три параметра оценки хорошей работы
Три параметра оценки хорошей работы
Сегодня я решил поразмышлять о том, чему многие (в том числе и я) уделяют большую часть своей жизни – о работе. Но не просто о работе, а об идеальной работе. В последнее время я часто размышлял над этой темой, так как несколько месяцев метался в поисках хорошей работы. То же самое делала и моя девушка. И сейчас я хочу поделиться своими размышлениями на этот счёт.
Критерии идеальной работы
Но так как идеал труднодостижим, давай попробуем разобраться – какими критериями должна обладать идеальная работа? Для одного главное — это высокая зарплата, для другого – дружный коллектив, третий очень доволен мягким креслом и удобным рабочим столом у окна с потрясающим видом, а четвёртый очень ценит перспективу карьерного роста. У каждого свои критерии. Но, к сожалению, очень редко бывает так, что работа устраивала бы нас по всем параметрам – всегда есть как плюсы, так и минусы. Но, как же оценить эти плюсы и минусы? Я решил подойти к этому делу математически и стал разрабатывать формулу идеальной работы. Это оказалось не так просто – нужно было постараться учесть все факторы.
Для расчёта нам понадобятся критерии «работы нашей мечты». Я взял, на мой взгляд, основные:
1. Зарплата. Думаю, никто не станет спорить, что зарплата зачастую является определяющим фактором при выборе работы. Кроме того, с практически с любыми неудобствами можно мириться, получая за них достойную компенсацию в виде вечнозелёных американских президентов.
2. Коллектив. Никакая работа никогда не будет в радость, если в коллективе разлад и склоки. И, наоборот, в хорошем и дружном коллективе даже самая скучная работа может стать веселее. Или может тебе вообще нравится работать в одиночку – это тоже нужно учитывать.
3. Время в пути до работы. 8-часовой рабочий день может запросто отнимать у тебя и 12 часов в сутки, если твоя работа находится далеко от дома, и тебе приходится тратить на дорогу много времени. В таком случае можно пересчитать это время в деньги, как переработку, и попросить прибавку к зарплате (конечно, если тебе не переплачивают).
4. Перспективы карьерного роста. Возможность быстро подняться по карьерной лестнице может стать весомым плюсом при оценке работы.
5. Свобода действий. Здесь подразумевается любая свобода – можешь ли ты приходить и уходить когда захочешь, заниматься какими-то личными делами в рабочее время, самостоятельно принимать решения, или даже пить пиво в трусах прямо на рабочем месте. Ну а если при опоздании на минуту тебе ставят прогул, и для того, чтобы уйти на час раньше с работы, тебе нужно за неделю написать заявление, подписать его в десятке кабинетов и согласовать с коллегами – ни о какой свободе речь не идёт.
6. График работы. Кто-то любит пятидневку, кто-то сутки через трое, кому-то вообще всё равно… Графики работы бывают разные, и только тебе решать – какой график тебя устраивает, а какой – нет.
7. Процесс. Если ты получаешь удовольствие от процесса – то остальные факторы могут быть не особо важны. Конечно, если процесс работы для тебя – приоритетный критерий в оценке. А если от процесса работы тебя воротит – скажи, что ты вообще делаешь на этой работе? Вероятно, какие-то другие факторы для тебя важнее.
В общем, каждый решает для себя, какие критерии ему брать в расчёт. Я лишь привёл самые основные, на мой взгляд. Хотя, может для тебя важно, чтобы на работе столовая была, где вкусно кормят, или чтоб начальник был рубаха-парень – в таком случае, можешь добавить эти критерии в расчёт.
Определимся с приоритетами
И, так как, для одних важнее зарплата, для других – коллектив, а для третьих самое главное в работе — это возможность посмотреть в рабочее время интересное кинцо, нецелесообразно ставить все критерии на одну чашу весов. Следовательно, стоит расставить приоритеты. Я предлагаю оценить их по 10-бальной шкале. Например, так:
Критерий | Приоритет |
Зарплата | 10 |
Коллектив | 7 |
Время в пути | 5 |
Карьера | 5 |
Свобода | 7 |
График | 2 |
Процесс | 8 |
То есть, оцениваешь важность того или иного критерия конкретно для тебя. Например, размер зарплаты для меня имеет решающее значение – поэтому ставлю 10, а график работы мне не особо важен – ставлю 2 и т.д.
Оцениваем работу
Далее, мы будем оценивать какую-то конкретную работу. Например, можно таким образом сравнить свою нынешнюю работу с предыдущей. Оцениваем удовлетворённость по каждому критерию по 10-бальной шкале.
Критерий | Приоритет | Предыдущая работа | Нынешняя работа |
Зарплата | 10 | 1 | 7 |
Коллектив | 7 | 3 | 7 |
Время в пути | 5 | 9 | 2 |
Карьера | 5 | 1 | 6 |
Свобода | 7 | 6 | 7 |
График | 2 | 9 | 7 |
Процесс | 8 | 3 | 6 |
Считаем результат
Оценки выставлены, теперь переходим непосредственно к расчётам. Для начала, условно разделим оценки на отрицательные (от 1 до 5) и положительные (от 6 до 10). Отрицательные оценки будут отнимать баллы, а положительные – прибавлять. И чем больше приоритет и экстремальнее оценка, тем больше баллов будет прибавляться или отниматься (в зависимости от того, положительная оценка или отрицательная). Для этого переведём оценки 10-бальной шкалы в коэффициенты по следующему принципу:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
-5 | -4 | -3 | -2 | -1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Теперь перемножаем приоритет на оценку (коэффициент) по каждому критерию и складываем их между собой.
10*2 + 7*2 + 5*(-4) + 5*1 + 7*2 + 2*2 + 8*1 = 45
По предыдущей работе получилось отрицательное значение, а по нынешней – положительное. Это говорит о том, что предыдущая работа меня в целом не устраивала, а нынешняя – устраивает.
Значения-то мы получили, но много это или мало – непонятно. Поэтому посчитаем в процентах по отношению к минимально возможному значению и к максимально возможному значению. Для начала высчитаем эти значения.
10*5 + 7*5 + 5*5 + 5*5 + 7*5 + 2*5 + 8*5 = 220
Считаем процент недовольства предыдущей работой:
Считаем процент удовлетворения нынешней работой:
В свою очередь, процент недовольства/удовлетворения можно перевести в оценку по 10-бальной шкале:
недовольство | удовлетворение | ||||||||
100-80% | 80-60% | 60-40% | 40-20% | 20-0% | 0-20% | 20-40% | 40-60% | 60-80% | 80-100% |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
То есть, общая оценка по предыдущей работе с учётом моих приоритетов – 4, а оценка нынешней работы – 7.
Формула в общем виде
Мы рассмотрели пример оценки работы по формуле. Формула в общем виде будет выглядеть так:
K = (Пр1*Оц1 + Пр2*Оц2 + … + Прn*Оцn) * 100 / (Пр1*5 + Пр2*5 + … + Прn*5)
Пр1, Пр2, Прn – приоритет определённого критерия
Оц1, Оц2, Оцn – оценка критерия
n – количество критериев
В принципе, оценку можно сразу ставить по шкале -5…+5, но мне показалось, что по 10-бальной шкале привычнее. Но для расчёта нужно использовать именно оценку по шкале -5…+5. То есть, либо сначала ставим по 10-бальной шкале, а потом переводим в шкалу -5…+5, либо сразу ставим по шкале +5…-5.
Если K – отрицательное число, то мы получаем процент неудовлетворённости, если положительное – процент удовлетворённости.
Заключение
Такие вот размышления по поводу идеальной работы. Надеюсь, я смог донести идею доступно, потому как выглядят все эти рассуждения и вычисления слишком заумно и не особо удобоваримо.
Для чего нужны такие сложные вычисления, если можно просто прислушаться к себе и понять – нравится тебе работа или нет? Не знаю. Может для того, чтобы сравнивать более-менее одинаковые работы или что-то в этом духе. Смысл методики расчёта в том, что можно учесть все плюсы и минусы, учитывая их масштабы, и получить трезвую оценку.
Ну а вообще, формулу можно применять не только к работе, а к любой сфере жизни, которую можно оценивать по различным критериям.
В комментариях напиши, смог ли я донести мысль и что ты думаешь по этому поводу. И было бы интересно узнать, на сколько процентов тебя устраивает твоя работа?
На этом всё! Подписывайся и жми кнопки соцсетей!
5 признаков хорошей работы
1. Перспективы
Одну из известных теорий мотивации выдвинул американский психолог Фредерик Герцберг. Согласно его исследованию, факторы, которые мотивируют людей работать, — это признание, ответственность и ощущение своей ценности для компании.
Как можно понять, что вас ценят и признают ваши заслуги? Например, по возможности роста в должности, если не сейчас, то в перспективе, расширению круга задач, денежным поощрениям — за высокие результаты или успешный проект. Если на вашей работе возможностей для развития нет, и ничего кроме устного «Спасибо!» вы не получаете (и то не всегда), то система в итоге дает сбой: дела превращаются в рутину, а стремления двигаться вперед нет.
Как проверить. Представьте себя через три года в той же компании. Вас повысили в должности? Поменялись задачи? Увеличилась ли зона ответственности? Интересно ли вам это?
Если представить на своем примере тяжело, посмотрите на коллег: а какая у них карьерная история? Довольны ли они? Считают ли они, что их оценивают по достоинству?
Если на все эти вопросы ответ «нет», то по этому пункту можно ставить работе минус.
2. Зарплата, которая не ущемляет
Конечно, зарплата — главный фактор, по которому оценивают место работы. И конечно, чем она выше, тем лучше, а предела мечтам нет. Но на что ориентироваться, если говорить не о мечтах, а о реальности?
На рыночный уровень. Ваша зарплата в рынке, выше рыночного уровня или ниже него? А что, если она выше средней по рынку, но ниже зарплаты вашего коллеги на той же должности, о чем вы случайно узнали и очень расстроились? Говорить уместно скорее об отношении к зарплате, а не о ее фактическом размере.
Как проверить. Очень просто. Вам хватает вашей зарплаты на жизнь? У вас есть возможность на этой работе получать больше? А в других местах? Какую зарплату предлагают в вакансиях с обязанностями аналогичными вашим? Вы считаете, что компания платит вам столько, сколько вы заслуживаете?
3. Гарантии и выполнение обязательств
Стабильность для россиян — очень важное качество. Один из опросов на hh.ru показал, что ее ждут от работодателей 60% опрошенных соискателей. В это понятие входит не только официальное оформление, но и социальные гарантии, уверенность в том, что работа не будет создавать проблем с законом — в том или ином виде.
Как проверить. У вас белая зарплата? А есть та самая «уверенность в завтрашнем дне»? Хотели бы вы, чтобы ваши близкие имели работу с такими же гарантиями, что и у вас?
4. Развитие
Развитие может быть и личным, и профессиональным. А лучше — и то, и другое сразу: разочарование от работы, в рамках которой вы не развиваетесь, может быть даже сильнее разочарования от маленькой зарплаты. Вам наверняка встречались примеры, когда люди уходили из престижных компаний, с хороших должностей, отказываясь от довольно высоких зарплат, на условия поскромнее, но с большими возможностями для развития, и объясняли это тем, что «засиделись» и «задыхаются».
Как проверить. Что нового вы узнали за последний год работы? У вас есть возможность обучаться чему-то непосредственно на работе или за счет работодателя? Представьте себя лет через 5-10: в будущем вам пригодятся навыки, которые вы получили на этой работе? Вы можете с гордостью говорить о результатах своей работы?
5. Коллектив, внушающий доверие
Коллег, в отличие от друзей, выбирают — правда, за нас это делают руководители и рекрутеры. И на отношения в коллективе во многом влияют компания и ее руководители. Уважительные и доверительные отношения внутри организации — обязательный фактор, который отличает хорошую работу. Сюда же входит уважение и доверие к руководителю.
Как проверить. Прислушиваются ли коллеги к вашему мнению? Вы можете доверять своему начальнику? Вы готовы попросить совета у коллег, если нужна помощь? Вам есть чему учиться у окружающих? В коллективе здоровая психологическая атмосфера?
Оценка по KPI работников бэк-офиса. Разберем по шагам
Как правило, системы мотивации, основанные на KPI, измеряют ключевые показатели эффективности (KPI работников), поскольку они основаны на SMART-критериях. Поэтому такие системы мотивации удобны для применения к работникам, занятым в центрах прибыли, где есть объективные, а главное – измеримые критерии: объемы продаж, финансовые ключевые показатели эффективности деятельности (KPI работников), сроки и пр., – и работа, основанная на SMART-целях и задачах, имеет конкретный результат. Однако не все виды работ могут иметь такие цели и задачи. Например, как оценить процессную деятельность (не предполагающую достижения конкретного результата), где нет SMART-задач и тех, кто «отдален» от экономических и операционных процессов компании, – «клерков»: секретаря, оператора call-центра, системного администратора службы поддержки, инспектора по кадровому делопроизводству, бухгалтера, кадровика и т.п.? Эти работники (бэк-офис) выполняют рутинные функции, и, в отличие от труда менеджеров, работу «клерков» трудно оценивать. Как оценить качественную сторону работы этой категории персонала?
Ключевые показатели эффективности (KPI работников) — на что следует обращать внимание?
В данном случае необходимо оценивать исполнение функций. В значительной степени это лишь качественная оценка, а, как известно, качественная оценка представляет собой экспертную оценку. Предложенная в статье методика помогает оценивать труд именно с этой стороны.
Каждый руководитель ценит в своих работниках способность выполнять работу быстро и качественно. И сокрушается, когда эти требования не выполняются. Нередко ему приходится мириться с этим и уповать на то, что он когда-нибудь найдет сотрудника получше, но и с новым работником все повторяется. Почему так происходит? Для ответа на этот вопрос углубимся в природу рассматриваемых параметров и их соотношение.
Что такое «скорость работы»? Из физики нам известно, что скорость – это отношение объема работы ко времени ее выполнения. А значит, руководитель оценивает своего работника по трем параметрам: объем работы, время ее выполнения и качество работы.
Таким образом, любую деятельность можно оценивать по трем ключевым показателям эффективности (KPI работников), назовем их «триадой эффективности» (см. приложение):
Причем, каждый руководитель может для себя решить, какую работу он оценивает:
Однако не так-то просто «примирить» скорость работы и качество. Действительно, можно убедиться, что легко реализовать только любые два параметра «триады» и трудно сделать так, чтобы все задачи были выполнены в срок, качественно и в нужном объеме. Такую систему сложно сбалансировать – и в этом ответственность руководителя.
Чаще всего работа выполняется качественно и в срок, но, возможно, это будет не весь объем работы. Нередко сотруднику удается выполнить все задания, но либо со снижением качества некоторых из них, либо с нарушением сроков.
А про ожидания досрочного выполнения всех задач при сохранении превосходного качества начальству можно и вовсе забыть. Мало того, руководители привыкли видеть в способности работника выполнять повышенный объем задач досрочно и с превосходным качеством признаки его недостаточной загруженности, а не одаренности. Не этим ли обусловлен современный кадровый тренд «поиска талантов»? Мечта работодателей о так называемых талантах – это мечта о работниках, которые способны устойчиво выполнять три этих критерия в полном объеме. Согласитесь, их не так-то много.
Сам по себе учет задач и функций – дело творческое. Они имеют разную значимость, а значит, должны быть с разным весом. Кроме того, все ключевые показатели эффективности (KPI работников) могут иметь свой вес в системе (см. табл. 1), который определяет руководитель, исходя из актуальных задач, особенностей труда и пр., выделяя тем самым то, что важнее всего. Например, для отдела подбора важны сроки, а для бухгалтерии – качество.
Итоговая оценка вычисляется как средневзвешенная величина оценок. Это сумма произведений оценки по каждому из ключевых показателей эффективности (KPI работников) и его веса:
35% х 3 + 40% х 4 + 25% х 1 = 1,05 +1,6 + 0,25 = 2,9 (при максимуме – 4 балла)
или
35% х 75% + 40% х 100% + 25% х 25% = 26,25% + 40% + 6,25% = 72,5%
Второй вариант расчета итогового балла этой методики приведен в приложении.
Стоит повториться: естественно, такие оценки грешат субъективизмом. Если объем работы можно определить, да и сроки поддаются измерению, то качество (при отсутствии специализированных измерений, например, числа жалоб клиентов или результатов оценки, проводимой по технологии «тайный покупатель») оценивается субъективно.
Автор статьи предлагает оценить эффективность персонала, провести обучение руководителей и сотрудников, оценку, онлайн оценку персонала, командообразование и бизнес-симуляции.
Алексей Широкопояс — эксперт по развитию персонала, основатель портала КОМПЕТЕНЦИИ /hr-media.ru/ a.shirokopoyas@bis-db.ru; 8-926-210-84-19
Ключевые показатели эффективности (KPI работников) — что повышает объективность методики?
Во-первых, оценочные критерии формулируются особым образом. Это сделано неслучайно: по истечении месяца руководитель не всегда может в деталях вспомнить, какие сроки были нарушены, и сколько дел сотрудник завершил с надлежащим качеством. Однако у него сложилась общая, целостная картина работы подчиненного, написанная «крупными мазками». Такими же «крупными мазками» ему предлагается нарисовать «портрет эффективности» сотрудника.
Во-вторых, объективность методики повышает практика ее применения. Более чем десятилетний опыт использования методики показывает, что эффективность высока в том случае, когда ее заполняют и руководитель, и сам работник. Затем они обсуждают полученные результаты, и это имеет важный смысл:
В-третьих, в силу указанных эффектов обе стороны стремятся к достижению договоренности, что, как сформулировали сатирики, является «продуктом непротивления сторон». Поскольку основное практическое применение этого метода заключается в возможности регулировать месячную или квартальную премию (см. табл. 2), то именно это обстоятельство делает методику ценной, т.к. договоренность приводит к справедливости, а это важнее, чем точность измерений, и мотивирует сильнее, чем математически точный и порой обезличенный учет баллов.
В-четвертых, объективность методики повышается в силу «эффекта масштаба» в случае применения ее во всех подразделениях компании. Данный эффект дает возможность сравнивать результат с объективными данными, а это еще один мощный критерий верификации и источник коррекции результатов. Так, вышестоящий руководитель, получив полную картину оценок по компании (совокупность оценок результативности менеджеров, занятых в центрах прибыли, и оценок эффективности работников центров затрат компании), может сравнить ее с финансовыми и другими объективными ключевыми показателями эффективности сотрудника (KPI работников) эффективности организации в целом. Может получиться, что общая оценка всех работников по методике «Триада эффективности» окажется завышенной по сравнению с объективными ключевыми показателями эффективности (KPI работников) организации. Тогда работодатель вправе своей властью ввести коррекцию при выплате премий.
Из таблицы 2 видно, что у сотрудника Данилина в феврале был отпуск, и в соответствии с политикой компании премия за это время не начислялась. У Широковой наметилась тенденция к повышению эффективности. У других работников эффективность снизилась.
Обратите внимание: выполнение даже 50% плана может быть вознаграждено, тем более что одновременно три ключевых показателя эффективности (KPI работников)«триады» трудновыполнимы, и высокими могут быть два из трех за счет ресурса третьего. В связи с этим любое число менее 50% – тоже определенное достижение.
Ключевые показатели эффективности (KPI работников) — системное применение метода
Метод может применяться каскадно (когда вышестоящие работники оценивают нижестоящих), в масштабах всей организации и независимо от того, есть у работников «объективные ключевые показатели эффективности (KPI работников))» или нет. Каскадное применение метода придает оценке системность и дополнительную объективность, особенно когда речь идет о начислении премий.
А если к тому же метод применяется в течение долгого времени, то он приобретает целый ряд полезных свойств. Рассмотрим их.
Так, на рисунке видно, что подчиненные руководителя отдела 1 обладают разными умениями (это наглядно показывают «мини-диаграммы»): инженер работает медленно, но качественно, специалист – быстро, но недостаточно качественно. Вышестоящий руководитель оценивает работу начальника, а значит, и всего отдела 1 так: подразделение решает большой объем задач со средним качеством и с некоторым нарушением сроков. А общий анализ работы всего отдела показывает, что у руководителя есть дополнительный объем задач – помимо тех, что решают его подчиненные, и это может говорить о проблемах с делегированием. К тому же деятельность начальника каким-то образом «ухудшает» качество работы инженера и «замедляет» труд специалиста. В итоге сроки и качество работы отдела – не выше среднего. Руководителю начальника отдела 1, пожалуй, стоит задуматься о его эффективности как управленца.
Руководитель отдела 2 работает быстро, но выдает «на-гора» меньше дел, чем его подчиненный. Ведущий специалист медленно выполняет большой объем работ. Значит, этот начальник берет на себя те задачи, которые можно решить быстро, при этом и качество его работы не назовешь низким. Очевидно, что здесь все в порядке с делегированием, качеством работы и соблюдением сроков, а значит, и с ответственностью.
Итак, несмотря на явную субъективность метода «Триада эффективности», его полезные свойства очевидны:
А главное – это не очередной «точный инструмент», а способ опосредовать диалог руководителя с подчиненным по вопросу вознаграждения. Ведь ничто так не снижает мотивацию работника, как отсутствие признания и понимания путей развития. В таком диалоге работник может понять, чем его шеф недоволен, и на что он обращает внимание. Другими словами, метод наделяет мотивацию очень важным управленческим эффектом – обратной связью подчиненному о его работе.