В чем специфика драматургии культурно досуговых программ

Особенности драматургии культурно-досуговых программ, их музыкальное оформление.

Во-вторых, действие только тогда и называется действием, когда оно требует преодоления препятствий, встречает противодействие и развивается в виде драматической борьбы. Без драматического

конфликта нет и не может быть драматургии.

В-третьих, драматургическое действие всегда делает зрителя свидетелем, соучастником борьбы, не оставляет его равнодушным, вызывает те или иные чувства.

Драматургия культурно-досуговых программ предполагает действие не безликое, а преломленное через конкретные образы, через поступки, мысли и чувства людей, через столкновение характеров и

Стремлений. Поэтому специфика драматургии культурно-досуговых программ обусловлена самой природой учреждения культуры. Специфика эта основана на иной природе общения зрителей и сцены, нежели в театре, кинотеатре и других видах искусства, где есть четвертая стена. Поэтому процесс воздействия в учреждении

культуры строится не только по линии самого материала, но и по линии внутриаудиторного воздействия, внутриаудиторного общения. В процесс этого общения включаются духовные ценности.

Драматургия культурно-досуговой деятельности развивается в трех направлениях: культурно-досуговые программы, предметная художественная деятельность в учреждениях культуры и домашнем досуге.

Специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ нагляднее будет представить в сравнительном анализе учреждения культуры широкого профиля и театра.

В сценарии культурно-досуговой программы во главе угла всегда реальный герой, даже если о нем рассказано художественными образами или документами.

Особенностью драматургии культурно-досуговых программ следует подчеркнуть еще одну важнейшую специфику драматургии, которая заключается в том, что здесь драматург и режиссер выступает в одном лице, что требует особого склада мышления, внутреннего видения будущего результата. Цель сценария программы

состоит в том, чтобы создать оригинальное художественно-реалистическое произведение путем соединения необходимых выступлений, церемоний, действия, а также стихов, песен, фрагментов из спектаклей и кинофильмов в единую композицию, построенную в определенной последовательности и отображающую авторское видение будущей программы.

В чем специфика драматургии культурно досуговых программ. Смотреть фото В чем специфика драматургии культурно досуговых программ. Смотреть картинку В чем специфика драматургии культурно досуговых программ. Картинка про В чем специфика драматургии культурно досуговых программ. Фото В чем специфика драматургии культурно досуговых программ

Основные требования к сценарию программы:

1) опора на основные закономерности драматургии: фактологичность, сюжет, конфликт, построение композиции действия;

2) предусматривание внешних действий для выявления актуальных идей и положений, для выявления мотива участия зрителей в коллективных действиях;

3) соответствие содержания и формы образовательному и культурному развитию данной аудитории, а также материально-техническим возможностям учреждения культуры.

Драматургия культурно-досуговых программ:

во-первых, драматургия документальная, драматургия факта;

во-вторых, она подчиняется основным законам классической драматургии, т.е. имеет целостный сюжет, развитие действия от экспозиции через кульминацию до финала, ряд приемов и способов классической драматургии;

в-третьих, данная драматургия, исходя из природы учреждения культуры, предполагает обязательное активное вовлечение участников в коллективное действие.

Музыкальное оформление программ. Одна из функций музыки – создание атмосферы действия. Благодаря своим качествам – эмоциональности, глубине, яркости, выразительности, тембровой окраске музыка является своеобразным фоном действия, создавая, с одной стороны, условия для более глубокого восприятия зрителем содержания отдельного фрагмента, эпизода, мероприятия, с другой, – помогая исполнителю глубже сосредоточиться на воплощении образов. Умелое использование этой возможности музыки может оказать огромное эмоциональное воздействие на аудиторию. Музыка способна не только создавать эмоциональный образ, служить определенной иллюстрацией действия, важной ее функцией является участие в конфликте, так как она сама является его носителем. Тому пример – тема добра и зла в произведениях классиков и современных композиторов. Это качество музыки можно использовать в музыкальном оформлении культурно-досуговых программ, поскольку наличие конфликта является основой сценария. В одном случае музыка может быть только носителем конфликта, а в другом – обострить противоречия, подвести к кульминации. Тогда она сама становится драматургическим фактором.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 145 ; Нарушение авторских прав

Источник

Особенности драматургии культурно-досуговых программ

Драматургия

первичный компонент при создании духовных ценностей. В КДД следует различать предметную деятельность (результат-создание определенных духовных ценностей, приобретение умений, навыков в художественном, техническом творчестве).

Культурно-досуговая программа- сценическое или площадное произведение, которое по своей природе должно иметь драматургию.

Виды драматургии:

Драматургия драматического театра; Оперы и балета; Кино и телевидения и.т.д

1. Драматургическое действие всегда развивается на наших глазах, в настоящем времени.

2. Действие только тогда и называется действием, когда оно требует преодоления препятствий. Без драм. конфликта нет и не может быть драматургии.

3. Драматургическое действие всегда делает зрителя свидетелем, не оставляет его равнодушным. (Эта особенность драматургии очень важна)

Не всякое явление жизни может стать объектом драматургической разработки конкретных видов искусства.

1.Культурно – досуговые программы.

2. Предметная художественная деятельность в учреждениях культуры.

3. Предметная художественная деятельность в домашнем досуге.

Люди, в первую очередь, учащаяся молодежь, проявляет инициативу и самодеятельность в выборе содержания и форм свободного времяпрепровождения. В силу отсутствия опыта иногда избирают не самые верные пути. И это с особой силой ставит проблему корректного и конструктивного драматургического влияния на сферу досуга.

Основные требования к сценарию программы:

1. Опора на основные закономерности драматургии (фактологичность, сюжет, конфликт, построение композиции действия)

2. Предусмотрение внешних действий для выявления актуальных идей.

3. Соответствие содержания и формы образовательному и культурному развитию.

Некоторые драматические приемы:

1. Прием создания «сценической напряженности» (заставляет зрителя с напряженным вниманием следить за действом)

2. Прием «создания беспокойства» (симпатичное зрителю лицо ставится в опасное положение)

3. Прием «задержка желаемого события» (автор заставляет зрителя сильно желать наступления какого либо события)

4. Способ «узнавания» (зритель узнает знакомые ему лица)

5. Прием «обманутого ожидания» (автор неожиданно поворачивает действие на др. путь)

Источник

Драматургия культурно-досуговых программ

Современное понимание технологии культурно-досуговой деятель­ности как комплексного, гибкого педагогического инструмента воздей­ствия на человека, с учетом его психологии, в том числе и в условиях домашнего досуга, привело к необходимости определения границ дея­тельности учреждений культуры. Ведомственная разобщенность уч­реждений культуры (Министерство культуры РФ, ведомства, творческие союзы, профсоюзы), отсутствие координирующего центра, разобщен­ность в деятельности разных ведомств, хаотичность использования форм и методов работы порождают много негативных проблем. Осо­бенно остро встает вопрос о драматургии культурно-досуговой дея­тельности.

В жизни страны, региона, города, поселка, села, в каждом трудовом коллективе, в каждой семье есть неповторимый событийный материал, который позволяет специалистам определить тему культурно-досуговой программы.

Рассматривая драматургию культурно-досуговых программ как важную часть технологии культурно-досугового процесса, следует под­черкнуть, что она имеет свою специфику. Еще в начале века на смену получившим в то время признание теоретическим установкам в области театрального действа, утверждавшим схематизм, канонизацию драма­тургического построения культурно-досуговой программы, пришла дей­ственная теория, раскрывающая процесс драматургизации культурно-досуговой деятельности.

Специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ нагляднее будет представить в сравнительном анализе дея­тельности учреждения культуры и театра.

В чем специфика драматургии культурно досуговых программ. Смотреть фото В чем специфика драматургии культурно досуговых программ. Смотреть картинку В чем специфика драматургии культурно досуговых программ. Картинка про В чем специфика драматургии культурно досуговых программ. Фото В чем специфика драматургии культурно досуговых программ

Как видим, драматургия культурно-досуговых программ имеет мно­го специфических отличительных черт от драматургии театра. Но не­оспоримым фактом, говорящим в пользу ее существования, является то, что самые популярные формы культурно-досуговых программ про­водились на основе хорошо драматургически разработанных сцена­риев.

А в основе драматургии предметной деятельности, то есть на заня­тиях в коллективах художественной самодеятельности или технического творчества (обучающих методиках), лежит сценарный план. И здесь все выразительные средства используются в соответствии с законами дра­матургии.

Одна из специфических особенностей сценария культурно-досуговой программы состоит в его документальной основе. Поэтому для выбора сюжета нужно найти основное событие, ибо дальнейшие поиски яркого интересного сюжета будут определяться основным собы­тием.

Следующим шагом является продумывание композиции сценария, то есть реализация конфликта, сюжета в сценическом действии.

Композиция есть организация действия и соответствующее расположение материала. Она заслуживает специального рассмотре­ния.

В сценарии нужно предусмотреть экспозицию, то есть ввод в дей­ствие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция обычно перерастает в завязку или непосред­ственное начало действия. Экспозиция и завязка должны быть пре­дельно четкими, лаконичными.

Основное действие. Эта часть подчиняется следующим законам. Строгая логичность построения и развития темы. Каждый эпизод дол­жен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» с предыдущим и последующим.

Особенности драматургии культурно-досуговой программы, ее творческий характер увеличивают значение метода монтажа при созда­нии сценария. Для того, чтобы сценарий не распадался на отдельные эпизоды, чтобы художественные иллюстрации не выглядели вставными номерами, а устные выступления не казались ненужными дополнения­ми к ним, необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход. Особое значение это имеет для массового праздника, тяготеющего к символическим образам, большим обобщениям. Заданный ход, дви­гающий развитие сюжета, является основным связующим моментом при монтаже сценария.

Для того чтобы положить конкретные факты в основу сценариев, надо хорошо знать жизнь данного коллектива или района, черпать из нее сюжеты и факты.

Но в любом случае сценаристу необходимо найти способ пробу­дить у зрителя активное восприятие действия. К элементам активизаций относятся: прямое обращение к аудитории, коллективное исполнение песен, осуществление различных гражданских ритуалов, вынос знамен, вопросы из аудитории и т.д. Успешное воплощение в жизнь принципа документальности, удачное использование местного художественного и публицистического материала создают возможность импровизации в массовых действиях, которая пробуждает инициативу людей, создает атмосферу творчества и непринужденного общения и как бы снимает барьер между зрительным залом и сценой. Одним из способов импро­визации является внесение в сценарий элемента игры, в которую при умелом подходе организаторов программы включаются и дети, и взрос­лые.

Одна из задач сценариста культурно-досуговой программы заклю­чается в том, чтобы создать оригинальное художественно-просветительное произведение путем соединения различных выразительных средств: стихов, музыки, песен, фрагментов из спектаклей и кинофильмов в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее.

Если трактовать всю эту проблематику в других терминах, то можно представить форму культурно-досуговой программы как один из худо­жественных способов моделирования, с помощью которого можно про­ектировать настоящую, прошедшую и будущую действительность «в терминах субъективных переживаний некоего реального или вымыш­ленного лица, с которым зритель, слушатель имеет возможность отож­дествляться в процессе восприятия соответствующего содержания».

Можно сделать вывод о том, что форма культурно-досуговой про­граммы трансформируется в продукт, когда творческий процесс завер­шается созданием остросюжетного произведения, в реализации которо­го в связной цепи выступлений, действий, зрительных образов раскры­вается та или иная тема, где нет однозначного деления на исполните­лей и публику.

Культурно-досуговая программа, созданная из самых разных выра­зительных средств (изображения, слова, музыки и т.д.), способна обла­дать целостностью, гармоничностью частей, пронизанных единым ав­торским началом.

Итак, драматургия культурно-досуговой программы включает в себя следующие обязательные элементы: цель как ожидаемый эффект от организуемого общения участников; характеристику соответствующего методического принципа (или принципов); логику использования форм, средств и способов организации деятельности участников; набор усло­вий ее эффективной реализации.

Тогда в структурном отношении каждый сценарий культурно-досуговых программ может соответствовать требованиям ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному тех­нологическому процессу в учреждении культуры.

И здесь обязательными компонентами драматургии являются коли­чественные и качественные показатели, которые обладают следую­щими характеристиками:

— актуальность культурно-досуговых программ с позиций текущих общественно-политических, социально-экономических, культурных за­дач, стоящих перед обществом;

— преемственность и последовательность в их подготовке и прове­дении, выражающиеся в органической связи предыдущих и последую­щих программ как в организационном, так в педагогическом и художе­ственном аспектах;

— жанровое разнообразие программ, возможность модификации од­ной и той же программы.

Драматургию культурно-досуговой программы можно рассматри­вать как уникальный организм, как галерею живых лиц. А сценарное ма­стерство характеризуется наличием у специалиста художественного мышления как основы сценарной деятельности. Специфика драматур­гии определяется художественно-выразительными средствами культур­но-досуговой деятельности, методикой работы над сценарием, его сюжетно-композиционным построением и сценическим воплощением про­граммы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Драматургия культурно-досуговых программ

Изучение сущности культурно-досуговой деятельности. Рассмотрение особенностей культурно-досуговых программ. Анализ роли художественно-документальных произведений в данной системе. Оценка выразительных средств театральной драматургии в сценарии программ.

РубрикаКультура и искусство
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления23.04.2015
Размер файла33,4 K

В чем специфика драматургии культурно досуговых программ. Смотреть фото В чем специфика драматургии культурно досуговых программ. Смотреть картинку В чем специфика драматургии культурно досуговых программ. Картинка про В чем специфика драматургии культурно досуговых программ. Фото В чем специфика драматургии культурно досуговых программ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Культурно-досуговая деятельность

1.1 Сущность культурно-досуговой деятельности

1.2 Особенности культурно-досуговых программ

Глава 2. Драматургия культурно-досуговых программ

2.1 Особенности драматургии культурно-досуговых программ

2.2 Выразительные средства театральной драматургии в сценарии культурно-досуговых программ

Актуальность работы. Культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а также с целями рекреации и социально-культурного развития. Формы и виды этой деятельности человек выбирает самостоятельно, исходя из индивидуальных предпочтений, возможностей и уровня культурного развития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей. [5]

Когда говорят о культурно-досуговой деятельности, имеют в виду, прежде всего, что она обозначает совокупную активность многих людей, которые нуждаются в рекреации. Частным моментом культурно-досуговой деятельности, ее проявлением и своеобразной единицей измерения служит досуговое занятие, которое предполагает вовлеченность человека или многих людей в конкретный целостный процесс. [11]

Данный процесс может быть ограничен по времени от нескольких минут (например, прослушивание музыкальной звукозаписи, участие в настольной игре) до нескольких дней или недель (участие в туристском походе, праздничном марафоне). Каждое досуговое занятие имеет свой темп и ритм, которые задаются субъектами этой активности, подчинены особенностям их психологии и духовным запросам. [3]

Драматургия культурно-досуговых программ:

— во-первых, драматургия документальная, драматургия факта;

— во-вторых, она подчиняется основным законам классической драматургии, т.е. имеет целостный сюжет, развитие действия от экспозиции через кульминацию до финала, ряд приемов и способов классической драматургии;

— в-третьих, данная драматургия, исходя из природы учреждения культуры, предполагает обязательное активное вовлечение участников в коллективное действие. [8]

Каждый участник культурно-досуговой программы мыслит и переживает в той мере, в какой воспринимает он идею, художественно оформленную выразительными средствами, которые как особая форма эстетического освоения действенности включает в себя различные политические, нравственные, научные ценности. [1]

Объект исследования: драматургия культурно-досуговых программ.

Предмет исследования: выразительные средства театральной драматургии в сценарии культурно-досуговых программ.

Цель исследования: изучить выразительные средства театральной драматургии в сценарии культурно-досуговых программ.

1. Изучить сущность культурно-досуговой деятельности.

2. Рассмотреть особенности культурно-досуговых программ.

3. Проанализировать особенности драматургии культурно-досуговых программ.

4. Рассмотреть выразительные средства театральной драматургии в сценарии культурно-досуговых программ.

Методы исследования: анализ литературных источников по данной теме, обобщение, абстрагирование, синтез.

Структура работы. Работа написана на 25 листах печатного текста. Работа содержит оглавление, введение, 2 главы, включающих в себя параграфы, заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Культурно-досуговая деятельность

1.1 Сущность культурно-досуговой деятельности

Сущность культурно-досуговой деятельности определяется состоянием всего комплекса социально-экономических, политических и культурных факторов, обеспечивающих жизнь общества. Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую актуальность, ибо выдвигается на ответственные рубежи организации досуга населения. Учреждение культуры может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания и методов этой деятельности, создает условия развития личности, коллективных форм организации, обуславливающих взаимодействие различных социальных, профессиональных, культурных, возрастных групп населения и т.д. [15]

Гуманистическая направленность культурно-досуговой деятельности, воспитание потребности индивида во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночными отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержании. [2]

Принятие самостоятельных решений в процессе трудовой деятельности и досуге формирует новый тип человека, существенными чертами которого являются: заинтересованное отношение к делу, активность, способность к сочетанию умственного и физического, исполнительского и управленческого труда. Творческий характер труда стимулирует познавательную активность и самообразовательную деятельность населения. Поэтому культурно-досуговая деятельность всегда складывается в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений и зависит от интересов и потребностей политического, культурного и нравственного развития личности в сфере производства и досуга. Переход на рыночные отношения вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления. [13]

Если рассматривать досуг с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т.д. Постепенно познавая возможности досуга, способствующего укреплению социального целого, на ранней стадии развития цивилизации были официально установлены такие формы, как праздники и обряды, ставшие общезначимыми, то есть одинаково важными для всех членов социальной или этнической общности. [6]

Конечно, ни в одном обществе функциональные виды деятельности не сводились к экономически целесообразным, требующим прежде всего затрат физической энергии и немедленного результата. Поскольку общество не может быть целостным, стабильным без праздников, обрядов, ритуалов, коллективных форм общения, развлечения и отдыха, оно должно развивать их. Многие досуговые занятия направлены на реализацию какой-либо одной или двух доминирующих потребностей. Для более детального анализа того, как потребности связаны с характером досуга, следует рассмотреть содержание досуговой деятельности, которое выступает крайне важным свойством досуга. [12]

Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:

* непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досугового занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;

* осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания;

* его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе. [15]

Предметом культурно-досуговой деятельности является изучение различных содержательных механизмов общественного сознания, существующего как целостное отражение общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов Культурно-досуговая деятельность есть способ индивидуального самоутверждения личности, осмысления своего бытия в прошлом, настоящем и будущем. [10]

Поскольку у каждой личности свои мотивы приобщения к культурно-досуговой деятельности, то встает необходимость изучения общих принципов этого процесса. Но в условиях свободного выбора форм проведения досуга, добровольности нельзя не учитывать общих психологических особенностей личности, проявляющихся и в познавательном, и в творческом, и коммерческом видах деятельности. [5]

Объектом культурно-досуговой деятельности является содержание, формы, средства, методы и инструменты интеллектуального и эмоционального воздействия на личность в отдельности и группу или массу людей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности. [1]

Социальная обусловленность культурно-досуговой деятельности тесно связана с жизнедеятельностью отдельного индивида, с личностным смыслом его бытия. Именно на основе раскрытия диалектики социального и индивидуального в систему культурно-досуговой деятельности включаются все учреждения культуры и средства массовой информации и инструменты, обеспечивающие условия занятий домашним досугом. [8]

1.2 Особенности культурно-досуговых программ

Понимание особенностей культурно-досуговых программ определяет необходимость уяснения общих отличий культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей.

Эти отличия состоят в следующем:

— содержание культурно-досуговой программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется в процессе подготовки и проведения массовых досуговых мероприятий (дел);

— овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии со взрослыми и детьми в досуговое время;

— источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети и их родители;

Гальченко А.Б., Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. выделяют следующие типы культурно-досуговых программ:

— разовая игровая программа;

— конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

— длительная досуговая программа.

Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Участники включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана. Документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является литературный сценарий.

Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве участников.

Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.

Театрализованная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. В оформленном виде такая программа должна предусматривать для участников возможность самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. [9]

Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом).

Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех участников.

Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех.

Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:

— слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали;

— приветствия, презентации, церемонии;

— гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;

— тематические недели, тематические дни и др.

В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, выступления героев важных событий, награждения, различного рода зрелища, игровые программы.

Программа праздника в написанном виде должна содержать не только перечень концертных номеров, но и план подготовки праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные за них.

Длительная досуговая программа рассчитана на постоянный состав участников (кружок, клуб и т.д.) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, года и более.

Длительная досуговая программа должна носить выраженный образовательный характер.

Глава 2. Драматургия культурно-досуговых программ

2.1 Особенности драматургии культурно-досуговых программ

Драматургия культурно-досуговых программ предполагает действие не безликое, а преломленное через конкретные образы, через поступки, мысли и чувства людей, через столкновение характеров и стремлений. Поэтому специфика драматургии культурно-досуговых программ обусловлена самой природой учреждения культуры.

Специфика эта основана на иной природе общения зрителей и сцены, нежели в театре, кинотеатре и других видах искусства, где есть четвертая стена. Поэтому процесс воздействия в учреждении культуры строится не только по линии самого материала, но и по линии внутриаудиторного воздействия, внутриаудиторного общения. В процесс этого общения включаются духовные ценности. [7]

Современное понимание технологии культурно-досуговой деятельности как комплексного, гибкого педагогического воздействия с учетом психологии личности и широкой самодеятельности населения в условиях домашнего досуга привело к определению границ деятельности учреждений культуры, которые трансформировались сегодня в новые названия. Как отмечает Е.М. Клюско, в настоящее время «авторами строятся различные типологии форм культурно-досуговой деятельности. Наиболее распространенными основаниями для построения таких типологий оказываются следующие: субъект деятельности (культурно-досуговая деятельность осуществляется в форме массовой, групповой или индивидуальной деятельности), место осуществления (домашний досуг или учреждение культуры). [14]

Рассматривая драматургию культурно-досуговых программ как важную часть технологии, надо заметить, что в последнее время принято резко разграничивать драматургию театра и другие специфики. Это неверно. Еще в начале века на смену получившим в то время признание теоретическим установкам в области театрального действа, утверждавшим схематизм, канонизацию драматургического построения, пришла действенная теория и методология, раскрывающая процесс драматургизации пьесы как творческий режиссерский поиск. Драматургия для режиссера, как считал Станиславский, это не литература, не сама пьеса, которая есть лишь «повод для спектакля». Драматургический процесс заключается в выстраивании сюжета и поиска образного решения спектакля. [2]

Специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ нагляднее будет представить в сравнительном анализе учреждения

культуры широкого профиля и театра:

Сложность структур культурно-досуговой деятельности выявила два основных вида драматургии: сценарий и сценарный план, где сценарий предстает как подробная литературная разработка программы. Поэтому в сценарии культурно-досуговой программы во главе угла всегда реальный герой, даже если о нем рассказано художественными образами или документами. [9]

2.2 Выразительные средства театральной драматургии в сценарии культурно-досуговых программ

Специфика драматургии культурно-досуговых программ основана на иной природе общения зрителей и сцены, нежели в театре, кинотеатре и других видах искусства, где есть четвертая стена. Поэтому процесс воздействия в учреждении культуры строится не только по линии самого материала, но и по линии внутриаудиторного воздействия, внутриаудиторного общения. В процесс этого общения включаются духовные ценности. [1]

Реальность места действия чрезвычайно важна в культурно-досуговой программе. Организованное непосредственно на месте тех или иных событий действие, выступления участников, воспоминания зрителей и использование реальности и художественных выразительных средств, значительно сильнее воздействует на зрителя, чем самодеятельные кинофильмы, стихи, песни, рисунки, фотографии, созданные на местном материале, хорошо известные или просто знакомые зрителям. [14]

Реальность коллективного действия обеспечивается реальностью учреждения культуры. Сам факт прихода зрителя на реальное место действия есть мотивированная начальная форма соучастия в программе. Мотивация участия зрителя в программе формируется рекламой или со слов знакомых, друзей, товарищей. [8]

Перед сценаристом встает задача превратить эту начальную форму в готовность зрителя принять участие в конкретном коллективном действии. Значит, автор сценария должен предусмотреть в своих драматургических наметках моменты, которые заинтересовали этих людей, чтобы они втянулись в проводимую программу, прониклись бы ее темой до такой степени, что были бы готовы к соучастию, к содействию, к внутригрупповому общению. Чтобы эти люди через какое-то реальное коллективное действие, включенное в сценарий, смогли удовлетворить свой мотив участия. [3]

Перед режиссером культурно-досуговых программ стоит сложная задача создания масштабного сценического произведения или произведения на улице, в котором новое рождается не в прямом воспроизведении словесного материала, как в драматическом театре, где слово превалирует над другими компонентами. Режиссер культурно-досуговых программ создает особого рода действие из сложнейшего сочетания движений, музыки, света, цвета, особой звуковой структуры, специфически освоенного огромного пространства, на котором действует огромное количество исполнителей. [6]

Художественный образ раскрывает главное, существенное в человеке через отдельные, конкретные факты, поступки, действия. Особенность художественного образа заключается в том, что творческий работник культуры, создавая его через жизненные явления, отвлекаясь от одних, как от второстепенных, выделяет другие, наиболее важные, т.е. из массы отдельных фактов выбирает наиболее важные, существенные, помогающие раскрыть лежащую в их основе закономерность. [2]

Смысл художественного воздействия на личность заключается в том, что участник программы является и субъектом, и объектом воздействия. Совершенно естественно, что, если в процессе таких взаимоотношений сцены и зала нарушается равновесие и объект остается лишь в роли зрителя, не проявляя себя как субъект, эффективность значительно снижается.

Введение в технологию культурно-досуговой деятельности художественно-образных и символико-аллегорических выразительных средств позволяет поднять социальную эффективность программ и определять степень их воздействия на сознание и поведение людей, развивать формы и методы эмоционального воздействия на население, детерминированного специфического условиями деятельности учреждений культуры.

Художественно-образные и символико-аллегорические выразительные средства позволяют объединить силы и возможности всех специалистов, нацелив их на осуществление тематических циклов комплексных программ с использованием других выразительных средств. Этот опыт учит, что единичные, разрозненные программы, если они хорошо спланированы и технологически обеспечены художественно-выразительными средствами, позволяют значительно поднять интерес у жителей микрорайона к деятельности учреждения культуры. [7]

Художественную самодеятельность можно представить в технологическом процессе как один из его ведущих компонентов художественно-образного и символико-аллегорического воздействия на аудиторию. Исходя из этого можно ставить вопрос о поиске дальнейшего взаимодействия, взаимопроникновения художественной самодеятельности в технологию культурно-досуговой деятельности для повышения ее эффективности, дальнейшего обогащения. [13]

Фольклорно-образное наполнение деятельности учреждений культуры, основанное на народных традициях, позволяет использовать традиционные персонажи в качестве стимуляторов активного массового действия участников. Костюмирование участников выступает своеобразной движущей силой театрализованного фольклорного действа и позволяет участникам войти в роли народных персонажей.

Коллективная импровизация представляет собой спонтанную художественную реакцию человека на отмечаемое событие и выражается в хоровом пении, массовых танцах, плясках. Импровизационное народное творчество всегда окрашено эмоционально и поэтому может служить для передачи чувств, отношения к тому или иному событию. Все это делает хоровую и танцевальную импровизацию важнейшим структурным элементом фольклорного действия. [9]

Трудовое, художественно-творческое, спортивное состояние в форме игрового конкурса, серии показательных выступлений, театрализованной схватки характерно для структуры любого фольклорного действия и носит соревновательный, порой шутливый характер.

Использование ритуального действия, опирающегося на народные традиции и фольклор, связано как с календарными праздниками (встреча весны, приход лета, проводы зимы), так и с выполнением определенных обрядовых действий трудового цикла (вспашка первой борозды, окончание уборки урожая, выгон скота и др.). Также важен удачный выбор места действия, его органичная связь с фольклорным содержанием создает праздничную атмосферу и усиливает эмоционально-образное воздействие на аудиторию. [2]

На сценографию влияет и время проведения культурно-досуговой программы, которое дает возможность найти дополнительные выразительные средства в оформлении под открытым небом.

Художественно окрашенные идеи приобретают в каждой форме культурно-досуговой программы новое качество, опосредуются художественным творчеством по законам красоты в соответствии с эстетическим идеалом. Идеи приобретают значение и усваиваются, поскольку они становятся свойствами человеческих характеров, они не просто осознаются, но и переживаются, могут духовно обогатить посетителя и вместе с тем развивать, пробудить в нем художника, способного в любой общественной деятельности творить по законам красоты. [8]

Овладение всеми современными выразительными средствами отображения действительной жизни, текущих событий еще не стало массовым явлением в учреждениях культуры. Многое еще делается в стиле безличной, неэмоциональной информации: события освещаются бегло и неинтересно для зрителя, лишают его возможности почувствовать себя, в атмосфере происходящего, переживать, размышлять, осмыслить событие, понять смысл новой символики реформированного общества.

Поэтому, учитывая своеобразие учреждения культуры и его важное место в системе современной художественной культуры, особое внимание следует обращать на выразительные художественно-образные и символико-аллегорические средства. [15]

Итак, культурно-досуговой деятельности самой по себе сущностно присущ эстетический характер, и это обстоятельство должно проявляться и в социальном, объективированном функционировании учреждения культуры.

Человечество не может ограничивать себя только одним каким-либо способом познания, ибо объективный мир бесконечно богат и многообразен и может быть до конца познан только всесторонним его исследованием. Человек имеет два основных вида мышления: логическое и образное.

Изучая коллективное творчество в технологии культурно-досуговой деятельности, представляющей собой чрезвычайно разнообразную деятельность, которая может реализоваться в различных нормах, мы каждый раз вплотную соприкасаемся с выразительными средствами.

Следовательно, к выразительным средствам культурно-досуговой деятельности следует отнести содержание, форму, методы, живое слово, все виды искусства, символико-аллегорические, технические средства, средства массовой информации, наглядность и эстетически организованную среду.

Если в деятельности учреждений культуры эстетическое начало принижено, если нарушена эстетическая гармония между различными элементами, то это свидетельствует о серьезных деформациях в культурно-досуговой деятельности и о необходимости принятия срочных мер для исправления положения. [14]

культурный досуговый театральный драматургия

13. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь справочник. / В.Е. Новаторов. Омск: Алт. гос. ин-т культуры. Омский филиал, 1992.

14. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. / Э.В. Соколов. Л.: Лениздат, 1987.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Общее определение понятия «досуг», его функции. Специфика режиссуры в культурно-досуговых программах. Праздничные формы досуговой деятельности. Особенности подготовки и проведения конкурсно-игровых программ в форме КВН. Основные типы интеллектуальных игр.

курсовая работа [66,8 K], добавлен 27.11.2013

Особенности развития культуры России в условиях экономико-политической трансформации. Понятие и сущность эксклюзивных культурно-досуговых программ. Функции и значение активного отдыха. Значение индивидуальных атрибутов в культурно-досуговых программах.

контрольная работа [31,4 K], добавлен 25.10.2010

Знакомство с особенностями технологии подготовки и проведения фестивальных и конкурсных форм организации художественного творчества в современных социально-экономических, политических условиях. Анализ социальных функций культурно-досуговой деятельности.

курсовая работа [81,8 K], добавлен 03.06.2013

Рассмотрение субъектов культурно-досуговой деятельности и форм государственного регулирования. Изучение особенностей организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры. Характеристика культурной среды агрогородка Новые Максимовичи.

курсовая работа [87,2 K], добавлен 30.10.2015

Основные функции современного досуга молодежи. Принципы, формы организации досуговой деятельности. Диагностика уровня реализации культурно–досуговых потребностей молодежи «Молодежного центра Жаштык» Бишкека. Содержание деятельности «Продюсерского центра».

дипломная работа [71,4 K], добавлен 07.01.2015

Содержание культурно-досуговой деятельности. Субъекты, субъективные цели и мотивы культурно-досуговой деятельности. Функции досуговой деятельности в жизнедеятельности человека. Общественный потенциал досуга. Культура и этика досуговой деятельности.

реферат [77,6 K], добавлен 07.03.2009

Изучение истории массовых праздников как элемента народной культуры. Значение индивидуальных атрибутов в организации культурно-досуговых программ. Анализ деятельности «Дворца культуры области» г. Могилева. Организация массового мероприятия «День победы».

курсовая работа [62,6 K], добавлен 23.10.2014

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *