д.);
• информационно-педагогических материалов по теме воспитания духовно-нравственной культуры (выпуск стенда, сбор аналитических данных);
• объединения усилий родителя и педагога в совместной работе по развитию и воспитанию ребенка в рамках формирования духовно-нравственных качеств (анализ результатов обучения во внеурочное время, контроль родителя за учебой ребенка в результате наблюдения за электронным дневником);
• проявления понимания, такта и терпимости в обучении и воспитании ребенка, стремления учитывать интересы ребенка, не игнорируя эмоции и чувства;
• уважительного взаимоотношения образовательного учреждения и семьи.
Как отмечает ряд исследователей, взаимодействие школы с семьей позволяет развить субъектность учащегося, избегая изоляции или выпячивания личностного аспекта в образовательном процессе, обеспечивая паритетность интересов личности и общества.
По мнению В.А. Петровского и Б.М. Бим-Бада, увеличение размеров детско- взрослых образовательных общностей способствует гармонизация отношений между поколениями, созданию совместной картины мира, приобщению к культуре. При этом, вероятно, развиваются субъектные отношения ребенка и к себе, и к обществу.
Как писал К.Д. Ушинский: «В основании особенной идеи воспитания у каждого народа лежит, конечно, особенная идея о человеке, о том, каков должен быть человек по понятиям народа в известный период народного развития. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях». Вот почему, решая вопросы духовно-нравственного воспитания в обществе, как нам кажется, необходимо направлять его на формирование ценностей межкультурных, но вот конкретные приемы воспитания должны значительно варьироваться в зависимости от принятых в культуре разных народов способов народной педагогики.
В условиях взаимодействия школы с семьей, семья как субъект образования выступает и в качестве индивидуально неповторимой единицы, и как часть родительской общности, включенной в целостную психологическую реальность.
Известно, что семья оказывает социализирующее воздействие на ребенка, определяя модели его поведения, которые позволяют вести себя в соответствии с принятыми в данной социокультурной среде и усвоенными личностью шаблонами. В роли норм-образцов выступают, в частности, семейные ритуалы, повторяемые ситуации повседневной семейной жизни. Семья определяет и нормы поведения ребенка, которые определяют его ценностную направленность. При этом семейная картина мира выполняет адаптивную и социализирующую функции для ребенка через механизм семейной идентичности. Семья является той изначальной социальной матрицей, внутрь которой уходят корни личности и откуда берутся ее истоки.
Влияние семейной среды на развитие мировоззрения ребенка изучали М. Черноушек, И.В. Гребенников Они рассмотрели этот процесс с точки зрения эмоционального климата семьи, социокультурных особенностей (образовательный уровень и социальный статус родителей), технико- гигиенических и социально-экономических характеристик (имущественные отношения, занятость на работе), демографических параметров (структура семьи).
Включение семьи в образовательную среду школы как активного субъекта, оптимизирует, как показано в работе В.Р. Миляевой, выполнение семьей своих традиционных воспитательных функций.
Е.Н. Землянской, выделяет главную форму партнерства семьи и школы как двух значимых социальных институтов, предполагающих воспитание младших школьников – проектный метод.
В ходе выполнения проекта родитель выступает одновременно в нескольких ролях:
• отслеживает выполнение плана;
• решает оперативные вопросы;
• помогает в предварительной оценке проекта;
• участвует в подготовке презентации.
Методами социального партнерства можно считать:
· метод переговорного процесса;
· метод социального заказа;
· метод гуманитарной экспертизы;
· метод рефлексивного управления, обеспечивающих развитие партнерских отношений.
Социальное партнерство реализуется по мере необходимости и с целью профилактической работы по воспитанию детей младшего школьного возраста.
Эффективность взаимодействия семьи и школы отражается через следующие аспекты:
· заинтересованность в качестве и результатах образования;
· способность адекватно оценивать свой потенциал;
· видение своей роли во взаимодействии.
По мнению педагогов, понимание партнерства включает:
· доверие родителей к классному руководителю, желание понять ребенка в разных ситуациях;
· совместный анализ проблем учеников, ситуации в классе.
В системе партнерства семьи и школы реализуется задача, отражающая повышение воспитательного потенциала обоих социальных институтов в контексте воспитания духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста.
Партнерство на сегодняшний день рассматривается с позиции инновационного похода к проблеме семейного воспитания, требования к организации психолого-педагогического всеобуча родителей, взывает острую необходимость разработки качественно новой системы, которая обеспечит рост общей и педагогической культуры личности родителей как базовой основы повышения воспитательного потенциала семьи.
Итак, в рамках воспитания духовно-нравственной культуры младших школьников возможно партнерство семьи и школы, осуществляемое в виде родительских собраний, «Круглых столов», конференций (коллективные формы), педагогические беседы (индивидуальная форма).
К нетрадиционным формам общения педагогов с родителями в процессе духовно-нравственного воспитания относятся использование элементов развлечений, игровое моделирование, совместные практикумы, проективная деятельность, форумы, проекты и т.д.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи
Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где ссоры и перебранки возникают по всякому поводу и без повода. Немало семей существуют только формально, в них супруги живут каждый сам по себе и воспитательный вклад отца настолько незаметен, что его можно не принимать во внимание. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной («нормальной», как говорят педагоги дошкольного учреждения, школы), а, по сути, она псевдо-солидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет участия, внимания и взаимного уважения друг к другу. Можно предположить, что в такой семье неуютно всем, но особенно страдают дети с их хрупкой психикой, большой впечатлительностью. В последние годы в нашей стране появляются семьи, в которых родители озабочены проблемами карьеры, «делания» денег, где дети не желанны и заброшены, отодвинуты на предпоследнее место в иерархии ценностей папы и мамы, а эмоциональные связи между поколениями едва просматриваются.
Семьи, где имеются явные дефекты воспитания, принято называть неблагополучными (М.И. Буянов). А сами дефекты могут быть разные: от полного эмоционального отторжения (воспитание «по типу Золушки»), гипоопеки (безнадзорности) до гиперопеки (гиперпротекции), когда ребенка растят и лелеют в оранжерейных условиях, «сдувают пылинки».
Итак, полная семья еще не является гарантом полноценного воспитания ребенка. Что уж говорить о неполной?! Однако не будем торопиться с преждевременными выводами: в современной неполной семье немало вариантов воспитания и не все они отрицательные.
Каковы бы ни были причины развода, от его последствий в той или иной степени страдают все члены распавшейся семьи, и это осложняет процесс воспитания. Положение усугубляется тем, что бывшим супругам не удается сохранить нормальные отношения, столь важные для полноценного развития ребенка. Часто мать (вопреки семейному законодательству) препятствует не только участию отца в воспитании ребенка, но даже эпизодическим встречам. Утрата возможности более или менее регулярно общаться с родителем, покинувшим семью, по мере необходимости прибегать к его помощи, сочувствию, одобрению травмирует психику ребенка. Еще больший урон его развитию наносится, если родители после распада семьи не скрывают своего недоброжелательного отношения к друг другу, втягивают ребенка в орбиту взаимных обвинений, стараются «обелить» собственное поведение в его глазах. Родители, пытающиеся убедить ребенка в том, что вина за распад семьи лежит на совести бывшего супруга, лишь усиливают эмоциональное неблагополучие ребенка. Когда взросление ребенка происходит в обстановке неприязни и вражды между расставшимися родителями, то оно нередко превращается в противоборство между цельностью характера и изворотливостью, силой духа и малодушием, лживостью, притворством. Поэтому родительский долг, ответственность перед собственными детьми требуют от супругов расставаться достойно, не идти на поводу своих амбиций, ущемленного самолюбия.
Психологи (З. Матейчек, X. Фигдор и др.) отмечают, что драма развода сказывается на психике женщины, в результате чего при самых благоприятных педагогических намерениях она не всегда может их реализовать. Прежде всего, она (как женщина, создавшая материнскую семью) испытывает на себе и на своих детях в той или иной степени социальную дискриминацию, которая проявляется в прямом осуждении, скрытом пренебрежении окружающих людей, их стремлении отнести оставшихся без отца детей к обездоленным, заведомо трудным, с различными отклонениями в поведении. В устах профессиональных педагогов (дошкольного учреждения, школы и т.д.) выражение «ребенок из неполной семьи» часто имеет подтекст «Что хорошего можно от него ожидать»? Иногда эта проблема обсуждается персоналом дошкольного учреждения в присутствии ребенка, что больно ранит его самолюбие, лишний раз подчеркивая, «что он не такой, как все».
А у ребенка и так достаточно причин для огорчений, горьких размышлений. Лишившись постоянного общения с отцом, он теряет долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Ребенка волнует, будет ли он видеть папу, станет ли тот навещать его, приносить подарки, как объяснить воспитательнице в детском саду, почему папа не приходит за ним и т.д. К этим размышлениям прибавляется тревога: а вдруг мама разлюбит и его, как она разлюбила папу? Тоскуя об отце, малыш нередко упрекает маму за то, что она «ругала папу, прогнала его». Иногда ребенок считает себя виноватым в том, что папа ушел из семьи. В семье на гране развода ссоры и конфликты между супругами буквально «висят в воздухе», и поводом (не причиной!) к ним становится ребенок: как оделся, почему заболел, отчего до сих пор не спит и т.д. Малышу трудно разобраться в отношениях родителей, понять подтекст их ссор, ему кажется, что он причина размолвок, значит, на нем лежит вина в том, что папа не захотел жить в одном доме с мамой и с ним.
Ребенку трудно перестроиться с привычных семейных отношений, когда он «маневрировал» между родителями, находя утешение, ласку, а иногда и защиту от одного в объятиях другого. Это во многом уравновешивало эмоциональное состояние ребенка. Оставшись вдвоем с мамой, родительская «власть» которой неизмеримо возросла, ребенку не к кому обращаться «за правдой», когда ущемлены его «права», интересы, желания.
Как показывают исследования (Е.П. Арнаутова, А.И. Захаров, Е.И. Кульчицкая и др.), не менее сложно протекает развитие ребенка при повторном браке матери (отца). В семьях, где появился отчим (мачеха), у ребенка наблюдаются различные отклонения в эмоциональной сфере, ухудшаются его отношения с матерью (отцом). Родители не всегда замечают переживания ребенка (а он не умеет их высказать), поэтому не пытаются и к тому же зачатую не умеют установить правильные взаимоотношения с ним.
В других неполных семьях, особенно в материнских, где женщина сделала сознательный выбор «родить для себя», складывается иная воспитательная ситуация. Матери испытывают обостренное чувство долга, обязанности, ответственности (гиперсоциальность) за воспитание ребенка, поскольку рассчитывать приходится только на свои силы. Чувствуя свою несостоятельность в супружестве, женщина стремится самоутвердиться как мать, поднять свой статус в собственных глазах и в мнении окружающих. Своим поведением, активной воспитательной позицией мать доказывает себе и окружающим, что она может вырастить своего ребенка, обеспечить ему полноценное развитие, дать хорошее образование. Все свое внимание, жизненные интересы концентрируются на ребенке. Мать чутко и иногда болезненно реагирует на советы педагога (дошкольного учреждения, школы), его замечания в адрес ребенка. У такой матери зачастую своя «культурная программа» воспитания: куда сводить ребенка, что показать, какие книги читать. Как правило, ребенок получает дополнительное образование, посещая спортивные секции, студии, кружки.
ДЕТИ: ОДИН ИЛИ МНОГО?
Более 60 лет назад А.С. Макаренко ратовал за семью с несколькими детьми, поскольку такая семья представляет собой коллектив, где воспитателями выступают не только родители, но и дети по отношению к друг к другу.
Сегодня нет однозначного подхода к этой проблеме: есть плюсы и минусы в воспитании и единственного ребенка, и нескольких детей. Несомненно, что для развития ребенка полезнее, когда у него в семье есть партнеры по играм, занятиям, развлечениям, чем их отсутствие и одиночество.
Данные современной психологии говорят о ряде положительных черт в развитии единственных детей: они более зрелы душевно, искуснее в отношениях со взрослыми, как правило, имеют богатый кругозор. Родители единственного ребенка имеют больше возможностей (в том числе и материальных) для развития его способностей в силу того, что внимательны к его внутреннему миру, переживаниям. Будучи ближе к ребенку, родители оказывают более ощутимое влияние на его развитие, чем в других семьях, где в поле зрения мамы и папы находятся несколько детей. Но в единственных детях ярче проступают эгоистические наклонности, они больше наступают, чем уступают, а сегодня так важно быть терпимее к людям, уметь пойти им навстречу, проявить внимание и заботу!
Подумайте, почему среди единственных детей часто встречаются дети с неврозами.
Старшие и младшие дети выступают по отношению друг к другу в ролях обучающих и обучаемых, воспитывающих и воспитываемых. Старшие дети по авторитету часто превосходят и родителей. Старшие направляют развитие, интересы младших, многому учат их, причем часто более успешно, чем родители. Младшие дети, «наступая» старшему на пятки, стимулируют его развитие: иначе рухнет авторитет!
Однако воспитание нескольких детей в семье не столь безоблачно, как кажется на первый взгляд. Из проблем, которые возникают в многодетных семьях, самые невинные, когда младшие не хотят поднашивать вещи старших, играть в их игрушки и т.п. Или «бунт» старших, отказывающихся быть «нянькой» у младших, и их жалобы на то, что брат (сестра) «вечно мешает» и т.д. Иной характер проблем, когда дети начинают соперничать друг с другом. Это случается, если ребенок стремится проявить себя лучше, ярче в том, что получается у брата или сестры (например, обыграть в шахматы, стать запевалой в семейном хоре). Задача родителей помочь ребенку утвердиться в своих стремлениях, добиться результатов, но так, чтобы никто не был обойденным и униженным. Если упустить контроль за соперничающими детьми, то это может привести к нарушению взаимоотношений между ними, развитию примитивных межличностных реакций (зависть, амбиция, злорадство, агрессия). К сожалению, каждый сможет привести примеры из художественной литературы, окружающей жизни, когда пущенное родителями на самотек соперничество детей завело последних так далеко, что, повзрослев, они не испытывают родственных чувств друг к другу.
Наиболее распространенная тактика воспитания близнецов основана на максимальном сближении детей: подчеркивается сходство и игнорируются различия, присущие и монозиготным (однояйцевым) и дизиготным (разнояйцевым) близнецам. Родители стремятся к одинаковости во всем: одежде, игрушках, содержании и методах воспитания. Постоянное подчеркивание сходства детей стимулирует у них стремление быть во всем одинаковыми, играть «роли близнецов», что может привести к развитию некоторых сходных психологических признаков и торможению становления индивидуальных. Следует, напротив, предупреждать формирование у близнецов чрезмерной взаимозависимости и взаимодополняемости. Необходимо расширять круг их общения с другими людьми. Прежде всего, сами родители должны заниматься с каждым ребенком (а не со всеми вместе), стимулировать их общение со сверстниками, поощрять игры близнецов с разными товарищами. Если в семье с разновозрастными детьми может быть обращение «Дети», то каждого из близнецов следует звать по имени. Целесообразно предлагать близнецам индивидуальные задания, чтобы каждый нес персональную ответственность за его выполнение: «Я сделал!»
Таким образом, воспитательные возможности семей с близнецами чрезвычайно разнообразны. Наиболее предпочтительна тактика воспитания, основанная на «курсе индивидуализации», на максимальном внимании родителей к развитию каждого ребенка близнецового коллектива с учетом потребностей, особенностей, интересов малыша.
ДЕТИ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ
Среди «отказных» (брошенных матерями в родильном доме) детей многие имеют врож-денные психические и физические аномалии, как следствие зачатия партнерами в состоянии опьянения или использования будущей матерью различных повреждающихсредств для преры-вания беременности. Дети, помещенные в детские дома, перегружены психопатологической наследственностью, в первую очередь это умственная отсталость и шизофрения.
Многие дети-сироты являлись объектом неправильного вредного воспитания в семье (безнадзорность, гипоопека). Большинство семей, где дети лишены попечения родителей, характеризует вопиющее социальное неблагополучие: низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство окружающих близких людей, аморальный образ их жизни, скандалы и драки, а также проживание с тяжело психически больными родственниками.
У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.
Вспомните из курса дошкольной педагогики, что вы знаете о семейном детском доме, о «детской деревне». Из периодической печати подберите материал об открытии приютов в нашей стране.