в рамках дополнительной образовательной программы педагог не определяет результаты обучения
Мониторинг результатов обучения и личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы
ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище»
Дополнительное образование детей
Тема: Мониторинг результатов обучения и личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы
Перова Юлия Владимировна,
методист по дополнительному образованию
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.
В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам.
Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:
учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;
личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).
В данной разработке представлена таблица, которая позволяет наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы (Таблица 1).
Технология определения учебных результатов по дополнительной образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими тестовыми баллами (1 – 10 баллов). В качестве методов, с помощью которых педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный или письменный), анализ контрольного задания, собеседование и др. данный перечень методов может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.
Динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком отражается в диагностической карте учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (Таблица 3). Педагог 3 раза в год (в конце триместров и учебного года) проставляет баллы, соответствующие степени выраженности оцениваемого качества у ребенка.
Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку нужно прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка – это поддержит его стремление к новым успехам.
Статья «Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр технического творчества Адмиралтейского района
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
No 259 имени М.Т. Лорис-Меликова Адмиралтейского района
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Учитель внеурочной деятельности,
педагог дополнительного образования
Степень выраженности оцениваемого качества
Возможное колво баллов
1. Теоретическая подготовка:
1.1. Теоретические знания по
основным разделам УТП (уровня теоретической подготовки)
Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям
Минимальный уровень — ребенок владеет менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой
Наблюдение, тестирование контрольный опрос и др.
Средний уровень – объем усвоенных знаний составляет более ½
Максимальный уровень – освоен практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период
1.2. Владение специальной терминологией
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии
Минимальный уровень – ребенок, как правило, избегает применять специальные термины
Средний уровень – ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой
Максимальный уровень – специальные термины употребляет осознанно и в их полном соответствии с содержанием
2. Практическая подготовка ребенка:
2.1. Практические навыки и умения, предусмотренные программой (по
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям
Минимальный уровень – ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и
Средний уровень – объем усвоенных навыков и умений составляет более ½
Максимальный уровень — ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения
Минимальный уровень – ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием
Средний уровень – работает с оборудованием с помощью педагога
Максимальный уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых затруднений
2.3. Творческие навыки
Креативность в выполнении практических заданий
Начальный уровень развития креативности – ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания
Репродуктивный уровень – выполняет задания на основе образца
Творческий уровень – выполняет практические задания с элементами творчества
3. Общеучебные умения и навыки:
3.1. Учебноинтеллектуальные умения:
Самостоятельность в подборе и анализе литературы
Минимальный уровень – ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога
3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу
Средний уровень – ребенок работает с литературой с помощью педагога или родителей
Максимальный уровень – работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых затруднений
3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации
Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации
Уровни по аналогии с п.3.1.1.
3.1.3. Умение осуществлять учебно-
Самостоятельность в учебно-исследовательской работе
Уровни по аналогии с п.3.1.1.
3.2. Учебнокоммуникативные умения
3.2.1. Умение слушать и слышать педагога
Адекватность восприятия информации, исходящей от педагога
Уровни по аналогии с п.3.1.1.
3.2.2. Умение выступать перед аудиторией
Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации
Уровни по аналогии с п.3.1.1.
3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии
Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств
Уровни по аналогии с п.3.1.1.
3.3. Учебноорганизационные умения и навыки:
3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место
3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
Способность самостоятельно подготавливать рабочее место к занятию и убирать за собой
Минимальный уровень – ребенок овладел менее, чем ½ навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой
Средний уровень – объем усвоенных навыков и умений составляет более ½
Максимальный уровень — ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой
3.3.5. Умение аккуратно выполнять работу
(индивидуальная карточка учета как форма фиксации результатов)
Фамилия, имя ребенка
Название детского объединения
Дата начала наблюдения
Баранова, Н.Л. Диагностика результативности освоения образовательных программ обучающимися детского (юношеского) объединения: проводим успешно и легко: СПб.: ИП Веснин Евге ний Юрьевич, 2015. — 48 с.
Список литературы, рекомендуемой к изучению по вопросам аттестации учащихся в дополнительном образовании детей
1. Астраханцева С.В. Комплексный мониторинг качества обучения народному художественному творчеству в системе ДОД // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – № 3 (89).
2. Буйлова Л.Н. Оценка результативности ЦДЮТ «Бибирево» // Бюллетень программнометодических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт). – 2003. – № 3.
3. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Методика определения результативности образовательной деятельности детей // Дополнительное образование. – 2004. – № 12.
4. Гущина Т.Н. Технология педагогической оценки в системе мониторинга дополнительного образования детей // Внешкольник. – 2003. – № 1.
5. Дополнительное образование детей (сборник нормативноправовых документов и методическихматериалов). М., 2008.
6. Джумангалиева Н.В., Клыкова Н.П. Процедура организации итоговой аттестации обучающихся/Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта, Кайгородцева М.В.. – Волгоград: Учитель, 2009. – 377 с.
7. Закон 273ФЗ «Об образовании в РФ». Статьи 28, 30, 58
8. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей: (научнометодический аспект). – Ярославль: Б.и., 2000.
9. Каргина З.А. Некоторые подходы к выявлению и оценке результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования // Внешкольник. – 2006. – № 11.
10. Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских творческих объединений // Внешкольник. – 2003. – № 4.
11. Кашепов М.В. Критерии результативности в работе педагога дополнительного образования //Внешкольник. – 2007. – № 2.
12. Кленова Н.И., Буйлова Л.М. Методика определения результатов образовательной деятельностидетей // Дополнительное образование. – 2004. №12.
13. Костина Э.П. Комплексный мониторинг качества музыкального образования дошкольников //Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – № 3 (89).
14. Кравченко О.Г. Рейтинговая система оценки достижений в детском объединении по изодеятельности // Внешкольник. – 2007. – № 4.
15. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ по развитию дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях //Приложение к письму Министерства образования РФ от 11.06.2002 г. № 3015433/16.
16. Михайлова Т.В. Педагогический мониторинг деятельности детского объединения // Дополнительное образование. – 2002. – № 12.
17. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей // Приложение к журналу «Внешкольник». – 2005. – № 11.
18. Небахарева Э.В. Мониторинг личностного развития ребенка в учреждении дополнительного образования детей // Внешкольник. – 2001. – № 2.
19. Носакова Т.В. Особенности мониторинга самоопределения личности обучающегося // Дополнительное образование. – 2004. – № 2.
20. Педагогический мониторинг в детском объединении дополнительного образования. Серия «Дополнительное образование детей: Мастерство и творчество» Сб. № 4 / Ред.сост. З.А. Каргина. – М.: СОУО ДОМ, 2005.
21. Писарев А.Е. Как организовать аттестацию учащихся в детском объединении учреждения дополнительного образования: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования. М., 2009.
22. Прохвостова И.А. Диагностика обучения и личностного развития воспитанников по программе«Обучение, развитие, игра» // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 6.
23. Русских Г.А. Технология мониторинга уровня обученности // Дополнительное образование. –2005. – № 8.
24. Ширшова С.А. Активизация образовательной деятельности в выборе новых способов оценкиобучающихся // Дополнительное образование и воспитание. – 2007– № 8.
25. Ямилева С.Т. Карта интеллектуального творческого потенциала личности // Дополнительноеобразование. – 2004. – № 6.
[1] Оценка происходит в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества; технология оценки представлена в таб лице №1
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Методы анализа результатов образовательной деятельности учащихся как инструмент улучшения освоения дополнительной общеобразовательной программы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методы анализа результатов образовательной деятельности учащихся как инструмент улучшения освоения дополнительной общеобразовательной программы
В отличие от общего образования, где процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос менее определенный. Как развитие методов анализа результатов образовательной деятельности учащихся может влиять на освоение дополнительной общеобразовательной программы?
В обучении детей рисованию о его результативности судят, прежде всего, по итогам участия учащихся в выставках и конкурсах, награждению их грамотами, дипломами. В Художественной студии «Радуга» ряд детей постоянно участвуют в выставках и конкурсах. Необходимо постоянно расширять круг таких детей. В первом полугодии 2016-17 учебного года 34 ребенка приняло участие в выставках городского, конкурсах городского, Всероссийского и международного уровня. 11 из них впервые участвовали в конкурсах и стали призерами. В январе-марте круг участников конкурсов продолжал расширяться. В декабре по итогам первого полугодия на собрании учащихся студии и родителей были подведены итоги, награждены победители. Прошла выставка работ детей. С 28.03 по 10.04 в Библиотеке №17 работает выставка работ Художественной студии «Радуга», где экспонируются работы почти каждого ребенка.
Подготовка к выставкам, конкурсам и участие в них само по себе является определенным этапом развития художественных умений, говорит об успешном освоении дополнительной общеобразовательной программы.
Метод анализа результатов обучения по участию в конкурсах не единственный. У разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, не каждый стремится и способен подняться до уровня грамот и призовых мест.
Для определения уровня освоения рисования используется мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе. В декабре и мае в МБУДО г. Иркутска ЦДТ заполняются таблицы Промежуточной и Итоговой аттестации. Технология определения результатов обучения по дополнительной образовательной программе представлена в таблице-инструкции, содержащей показатели, критерии, степень выраженности оцениваемого качества, возможное количество баллов, методы диагностики.
Но и фиксация предметных результатов не полностью отражает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты. Более полным является подход, сочетающий как фиксацию результатов в конкурсной и выставочной деятельности, уровня обученности рисованию, так и степени сформированности основных общеучебных компетентностей, динамики личностного развития.
Мониторинг развития качеств личности воспитанников, как и формирование личностных качеств – процесс длительный. Тем не менее, каждый педагог дополнительного образования видит в развитии такие качества детей как:
Активность, организаторские способности.
Коммуникативные навыки, коллективизм.
Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.
Креативность, склонность к творческой деятельности.
Для мониторинга качеств личности воспитанников также можно использовать диагностические карты. Карты заполняются на основании определенных критериев (признаков проявления качеств личности). Педагог может выбрать именно те качества личности, которые наиболее эффективно развиваются в рамках реализуемой им образовательной программы. Заполнять диагностическую таблицу нужно трижды: в сентябре, в январе и в мае. Методы диагностики личностных изменений детей: наблюдение (основной метод), диагностическая беседа, рефлексия. Могут использоваться методы анкетирования, тестирования, незаконченных предложений и пр.
Сравнивая результаты обеих таблиц по одному ребенку видим, что показатели уровня освоения образовательной программы коррелируют с баллами по общеучебным компетентностям и личностным характеристикам.
Уровень прохождения промежуточной аттестации (кол-во баллов)
Объем освоения программы за полугодие
Уровень освоения учащимися содержания образовательной программы
Результативность обучения в дополнительном образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Результативность обучения в дополнительном образовании.
В последнее время в дополнительном образовании детей особое внимание уделяется результативности обучения, что связано с требованием повысить качество и эффективность российского образования в целом.
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании отсутствуют единые образовательные стандарты и это существенно осложняет определение результативности обучения учащихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. В силу индивидуального характера многих из них для каждой программы педагога необходимо разрабатывать и обосновывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели, задачи и планируемые результаты.
Оценочные материалы – структурный элемент Программы – это перечень (пакет) используемых диагностических методик (авторских или уже разработанных), по которым педагог оценивает уровень достижения учащимися предполагаемых результатов. Оформляется в виде приложения к программе (ст.2, п.9; ст. 47, п.5 ФЗ №273).
Содержание планируемого результата связано с формулированием предстоящей цели деятельности.
Цель – это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат, должна быть ясна, конкретна, реальна, значима.
Задачи – это условия достижения цели, конкретизирующие процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития.
Планируемые результаты – это фактически сформулированные итоги выполнения задач, точно и конкретно описывающие окончательное состояние, положение или качество по итогам обучения.
Оценочные материалы в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе указываются согласно учебному плану, например: зачет, творческая работа, выставка творческих работ, конкурс, фестиваль, наблюдение, беседа, анкетирование, социометрия, опрос (устный, письменный), контрольная работа, анкетирование, концерт, соревнование, доклад, самостоятельная работа, творческий отчёт, защита проекта, открытое занятие, публичное выступление, игровые задания для определения уровня практических умений и теоретических знаний и т.д.); необходимо указать, как именно эти формы аттестации/контроля позволяют выявить соответствие результатов образования поставленным целям и задачам.
Для определения освоения учащимся предметных результатов: теоретических знаний, умений, представлений и практических навыков педагоги в основном выбирают формой аттестации/контроля так называемые «бланковые методики», которые относительно просты как для разработки, так и для использования и обработки получаемых результатов. К «бланковым методикам» относят – опрос, тест, анкетирование, собеседование, смотр знаний, игры типа «Брейн-ринг», «Своя игра», «Поле чудес», «Аукцион знаний», элементы «игровой» диагностики: загадки, шарады, ребусы, кроссворды, самостоятельно разработанные викторины, конкурсы и т.п., где испытуемому предлагается серия теоретических вопросов или суждений, на которые он должен дать ответ в письменной или устной форме, а для проверки практической подготовки учащихся включаются практические задания, картинки-задания.
Проверку знаний и умений можно провести так же в форме олимпиады, выставки-ярмарки, соревнования, эстафеты, деловой или ролевой игры, а также в форме защиты творческих продуктов: рефератов, изделий, рисунков, показательных выступлений.
Дополнительное образование – это неразрывное единство процессов обучения, воспитания и развития учащихся и результативность образования связана не только с получением учащимися конкретных предметных знаний и практических навыков, но и с развитием многообразных личностных качеств ребенка. Следовательно, результативность можно и нужно рассматривать как динамику личностных достижений.
Труднее всего поддаются оцениванию «внутренние» результаты – личностное развитие конкретного учащегося в процессе освоения им образовательной программы, успешность ее усвоения, степень его гражданского, морально-нравственного и творческого становления, результативность которого носит, как правило, отсроченный характер.
Основная задача диагностирования уровня развития учащихся – оценка влияния занятости определенным видом деятельности на их личностное развитие.
Способами для оценивания личностных результатов учащихся в дополнительном образовании могут быть анкетирование, метод незаконченного предложения, интервью, беседа, анализ продуктов деятельности, анализ статистических данных, наблюдение во время выставок, концертов, во время защиты учащимися научно-исследовательских проектов, сочинение, рейтинговая система оценки, тестирование.
Этот перечень не исчерпывает всего диапазона диагностических средств, он дополняется в зависимости от конкретного содержания программы.
Для учета результативности в воспитании важно не только и не столько внешнее проявление учащегося, сколько то, что за этим стоит: нравственные ценностные установки, мотивы деятельности, отношения между участниками группы.
В случае воспитательных и развивающих задач и соответствующих им критериев речь будет идти о динамике развития определенных свойств, качеств, способностей, особенностей.
В данном случае критерий формулируется как «степень» или «уровень» того или иного проявления личности.
Способами или формами для оценивания воспитательных результатов могут стать наблюдение, диагностическая беседа, игровые методики, метод рефлексии, метод незаконченного предложения, листы самооценки.
Таким образом, разумно организованная система контроля и диагностики планируемых результатов учащихся и правильно подобранные оценочные материалы в системе дополнительного образования дает возможность планировать темп индивидуального развития учащихся, определить степень освоения каждым учащимся программы, выявить наиболее способных и одаренных учащихся, проследить процесс изменения и развития личностных качеств каждого учащегося, оказать им своевременную помощь и поддержку, а также позволит выстроить эффектную программу образовательного процесса в будущем.
Диагностика обучения в дополнительном образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 303
с углубленным изучением немецкого языка
и предметов художественно-эстетического цикла
имени Фридриха Шиллера
«Диагностика обучения в дополнительном образовании»
Хабарова Наталья Андреевна,
педагог дополнительного образования,
первая квалификационная категория,
1.Диагностика в дополнительном образовании.
1.1.Особенности диагностики в дополнительном образовании.
Одной из ключевых задач концепции модернизации российского образования является обеспечение нового качества образования, которое во многом определяется достижением позитивного результата. Для общеобразовательной школы результат зафиксирован государственным стандартом. Для учреждений же дополнительного образования такой стандарт не определен. В этой связи вопрос качества образования, его результативности приобретает особую значимость. Наиболее действенным механизмом управления качеством образования является педагогический мониторинг.
Актуальность проблемы качества образования обусловлена процессом государственной аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования, когда дается «внешняя» оценка результатов деятельности учреждений. Вопрос поиска форм и методов диагностики образовательного процесса, их фиксации и документального представления также актуален, поскольку связан с процессом аттестации педагогических работников. Кроме этого, в настоящее время отсутствуют четкие критерии результативности как полифункциональной, многоаспектной, многоуровневой системы.
Мониторинг – это метод контроля процесса деятельности, выявление тенденций динамики ее развития. Характер этой деятельности определяет специфику и содержание мониторинга.
В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в отношении дополнительного образования детей, не подлежащего стандартизации, отмечена обязанность и ответственность образовательной организации за индивидуальный учет результатов освоения учащимися образовательных программ, за проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования.
Качество образования, обеспечиваемое учреждением дополнительного образования, как совокупность его свойств, определяющая его способность удовлетворять требования общества, запросы и ожидания потребителей образовательных услуг в отношении всестороннего формирования и развития личности ребенка выступает основным объектом мониторинга.
Педагогическая диагностика и оценка качества образования это два неразрывно связанных понятия. В сфере дополнительного образования отсутствуют единые образовательные стандарты, в соответствии с которыми можно было бы проверить уровень обученности детей в определенной деятельности, поэтому стандартом для каждого педагога являются результаты освоения его воспитанниками дополнительной общеобразовательной программы, а диагностика результативности – методом оценки качества образования.
Оценка качества дополнительного образования рассматривается как совокупность способов, диагностических и оценочных процедур, а также анализ и накопление полученных результатов. Специфика педагогической деятельности такова, что её результаты становятся видны спустя определенное время. Поэтому проблему измерения эффективности педагогической деятельности решают с помощью педагогической диагностики, которая обеспечивает обратную связь в педагогической системе.