В чем заключается недостаток понятий развития воспитания и обучения по программе истоки
Анализ программ: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Истоки», «Развитие».
Галина Коновалова
Анализ программ: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Истоки», «Развитие».
Программа «От рождения до школы»
ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Создание благоприятных условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
Формирование основ базовой культуры личности,
Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе, Обеспечению безо-пасности жизнедеятельности дошкольника.
Организация жизни и воспитания детей.
Содержательная часть по возрастным группам.
Итоговые результаты освоения Программы.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Работа с родителями.
Рекомендации по составлению перечня пособий.
Содержательная часть Программыизложена по возрастным группам: Пер-вая группа детей раннего возраста (от рождения до года); Вто-рая группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет); Первая младшая группа (от 2 до 3 лет);
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет);
Средняя группа (от 4 до 5 лет);
Старшая группа (от 5 до 6 лет);
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).
В данный момент разрабатывается полный методический комплект пособий к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
Программа «Детство»
ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова
Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных ви-дах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие само-стоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
В обновленной Программе в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
выделено три раздела: целевой, содержательный организационный;
представлено содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста (Раннее Детство) и в дошкольных группах (Дошкольное Детство);
дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе;
определены задачи,содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие;
раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка;
описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; осо-бенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; спосо-бы и направления поддержки детских инициатив; особенности организации педагогиче-ской диагностики и мониторинга;
охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
даны методические рекомендации по проектированию основной образовательной про-граммы
определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; представлен режим дня во всех возрастных группах, включая период адаптации ребенка к условиям детского сада; традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
в приложении даны примеры парциальных образовательных программ для части про-граммы, формируемой участниками образовательных отношений.
При реализации образовательной программы «Детство»педагог:
продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмо-ционального благополучия и развития каждого ребенка;
определяет единые для всех детей правила сосуществования детского общества, вклю-чающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готов-ность прийти на помощь, поддержать;
соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и уста-новка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;
осуществляет развивающее взаимодействие с детьми,основанное на современных педаго-гических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»;
сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоя-тельную деятельность детей;
ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познава-тельный опыт детей, эмоции и представления о мире;
создает развивающую предметно-пространственную среду;
наблюдает, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения де-тей;
сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малы-шей.
На современном этапе программа «Детство» будет представлять собой еди-ный программно-методический комплекс,включающий:
программу «Детство» для детей от рождения и до 7 лет;
методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образова-тельных организациях и в семье;
методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации про-граммы «Детство».
мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации про-граммы «Детство».
Программа «Радуга»
ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон
В программе цели и задачи определены в терминах отечественной психологической тео-рии становления деятельности, сознания и личности, что позволяет ориентировать педаго-гов именно на содействие развитию, а не на организацию «предметного» обучения детей.
Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни
Способствовать физическому развитию
Формировать основы здорового образа жизни
Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию
Способствовать становлению деятельности
Способствовать становлению сознания
Закладывать основы личности
Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства
Создавать атмосферу эмоционального комфорта
Создавать условия для творческого самовыражения
Создавать условия для участия родителей в жизни группы
Организовывать яркие радостные общие события жизни группы
Данная структура обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих це-лей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
Вариативную часть составляют:
• региональный компонент (его место обозначено в программе) по вопросам укре-пления здоровья и физического развития детей, учитывающий особенности климата и эко-логии региона; программы приобщения детей к национальным культурам; вопросы воспи-тания любви и уважения к малой родине;
• компоненты программы, которые отражают особенности видового разнообра-зия дошкольных учреждений.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошколь-ного образования в содержательном разделе примерной основной образовательной про-граммы «Радуга»представлены:
описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребён-ка, представленными в пяти образовательных областях (социально-комму-никативное раз-витие, познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие);способы и направления поддержки детской инициативы;
взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников; коррекционная работа;
такие существенные характеристики содержания программы, как обеспечение детям воз-можности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, а также под-ходы к организации педагогической диагностики
Программа «Истоки»
ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова, А. Г. Арушанова, Т. Л. Богина, Е. М. Волкова, Е. Б. Волосова, А. Н. Давидчук, Р. А Иванкова, В. М. Иванова, Т. Г. Казакова, В. В. Кругов, Э. И. Леон-гард, СЛ. Новоселова.
Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разностороннего раз-вития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.
В Программевыделены следующие психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий – младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трех лет); и дошкольное детство, состоящее из двух фаз – младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). На границе этих возрастов и происходят качественные изменения в развитии.
Образовательные задачи и содержание образовательной работы разнесены по 5 областям, заданным ФГОС ДО (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художествен-но- эстетическое и физическое развитие) прописаны по семи календарным возрастам и отражены в динамике по задачам и содержанию, в которых эти задачи реализуются.
Программаобеспечена методическими и учебными пособиями: по воспитанию детей ран-него возраста (Л. Н. Павлова, развитию речи и речевого общения (А. Г. Арушанова, обуче-нию русскому языку нерусскоязычных детей (Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина, творческому конструированию (Л. А. Парамонова, физическому развитию (М. А. Рунова, эстетическому развитию (К. В. Тарасова, В. А. Петрова, Л. В. Пантелеева, экологическому развитию (Н. А. Рыжова, взаимодействию с семьей (Е. П. Арнаутова) и др.
Программа «Развитие»
ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.
Цель программы: развивать интеллектуальные и художественные способности дошколь-ников, которые авторы понимают как ориентировочные действия с образными средствами решения задач.
Программа «Развитие»состоит из 13 разделов:
Сенсорное воспитание (направлено на развитие восприятия ребенка на основе культурных средств).
Ознакомление с пространственными отношениями (направлено на использование нагляд-ных моделей для ориентировки и составление таких моделей).
Развитие элементов логического мышления (посвящен оперированию простейшими клас-сами).
Развитие элементарных математических представлений (знакомит с основными количест-венными отношениями).
Овладение основами первоначальной грамоты (посвящен изучению звукового анализа слова, дифференциации звуков, умению правильно ставить ударение и т. д.)
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (направлен на ознакомле-ние с литературой, составлению рассказов).
Конструирование (посвящен конструированию по схеме).
Развитие экологических представлений (знакомит с представлениями о живой и неживой природе, особенностях растений и животных).
Изобразительное искусство (знакомит с композицией рисунка, графическими образами).
Игра (раздел посвящен свободной творческой игре и межличностным отношениям в ней)
Режиссерская игра (посвящены игре по сценарию, разыгрыванию сюжетов; учит сопрово-ждению действия словом и выражению голосом действия персонажа).
Художественное конструирование (учит строить композиции на разные темы, при исполь-зовании сенсорных эталонов; при этом необходимое преобразование объектов развивает мышление)
Выразительное движение (учит передавать язык жестов и мимику).
Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.
Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М., 1983.
Михайленко Н. Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. М., 2001.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М., 2004.
Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М., 2005.
День за днем: Хрестоматия для детей. М., 1995.
Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 1991.
Хрестоматия для дошкольников. М., 1998.
Хрестоматия по детской литературе. М., 1992.
Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Учимся читать и писать. М., 1994.
Планы занятий по программе «Развитие» (Детский центр Венгера). М., 2002.
Планы занятий по программе «Развитие» (Детский центр Венгера). М., 2002.
Светлова И. Развиваем логику. М., 2002.
Фидлер М. Математика уже в детском саду. М., 1981.
Гоголева В. Г. Логическая азбука. СПб., 1998.
Планы занятий по программе «Развитие» (Детский центр Венгера). М., 2002.
Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников. М., 1997.
Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М., 1987.
Девятова Т. Н. Звук – волшебник. М., 2006.
Радынова О. П. Музыкальные шедевры. М. 2000.
Каплунова И. Этот удивительный ритм (развитие чувства ритма у детей). СПб., 2005.
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2003.
Планы занятий по программе «Развитие» (Детский центр Венгера). М., 2002.
Белавина И. Г. Планета – наш дом (мир вокруг нас). М., 1995.
Калегина Н. Г. Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников. Киев, 1994.
Сценарий дня рождения для учащихся начальной школы «Гавайская вечеринка» Ход мероприятия Дорогие друзья! Я очень рада приветствовать Вас на дне рождении наших замечательных именинников:.
Анализ мониторинга качества освоения детьми старшей группы образовательных областей программы «Детство» В начале 2013-2014 учебного года был проведен мониторинг успеваемости детей в соответствии с «Федеральными государственными требованиями.
Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ в МБДОУ №104 комбинированного вида.
Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника. Развитию эмоциональной сферы ребенка, в отличие от его интеллектуального развития,.
Анализ работы МО воспитателей Землянской школы-интерната VIII вида за 2015–2016 учебный год. Анализ работы МО воспитателей Землянской школы-интерната VIII вида за 2015-2016 учебный год. В методическое объединение воспитателей школы.
Анализ работы в средней группе по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Средняя группа работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Наша группа первая.
Модель рабочей программы по ОО «Познавательное развитие» для детей 6–7 лет по программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного.
Праздник школы «День рождения школы» 1 вед: Добрый день, уважаемые гости, учителя, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный праздник, праздник детства и юности, день рождения.
Учебный план по программе «От рождения до школы» Учебный план муниципального образовательного учреждения «Солодушинская СОШ» дошкольная группа Николаевского муниципального района Волгоградской.
Программа Истоки: общая характеристика, плюсы и минусы
Программа истоки по фгос в детском саду и её разделы
Программа истоки имеет много разделов. Это разделы речевого, физического, эстетического, познавательного, экологического, культурного, духовного, нравственного развития. Интересны также разделы о здоровье, музейной педагогики, художественного творчества, историко-географических представлений.
Так, раздел познавательного развития содержит педагогические работы об ориентации детей во внешнем мире, об их умственных способностях и познавательной деятельности.
Другой раздел программы «Мир, в котором мы живем» ставит перед собой цель формирования у деток чувства принадлежности к той или иной культуре, к событиям, которые происходят в местности, где они живут. С помощью этого раздела познавательный процесс Родины становится интересным и развивающим для детей.
Трудовая деятельность дошкольника представлена в разделах бытовой культуры, экологического развития.
Раздел «Здоровье» представляет сведения о здоровье детей и его укреплении. Полноценное и психическое развитие ребенка возможно при отличном здоровье.
В речевом разделе обращают внимание на умение детей устанавливать контакты речевым общением, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Основным видом общения является диалог. В усовершенствовании языка большая роль принадлежит словотворчеству, детских игр со звуками, смыслами, рифмами.
Программа истоки: цели и задачи программы
Целью программы истоки является:
Задачами в программе истоки являются:
Четыре основные линии входят в развивающие задачи детей. Это социальное, эстетическое, познавательное и физическое развитие.
Общение ребенка со сверстниками и взрослыми характеризуется социальным развитием. Общительность и различные виды деятельности являются главными условиями усвоения детей нравственных ценностей.
Ориентировка ребенка вовнешнем мире, формирование средств и способов познавательной деятельности возможно в познавательном развитии.
Художественное усовершенствование дошкольников посредством искусства и формирование эстетического отношения к миру рассматривается в эстетическом развитии.
Физическая культура, представление о своем теле и здоровый образ жизни заложено в физическом развитии.
Истоки — программа дошкольного образования
Каждый из этих возрастов имеет генетическую задачу развития, предопределяющую тип деятельности. Именно она является причиной, развивающей психику.
Организация различных форм труда и воспитание общение деток с взрослыми и товарищами является основной задачей воспитания. Очень важным является создание духовной защищенности у деток, их доверия к миру, обеспечение ребенку плавного вхождения в детсадовскую жизнь.
Анализ программы истоки по мониторингу
По этой системе выявляют планируемые результаты и успехи детей в освоении общеобразовательной программы ДОО. В основу создания мониторинга легла воспитательная работа, которая нацелена на усвоение содержания, а в еще большей степени на овладение малышами формами занятий, которые присущи для каждого возраста.
Программа истоки: плюсы и минусы
Рассмотрим какие преимущества имеет программа истоки.
Недостатки программы истоки
Что относится к недостаткам программы истоки?
Программа Истоки: отличительные особенности
Программа истоки в сравнении с проектом«От рождения до школы» также отражает образование малышей от рождения и до семи лет. Но в «Истоки»положено понятие психологического возраста, которое гибко выстраивает процесс педагогики, учитывая неравномерности развития малышей, и осуществляет его индивидуализирование.
Деятельностный подходлежит в основе этого проекта. Каждый возраст имеет свой ведущий вид деятельности. Так, в младенчестве – это общение, в раннем возрасте – предметная деятельность, в дошкольном возрасте – игры. Здесь не говорится об интеграции между областями образования.
Базовые и вариативные содержания
Два вида содержания образования выделены в программе истоки. Это базовое и вариативное.
В базовую часть включены:
Вариативная часть раскрыта в разделе о содержании и условияхпедагогической работы. Вариативными подходами предусматривается возможность поправки в содержимое воспитательского процесса, учитывая конкретные условия рабочей деятельности доу.
Программа истоки по фгос: место игры в жизни детей
Как известно, игры имеют огромное развивающее значение в жизни детей. Игровой деятельности отводится отдельное место в программе. Она считается основной в развитии и воспитании ребенка. Выделяется новая классификация игр, в которых интересно выявить инициатора.
В пособии «Комплексная диагностика уровней освоения программы «Истоки». Диагностический журнал. Средняя группа» представлены материалы для диагностики развития ребенка-дошкольника с помощью программы «Истоки». Основными способами, которые позволяют оценить развивающийся уровень дошкольников, являются легкие эксперименты, дидактические игры, беседы.
Три класса игр выделяются:
Каждая игра имеет свои виды и подвиды. В первый класс входят сюжетные, ролевые, отобразительные, режиссерские и театрализованные игрища, а также игры – экспериментирования. Именно самодеятельные игры прекрасным образом представляют игрища как вид размышления об окружающем мире. Они же являются важной деятельностью в дошкольном периоде.
Второй класс представляет дидактические и досуговые. К ним относятся развлекательные игрища, интеллектуальные игры, праздничные, театральные забавы. Они могут быть самостоятельными, но не могут быть самодельными, поскольку выученность правил в них стоит за самостоятельностью. Они имеют большое развивающее и воспитательное значение.
С помощью таких забав усваиваются социальные нормы и правила, передаются детям знания и самое главное, они являются основой самодеятельных игрищ, в которых детки могут использовать свои полученные умения и информированность.
В третий класс входят народные игры. Они присутствуют в основе многих забав, которые относятся к досуговым и обучающим. По проведенным исследованиям, народные игрища содействуют формированию у дошкольников непринужденности поведения, сенсомоторного управления, условной функции познания, а также главных особенностей психологииэтноса, создавшего забаву.
Игры должны стать целостной составляющей формирования жизни детей в детском саду. Для их обеспечениянеобходимы не только различные игрушки, но и творческая атмосфера, организованная взрослыми, которые увлечены деятельностью с детками, но и подходящая предметная среда. Она является не только игровой средой, но и средой развития детских форм деятельности. Ни одна из них не может развиваться вне предметной среды.
Надеюсь, смогла ответить на интересующий вопрос читательницы и представить программу истоки, применяющиеся в старших, средних, подготовительных и младших группах детского сада. Ну, а если вы планируете написать свою программу и ищите структуру или не знаете как написать вариативную часть, то пройдите в эти статьи:
Приобретите книги, предложенные на сайтах, а также скачивайте пособия и тогда вы сможете более подробно сделать сравнительный анализ методов воспитания, познакомиться с предметно — пространственной средой и выявить плюсы и минусы в проекте. Удачи и успехов!