В чем суть программы славянофилов

Кто такие славянофилы?

В чем суть программы славянофилов. Смотреть фото В чем суть программы славянофилов. Смотреть картинку В чем суть программы славянофилов. Картинка про В чем суть программы славянофилов. Фото В чем суть программы славянофилов

История славянофилов

Википедия относит начало славянофильства к концу XV — середине XVI веков, когда на Руси в религиозных кругах развернулась дискуссия между двумя лагерями: «иосифлянами» и заволжскими старцами. Но то «славянофильство» не преодолело границ церковного сообщества и не привлекло внимание общественности (если таковая вообще имелась в те времена на Руси). «Классическое» славянофильство — продукт развития общественных процессов первой трети XIX века.

Походы русских армий в Европу во время наполеоновских войн позволили многим русским, до того Европейской действительности не знавших, увидеть и оценить её воочую. Образованные русские офицеры обнаружили, что в плане комфорта, порядка, цивилизованности, приятности жизни Европа опережала Россию. Значительное влияние на передовых русских людей оказали лозунги Великой Французской революции, идеи энциклопедистов, парламентаризма. Восстание декабристов — итог этих наблюдений, размышлений, споров. При том декабристы были не какой-то замкнутой сектой, малочисленной группой, а являлись представителями значительной части русской дворянской интеллигенции, что не могло не испугать власть.

В тот же период, по окончании Наполеоновских войн, Европу захлестнула волна национализма. Народы, особенно те, что, либо находились под гнетом иных, не собственных монархий: греки, чехи, поляки, венгры, либо раздробленные между множеством маленьких государств: немцы, итальянцы — «вдруг» осознали свою исключительность, неповторимость, отличность от других, обрели чувство национального достоинства, обнаружили общность исторической судьбы, языка, традиций. Европейские веяния не обошли и Россию. Проявлением русского национализма стало распространившееся среди части интеллектуалов мнение о том, что причиной отсталости и ведомости Руси

является деятельность Петра Первого, пытавшегося установить в России европейские порядки, то есть тлетворное влияние Запада. Самодержавие негласно такие суждения поддерживало, хотя критика великого предка Романовыми была неприятна, да и среди высших сановников Империи было достаточно немцев.

Взгляды славянофилов

Критика славянофилов Герценым

Представители славянофилов

Печатный орган славянофилов — «Москвитятнин»

В чем суть программы славянофилов. Смотреть фото В чем суть программы славянофилов. Смотреть картинку В чем суть программы славянофилов. Картинка про В чем суть программы славянофилов. Фото В чем суть программы славянофилов

Идеи славянофилов сегодня

Идеи славянофилов были популярны в период царствования Николая Первого, но с приходом к власти его сына либерального царя-освободителя Александра Второго утратили свое очарование. Ведь при Александре Россия твердо и уверенно встала на дорогу капиталистического развития, которой двигались страны Европы, и шла по ней так успешно, что взгляды славянофилов о каком-то особом пути России выглядели анахронизмом. Первая мировая война остановила победное шествие России к капитализму, а Февральская и Октябрьская революции 1917 года и вовсе обратили страну вспять. Попытка вернуться на столбовую дорогу развития человечества, предпринятая в 90-х годах прошлого века, не удалась. И тут идеи Аксакова и компании очень пригодились. Ведь славянофилы, сегодня они зовутся патриотами в противовес западникам — либералам, доходчиво и главное, льстя самолюбию народа, провозглашают, что не получается у него быть равноправным и уважаемым членом западного сообщества потому, что оно, это сообщество лживо, развратно, слабо, трусливо, лицемерно и двулично, в отличие от российского — смелого, мудрого, гордого, мужественного, прямого и честного; что у России особый путь развития, особенная история, традиции, духовность

Источник

Cлавянофилы и их идеология

Славянофильство – одно из самых заметных течений социально-философской дискуссии в российском обществе 30-50-х гг. XIX века, противоположность «западничеству». Несмотря на то, что в начале своего развития, общественно-политическая мысль России имела схожее видение проблем страны и отчасти, подходов к их решению. Но, концептуально западники развивали свои взгляды в направлении европейского антропоцентризма, то смыслы славянофилов концентрировались в области теоцентризма, что и обусловило расхождение их идей.

Предшественниками славянофилов можно считать движение «самобытников» — историков и литераторов. Они критиковали в своем журнале «Московитянин» процесс европеизации России. Славянофилы пошли дальше простой критики, подвели под идею самобытности развития нашей страны теологическую и философскую основы. Основателями и теоретиками славянофильства считают А. Хомякова, И. Киреевского, К. Аксакова и Ю. Самарина.

Основные положения идей славянофильства

Славянофилы категорически отрицали практику навязывания России чужих культурных, методологических и мировоззренческих ценностей.

Социальные аспекты доказывают правоту идей славянофилов

Важнейшим социальным аспектом славянофильского движения было убеждение в том, что Россия не отсталая часть Европы. Ее не нужно насильственно подтягивать к общеевропейским стандартам. Взгляд сверху вниз на «задержавшихся в развитии россиян» несостоятелен. У нас есть свое видение мира (как впрочем, и у других) и к своим недостаткам наше отношение предельно критичное. Но исправлять эти недостатки мы будем сами, опираясь на свои особенности и традиции.

Взгляды славянофилов вызвали мощную волну критики в либеральной среде. Их критиковали, как либералы-современники, так более поздние приверженцы «общечеловеческих ценностей, вплоть до настоящего времени. Славянофилы хотели решать существующие проблемы во всех сферах жизнедеятельности России преобразованиями в духе национальной самобытности.

Время доказало правоту славянофилов. Великая крестьянская реформа и следовавшие за ней преобразования остановили развитие революционной ситуации в стране. Но «закручивание гаек» при Александре III и невнятная политика Николая II привели к революции 1905-1907 гг. Последовавший за ней «разгром общины» Столыпиным вызвали революционную волну 1917 года.

Все последующее историческое развитие показало, что на российской почве многопартийность, парламентаризм и демократия европейского типа плохо приживаются. Победившее сегодня западничество доказало свою несостоятельность и правоту славянофилов. Почти все их идеи, в той или иной мере актуальны и сегодня. Только следует их внимательно прочесть и осмыслить. Тогда воочию можно увидеть доказательства их правоты.

Славянофилы были либо людьми до боли наивными, либо хорошими пропагандистами, стоявшими на охранительных позициях — вместо реально необходимых прогрессивных реформ пытались убедить народ, что «прогресс — это плохо». Это как если бы ребёнку, который хочет есть, мама говорила: «еда — это плохо, хорошие люди должны умирать от голода».

Аналогия не аргумент

Не считаю идеологию славянофилов — ни тех, изначальных, ни их современных подражателей — хоть сколько-нибудь актуальной и правильной. Россия достигала пиков своего развития лишь тогда, когда догоняла общемировой уровень развития и скатываться ниже, называя это «своим путем», совсем необязательно.

Источник

Славянофилы: философско-теоретическая доктрина и социально- политическая программа. Спорные оценки идеологии славянофильства в отечественной историографии

В чем суть программы славянофилов. Смотреть фото В чем суть программы славянофилов. Смотреть картинку В чем суть программы славянофилов. Картинка про В чем суть программы славянофилов. Фото В чем суть программы славянофилов В чем суть программы славянофилов. Смотреть фото В чем суть программы славянофилов. Смотреть картинку В чем суть программы славянофилов. Картинка про В чем суть программы славянофилов. Фото В чем суть программы славянофилов В чем суть программы славянофилов. Смотреть фото В чем суть программы славянофилов. Смотреть картинку В чем суть программы славянофилов. Картинка про В чем суть программы славянофилов. Фото В чем суть программы славянофилов В чем суть программы славянофилов. Смотреть фото В чем суть программы славянофилов. Смотреть картинку В чем суть программы славянофилов. Картинка про В чем суть программы славянофилов. Фото В чем суть программы славянофилов

В чем суть программы славянофилов. Смотреть фото В чем суть программы славянофилов. Смотреть картинку В чем суть программы славянофилов. Картинка про В чем суть программы славянофилов. Фото В чем суть программы славянофилов

В чем суть программы славянофилов. Смотреть фото В чем суть программы славянофилов. Смотреть картинку В чем суть программы славянофилов. Картинка про В чем суть программы славянофилов. Фото В чем суть программы славянофилов

1839 – «Записки о старом и новом» А.С. Хомякова. Идейные предпосылки: ответ Киреевского, споры славянофилов в салонах Свирбеевой, Аксаковых, Киреевских, Самарина, Кошина – это все идеологи С. К С. примыкали Гоголь, Даль, Островский, Тютчев, Языков, Соболевский и т.д.

Суть. Возникло как реакция на ФП Чаадаева, носило полемический характер. Основа одна – философские идеи Шеллинга. Существуют исторические и неисторические народы. Первые от Бога наделены способностью создавать и сохранять самобытную культуру и историю. Вторые – их роль в истории только следовать за первыми, таких способностей у них нет. К первой относятся славянские народы. Славянофилы хотели, чтобы их называли славянолюбами или восточниками.

Самобытное у славян:

1) православие. Вера – внутренняя правда (морально-религиозное чувство), т.е. совесть. Жить надо по совести, а не по закону. Закон – лишь формальность. Эти идеи славянофилы взяли у средневековых религиозных писателей Григория Паломы, Исаака Сиренянина, Ника Сорского.

Идея умного сердца (постигать идеи не только умом, но и сердцем) и скромность ума идентичны. Нескромный ум освобожден от морально-этических принципов. В погоне за научными истинами мы отходим от религиозных догматов. Заслуга славянофилов: постановка философской проблемы соотношения науки и морали. Сочувствие выше, чем интеллект. Это преимущество нашей цивилизации, основанной на религии.

=>>>> отношения человека и государства: совесть выше, чем закон (внешняя правда).

=>>>> наш народ не политический, не юридический (Аксаков). «Не желая править, наш народ желает жить…..»

Свобода (согласно славянофилам) – это прежде всего свобода духа, а не слова и гражданские права. => политическая свобода для нас не важна.

Государство – это кора дерева (внешняя оболочка), она защищает дерево живое (народ), но сама по себе она мертва (Аксаков). Государство – это вторичное.

Традиционное заблуждение: славянофилам приписывают критику запада. Это нет так. Славянофилы были хорошо образованными.

Традиционное заблуждение: славянофилы не призывали вернуться в допетровскую Россию. Они призывали за сохранение общины, освобождение крестьян землей, за доступ народа к образованию при условии, что оно будет на основах православия. Считали, что современная церковь – это составная часть бюрократического аппарата. Она уже не является носителем первичных православных идей. Нужно ее освобождение – секуляризация. В экономике: за протекционизм, пионеры строительства ж/д, за развитие собственной промышленности. В своих хозяйствах испытывали передовые способы ведения хозяйства.

Эти заблуждения возникли в ходе полемики со славянофилами.

Программа славянофилом – это программа развития, программа будущего России, нужно заимствовать из Европы, но не бездумно копировать, а заимствовать творчески.

В чем суть программы славянофилов. Смотреть фото В чем суть программы славянофилов. Смотреть картинку В чем суть программы славянофилов. Картинка про В чем суть программы славянофилов. Фото В чем суть программы славянофилов

Славянофилы: нам не нужна конституция, парламентская монархия, т.к. мы не политический и не юридический народ.

Характер идеологии славянофилов. Среди историков единого мнения нет.

Славянофилы были еще большими европейцами, чем сами европейцы, т.к. первыми поняли, что нельзя бездумно копировать чужую культуру. => идея мультикультурного развития: каждый народ идет своим культурным путем.

Исторический процесс развивается не линеарно (1 линия), а через культурно-цивилизационные типы (задолго до Шпенглера).

Иванов-Разумник. Философия славянофилов – этический индивидуализм.

В советское время к славянофилам относились пренебрежительно.

Плеханов. Марксист. Славянофилы – это ненаучная самодеятельность. Их доктрина – разновидность теории официальной народности. Т.о., она феодально-крепостническая. Этот взгляд господствовал до 30-х годов.

Державин. Надо посмотреть, что они хотели. Экономический прогресс, отмена крепостного права. У них программа модернизации, правда, в интересах буржуазии. Их идеи – разновидность либерально-буржуазных преобразований. Это новаторская точка зрения была принята только в конце 50-60-х годов. Приняты Гудзинской, Суимбаевым. Развивается в их работах.

Благова – новейшее время. Славянофилов нельзя называть сторонниками либеральной буржуазии – это идеология капитализма (частная собственность, нет православия, славянофилы – за общину). Благова называет славянофилов консервативными либералами. Правда, она не объясняет это понятие.

Источник

Западники и славянофилы

Когда караван поворачивает назад, впереди оказывается хромой верблюд

Две доминирующие философские мысли в России 19 века это западники и славянофилы. Это был важный спор с точки зрения выбора не только будущего России, но и ее устоев и традиций. Это не просто выбор к какой части цивилизации относится то или иное общество, это выбор пути, определение вектора будущего развития. В российском обществе еще в XIX столетии состоялся принципиальный раскол во взглядах на будущее государства: часть примером для наследования считала государства западной Европы, другая часть утверждала, что Российская Империя должна иметь свою особую модель развития. Эти две идеологии вошли в историю, соответственно, как «западничество» и «славянофильство». Однако корни противостояния этих взглядов и сам конфликт не удастся ограничить только XIX веком. Для понимания ситуации, а также влияния идей на сегодняшнее общество следует немного углубиться в историю и расширить временной контекст.

В чем суть программы славянофилов. Смотреть фото В чем суть программы славянофилов. Смотреть картинку В чем суть программы славянофилов. Картинка про В чем суть программы славянофилов. Фото В чем суть программы славянофилов

Корни появления славянофилов и западников

Принято считать, что раскол в общество по поводу выбора своего пути или наследования Европы внес царь, а позже император Петр 1, который пытался модернизировать страну на европейский лад и в результате привнес на Русь множество укладов и устоев, которые были характерны исключительно для западного общества. Но это был только 1, крайне яркий пример того, как вопрос выбора решался силой, и всему обществу это решение навязывалось. Однако история спора намного сложнее.

Истоки славянофильства

Для начала следует разобраться с корнями появления славянофилов в российском обществе:

Религиозные ценности

Первый спор о выборе пути развития историки обнаружили в ХV столетии. Состоялся он вокруг религиозных ценностей. Дело в том, что в 1453 году Константинополь, центр православия, был захвачен турками. Авторитет местного патриарха падал, все больше было разговоров о том, что священники Византии теряют «праведный моральный облик», а в Европе католической это происходит уже давно. Следовательно, Московское царство должно оградить себя от церковного влияния этих стран и провести очищение («исихазм») от ненужных для праведной жизни вещей, в том числе от «суеты мирской». Открытие в 1587 году патриархата в Москве стало доказательством того, что Россия имеет право на «свою» церковь.

Москва есть третий Рим

Дальнейшее определение необходимости своего пути связано с XVI столетием, когда родилась идея о том, что «Москва – третий Рим», а значит должна диктовать свою модель развития. В основе этой модели лежало «собирание земель русских» для защиты их от пагубного влияния католицизма. Тогда и родилась концепция «Святая Русь». Церковная и политическая идеи соединились в одну.

Реформаторская деятельность Петра

Реформы Петра начала ХVIII столетия были поняты не всеми подданными. Многие были убеждены, что это ненужные России меры. В определенных кругах даже родился слух, что во время визита в Европу царя подменили, ведь «настоящий русский монарх никогда не будет перенимать чуждые порядки». Реформы Петра раскололи общество на сторонников и противников, чем создали предпосылки для формирования «славянофилов» и «западников».

Истоки западничества

Что касается корней возникновения идей западников, кроме вышеуказанных реформ Петра следует выделить еще несколько важных фактов:

Суть идеологии и ее значимость

В чем суть программы славянофилов. Смотреть фото В чем суть программы славянофилов. Смотреть картинку В чем суть программы славянофилов. Картинка про В чем суть программы славянофилов. Фото В чем суть программы славянофилов

Славянофильство и западничество, как система взглядов на прошлое и будущее России, возникли в 1830-1840 годах. Одним из основателей славянофильства считается литератор и философ Алексей Хомяков. В этот период в Москве выходит две газеты, которые считались «голосом» славянофилов: «Москвитянин» и «Русская беседа». Все статьи этих газет насыщены консервативными идеями, критикой реформ Петра, а также размышлениями о «собственном пути России».

Одним из первых идейных западников считается писатель А.Радищев, который высмеивал отсталость России, намекая на то, что это вовсе не особый путь, а просто отсутствие развития. В 1830 годах с критикой российского общества выступил П.Чаадаев, И.Тургенев, С.Соловьев и другие. Так как российскому самодержавию было неприятно слышать критику, то западникам было сложнее, чем славянофилам. Именно поэтому некоторые представители этого течения покинули Россию.

Общие и отличительные взгляды западников и славянофилов

Историки и философы, которые занимаются исследованием западников и славянофилов, выделяют следующие предметы для дискуссий между этими течениями:

Трансформация идей в 20 веке

В конце XIX – начале XX века эти два течения прошли сложную эволюцию и трансформировались в направления и политические течения. Теория славянофилов в понимании некоторой интеллигенции начала трансформироваться в идею «панславизма». В ее основе идея объединения всех славян (возможно только православных) под одним флагом одного государства (России). Или другой пример: из славянофильства возникли шовинистические и монархистские организации «Черные Сотни». Это пример радикальной организации. Конституционные-демократы (кадеты) приняли некоторые идеи западников. Для социалистов-революционеров (эсеров) Россия имела свою модель развития. РСДРП (большевики) меняли свои взгляды на будущее России: до революции Ленин утверждал, что Россия должна пройти путь Европы, однако после 1917 года заявил о своем, особом пути страны. По-сути, вся история СССР – это реализация идеи своего пути, но в понимании идеологов коммунизма. Влияние Советского Союза в странах центральной Европы – это попытка реализации все той же идеи панславизма, но в коммунистической форме.

Таким образом, взгляды славянофилов и западников формировали на протяжении долгого периода времени. Это сложные идеологии, в основе которых выбор системы ценностей. Эти идеи на протяжении XIX-XX века пережили сложную трансформацию, стали основой многих политических течений России. Но стоит признать, что славянофилы и западники – не уникальное явление России. Как показывает история, во всех странах, которые отставали в развитии, общество делилось на тех, кто желал модернизации и тех, кто пытался оправдаться особой моделью развития. Сегодня эта дискуссия также наблюдается в государства восточной Европы.

Особенности общественных движений в 30-50 года 19 века

В чем суть программы славянофилов. Смотреть фото В чем суть программы славянофилов. Смотреть картинку В чем суть программы славянофилов. Картинка про В чем суть программы славянофилов. Фото В чем суть программы славянофилов

Это обязательно нужно учитывать поскольку именно обстоятельства и реалии времени формируют взгляды людей и заставляют их совершить те или иные поступки. И именно реалии того времени породили и западничествои славянофильство.

Источник

Славянофилы (кратко)

Российская империя претерпевала спады и подъемы, стремительно развивалась в различных областях. На этой почве в 19 веке появилось такое философско-религиозное течение, как славянофильство, остро реагировавшее на все изменения в стране.

Суть названия

В чем суть программы славянофилов. Смотреть фото В чем суть программы славянофилов. Смотреть картинку В чем суть программы славянофилов. Картинка про В чем суть программы славянофилов. Фото В чем суть программы славянофилов

Представителей данного течения их идейные оппоненты (западники) назвали славянофилами. Название заимствовано из трудов историка Карамзина Н.М. Сами представители не приветствовали термин «славянофильство». Они называли себя «москвичами», «московской партией», «московским направлением». В данных названиях прослеживается идея – Питер является оппонентом Москвы. Также их называли «самобытниками». Считается, что история славянофильства начинает свой путь в работе архимандрита Гавриила «Русская философия».

Основные идеи славянофилов

Представители течения искали место русского человека в системах восточных и западных культур. В ответ на идейные положения западников славянофилы утверждали, что культура Российской империи должна формироваться самостоятельно, независимо от Запада и Востока, иметь собственно выработанные ценности, не перекликающиеся с «чужими».

Основными идеи течения:

Являясь русскими националистами, они боролись за самобытность Российской империи и хотели, чтобы страна сохранила народные традиции, а не подражала европейским.

Представители

Основоположником славянофильства считается литератор Хомяков А.С. Он придерживался теории происхождения славян от вендов (древний иранский народ) и критиковал католицизм.

Также идею «Святой Руси» — самобытного двигателя Православия – поддерживали такие известные люди, как Федор Тютчев, Владимир Даль, Александр Гильфердинг, Константин и Иван Аксаковы, Иван Киреевский, Федор Чижов.

Труды славянолюбов печатались в «Москвитянине», «Синбирском сборнике», «Московских сборниках». В середине 1850-х появился печатный орган. Славянофилы стали издаваться в собственных журналах — «Русской беседе», «Сельском благоустройстве»; и газетах – «Парусе», «Молве», «Москве», «Руси». А также в еженедельнике «День».

Течение славянофилов сыграло большую роль в развитии русской философии. Некоторые идеи послужили почвой политики СССР.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *