Вариативная часть программы это что такое
Как использовать различные программы при разработке ООП дошкольного образования
Марина Саевская
Как использовать различные программы при разработке ООП дошкольного образования
Как использовать различные программы при разработке ООП дошкольного образования
Примерная ООП дошкольного образования (ПООП ДО) – программа,которая:
• разработана в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594;
• одобрена решением федерального УМО по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15);
• внесена в реестр примерных основных образовательных программ. Данный реестр является общедоступным информационным ресурсом, размещенным на сайте fgosreestr.ru (ч. 9–10 ст. 12 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
В настоящее время существует единственная ПООП ДО. С ее текстом вы можете ознакомиться на сайте fgosreestr.ru.
Такие программы, как «Радуга», «От рождения до школы», «Истоки», «Успех», «Детство», «Мир открытий», «Детский сад – дом радости», «Тропинки», «Мозаика», «Вдохновение» и т. д. (всего их около 30, примерными основными образовательными программами дошкольного образования не являются. Это вариативные комплексные программы, которые используют дополнительно к ПООП ДО в процессе разработки основной образовательной программы дошкольной образовательной организации (ООП ДО).
Как сочетать ПООП ДО и вариативные комплексные программы
Сочетать ПООП ДО и вариативные комплексные программы необходимо для того, чтобы учесть различные образовательные потребности воспитанников, их способности и состояние здоровья (п. 1.6 ФГОС ДО).
Чтобы правильно оформить ООП ДО в соответствии с положениями Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, на ее титульном листе укажите, что она разработана в соответствии с ФГОС ДО и с учетом ПООП ДО. Никаких указаний на вариативные образовательные программы на титульном листе ООП быть не должно. Про них обязательно нужно написать в самом тексте ООП – в пояснительной записке, в содержательном и организационном разделах.
Вариативных комплексных программ в составе ООП ДО может быть несколько, но лучше использовать какую-то одну, чтобы не нарушать целостность образовательного процесса в детском саду. Если этой одной программы недостаточно, лучше расширить ПООП ДОО парциальными программами.
Не стоит наращивать количество вариативных комплексных программ под предлогом максимального охвата всех образовательных областей, заложенных ФГОС ДО. Например, педагоги считают, что образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» лучше всего представлена в программе «Радуга», познавательное развитие лучше всего обеспечено методически в программе «Детство» или «Мир открытий», система планирования педагогической работы лучше других представлена в программе «Мозаика» и т. п.
Если все названные вариативные комплексные программы включить в состав ООП ДО, то придется брать из них не только мероприятия, но и планируемые результаты, а также подходы к организации непосредственной образовательной деятельности воспитанников. Теоретически связать все это возможно, но на деле это нарушит целостность образовательного процесса. Кроме того, такой подход к проектированию ООП является неоправданно трудоемким, и в итоге заявление нескольких вариативных комплексных программ будет иметь формальный характер.
Внимание: недопустимо ссылаться в ООП на раздел или подраздел вариативной образовательной программы (вплоть до указания страниц)
Речь идет о ситуации, например, когда мы не описываем в своей ООП систему работы по социально-коммуникативному развитию, а просто указываем, что это направление работы с детьми, осуществляем в соответствии с программой «Истоки».
В соответствии с ФГОС ДО ссылаться допустимо только на примерную ООП, то есть не переписывать целиком ее блоки, а указать в тексте ООП, в каком разделе (подразделе) примерной ООП содержатся необходимые положения. Если же речь идет о вариативной образовательной программе («Радуга», «От рождения до школы», «Успех» и т. д., то в обязательном порядке укажите в ООП их название и опишите ту систему работы с детьми, которую создали в своем детском саду с опорой на эти программы.
Как сочетать ПООП и парциальные программы
Парциальные программы (partialis–частичный) – это образовательные программы дошкольного образования, обеспечивающие реализацию какой-то одной из образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО, одного из направлений внутри образовательной области, либо образование детей дошкольного возраста ограниченного возрастного диапазона.
Парциальные программы используютв дополнение к ПООП ДО:
• для расширения содержания какой-то одной из образовательных областей (например, физического развития, речевого развития);
• углубления содержания внутри одной образовательной области (например, развития элементарных математических представлений);
• развития детей ограниченного возрастного диапазона (например, раннего возраста, младенческого возраста, старшего дошкольного возраста).
Парциальные программы позволяют разработать часть ООП ДО, формируемую участниками образовательных отношений.
Часть, формируемую участниками образовательных отношений, отражают в каждом из разделов ООП – целевом, содержательном,организационном:
• в целевом разделе дополняют и конкретизируют цели и задачи ООП с учетом задач парциальных программ;
• в содержательном разделе представляют систему работы по определенным направлениям развития детей в соответствии с выбранной парциальной программой (программами);
• в организационном разделе описываются особые условия, необходимые для реализации парциальных образовательных программ.
Чтобы представить парциальную программу в части, формируемой участниками образовательных отношений, надо исходить из специфических задач, стоящих перед дошкольной организацией.
К примеру, вы имеете в виду задачу сформировать у воспитанников знание национальных обычаев и традиций, умение выполнять простейшие обрядовые церемонии, помогать взрослым в проведении традиционных национальных праздников. Вы анализируете существующие парциальные программы на предмет соответствия этому направлению, выбираете одну из них, соотносите заложенные в этой программе подходы с укладом дошкольной образовательной организации, после чего составляете краткое описание данной программы для включения его в текст ООП ДО.
Ситуация: могут ли в параллельных группах ДОО использоваться разные парциальные программы
Каков общий порядок действий при выборе программ
Сначала установите соответствие построенной в конкретной дошкольной организации системы дошкольного образования положениям ПООП ДО:
• сопоставьте целевые ориентиры ПООП с опытом работы образовательной организации;
• выделите возможные несоответствия практики работы образовательной организации требованиям ПООП;
• установите приоритетные направления деятельности образовательной организации.
Далее определите вариативную комплексную программу и состав парциальных программ, которые позволят устранить выявленные на предыдущем этапе несоответствия между существующей образовательной практикой и той, которая должна сложиться с учетом приоритетных направлений.
Сопроводите отбор вариативной комплексной и парциальных программ анализом имеющегося успешного опыта образовательной деятельности, анализом интересов и потребностей участников образовательных отношений.
Укажите, что использование парциальной программы позволит адаптировать требования ФГОС ДО к целям и планируемым результатам освоения ООП ДО.
Сколько ООП ДО необходимо детскому саду
ФГОС ДО допускает наличие в одной дошкольной организации нескольких основных образовательных программ (п. 2.2 ФГОС ДО).
Основанием для разработки и реализации нескольких ООП ДО в одной дошкольной организации может послужить разная направленность групп (например, в детском саду есть группы общеразвивающей и компенсирующей направленности). Если групп компенсирующей направленности несколько (для детей с нарушениями в развитии речи, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития и т. п., то разрабатывают несколько ООП ДО, адаптированных для конкретного вида ОВЗ (АОП ДО).
Отдельная ООП ДО может разрабатываться и в случае экспериментальной работы детского сада. Например, большинство групп детского сада использует вариативную комплексную программу «От рождения до школы», а воспитатели отдельно взятой группы апробируют вариативную комплексную программу «Радуга» (или «Мозаика», или «Детский сад по системе Монтессори» и др.).
«Как использовать различные программы при разработке ООП дошкольного образования». О. А. Скоролупова
© Материал из Справочной системы «Образование».
ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.
Презентация «Календарно-тематический план рабочей общеобразовательной программы дополнительного образования» Уважаемые коллеги! В продолжении темы своей рабочей программы по дополнительному образованию «РЕЧеЦВеТИК» предлагаю календарно-тематический.
Консультация «В развитии детской одаренности разумно использовать первую ступень образования — детский сад» Консультация для педагогов и родителей «В развитии детской одаренности разумно использовать первую ступень образования детский сад – или.
Основное назначение дошкольного образования Обучение детей предшкольного возраста должно строиться не в жесткой предметной логике, не по урочной школьной системе, а проходить в режиме.
План составления образовательной программы дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида Аннотация: статья адресована руководителям, педагогам ДОО компенсирующего вида, где все имеющиеся возрастные группы – для детей с ограниченными.
Потешки и песенки, которые можно использовать при проведении игр с богородскими игрушками Богородская игрушка рукотворная. Она фезается вручную из липы, берёзы, сосны и не окрашивается, благодаря чему сохраняется природный цвет.
Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.
Различные виды игры «Мемори» Хочу рассказать вам об игре, которая пользуется большой популярностью в нашей группе. Это игра «Мемори». Для игры нужен набор парных карточек.
Тест «ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги предлагаю вам тест «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация и планирование.
Творческий отчёт «Различные виды самодельных театров» Театрализованная деятельность в детском саду позволяет вовлечь детей в творческую активность, связанную с воплощением сюжетов на сцене.
Вариативная программа образования — Основные вариативные программы
Образовательные программы — это документы, определяющие содержание образования на всех уровнях и направлениях. Основные цели образовательных программ: Формирование личности; социализация личности в обществе; выбор профессии и освоение профессиональных образовательных программ. Образовательные программы основаны на принципе непрерывности, т.е. каждая последующая программа опирается на предыдущую.
Согласно статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательная программа — это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, представленный в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
В Российской Федерации образовательные программы делятся на[:
Общие (программы дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) образования);
Профессиональные (программы начального профессионального образования, среднего, высшего и послевузовского образования).
Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне общего образования, высшего образования (по каждому предмету (специальности) и уровню) и реализуется образовательным учреждением через внутри- и внеурочную деятельность в соответствии с требованиями государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Высшие учебные заведения разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и обязаны ежегодно обновлять их с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
Современные программы делятся на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, государственные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и частичные.
В рамках модернизации российского образования разнообразие образовательных программ и реализация идей вариативности является фундаментальным требованием современной системы образования. Государственный образовательный стандарт (2009) рассматривает вариативность как определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика. Вариативность подразумевает способность учебного заведения предоставить студентам множество полноценных, качественно специфических и привлекательных образовательных программ.
Основные вариативные программы
Вариативные и альтернативные программы отличаются своими философскими и концептуальными основами (взглядами авторов на ребенка, на закономерности его развития и, соответственно, на создание условий, способствующих формированию личности).
Вариационные программы могут быть основными и дополнительными.
В рамках реализации основной образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений могут применяться специализированные программы: «Красота». Радость. Творчество» ( и др.); «Росинка. В мире прекрасного»; «Произведение искусства»; «Природа и художники»; «Настроечная вилка»; «Гармония», «Синтез»; «Маленький мальчик»; «Музыкальные шедевры»; «Ритмическая мозаика»; «Программа развития речи дошкольников»; «Программа математического развития дошкольников в системе «Школа-2000″»; «Росинка. Расти здоровым» и т.д.
Среди базовых программ особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает ряд необходимых изменений в организации жизни детей, адаптацию типового режима и создание специальной предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.
Дополнительные и примерные программы
Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может вводить дополнительные образовательные программы к основным образовательным программам и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.
Оказание дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе. Использование дополнительных образовательных программ в дошкольном образовании (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых, гибких форм обучения дошкольников в творческих мастерских, кружках, секциях и т.д., организуемых в дошкольных учреждениях и на их базе. В ряде регионов Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области и др.) дополнительные программы создают полную систему профессионального образования для детей от детского сада до высшего образования.
Дополнительные программы включают образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-лингвистические, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной пенитенциарной направленности и др. В некоторых случаях в качестве дополнительных программ могут использоваться подпрограммы дошкольного образования.
Дополнительные образовательные программы не могут проводиться вместо или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на проведение основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, сон, основные занятия, игры).
Модельные образовательные программы. В отличие от различных авторских программ (основных, дополнительных), примерная образовательная программа не является конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности учителя на каждый день.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона РФ «Об образовании» разработка примерных образовательных программ организуется государственными органами управления образованием на основе государственных образовательных стандартов. Целью разработки примерных программ является реализация требований к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, расширение трактовки государственных стандартов каждого уровня образования, обеспечение преемственности общего образования на всех его уровнях. В области дошкольного образования, при отсутствии государственного образовательного стандарта дошкольного образования, основой для разработки примерных программ являются проект и «Предварительные (примерные) требования к содержанию и методам обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях». В примерной программе дошкольного образования примерные блоки содержания основных компонентов дошкольного образования представлены крупными блоками, что позволяет разработчикам программы создавать различные образовательные модули для конкретных типов центров дошкольного образования и варьировать содержание образования в соответствии с региональными, национальными, местными или сложившимися традициями в воспитании детей.
Примерная программа содержит обязательные критерии результатов образования детей на основе нормативных показателей физического и психического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, минимальные требования к оснащению образовательного процесса в дошкольных центрах (минимум оборудования, наглядных пособий для демонстрационных целей и индивидуального использования). При разработке инновационных (вариативных) программ на основе примерных программ можно расширить объем содержания и более глубоко представить отдельные темы (блоки) примерной программы, чтобы на практике реализовать принцип вариативности в дошкольном образовании.
Новые программы для детских садов
В последние два-три года было анонсировано несколько новых программ для детских садов, разработанных авторитетными научными психолого-педагогическими коллективами. К ним относятся программы «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство» и «Дом радио». Для того чтобы помочь педагогическим коллективам дошкольных учреждений в выборе образовательных программ, предлагаем их краткое описание на основе предварительного анализа, проведенного сотрудниками лаборатории проектирования инновационных форм дошкольного образования Института педагогических инноваций. Программы рассматривались по следующей схеме:
Отправной точкой для сравнительного анализа послужила традиционная и наиболее распространенная российская «Программа воспитания в детском саду» изд. Программа основана на концепции развития ребенка в процессе активной деятельности и обучения. Основными целями являются: забота о здоровье детей, их всестороннее развитие и обучение в соответствии с возрастными особенностями и подготовка к школе. Программа будет включать в себя график задач, содержание образования и воспитания детей от 7 месяцев до 7 лет, а также общие рамки жизнеустройства для каждой возрастной группы; структурирована по аспектам образования и видам деятельности, видам учебной деятельности, срезу для всех возрастов. Достижения детей фиксируются через количественный рост знаний и навыков. Программа предписывает большое количество обязательных занятий с детьми, определяет содержание и методику с помощью обширных методических рекомендаций. Хотя программа дает воспитателю довольно строгие правила относительно организации детской деятельности в целом, она не расставляет приоритеты целей развития для разных дошкольных возрастов, не ориентирует воспитателя на индивидуальные различия и учет детской деятельности, а представляет ребенка как среднестатистическую единицу.
Программы Развитие Радуга Детство
Инновационная программа «Развитие» уже достаточно широко распространена и пользуется большой популярностью на практике. Программа была разработана исследовательской группой под руководством и имеет очень серьезное теоретическое и экспериментальное обоснование. Она основана на концепции развивающего подкрепления в дошкольном возрасте и концепции Венгера о развитии когнитивных навыков в дошкольном возрасте через освоение сенсорных эталонов, образных и знаковых моделей. Основная цель программы — развитие интеллектуальных навыков детей в возрасте 3-7 лет. Программа дает дифференцированные развивающие задания применительно к каждой возрастной группе, определяет основные пути их реализации на специально организованных занятиях с подгруппами. Программа предоставляет учителю полный план конкретных занятий, а также содержит рекомендации по разработке игровых занятий для детей вне класса. Программа не содержит положений об организации жизни детей вне класса. Принципиальным отличием программы является критерий прогресса детей — овладение соответствующими способами действий, а не простое накопление знаний и навыков. Программа «Развитие» прошла научно-экспериментальную и методическую проверку в долгосрочной перспективе.
Программа «Радуга» предназначена для работы с детьми 2-7 лет и содержит перечень программных задач в связи с методическими рекомендациями по их реализации и организации жизни детей. Для каждой возрастной группы «Радуга» опубликована в отдельной книге. Как и традиционные программы, «Радуга» ставит общие цели для счастливого детства, здорового образа жизни и здорового физического и умственного развития детей. «Радуга» устанавливает последовательность развивающих задач и рекомендует их выполнение на занятиях традиционной деятельности. Особенность программы в том, что активность и интерес детей к занятиям стимулируется смыслообразующими игровыми мотивами — введением игровых персонажей и тематическим содержанием, которые «окутывают» почти все занятия. Этот принцип также используется со старшими дошкольниками. В программе существует определенный разрыв между объясненными общетеоретическими психологическими принципами и конкретными содержательными целями педагогического процесса. По своим задачам и формам организации жизни детей программа существенно не отличается от традиционной.
Программа «Детство» состоит из трех частей, объединенных в одну книгу. Каждая часть посвящена отдельным этапам дошкольного детства: младший возраст, средний возраст и старший возраст. Основными целями программы являются: обеспечение здорового образа жизни, начальная специализация, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, ведущим сферам жизни — миру людей, предметов, природы, самопознание детей как субъекта действий и переживаний. «Детство» — это программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Все три «возрастные» части программы имеют одинаковую структуру, включают разделы по аспектам образования и видам деятельности, аналогичные разделам в традиционной российской программе. Основные инновационные аспекты программы «Детство» связаны с перестройкой знаний и представлений об окружающем нас мире. Содержание этих знаний оторвано от традиционной программы и сосредоточено на людях. Внедрение знаний и представлений об окружающей среде связано с собственной трудовой деятельностью детей. В плане организации педагогического процесса программа ориентирует воспитателя на дополнение традиционной фронтальной формы занятий с детьми подгрупповыми и индивидуальными формами занятий. Каждый раздел программы снабжен краткими методическими рекомендациями и характеристиками уровней овладения детьми программными знаниями и навыками рефлексии.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института