В чем состоит положительная часть программы базарова
Образ Базарова: положительные и отрицательные стороны по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.)
В романе «Отцы и дети» написанном Тургеневым, можно найти разных по характеру, внешности и поступкам героев. Конечно, каждый герой уникален по-своему, но больше всего выделяется образ Базарова. В нём есть как и положительные черты, которые я восхваляю, так и отрицательные, которые я презираю
Базаров с пониманием замечает и понимает проблемы людей, живущих в стране. Его сильные позиции и взгляды поражают.
Сам по себе молодой лекарь имеет трезвый рассудок и преданность к практицизму, ведь в наше время эти качества очень важны. Евгений был демократичен и против крепостного строя. Уважение к Базарову вызывают ум, сила воли и самостоятельность, не каждый мог и может похвастаться такими качествами. Он является передовым человеком, стремится к чему-то новому, он очень увлечен естественными науками и хочет развиваться.
Тем не менее практицизм Базарова мешает ценить ему прекрасное: природу, музыку, поэзию. Он видит природу, как предмет пользования человеком, как ресурсы, нужные для человека. Так же насмехается над творчеством Пушкина, не воспринимая его всерьез.
Свой характер, по его словам, он воспитал сам, развивал нужные по его мнению качества. Это характеризует его как прогрессивного человека. Нужно отметить, что человек этот живёт трудом. Труд он считает очень полезным и нужным для каждого человека.
Евгений всегда остаётся самим собой, всегда является хозяином своего слова, привычек. Базаров- разночинец, он прошёл тяжёлую школу жизни и приобрел собственные убеждения. Это научило его не поддаваться чужому влиянию, наоборот, он подчиняет людей себе. Доводы его всегда уверенные, точные, впечатляющие.
Как образованный человек, он хорошо разбирается в людях, видит негативные стороны общества и стремится их исправить.
Я не одобряю его отношения к родителям, он старается скрыть свои чувства, любовь и уважение от родителей, старательно маскирует свою нежность. Так же он не прав и по отношению к девушкам, отрицая у них свободу мысли.
В спорах Павла Петровича и Евгения Базарова хочется занять сторону то одного, то другого, каждый из них прав по-своему. Судьба Евгения трагична. На смертном одре он сам понимает, что переживает кризис, что во многом ошибался.
Думаю, что каждый читатель находит в Базарове те качества, которые стоит в себе воспитывать и то, чего стоит остерегаться.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Чем привлекает меня Евгений Базаров и в чем я не согласна с ним
Базаров – «нигилист», «новый человек», разночинец. Он прожил «горькую» жизнь, прошел суровую школу труда и лишений. Тургенев именно в этом образе показал свое понимание демократизма «новых людей».
В Базарове меня очень привлекло постоянное желание работать, большая сила воли. Это человек острого и сильного ума. Базаров человек стойкий, мужественный, всегда уверенный в себе. Его ненависть и любовь всегда искренни и глубоки. Все эти черты Базарова говорят о его демократизме. И демократизм этого человека проявляется не только в чертах его характера, но и в портрете, и в речи, в отношении к крепостному праву, к религии и, конечно, в отношении к простым людям.
Базаров отрицает крепостное право и религию, народную нищету, все то, что порождено «безобразным состоянием общества». Он имеет особый подход к простому человеку. И когда к нему приходит «сильная тяжелая» страсть, он умеет одержать над ней нелегкую победу, показав, насколько он выше и человечнее Одинцовой, той, которую он так страстно полюбил.
Со всеми этими чертами мировоззрения Базарова я вполне согласна. Тургенев очень правильно и правдиво передал типичные черты революционеров-демократов своего времени, но в то же время писатель сообщил образу Базарова несвойственные революционерам черты.
Я совершенно не согласна с базаровским отрицанием искусства, музыки, поэзии, живописи. Базаров не знает ни биографии, ни творчества А.С. Пушкина. По его словам, порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. Рафаэль, по мнению Базарова, «гроша ломаного не стоит». С этим невозможно согласиться.
Истинные революционеры-демократы отрицали только «чистое искусство», но не искусство вообще. Базаров отождествляет законы природы и законы человеческой жизни, физиологические и психические явления. И самое главное – это то, что этот человек только лишь отрицает, но ничего не делает, не борется с теми жизненными явлениями, которые приводят его в негодование. Он никогда не стремится убедить слушателей в правоте своих высказываний. Эти черты вызывают во мне антипатию к Базарову.
Я не могу сказать, что этот человек мне нравится. В нем очень много и хорошего и плохого. Мое чувство к нему неопределенно, так как прекрасные качества его характера уравновешиваются непонятным презрением ко всему прекрасному и волнующему и полным бездействием в ненавистной ему барской среде.
Основные плюсы и минусы нигилизма Базарова
Чудесный малый и циник, простой человек и гордец, один из самых замечательных людей и хищник, все эти противоположности характеризуют одного человека — Евгения Васильевича Базарова, главного героя романа Ивана Тургенева «Отцы и дети». Положительное и отрицательное в Базарове можно охарактеризовать и одним словом — нигилизм.
Положительное в нигилизме Базарова
Базаров — незаурядная личность. Его взгляды для своего времени звучали революционно, ломали стереотипы. Не удивительно, что молодое окружение героя усматривало в нигилизме признаки нового времени, прогресса.
Долой авторитеты
Самоуверенность и сила личности позволяют Базарову открыто высказывать свое мнение. Он подвергает сомнению заслуги людей, которые имеют вес в обществе. Они аристократы, а для Евгения аристократизм, «принсипы» — пустые слова. Больше пользы от мужика, который землю пашет. Такая радикальность взглядов — глоток свежего воздуха для молодежи. В созерцательных рассуждениях старого поколения они не усматривают потенциал для развития общества. А значит надо ломать устои, драться. Мысли Базарова обнажают назревающий кризис, призывают к переменам.
Нет — суждениям, да — опыту
Профессиональная работоспособность
Базаров ценит практическую деятельность, которая приносит пользу. И профессию для себя избрал, руководствуясь этими соображениями. Для него медицина и другие естественные науки — это ремесла. В них он ежедневно совершенствуется. Базарова не обвинишь в безделье, как иных аристократов. Он бескорыстен в своем труде. Герой иронизирует над высокопарными словами, но последовательность и ответственность, с которыми он занимается практической наукой, заслуживают восхищения.
Критическое самоуважение
Признание в себе качеств, над которыми сам насмехался, говорит о незаурядности Базарова. Прощаясь навсегда с Кирсановым, сознается, что есть у него душевные слова, но не позволяет себе «рассыропиться». Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой — особая проверка на прочность. С присущей прямолинейностью Базаров признает в себе способность летучей рыбой подняться в воздух. Но убежден, что лучше «плюхнуть» обратно в свою стихию. Для него лишь доброе участие любимой женщины, а не любовь — это милостыня, которую он никогда не примет.
Сила духа и цельность личности
Слово «дух» не укладывается в нигилизм Базарова, он материалист и признает другую силу. Но цельность, самообладание, прямодушие героя трудно назвать чем-то другим, кроме как силой духа. С этими качествами он не расстался даже на смертном одре. Мужественно признав неизбежное, Базаров сожалеет лишь о том, что мало сделал.
Минусы базаровского нигилизма
При неоспоримых достоинствах личности, Базарова трудно назвать полноценным членом общества того времени. Он скорее чужеродный элемент в нем. Некоторые его взгляды коробят, идеи вызывают сопротивление, грубость в общении возмущает.
Все ломать
У категоричности Базарова гипертрофированные формы, его суждения и взгляды порой не имеют ничего общего с реальной жизнью. На основании выводов об одном человеческом экземпляре, Евгений готов поставить диагноз всему обществу. Познакомившись со старшими Кирсановыми, приписывает их к отставным людям и считает таковыми все их поколение. Миссию нигилистов, как новой силы, Базаров усматривает в отрицании и ломке всего, что составляет ценность для «отставников». Но его не заботит, кто будет на месте сломанного возводить новое.
Не патриот
Герой справедливо иронизирует над квасным патриотизмом многих представителей своего времени, но и истинный патриотизм он мало признает. Базаров — русский человек, который не видит достоинств собственной нации. Для него русский «лишь тем и хорош, что сам о себе дурного мнения». Евгений прав, обличая распространенное в России того времени невежество и суеверие, но при этом безапелляционно утверждает, что таково все русское общество.
Цинизм и черствость
Базаров откровенно потешается над романтизмом, высоким чувствами. Не заботясь о производимом впечатлении, говорит о преимуществах низменного, плотского. Нигилист не принимает общепринятые нормы поведения. Его мало волнует, что своей вызывающей прямотой он оскорбляет чьи-то чувства. Даже восхищавшегося им Кирсанова временами коробит цинизм и душевная черствость Базарова, которая распространяется и на родителей. Безмерно любящие его мать и отец получали обидно мало внимания и общения от сына.
Отрицание прекрасного
Базаров считал, что порядочный химик в двадцать раз полезней поэта, а Рафаэль гроша ломанного не стоит. Евгений иронизирует и хохочет над Николаем Петровичем Кирсановым, цитирующим Пушкина, играющим на виолончели. Природу нигилист называет пустяком, не храмом, а мастерской. Он не может и не делал даже попыток постичь созидательную силу прекрасного.
Добровольное одиночество
Живя среди людей, Базаров одинок, и это его выбор. Он готов допустить к себе человека, который не спасует перед ним. Такого в своем окружении Евгений не видел. Признавал в Аркадии Кирсанове молодую смелость и задор, но для себя хотел дерзости и злости. Базарову все равно, восхищаются им или ненавидят. Считал себя гигантом, а значит остальные для него слишком мелки. Даже семейные, родственные узы не вызывают у него одобрения.
Прогрессивная личность или циник
Положительный или отрицательный герой Евгений Базаров? В его окружении так и не прозвучало однозначных доводов оправдания или обвинения. Каждое качество нигилиста одних восхищает, других раздражает. Был ли она прав, отрицая все на свете, стремясь ломать привычные устои? Возможно, дальнейшая жизнь Евгения внесла бы ясность, но он умирает слишком рано. Невосполнимой эта утрата оказалась только для его несчастных родителей.
В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману Отцы и дети Тургенева)
Главным героем произведения Отцы и дети является Евгений Базаров. Он именует себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, базирующиеся на отвержении прошлого опыта человечества, на уничтожении обычаев и норм социума.
Положительной стороной этой теории является отрицание самодержавия и крепостного права. Базаров осуждает старшего Кирсанова за то, что он ничего не создает. Паразитизм высших классов нагляден.
Базаров порицает искусство делать деньги. Он не добивается личного обогащению, а хочет безвозмездно работать для науки. Эта любовь к труду связана с его теорией. Его нигилизм направлен утверждением материалистического воззрений и развитием науки. Стремление последователей этой теории ничего не принимать на веру, все анализировать, добиваться знаний разумом и трудом очень похвально и заслуживает лишь одобрения.
Мощной стороной его теории является борьба против необразованности. Он переживает запуганность народа. Базаров – демократ. Он выступает за то, чтобы народ имел права. Пробуждение мировоззрения низших классов – часть его программы.
Слабыми являются взгляды героя на искусство, любовь, природу. Он их не ценит. Евгений распространяет мнение о потребительском отношении к природе.
Нигилист насмешливо высказывается о Пушкине. Он критически относится к поэзии, которую не читает. Базаров считает, что внимания достойны лишь те книги, которые приносят практическую пользу. Евгений утверждает, что химик всегда лучше литератора.
Такое отношение к прекрасному говорит об недостатке культуры. Нигилисты не следуют правилам поведения. Поэтому Евгений ведет себя грубо.
Вульгарный материализм сводит все к ощущениям. Есть люди, которым приятно быть порядочными, другим нравится их аморальность. Воззрения главного героя отражаются также в его научной деятельности. Он полагает, что все люди одинаковы. Этим Евгений отвергает психические особенности личности.
К прекрасному полу главный герой относится бесстыдно. Евгений отрицает брак, семью и родственные чувства. Он не навещает отца и мать 3 года. Он не хочет заводить семью и детей.
Базаровский нигилизма неоднозначное явление. С одного боку, герой стремится к прогрессу, осуждает бедность, невежество народа, ничтожность высших классов. Но слабость его взглядов состоит в том, что у него нет позитивной программы действий. Евгений — разрушитель, который не предлагает взамен уничтоженного ничего.
Положительное в нигилизме Базарова
Базаров — незаурядная личность. Его взгляды для своего времени звучали революционно, ломали стереотипы. Не удивительно, что молодое окружение героя усматривало в нигилизме признаки нового времени, прогресса.
Долой авторитеты
Самоуверенность и сила личности позволяют Базарову открыто высказывать свое мнение. Он подвергает сомнению заслуги людей, которые имеют вес в обществе. Они аристократы, а для Евгения аристократизм, «принсипы» — пустые слова. Больше пользы от мужика, который землю пашет. Такая радикальность взглядов — глоток свежего воздуха для молодежи. В созерцательных рассуждениях старого поколения они не усматривают потенциал для развития общества. А значит надо ломать устои, драться. Мысли Базарова обнажают назревающий кризис, призывают к переменам.
Нет — суждениям, да — опыту
Профессиональная работоспособность
Базаров ценит практическую деятельность, которая приносит пользу. И профессию для себя избрал, руководствуясь этими соображениями. Для него медицина и другие естественные науки — это ремесла. В них он ежедневно совершенствуется. Базарова не обвинишь в безделье, как иных аристократов. Он бескорыстен в своем труде. Герой иронизирует над высокопарными словами, но последовательность и ответственность, с которыми он занимается практической наукой, заслуживают восхищения.
Критическое самоуважение
Признание в себе качеств, над которыми сам насмехался, говорит о незаурядности Базарова. Прощаясь навсегда с Кирсановым, сознается, что есть у него душевные слова, но не позволяет себе «рассыропиться». Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой — особая проверка на прочность. С присущей прямолинейностью Базаров признает в себе способность летучей рыбой подняться в воздух. Но убежден, что лучше «плюхнуть» обратно в свою стихию. Для него лишь доброе участие любимой женщины, а не любовь — это милостыня, которую он никогда не примет.
Сила духа и цельность личности
Слово «дух» не укладывается в нигилизм Базарова, он материалист и признает другую силу. Но цельность, самообладание, прямодушие героя трудно назвать чем-то другим, кроме как силой духа. С этими качествами он не расстался даже на смертном одре. Мужественно признав неизбежное, Базаров сожалеет лишь о том, что мало сделал.
Роман «Отцы и дети». Слабость и сила Базарова
Сегодня на уроке мы:
– Порассуждаем о характере Базарова.
– Попытаемся понять, почему он вызвал столь противоречивые оценки у современников Тургенева.
– Выясним, каковы сильные и слабые стороны его натуры.
На наших прошлых уроках мы уже говорили о том, что тургеневский Базаров – знаковое явление не только в русской литературе, но и в общественной жизни России. Это новый тип героя.
До появления романа «Отцы и дети» в русской литературе было время «лишних людей»
. Вспомним Онегина, Печорина, Обломова. У Тургенева это Рудин и Бельтов.
Кто такой по своей сути «лишний человек»?
Это прожигатель жизни, который обладает многими талантами, но не находит им применения в жизни. Чем отличается от них Базаров? В первую очередь, он человек дела. Человек совершенно иного склада характера, происхождения и образа жизни.
И вокруг этого деятельного героя после выхода романа развернулись пламенные споры. Одни Базаровым восторгались. Настолько, что Александр Иванович Герцен
даже говорил, что все молодые революционеры вдруг стали копиями Базарова.
Другие с возмущением писали, что Тургенев нарисовал отвратительную карикатуру на современную молодёжь. А сам писатель не раз жаловался в письмах, что его героя не поняли.
В своих записях Тургенев называет трёх прототипов Евгения Базарова. Первым из них стал критик Николай Добролюбов. Можно даже уловить внешнее сходство: «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
Вторым в списке прототипов стоит знакомый Тургенева, врач Иван Васильевич Павлов. Обратим внимание, что Базаров тоже врач, а не критик, как тот же Добролюбов.
Павлов был известен резкостью и прямотой высказываний. А это одна из самых ярких черт Базарова. Кроме того, Павлов отличался крайним атеизмом и материализмом.
Третьим прототипом стал друг Николая Добролюбова Сергей Преображенский. Человек с завышенным самомнением и такой смелостью, и свободой суждений, что они восхищали своей революционностью даже Добролюбова.
Стоит заметить, что первоначальный образ Базарова был резче и проще, и уже в процессе работы образ обрёл сложность и глубину. Так кто же такой Евгений Базаров? В чём его сила и слабость? За что его осуждали и почему ему подражали?
Для начала подумаем, какие качества сделали Базарова идеалом для русских нигилистов. Во-первых, Базаров – сильная и харизматичная личность. Это всегда привлекает. Даже у своих противников Базаров вызывает сильные эмоции. Павел Петрович презрительно называет его «лекаришкой» и не подаёт руки при встрече, но спорит с ним на равных. И даже выходит из себя, теряя свою аристократичность. А люди послабее, например, Аркадий Кирсанов и Виктор Ситников, ищут внимания Базарова и легко попадают под его влияние.
Во-вторых, Базаров умён. У него есть стройная система взглядов и собственное мнение по любому вопросу. Базаров смел в своих суждениях и трезво оценивает многие вещи. Он не погряз в заблуждениях, как поколение «отцов». Например, Базаров видит бедственное положение крестьянства. Он не питает славянофильских иллюзий по поводу духовности и высокой нравственности русского мужика. И возмущён невежеством и суеверием крестьянства.
Базаров резко критикует старые порядки, которые привели страну к кризису. Он считает, что порядки эти необходимо разрушить. Тургенев писал: «Если Базаров называет себя нигилистом, надо читать революционером»
. А поклонниками Базарова были как раз молодые революционеры-демократы.
Но нельзя не обратить внимания на то, что у Базарова нет созидательной программы. Слабость своей позиции Базаров подтверждает сам. «Мы ломаем, потому что мы сила»,
– говорит он. –
«Сперва нужно место расчистить».
А что могут построить на чистом месте другие, Базарова не волнует.
Ещё одна сильная сторона Базарова – его энергия и деятельность. Базаров презирает пустую болтовню. Он считает, что нужно делать, а не рассуждать. В споре с Павлом Петровичем он прямо говорит: «Болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведёт только к пошлости и доктринёрству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и чёрт знает о чём, когда дело идёт о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит».
При этом слово с делом у него не расходится. В Марьино Базаров и суток не бездельничал. Он работал в гостях у своего друга, пока тот сибаритствовал, по выражению писателя. В отличие от аристократа Аркадия Кирсанова, который ничем не занят после окончания университета, Базаров идёт к цели. Цель эта конкретна и с точки зрения нигилизма идеальна в своей практичности. Базаров хочет стать врачом.
Важно заметить, что Базаров не стремится сделать карьеру или разбогатеть. Можно сказать, что он делает дело ради дела. То есть, приносит ту самую пользу обществу, о которой он говорит Павлу Кирсанову. Сравнивая Базарова с другими литературными героями, Дмитрий Иванович Писарев написал: «…у Печориных есть воля без знания, у Рудиных
–
знание без воли; у Базаровых есть и знание, и воля, мысль и дело сливаются в одно твёрдое целое»
.
Очевидно, что Базаров презирает «аристократишек» за бездействие и пустую болтовню. И открыто своё презрение выражает. А поскольку принципы, этику и даже эмоции он отрицает, своё презрение он выказывает даже когда живёт у этих самых «аристократишек», ест их хлеб и пользуется комфортом, который ему предлагают. В разговоре с Аркадием он высмеивает Николая Петровича за игру на виолончели. И ему даже в голову не приходит, что его другу эти слова, да ещё и с хохотом, слышать неприятно.
Базаров на всех смотрит свысока. Самолюбие Базарова безгранично. Тургенев называет его бездонной пропастью. А базаровскую гордость – сатанинской. Вспомним его слова: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, — тогда я изменю своё мнение о самом себе».
замечает:
«…он так полон собою и так непоколебимо высоко стоит в своих собственных глазах, что делается совершенно равнодушным к мнению других людей».
Безграничное самолюбие и нигилизм Базарова загоняют его в ловушку одиночества. Некоторые критики считают, что Базаров одинок, потому что самодостаточен. Или потому, что рядом нет личности, равной ему. Но так ли это? Он открыто презирает и аристократов, и новоявленных прогрессистов Кукшину и Ситникова. Презирает и народ, поэтому для крестьян он такой же чужак, как и Кирсановы. На своего друга Аркадия он смотрит свысока и презирает за мягкость. Даже его чувства к Одинцовой нельзя назвать светлыми.
Обратимся к словам Писарева. «Базаров везде и во всем поступает только так, как ему хочется или как ему кажется выгодным и удобным. Им управляют только личная прихоть или личные расчёты. Ни над собой, ни внутри себя он не признает никакого нравственного закона, никакого принципа. Впереди – никакой высокой цели; в уме – никакого высокого помысла, и при всем этом – силы огромные!»
Базаров слишком увлёкся нигилизмом. Он попытался всё подчинить своей теории. И абсолютное отрицание всего превратилось в ограниченность. Острый ум в Базарове сочетается с узким кругозором. Он не интересуется ничем, что не приносит явной практической пользы. Например, искусство. Базаров не видит, что от искусства, например, от игры на виолончели, человек может получать гораздо большее удовольствие, чем от вкусного обеда. Казалось бы, мысль практичная, в духе Базарова, но ему даже такая специфическая идея о пользе искусства в голову не приходит.
Попытки Базарова заковать жизнь в рамки своих идей обречены на провал. Он, говоривший Аркадию, что любовь – это «романтизм, чепуха, гниль, художество», вопреки своим убеждениям влюбился. И вдруг перестал видеть в женщине только «богатое тело» и «печёнки-селезёнки». Любовь разрушает его стройную систему взглядов. В жизни Базарова вдруг находится место романтизму, и это злит нигилиста.
«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец»,
– говорит он про Павла Петровича. А получив отказ Одинцовой, теряет интерес к жизни.
«…лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твёрдая и стремительно смелая, изменилась. Он перестал гулять в одиночку и начал искать общества».
Базаров зовёт к себе перед смертью Одинцову. И в их последнюю встречу прорывается наружу базаровская поэтичность, которую он так старательно отрицал. «Славная», «великодушная», «молодая, свежая, чистая»
, говорит он ей. Как это непохоже на его первое признание в любви,
когда «страсть в нём билась, сильная и тяжёлая
–
страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»
Поэтичны и последние слова Базарова, обращённые к Одинцовой: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…».
Сцена смерти Базарова показывает нам, что вечные ценности, такие как любовь, природа, искусство не может победить даже самая последовательная и стройная искусственная теория. А попытки подчинить их теории, отказаться от них или заключить в рамки, приводят человека к тяжёлому внутреннему конфликту. Эта мучительная борьба может обернуться утратой смысла жизни.
О смерти Базарова критики спорили так же яростно, как и о его характере.
Но сам Тургенев считал, что его героя не понял никто. Он жаловался в письме Достоевскому: «…никто, кажется, не подозревает, что я попытался в нём представить трагическое лицо – а все толкуют: – зачем он так дурён? Или – зачем он так хорош?»