Вид уровень направленность образовательной программы что это

Учебные уровни и направленность

Соответственно закону «Об образовании» программы общеобразовательных учреждений ориентированы на решение задач становления общей культуры личности, адаптации человека к общественной жизни, формирование базы для сознательного выбора и получения профессиональных навыков посредством профильного обучения.

Направленность образования

Учебная направленность – это общее определение эффекта, результата реализации образовательной программы, от которого зависит ее содержание, технологии, способы, формы организации образовательного процесса.

Итоги освоения учениками содержания образовательных программ определяются степенью обучения. Однако, в целом – это конкретизированный, унифицированный объем предметных знаний, умений гарантирующий личности социальную адаптацию и профилизацию.

Данный аспект определения направленности образовательной программы на итог в комбинации «цель-результат» оказывает воздействие на модели подхода к оцениванию работы образовательного учреждения, производительности, где доминантным является познание конечной цели образования. Нужно соотносить уровень и тенденции образовательной программы с учебными намерениями и расписанием занятий, что подтверждает факт реализации данной программы. Проведение оценочных мероприятий позволяет выявить уровень подготовки учеников и степень реализации программы обучения.

Проводить оценку программы образования в конкретном учреждении можно посредством сопоставления поставленных задач и степени их реализации.

Обоснование целей образовательной программы обязано быть максимально упрощенным, точным и определенным. Это необходимо для эффективного анализа степени реализации цели и формирования определенного дидактического процесса, способного обеспечить решение поставленной задачи в максимально короткие сроки. Однако процесс формулировки не совершенен, поскольку неотъемлемой его частью является человек со своими особенностями настроения, темперамента, нрава и других личностных качеств.

Помимо этого в практике существует немало примеров, когда четко сформулированная цель не только не давала результата, но приводила к совершенно непредсказуемым последствиям ее реализации. Следовательно, рассуждая о результативности образовательного процесса конкретного учреждения необходимо помнить о степени активности или пассивности учащихся, их стремления к достижению поставленной цели и других косвенных аспектах неизбежно оказывающих влияние на весь образовательный процесс.

Зачастую результат не заметен сразу, поскольку эффект от педагогического воздействия может актуализироваться в течение многих лет. В свете этого факта цепочка «цель-результат» не должна трактоваться упрощенно и конкретно. Образованию, как процессу, присуща причинно-следственная неопределенность, а соответствие целей и эффектов образования многогранно.

Задача конкретного учебного занятия и образовательной программы, в общем, обязана четко формулироваться, быть следовательной, однозначной и диагностичной. Однако, чем выше степень контроля процесса обучения в учреждении, тем вариативнее, неопределеннее система и тем более комбинированными должны быть цели. Следовательно, выводы о согласовании эффектов с поставленными целями могут быть получены через групповое исследование компонентов процесса обучения.

Уровни образования в России

Уровень образовательной программы – это цикл образования, характеризующийся единой совокупностью конкретных требований.

На основании данного закона уровни образования в стране делятся на общеобразовательный и профессиональный. В состав первой группы учреждений входят дошкольные и школьные заведения, во второй – все оставшиеся.

Общее образование

Согласно статье 43 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на бесплатное образование по общей программе в муниципальном учреждении. Понятие «общее образование» включает в себя:

При этом последняя группа учреждений осуществляет обучение согласно трем образовательным ступеням, а именно:

Образование в дошкольном учреждении направлено на формирование умений позволяющих в дальнейшем проще усваивать школьный материал. С программу, как правило, входят первичные составляющие устной и письменной речи, основы гигиены, этики, здорового образа жизни.

В РФ распространена практика как муниципальных, так и частных учреждений дошкольного образования. Кроме того, некоторые родители предпочитают домашнее обучение и не посещают детский сад. По данным статистики, таких детей с каждым годом становится все больше.

Начальное образование своего рода продолжение дошкольного и имеет ориентацию на формирование мотивации, оттачивание умений устной и письменной речи. Данное образовательное направление предполагает преподавание базовых теоретических навыков мышления и некоторых наук.

Основной целью общего образования принято считать исследование основ некоторых наук, более углубленное изучение основ родного языка, формирование предрасположенностей к конкретным видам действий, эстетического вкуса и самоопределения в обществе.

В период освоение программы общего образования у ученика должны сформироваться умения самостоятельного познания мира.

Основная же задача среднего образования состоит в обучении разумному мышлению и способности осуществлять самостоятельный выбор. На данном этапе происходит глубокое изучение наук, складывается четкое понятие о мире и социальной роли личности в нем.

Профессиональное образование

Структура профессионального образования также имеет разделение на этапы:

Начальное профессиональное образование можно получить на базе профессионально-технического училища или, в современной интерпретации, профессионально-технического лицея. Зачисление учащихся в такие учебные заведения осуществляется после окончания 9 или 11 классов.

К средне-профессиональным учебным заведениям относятся техникумы и колледжи. Первые осуществляют подготовку экспертов начального класса, вторые ведут более углубленное преподавание специализации. Прием в техникумы и колледжи ведется на базе 9 и 11 классов. Однако, существуют некоторые ограничения, продиктованные особенностями специализации.

Целью высших учебных заведений является подготовка профессионалов разных областей самой высокой квалификации. К учреждениям высшего образования относятся институты, академии, университеты. Разделение на уровни выглядит следующим образом:

Первая ступень высшего образования – это база, без которой невозможно претендовать на получение более высокой квалификации. Формы получения высшего образования также могут быть разными. Так, студентам доступно обучение в очной, заочной, очно-заочной форме и экстернат.

Помимо основных типов образования, существуют заведения предоставляющие услуги дополнительного образования. В таких учреждениях можно получить дополнительную специальность в формате курсов.

Источник

Вид уровень направленность образовательной программы что это

В соответствии с действующим в настоящее время в РФ законодательством процесс образования:

осуществляется путем реализации образовательных программ;

содержание конкретной образовательной программы определяет:

разработка, утверждение и реализация образовательных программ осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

Образовательная программа:

это комплекс основных характеристик образования:

организационно-педагогических условий и в отдельных случаях форм аттестации,

который представлен в виде:

календарного учебного графика,

рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также

оценочных и методических материалов.

п. 9 статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 06.03.2019)

Уровни образования

Образование подразделяется:

профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование:

В настоявшее время установлены следующие уровни образования:

общее образование:

основное общее образование;

среднее общее образование;

дополнительное образование, которое включает в себя такие подвиды, как:

дополнительное образование детей и взрослых и

дополнительное профессиональное образование.

Система образования в РФ создает условия:

для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ,

предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также

учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Виды основных образовательных программ

По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению:

По дополнительному образованию:

ч. 2 статьи 12 «Образовательные программы» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

К основным образовательным программам относятся:

основные общеобразовательные программы;

основные профессиональные образовательные программы.

В состав основных общеобразовательных программ входят:

образовательные программы дошкольного образования;

образовательные программы начального общего образования;

образовательные программы основного общего образования;

образовательные программы среднего общего образования.

В состав основных профессиональных образовательных программ входят:

образовательные программы среднего профессионального образования, к ним относятся:

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих,

программы подготовки специалистов среднего звена;

образовательные программы высшего образования, к ним относятся:

программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре),

основные программы профессионального обучения, к ним относятся:

программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих,

программы переподготовки рабочих, служащих,

программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Структура основных образовательных программ, условия их реализации и требования к результатам их освоения:

ч. 3 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральные государственные образовательные стандарты

дошкольного образования (ФГОС ДО):

утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

начального общего образования (ФГОС НОО):

утвержден Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

основного общего образования (ФГОС ООО):

утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

среднего общего образования (ФГОС СОО):

утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

Уровни общего образования:

начальное общее образование,

основное общее образование,

среднее общее образование

являются ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ уровнями образования.

Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и/или основного общего образования:

ч. 5 статьи 66 «Начальное общее, основное общее и среднее общее образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

По общему правилу к освоению образовательных программ среднего профессионального образования:

ч. 2 статьи 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

К освоению образовательных программ высшего образования:

допускаются лица, имеющие среднее общее образование:

программ бакалавриата или

ч. 2 статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

К освоению образовательных программ магистратуры:

ч. 3 статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Таким образом, сложившаяся в настоящее время в РФ система образования предусматривает поступательное освоение основных образовательных программ соответствующих уровней.

Источник

Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам

Методички Педсовета

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 13
имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова»
Методические рекомендации

Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам

Тамбов 2017 г
Составитель: О.В. Кобозева
старший методист по дополнительному образованию

Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (методические рекомендации) / сост.: О. В. Кобозева; МАОУ«Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова». — Тамбов, 2017. — 23 с.

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения единообразия подходов к разработке дополнительных общеразвивающих программ в образовательной организации.

При разработке настоящих методических рекомендаций учитывались методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении рекомендаций» от 18.11.2015 года № 09-3242); методические рекомендации «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и программам летних оздоровительных лагерей» ТОГБОУ ДО « Центр развития творчества детей и юношества» 2016 г.

Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования — разработчиков программ.

Введение

Программа дополнительного образования — это документ эффективного экономического управления образовательным процессом, основанный на персонификации финансирования, «обеспечивающий поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования» (Федеральная к онцепция развития дополнительного образования детей) (далее Концепция).

Основаниями для проектирования и реализации дополнительных общеразвивающих программ являются:

Содержание дополнительных общеразвивающих программ определяется в рамках следующих направленностей:

техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ должно быть ориентировано на:

От качества наполнения содержания каждой образовательной программы в соответствии с требованиями законодательства во многом будет зависеть и качество предоставляемых образовательных услуг в образовательной организации.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ ежегодно обновляется с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы с учетом запроса социума, следовательно, дополнительные общеразвивающие программы утверждаются директором образовательной организации на каждый учебный год.

Требования к организации образовательного процесса по дополнительным общеразвивающим программам нормируются СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Уровневая дифференциация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Согласно Концепции, одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость.

Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития. Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предполагают реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и разной степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого участника рассматриваемой программы.

Содержание и материал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности (Методические рекомендации):

Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).

Каждый из трех уровней должен предполагать универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей. В свою очередь, материал программы должен учитывать особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом.

Дополнительная общеобразовательная программа должна иметь собственную матрицу, описывающую систему уровней сложности содержания программы и соответствующие им достижения участников.

Источник

Вид уровень направленность образовательной программы что это

Статья 12. Образовательные программы

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

3. К основным образовательным программам относятся:

2) основные профессиональные образовательные программы:

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

С 01.01.2023 в п. 1 ч. 4 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Основные профессиональные образовательные программы подлежат приведению в соответствие с данными положениями (в ред. ФЗ от 26.05.2021 N 144-ФЗ) не позднее 01.09.2022.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования) и образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), реализуемых на основе самостоятельно устанавливаемых требований, утвержденных образовательными организациями высшего образования), разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

7.2. При разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается.

(часть 7.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 322-ФЗ)

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право разрабатывать и утверждать образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

9. Примерные основные общеобразовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.

(часть 9.1 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

(часть 13 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

С 01.01.2023 в ч. 15 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *