В чем состоит действие приема программирующей номинации

Д-р филолог, наук, профессор

НазваниеД-р филолог, наук, профессор
страница9/17
Дата публикации09.04.2013
Размер2.4 Mb.
ТипДокументы

userdocs.ru > Психология > Документы

как прагматически мотивированные отклонения от нормы в ее широком понимании (см. об этом, напр.: [148: 274]), то перечень этих приёмов, с одной стороны, значительно увеличи­вается, с другой — позволяет проанализировать многие, не тер­минированные ранее речевые явления с точки зрения их воздей­ствующего потенциала.

«Число риторических приёмов, при которых достигается «со­гласие» между коммуникатором и аудиторией, настолько велико, что не поддается строгому учёту», — пишет Т.Ф. Черячукин [177: 130]. И тем не менее они поддаются количественным подсчетам. Так, в энциклопедическом словаре-справочнике «Культура рус­ской речи» (М.: Флинта: Наука, 2003) зафиксировано свыше 250 риторических приёмов. Причём риторические приёмы в большей степени изучены с точки зрения их экспрессивного / выразитель­ного потенциала, нежели манипулятивной возможности исполь­зования.

Паралогические приёмы необходимо отличать от логических ошибок как ненамеренных нарушений законов формальной логики.

Например, если жена говорит мужу, уходящему на работу: «Когда ты вернёшься и я буду смотреть телевизор, то ты меня не буди», — она совершает логическую ошибку — впадает в противоречие (в норме нельзя в одно и то же время спать и смотреть телевизор).

Паралогические приёмы могут использоваться как в манипу- лятивных, так и в неманипулятивных целях. Качество манипуля- тивности приёма задаётся намерением говорящего: ввести адре­ сата в заблуждение, создать видимость обоснованности, доказа­ тельности выдвигаемого тезиса и, следовательно, внедрить в его подсознание нужную информацию, побудив тем самым к совер­ шению выгодных манипулятору действий. «Логическое мышле­ ние прозрачно, и его структура прекрасно изучена. Значит, в него можно вторгнуться и исказить программу, лишив человека воз­ можности делать правильные умозаключения. Уже внеся хаос в логическую цепочку, манипулятор достигает очень многого: человек чувствует свою беспомощность и сам ищет поводыря», — пишет С. Кара-Мурза [74: 113].

Два новых русских подъезжают к автосалону. Один на джипе, другой на «Вольво». Конечно, одеты в Версаче и у каждого по два мобильных телефона.— Слышь,Юрьич (о кандидате в депутаты Гос­думы М.Ю.Юревиче,— Г. К.), давай рубанем себе по «Ягуару»!— Да ну, будем одинаковые, как рабочие [189: 200].

Или другой пример использования этого приёма: На Руси юро­дивых почитали, к словам прислушивались и копеечкой помогали. Юродивые этим не злоупотребляли, заначек тайных не имели, всю выручку пускали на обогрев души и бомжевали себе потихонечку. Вот и Сергей Жабинский каликой перехожим собрался в Москву (Комок. 2004. № 12) — необоснованная аналогия Жабинского с юродивыми, используемая журналистом с целью дискредитации политического деятеля.

Другой паралогический приём, основанный на несоблюдении закона достаточного основания, — проведение неправомерных аналогий [117: 28]. С. Кара-Мурза пишет, что в одной из передач «Момент истины» Святослав Фёдоров в своём рассуждении про­тив вмешательства государства в хозяйственную деятельность при­ вёл такой аргумент: «Экономика — это организм. А в организм вмешиваться нельзя — он сам знает, что ему лучше. Мы вот сидим, разговариваем, а печень себе работает, как надо». Здесь не соблюдается критерий подобия, согласно которому должны выбираться факты и аналогии для аргументации, а следователь­но, приводимый С. Фёдоровым аргумент не является достовер­ным и достаточным [74: 466].

Манипулятивным по своей сути является «приём программи­рующей номинации», который состоит в предвосхищении собы­тий (события описываются как уже свершившиеся). А.А. Кошкина в качестве примера использования этого приёма приводит такое высказывание: Решение проблем ЖКХ и снижение квартплатыглавная задана нового депутата. Борис ШАТИЛОВ. Однако на мо­мент проведения агитации Б. Шатилов был кандидатом в депута­ты, а не депутатом. Тем самым желаемое разрешение ситуации выдается за единственно возможное и реализованное без доста­точных на то оснований [88: 89].

Приведём еще один пример использования этого приёма: С.Ю. Глазьев был бы хорош в роли министра экономики в прави­тельстве Красноярского края при будущем губернаторе А.В. Уссе (Красноярская газета. 13 авг. 2002 г.). — Вопрос же о том, кто будет губернатором, в то время ещё оставался открытым.

Приём программирующей номинации в научной литературе называется также «предвосхищением вывода», или «намеренным опережением событий» [111: 357].

Паралогическим является также приём создания комплексной эквивалентности (термин НЛП, используемый при анализе тек­ста А. Кошкиной [88: 93]). Он основан на использовании лексем значит, соответственно, таким образом, из этого следует и т.п. для того, чтобы гипотетическое выдать за аксиому. Исследователь при­водит такой пример: Только КПРФ выступает категорически про­тив строительства капитализма в стране, и соответственно, только КПРФ может адекватно выражать интересы большинства населе­ния, испытавшего на себе все■ «прелести» рыночных реформ» (Ваша защита. 9 марта 2004 г.).

В приведённом высказывании лексемой соответственно зада­ется следующая связь: выступление против строительства капита­лизма в стране означает возможность «адекватно выражать инте­ресы большинства населения. ». Рациональное обоснование этой связи отсутствует. Исследователь О.С. Иссерс подобные конст­рукции характеризует как «установление желательных причинно- следственных связей». [71]. Таким образом, можно констатиро­вать отсутствие общепринятой терминологии при наименовании манипулятивных приёмов.

Схожим с приёмом создания комплексной эквивалентности является манипулятивный приём, заключающийся в сцеплении высказываний в такой последовательности, что адресат при их восприятии устанавливает подразумеваемые причинно-следствен- ные отношения, которых в реальной действительности может и не быть — это так называемая «подразумеваемая причинность» [174: 145]. Например: Помоги своим детям добиться успехов в школе. Купи компьютер «Эйприк&т»; Сбрось лишние фунты. Купи массажный пояс «Блабербастер». «Ни в том, ни в другом примере, — пишет Р. Харрис, — не утверждается, что, купив товар, вы добьетесь желаемого эффекта, однако, основываясь на данных рекламных текстах, легко сделать именно такой вывод» [Там же].

Источник

В чем состоит действие приема программирующей номинации

Паралогические риторические приемы в политической коммуникации

Сиривля Мадина Александровна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии Костанайского филиала Челябинского государственного университета, Казахстан.

Ключевые слова: манипуляции, политическая коммуникация, суггестия.

Одним из приемов является проведение неправомерных аналогий. Например, Ю.Ехануров, премьер-министр Украины 2005-2007 гг. в интервью СМИ portalus.ru « Газотранспортная система Украины – предмет особого внимания и ЕС, и России. Мы понимаем, что энергетическое будущее Европы связано с Украиной, мы хотим стать серьезным игроком и на рынке электроэнергии, серьезно увеличивая в этом году ее экспорт ». В высказывании критерий подобия, согласно которому должны выбираться факты и аналогии для аргументации, нарушен, т.е. наличие газотранспортной системы в Украине не дает право утверждать, что Украина определяет энергетическое будущее Европы. Подобное утверждение является только отражением политических амбиций украинского правительства и не является отражением реальных приоритетов членов Евросоюза.

Паралогическим, нарушающим закон достаточного основания, является также прием мнимого следования. Он основан на использовании лексем значит, соответственно, таким образом, из этого следует и т.д. Например: Н.Назарбаев, президент Республики Казахстан: «Из этого следует, главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, может стать востребованным специалистом в любой стране мира; Весь пакет социальных гарантий будет полностью обеспечен. Таким образом, нет никаких сомнений в том, благополучно переживем эти трудности; именно поэтому каждый год Независимости имеет для нас особое значение, особый смысл». В заявлении президента указаны перспективы государства при достижении его гражданами высокого уровня образования, благодаря реформам образовательной системы. При этом реформа на данный момент находится на стадии становления, поэтому утверждение является только отражением желательного результата, основанным на комплексной эквивалентности, но не презентацией реального положения.

Близким по логическому строению приему мнимого следования является прием, заключающийся в сцеплении высказываний в такой последовательности, что адресат при их восприятии устанавливает подразумеваемые причинно-следственные отношения, которых в реальной действительности может и не быть – это так называемая «подразумеваемая причинность». Н.Назарбаев, президент РК: «Вы наблюдали за моими плодотворными визитами в Россию, США, Евросоюз и Китай. Они показали, что сегодня во всем мире к нашему молодому государству относятся с огромным уважением, доверием и желанием сотрудничества».

Близким приему мнимого следования можно считать прием «связывания или причинно-следственного моделирования». Прием вербального связывания заключается в использовании слов, вызывающих эффект причинно-следственной взаимосвязи между происходящими явлениями. Использование таких конструкций побуждает адресата реагировать так, как будто одно явление действительно влечет за собой другое. Например, В.Путин: « Мне говорят: ой какая у вас страна большая, как вам тяжело… А я просто знаю, я просто убежден: это не важно. Когда я работал в Петербурге, в городе с населением в пять миллионов человек, то работал с утра до поздней ночи, каждый день, и было ничуть не легче. И чем конкретнее задача, тем сложнее. И результаты либо есть, либо нет. Но если так уж глобально, то на политическом уровне принимаются решения, которые влияют на все стороны жизни и затрагивают все абсолютно. То есть решения на политическом уровне более ответственные. Но для тех, кто принимает такие решения, это плюс… Экономические решения, кстати, можно потом подправить, а политические труднее ». Коммуникатор начинает с того явления, которое уже произошло, и соединяет его с тем явлением, к которому он хочет вызвать доверие, тем самым обусловливая видимость искренности высказывания.

Прием программирующей номинации, который состоит в предвосхищении событий (события описываются как уже свершившиеся), и также основан на несоблюдении закона достаточного основания. Например, Ю.Ехануров, премьер-министр Украины 2005-2007 гг. в интервью СМИ portalus.ru: « Инвестиционная привлекательность улучшилась за последние полтора года. Сюда идут крупные международные компании. Это и MetallSteel, и покупка наших банков. Сегодня понимают, что уровень капитализации наших предприятий занижен, и что здесь есть очень интересное поле для работы. Думаю, те, кто не торопятся, в итоге проиграют. Я очень рад, что нам удалось провести конкурс по освоению шельфа Черного моря, сейчас мы подводим итоги этого пилотного проекта, а затем будем готовиться к следующему конкурсу на шельфе Черного моря. Я думаю, что потом это поставим на поток. Мы очень заинтересованы в том, чтобы добыча нефти и газа на шельфе Азовского и Черного морей была привлекательной для других стран, для фирм. И поскольку там все-таки глубина, на которой наши фирмы отечественные компании работать не могут, и плюс для нас это серьезный альтернативный источник газа и нефти ». Желаемое разрешение ситуации выдается за единственно возможное, на основании единичного случая привлечения иностранного капитала строится положение об инвестиционной привлекательности страны без достаточных оснований. Этот прием в научной литературе называется также «предвосхищением вывода», или «намеренным опережением событий» [Таирова,М.Р. с.18].

К паралогическим приемам относится также построение высказываний таким образом, что сначала даются те, на которые адресат ответит «да» (даже если это произойдет мысленно, для чего в речи делаются паузы), а затем то, которое и нужно внедрить в его сознание. Отвечая «да» на предыдущие высказывания, адресат склонен отвечать положительно и на последующее. Например, премьер-министр В.Путин в интервью 2011 г.: «…нам надо создать механизм всем миром. Это механизм устойчивой российской государственности. Она должна быть устойчива к внутренним воздействиям, внешним проблемам, и мы все должны быть уверены в том, что это сбалансированный механизм. Сбалансированные отношения внутри власти, сбалансированные отношения между гражданским обществом и властью, у нас должно быть реальное разделение властей, каждая из которых должна быть самодостаточной и иметь собственную компетенцию. При этом одна власть не должна погружаться и принимать участие в решениях другой. А что касается, чего бы мне надо делать и чего бы мне не надо делать, то у меня не остается никакого выбора, кроме двух: либо смотреть на берегу, как вода утекает, как что-то рушится и пропадает, либо вмешиваться. Я предпочитаю вмешиваться». Первоначальные утверждения политика не подвергаются сомнению, в итоге возникает убеждение, что и последнее утверждение – необходимая реальность.

Вопросы, рассчитанные на ответы «да»/ «нет», в таких случаях называют «разговорными постулатами». Впрочем, это могут быть не только утвердительные, но вопросительные и конструкции, как, например, в программе «Казахстан 2030»: «Какими мы хотим видеть своих детей…? Будут ли они жить в мире? Оставим ли мы им сильное государство и дружеское отношение с соседями? Памятуя об этом, нужно всегда видеть модель будущего Казахстана…».

Как манипулятивный в научной литературе характеризуется перенос мнения нескольких людей на представительную группу. Например, М.Прохоров в интервью газете «Взгляд» летом 2012 г. выступает против партийного движения, называя группу людей, которые объединились вокруг него движением новых гражданских политиков во власть «Гражданская платформа»: « Я говорил за эти месяцы со многими из моих сторонников и знаю теперь, что даже слово «партия» у неординарных активных людей вызывает отторжение. Они хотят участвовать в проектах «Гражданской платформы» как общественной силы, не будучи членами одноименной партии. Через новую политическую конструкцию я предоставлю им всем доступ к выборам ». Мнение нескольких людей приписывается всем жителям России, в результате создается неоправданное обобщение.

Паралогические приемы являются одним из наиболее эффективных способов манипуляции сознанием, но д остичь эффекта внушения с их помощью возможно в сопоставлении с нейтральным контекстом, на фоне которого несоблюдение закона достаточного основания стирается и информация воспринимается как очевидность. Этот прием способствует имплицитному воздействию через использование неправомерных аналогий, программирующей номинации, постулатов мнимого следования, причинно-следственного моделирования, разговорных постулатов, трюизмов, бездоказательных высказываний, вопросительных конструкций, универсализации высказываний и маркирование слов.

Паралогические риторические приемы преимущественно основаны на несоблюдении закона достаточного основания, что способствует осуществлению скрытого воздействия на сознание адресатов политической речи, формированию определенных положительных настроений электората и, как следствие, одобрительной реакции на политические шаги представителей власти.

3. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. [Текст] / Е.Л.Доценко. – М., ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с.

4. Лейбниц. Г.В. Монадология // Антология мировой философии в четырех томах. — М.: Мысль, 1970. — Т. 2. — 776 с.

5. Таирова, М.Р. Семантико-синтаксические особенности оценки как манипулятивного средства (на материале современного английского языка) [Текст] / М.Р.Таирова. – Авт.дис…..к.филол.н. – Р/Д: Изд.РГУ, 2011. – 25с.

Поступила в редакцию 03.04.2013 г.

Источник

Приемы языкового манипулирования в рекламных текстах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание
Содержание

1. Введение…………………………………………………………3стр.
2. Теоретическая часть……….…………………………………….5стр.
1.1. Понятие манипуляции…………………………………. 5стр.
1.2. Классификация видов манипулятивного воздействия….7стр.
1.3.Три пути изучения манипуляции в зависимости от
материала исследования…………………………………10стр.
1.4. Механизм реализации манипуляции в рекламном
тексте через понятия стратегии и тактики……………. 11стр.
1.5. Паралогические приемы в манипулятивной функции..14стр.
1.6. Манипулятивные тактики……………………………….17стр.
3. Практическая часть…………………………………………… стр.
4. Список литературы……………………………………………. Стр.

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСАЧ с примерами.doc

По мнению С. Кара-Мурзы, с манипулятивной целью могут использоваться числа. Например, вставка в текст бессмысленных или даже противоречащих ему цифр: на сознание воздействует сам вид числа. Делается это с целью воздействия на воображение, а не на разум.

Например: в современной торговле на ценниках не пишут круглых чисел. Вместо 500 указывается цена 499. Таким образом покупатель неосознанно реагирует на число 400, тем самым мысленно занижая стоимость товара. Также существует манипуляция посредством относительных чисел без указания абсолютных величин[Чалдилини, 179].

1.3. Три пути изучения манипуляции в зависимости от материала исследования.

а) скрытое воздействие одного человека на другого,

б) отношение манипулятора к адресату как к средству достижения собственных целей,

в) стремление манипулятора получить односторонний выигрыш,

г) использование силы, игра на слабостях» [Веретенкина, 291].

Главная идея данной классификации заключается в том, что манипуляция рассматривается сквозь призму языка. Различие между ними состоит в том, что взгляд ученых на манипуляцию изменяется в зависимости от того, какой речевой материал лежит в основе их исследования.

1.4 Механизм реализации манипуляции в рекламном тексте через понятия стратегии и тактики.

В современной лингвистической науке понятия стратегии и тактики применяются достаточно широко и активно в связи с речедеятельностным аспектом [Борисова, 96, Верещагин,22]. В лингвопрагматике существуют самые разные подходы к пониманию стратегии и тактики в зависимости от избираемого материала исследования.

Мы определяем стратегию как сверхзадачу, идущую от адресанта, направленную на достижение коммуникативной или практической цели и рассчитанную на определенный перлокутивный эффект. (Перлокутивный эффект, то есть воздействие на мысли и чувства аудитории и посредством этого воздействия на дела и поступки людей, является главным в публицистических текстах [http://rspu.edu.ru/projects/ deutch/kuklina.html]).

Учитывая это, тактику понимаем как некое действие, направленное на решение одной задачи в рамках одной стратегической цели. Достижение этой цели осуществляется через решение определенной совокупности задач, т. е. через использование целого ряда тактик.

Следование стратегической цели заставляет адресанта «не только отбирать определенные факты, но и давать их в определенном освещении, т. е. заставляет соответственно организовывать текст, обусловливает композицию и характер языковых средств» [Одинцов, 160]. Таким образом, стратегия задает угол зрения на предмет текста, сознательно ограничивает возможный объем информации и отбор языковых средств. Все это обусловлено стремлением достичь максимального результата.

Кроме того, она предполагает «отбор фактов и их подачу в определенном освещении с целью воздействия на интеллектуальную, волевую и эмоциональную сферу адресата» [Борисова, 86]. Стратегия заключается в умении моделировать ситуацию с помощью доступных средств и методов с целью достижения необходимого результата. Если желаемый результат (перлокутивный эффект) был достигнут, то это значит, что была выбрана эффективная стратегия для достижения поставленной цели. Таким образом, определяется следующая последовательность действий:

Цель > Стратегия > Тактика > Перлокутивный эффект.

В нашем случае перед адресантом стоит общерекламная цель – продать товар/услугу. На ее решение направлена определенная стратегия. В чем же она заключается?

Читатель (потенциальный потребитель) хорошо осознает эту рекламную цель и понимает, что любой рекламный текст стремится навязать ему покупку рекламируемого товара. Это вызывает негативное, предвзятое отношение ко всей рекламе. Естественно, что товар необходимо продавать по экономическим соображениям, а реклама должна способствовать его продвижению на рынке. Следовательно, рекламист должен выбрать такую стратегию, которая подтолкнула бы адресата к покупке рекламируемого товара, несмотря ни на что.

Необходимо помнить о том, что «конечной целью любой стратегии является коррекция модели мира адресата» [Иссерс, 109] и что в рамках «стратегии выбираются определенные психологические параметры, определяются необходимые изменения в их значениях и способы достижения этих изменений». В нашем случае необходимо изменить отношение потребителя к рекламируемому товару/услуге от негативного (или нейтрального) к позитивному, создать у потребителя положительный эмоциональный настрой на покупку.

Таким образом, рекламная стратегия направлена на снятие критического восприятия рекламного текста адресатом и формирование у него положительного эмоционального настроя. При этом читатель понимает, что реклама должна продать ему товар, т. е. осознает ее цель, но не ее стратегию, которая незаметна и не манифестирована в речевой ткани текста, но призвана в конечном итоге побудить адресата к покупке рекламируемого товара. Именно это положение (скрытость стратегии) позволяет нам определить стратегию в рекламном тексте как манипулятивную. Стратегия здесь проявляет себя как «план комплексного речевого воздействия, которое осуществляет говорящий для «обработки» партнера» [Иссерс, 102]. Таким образом мы разводим общерекламную цель (первичную) и стратегическую цель, которая наслаивается на нее в рамках рекламного текста.

Так как тактика является решением одной задачи в рамках единой стратегической цели, то ее подчинение манипулятивной стратегии в рекламе обусловливает и ее манипулятивность. Тактика «вычленяется по признаку одного единственного смысла, который может быть выражен самыми различными вербальными и невербальными средствами» [Верещагин, 13–14]. Таким образом, сама тактика имеет семантическую структуру, характеризуется как некий «смысловой инвариант», по терминологии Е. М. Верещагина. Она состоит «из конкретных речевых ходов, соответствующих общей стратегии» [Формановская, 72]. Под этими речевыми ходами, формально выраженными и структурированными, мы понимаем приемы.

Сама по себе тактика невербальна, но она вербализуется на поверхностном (текстовом) уровне. Тактика – это план содержания, который манифестируется в плане выражения, т. е. тактика обретает свою форму с помощью приема, который связан с огромными возможностями языковой системы и потенциальными возможностями иллюстраций, элементов видеоряда. Прием определяет использование вербальных и невербальных средств для выражения инвариантного тактического смысла. То, что тактика характеризуется как манипулятивная, накладывает отпечаток и на подчиненный ей прием, который благодаря этому тоже приобретает статус манипулятивного.

Соотношение между тактикой и приемом характеризуется как асимметричное: с одной стороны, один и тот же прием может подчиняться разным тактикам, т. е. одна структурная единица может передавать разные смыслы, а с другой – одна манипулятивная тактика может вербализоваться с помощью разных приемов.

Итак, манипулятивный прием – это конструктивный принцип организации вербальных и графических средств в рамках рекламного текста, продиктованный использованием той или иной манипулятивной тактики. Таким образом, структура манипулятивного воздействия в рекламном тексте выглядит следующим образом:

Общерекламная цель > Манипулятивная стратегия > Манипулятивная тактика > Манипулятивный прием > Перлокутивный эффект

Источник

Урок 3. Ораторские приемы

Приемов ораторской речи существует очень много. В данном уроке описаны основные и наиболее популярные из них. Кроме того, здесь вы найдете примеры и рекомендации к применению этих приемов для развития вашего ораторского мастерства.

Содержание:

Еще Аристотель замечал, что оратор вещает не истину, а защищает и обосновывает свою позицию, а также мотивирует людей. Это доказывает, что само содержание речи и ее смысл не будут раскрыты полностью без учета особенностей зрительского восприятия. Чтобы лучше донести информацию до слушателей, сделать ее более понятной и хорошо организованной, используйте следующие приемы и правила риторики.

Пример, подобность и сравнение

Сравнение, наверное, является основным, самым базовым приемом ораторского искусства. Важнейшее правило риторики гласит, что все абстрактное необходимо представлять наглядно с помощью сравнений и примеров, образов или даже коротких рассказов-иллюстраций, включаемых в речь. Такой прием звучит особенно выигрышно в тех случаях, когда вы хотите донести до слушателя числовую информацию.

Например, всем известный Михаил Ходорковский, комментируя обвинительный приговор суда, в котором говорилось, что он украл 347 млн. тонн нефти, сравнил это количество топлива с объемом, который может поместиться в «железнодорожный состав, трижды огибающий землю по экватору». Обычному человеку сложно себе представить, сколько это 347 миллионов тонн нефти.

Кроме обычного сравнения существуют также его отдельные формы, такие как образ и метафора. В отличие от привычного сопоставления двух вещей в речи, эти ораторские приемы имеют творческий оттенок. Как правило, образы не создаются нами искусственно. Они приходят, когда мы наблюдаем за окружающим миром и строим ассоциации.

Если же вы хотите украсить свою речь образами, но испытываете определенные трудности в продуцировании нужной образности, рекомендуем вам ознакомиться со специальным уроком на нашем сайте, направленным на развитие ассоциативного мышления, а также потренироваться разгадывать друдлы.

В отдельных случаях для создания образов и аналогий можно прибегать даже к небольшим рассказам, если вам, конечно, позволяет время выступления. Однако не стоит затягивать момент иллюстрации, важно создать меткий и яркий образ, который останется в памяти людей, не перегружая их внимание абстрактными рассуждениями.

Схожим приемом сравнения, в основании которого лежит отношение части к целому, является синекдоха (переименование). Это способ выражения мыслей, при котором слово употребляется в переносном значении, а именно — понятие известного предмета или группы предметов заменяется понятием, обозначающим часть названного предмета или единичный предмет.

Например, когда мы слышим фразу «У Белого дома и у Кремля разные мнения», мы понимаем, что речь идет не об архитектурных сооружениях, а о представителях определенных политических сил США и России, которые не сошлись во мнениях по какому-то вопросу. Синекдоха дает оратору возможность коротко и выразительно донести свою мысль до слушателей, оставив в их памяти определенный образ сказанного.

Повтор

В одном из уроков по развитию памяти на нашем сайте, есть целый раздел, посвященный повторению, потому что повторение – это важнейший принцип запоминания информации. В ораторском мастерстве используется повтор, который глубже закрепляет в сознании аудитории основную мысль выступления, повышает убедительность речи оратора, вызывает у слушателей воспоминание, помогает правильно организовать речь, представить новую информацию как уже знакомую. Так что если вы хотите, чтобы ваши слушатели хорошо запомнили необходимую информацию, повторяйте ее и получите нужный эффект.

Однако следует учитывать, что обыкновенное дословное повторение материала эффективно только в определенных обстоятельствах, в большинстве случаев повторы становятся действенным приемом оратора исключительно при умелом их оформлении в речи. Можно выделить следующие виды повторов:

Дословный повтор. Этот вид используется достаточно редко: только при дословном цитировании, или для намеренного акцента на конкретной фразе, особенно на восклицании. Например, Мартин Лютер Кинг практически в каждом предложении своей знаменитой речи восклицал: “I have а dream!”. Кроме того, как в прозаической, так и в поэтической речи часто используется прием, близкий к дословному повтору, анафора. Суть анафоры заключается в повторении сходных звуков, слов или групп слов в начале отдельных фраз. Анафора также играет большую роль в формировании четкого устоявшегося образа высказанной идеи в сознании слушателей.
Варьируемый повтор. Чаще для повторения важных мыслей в ораторской речи используется варьируемый повтор, то есть возвращение к уже сказанному ранее в ином словесном оформлении, выражение одной и той же мысли другими словами. Смысловое содержание повтора в этом случае будет преподноситься слушателям с разными оттенками, что сделает идею более яркой и выразительной.
Расширенный повтор (разъяснение или рекурсия) – повтор уже произнесенной мысли с включением в нее новых слов для развития основных идей и образов вашего выступления. Если выражение мысли, выбранное вами первоначально, не кажется вам достаточно убедительным, к нему стоит вернуться по ходу выступления и дополнить его, пояснить. Однако лучше не злоупотреблять этим приемом, так как излишне часто повторяемые ваши слова и идеи могут показаться слушателям навязчивыми, утомительными (вспомните знаменитое шутливое стихотворение «Дом, который построил Джек» в переводе Самуила Маршака или песню Александра Пушного «Ночной дозор» с бесконечным количеством расширенных повторов). Постарайтесь использовать больше емких и кратких образов вместо частых повторений с подробными разъяснениями.
Частичный повтор и рафинирование (обобщение) используется для краткой ориентации слушателя в ранее изложенном материале, например, перед переходом к новой части выступления. Это обобщающий повтор, в виде нескольких точных кратких высказываний. Данный прием особенно подходит для обучающих выступлений (лекций), когда лектору необходимо периодически подытоживать полученные ранее выводы.

Однако весь арсенал этими приемами не исчерпывается.

Другие приемы

Здесь рассмотрим целый комплекс разных приемов.

Иносказание

Иносказание (аллегория) – это воплощение явления (идеи, мыслей) в наглядном образе. Например, в речи «I have a dream» Мартин Лютер Кинг приводит такую аллегорию:

«Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с её злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие чёрные мальчики и девочки возьмутся как сёстры и братья за руки с маленькими белыми мальчиками и девочками».

Образ детей разных рас и разного пола, взявшихся за руки является отражением идеи толерантности и равноправия. Иносказания можно очень эффективно использовать для иллюстрации абстрактных понятий, таких как дружба, равноправие, любовь, верность, чтобы усилить восприятие ключевых идей речи. Аллегория – это достаточно сложный прием в риторике и требует если не особого мастерства оратора, то уж наверняка хорошей подготовки.

Призыв

Призыв также является распространенным ораторским приемом и заключается в обращении к слушателям напрямую с воззванием к какому-либо действию. Использование призыва в выступлении оправданно, если вы хотите, чтобы слушатели смогли у себя в голове создать яркий образ вашей идеи с их непосредственным участием в ее реализации.

Этим ораторским приемом стоит пользоваться осторожно и не слишком часто. Прием обязательно сработает в аудитории, где публика достаточно благосклонна и внимательна к оратору. Мы, например, призываем вас, наших читателей, которые тратят по несколько часов в день на работу за компьютером, попробовать, хотя бы 20 минут ежедневно уделять саморазвитию, изучая материалы на сайте 4brain.ru, и тогда уже через месяц вы сможете почувствовать прогресс.

Хиазм

Перекрещивание (хиазм) – это прием, помогающий емко и красиво выразить вашу мысль крестообразным изменением последовательности элементов в двух параллельных рядах слов. Наверное, самый знаменитый хиазм был сказан Джоном Ф. Кеннеди на инаугурации: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, — спроси себя, что ты можешь сделать для страны». Также известен хиазм в стихотворении Лермонтова «Одиночество»:

Делить веселье — все готовы:

Никто не хочет грусть делить.

Перекрещивание повышает убедительность и выразительность вашей речи. Именно хиазмы часто используют в качестве цитат высказываний знаменитых ораторов.

Цитирование

Если вы считаете, что ваши аргументы недостаточно убедительны, или вы еще не заполучили доверие публики, то уместным будет подкрепить свое выступление цитатами признанных лидеров. К примеру, во времена Советского Союза, ораторы часто использовали цитаты Владимира Ленина, чей авторитет был беспрекословен.

Однако важно цитировать правильно, желательно дословно, чтобы не исказить мысль первоисточника. Если же цитата большая или сложная для восприятия, ее можно сделать короче и проще, рассказав своими словами (это называется парафраза). О том, как лучше запоминать цитаты, читайте в одном из следующих уроков.

Такой прием цепи позволяет оратору не только в течение всего выступления оставаться источником неподдельного внимания аудитории, но и при помощи эффекта неожиданности, заключенного в конечных звеньях последовательности, оставить у слушателей неизгладимое впечатление от сказанного.

Антитеза

Антитеза (противопоставление) – это стилистическая фигура контраста, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Иногда, чтобы усилить восприятие свойства какого-то предмета или явления, достаточно привести какой-то контрастный, полярный пример, такой как «Для одних людей саморазвитие ничто, а для других – все».

Намек

Использование этого риторического приема оправдано, если у вас достаточно искушенные слушатели, которые, несомненно, смогут понять, на что вы намекаете. Также намек удобно применять, если вы по тем или иным причинам не можете или не хотите напрямую выразить свою мысль. Вот один из примеров намека: Барак Обама, обладатель одной очень крупной премии, никак не может остановить военное вмешательство США в дела других государств.

В данном случае намек заключается в том, что Нобелевская премия МИРА, которая, как известно, была присуждена американскому президенту, не соответствует действительному положению вещей: военные действия не были прекращены, а значит, мир не был достигнут. Чтобы избежать прямого обвинения Барака Обамы в невыполнении обещанных миротворческих мер напрямую, в данной фразе был использован намек на «одну очень крупную премию».

Гипербола

Проще говоря, это преувеличение. Данный прием ораторского мастерства резонно использовать только в том случае, если вы уверены, что сказанное не будет восприниматься слушателями как выдумка, а также не будет звучать слишком эмоционально, чересчур пафосно.

Гипербола направлена на то, чтобы усилить, подчеркнуть те или иные свойства или черты предмета мысли. Например, фраза «нужно быть полным дураком, чтобы так считать», имею целью отбить у слушателей всякое желание соглашаться с приведенной оратором сомнительной точкой зрения, то есть автоматически заставить аудиторию поддержать мнение говорящего.

Вставка

Вставкой называется специальное замечание, которое делается, на первый взгляд, мимоходом. Тем не менее, такие замечания могут придавать сильный оттенок сказанному и изменять восприятие слушателей в нужную сторону. Например, для того, чтобы приобщить публику к важной проблеме, о которой ведется речь, можно всего лишь вставить в вашу речь простую и понятную всем фразу: «но не мне вам это говорить…»

Так высказывание «сегодня в нашей стране мы часто сталкиваемся с коррупцией, но не мне вам об этом говорить…» не оставит в вашей аудитории людей, равнодушных к поднятой вами проблеме, привлечет к ней самое пристальное внимание слушателей.

Риторические вопросы

Задавать вопросы, не требующие ответа, в своей речи следует аккуратно. Важно, чтобы слушатели разделяли вашу позицию по этому вопросу, иначе ответ на этот вопрос может быть не так уж и очевиден, как вам кажется. Например, вопрос «неужели так трудно тратить 20 минут в день на саморазвитие?», не всегда будет однозначно иметь отрицательный ответ, однако это немаловероятно.

Предуведомление

Предуведомление помогает настроить аудиторию на внимательное прослушивание подготовленной вами речи. Важно заставить публику с нетерпением ожидать вашего выступления, с самого начала посеяв интерес к тому, о чем вы собираетесь говорить. Это как трейлер в кино с интересными моментами, после которого зритель остается в предвкушении просмотра фильма целиком.

В данном случае в начале вашей речи выигрышно будет звучать, к примеру, фраза «возможно, вы будете удивлены, тому, о чем я вам сейчас расскажу…». Такое начало заставит аудиторию с любопытством прислушиваться к каждому вашему слову.

Промедление

Промедление можно использовать для разогрева интереса слушателей после поступившего им предуведомления. Так мы еще больше усиливаем любопытство слушателей тем, что не сразу выкладываем все карты на стол. Промедлением оратор обрекает слушателя на томление и тем самым нагнетает напряжение внимания по ходу выступления, чтобы подать публике кульминацию своей речи в наиболее подходящий момент.

Повышение напряжения

Усиление внимания слушателей – это умелое оперирование целым набором сложных приемов, который свидетельствует о высоком уровне ораторского мастерства выступающего. Эффект повышения напряжения обычно достигается с помощью использования в комплексе предуведомления и промедления, а также при помощи аллегорий, намеков и других риторических техник. Повышению напряжения также способствуют повторения.

Неожиданность

Чтобы в нужный момент усилить внимание слушателей, оратор может использовать слова и действия, которых от него никто не ожидает. К примеру, знаменитый Бисмарк застал слушателей врасплох, высказавшись наполовину: «Я тоже за отмену смертной казни», и сделав заметную паузу, продолжил: «Но я за то, чтобы начало положил убийца!». Подобные приемы хороши, когда их используют дозировано и уместно, иначе эффект неожиданности может сгладиться.

И напоследок вкратце рассмотрим фрейминг и софизмы.

Фрейминг

В чем состоит действие приема программирующей номинации. Смотреть фото В чем состоит действие приема программирующей номинации. Смотреть картинку В чем состоит действие приема программирующей номинации. Картинка про В чем состоит действие приема программирующей номинации. Фото В чем состоит действие приема программирующей номинацииОчень важным в ораторском искусстве является умение по-разному преподносить слушателям один и тот же материал в зависимости от собственных целей и объективных обстоятельств. Одна из наиболее эффективных методик обрамления содержания речи на сегодняшний день – это фрейминг, который, между прочим, известен как важный составляющий элемент нейролингвистического программирования.

Фрейм (англ. – рамка) – контекст рассмотрения любой вещи, с помощью которого можно менять оттенок восприятия этой вещи.Одной из самых популярных концепций фрейминга, является концепция Роберта Дилтса – «фокусы языка». Автор считает, что любую фразу и мысль можно рассматривать по-разному. Дилтс нашел 14 различных способов изменить фокус восприятия. Подробнее об использовании фрейминга и фокусов языка читайте в одном из уроков по развитию творческого мышления на сайте 4brain.ru.

Софизмы

Подробнее софизмы как один из приемов ораторского искусства описаны отдельно в специальной статье в разделе «статьи», однако мы не рекомендуем использовать софизмы в своей речи, поскольку прибегать к ним следует только в крайнем случае, когда остальные приемы не действуют. Если вы будете уличены в использовании софизмов, впоследствии вам будет крайне сложно убедить аудиторию в вашей объективности и правоте.

Все перечисленные выше ораторские приемы часто взаимосвязаны, и один прием влечет за собой использование другого. Тем не менее, не стоит применять их слишком кучно, иначе они могут начать работать не на вас, а против вас. Приемы различаются функционально: некоторые из них влияют на содержательную сторону выступления и способны удерживать внимание слушателей, убеждать их в своей точке зрения, тогда как другие направлены на подготовку аудитории и оформление материала.

Многие из рассмотренных риторических правил ораторы могут использовать интуитивно, но при подготовке к выступлению мы рекомендуем вам сознательно ознакомиться со всеми приемами, чтобы наверняка не упустить из виду их возможное влияние и эффект на восприятие вашей речи слушателями. А еще рекомендуем пройти кейс про Стива Джобса.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *