Значит ли что произведения включенные в школьную программу неинтересное чтение
Научно-
образовательный
портал IQ
Почему подростки не читают классику
Ценность русской литературы для современных школьников по-прежнему имеет большое значение. Подростки подтверждают это в ходе социологических опросов. Однако на практике они нередко подходят формально к освоению произведений и не способны к анализу их содержания. Одна из причин этого в 150-200 летнем временном разрыве между периодом написания произведений и жизнью современных старшеклассников.
Тем не менее, пока еще половина школьников считает русскую классику актуальной и находит в ней ресурсы для собственного развития, отметила Любовь Борусяк в статье «Классическая школа, неклассические дети». Она опубликована в новой книге «Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное» (Совпадение, Москва, 20016). В статье описаны результаты опроса 700 старшеклассников из разных городов России на предмет их отношения к литературным произведениям из обязательной школьной программы.
Как дети «проходят» школьную программу
Киноиндустрия, накопившая сегодня достаточное количество различных экранизаций классики, дает возможность школьникам поверхностно, но быстро ознакомиться с содержанием обязательных к прочтению произведений. Альтернативой фильмам могут быть спектакли, а также аудиокниги и краткое изложение литературных шедевров, которое можно найти на многочисленных сайтах в интернете.
В ходе опросов более 17% учеников 10-11 классов на вопрос «Случалось ли вам вместо чтения этих книг (книг из школьной программы: прим.ред.) знакомиться с их кратким изложением или смотреть их экранизации, слушать аудиокниги?» ответили: «Да, регулярно» и 65% «Да, иногда».
При этом подростки не всегда осознают то, что прибегают к альтернативным методам освоения литературного содержания. С одной стороны, в ходе опросов они могут говорить, что не используют их, а с другой, указывают на конкретные произведения, которые освоили каким-то иным образом, чем прочтение оригинального текста. Подобные практики стали настолько естественными, что школьники этого даже не замечают, отмечает Любовь Борусяк. Доказательство тому и то, что старшеклассники заносят в списки любимых те произведения, которые не читали, но смотрели их экранизации. Так, большинство опрошенных, которые указали «Обломова» и «Бесприданницу» в качестве любимых произведений школьной программы – это не читатели, а зрители.
Самые популярные среди подростков экранизации классики
Кадр из фильма Сергея Бондарчука «Война и мир», (Мосфильм, 1967 г.)
Поскольку сегодня экранизированы практически все шедевры русской классики, в число альтернативно освоенных попадают и «Преступление и наказание», и «Евгений Онегин», однако все же реже, чем перечисленные выше произведения.
Что раздражает девочек и демотивирует мальчиков
У российских старшеклассников есть любимые произведения. Это «Преступление и наказание» и «Отцы и дети». Они лидируют по числу положительных отзывов, как у девушек, так и у юношей и реже попадают в число освоенных альтернативными способами.
Какие книги подростки назвали любимыми
«Преступление и наказание» | «Преступление и наказание» | ||||||||||
«Отцы и дети» | «Отцы и дети» | ||||||||||
«Война и мир» | «Мастер и Маргарита» | ||||||||||
«Обломов» | «Гранатовый браслет» | ||||||||||
«Мертвые души» Источник: Монография «Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное» Правда, когда доходит дело до того, чтобы объяснить, чем именно увлекают эти романы, подростки приходят в затруднение. «Как показывают комментарии ко всем произведениям, не только к роману Достоевского, 10-11-классники не умеют рефлексировать свои чувства и эмоции по отношению к литературным произведениям, не говоря уже о каком-то анализе их художественных особенностей», — отмечает автор исследования. Некоторое исключение составляет роман «Мастер и Маргарита». Комментарии к нему также не отличаются глубиной и наличием анализа, но при этом полны эмоций. «Необычность сюжета, интересные образы, завораживающие ситуации», «Захватывает с первых строчек» — примерно так комментируют школьники роман Булгакова. Он оказался не на первом месте среди любимых произведений. Но это можно объяснить тем, что десятиклассники его еще не изучали и далеко не все одиннадцатиклассники его «прошли», поясняет Любовь Борусяк. В ходе исследования выяснились также литературные «антипатии». Роман «Война и мир» лидирует в числе непонравившихся произведений среди девушек, правда занимает третье место в числе понравившихся среди юношей. Также девушек раздражают пьесы «На дне» и «Кому на Руси жить хорошо». Они предлагают убрать их из школьной программы. Юноши, в отличие от девушек, на вопрос «что не понравилось?» чаще всего отвечали «все не понравилось» или «ничего не понравилось». «Это во многом проявление протеста — многие подростки (почти исключительно юноши) таким образом демонстрируют, что им не нравятся школьные подходы к изучению литературы, основанные на дисциплинировании, навязывании, контроле и санкциях. Это своего рода «Нате!», — комментирует Любовь Борусяк. Какие книги подростки назвали нелюбимыми
|