Что будет если президент совершит преступление
Президент Рф совершил тяжкое уголовное преступление. Наказуем ли он? И кто будет рассматривать данное дело?
Безусловно наказуем. Но есть достаточно сложная процедура привлечения к ответственности.
Согласно статье 93 Конституции Российской Федерации :
Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
После отрешения от должности он привлекается к ответсвенности в общем порядке.
Посадят ли в тюрьму президента, если он убьет человека? (1 фото)
Представим себе такую ситуацию: президент России (давайте без имен-отчеств, просто некий человек, занимающий эту должность) убивает человека. Смогут ли главу государства посадить в тюрьму? Что по этому поводу говорит закон?
Что ждет президента, если он убьет человека
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сразу же к Конституции нашей страны. Согласно ст.91 Основного закона, человек, занимающий этот пост, имеет неприкосновенность, которая является правовой гарантией его деятельности на посту главы государства. Это означает, что президента нельзя привлечь к уголовной и административной ответственности, подвергнуть обыску, досмотру и иным мерам принудительного характера. Более того, неприкосновенность распространяется на жилые и служебные помещения, которые занимает данное лицо, а также на используемые им личные и служебные транспортные средства, документы, средства связи и вещи.
Однако наличие такой мощной защиты, как неприкосновенность, не освобождает президента от политической конституционной ответственности. Это означает, что человек может быть отрешен от своей должности согласно ст.93 Конституции РФ, в которой как раз описана данная процедура.
Теперь возвращаемся к нашему вопросу: может ли президент России попасть в тюрьму за убийство человека? Ответ на него (если действовать строго в рамках закона) будет положительным. В данном случае процедура может выглядеть следующим образом: по факту убийства Следственный комитет возбуждает уголовное дело и начинает расследование. В процессе его представители устанавливают, что виновником преступления является именно президент – на это указывают свидетели, камеры наблюдения и т.д. Все материалы по делу передаются главе ведомства, который с присущей ему непредвзятостью передает документы в Верховный суд.
ВС РФ, в свою очередь, обязан заключить, есть ли в действиях президента признаки тяжкого преступления. Если таковые имеются, то положительное заключение Верховного суда передается в Конституционный суд (КС) страны, который должен установить, что ВС смог неукоснительно соблюсти процедуру.
Как только КС РФ согласился с мнением ВС РФ, в дело вступает Государственная Дума – не менее трети депутатов должны выдвинуть аргументированное обвинение в адрес президента, что тот совершил тяжкое преступление, являющееся причиной отрешения его от должности. Это обвинение поступает на рассмотрение специальной комиссии, избираемой палатой. Если комиссия соглашается с выводами КС и ВС РФ, затем обвинение должны поддержать две трети депутатов – не менее. Их доводы в пятидневный срок направляются в Совет Федерации, а также в Верховный и Конституционный суды.
Далее отрешение президента от должности ложится на плечи Совета Федерации: его представители должны созвать внеочередное собрание и обратиться в КС с вопросом о том, являются ли законными основания для отрешения президента от должности. Если КС дает отрицательный ответ (мало ли что могло измениться за это время), то вся процедура останавливается.
Если же КС отвечает утвердительно, то Совет Федерации проводит тайное голосование среди своих представителей. Чтобы процесс отрешения от должности продолжился, против президента должны проголосовать не менее двух третей членов Совета Федерации.
Допустим, СФ необходимым количество голосов проголосовал за отрешение – что дальше? А дальше Совет Федерации обязан в течение трех месяцев (ни днем больше!) после выдвижения обвинения принять окончательное решение о том, что президент обязан покинуть свой пост. Если в установленный срок решение не будет принято (ну мало ли что может измениться за это время), глава государства остается на своей должности.
Если СФ выносит положительный вердикт, президент страны лишается и своего поста, и неприкосновенности. После этого, по идее, он может предстать перед судом как обычный гражданин России.
Возможно, в этой цепи есть лишние или недостающие звенья – укажите на них, пожалуйста. Рассмотрите эту последовательность с юридической точки зрения (а не под воздействием эмоций) и без упоминания конкретных личностей.
Новое в блогах
Криминальная Конституция России
Госпожа В. Матвиенко! Господин С. Нарышкин!
Поздравляю вас и всех депутатов Госдумы и Совета Федерации с криминальной Конституцией страны!
Почему криминальной? Потому что согласно ст. 93 Конституции РФ «Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления,…». Следовательно, если преступление не тяжкое, а таких много в приведенных мною главах УК РФ, и президент совершил много таких нетяжких преступлений, если он не выполняет Конституцию, нарушает Федеральные законы, не выполняет присягу, совершил особо тяжкое преступление, то он не может быть отрешен от должности.
Вот какие преступления может совершать Президент РФ БЕЗНАКАЗАННО (ибо против него нельзя возбудить уголовное дело согласно ст. 91 Конституции РФ и отрешить от должности нельзя!):
ТО ЕСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕЗИДЕНТ, ПРЕВРАТИВШИСЬ В УГОЛОВНИКА, МОЖЕТ ПРОДОЛЖАТЬ БЫТЬ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ СОГЛАСНО СТ. 93 ПРИ ПОЛНОЙ БЕЗНАКАЗАННОСТИ СОГЛАСНО СТ. 91 КОНСТИТУЦИИ.
С этим и поздравляю Нарышкина С., Матвиенко В., всех членов комитетов, в первую очередь, а также всех депутатов Госдумы и Совета Федерации РФ и всех граждан России.
Кто не понял, рисую такую гипотетическую ситуацию. Президент РФ приглашает к себе, например, депутатов Яровую И., Жириновского В., Крашенинникова П. И в присутствии их всех Яровую И. Президент РФ таскает за волосы, истязает (ст.117 УК РФ), Жириновского В. избивает (ст. 115, 116 УК РФ), Крашенинникова П. оскорбляет мужским и женским матом (ст. 130 УК РФ) и они ничего не смогут в ответ сделать. Только восхищаться большой энергией Президента РФ… Ничего не будет Президенту РФ, если он изнасилует какую-нибудь женщину, но не до смерти (п. 1 ст. 131 УК РФ), ибо это также не тяжкое преступление.
Статья 93 Конституции РФ должна быть в такой редакции:
«Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении любого уголовного преступления, или при нарушении Конституции РФ, или нарушении Федеральных законов или присяги …»
Прошу ответить мне, когда Конституция моей страны перестанет быть криминальной.
Ответа нет. Госдуму РФ и Совет Федерации вместе с Президентом РФ такая Конституция вполне устраивает.
За какие нетяжкие преступления могут привлечь к ответственности президента?
Не совсем понятен вопрос о каком Преступлении и Президенте идет речь.
Что же касается Тяжести преступления, то это зависит от срока лишения свободы по тому или иному преступлению в соответствие со статьями УК РФ:
УК РФ Статья 15. Категории преступлений
1. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
2.Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает трех лет лишения свободы.
3. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает три года лишения свободы.
4. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.
5. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
6. С учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности суд вправе при наличии смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств изменить категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию преступления при условии, что за совершение преступления, указанного в части третьей настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее трех лет лишения свободы, или другое более мягкое наказание; за совершение преступления, указанного в части четвертой настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы, или другое более мягкое наказание; за совершение преступления, указанного в части пятой настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее семи лет лишения свободы.
Здравствуйте! В соответствии со ст. 91 Конституции РФ Президент РФ обладает неприкосновенностью.
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
В соответствии со ст. 93 Конституции РФ
1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
Таким образом из положений данных норм Конституции РФ, Президент РФ, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления.
Президент РФ обладает неприкосновенностью: он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ.
Привлечь Президента РФ к ответственности за не тяжкие преступления в соответствии с нормами действующего законодательства нельзя.
Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им только тяжкого преступления.
Статья 3. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий
1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента Российской Федерации.
Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.
2.Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления.
Председатель Следственного комитета Российской Федерации в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации направляет представление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Принятое Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, с представлением Председателя Следственного комитета Российской Федерации направляется в трехдневный срок в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает в трехмесячный срок вопрос о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, с учетом представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации, принимает по данному вопросу постановление и в трехдневный срок извещает о нем Председателя Следственного комитета Российской Федерации.
Решение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу и влекущим прекращение такого дела.
В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе участвовать Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого внесено представление.
Неприкосновенность навсегда
5 ноября сенатор Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников внесли в Госдуму поправки в закон «О гарантиях президенту, прекратившему исполнение своих полномочий», существенно усиливающие гарантии защиты от преследования бывших руководителей государства. Сейчас экс-президент России не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут допросу или обыску за деяния, которые совершил в период президентских полномочий. Согласно поправкам, оговорка о том, что неприкосновенность распространяется только на период президентства, будет снята. Иммунитет будет действовать и в отношении деяний, которые могли быть совершены и за рамками осуществления президентских полномочий, уточняет Клишас.
Юридический щит
Неприкосновенности экс-президент, конечно, может быть лишен. Но авторы поправок предложили сложную процедуру: для этого требуется решение Совета Федерации, которое может быть принято только в случае выдвижения Госдумой обвинения «в госизмене или совершении иного тяжкого преступления», подтвержденного заключением Верховного суда (ВС) о наличии в действиях экс-президента признаков преступления, а также заключением Конституционного суда (КС) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. «Депутаты [группа от 150 человек] смогут инициировать обвинение в случае какого-то резонансного поступка, тогда в Госдуме создается соответствующая комиссия, которая проверяет эти данные. После чего Госдума направляет в ВС документы с собранными данными, затем ВС выносит свое заключение о наличии в действиях экс-президента признаков преступления. А КС проверяет порядок выдвижения обвинения», – пояснил Крашенинников. Окончательные решения в палатах – об обвинении и о снятии неприкосновенности – принимаются двумя третями голосов. Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин говорит, что «теперь фактически лишение неприкосновенности бывшего президента приравнивается по своей процедурной сложности к процедуре импичмента главы государства».
Где экс-президентам жить хорошо
В США и большинстве стран Европы экс-главы государств не обладают иммунитетом.
В Руанде экс-президент «не может быть привлечен к ответственности за госизмену или серьезное и преднамеренное нарушение конституции, если во время его правления против него не было выдвинуто обвинений».
В Италии экс-президент становится пожизненным сенатором, иммунитет может снять сенат.
В Туркмении экс-президента нельзя судить «за деяния, совершенные в период исполнения им полномочий президента».
Источник: «ТАСС-досье»
Согласно действующему сейчас закону инициатором снятия неприкосновенности должна быть не Госдума, а глава Следственного комитета (СК). Теперь из закона могут убрать не только упоминание СК, но и прямое указание на то, что процедура лишения неприкосновенности может быть запущена в связи с преступлением, совершенным экс-президентом во время работы главой государства: «Председатель СК в случае возбуждения уголовного дела в связи с совершением им [экс-президентом] тяжкого преступления в период исполнения полномочий направляет представление в Госдуму [которая дает согласие на лишение неприкосновенности и направляет его в СФ]». Это не означает, что преследовать экс-президента за дела, совершенные во время президентства, будет нельзя, говорит Крашенинников: «Неприкосновенность может быть снята с экс-президента за деяния, совершенные им во время президентства, но только по той процедуре, которую предусматривает законопроект». «То, что выглядит по форме как реализация конституционных принципов и механизмов гарантий главы государства, скорее напоминает абсолютизацию президентской власти и ее невероятное усиление», – говорит Добрынин.
Один из опрошенных «Ведомостями» юристов отметил, что в перечне оснований для снятия неприкосновенности отсутствуют особо тяжкие преступления (предусмотрены Уголовным кодексом). По словам адвоката Дмитрия Аграновского, он никогда не встречал ситуаций, когда бы понятие «тяжкого» преступления включало в себя и «особо тяжкие»: «Я бы это добавил, может, это просто какое-то техническое упущение. Юристы же формалисты – как написано, так и читают».
Штрафы можно не платить
До отставки первого президента РФ Бориса Ельцина не был прописан специальный механизм гарантий экс-президентам, напоминает депутат Госдумы Борис Надеждин: путинский указ от 31 декабря 1999 г., а затем сменивший его закон входили в так называемый пакет договоренностей между Ельциным и преемником. Против закона в 2001 г. выступали коммунисты, они вспоминали основания для провалившегося импичмента Ельцину (чеченская война и др.), отмечает он, но в законе «сознательно написали, что гарантии неприкосновенности касаются только деятельности в качестве президента». Новая редакция освободит экс-президента от всякой ответственности как обычного человека и после отставки, говорит Надеждин: «Вряд ли можно предположить, что он [бывший президент] будет таскать молоко из магазинов. Но штрафы за превышение скорости может спокойно не платить».
По словам Крашенинникова, проект направлен на сохранение стабильности – чтобы лица, которые занимали главный пост в стране, понимали, что их не будут преследовать по политическим мотивам, а только в случае совершения тяжких преступлений. При этом сама процедура снятия неприкосновенности с экс-президента становится такой же, как и в отношении президента, указывает он. Депутат КПРФ Юрий Синельщиков считает, что поправки внесены из-за роста протестных настроений: «На будущее надо предотвратить возможность привлечения экс-президента к ответственности. Вдруг оппозиция придет к власти? Из-за этого такие законы и принимаются». В итоге этот законопроект делает экс-президента таким же неприкосновенным, как и действующего, говорит он.
В подготовке статьи участвовал Максим Иванов