Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что

Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Смотреть фото Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Смотреть картинку Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Картинка про Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Фото Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что Татьяна Сизонец
Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

Для создания вариативной части Программы необходимо учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности:

специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива;

поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

сложившиеся традиции Организации (группы).

Поэтому на начальном этапе создания данной части Программы необходимо провести мониторинг учета образовательных потребностей, интересов и мотивов воспитанников, членов их семей и педагогов.А именно:

Изучить результаты диагностического обследования воспитанников за прошедший период, что даст представление об усвоении детьми системы знаний, их потребностях, интересах, развитии мотивации. (Проводят педагоги – воспитатели, педагог-психолог дошкольной организации, старший воспитатель).

Провести анкетирование и опросы среди родителей воспитанников и членов их семей на предмет выявления их образовательных потребностей касательно их детей, интересов и мотивов родителей воспитанников как членов образовательного процесса, либо учесть результаты такого анкетирования за предыдущий учебный год.

Определение возможностей окружающего макросоциума и использования его в процессе воспитания и обучения ребенка. Каким образом можно организовать взаимодействие между образовательным учреждением и учреждениями культуры, образования и т. п.

На следующем этапе необходимо провести отбор нескольких образовательных программ различной направленности из числа парциальных или созданных самостоятельно образовательной организацией и отвечающих требованиям всех участников согласно их запросов и мотивации.Важное дополнение: все авторские и модифицированные программы, реализуемые в учреждении должны соответствовать ФГОС ДО (для этого они должны пройти экспертизу на региональном или муниципальном уровне). Для обсуждения выбранных программ важно привлекать не только педагогов, но и родителей.

Для реализации выбранных программ необходимо определить формы организации работы с воспитанниками.

Далее осуществляется собственно написание части программы с учетом выбранных программ и форм организации работы с воспитанниками.

Составляя часть Программы, формируемой участниками образовательных отношений, можно оформить её в соответствии с п. 2.11. ФОС ДО в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

Таким образом, работа по составлению вариативной части Программы, на мой взгляд, требует большой углублённой и длительной работы всего педагогического коллектива организации.

Источник

Вариативная часть программы: как правильно написать?

Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Смотреть фото Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Смотреть картинку Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Картинка про Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Фото Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что

Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Смотреть фото Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Смотреть картинку Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Картинка про Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Фото Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что

Я вас приветствую, уважаемые читатели и друзья моей педагогической странички. Автор – Татьяна Сухих приглашает всех на мои посиделки. Хотя я так игриво начала статью, но тему выбрала непростую: вариативная часть программы дошкольного учреждения. Уже была опубликована мной парочка статей об образовательных программах, но сегодня хочу расширить свои и ваши знания в этом вопросе.

Что представляет собой образовательная программа в садике?

Для тех, кому интересно, замечу, что образовательные программы каждый детский сад составляет индивидуально, но в соответствии с примерной программой, утвержденной нашим профильным Министерством. Существует несколько программ, на основе которых ДОУ пишут свои программы. И вот, исходя из этого, программа для детских садов включает в себя обязательные и вариативные блоки.

При этом обязательные блоки должны занимать больший объем, нежели вариативные. Итак, мы берем примерную программу, например, стандартная «Радуга», «От рождения до школы» и дописываем вариативную часть к каждому основному разделу. Как дополнение к основным программам можно использовать, к примеру, «ТРИЗ» или другие авторские программы.

Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Смотреть фото Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Смотреть картинку Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Картинка про Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Фото Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что

Кстати, тем, кто интересуется программой «Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ)», советую отличные книги:

Но вернемся к программам. Обязательная часть – это то, что должно в обязательном порядке быть реализовано в любом дошкольном учреждении. Она предусматривает реализацию основных образовательных и развивающих задач для подготовки ребенка к школе через совместную деятельность взрослых и деток, самостоятельную работу малышей, а также посредством создания трехуровневого сотрудничества: детский сад – ребенок – семья.

Еще проще скажу: берется готовая рабочая программа, которую выбирает ваш садик, создается экспертный совет из заведующей, методиста, авторитетных воспитателей, и эта рабочая программа адаптируется под конкретный детский сад.

Далее по общей программе для вашего садика вы пишете свою программу для вашей возрастной группы. И вот именно вариативная часть – это то, что пишет сам воспитатель. Ее еще называют региональный компонент, так, примите к сведению…

Что нужно знать, чтобы написать вариативную часть образовательной программы?

Как ее написать – в этом главная сложность. Здесь нужно помнить, что вариативная часть программы должна учитывать образовательные, культурные, социальные потребности детей, их интересы, особенности развития и здоровья. То есть, мы подгоняем примерную программу, разработанную для всех детей, под конкретно наш садик или группу.

Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Смотреть фото Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Смотреть картинку Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Картинка про Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Фото Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что

Важно учитывать культурные особенности, возможно, религиозные. Кроме того, не забываем о парциальных программах и ищем такие формы работы с детками, которые наиболее подходят именно этим конкретным детям.

Итак, до того как приступить к написанию вариативной части образовательной программы строго по ФГОС, нужно провести такую работу:

Итого, основные принципы формирования индивидуальной составляющей образовательной программы я вам перечислила. Немного сумбурно, мне кажется. Но я – автор, я так вижу

Структура вариативной части программы

Технологии сочетания основной и вариативной части просты: отдельными разделами прописываем региональный компонент.

Так, к каждому разделу рабочей программы или там, где это уместно, дописываем раздел, где делаем анализ организации образовательного процесса в конкретном ДОУ или группе. Описываем особенности развития, здоровья детей, объясняем выбор форм и методик работы с детками. Указываем приоритетное направление работы садика (группы), каким образом мы реализуем поставленные задачи.

Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Смотреть фото Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Смотреть картинку Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Картинка про Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Фото Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что

Помним, что соотношение вариативной и основной части колеблется в пределах 80-20, 60-40%, где большая часть отведена под основную программу. Самое главное – чтобы региональный компонент не противоречил принципам основной части и соответствовал ФГОСу.

В принципе, не запрещено какой-то блок основной программы полностью переписать под конкретный садик, особенно, если он компенсирующего вида. Можно заменить какой-то смысловой блок авторской или парциальной программой.

Рабочие программы настолько проработаны группами именитых авторов, что мало кто из руководителей детских садов решается еще что-то выдумывать. Дописываем в основном «личные» данные о своем садике или группе и прописываем методы и методики реализации программы.

Ну, как-то так… Если будут вопросы, прошу не стесняться и задавать. Обратная связь – это так важно! А пока мысль уже закончена по этой теме, буду прощаться. Буду рада новым подписчикам и расширению круга моих читателей в соцсетях!

Источник

Вариативная часть ООП доо в условиях введения ФГОС ДО. Система работы ДОО по реализации регионального компонента.

Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Смотреть фото Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Смотреть картинку Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Картинка про Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Фото Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что ЮЛИЯ ОНАШВИЛИ
Вариативная часть ООП доо в условиях введения ФГОС ДО. Система работы ДОО по реализации регионального компонента.

Вариативная часть ООП ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Система работы ДОУ по реализации регионального компонента на основе авторской программы «Азовские родники Дона».

Чем лучше мы будем знать прошлое,

тем более глубоко и радостно

поймём великое значение настоящего.

Образовательная Программа ДОО в соответствии с ФГОС ДО должна состоять из обязательной части (60%) и части, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40%). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

• Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, а так же отражать:

— специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

— приоритетное направление деятельности ДОО.

В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит, система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.

В настоящее время, принятый ФГОС ДО даёт возможность на

40 % внедрить национально-региональный компонент в программу дошкольной организации.

Мы считаем, что детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России.

Основными целями регионального компонента являются:

• создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;

• ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;

• обеспечение единства образовательного пространства.

Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач:

• развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг;

• обновление содержания общего образования;

• овладение детьми знаниями в области истории и культуры своего региона;

• воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.

Региональный компонент предусматривает:

• воспитание уважения к своему дому, к родной земле, малой родине;

• приобщение ребёнка к культурному наследию: образцами местного фольклора, народным художественным промыслам, культурным традициям, произведениям донских писателей и поэтов, композиторов, художников, исполнителей, знаменитых людей Дона;

• приобщение к ознакомлению и следованию традициям и обычаям предков;

• воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповедания;

• эффективного взаимодействия ДОО и семьи, с социумом.

Содержательнаях сторона образовательной деятельности педагогов нашего ДОО по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей и культурой донского казачества, как реализации регионального компонента отражена в авторской программе «Азовские родники Дона» Л. Н. Примаченко, В. М. Елютина, Л. В. Музыченко. : Методическое пособие часть 2, под общ. ред. Л. А. Баландиной, Ростов-на-Дону, Издательство ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО 2012 г.

— познакомить детей с историей, традициями и жизнью донского казачества;

— воспитывать любовь к родному краю.

— знакомить детей с историей, культурой Донского края, казачества с учётом их возрастных особенностей;

— формировать любовь к родному краю и интерес к его прошлому;

— приобщать к народной культуре посредством казачьего фольклора, художественных произведений всемирно известных писателей-классиков и талантливейших писателей и поэтов земляков;

— знакомить детей с высокой нравственной культурой воспитания в казачьей семье;

— знакомить с древнейшими городами Донского края;

— развивать речь детей, её выразительность, образность, обогащать словарь, развивать кругозор;

— развивать образное мышление, творческое воображение;

— воспитывать чувство гордости за свою Родину – Донской край, за подвиг героических земляков-казаков.

Образовательные области

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявление на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызвать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Азовского района и Донского края, стремление сохранять национальные ценности.

Познавательное развитие.

Приобщать детей к истории Азовского района и Донского края. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой.

Речевое развитие

Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Донского края.

Художественно-эстетическое развитие.

Приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь к родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Донского края.

Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.

Физическое развитие.

Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Донского края.

Поэтому в образовательном процессе педагогами используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, игры с куклами в национальных костюмах, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, экскурсии, чтение детской литературы, театрализованные выступления, народные праздники, знакомство с народно-прикладным искусством и др.

Работа проводится в ходе режимных моментов, совместной образовательной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности воспитанников в соответствии с возрастными особенностями.

Данная Программа предполагает создание предметно-пространственной среды в группах ДОУ. Предметы казачьего быта, интерьер помогут довести до сознания дошкольников кто такие казаки, как они одевались, что являлось предметами казачьей доблести. Наборы иллюстрированного материала познакомят с древнейшими казачьими городами-крепостями, а фонотека – с песенным творчеством.

При реализации этой программы предусмотрено взаимодействие всего педагогического коллектива ДОУ, активное участие родителей, взаимосвязь с библиотекой и школой, краеведческим музеем, школой искусств.

Эта программа рассчитана на все возрастные периоды детей дошкольный возраста.

Содержание программы представлено тремя тематическими блоками:

• «Край донской – казачий»

Программа «Азовские родники Дона» включает в себя перспективно-тематический план на младшую, среднюю, старшую и подготовительную группы, работа с родителями, оценка результатов освоения программы (см. программу).

Огромную роль в реализации регионального компонента оказывает принцип комплексно-тематического планирования образовательной деятельности всего ДОУ

(тематические недели: Край родной, Моя Родина, Там, где мы живём и т. д.

Система работы с детьми с признаками музыкальной одарённости по пению в рамках реализации ФГОС «Все дети рождаются с неисчерпаемы потенциалом». Синити Судзуки Актуальность Происходящие изменения в системе дошкольного образования:.

Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Город мастеров» Цели: познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементами кабардинского и балкарского орнамента; закреплять умение рисовать разными.

Консультация для воспитателей «Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС» Одним из направлений деятельности ДОУ является познавательное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС (из опыта работы) Проблема нравственно-патриотического воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое.

Обобщение опыта работы «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС» Слайд 1 Уважаемые коллеги! В рамках реализации регионального компонента в условиях внедрения ФГОС ДО педагогический коллектив нашего детского.

Опыт работы. Использование ИКТ в условиях ДОУ как фактор успешной реализации ФГОС 1 слайд Использование ИКТ в условиях ДОУ, как фактор успешной реализации ФГОС. 2слайд В настоящее время в системе дошкольного образования.

Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Смотреть фото Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Смотреть картинку Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Картинка про Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу что. Фото Вариативная часть программы в соответствии с фгос в доу чтоПроект по реализации регионального компонента «Земля моя Югорская!» На современном этапе большую остроту приобрела проблема введения этнографических знаний в учебные заведения, в том числе и в дошкольные.

Экологическая тропа как средство реализации регионального компонента (1 СЛАЙД) Экологическая тропа как средство реализации регионального компонента МБ ДОУ «Детский сад №144» Лебедева Н. В. – зам. зав. Полагаева.

Источник

Особенности реализации вариативной части основной образовательной программы

Внедрение новых нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ, обусловило значительные перемены в организации образовательной работы современного детского сада, в частности в организации самостоятельной деятельности учреждения по реализации основной общеобразовательной программы (ООП). Вариативная часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает вариативность современного дошкольного образования,и отражает:

— приоритетные направления деятельности детского сада, обеспечивающие развитие интегративных качеств дошкольников и равные стартовые возможности для дальнейшего обучения детей в общеобразовательных учреждениях;

особенности проведения санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур в конкретном детском саду с учетом условий, которыми располагает учреждение;

особенности физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей конкретной группы с учетом их интересов, желаний, потребностей и способностей, а также запросов родительской общественности;

— специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс ДОУ

При составлении учебного плана ДОУ необходимо ориентироваться на основные принципы Программы. Объем учебной нагрузки в течение недели определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. В структуре учебного плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть. В данной статье отражаются особенности реализации вариативной части ООП в МБДОУ «Макушинский детский сад «Теремок».

Образовательной программой ДОУ,

— положением о дополнительном образовании,

— рабочей программой педагога – руководителя кружка, секции, студии на текущий год,

— материалами контроля качества (результативностью) работы кружка.

Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц во второй половине дня. Важно учесть, что организация дополнительного образования предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому, помимо подбора интересного содержания,педагоги осуществляют ряд конкретных условий:

— организацию рабочего пространства;

— возможность детей заниматься по своим силам и интересам;

— игровой характер подачи любого материала.

— необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада.

Деятельность руководителей кружков, секций, студий направлена на разных участников образовательных отношений.Педагоги организуют свою деятельность с учетом адресатов посредством следующих форм:

— с детьми: фронтальные занятия (групповые, экскурсии, мини-походы, тематические прогулки, развлечения, досуги, участие в различного уровня конкурсах, соревнованиях, оформление выставок, отчетные концерты;

— с педагогами: консультации, мастер-классы, семинары;

-с родителями: консультации, мастер-классы, выступления на родительских собраниях, информации через тематические стенды, на сайте организации.

В ДОУ функционируют кружки по всем пяти направлениям развития детей:

— физическое развитие и здоровье: кружок «Фитбол-гимнастика», секция «Юный атлет», факультатив «Пешечка»;

— познавательное развитие: кружок «Развивайка».

Реализация 2 части Программы ДОУ усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности организации. Результаты работы по дополнительному образованию оцениваются на педагогических советах в конце года. Формой отчета о результатах дополнительного образования дошкольников служат также отчетные концерты для педагогов ДОУ и родителей воспитанников, выставки творческих работ. Воспитатели – руководители кружков обобщают и представляют свой опыт работы в виде мастер–классов на институциональном уровне. Педагогами накоплен богатый опыт работы в этом направлении, с которым они делятся с коллегами района. В 2017году был обобщен и представлен опыт работы по художественно-эстетическому направлению студии «Радость» и «Умелые ручки», а, также, физическому развитию – «Фитбол-гимнастика» на педагогических районных чтениях.

Дополнительное образование предоставляет возможность педагогу выявить и поддержать детей, способных к творческой деятельности, полнее использовать потенциал дошкольного образования за счет углубления, расширения и практического применения приобретенных знаний, Дополнительное образование, которое получают дети в нашем ДОУ, приносит им не только дополнительную радость, но и дополнительное развитие.

Вариативная часть ООП содержит также региональный компонент, реализация которого воплощается в инновационном педагогическом проекте по краеведению «Макушино – край Зауральский».Формулировка целей и задач проекта определяется регламентируемыми направлениями развития дошкольников и опирается на целевые ориентиры:

— социально-коммуникативное развитие связано с формированием у детей дошкольного возраста патриотических чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе знания об исторических и природных особенностях родного края, а также с приобретением способности использовать знания о родном крае в игровой деятельности;

— познавательное развитие связано с формированием представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой, с формированием основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;

— речевое развитие происходит при первичном восприятии диалектной речи через знакомство с культурой Зауралья;

— художественно-эстетическое развитие заключается в приобщении детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитании любви к родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиционных для народов Зауралья;

— физическое развитие связано с развитием эмоциональной свободы, физической выносливости, смекалки, ловкости через традиционные игры и забавы Уральского региона.

Еще одним условием реализации регионального компонента вариативной части ООП является планирование деятельности в рамках проекта. Рабочей группой составлен перспективный план работы по проекту для каждого возраста детей с учетом темы недели комплексно-тематического плана, в котором прослеживается организация работы с детьми в разных видах деятельности. Так, педагогами разработаны педагогические проекты по патриотическому воспитанию детей,например: «Дом, в котором я живу», «Моя улица» и др.

Реализация регионального компонента предполагает создание особой образовательной среды. Так, в группах ДОУ созданы следующие условия для реализации проекта:

– мини-экспозиции в средних группах («Сельское подворье», «Комната» и др.)

В групповых патриотических уголках тематический материал «Семья», «Мой город» и т. д. оформлен в виде альбомов, папок, лепбуков. Учитывая ведущую деятельность детей, воспитатели широко используют различные виды игр. В игровых уголках имеется вся необходимая для организации игровой деятельности атрибутика к дидактическим, настольно-печатным, сюжетно-ролевым и т. д. играм, с помощью которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. Каждая группа располагает богатым материалом по ознакомлению дошкольников с городом Макушино и его достопримечательностями, людьми, которые его прославили, с настоящим и прошлым, например, активно используются видеофильмы о Макушино; о животном и растительном мире, презентации, созданные воспитателями («Знаменитые люди земли Курганской», «Птицы в городе», «О тех, кто живет в лесу и др).

Педагоги ДОУ, планируя деятельность с детьми, активно используют интегрированный подход, т. е. объединяют несколько видов деятельности, что, в свою очередь, соответствует одному из основныхтребований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким. Например, воспитатель подготовительной группы, работая над темой по самообразованию: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста», совершает с детьми целевые прогулки на предприятия города. Социализируясь, дети получают не только знания, но и обогащают активный словарь, а полученными впечатлениями делятся в рисунках, сюжетно-ролевых, строительных играх, устраивают концерты, разыгрывают спектакли.

Педагоги, «черпая» материал о настоящем и прошлым района из различных источников (социальной сети интернета «Одноклассники» группа «Патриоты Макушино», печатные издания, материалы районного музея, домашние архивы и т. д., активно используют его в образовательной деятельности. Так, совершив с детьми старшей группы ряд экскурсий по ознакомлению с архитектурой города, воспитатели провели открытое занятие в форме КВН с участием родителей. Дети узнавали на фотографиях и рассказывали истории старинных и современных зданий, играли в игры народов Урала, читали стихи местных поэтов. Родители были приятно удивлены знаниями детей о городе.

Интегрированное построение НОД даёт детям возможность свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от них активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированной НОД.

Используя информационно-коммуникативные технологии в части занятий художественно-эстетического, познавательного направления, воспитатели знакомят детей с достопримечательностями района, знаменитыми людьми региона, животным и растительным миром, культурой и фольклором Зауралья (закличками, приговорками, считалками, загадками и т. д.). Фольклор не только развивает устную речь детей, но и позволяет обучать их нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями

В организации режимных моментов активно используются мультимедийные ресурсы, а именно, в просмотре и слушание аудиозаписей народных танцевальных мелодий, фольклора Зауралья.

Начиная со старшей группы, дети посещают районный краеведческий музей, где узнают много о прошлом, быте и предметах быта родного народа.

Воспитатели стимулируют любознательность детей и побуждают их к самостоятельному поиску информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию, фотографии своих родных и др.).

Создаются условия для развития творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования и ручного труда, что, в свою очередь мотивирует воспитанников на создание мини-музеев, связанных с образами родного города (фотографии, изображения природы, зданий, знаменитых земляков, народных промыслов).

Педагоги организуют участиедетей в жизни родного города: в его традициях, праздниках, акциях, например, делают открытки для ветеранов, участвуют в городском празднике Масленицы, Дне города и др.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является взаимодействие с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении эта работа проводится в тесном взаимодействии с родителями. Помимо проведения родительских собраний, индивидуальных консультаций и бесед, являющихся традиционными и обязательными формами работы с родителями, педагогами используются информационно-просветительские формы взаимодействия. В групповых приемных комнатах воспитатели размещают рекомендации по воспитанию нравственно-патриотических качеств у дошкольников через чтение художественной литературуы, общение с природой края, посещения музея, просмотров фильмов.

Педагоги проводят ОД в рамках Дней открытых дверей. Обычно, такие занятия предполагают непосредственное участие родителей, на которых они могут проверить свои знания об истории края, знаменитых людях, флоре, фауне и т. д.

Совместно с родителями отмечаются общественные и народные праздники: День матери, Международный женский день, День семьи, День России, «Осенняя Ярмарка» и другие.

На сайте «Одноклассники» в страничке «Теремок» знакомим родителей с жизнью детей в детском саду через фотоматериалы (мини-походы, экскурсии по городу, в музей и др).В результате происходит повышение уровня родительской активности в деятельности ДОУ: родители принимают участие в составлении семейных альбомов, газет, во всех развлекательных и спортивных мероприятиях.

Реализация регионального компонента вариативной части ООП невозможна без организации эффективного взаимодействия ДОУ с социумом. С целью выполнения этого условия, Макушинским ДОУ заключены двухсторонние договора с организациями города; районной библиотекой, краеведческим музеем, ПЧ-30, школой и др. организациями. В результате социального партнерства воспитателям детских садов удается в полной мере выполнять социальный заказ – формировать гармонически развитую личность, любящую свой край, уважительно относящуюся к обычаям и традициям своих земляков.

В реализации задач проекта большая роль отведена рабочей группе, члены которой принимают активное участие в руководстве образовательными проектами, консультировании педагогов, разработке перспективных планов по патриотическому воспитанию для каждой возрастной категории детей, посещающих ДОУ. Рабочей группой разработан план «Система саморазвития педагогов в вопросах воспитания любви к малой родине».

Организация и проведение «Недели педагогического мастерства»по теме: «Патриотическое воспитание детей» позволило педагогам сделать вывод, что благодаря реализации регионального компонента, дети получают возможность беспрепятственно включаться в те области человеческой практики, которые традиционно сложились в нашем регионе. Знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими и национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развивать духовные потребности, воспитывать чувство привязанности к своей малой родине.

Построенная таким образом работа в нашем учреждении, значительно расширяет знания детей о своем крае, достопримечательностях, истории и традициях, людях, которые основали и прославили его. В целом это положит основу формирования ребенка как гражданина своего города, своей страны, настоящего патриота.

Проанализировав, полученные за два года реализации проекта результаты, через беседы с детьми,можно сделать выводы:

дети младшего возраста знают названия улиц, на которых живут, свой детский сад, название группы; называют по имени, отчеству всех педагогов; называют родителей по имени и отчеству, где и кем работают; знают некоторых животных края, деревья и кустарники.

Дети среднего возраста рассказывают о семье, семейном быте, о событиях в городе; участвуют в наблюдениях за животными, оказывая посильную помощь по уходу за ними.

Старшие дети знают символику города, области; знают названия и историю некоторых улиц города; имеют представления о жизни и быте людей, проживающих в городе; узнают на фотографиях здания города; знают и узнают на фотографиях некоторых птиц, животных, обитающих в регионе;

Имеют представления о праздниках, народных традициях и т. д.

Таким образом, реализация регионального компонента в социально-коммуникативном развитии дошкольников, построенная в системе, способствует достижению целевых ориентиров ФГОС.

В результате созданных и создаваемых конкретных условий в ДОУ, описанных в статье, обновляется содержание образовательной деятельности в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ Р. С. Буре – М. :Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с. 1.

2. Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

2. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

3. Л. Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ». Управление ДОУ 2006 № 8

5. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

8. Н. Н. Леонова «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников». Изд. «Учитель» Волгоград 2015.

12. А. Я. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Методическое пособие /«Детство-пресс» Санкт-Петербург 2015.

14.Материалы социальных сетей интернета:

Социальная сеть работников образования (https://nsportal.ru/);

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы в условиях введения ФГОС до Доклад к педагогическому совету №2 «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы в условиях введения.

Сетевая форма реализации основной образовательной программы дошкольного образования Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. В современных концепциях и нормативных.

Формы детской деятельности Основной Образовательной Программы ДОО В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию.

Конструирование основной образовательной программы ДОО в условиях ФГОС Конструирование основной образовательной программы ДОО в условиях ФГОС ДО Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».

Разделы основной образовательной программы начального общего образования СОШ Разделы основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Троицкая СОШ Целевой раздел: 1. пояснительная записка;.

Конструирование основной образовательной программы ДОО в условиях ФГОС Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании.

Конструирование основной образовательной программы ДОУ в условиях ФГОС до Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании.

Отчет о проделанной работе в рамках реализации программы блока вариативной части ООП ДОУ «Дорожный дозор» Отчет о проделанной работе в рамках реализации программы блока вариативной части ООП ДОУ «Дорожный дозор» по обучению детей 4-7 лет ПДД.

Презентация основной образовательной программы ДОУ Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 246» г. Саратова разработана рабочей группой педагогов МДОУ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *