термин означает распознавание состояния определенного объекта путем регистрации его параметров
Трактовка термина «психодиагностика».
Трактовка термина «психодиагностика».
Термин ПД (от гр. Diagnosis) означает «распознавание».
ПД рассматривается и как теоретическая дисциплина, и как экспериментально-практическая.
Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы и инструменты оценки и измерения личностно-психологических свойств личности.
«психодиагностика» подразумевает распознавание состояния определенного объекта путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.
2. Задачи и области применения психодиагностики.
1) установление наличия определенных свойств или особенностей поведения у того или иного человека 2) определение уровня развития определенного свойства, его выражение в определенных количественных и качественных показателях 3) описание психологических и поведенческих особенностей человека 4) сравнение степени развитости изучаемых свойств у отдельных людей
1) в целях оптимизации обучения и воспитания
– диагностика психологической готовности к школе
— контроль за личностным и интеллектуальным развитием ребенка
— выявление учащихся, с которыми необходимо проводить психокоррекцию интеллектуальной сферы
— отбор в специальные классы и школы
— диагностика стиля деятельности учителя,
— решение разнообразных проблем межличностного общения – конфликты, социальный статус и др.
2) в медицинских учреждениях
– изучение индивидуально-психологических особенностей больного, оказывающих влияние на возникновение, течение и исход психического или соматического заболевания,
— Оценка эффективности терапии
3) использование ПД для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности
— профотбор, профконсультирование, организация профобучения, определение профпригодности (соответствие психологических особенностей работника требованиям профессии)
4) в судебно-психологической экспертизе
— психологические особенности личности преступника ( возможности адекватно воспринимать, сохранять в памяти информацию, рассуждать)
— психологические предпосылки преступления
— достоверность показаний свидетелей
— психологические условия и факторы деятельности судьи и др. участников судебного процесса,
5) консультирование и психотерапевтическая помощь
Предмет психодиагностики как науки. Подходы в изучении и распознавании.
Предметом изучения в рамках дисциплины являются факты и закономерности психического развития человека в онтогенезе.
При этом предмет можно представить тремя составляющими:
´ 1) изучение особенностей процесса психического развития;
´ 2) психологическая характеристика единицы развития –возраст (период развития);
´ 3) изучение факторов, условий, движущих сил, законов психического развития
• Номотетический подход (от лат. norma – образец) ориентирован на открытие общих законов, справедливых для любого конкретного случая. Он предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой.
• Идеографический подход (от греч. idea + gramma – идеограмма) основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании. Он ориентирован на описание сложного целого – конкретной личности. Идеограмма представляет собой не что иное, как письменный знак, означающий целое понятие, а не букву языка.
Вопрос. Требования к психодиагностическим методам и методикам.
Тесты способностей
Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей.
Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение многими видами деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.
В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.
По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.).
В тестировании способностей выделяют:
1.тесты специальных способностей;
2.тесты общих способностей (тесты интеллекта);
3.комплексные батареи способностей.
Тесты специальных способностей направлены на измерение способностей к определенным видам деятельности. Используются при решении задач в области профотбора и профориентации.
В зарубежной литературе принято квалифицировать специальные способности по двум основаниям:
1.по видам психических функций (моторные, сенсорные),
2.по видам деятельности (технические и профессионализированные, то есть соответствующие той или иной профессии: артистические, художественные). В соответствии с этими группами разрабатываются методы диагностики.
Комплексные батареи способностей направлены на измерение относительно независимых способностей. Используются при решении задач в области образования и профориентации, особенно при консультировании по вопросам выбора специализации в образовании или профессии.
Тесты достижений
Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной,
спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество и разнообразие.
Тесты школьных достижений являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте.
Профессиональные тесты достижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные.
Выделяют две группы тестов достижений:
1.широкоориентированные тесты достижений;
2.тесты достижений по конкретным учебным предметам.
Широкоориентированные тесты достижений ориентированы на оценку навыков по основным целям обучения (например, тесты на понимание научных принципов).
Тесты достижений по конкретным предметам (достижения в чтении и математике) ориентированы на оценку усвоения элементов учебных программ, конкретных тем, уровня владения навыками (например, счетными).
Такие тесты выполняют несколько функций:
1.выступают как средство оценки знаний,
2.выявляют недостатки обучения,
3.подсказывают направление последующего обучения,
4.обеспечивают мотивацию учащегося,
5.помогают приспособить обучение к потребностям индивида,
6.дают информацию об уровне знаний, усвоенных учащимися.
Личностные тесты.
Направлены на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности – мотивации, интересов, эмоций, отношений, а также особенностей поведения индивида в определенных ситуациях.
— тесты действия – простые четко структурированные процедуры, с возможностью правильного ответа;
— ситуационные тесты – предполагают выбор испытуемым образа поведения в сложной социальной ситуации, близкой к реальной (диагностируется склонность к асоциальному поведению или к стабильным, устойчивым решениям).
Требования к психологическому заключению.
· 1) Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации.
· 2) Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики.
· 3) В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком.
· 4) Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.
· 5) В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как:
• характер контакта испытуемого с психологом;
• нестандартные условия тестирования;
Эксперимент
Трактовка термина «психодиагностика».
Термин ПД (от гр. Diagnosis) означает «распознавание».
ПД рассматривается и как теоретическая дисциплина, и как экспериментально-практическая.
Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы и инструменты оценки и измерения личностно-психологических свойств личности.
«психодиагностика» подразумевает распознавание состояния определенного объекта путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.
2. Задачи и области применения психодиагностики.
1) установление наличия определенных свойств или особенностей поведения у того или иного человека 2) определение уровня развития определенного свойства, его выражение в определенных количественных и качественных показателях 3) описание психологических и поведенческих особенностей человека 4) сравнение степени развитости изучаемых свойств у отдельных людей
1) в целях оптимизации обучения и воспитания
– диагностика психологической готовности к школе
— контроль за личностным и интеллектуальным развитием ребенка
— выявление учащихся, с которыми необходимо проводить психокоррекцию интеллектуальной сферы
— отбор в специальные классы и школы
— диагностика стиля деятельности учителя,
— решение разнообразных проблем межличностного общения – конфликты, социальный статус и др.
2) в медицинских учреждениях
– изучение индивидуально-психологических особенностей больного, оказывающих влияние на возникновение, течение и исход психического или соматического заболевания,
— Оценка эффективности терапии
3) использование ПД для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности
— профотбор, профконсультирование, организация профобучения, определение профпригодности (соответствие психологических особенностей работника требованиям профессии)
4) в судебно-психологической экспертизе
— психологические особенности личности преступника ( возможности адекватно воспринимать, сохранять в памяти информацию, рассуждать)
— психологические предпосылки преступления
— достоверность показаний свидетелей
— психологические условия и факторы деятельности судьи и др. участников судебного процесса,
5) консультирование и психотерапевтическая помощь
Понятие «Метод», «Методика»
Психодиагностика, как область научного исследования.
История развития психодиагностики.
Психологическая диагностика как отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а также выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.
Эти функции выполняются для решения практических задач и объединяются понятием «постановка психологического диагноза». Слово «диагноз» (от греч. diagnosis) означает «распознавание», «обнаружение».
Согласно современному общенаучному преставлению, под термином «психодиагностика» подразумевается распознавание состояния определенного объекта путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении (см. приложение 1).
Хотя история психологической диагностики насчитывает довольно длительный срок, термин «психодиагностика» появился только в начале ХХ века. Его распространение связано с именем швейцарского психолога, ученого и врача Г. Роршаха. В 1921 году вышла в свет его книга под названием «Психодиагностика». Монография была посвящена возможности распознания психических отклонений с помощью интерпретации чернильных пятен, или как называл их сам Г. Роршах – клякс (см. приложение 2).
Можно заключить, что, несмотря на разнообразие источников, лежащих в основе становления психологической диагностики, психодиагностика сформировалась как самостоятельная прикладная психологическая дисциплина. Развитию психологической диагностики способствовали потребности в обществе, прежде всего развитие промышленности, образования, медицины, военного комплекса в более точных количественных методах оценки признаков свойств личности. Исходные позиции разных авторов при построении психодиагностического инструментария различны.
Современная психодиагностика используется в медицине и образовании, управлении персоналом и профориентации, прогнозировании социального поведения (разводов), судебно-медицинской экспертизе, психологическом консультировании, психологии личности и межличностных отношений и т.д.
Психодиагностика как теоретическая дисциплина, опираясь на положения психологии и социальной психологии, разрабатывает принципы и методы постановки психологического диагноза, как практика – это специфическая форма деятельности по постановке диагноза (выявления свойств, характеристик, типов и т.д.).
Профессионально – этические аспекты психодиагностики.
«Объектом» изучения в психологии являются люди. Изучение людей в корне отличается от исследования объектов физического мира, однако только в конце ХХ в. ученые-психологи начали вырабатывать уважительный подход к людям, которые принимают участие в их экспериментах, т. е. стали задумываться об этических нормах, которые должны соблюдать психологи. Разработкой этических норм и стандартов занимаются профессиональные общественные организации, объединяющие психологов разных стран.
Практическая психодиагностика — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи к психодиагностике и к психодиагностам предъявляют ряд социально-этических требований (см. приложение 3).
Понятие «Метод», «Методика»
Как любая научная дисциплина психодиагностика имеет методологическую основу, определяющую конкретные практические методы исследования. Методология – это совокупность основных фундаментальных принципов науки. Психодиагностика базируется на теоретических положениях общей психологии, ее отраслей (предметных областей), положениях социальной психологии, а также использует данные психометрики.
Целесообразно разделять понятия «метод», «методика» и «техника диагностирования». Под методом следует понимать универсальный способ познания и описания явлений действительности, в основе которого лежит определенный теоретический принцип. Под методикой – совокупность технических способов и средств, модифицирующих данный метод своеобразием, последовательностью и взаимосвязью этих способов и средств.
Методика всегда «привязана» к изучению какого-либо конкретного предмета в отличие от метода, который носит более общий и, следовательно, универсальный характер. Методика содержит доступные для пользователя критерии фиксации диагностической информации, обоснование этих критериев и их интерпретацию. Иначе говоря, методика – это уже решенная психодиагностическая задача, имеющая способы получения информации, возможные ее варианты, значение этих вариантов. Многие методики в психологии носят имена их авторов (тест Роршаха, диагностики межлич-ностных отношений Лири и т.д.).
Под техникой диагностирования принято понимать совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода (например, приемы статистического анализа, контроля надежности информации, измерения количественных характеристик и т.д.).
Термин означает распознавание состояния определенного объекта путем регистрации его параметров
1. Первым организатором Королевской лаборатории для измерения индивидуальных отличий людей на уровне сенсорной чувствительности был …
2. … – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделения из сообщества, оформления ее отдельности, уникальности и неповторимости.
3. В классификации методов дифференциальной психологии по активности воздействия выделяют …
4. Характер человека …
5. Основателем центрированной на клиенте психотерапии считается …
6. Термин «…» означает распознавание состояния определенного объекта путем регистрации его параметров и соотнесения их с некоторой диагностической категорией.
7. … – это культурный феномен, позволяющий сохранять постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности, усвоенные индивидом.
8. У истоков Я-концепции в психологии стоял …
9. … – это уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.
10. Коэффициент интеллектуальности (IQ) – это показатель …
11. Осознание ребенком своей гендерной идентичности включает в себя …
12. Формально-динамическая модель личности А. Либина включает в себя …
13. Методы, используемые дифференциальной психологией, можно условно разделить на общенаучные, психогенетические, … и психологические.
14. В классификации методов дифференциальной психологии по виду используемого опыта выделяют … методы.
15. … уровень саморегулирования поведения – это растянутый во времени процесс, который обеспечивает координацию всей личности в целом и связан с планированием личностных изменений, с самовоспитанием личности.
16. В реализации психодиагностического метода вспомогательные методы, такие как опросники и тесты (задачи и вопросы), выполняют роль …
17. … – это устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная личными качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам.
18. Согласно классификации уровней морального развития сознания личности на уровне конвенциональной морали …
19. … уровень саморегулирования поведения – это саморегулирование, имеющее четкие временные границы и осуществляющееся в процессе конкретного поведенческого акта.
20. … – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.
21. Разработчиком метода ранжирования и автором термина «тест умственных способностей» является…
22. Основателем дифференциальной психологии принято считать …
23. Крайние формы отклонения личности от основных социальных требований – это …
24. … – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
25. Согласно классификации уровней морального развития сознания личности на автономном уровне морали …
26. … – это представление об основном результате или событии, которое должно произойти в жизни, интегрирующем все частные события и оправдывающем человеческое существование.
27. Первые качественные исследования индивидуальных отличий проявления психики в поведении людей относятся к …
28. В философской и психологической литературе общепринято выделять три главных уровня развития морального сознания личности: …
29. Первыми, кто обратил внимание на возможность применения теории вероятности к социально-психологическим явлениям, были А. Кетле и …
30. … – система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Дружинина В.Н. (ред.) Современная психология
Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 57789
7.4. Психодиагностика
7.4.1. Введение
Психодиагностика — область психологической науки, разрабатывающей методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека, и психологической практики, в ходе которой используются те или иные психодиагностические методы и методики для постановки диагноза конкретному человеку.
Термин «психодиагностика» заимствован психологией из медицины (точнее — психиатрии) и означает распознавание состояния определенного объекта путем регистрации его параметров и соотнесения их с некоторой диагностической категорией (постановка диагноза), позволяющей спрогнозировать дальнейшее развитие событий и наметить пути воздействия для достижения нужного результата. Объектом психодиагностики является человек, обладающий психикой.
Психодиагностика как теоретическая и экспериментальная дисциплина направлена на создание концепции измеряемого психического свойства, включающей описание теоретического конструкта измеряемого свойства, нахождение его эмпирических индикаторов и разработку методов регистрации этих индикаторов, проверку надежности и валидности действующих методик, создание процедур интерпретации получаемых данных.
В состав психодиагностики входит диф-ференциальная психометрика — наука об измерении различных психических свойств. Результатом деятельности в данном направлении является оценка возможности измерения различных психических свойств и создание адекватных процедур их измерения.
Как теоретическая дисциплина психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, с помощью которых осуществляется переход от признаков, или индикаторов, определенных психических качеств, структур, состояний или процессов к наличию и/или выраженности этих психологических переменных у объекта исследования.
620
7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
Психодиагностика в переводе с греческого означает «познание различий души». Термин стал известен в научном обиходе после выхода н свет и 1921 г. книги Г. Рор-шаха «Психодиагностика». Первоначальный смысл этого термина заключался в постановке психиатрического диагноза, нахождении отклонений от нормального функционирования или развития. Во многом такой смысл сохраняется и в современной психодиагностике как некоторой области психологической практики, занимающейся постановкой психологического диагноза отдельному человеку или группе людей с использованием психодиагностических методик.
Основным методом психодиагностики как науки является дифференциально-диагностическое исследование — комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции (нахождение скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических признаков, по которым можно судить о заданном свойстве, на создание и испытание методик регистрации обнаруженных признаков. Результатом работы в данном направлении считается разработка и/или внедрение в пратику психодиагностических методик.
В отличие от дифференциально-диагностического исследования в ходе психодиагностической практики проводится обследование испытуемых с использованием уже разработанных психодиагностических методов и методик, результатом чего является получение информации о психических свойствах и особенностях конкретных людей.
По способу получения психодиагностической информации психодиагностические методики разделяются на объективные, стандартизированные испытания, или тесты, и на клинические методы, ориентированные на «понимание», интерпретацию (например, клиническая беседа, слабостандартизированные проективные методики и т. д.). Такого рода методы иногда называют экспертными, поскольку их применение требует высокой квалификации и опыта проведения. Отличие этих типов методик отражает различие в подходах к
описанию и измерению психической реальности. В первом случае преобладает количественный подход, предписывающий использование жестко фиксированных эмпирических признаков и процедур к разным испытуемым для выявления определенного психического качества; во втором — качественный, допускающий использование различных признаков и процедур для выявления одного и того же качества. При этом последний подход часто оказывается более точным, поскольку вариативность поведения в значительной мере зависит от состояния человека и ситуации, в которой он находится; неучет ситуационных переменных приводит к артефактам, а не к получению психодиагностически значимой информации.
7.4.2. Краткая история психодиа гное тики
Разнообразные аналоги психодиагностической практики можно найти в древней истории. Примером может служить процедура приема человека на государственную службу в древнем Китае более 3000 лет назад, где претендента подвергали различным испытаниям, главным из которых было знание определенного количества иероглифов. Древние греки, например пифагорейцы, сочетали обучение в своей школе с проверкой полученных знаний. В средневековье в университетах для присвоения ученых званий и степеней необходимо было сдавать соответствующие экзамены. Однако следует заметить, что большинство описанных психодиагностических практик возможно соотнести лишь с критериальным тестированием, для которого характерно сопоставление достижений человека с четким внешним, объективным критерием.
Как самостоятельная наука психодиагностика основывалась на двух дисциплинах: психологии экспериментальной и дифференциальной. Из экспериментальной психологии были заимствованы экспериментальные процедуры, позволяющие фиксировать те или иные психические особенности. Так, в конце прошлого века акцент в экспериментальных исследовани-
622
7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
в Станфордском университете (шкала Станфорд-Бине); там же В. Штерн предложил использовать коэффициент интеллекта IQ, определяемый как отношение между умственным и фактическим возрастом, умноженное на 100%.
Другим направлением развития психодиагностики стала разработка личностной психодиагностики. Началом такого тестирования можно считать использование Э. Крепелиным и Р. Соммером методики свободных ассоциаций для обследования больных с психическими отклонениями (по: [Анастази, L982]). Ассоциативный эксперимент стимулировал появление ряда проективных методик типа «Незаконченные предложения». В 1928 г. А. Пейн впервые использовал ответы при «завершении предложений» для изучения личностных особенностей. Но самой популярной проективной психодиагностической методикой стал тест «Чернильные пятна» Г. Роршаха. Он предъявлял людям с различными психическими нарушениями чернильные пятна, оставленные на бумаге, и выяснял, какие ассоциации они вызывают. Обобщив полученные результаты, Роршах пришел к выводу, что существует связь между даваемыми ответами и характером психического заболевания.
Исходным вариантом личностных опросников можно считать листок личностных данных Р.С. Вудвортса, разработанный им в годы первой мировой войны и предназначенный для первичного выявления людей, страдающих неврозами и непригодных для несения военной службы. Впоследствии этот «листок» послужил основой для создания опросника по эмоциональной регуляции.
7.4.3. Методы психодиагностики
Подробно рассказать о всех методах и методиках психодиагностики или просто назвать их не представляется возможным, так как их количество в настоящее время превышает 2000. Однако среди них есть ограниченное число общеизвестных методик, определяющих в целом облик психодиагностики. Приведем некоторые из них и изложим основания для классификации
психодиагностических методик (более широкий их перечень и краткое описание см.: (Бурлачук, Морозов, 1989]).
Наиболее естественным основанием для классификации психодиагностических методик является психологическое содержание измеряемого свойства. Однако определение понятия «свойства» достаточно проблематично. Можно назвать два аспекта этой проблемы: содержательный и психометрический.
Содержательный аспект данной проблемы предусматривает рассмотрение трех основных точек зрения на понятие психического свойства [Witzlack, 1977]. Первая — гипотеза идентичности — предполагает, что психические свойства — это свойства (особенности) поведения, всего лишь термин для обозначения параметров поведения; вторая — гипотеза абстракции — рассматривает психические свойства как генерализованную реакцию, как обобщение отдельных форм поведения; третья — гипотеза диспозиции — предлагает считать психические свойства диспозициями поведения, причинами, детерминирующими, направляющими и регулирующими поведение, возможно, имеющими свою физиологическую природу. Проблема усугубляется еще и тем, что поведение есть функция и личности, и ситуации.
Психометрический аспект предполагает рассмотрение различий между свойствам и по характеру измерения их интенсивности. Так, точечные свойства обладают только качественной определенностью. Линейные свойства, или одномерные, имеют определенную интенсивность и могут изменяться лишь в направлении уменьшения или увеличения. В факторную теорию интеллекта (К. Спирмен, Л. Терстон, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк) вводятся понятия «общий интеллект*, «креативность» и др.; при этом учитывается, что данные свойства являются линейными. Однако Ф, Гальтон и В. Вейс считали, что талант либо есть, либо его нет, т. е. они молчаливо признавали талант точечным свойством. По мнению К. Юнга, установка сознания может быть либо экстравертированной, либо интровертированной (точечное свойство); Г. Айзенк же утверждает, что вполне можно определить уровень экстраверсии—интро-
версии (линейное свойство). Многомерные свойства подвержены различным изменениям, поэтому их можно свести к совокупности одномерных. Одномерные свойства можно представить как совокупность точечных свойств.
По типу диагностируемых психологических свойств методики психодиагностики можно разделить на следующие группы: методики диагностики познавательных способностей (оценки особенностей восприятия, памяти, внимания, интеллекта, креативности); специальных способностей (музыкальных, актерских, технических, деловых качеств и т. д.); личностных черт; самосознания; индивидуального сознания; мотивационной сферы; межличностных отношений и др. [Общая психодиагностика, 1987; Анастази, 19821.
Другим критерием классификации психодиагностических методик является мера «объективности—субъективности». В случае объективных методик влияние психодиагноста на результаты минимально; при применении субъективных методик результаты обследования зависят от опыта и интуиции исполнителя.
Проведение обследований с использованием психодиагностических методик требует от психодиагноста выполнения различных технологических операций, что является еше одним основанием для классификации методик [Шмелев, 1996]. Так, выделяют аппаратурные методики диагностики психофизиологических показателей, аппаратурные поведенческие методики, тесты способностей, методики диагностики креативности, личностные тесты-опросники, методики субъективного шкалирования, проективные методики, технику репертуарных решеток, структурированное интервью, клиническую беседу, ситуационное тестирование, различные интерактивные методики (тренинги, «ролевые игры», организационно-деятельностные игры).
Аппаратурные методики диагностики психофизиологических показателей используют: частоту сердечных сокращений, электрокардиограмму, электроэнцефалограмму, функции дыхания, кожно-гальваническую реакцию, критическую частоту слияния мельканий, различные виды миограммы,
плетизмограммы, вызванных потенциалов коры головного мозга и др. Такого типа методики часто применяют для диагностики функционального состояния наряду с субъективными отчетами испытуемого о своем состоянии [Леонова, 1984].
Аппаратурные поведенческие методики. Определение времени простых и сложных сенсомоторных реакций на различные стимулы, диагностика чувства равновесия и психомоторной координации, тремор, точность движений и др. Разновидностью аппаратурных методик являются тесты-тренажеры профессиональных умений: имитаторы полета на самолете, управления движением воздушным транспортом, езды на автомобиле и др. [Кулагин, 1984].
Тесты способностей — это батареи разнообразных заданий типа «меню»: с различными вариантами ответов или «открытые», без возможных вариантов ответов. Часто их называют объективными тестами, поскольку почти всегда известен правильный ответ на то или иное задание и можно объективно знать, правильно оно выполнено или нет. Наиболее известны следующие тесты: шкала умственного развития Станфорд—Вине (IQ), шкалы измерения интеллекта Векслера [Панасюк, 1973], тест структуры интеллекта Амтхауэра [Акимова и Др.,4 1996], прогрессивные матрицы Равена [Лучшие психологические тесты, 1991], тест Вандерлика [Практикум по психодиагностике, 1992], свободный от культуры тест интеллекта Р.Кеттела, тест на концентрацию внимания KLT [Duker, Lienert, 1965], тест на вычеркивание D2 [Brickenkamp, 1972], методика определения объема кратковременной памяти, «Счет с наращиванием» [Марищук, 1984], тест общих способностей GABT и др.
Особое место занимают методики диагностики креативности. В них априори отсутствует правильный ответ; оценка креативности, как правило, определяется по показателю статистической редкости ответа для выборки стандартизации. Наиболее известными являются: Южнокалифорнийский тест интеллекта, тест креативности Торренса (Аверина, Щелбанова, 1996; Воронин, 1994] и методика отдаленных ассоциаций Медника [Галкина, Алексеева, 1993; Воронин, Галкина, 1994].