В чем состоит положительная часть программы базарова по вашему мнению

Чем привлекает меня Евгений Базаров и в чем я не согласна с ним

Базаров – «нигилист», «новый человек», разночинец. Он прожил «горькую» жизнь, прошел суровую школу труда и лишений. Тургенев именно в этом образе показал свое понимание демократизма «новых людей».

В Базарове меня очень привлекло постоянное желание работать, большая сила воли. Это человек острого и сильного ума. Базаров человек стойкий, мужественный, всегда уверенный в себе. Его ненависть и любовь всегда искренни и глубоки. Все эти черты Базарова говорят о его демократизме. И демократизм этого человека проявляется не только в чертах его характера, но и в портрете, и в речи, в отношении к крепостному праву, к религии и, конечно, в отношении к простым людям.

Базаров отрицает крепостное право и религию, народную нищету, все то, что порождено «безобразным состоянием общества». Он имеет особый подход к простому человеку. И когда к нему приходит «сильная тяжелая» страсть, он умеет одержать над ней нелегкую победу, показав, насколько он выше и человечнее Одинцовой, той, которую он так страстно полюбил.
Со всеми этими чертами мировоззрения Базарова я вполне согласна. Тургенев очень правильно и правдиво передал типичные черты революционеров-демократов своего времени, но в то же время писатель сообщил образу Базарова несвойственные революционерам черты.
Я совершенно не согласна с базаровским отрицанием искусства, музыки, поэзии, живописи. Базаров не знает ни биографии, ни творчества А.С. Пушкина. По его словам, порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. Рафаэль, по мнению Базарова, «гроша ломаного не стоит». С этим невозможно согласиться.

Истинные революционеры-демократы отрицали только «чистое искусство», но не искусство вообще. Базаров отождествляет законы природы и законы человеческой жизни, физиологические и психические явления. И самое главное – это то, что этот человек только лишь отрицает, но ничего не делает, не борется с теми жизненными явлениями, которые приводят его в негодование. Он никогда не стремится убедить слушателей в правоте своих высказываний. Эти черты вызывают во мне антипатию к Базарову.

Я не могу сказать, что этот человек мне нравится. В нем очень много и хорошего и плохого. Мое чувство к нему неопределенно, так как прекрасные качества его характера уравновешиваются непонятным презрением ко всему прекрасному и волнующему и полным бездействием в ненавистной ему барской среде.

Источник

Образ Базарова: положительные и отрицательные стороны по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.)

В романе «Отцы и дети» написанном Тургеневым, можно найти разных по характеру, внешности и поступкам героев. Конечно, каждый герой уникален по-своему, но больше всего выделяется образ Базарова. В нём есть как и положительные черты, которые я восхваляю, так и отрицательные, которые я презираю

Базаров с пониманием замечает и понимает проблемы людей, живущих в стране. Его сильные позиции и взгляды поражают.

Сам по себе молодой лекарь имеет трезвый рассудок и преданность к практицизму, ведь в наше время эти качества очень важны. Евгений был демократичен и против крепостного строя. Уважение к Базарову вызывают ум, сила воли и самостоятельность, не каждый мог и может похвастаться такими качествами. Он является передовым человеком, стремится к чему-то новому, он очень увлечен естественными науками и хочет развиваться.

Тем не менее практицизм Базарова мешает ценить ему прекрасное: природу, музыку, поэзию. Он видит природу, как предмет пользования человеком, как ресурсы, нужные для человека. Так же насмехается над творчеством Пушкина, не воспринимая его всерьез.

Свой характер, по его словам, он воспитал сам, развивал нужные по его мнению качества. Это характеризует его как прогрессивного человека. Нужно отметить, что человек этот живёт трудом. Труд он считает очень полезным и нужным для каждого человека.

В чем состоит положительная часть программы базарова по вашему мнению. Смотреть фото В чем состоит положительная часть программы базарова по вашему мнению. Смотреть картинку В чем состоит положительная часть программы базарова по вашему мнению. Картинка про В чем состоит положительная часть программы базарова по вашему мнению. Фото В чем состоит положительная часть программы базарова по вашему мнению

Евгений всегда остаётся самим собой, всегда является хозяином своего слова, привычек. Базаров- разночинец, он прошёл тяжёлую школу жизни и приобрел собственные убеждения. Это научило его не поддаваться чужому влиянию, наоборот, он подчиняет людей себе. Доводы его всегда уверенные, точные, впечатляющие.

Как образованный человек, он хорошо разбирается в людях, видит негативные стороны общества и стремится их исправить.

Я не одобряю его отношения к родителям, он старается скрыть свои чувства, любовь и уважение от родителей, старательно маскирует свою нежность. Так же он не прав и по отношению к девушкам, отрицая у них свободу мысли.

В спорах Павла Петровича и Евгения Базарова хочется занять сторону то одного, то другого, каждый из них прав по-своему. Судьба Евгения трагична. На смертном одре он сам понимает, что переживает кризис, что во многом ошибался.

Думаю, что каждый читатель находит в Базарове те качества, которые стоит в себе воспитывать и то, чего стоит остерегаться.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Сочинение на тему базаров положительный или отрицательный герой

Общая характеристика

Евгений Базаров, в отличие от Аркадия Кирсанова, не имеет дворянского происхождения. Дед его «землю пахал», а отец его был простым лекарем. Принято считать, что Базаров – разночинец, который всего добился собственными силами. Несмотря на свою бедность, Евгений – человек гордый, который «милостыни еще до сих пор не принимал». С самого детства главный герой занимается естественными науками, учится на медицинском факультете и хочет стать опытным врачом, поэтому часто ставит различные эксперименты.

Евгений Базаров в произведении является представителем революционного строя. Именно данный персонаж вступает в конфликт с минувшим поколением – с дворянством, которое медленно погибало.

Базаров – это представитель нового в обществе, это воплощение социальных изменений, которые происходили во времена И. С. Тургенева.

Внутренний облик:

Сложный характер Евгения Базарова делает его одиноким. Аркадий Кирсанов, увлеченный идеями Базарова, — временный попутчик. Скоро пути приятелей разойдутся. Нет любимой женщины, семьи, детей. Даже в родительском доме Базарову скучно.

Основные черты характера Базарова: бескомпромиссность, гордость, эгоизм. Он игнорирует чужое мнение (спор П. П. Кирсановым).

Подавляет авторитетом Аркадия. Боится потерять свободу. Увлекшись Анной Сергеевной Одинцовой, старается сдержать эмоции. Обижает равнодушным отношением родителей: уезжает, погостив три дня после трехлетнего отсутствия.

Евгений Базаров привык много увлеченно работать: читать, проводить опыты, экспериментировать. Умный, образованный Евгений Базаров представляет поколение «детей», новый, зарождающийся класс разночинцев – демократов.

Внутренние качества

Образ Евгения Базарова описывается автором романа двусторонне: в его образе есть и достоинства, и недостатки.

Базаров – умный человек, с помощью своих способностей он многого добился в жизни. Это говорит о том, что центрального персонажа отличает деятельность и трудолюбие. В то же время герой довольно прост, в нем совершенно отсутствуют все черты, свойственные светскому обществу. Он не танцует на балах и не любит говорить «красиво». Речь Базарова коротка и однозначна. Все манеры его отличаются развязностью и небрежностью. Он любит шутить над людьми, насмешливо отзываться о ком-то. И в то же время он довольно строг со всеми людьми. Базарова можно назвать человеком самоуверенным и даже надменным. Он привык быть один, поэтому поведение его холодно и резко. Базаров не привык раскрывать другим людям все свои искренние чувства и эмоции.

Характер

Базаров – человек гордый, надменный и самоуверенный. Он уверен в своем превосходстве над аристократом Павлом Петровичем Кирсановым.

В отношении к окружающим людям Базаров вел себя развязно и небрежно. Главный герой не владел ни каплей робости, он был смел и самонадеян.

Характер и взгляды Базарова во многом стали следствием его биографии. Евгений является сыном простого лекаря и дворянки, что говорит о промежуточном положении главного героя: он не считает себя дворянином, но и не является простым мужиком.

Базаров не признавал дворянских принципов, не любил посещать мероприятия и «церемонии», не любил красиво разговаривать и никогда не танцевал. Это говорит о том, что герой не признавал праздного образа жизни.

Евгений Васильевич – сильный и трудолюбивый человек. Он не привык сидеть на месте, постоянно занимается каким-то делом. Всего в жизни Базаров достиг собственными усилиями.

Нигилизм

Характер центрального персонажа романа «Отцы и дети» ярко проявляется в его теории. Нигилизм Базарова предполагает отрицание всех общепринятых норм. Его отношение к любви, к искусству, к природе совершенно не похоже на отношение к этого обычного человека.

Чтобы разобраться в мировоззрении Евгения Базарова, приведем цитаты.

В идеологическом споре с Павлом Петровичем Кирсановым Базаров выступает против дворянства, считая, что оно уже не способно двигать общество вперед. Он считает, что «сперва нужно место расчистить», а потом уже совершать преобразования.

В любовь главный герой не верит, считает, что это «чувство напускное». Брак тем более вызывает у Базарова пренебрежение.

Относительно искусства Базаров-нигилист выражался так: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». По мнению героя, «Рафаэль гроша медного не стоит». Искусство никогда не сможет сравниться с точными науками: «Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки».

Необычно высказывание Базарова про природу: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник».

Однако следует учитывать, что в финальных главах произведения теория Базарова потерпела крах, автор показал всю ее несостоятельность. Поэтому теоретические взгляды Евгения не всегда совпадали с реальным ходом его жизни. Связано это развенчивание нигилистических пониманий с испытаниями в его жизни, главным из которых стала его любовь к Анне Одинцовой. Базаров с ужасом понимает, что, отрицая любовь, он влюбился как герой романтических произведений, которые он также не признавал.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Образ Базарова», рассмотрит общую характеристику образа главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», его внутренние качества и взгляды на жизнь, которые менялись на протяжении всего повествования.

Сочинение на тему базаров положительный или отрицательный герой

В моем воображении с детства возникла какая-то удивительная, своеобразная галерея любимых образов. Сначала это были герои сказок: русских, немецких, французских, ирландских. Я восхищался отважным Иваном-царевичем, Алладином, смелым и добрым рыцарем Гансом из Кельна. Потом герои Жюля Верна, Майн Рида, Купера… Тогда они казались мне образцами сильных, настоящих мужчин. Да и сейчас, перелистывая эти книги, я испытываю зависть и какую-то неясную тоску, хотя и знаю, что в большинстве своем это вымысел, что в действительности все было проще и грубее. Потом я восхищался героями Джека Лондона, Грина, Островского, Войнич. Удивительный и неповторимый Артур Грэй, капитан всех морей, подаривший девушке счастье; Тиррей Девенат, мужественно прошедший своей дорогой страданий; Мартин Идеи с его железным упорством; герои Тургенева… Все они не похожи друг на друга, да это, впрочем, и естественно: яркие, могучие индивидуальности всегда неповторимы, своеобразны, всегда резко отличаются. И однако, в чем-то они родственны. В чем? Конечно, общей формулировки дать нельзя, но все они сходятся в одном. Смелость, воля, мужество, трудолюбие — все эти черты нормальный умный человек может выработать в себе, это еще не все. В героях, которые стали любимыми у молодежи, есть какая-то неповторимая поэтичность, любовь к людям (не к отвлеченному понятию человечества, а к живым обычным людям, с которыми ты встречаешься в повседневной жизни), мягкость, деликатность, талант (именно талант, а не умение) чистой возвышенной любви. Все эти качества в соединении с отвагой, решимостью и предприимчивостью создают то обаяние полноценного, яркого человека, о котором мечтаешь в юности. И вот Базаров… Извините за слишком долгое вступление, но я думаю, что, не раскрывая тех качеств, которыми должен обладать положительный, нет, крылатый, идеальный герой, нельзя решить, кто такой Базаров. В сущности, формулировка не совсем точная: разве люди делятся только на положительных и отрицательных? Конечно, нет. Базарова нельзя поставить на одну доску с Марком Волоховым из романа Гончарова “Обрыв”. В Евгении можно найти множество качеств, которыми следует восхищаться, но все же, читая роман, нельзя отделаться от мысли о какой-то ущербности, неполноценности героя, его обреченности. Это имеет свои объяснения. Среди тургеневских героев Базаров выглядит чужаком, невозможно найти никого, сколько-нибудь напоминающего железного нигилиста. Неистовый фантазер Рудин, умный, добрый, мягкий Лаврецкий, мужественный и целеустремленный, но в то же время удивительно обаятельный и поэтичный Инсаров. И вдруг этот человек, его резкие категоричные суждения, его грубость, высокомерные манеры и его воля, железная, несгибаемая, могущественная воля, которая может сокрушить все на своем пути, его фанатичная верность своим идеалам. Базаров — это не тургеневская фигура: писатель сам боялся своего героя, боялся и восхищался в то же время. По-видимому, несмотря на его утверждение, что прототипом образа нигилиста послужил не Добролюбов, а некий врач Д. (странно, что Тургенев не назвал фамилию полностью, а начальная буква Д. подходит к фамилии Добролюбова), в Базарове отразился именно последний. Добролюбова Тургенев боялся, ему был неприятен этот семинарист, его твердость, резкость, непримиримость, даже то, что сюртук у него был застегнут на все пуговицы, как у плебея. И в то же время восхищался им. Стремился убедить себя, что его неприязнь — это не классовое чувство, что Белинский тоже разночинец, однако был очень обаятельным, но тут же с горечью сознавал, что в нем, в самом Тургеневе, нет таких черт, которыми обладал Добролюбов. Это странное, противоречивое отношение сохранилось и в романе. Тургеневу были чужды базаровские идеи, он не знал подлинной деятельности этих нигилистов, да к тому же и цензура… Базаров дан вне своего дела, мы его видим лишь с одной стороны. Он очень категоричен, порой даже до кичливости, он не желает прислушиваться к чужому мнению. Он груб и резок и нисколько не стесняется в своих оценках. Павел Петрович для него — “архаическое явление”. Николай Петрович — “человек отставной, его песенка спета”. Выслушав историю о романтическом увлечении Павла Петровича, он бросает пренебрежительно: “На своем молоке обжегся — на чужую воду дует”. У него никогда не возникает желания вдуматься в чужую жизнь, понять ее, посочувствовать. Он говорит, что будет уважать лишь того, кто не спасует перед ним, человека более сильного, все остальные — это слабые “божьи коровки”. Но ведь это в корне неверно: перед напором грубости мягкий и деликатный человек всегда теряется. Грубость — это не сила. Однако Базаровым нельзя не восхищаться. Он говорит, что не желает зависеть от времени — пусть время зависит от него. Это человек, который сам, без чьей-либо помощи, получил образование и воспитал себя. Он поразительно работоспособен: все время, которое провел у Кирсановых, Евгений Васильевич был занят делом. Он мужествен: во время дуэли с Павлом Петровичем вел себя так, что даже его противник вынужден был признать, что “господин Базаров вел себя отлично”. Он горд, не может принять милостыню Одинцовой: жалость — это не для него. Ему можно в отдельных случаях подражать. Но все очарование рассеивается, когда вспоминаешь его отношение к родителям, снисходительный тон в разговорах с отцом, необыкновенно добрым и милым человеком, его молчание, всегда пугавшее мать, которая души не чаяла в своем Енюше. А отъезд из дома, глубоко ранивший душу отца и матери… Нет, все это вряд ли говорит за Базарова. Это высокомерное отношение к людям особенно проявляется в отношениях с Ситниковым, которым— он помыкает, как собачонкой. Ведь даже если кто-то стоит ниже тебя по способностям, уму и воле, разве можно презирать его за это? А если человек этот в восторге от тебя, твоих речей, то пренебрегать им, бескорыстно верящим в тебя, просто подло! И опять роковая странность противоречивого характера Базарова проявляется в картине его гибели, где он показывает образец мужества. Сколько благородства и презрения к смерти слышим мы в его последнем монологе! Но, читая последние главы романа, как будто чувствуем обреченность героя, неизбежность его гибели. Тургенев не мог показать, как живет и действует его герой, и показал, как он умирает. Весь пафос романа заключается в этом. Базаров — это сильная, яркая личность, им можно по-своему восхищаться, но он не идеал, он не может стать в один ряд с Оводом, Грэем, Мартином Иденом. Ему не хватает обаяния, поэтичности, которую он, кстати сказать, отрицал. Может быть, в этом повинно время, когда нужны были сильные отрицатели (человек все-таки зависит от своей эпохи), но Базаров не может быть путеводной звездой для юности.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Характеристика героя

Что такое дуэль, как не порождение романтизма, а уж никак не здоровой жизни? И всё-таки Базаров соглашается на неё — зачем? Ведь это несусветная глупость. Но что-то мешает Евгению отказаться от вызова Павла Петровича. Наверное, честь, над которой он насмехается так же, как над искусством.

(«Базаров и Одинцова», художник Ратников)

Второе поражение — любовь. Она властвует над Базаровым, и ничего химик, биолог и нигилист не может с нею поделать: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней… что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал…»

П.П. Кирсанов и Е. Базаров как герои-антагонисты

… Безответная любовь окончательно выбивает Павла Петровича из колеи. Известие о смерти княгини Р. заставляет героя отказаться от «суеты» и поселиться в Марьине. «…потеряв свое прошедшее, он все потерял». Описание его жизни …

(Одинцова у умирающего Базарова)

Победа Базарова в том, что у него хватает ума и силы признать крах своих убеждений. В этом и величие героя, трагичность образа.

Отрицательные стороны нигилизма Базарова

Можно отметить, что нигилизм Базарова, несмотря на множество положительных сторон, имеет и отрицательные. В нем заключена опасность упадка духа. Кроме того, нигилизм может превратиться в поверхностный скептицизм. Он способен даже трансформироваться в цинизм. Иван Сергеевич Тургенев, таким образом, проницательно отметил в Базарове не только положительные стороны, но и отрицательные. Он показал и то, что при определенных обстоятельствах могло развиться до крайности и повлечь за собой неудовлетворенность жизнью и одиночество.

В чем состоит положительная часть программы базарова по вашему мнению. Смотреть фото В чем состоит положительная часть программы базарова по вашему мнению. Смотреть картинку В чем состоит положительная часть программы базарова по вашему мнению. Картинка про В чем состоит положительная часть программы базарова по вашему мнению. Фото В чем состоит положительная часть программы базарова по вашему мнению

Тем не менее, как заметил К.А. Тимирязев, выдающийся русский ученый-демократ, в образе Базарова автор воплотил лишь намечавшиеся в то время черты типа, который проявил при всех «второстепенных недостатках» сосредоточенную энергию. Именно благодаря ей русскому естествоиспытателю удалось в короткое время занять почетное место как у себя дома, так и за границей.

Теперь вы знаете, почему Базарова называют нигилистом. Тургенев в изображении этого характера использовал прием так называемой тайной психологии. Иван Сергеевич представил натуру Евгения, духовную эволюцию своего героя через жизненные испытания, выпавшие на его долю.

Популярные сочинения

Жизнь корректирует мировоззрение Базарова. Отрицая романтизм, любовь, искусство, Евгений увлекается Анной Николаевной Одинцовой. Пытаясь забыть красивую женщину, возвращается домой. Становится внимательным, заботливым сыном. Помогает отцу лечить крестьян. Считает, что таких людей «днем с огнем не сышешь». Заразившись смертельной болезнью, старается приободрить мать, успокаивает отца. Сила духа Базарова проявляется в последние минуты жизни. Умирая, пытается шутить над своим беспомощным положением.

Источник

В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману Отцы и дети Тургенева)

Главным героем произведения Отцы и дети является Евгений Базаров. Он именует себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, базирующиеся на отвержении прошлого опыта человечества, на уничтожении обычаев и норм социума.

Положительной стороной этой теории является отрицание самодержавия и крепостного права. Базаров осуждает старшего Кирсанова за то, что он ничего не создает. Паразитизм высших классов нагляден.

Базаров порицает искусство делать деньги. Он не добивается личного обогащению, а хочет безвозмездно работать для науки. Эта любовь к труду связана с его теорией. Его нигилизм направлен утверждением материалистического воззрений и развитием науки. Стремление последователей этой теории ничего не принимать на веру, все анализировать, добиваться знаний разумом и трудом очень похвально и заслуживает лишь одобрения.

Мощной стороной его теории является борьба против необразованности. Он переживает запуганность народа. Базаров – демократ. Он выступает за то, чтобы народ имел права. Пробуждение мировоззрения низших классов – часть его программы.

Слабыми являются взгляды героя на искусство, любовь, природу. Он их не ценит. Евгений распространяет мнение о потребительском отношении к природе.

Нигилист насмешливо высказывается о Пушкине. Он критически относится к поэзии, которую не читает. Базаров считает, что внимания достойны лишь те книги, которые приносят практическую пользу. Евгений утверждает, что химик всегда лучше литератора.

Такое отношение к прекрасному говорит об недостатке культуры. Нигилисты не следуют правилам поведения. Поэтому Евгений ведет себя грубо.

Вульгарный материализм сводит все к ощущениям. Есть люди, которым приятно быть порядочными, другим нравится их аморальность. Воззрения главного героя отражаются также в его научной деятельности. Он полагает, что все люди одинаковы. Этим Евгений отвергает психические особенности личности.

К прекрасному полу главный герой относится бесстыдно. Евгений отрицает брак, семью и родственные чувства. Он не навещает отца и мать 3 года. Он не хочет заводить семью и детей.

Базаровский нигилизма неоднозначное явление. С одного боку, герой стремится к прогрессу, осуждает бедность, невежество народа, ничтожность высших классов. Но слабость его взглядов состоит в том, что у него нет позитивной программы действий. Евгений — разрушитель, который не предлагает взамен уничтоженного ничего.

Положительное в нигилизме Базарова

Базаров — незаурядная личность. Его взгляды для своего времени звучали революционно, ломали стереотипы. Не удивительно, что молодое окружение героя усматривало в нигилизме признаки нового времени, прогресса.

Долой авторитеты

Самоуверенность и сила личности позволяют Базарову открыто высказывать свое мнение. Он подвергает сомнению заслуги людей, которые имеют вес в обществе. Они аристократы, а для Евгения аристократизм, «принсипы» — пустые слова. Больше пользы от мужика, который землю пашет. Такая радикальность взглядов — глоток свежего воздуха для молодежи. В созерцательных рассуждениях старого поколения они не усматривают потенциал для развития общества. А значит надо ломать устои, драться. Мысли Базарова обнажают назревающий кризис, призывают к переменам.

Нет — суждениям, да — опыту

В чем состоит положительная часть программы базарова по вашему мнению. Смотреть фото В чем состоит положительная часть программы базарова по вашему мнению. Смотреть картинку В чем состоит положительная часть программы базарова по вашему мнению. Картинка про В чем состоит положительная часть программы базарова по вашему мнению. Фото В чем состоит положительная часть программы базарова по вашему мнению

Профессиональная работоспособность

Базаров ценит практическую деятельность, которая приносит пользу. И профессию для себя избрал, руководствуясь этими соображениями. Для него медицина и другие естественные науки — это ремесла. В них он ежедневно совершенствуется. Базарова не обвинишь в безделье, как иных аристократов. Он бескорыстен в своем труде. Герой иронизирует над высокопарными словами, но последовательность и ответственность, с которыми он занимается практической наукой, заслуживают восхищения.

Критическое самоуважение

Признание в себе качеств, над которыми сам насмехался, говорит о незаурядности Базарова. Прощаясь навсегда с Кирсановым, сознается, что есть у него душевные слова, но не позволяет себе «рассыропиться». Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой — особая проверка на прочность. С присущей прямолинейностью Базаров признает в себе способность летучей рыбой подняться в воздух. Но убежден, что лучше «плюхнуть» обратно в свою стихию. Для него лишь доброе участие любимой женщины, а не любовь — это милостыня, которую он никогда не примет.

Сила духа и цельность личности

Слово «дух» не укладывается в нигилизм Базарова, он материалист и признает другую силу. Но цельность, самообладание, прямодушие героя трудно назвать чем-то другим, кроме как силой духа. С этими качествами он не расстался даже на смертном одре. Мужественно признав неизбежное, Базаров сожалеет лишь о том, что мало сделал.

Роман «Отцы и дети». Слабость и сила Базарова

Сегодня на уроке мы:

– Порассуждаем о характере Базарова.

– Попытаемся понять, почему он вызвал столь противоречивые оценки у современников Тургенева.

– Выясним, каковы сильные и слабые стороны его натуры.

На наших прошлых уроках мы уже говорили о том, что тургеневский Базаров – знаковое явление не только в русской литературе, но и в общественной жизни России. Это новый тип героя.

До появления романа «Отцы и дети» в русской литературе было время «лишних людей»

. Вспомним Онегина, Печорина, Обломова. У Тургенева это Рудин и Бельтов.
Кто такой по своей сути «лишний человек»?
Это прожигатель жизни, который обладает многими талантами, но не находит им применения в жизни. Чем отличается от них Базаров? В первую очередь, он человек дела. Человек совершенно иного склада характера, происхождения и образа жизни.

И вокруг этого деятельного героя после выхода романа развернулись пламенные споры. Одни Базаровым восторгались. Настолько, что Александр Иванович Герцен

даже говорил, что все молодые революционеры вдруг стали копиями Базарова.

Другие с возмущением писали, что Тургенев нарисовал отвратительную карикатуру на современную молодёжь. А сам писатель не раз жаловался в письмах, что его героя не поняли.

В своих записях Тургенев называет трёх прототипов Евгения Базарова. Первым из них стал критик Николай Добролюбов. Можно даже уловить внешнее сходство: «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

Вторым в списке прототипов стоит знакомый Тургенева, врач Иван Васильевич Павлов. Обратим внимание, что Базаров тоже врач, а не критик, как тот же Добролюбов.

Павлов был известен резкостью и прямотой высказываний. А это одна из самых ярких черт Базарова. Кроме того, Павлов отличался крайним атеизмом и материализмом.

Третьим прототипом стал друг Николая Добролюбова Сергей Преображенский. Человек с завышенным самомнением и такой смелостью, и свободой суждений, что они восхищали своей революционностью даже Добролюбова.

Стоит заметить, что первоначальный образ Базарова был резче и проще, и уже в процессе работы образ обрёл сложность и глубину. Так кто же такой Евгений Базаров? В чём его сила и слабость? За что его осуждали и почему ему подражали?

Для начала подумаем, какие качества сделали Базарова идеалом для русских нигилистов. Во-первых, Базаров – сильная и харизматичная личность. Это всегда привлекает. Даже у своих противников Базаров вызывает сильные эмоции. Павел Петрович презрительно называет его «лекаришкой» и не подаёт руки при встрече, но спорит с ним на равных. И даже выходит из себя, теряя свою аристократичность. А люди послабее, например, Аркадий Кирсанов и Виктор Ситников, ищут внимания Базарова и легко попадают под его влияние.

Во-вторых, Базаров умён. У него есть стройная система взглядов и собственное мнение по любому вопросу. Базаров смел в своих суждениях и трезво оценивает многие вещи. Он не погряз в заблуждениях, как поколение «отцов». Например, Базаров видит бедственное положение крестьянства. Он не питает славянофильских иллюзий по поводу духовности и высокой нравственности русского мужика. И возмущён невежеством и суеверием крестьянства.

Базаров резко критикует старые порядки, которые привели страну к кризису. Он считает, что порядки эти необходимо разрушить. Тургенев писал: «Если Базаров называет себя нигилистом, надо читать революционером»

. А поклонниками Базарова были как раз молодые революционеры-демократы.

Но нельзя не обратить внимания на то, что у Базарова нет созидательной программы. Слабость своей позиции Базаров подтверждает сам. «Мы ломаем, потому что мы сила»,

– говорит он. –
«Сперва нужно место расчистить».
А что могут построить на чистом месте другие, Базарова не волнует.

Ещё одна сильная сторона Базарова – его энергия и деятельность. Базаров презирает пустую болтовню. Он считает, что нужно делать, а не рассуждать. В споре с Павлом Петровичем он прямо говорит: «Болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведёт только к пошлости и доктринёрству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и чёрт знает о чём, когда дело идёт о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит».

При этом слово с делом у него не расходится. В Марьино Базаров и суток не бездельничал. Он работал в гостях у своего друга, пока тот сибаритствовал, по выражению писателя. В отличие от аристократа Аркадия Кирсанова, который ничем не занят после окончания университета, Базаров идёт к цели. Цель эта конкретна и с точки зрения нигилизма идеальна в своей практичности. Базаров хочет стать врачом.

Важно заметить, что Базаров не стремится сделать карьеру или разбогатеть. Можно сказать, что он делает дело ради дела. То есть, приносит ту самую пользу обществу, о которой он говорит Павлу Кирсанову. Сравнивая Базарова с другими литературными героями, Дмитрий Иванович Писарев написал: «…у Печориных есть воля без знания, у Рудиных


знание без воли; у Базаровых есть и знание, и воля, мысль и дело сливаются в одно твёрдое целое»
.

Очевидно, что Базаров презирает «аристократишек» за бездействие и пустую болтовню. И открыто своё презрение выражает. А поскольку принципы, этику и даже эмоции он отрицает, своё презрение он выказывает даже когда живёт у этих самых «аристократишек», ест их хлеб и пользуется комфортом, который ему предлагают. В разговоре с Аркадием он высмеивает Николая Петровича за игру на виолончели. И ему даже в голову не приходит, что его другу эти слова, да ещё и с хохотом, слышать неприятно.

Базаров на всех смотрит свысока. Самолюбие Базарова безгранично. Тургенев называет его бездонной пропастью. А базаровскую гордость – сатанинской. Вспомним его слова: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, — тогда я изменю своё мнение о самом себе».

замечает:
«…он так полон собою и так непоколебимо высоко стоит в своих собственных глазах, что делается совершенно равнодушным к мнению других людей».
Безграничное самолюбие и нигилизм Базарова загоняют его в ловушку одиночества. Некоторые критики считают, что Базаров одинок, потому что самодостаточен. Или потому, что рядом нет личности, равной ему. Но так ли это? Он открыто презирает и аристократов, и новоявленных прогрессистов Кукшину и Ситникова. Презирает и народ, поэтому для крестьян он такой же чужак, как и Кирсановы. На своего друга Аркадия он смотрит свысока и презирает за мягкость. Даже его чувства к Одинцовой нельзя назвать светлыми.

Обратимся к словам Писарева. «Базаров везде и во всем поступает только так, как ему хочется или как ему кажется выгодным и удобным. Им управляют только личная прихоть или личные расчёты. Ни над собой, ни внутри себя он не признает никакого нравственного закона, никакого принципа. Впереди – никакой высокой цели; в уме – никакого высокого помысла, и при всем этом – силы огромные!»

Базаров слишком увлёкся нигилизмом. Он попытался всё подчинить своей теории. И абсолютное отрицание всего превратилось в ограниченность. Острый ум в Базарове сочетается с узким кругозором. Он не интересуется ничем, что не приносит явной практической пользы. Например, искусство. Базаров не видит, что от искусства, например, от игры на виолончели, человек может получать гораздо большее удовольствие, чем от вкусного обеда. Казалось бы, мысль практичная, в духе Базарова, но ему даже такая специфическая идея о пользе искусства в голову не приходит.

Попытки Базарова заковать жизнь в рамки своих идей обречены на провал. Он, говоривший Аркадию, что любовь – это «романтизм, чепуха, гниль, художество», вопреки своим убеждениям влюбился. И вдруг перестал видеть в женщине только «богатое тело» и «печёнки-селезёнки». Любовь разрушает его стройную систему взглядов. В жизни Базарова вдруг находится место романтизму, и это злит нигилиста.

«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец»,

– говорит он про Павла Петровича. А получив отказ Одинцовой, теряет интерес к жизни.

«…лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твёрдая и стремительно смелая, изменилась. Он перестал гулять в одиночку и начал искать общества».

Базаров зовёт к себе перед смертью Одинцову. И в их последнюю встречу прорывается наружу базаровская поэтичность, которую он так старательно отрицал. «Славная», «великодушная», «молодая, свежая, чистая»

, говорит он ей. Как это непохоже на его первое признание в любви,
когда «страсть в нём билась, сильная и тяжёлая

страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»
Поэтичны и последние слова Базарова, обращённые к Одинцовой: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…».

Сцена смерти Базарова показывает нам, что вечные ценности, такие как любовь, природа, искусство не может победить даже самая последовательная и стройная искусственная теория. А попытки подчинить их теории, отказаться от них или заключить в рамки, приводят человека к тяжёлому внутреннему конфликту. Эта мучительная борьба может обернуться утратой смысла жизни.

О смерти Базарова критики спорили так же яростно, как и о его характере.

Но сам Тургенев считал, что его героя не понял никто. Он жаловался в письме Достоевскому: «…никто, кажется, не подозревает, что я попытался в нём представить трагическое лицо – а все толкуют: – зачем он так дурён? Или – зачем он так хорош?»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *