В чем состоит назначение разработки программы развития

Назначение и функции программы развития школы

Программа развития школы — это разновидность целевых программ, которые отличаются спецификой своих функций, качеств и структуры, формируются и реализуются в соответствии с основными принципами и методами программно-целевого подхода. Целевая программа как инструмент управления,по сути, является моделью деятельности, с помощью которой можно обеспечить координированность, целенаправленность и эффективность предпринимаемых действий по решению актуальной сложной проблемы. Для того чтобы целевая программа смогла выступить в этом качестве, в ее содержании обязательно должны быть представлены:

проблема или комплекс проблем, на решение ко­торых направлена данная программа;

·
стратегия решения этих проблем;

·
задачи (или направления деятельности), ориентированные на достижение поставленных в программе целей и решение проблем;

·
план действий в рамках каждой задачи;

·
ожидаемые результаты реализации действий, предусмотренных планом;

·
ресурсы, необходимые для получения ожидаемых результатов;

·
организационный механизм управления реализацией программы.

Перечисленные компоненты задают состав логически необходимых разделов любой целевой программы вне зависимости оттого, каково ее содержание.

Программу развития школы можно определить как модель инновационной деятельности, направленной на решение проблем развития школы. Назначение программы развития школы как документа, являющегося инструментом стратегического управления, состоит в том, что она должна решить следующие взаимосвязанные задачи:

1.
Выявить и зафиксировать достигнутый уровень развития школы как педагогической системы, место школы в муниципальной системе образования (то есть в большей системе), актуальные проблемы даль­нейшего развития образовательного учреждения.

2.
Построить и описать в виде некоторого концептуального проекта образ желаемого будущего состояния школы как целостной системы.

3.
Определить стратегию действий по реализации концептуального проекта, то есть установить приоритеты в инновациях.

4.
Сформировать план реализации действий, необходимых и достаточных для перевода школы из сегодняшнего состояния в желаемое.

Программа развития школы призвана выполнять следующие функции:

задавать целевые ориентиры, определять направления действий ее участников, то есть обеспечивать целенаправленность совместной работы исполнителей;

·
определять связи между отдельными исполнителями и их группами, т.е. способствовать координации действий и интеграции усилий исполнителей;

·
быть средством контроля хода работ, достижения промежуточных и конечных результатов, выявления и предупреждения сбоев;

·
способствовать адаптации образовательного учреждения к изменяющимся условиям деятельности, обеспечивая коррекцию действий и планируемых результатов.

Таким образом, ключевые понятия, которые должны быть представлены и раскрыты в программе развития для того, чтобы она смогла выполнить перечисленные выше функции и задачи, — это:

·
проблемы развития школы, на решение которых она ориентирована;

·
новшества, за счет внедрения которых предполагается полностью или частично решить существующие проблемы;

·
образ (проект) обновленной школы, интегрирующий всю совокупность новшеств, которые предполагается ввести в образовательную систему школы;

·
стратегия осуществления изменений;

·
цели программы — ожидаемые результаты изменений;

·
план действий, обеспечивающий получение нужных результатов;

·
инновационные проекты осуществления частных изменений;

·
ресурсное обеспечение программы;

·
механизм управления программой.

2. Структура программы развития школы

Приведенный выше понятийный ряд фактически определяет состав необходимых разделов и в целом структуру программы развития школы как организационной основы управления инновационными процессами:

·
информация об исходном состоянии школы;

·
проблемно-ориентированный анализ, в котором обосновывается выделение определенного перечня проблем развития;

·
концепция (концептуальный проект) новой школы;

·
стратегический план перехода к новой школе, который содержит описание приоритетных направлений действий через комплекс нововведений, необходимых для обновления школы в соответствии с концепцией, а также последовательность их реализации по этапам;

·
цели реализации программы;

·
план действий по достижению поставленных целей;

·
ресурсное обеспечение программы развития;

·
организационный механизм управления реализацией программы.

Все эти разделы взаимосвязаны и отражают последовательность логических шагов по разработке программы развития школы, при которой каждый предыдущий этап является основанием для разработки пос­ледующего.

^ 3. Требования к качествам программы развития школы

Чтобы успешно выполнять свои функции, программа развития как целостный документ должна обладать такими качествами, как актуальность прогностичность, рациональность, реалистичность, целост­ность, контролируемость, чувствительность к сбоям. Ниже приводится краткая характеристика перечисленных качеств.

Актуальность — это ориентация программы на решение наиболее значимых для будущего школы проблем, в результате которой может быть достигнут максимально возможный полезный эффект развития. Прогностичность отражение в целях программы и планируемых действиях не только сегодняшних, но и будущих требований к школе и изменений в условиях ее деятельности.

Рациональность наличие в программе таких целей и мер по их достижению, которые для данного комплекса решаемых проблем и при имеющихся ресурсах позволяют получить максимальный полезный эффект.

Реалистичность — соответствие между целями программы и необходимыми для их достижения средствами.

Целостность полнота действий, планируемых для достижения поставленных целей, а также согласованность связей между ними.

Контролируемость — операциональность определения конечных и промежуточных целей (ожидаемых результатов), позволяющая проверять реально полученные результаты на их соответствие целям.Чувствительность к сбоям — это свойство программы, позволяющее своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от запланированного.

4. обсуждение задач функций и содержания программы развития образования

Источник

В чем состоит назначение разработки программы развития

Современная ситуация в образовании выдвигает требования к непрерывности, прогрессивности и адаптивности образовательного процесса и профессиональной мобильности специалистов, которые его осуществляют. Это обусловлено необходимостью решать одновременно управленческие, финансово-организационные, социально-педагогические, методические и другие задачи, стоящие перед образовательным учреждением.

Определение перспектив и стратегия деятельности образовательного учреждения находят отражение в программе развития, понимаемой как стратегический документ, определяющий систему текущих и перспективных действий и отношений, ориентированных на решение масштабных, сложных проблем образовательной среды конкретного образовательного учреждения.

Программа по своему смыслу – это нормативная модель совместной деятельности группы или множества групп людей, определяющая исходное состояние некоторой системы, образ желаемого будущего состояния этой системы, состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

Наличие такой модели дает уверенность руководителю, что он знает, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, какие действия, кто и когда для этого должен совершить и что этих действий будет достаточно для достижения желаемого результата.

Не менее важно, что благодаря программе не только руководитель, но и участники совместной деятельности понимают, для достижения какой общей цели они работают, какова их роль в этой работе, что от них ждут и что произойдет, если они не обеспечат своевременного решения своих частных задач.

Чтобы отвечать своему назначению, программа должна обладать определенными качествами: актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям.

Качественно и тщательно составленная программа развития учреждения, которая должна быть сугубо индивидуальной, является залогом успешной реализации всех задач, стоящих перед педагогическим и ученическим коллективами, перед родителями учащихся, общественностью и социумом.

«Программа развития школы», являясь рекомендательным документом, моделью совместной деятельности коллектива образовательного учреждения может быть разработана по разным технологиям.

Важно лишь то, что она должна отвечать определенным требованиям, а именно: быть актуальной, рациональной, реалистичной, прогностичной, целостной, контролируемой, результативной, реагирующей на неожиданности.

Коллектив, разрабатывающий программу, должен быть небольшим (10- 12 человек) и иметь в своем составе администрацию, членов педколлектива, родителей, учащихся, общественность, компетентную в вопросах образования.

Если «Программа развития школы» составлена с учетом перечисленных выше требований, то она, несомненно, будет способствовать созданию нового ОУ, поможет реформированию содержания обучения, управленческих структур, методической службы и т.д., т.е. реформированию образовательного учреждения.

Однако, чтобы эффективно использовать потенциальные возможности, которые заложены в программу, необходимо определить стратегию обновления образовательного учреждения, создать организационную структуру и механизм ее реализации.

Кроме того, не менее важной задачей для создания «Программы развития школы» является проблема выбора темы, которая должна быть правильно сформулирована, актуальна, научно обоснована и иметь практическую значимость для данного образовательного учреждения на 3-5 лет.

Реализация программы предусматривает линейно-функциональную или целевую (матричную) структуру управления.

Линейно-функциональная организационная структура эффективна в стабильных условиях работы образовательного учреждения, но при решении нестандартных задач, когда требуется согласовывать действия различных подразделений образовательного учреждения, она работает плохо, т.к. координация действий ложится на директора учреждения, который в условиях перегрузки не может интенсивно решать вопросы взаимодействия всех звеньев учреждения. Наиболее широко известной из программно-целевых структур управления является матричная структура управления.

Матричные структуры построены на сочетании линейно-функционального и проектного управления. В матричной структуре члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям линейных и функциональных подразделений, в которых они работают постоянно.

Руководитель проекта обладает проектными полномочиями. Эти полномочия могут варьировать от почти всеобъемлющей линейной власти над всеми деталями проекта до практически сугубо штатных полномочий.

Выбор конкретного варианта определяется тем, какие права ему делегирует высшее руководство. Руководители проектных групп формируют проектные группы, в которые привлекают специалистов из линейных и функциональных подразделений, находящихся на различных уровнях управленческой иерархии.

Кроме того, вводится организационный статус ответственных исполнителей, которым наделяются руководители низшего уровня. Ответственные исполнители в линейном отношении подчиняются своим непосредственным руководителям в структуре управления организаций, а в функциональном – руководителю проекта.

Таким образом, матричная структура обеспечивает взаимодействие линейно-функциональной и проектной структур и не нарушает принципы единоначалия, так как линейное (вертикальное) управление функциональными органами обеих структур закрепляется за одними и теми же уровнями управления.

Матричная структура ускоряет принятие решений и способствует повышению ответственности за их содержание и результаты.

Руководители проектов в матричной структуре органа управления отвечают в целом за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов, относящихся к данному проекту.

Для того, чтобы они смогли добиться этого, все материальные и финансовые ресурсы по данному проекту передаются в их полное распоряжение.

Руководитель проверяет ход выполнения проекта, чтобы убедиться, что соблюдены запланированные затраты по проекту, его количественные, качественные и временные показатели.

Руководители линейных подразделений делегируют руководителю проекта некоторые из своих полномочий, решают, как и где должна быть сделана та или иная работа.

Руководство линейных и функциональных подразделений контролирует также ход выполнения задач.

Задание 1
Сформулируйте своё определение Программы развития образовательного учреждения.
_________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _______________________________

Каким критериям должен отвечать данный документ?
________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ________________________________

Задание 2
Составьте тезисы своего выступления перед педагогическим коллективом школы по теме: «Почему и зачем нам необходима комплексно-целевая программа развития
школы?»

________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _______________________________

Задание 3
Охарактеризуйте требования к коллективу, разрабатывающему программу развития?
________________________________________________________________ ___________________________________________________

Кого, на Ваш взгляд, целесообразно пригласить в качестве консультантов по разработке?
_________________________________________________________________ _______________________________________

Задание 4
Опишите и определите особенности линейно-функциональной, целевой (матричной) структуры управления, которую предусматривает реализация программы. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ __________________________________________

Источник

Программа развития образовательных организаций

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Раскройте сущность понятия «образовательные программы».

Перечислите основные задачи образовательных программ.

Опишите назначение программы развития образовательной организации.

В данной работе автор постарается раскрыть понятия и сущность процессов в развитии образовательных организаций (ОО), раскрыть все этапы при создании программы развития ОО в свете существующих нормативно-правовых документов в сфере образования и использовать данные указанные президентом РФ в распоряжениях и стратегии развития образования до 2020 года.

В ст.2 п.10 указано, что примерная основная образовательная программа – это учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Согласно статье 10 п. 2 образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование), а общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В Российской Федерации согласно ст. 10 п. 4 устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

В Российской Федерации по статье 10 п. 5 устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

Дополнительное образование по ст. 10 п. 6 включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Система образования создает условия согласно ст. 10 п. 7 для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Образовательные программы определяют содержание образования, а из содержания образования мы можем вывести следующие цели и задачи образовательных программ:

Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей получению обучающимися современного качественного образования. Духовно-нравственному и физическому развитию, а также социализации личности.

Обеспечение современного качественного образования в соответствии с государственными стандартами.

Реализация преемственности и открытости во всех уровнях образования, предоставляющих каждому обучающемуся все возможные варианты и направления в различных сферах деятельности.

Построение образовательной практики с учетом региональных, социокультурных условий; воспитание у обучающихся уважительного отношения к своей стране, нации и традициям.

Формирование здорового образа жизни обучающихся.

Программа развития ОО (образовательной организации) рассматривается как инструмент органа управления ОО, необходимый для привлечения ресурсов для решения задач, придать процессу изменений в деятельности ОО целенаправленный характер устойчивого развития. Программа опирается на понятие «проблемы, управления и реализации». Прежде всего Программа развития ОО помогает заглянуть в будущее и спрогнозировать дальнейшее развитие ОО.

Программа развития ОО является управленческим документом, который предает процессу изменений в деятельности ОО целенаправленный характер устойчивого развития. При устойчивом развитии происходит совпадение векторов развития социального окружения и развития образовательной организации.

Программа является основой принятия управленческих решений в деятельности образовательной организации. При разработке Программы принимаются стратегические управленческие решения.

Программа развития является по форме целевой программой, а по содержанию – эффективным планом развития образовательной организации, что позволяет образовательному учреждению рассматривать процесс своего развития как повышение эффективности деятельности образовательной организации.

Вопрос 2. С ответом, на какие вопросы связано планирование будущего образовательной организации?

Формирование и конкретизация целей развития образовательной организации и её структурных подразделений составляют сущность и одной из важных функций управления – функции планирования.

Планирование будущего образовательных организаций напрямую связано со стратегическим планом развития, как социальной и экономической политики государства, так и стратегией развития образования, не только до 2020 года, но возможность уже сейчас заглянуть в 2025 год (для конкретных образовательных организаций), а также составить план развития до 2030 года всей социальной, политической и экономической политики в РФ и в сфере образования, как наиболее чувствительной, но и наиболее консервативной для модернизаций, реформирования и инновационной деятельности.

При планировании будущего образовательной организации нужно определить средства для достижения запланированных целей, сроков и последовательности реализации, выявления и распределения ресурсов.

Реализация всех поставленных целей предполагает решение следующих приоритетных задач при планировании будущего образовательной организации (ОО).

Обеспечение целенаправленного развития ОО в целом и всех его структурных подразделений.

Перспективная ориентация и ранее распознавание проблем развития.

Координация деятельности структурных подразделений и педагогического состава.

Создание базы для объективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности ОО путем сравнения фактических значений с запланированными.

Мотивация трудовой активности педагогических работников.

Информационное обеспечение педагогических работников ОО.

При планировании будущего развития образовательной организации необходимо учитывать следующие стадии планирования:

Разработка общих целей, задач и предложений по развитию.

Детализация и уточнение планов.

Согласование и корректировка планов.

Доведение планов до исполнителей (в части, касающейся их работы)

Реализация планов и их корректировка в ходе выполнения работ (при необходимости).

Вопрос 3. В процессе разработки программы развития образовательной организации можно выделить следующие этапы.

— Проблемный анализ состояния образовательной организации

Анализ состояния организации призван определить основу для разработки путей ее развития. На данном этапе разработки программы развития необходимо выделить сильные и слабые стороны организации. При составлении поэтапного плана и его анализа требуется четко и по пунктам определить, как в будущем организация могла бы соответствовать тем требованиям, которые к ней будут предъявляться.

— Формирование концепции будущего образовательной организации

При грамотном и своевременно проведенном анализе состояния образовательной организации возможен переход к формированию концепции развития будущего образовательной организации. Основные требования и рекомендации для составления концепции определены «Законом об образовании» и «Стратегией развития образования 2020», а перечень обязательных требований необходимых к наполнению образования, которые помогают сохранять преемственность и последовательность каждого уровня обучения профессии и специальности, согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).

— Разработка стратегии, основных направлений, и задач перехода к новой образовательной организации. Поясните, какие проблемы решает разработчик на каждом из выделенных этапов.

При планировании стратегии развития разрабатываются следующие

1. Распределение ресурсов: планирование, распределение материально-технических, финансовых, трудовых, информационных ресурсов и др.

2. При адаптации образовательных организаций, под требование государственной политики и с учетом приспособление к изменениям социального запроса населения и приходится обеспечивать благоприятные организационно-педагогические, научно-методические условия для опережения социального запроса населения путем введения в образовательный процесс новых образовательных направлений, предметных областей. Эффективность управления определяется не только при четко спланированных целях и задачах, но также и при определённых заранее конкурентных задачах социально-политической и экономической ситуации в стране и востребованности, данных направлений образовательных организаций, а также конкурентной борьбе между образовательными организациями.

3. Координация и регулирование – согласованность всех действий и подразделений для достижения целей, предусмотренных стратегическим планом.

4. Организационные изменения – проведение организационно-педагогических, научно-методических преобразований в организации:

Перераспределение функций управления, полномочий администрации, создание системы стимулирования.

Цели стратегического планирования обеспечиваются за счет высокого профессионализма и творчества педагогических работников, тесной связи учреждения с внешней средой, дополнительного образования, реализации текущих планов.

— Формирование плана действий

— исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения;

— система организационных, логических и математико-статистических процедур, направленных на получение информации и ее анализа с целью выработки оптимального решения.

Экспертизу можно рассматривать как: процесс, процедура, способ, метод и результат оценивания объектов, предметов, процедур, деятельности, результатов. Экспертиза как процесс включает деятельность экспертов (внешняя экспертиза) и представителей образовательной организации (самоэкспертиза), имеет свое содержание, методы, средства и формы.

В экспертизе можно выделить следующие этапы (на основе лекций и прочитанной литературы по данному вопросу удалось выделить следующие этапы экспертизы программы развития образовательной организации:

Качество подготовки всей нормативно-правовой базы и УМК материалов организации, на сколько все данные документы проверены и прошли проверку и согласованы по всем структурным подразделениям и вышестоящим организациям. На сколько грамотно и качественно проведен анализ и составлены резолюции, итоговые документы и наличие плана развития ОО.

Соотнесение программы развития основных образовательных программ, учтена последовательность и преемственность реализуемых организаций программ.

Приведение в соответствие программы приоритетов государственной политики РФ к компетенциям и ответственности образовательной организации в сфере, но и планируемого бюджетированию и финансировании данных программ.

Соответствие актуальности и новизны программы развития образовательной организации, с учетом изменения алгоритмом востребуемых направлений, как в профессиональной, так и образовательной деятельности ОО. Соответствие запросам общества и времени, с учетом появления новых профессий, направлений профессиональных направлений, изменением стандартов образования и инновационного развития науки и техники.

Возможность применение на практике в различных образовательных организация и в разных направления деятельности образовательной организации программы развития.

По окончании экспертизы составляется документ, в котором будут отражены все несоответствия и замечания в данной программе развития и указаны рекомендации по исправлению или приведению данной программы в соответствии нормативно-правовых актов, ФГОС, плану стратегии развития государства РФ в плане образования и соответствия социально-экономического развития РФ.

Вопрос 4. Определите основные задачи Программы развития образовательной организации. Что предполагается выполнить для решения этих основных задач?

Для определения задач программы развития образовательных организаций, необходимо руководствоваться задачами, изложенными в документах, характеризующих стратегическое развитие образования в РФ.

Модернизация образовательной организации (прежде всего дошкольных организаций и организаций общего образования), как социальных институтов развития;

Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

Развитие системы оценки качества образования и востребованности различных направлений образований, в том числе дополнительного образования.

В рамках законотворческой деятельности многое сделано, что позволит решить поставленные перед образовательной организацией задачи развития в будущем. Задачи развития организации реально составлять на 3-5 лет, где наиболее верно скажутся результаты анализа, экспертизы и прогнозирования программы развития образовательной организации.

В период разработки самой программы, как и во всей сфере образования, оказываются востребованы, прошедшие переквалификацию педагогические кадры, прошедшие переобучение в соответствии с ФГОС, современным технологиями в образовании и созданная в ОО инновационная площадка для апробирования новейших форм работы ОО в современных условиях. В создании программ развития ОО необходимо изучить международный опыт и использовать его в своих разработках программ, наиболее подходящие для развития образования в РФ, но и использование давно известных в РФ экспериментальных площадок и достижений научно-педагогического мысли. Все данные задачи невозможны, если основная часть педагогического состава не поддерживает и не готова, проводить данную программу развития в ОО. При отсутствии финансирования и поощрения педагогического состава, дело дальше обсуждений и ожиданий, что кто-то за них сделает, не приведет к решению задач, но грамотная политика управления и менеджмента организации, с использованием своих дополнительных средств и средств бюджета, может привести к мотивированию и созданию прежде всего среди самих педагогических работников, а в последствии учеников и родителей, интереса, здоровой конкуренции и правильной системы целеполагания, для создания на базе для образовательной организации инновационной площадки или участие в инновационном проекте. В дальнейшем участие в проекте послужит толчком к анализу и принятию решения для создания программы развития ОО, не навязанной с верху администрацией, а на основе уже проведенной самой ОО проектной работы. К сожалению всех проблем, с которыми ОО столкнётся при решении программы развития ОО в будущем невозможно написать в данной работе, поэтому главное провести четко и грамотно, привлекая подготовленные кадры, как со стороны управления, менеджмента и педагогических кадров, так и экспертов, для подготовительной работы и этапа анализа, прогноза и экспертизы, что и послужит уже на начальном этапе избежать многих негативных сторон в развитии ОО в РФ.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования»».

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты.

Постановление правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развития образования « на 2013-2030 гг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *